Программа по дополнительному образованию "Волшебные пальчики"
учебно-методический материал (средняя группа)

Панкова Ирина Геннадиевна

Программа по изобразительной деятельности "Волшебные пальчики" с детьми младшей и средней групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnye_palchiki.docx182.65 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы кружка:

«Волшебные пальчики»

Руководитель кружка:

Панкова Ирина Геннадиевна

                                 СОДЕРЖАНИЕ

1 РАЗДЕЛ.     ЦЕЛЕВОЙ.

1.1  Пояснительная записка.

1.2   Нормативно-правовые документы.

1.3  Возрастные особенности.

1.4  Цели и задачи программы.

1.5  Принципы к формированию программы.    

1.6 Подходы и методы их реализации:

1.7  Планируемые результаты кружка.

2  РАЗДЕЛ.     СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.

2.1  Организация занятий кружка.

 2.2  Нетрадиционные художественные техники.

 2.3 Сотрудничество с родителями.

 3. РАЗДЕЛ.   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

 3.1 Календарно-тематический план работы кружка во второй младшей группе.  

3.2 Календарно-тематический план работы кружка в средней группе.  

 3.3 Мониторинг.

 3.4  Материально- техническое обеспечение Программы.

 3.5 Список используемой литературы.


               1 РАЗДЕЛ. ЦЕЛЕВОЙ      

 1.1  Пояснительная записка.

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. 
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». 
/В.А.Сухомлинский/

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок пробует свои силы и совершенствует свои способности.

Существует множество техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в раннем возрасте, постепенно усложняя их. Такое рисование развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей

Занятия проводятся в форме игр, цель которых — научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике.

Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Актуальность данного направления совместной деятельности состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуация.

       1.2   Нормативно-правовые документы.

Федеральный закон РФ от 29декабря 2012г. №273-ФЗ “Об образовании в РФ”

Приказ от 30 августа 2013г.№ 1014”Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам”.

Постановление Главного государственного врача санитарного врача РФ от 15мая 2013г.  №26 г.Москва, “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 - 13.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17октября 2013г.№ 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”.

Приказ Минтруда России №544 Н от 18 октября “2013г.

Письмо Рособрнадзора от 10.09.2013г. №01-50-377/ 11-555

Образовательная Программа МАДОУ  №3 «Радуга».

Устав МАДОУ №3 «Радуга».

Программа художественного воспитания ,обучения и развития детей 2-7 лет”Цветные Ладошки” И.А. Лыковой.

             1.3  Возрастные особенности.

Содержание рабочей Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

 Дети от 3до 4лет, их  художественная деятельность детей носит непосредственный  характер. Происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют, графические образы бедны. Карандаш держат неуверенно и неправильно, рисуют вертикальные и горизонтальные линии, круги, овалы. Линии неровные и неточные.  Дети уже знают основные цвета и с интересом наблюдают за смешиванием двух цветов и появлением нового цвета. С большим удовольствием рисуют красками, используя при этом свои пальцы.  В лепке дети могут отщипывать, отрывать комки, скатывать между ладонями и на плоскости; сплющивать, вылепливать простые предметы.

от 4до 5лет.

В рисунках у детей появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками, могут смешивать на палитре краски, используют цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливания.

1.4  Цели и задачи программы.

Цель - развитие художественно-творческих способностей через рисование нетрадиционными техниками. 

Задачи:

      - прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;

      - помочь овладеть различными техническими навыками при работе с   различными материалами;

      - развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

      - развивать чувство коллективизма, товарищества.

         

 

         1.5  Принципы к формированию программы.    

Общепедагогические     принципы

обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ДОУ

► принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания

программы с учётом региональных культурных традиций;

► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

►► принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

► принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

► принцип развивающего характера художественного образования;

► принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

 Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

 ► принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

 ► принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

 принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

► принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

► принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

►► принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

►► принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

► принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

► принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

            1.6 Подходы и методы их реализации:

*Систематические занятия.

*Игры, игровые приемы.

*Организация и оформление выставок детских работ.

*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой            

кружка, и по каким направлениям ведется

 1.7  Планируемые результаты кружка.

