Программа по дополнительному образованию "Волшебные пальчики"
учебно-методический материал (средняя группа)
Программа по изобразительной деятельности "Волшебные пальчики" с детьми младшей и средней групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebnye_palchiki.docx | 182.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы кружка:
«Волшебные пальчики»
Руководитель кружка:
Панкова Ирина Геннадиевна
СОДЕРЖАНИЕ
1 РАЗДЕЛ. ЦЕЛЕВОЙ.
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Нормативно-правовые документы.
1.3 Возрастные особенности.
1.4 Цели и задачи программы.
1.5 Принципы к формированию программы.
1.6 Подходы и методы их реализации:
1.7 Планируемые результаты кружка.
2 РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.
2.1 Организация занятий кружка.
2.2 Нетрадиционные художественные техники.
2.3 Сотрудничество с родителями.
3. РАЗДЕЛ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
3.1 Календарно-тематический план работы кружка во второй младшей группе.
3.2 Календарно-тематический план работы кружка в средней группе.
3.3 Мониторинг.
3.4 Материально- техническое обеспечение Программы.
3.5 Список используемой литературы.
1 РАЗДЕЛ. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Пояснительная записка.
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
/В.А.Сухомлинский/
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок пробует свои силы и совершенствует свои способности.
Существует множество техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в раннем возрасте, постепенно усложняя их. Такое рисование развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей
Занятия проводятся в форме игр, цель которых — научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике.
Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Актуальность данного направления совместной деятельности состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуация.
1.2 Нормативно-правовые документы.
Федеральный закон РФ от 29декабря 2012г. №273-ФЗ “Об образовании в РФ”
Приказ от 30 августа 2013г.№ 1014”Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам”.
Постановление Главного государственного врача санитарного врача РФ от 15мая 2013г. №26 г.Москва, “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 - 13.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17октября 2013г.№ 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”.
Приказ Минтруда России №544 Н от 18 октября “2013г.
Письмо Рособрнадзора от 10.09.2013г. №01-50-377/ 11-555
Образовательная Программа МАДОУ №3 «Радуга».
Устав МАДОУ №3 «Радуга».
Программа художественного воспитания ,обучения и развития детей 2-7 лет”Цветные Ладошки” И.А. Лыковой.
1.3 Возрастные особенности.
Содержание рабочей Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
Дети от 3до 4лет, их художественная деятельность детей носит непосредственный характер. Происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют, графические образы бедны. Карандаш держат неуверенно и неправильно, рисуют вертикальные и горизонтальные линии, круги, овалы. Линии неровные и неточные. Дети уже знают основные цвета и с интересом наблюдают за смешиванием двух цветов и появлением нового цвета. С большим удовольствием рисуют красками, используя при этом свои пальцы. В лепке дети могут отщипывать, отрывать комки, скатывать между ладонями и на плоскости; сплющивать, вылепливать простые предметы.
от 4до 5лет.
В рисунках у детей появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками, могут смешивать на палитре краски, используют цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливания.
1.4 Цели и задачи программы.
Цель - развитие художественно-творческих способностей через рисование нетрадиционными техниками.
Задачи:
- прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
- помочь овладеть различными техническими навыками при работе с различными материалами;
- развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.
- развивать чувство коллективизма, товарищества.
1.5 Принципы к формированию программы.
Общепедагогические принципы
обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ДОУ
► принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания
программы с учётом региональных культурных традиций;
► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
►► принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
► принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
► принцип развивающего характера художественного образования;
► принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
► принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
► принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
► принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
► принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
►► принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
►► принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
► принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
► принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
1.6 Подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой
кружка, и по каким направлениям ведется
1.7 Планируемые результаты кружка.
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
5. Развитие речи.
2 РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.
Направление деятельности: художественно-эстетическое.
Продолжительность освоения программы: два учебных года.
Возраст участников: 3 – 4, 4-5 лет.
2.1 Организация занятий кружка: Занятия проходят во второй половине дня с учетом санитарных норм и требований по организации кружковой деятельности. Кружковая работа проводится один раз в неделю по группам по 15-16 человек: в понедельник со средней группой, а в среду со второй младшей группой ; длительность занятий 15-25 минут (продолжительность занятий кружка регламентируется нормами СанПиН при организации занятий) с 15.40 и с 16.00; общее количество детей составляет не более 32 человек.
2.2 Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки, полоски на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Метод тычка жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками (штампование): ребенок опускает печатку в миску с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. В роли печатки (штампа) могут быть крышки, пробки, конструктор, срез от картофеля, листья
- Печать листьев: ребенок берет различные листья деревьев, покрывает их красками при помощи кисточки и окрашенной стороной плотно прижимает к бумаге, стараясь не сдвигать с места.
-Тампонирование: ребёнок опускает тампон в миску с краской и наносит на бумагу. Для получения другого цвета меняется тампон.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
-Печать по трафарету: ребёнок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходими повторяет процедуру после высыхания краски.
-Рисование по мокрой бумаге: лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
- Монотипия: согнуть лист бумаги пополам, внутри нарисовать красками на одной половине листа, затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
- Кляксография: С помощью кисти ставим кляксу в уголке листа. С помощью трубочки выдуваем кляксу в разных направлениях. С помощью ватной палочки дорисовываем цветы.
- Мраморная бумага: В большую одноразовую тарелку наливается молоко, затем кисточкой наносятся капли и зубочисткой рисуются узоры. На рисунок кладут белый лист. Рисунок отпечатывается на бумаге.
- Рисование мыльными пузырями: Берём стакан с мыльной водой, дуем в трубочку, пока не появятся пузыри. Затем прикладываем белый лист к пузырям .
- Лепкография: берём кусочек пластилина, раскатываем из него шарик и пальцем прижимаем на рисунок.
2.3 Сотрудничество с родителями.
- Презентация кружка «Волшебные пальчики» (сентябрь- день открытых дверей).
- Помощь в оборудовании и оснащении (в течение года).
- Оформление папки-передвижки «Консультации для родителей» (декабрь, февраль ).
- Оформление стенда «Выставка творческих работ детей» (декабрь, февраль, май).
- Открытые занятия для родителей (декабрь, май).
3. РАЗДЕЛ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
3.1 Календарно-тематический план работы кружка во второй младшей группе.
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал | ||||||
октябрь | |||||||||
4 октября «Чашка в горошек» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек. | Тонированный лист в форме чашки, гуашь, салфетки. | ||||||
11 октября «Весёлые мухоморы»
| Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность красной бумаги. | Вырезанные из красной бумаги мухоморы и приклеенные на белый лист; гуашь белая , салфетки, иллюстрации мухоморов. | ||||||
18 октября «Божьи коровки на лужайке». | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку. | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, салфетки, чёрная и зелёная гуашь в мисочках. | ||||||
25 октября «Зонтик». | Рисование пальчиками | Продолжать развивать навыки рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки и полоски по всему рисунку. Развивать цветовое восприятие. | Бумага размером А4 с изображением зонтика, гуашь , салфетки. | ||||||
ноябрь | |||||||||
1 ноября «Веточка рябины». | Рисование пальчиками | Учить рисовать ягоды и листочки рябины пальчиками. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. | Альбомный лист с изображением рябины, гуашь красного и зелёного цветов в мисочках, влажные салфетки. | ||||||
8 ноября «Свитер для друзей». | Рисование оттиск печатками разной формы. | Продолжать знакомить с техникой рисования оттиск печатками с разными фигурами; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. | Гуашь, печатки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. Кукла. | ||||||
15 ноября «Угощение для кукол». | Рисование оттиск печатками разной формы. | Продолжать знакомить с техникой рисования оттиск печатками с разными фигурами; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. | Гуашь, печатки, альбомный лист, салфетки. Муляжи мучных изделий, кукла. | ||||||
22 ноября
«Моя рукавичка» | Рисование оттиск печатками разной формы. | Продолжать знакомить с техникой рисования оттиск печатками с разными фигурами; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. | Лист в форме рукавички, гуашь в мисочке, печатки, салфетки. Кукла. | ||||||
29 ноября «Осьминог» | Рисование пальчиками и ватными палочками. | Продолжать развивать навыки рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки ватными палочками. Развивать цветовое восприятие. | Альбомный лист с изображением осьминога, гуашь, ватные палочки, салфетки. | ||||||
декабрь | |||||||||
6 декабря «Вишнёвый компот» | Рисование пальчиками | Продолжать рисовать пальчиками. Учить наносить ритмично точки по всему рисунку. Развивать чувство композиции. | Тонированный лист в форме банки, мисочка с красной гуашью, влажные салфетки. Кукла. | ||||||
13 декабря «В лесу родилась елочка» | Рисование тычком жёсткой кистью | Познакомить с новой техникой рисования - метод тычка жёсткой сухой кистью. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками. | Листы белой бумаги с силуэтом елочки, гуашь зелёная, салфетки, кисть щетина. | ||||||
20 декабря «Снеговик» | Тампонирование | Познакомить детей с новой техникой рисования - тампонированием. Учить аккуратно, набирать краску. | Лист голубого цвета А4, гуашь белая, тампоны из губки, Трафареты с кругами разных размеров. Ватные палочки для зарисовки деталей. | ||||||