1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

5. Развитие речи.

2  РАЗДЕЛ.     СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.

Направление деятельности: художественно-эстетическое.

Продолжительность освоения программы: два учебных года.

Возраст участников: 3 – 4, 4-5 лет.

          2.1  Организация занятий кружка:  Занятия  проходят во второй половине дня с учетом санитарных норм и требований по организации кружковой деятельности. Кружковая работа проводится один раз в неделю по группам по 15-16 человек: в понедельник со средней группой, а в среду со второй младшей группой ; длительность занятий 15-25 минут  (продолжительность занятий кружка регламентируется нормами СанПиН при организации занятий) с 15.40 и с  16.00; общее количество детей составляет не более 32 человек.

 

        2.2  Нетрадиционные художественные техники

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки, полоски на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Метод тычка жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками (штампование): ребенок опускает печатку в миску с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. В роли печатки (штампа) могут быть крышки, пробки, конструктор, срез от картофеля, листья

- Печать листьев: ребенок берет различные листья деревьев, покрывает их красками при помощи кисточки и окрашенной стороной плотно прижимает к бумаге, стараясь не сдвигать с места.

-Тампонирование: ребёнок опускает тампон в миску с краской и наносит на бумагу. Для получения другого цвета меняется тампон.

-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

-Печать по трафарету: ребёнок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходими повторяет процедуру после высыхания краски.

-Рисование по мокрой бумаге: лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

- Монотипия: согнуть лист бумаги пополам, внутри  нарисовать красками на одной половине листа, затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

- Кляксография: С помощью кисти ставим кляксу в уголке листа. С помощью трубочки выдуваем кляксу  в разных направлениях. С помощью ватной палочки дорисовываем цветы.

- Мраморная бумага: В большую одноразовую тарелку наливается молоко, затем кисточкой наносятся капли и зубочисткой рисуются узоры. На рисунок кладут белый лист. Рисунок отпечатывается на бумаге.

- Рисование мыльными пузырями: Берём стакан с мыльной водой, дуем в трубочку, пока не появятся пузыри. Затем прикладываем белый лист к пузырям .

- Лепкография: берём кусочек пластилина, раскатываем из него шарик и пальцем прижимаем на рисунок.

    2.3 Сотрудничество с родителями.

  • Презентация кружка «Волшебные пальчики» (сентябрь- день открытых дверей).
  • Помощь в оборудовании и оснащении (в течение года).
  • Оформление папки-передвижки «Консультации для родителей» (декабрь, февраль ).
  • Оформление стенда «Выставка творческих работ детей» (декабрь, февраль, май).
  • Открытые занятия для родителей (декабрь, май).

3. РАЗДЕЛ.   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

 3.1 Календарно-тематический план работы кружка во второй младшей группе.

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

октябрь

4 октября

«Чашка в горошек»

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек.

Тонированный лист в форме чашки, гуашь, салфетки.

11 октября

«Весёлые мухоморы»

 

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность красной бумаги.

Вырезанные из красной бумаги мухоморы и приклеенные на белый лист; гуашь белая , салфетки, иллюстрации мухоморов.

18 октября

«Божьи коровки на лужайке».

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку.

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, салфетки, чёрная  и зелёная гуашь в мисочках.

25 октября

«Зонтик».

Рисование пальчиками

Продолжать развивать навыки рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки и полоски по всему рисунку. Развивать цветовое восприятие.

 Бумага размером А4 с изображением зонтика, гуашь , салфетки.

ноябрь

1 ноября

«Веточка рябины».

Рисование пальчиками

Учить рисовать ягоды и листочки рябины  пальчиками. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

 Альбомный лист с изображением  рябины, гуашь красного и зелёного цветов в мисочках, влажные салфетки.

8 ноября

«Свитер для друзей».

Рисование  оттиск печатками разной формы.

Продолжать знакомить с техникой рисования оттиск печатками с разными фигурами; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

Гуашь, печатки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. Кукла.

15 ноября

«Угощение для кукол».

Рисование  оттиск печатками разной формы.

Продолжать знакомить с техникой рисования оттиск печатками с разными фигурами; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

Гуашь, печатки, альбомный лист, салфетки. Муляжи мучных изделий, кукла.

22 ноября

 

«Моя рукавичка»

Рисование оттиск печатками разной формы.

 Продолжать знакомить с техникой рисования оттиск печатками с разными фигурами; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

Лист в форме рукавички, гуашь в мисочке, печатки, салфетки. Кукла.

29 ноября

«Осьминог»

Рисование пальчиками и ватными палочками.

Продолжать развивать навыки рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки ватными палочками. Развивать цветовое восприятие.

Альбомный  лист с изображением осьминога, гуашь, ватные палочки, салфетки.  

декабрь

6 декабря

«Вишнёвый компот»

Рисование пальчиками

Продолжать рисовать пальчиками. Учить наносить ритмично точки  по всему рисунку. Развивать чувство композиции.

Тонированный лист в форме банки, мисочка с красной гуашью, влажные салфетки. Кукла.

13 декабря «В лесу родилась елочка»

Рисование тычком жёсткой кистью

Познакомить с новой техникой рисования -  метод тычка жёсткой сухой кистью. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками.

Листы белой бумаги с силуэтом елочки, гуашь зелёная, салфетки, кисть щетина.

20 декабря

«Снеговик»

Тампонирование

Познакомить детей с новой техникой рисования  - тампонированием. Учить аккуратно, набирать краску.

Лист голубого цвета А4, гуашь белая, тампоны из губки, Трафареты с кругами разных размеров. Ватные палочки для зарисовки деталей.

27 декабря

«Украсим елочку»

Рисование пальчиками ватными палочками

 Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызывать у детей желание украсить  елочку к новому году.

Силуэт ёлки зелёного цвета, на белом листе,  гуашь, салфетки.

Январь

10 января

«Мороженное»

Рисование мыльными пузырями

.Познакомить с новой техникой рисования- рисование мыльными пузырями. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность.

Альбомные листы, гуашь, мыльные пузыри, стаканчики, трубочки для коктейля.

17 января

«Зимний лес»

Рисование мятой бумагой

 Познакомить с новой техникой рисования мятой бумагой. Учить рисовать аккуратно, доводить начатое дело до конца.

Альбомный лист, смятая бумага, гуашь в мисочке, салфетки.

24 января

«Ёлочная игрушка»

Рисование крупой

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  манной крупой. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца.

Вырезанные из бумаги  ёлочной игрушки разной формы и размера, гуашь в мисочках, клей, печатки, салфетки, манная крупа.

31 января

«Иней на  деревьях».

Рисование крупой

Закреплять умение рисовать крупой. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.

Альбомный лист. Клей ПВА. Крупа манная.

февраль

7 февраля

«Красивая салфеточка».

Рисование ватными палочками и кистью.

Познакомить с новой техникой рисования – ватными палочками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.

Тонированная бумага размером 50*50.Гуашь разных цветов.

14 февраля

«Снег кружится».

Рисование ватными палочками

Продолжить знакомство с новой техникой рисования ватными палочками. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность.

Листы голубой бумаги А4, гуашь белая.

 21 февраля 

«Звёздное небо и ракета»

Рисование ватными палочками

Продолжать знакомство с новой техникой рисования – ватными палочками. Учить рисовать аккуратно, доводить начатое дело до конца. Аппликация ракеты.

Чёрный картон,  ватные палочки, гуашь жёлтого цвета. Цветная бумага .

28 февраля 

 «Узоры на вазе»

Рисование ватными палочками и пальчиками.

 Продолжить знакомство с новой техникой рисования ватными палочками. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность.

Бумага с силуэтом вазы, ватные палочки, гуашь, салфетки.

март

7 марта

«Мимозы для мамы»

Рисование кистью, пальчиками.

Закрепить технику рисования пальчиками и рисование кистью методом примакивания.

Гуашь желтая и зелёная, тонированные листы, салфетки.

14 марта

«Тюльпаны»

Рисование ладошками.

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Листы белой бумаги с изображением стебля и листа. Гуашь красного и желтого цветов.

21 марта

«Жили у бабуси два веселых гуся»

Рисование ладошкой

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять     изображение деталями.

Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей

28 марта

«Рыбки в аквариуме»

Рисование ладошкой, пальчиками

Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Тонированные листы бумаги (светло-голубые), Трафарет  с изображением рыбок,  гуашь, тампоны

                                                                                                 апрель

4 апреля

«Пасхальные яички»

Печать по трафарету

Познакомить с новой техникой рисования с использованием трафарета и поролона.

Трафарет  с изображением овала,  гуашь, тампоны

11 апреля

«Поляна цветов»

Печать по трафарету

Продолжать знакомить с новой техникой рисования с использованием трафарета и поролона.

Трафарет  с изображением цветов,  гуашь, тампоны

18 апреля

«Бабочки»

Печать по трафарету

Продолжать знакомить с новой техникой рисования с использованием трафарета и поролона.

Трафарет  с изображением бабочки,  гуашь, тампоны.

25 апреля

«Цыпленок»

Рисование методом тычка жесткой кистью

Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

Альбомные листы, гуашь желтого цвета

май

3 апреля 

«Золотые рыбки»

Рисование трафаретом

Познакомить с новой техникой рисования с использованием трафарета и паралона.

2 мая

«Салют Победы»

Рисование  по мокрому

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  по мокрой бумаге. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность

Бумага голубого цвета,

 гуашь, поролоновая губка, вода, стаканы- непроливайки.

 16 мая

«Одуванчики»

       Тампонирование и метод тычка жёсткой кистью

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования  - тампонированием. Учить аккуратно, набирать краску. Методом тычка рисовать жёлтый цветок одуванчика.

Листы белой бумаги, гуашь белого, жёлтого, зелёного цвета в мисочках. Жёсткая кисть. Салфетки.

23 мая

« Солнышко и тюльпаны»

Рисование крупой

Продолжать знакомить с нетрадиционным методом рисования манной крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

. Бумага размером А4 голубого цвета, клей, манная крупа жёлтого и красного цвета, салфетки

30 мая

«Рисуем, что хотим».

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии.

3.2 Календарно-тематический план работы кружка в средней группе.

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

октябрь

2 октября

«Чашка в горошек»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек.

Альбомный лист в форме чашки, гуашь, салфетки.

9 октября

«Бабочки на лужайке».

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку .

Вырезанные из жёлтой бумаги бабочки, на альбомном листе, салфетки, гуашь.

16 октября

«Золотая осень».

Рисование листочками.

Познакомить с техникой печатанья листочками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. (Коллективная работа).

Бумага размером  А4 , гуашь жёлтая, красная, тарелочки, опавшие листья берёзы и клёна, дуба.

23 октября

«Рыбки в аквариуме»

Рисование  поролоновой губкой

Познакомить с новой техникой рисования с использованием трафарета и поролоновой  губкой.

Трафарет  с изображением рыбок,  гуашь, поролоновые губки, голубая бумага А4 в виде аквариума, салфетки.

30 октября

«Кисть калины»

Оттиск печатками круглой формы

Знакомить с техникой печатания , показать приём получения отпечатка круглой формы. Рисование красных ягод на ветке калины.

Альбомный лист с рисунком калины, красная гуашь, печатки.

ноябрь

13 ноября

«Черепаха».

Рисование  оттиск печатками разных форм

Продолжать знакомить с техникой рисования оттиск печатками с разными фигурами; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

 Гуашь, печатки, лист А4 с изображением черепахи, салфетки.

20 ноября

«Виноград»

Лепкография

Продолжать знакомить с новой техникой рисования – лепкография. Развивать инициативу, закрепить знание цветов.

Альбомный лист с изображением винограда, пластилин, доска для лепки, салфетки.

27 ноября

 «Котёнок»

 

Рисование тычком жёсткой кистью

Знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного).

Альбомные листы,  гуашь чёрная, белая, коричневая,  кисти щетина.

декабрь

4 декабря

 

«Ёлки в сугробах»

Тампонирование

Продолжать знакомить с новым методом рисования – тампонирование. Развивать чувство композиции.

Тонированные, голубые листы бумаги с изображением ёлок, белая гуашь, поролоновые губки.

11 декабря

«Снеговик»

Тампонирование с трафаретом.