27 декабря «Украсим елочку» | Рисование пальчиками ватными палочками | Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызывать у детей желание украсить елочку к новому году. | Силуэт ёлки зелёного цвета, на белом листе, гуашь, салфетки. | ||||||
Январь | |||||||||
10 января «Мороженное» | Рисование мыльными пузырями | .Познакомить с новой техникой рисования- рисование мыльными пузырями. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность. | Альбомные листы, гуашь, мыльные пузыри, стаканчики, трубочки для коктейля. | ||||||
17 января «Зимний лес» | Рисование мятой бумагой | Познакомить с новой техникой рисования мятой бумагой. Учить рисовать аккуратно, доводить начатое дело до конца. | Альбомный лист, смятая бумага, гуашь в мисочке, салфетки. | ||||||
24 января «Ёлочная игрушка» | Рисование крупой | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. | Вырезанные из бумаги ёлочной игрушки разной формы и размера, гуашь в мисочках, клей, печатки, салфетки, манная крупа. | ||||||
31 января «Иней на деревьях». | Рисование крупой | Закреплять умение рисовать крупой. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. | Альбомный лист. Клей ПВА. Крупа манная. | ||||||
февраль | |||||||||
7 февраля «Красивая салфеточка». | Рисование ватными палочками и кистью. | Познакомить с новой техникой рисования – ватными палочками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. | Тонированная бумага размером 50*50.Гуашь разных цветов. | ||||||
14 февраля «Снег кружится». | Рисование ватными палочками | Продолжить знакомство с новой техникой рисования ватными палочками. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность. | Листы голубой бумаги А4, гуашь белая. | ||||||
21 февраля «Звёздное небо и ракета» | Рисование ватными палочками | Продолжать знакомство с новой техникой рисования – ватными палочками. Учить рисовать аккуратно, доводить начатое дело до конца. Аппликация ракеты. | Чёрный картон, ватные палочки, гуашь жёлтого цвета. Цветная бумага . | ||||||
28 февраля «Узоры на вазе» | Рисование ватными палочками и пальчиками. | Продолжить знакомство с новой техникой рисования ватными палочками. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность. | Бумага с силуэтом вазы, ватные палочки, гуашь, салфетки. | ||||||
март | |||||||||
7 марта «Мимозы для мамы» | Рисование кистью, пальчиками. | Закрепить технику рисования пальчиками и рисование кистью методом примакивания. | Гуашь желтая и зелёная, тонированные листы, салфетки. | ||||||
14 марта «Тюльпаны» | Рисование ладошками. | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Листы белой бумаги с изображением стебля и листа. Гуашь красного и желтого цветов. | ||||||
21 марта «Жили у бабуси два веселых гуся» | Рисование ладошкой | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей | ||||||
28 марта «Рыбки в аквариуме» | Рисование ладошкой, пальчиками | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Тонированные листы бумаги (светло-голубые), Трафарет с изображением рыбок, гуашь, тампоны | ||||||
апрель | |||||||||
4 апреля «Пасхальные яички» | Печать по трафарету | Познакомить с новой техникой рисования с использованием трафарета и поролона. | Трафарет с изображением овала, гуашь, тампоны | ||||||
11 апреля «Поляна цветов» | Печать по трафарету | Продолжать знакомить с новой техникой рисования с использованием трафарета и поролона. | Трафарет с изображением цветов, гуашь, тампоны | ||||||
18 апреля «Бабочки» | Печать по трафарету | Продолжать знакомить с новой техникой рисования с использованием трафарета и поролона. | Трафарет с изображением бабочки, гуашь, тампоны. | ||||||
25 апреля «Цыпленок» | Рисование методом тычка жесткой кистью | Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. | Альбомные листы, гуашь желтого цвета | ||||||
май | 3 апреля «Золотые рыбки» | Рисование трафаретом | Познакомить с новой техникой рисования с использованием трафарета и паралона. |
2 мая «Салют Победы» | Рисование по мокрому | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования по мокрой бумаге. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность | Бумага голубого цвета, гуашь, поролоновая губка, вода, стаканы- непроливайки. |
16 мая «Одуванчики» | Тампонирование и метод тычка жёсткой кистью | Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования - тампонированием. Учить аккуратно, набирать краску. Методом тычка рисовать жёлтый цветок одуванчика. | Листы белой бумаги, гуашь белого, жёлтого, зелёного цвета в мисочках. Жёсткая кисть. Салфетки. |
23 мая « Солнышко и тюльпаны» | Рисование крупой | Продолжать знакомить с нетрадиционным методом рисования манной крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. | . Бумага размером А4 голубого цвета, клей, манная крупа жёлтого и красного цвета, салфетки |
30 мая «Рисуем, что хотим». | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии. |
3.2 Календарно-тематический план работы кружка в средней группе.