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования  - тампонирование с использованием трафарета. Учить аккуратно, набирать краску

Тонированный лист голубого цвета ½ А4, гуашь белая в мисочке, поролоновые губки, трафарет снеговика, ватные палочки для рисования деталей.

18 декабря

«В лесу родилась елочка»

Рисование зубной щёткой и пальчиками

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие .

Листы белой бумаги с силуэтом елочки, гуашь зелёная в мисочке, зубные щётки, салфетки.

25 декабря

«Снежинка»

Рисование крупой

 Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  манной крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца.

Бумага размером А4 голубого цвета, клей, манная крупа, салфетки

январь

15 января

« Воздушная фантазия»

Рисование мыльными пузырями.

.Познакомить с новой техникой рисования- рисование мыльными пузырями. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность.

Альбомные листы, гуашь, мыльные пузыри, стаканчики, трубочки для коктейля.

22 января

«Морозные узоры».

Рисование кистью по мокрому

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  по мокрой бумаге. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое

Лист А4, вода, губчатые салфетки, белая и синяя гуашь, кисть.

29 января

 «Иней на ветках»

Рисование крупой.

Закреплять умение рисовать крупой. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. дело до конца.

Голубой лист А4 с изображением дерева. Клей ПВА. Крупа манная.

февраль

5 февраля

«Фонтан радости»

Рисование кистью и поролоновой губкой по мокрой бумаге.

Продолжить знакомство с новой техникой рисования кистью по мокрой бумаге. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность.

Альбомный лист, вода, стаканы- непроливайки, поролоновые губки, салфетки, гуашь, кисть.

12 февраля

« Цветы и листья»

Фроттаж

Продолжать знакомить с новой  техникой рисования – фроттаж. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность

Лист А4, восковые карандаши, рельефная поверхность.

 19 февраля 

«Узоры на вазе»

Рисование в технике «Мраморная бумага»

Продолжить знакомство с новой техникой рисования «мраморная бумага». Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность.

Бумага с силуэтом вазы, пена для бритья, зубочистки, гуашь. одноразовые тарелки, линейки, салфетки.

26 февраля

«Кораблик»

Рисование различными техниками

Учить изображать кистью кораблик (форма, цвет), украшать его. Рисование ручейка в виде волнистой линии, передача ряби на воде губкой.

Альбомный лист, гуашь, поролоновая губка. кисть, стакан- непроливайка.

март

5 марта

«Тюльпан для мамы»

Рисование ладошками.

Познакомить с новой техникой рисования -печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.

Гуашь, плотные цветные листы, салфетки.

12 марта

«Сирень»

Рисование комочками из бумажных салфеток

Познакомить с новой техникой рисования –комочками из бумажных салфеток. Развивать интерес к выполнению работы.

Листы белой бумаги , акварель. Фломастер  для деталей. Клей ПВА, кисть, салфетки.

19 марта

«Павлин»

Рисование пальчиками, ладошками.

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять     изображение деталями.

Альбомный лист, гуашь, маркеры для рисования деталей, одноразовые тарелки, салфетки.

26 марта

«Яблони в цвету »

Кляксография,  рисование пальчиками.

Учить новой  технике  рисования – кляксография. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками. Развивать воображение, чувство композиции.

Альбомный лист, трубочки для коктейля, пипетки, гуашь, салфетки.

                                                                                       апрель

2 апреля

«Радуга-дуга»

Рисование по мокрому

Упражнять детей в технике рисования по-сырому: изображение радуги. Закреплять представление о 7 цветах спектра.

Альбомный лист,  акварель, кисти, вода, стакан- непроливайка, поролоновая губка.

9 апреля

«Бабочки»

Монотипия

Познакомить с новой техникой рисования – монотопия. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца.

Альбомный лист, гуашь, кисть, вода, стакан- непроливайка.

16 апреля

«Букет в вазе»

Тампонирование по трафарету

Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца.

Рельефный трафарет  с изображением цветов,  восковые карандаши, лист А4.

23 апреля

«Цыпленок»

Рисование тычком жесткой кистью и  путём примакивания.

Упражнять детей в рисовании цыплёнка тычком жесткой кистью и зелёной травы путем примакивания. Прививать аккуратность при работе с краской.

Альбомные листы, гуашь желтого и зелёного цвета. Фломастер для зарисовки деталей.

30 апреля

«Подснежники»

Рисование кистью

Продолжать знакомить с различными техниками рисования. Развивать фантазию, творчество.

Альбомные листы, кисти, акварель, поролоновые губки, стаканы- непроливайки, салфетки.

май

 7 мая

«Весна в саду»

Разные техники рисования

Учить рисовать с использованием различных  техник. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца.

Альбомный лист, гуашь, вода, стакан- непроливайка, ватные палочки, зубные щётки, поролоновые губки.

 14 мая

« Вербы»

 Рисование с элементом аппликации

Познакомить с новой техникой рисования с элементом аппликации. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками.

Листы белой бумаги, коричневая  гуашь ,кисть, вата, клей.

 21 мая

« Солнышко, облако и барашек»

Рисование с элементом аппликации

Продолжать знакомить с нетрадиционным методом рисования с элементами аппликации. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца.

 Листы белой бумаги, желтая гуашь, кисть, вата, клей, салфетки.

28 мая « Наше лето» по замыслу

Разные техники рисования

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии

3.3 Мониторинг

Педагогическая  диагностика  детей проводится  с  детьми   в   естественных  условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши,  салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.

По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.

Педагогическая   диагностика

художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)

 

3.4  Материально- техническое обеспечение Программы

Оборудование:  помещение с естественным и искусственным освещением, столы и стулья, соответствующие возрасту детей, мольберт.

Учебно-наглядные пособия:
- плакаты, картины, иллюстрации;
- игрушки;
- муляжи.

Рабочие материалы:

- Бумага разного формата и цвета;

- печатки

- поролоновые губки;

-ватные палочки;

-  зубочистки;

- трафареты;

- мисочки для гуаши;

- карандаши цветные;

- восковые карандаши;
- фломастеры;
- кисточки с жёсткой кистью;

--кисточки с мягкой кистью;
- гуашевые, акварельные  и пальчиковые краски;
- стаканы-непроливайки;

- мисочки для красок;

- одноразовые тарелки;
- подставки для кисточек;
- влажные и х/б салфетки для рук;
- клеёнка;
- нарукавники.

3.5 Список используемой литературы:

1. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.2006

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: 2014

3. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2013

4. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет.- М.: 2012

5. Серия «Пальчиковые краски» 2013,2015.

Электронная библиотека :

1. Лыкова И.А. Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1987.

2. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

4. Т.Г.Казакова «Развивайте у детей творчество», М – 2007.

65 Т.С.Комарова «Детское художественное творчество», М – 2005.

6. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Комаровой, М – 2007.

7. Т.Н.Доронова “Обучаем детей изобразительной деятельности”.Москва 2005г.

8. Р.Г.Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста”.Москва 2004г.

9. И.А.Лыкова “Цветные ладошки” “Программа художественного воспитания,обучения и развития детей 2-7лет” Москва 2007г.

10. И.А.Лыкова “Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников” Москва 09г.

11. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

12. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования "Умные пальчики"

Программа кружка дополнительного образования успешно реализовывалась в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми. Программа направлена на развитие  навыков и умений, необходимых для овладения письмом, на...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Рисунки, спрятанные в пальчиках» для детей 2 – 7 лет

Программа дополнительного образования предназначена для развития творческих способностей и воображения детей 2 - 7 лет. В программе предсталено тематические планирование и перечень материалов и инстру...

Программа кружка дополнительного образования Волшебные пальчики

Формирование творческих способностей воспитанников посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка...

Программа по дополнительному образованию детей 5-6 лет "Умные пальчики"

Программа ДОП  образования для детей  5-6 лет  "Умные пальчики" (Развитие мелкой моторики кистей рук и подготовка руки к письму)...

Программа кружка дополнительного образования "Пальчики-удальчики"

Программа кружка дополнительного образования "Пальчики-удальчики"...

Дополнительная программа Песочная студия «Занимательные пальчики» для детей 4 - 5 лет

Песочная студия «Занимательные пальчики» для детей 4 - 5 лет...