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал | ||
октябрь | |||||
2 октября «Чашка в горошек» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек. | Альбомный лист в форме чашки, гуашь, салфетки. | ||
9 октября «Бабочки на лужайке». | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку . | Вырезанные из жёлтой бумаги бабочки, на альбомном листе, салфетки, гуашь. | ||
16 октября «Золотая осень». | Рисование листочками. | Познакомить с техникой печатанья листочками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. (Коллективная работа). | Бумага размером А4 , гуашь жёлтая, красная, тарелочки, опавшие листья берёзы и клёна, дуба. | ||
23 октября «Рыбки в аквариуме» | Рисование поролоновой губкой | Познакомить с новой техникой рисования с использованием трафарета и поролоновой губкой. | Трафарет с изображением рыбок, гуашь, поролоновые губки, голубая бумага А4 в виде аквариума, салфетки. | ||
30 октября «Кисть калины» | Оттиск печатками круглой формы | Знакомить с техникой печатания , показать приём получения отпечатка круглой формы. Рисование красных ягод на ветке калины. | Альбомный лист с рисунком калины, красная гуашь, печатки. | ||
ноябрь | |||||
13 ноября «Черепаха». | Рисование оттиск печатками разных форм | Продолжать знакомить с техникой рисования оттиск печатками с разными фигурами; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. | Гуашь, печатки, лист А4 с изображением черепахи, салфетки. | ||
20 ноября «Виноград» | Лепкография | Продолжать знакомить с новой техникой рисования – лепкография. Развивать инициативу, закрепить знание цветов. | Альбомный лист с изображением винограда, пластилин, доска для лепки, салфетки. | ||
27 ноября «Котёнок»
| Рисование тычком жёсткой кистью | Знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). | Альбомные листы, гуашь чёрная, белая, коричневая, кисти щетина. | ||
декабрь | |||||
4 декабря
«Ёлки в сугробах» | Тампонирование | Продолжать знакомить с новым методом рисования – тампонирование. Развивать чувство композиции. | Тонированные, голубые листы бумаги с изображением ёлок, белая гуашь, поролоновые губки. | ||
11 декабря «Снеговик» | Тампонирование с трафаретом. | Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования - тампонирование с использованием трафарета. Учить аккуратно, набирать краску | Тонированный лист голубого цвета ½ А4, гуашь белая в мисочке, поролоновые губки, трафарет снеговика, ватные палочки для рисования деталей. | ||
18 декабря «В лесу родилась елочка» | Рисование зубной щёткой и пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие . | Листы белой бумаги с силуэтом елочки, гуашь зелёная в мисочке, зубные щётки, салфетки. | ||
25 декабря «Снежинка» | Рисование крупой | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. | Бумага размером А4 голубого цвета, клей, манная крупа, салфетки | ||
январь | |||||
15 января « Воздушная фантазия» | Рисование мыльными пузырями. | .Познакомить с новой техникой рисования- рисование мыльными пузырями. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность. | Альбомные листы, гуашь, мыльные пузыри, стаканчики, трубочки для коктейля. | ||
22 января «Морозные узоры». | Рисование кистью по мокрому | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования по мокрой бумаге. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое | Лист А4, вода, губчатые салфетки, белая и синяя гуашь, кисть. | ||
29 января «Иней на ветках» | Рисование крупой. | Закреплять умение рисовать крупой. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. дело до конца. | Голубой лист А4 с изображением дерева. Клей ПВА. Крупа манная. | ||
февраль | |||||
5 февраля «Фонтан радости» | Рисование кистью и поролоновой губкой по мокрой бумаге. | Продолжить знакомство с новой техникой рисования кистью по мокрой бумаге. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность. | Альбомный лист, вода, стаканы- непроливайки, поролоновые губки, салфетки, гуашь, кисть. | ||
12 февраля « Цветы и листья» | Фроттаж | Продолжать знакомить с новой техникой рисования – фроттаж. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность | Лист А4, восковые карандаши, рельефная поверхность. | ||
19 февраля «Узоры на вазе» | Рисование в технике «Мраморная бумага» | Продолжить знакомство с новой техникой рисования «мраморная бумага». Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность. | Бумага с силуэтом вазы, пена для бритья, зубочистки, гуашь. одноразовые тарелки, линейки, салфетки. | ||
26 февраля «Кораблик» | Рисование различными техниками | Учить изображать кистью кораблик (форма, цвет), украшать его. Рисование ручейка в виде волнистой линии, передача ряби на воде губкой. | Альбомный лист, гуашь, поролоновая губка. кисть, стакан- непроливайка. | ||
март | |||||
5 марта «Тюльпан для мамы» | Рисование ладошками. | Познакомить с новой техникой рисования -печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. | Гуашь, плотные цветные листы, салфетки. | ||
12 марта «Сирень» | Рисование комочками из бумажных салфеток | Познакомить с новой техникой рисования –комочками из бумажных салфеток. Развивать интерес к выполнению работы. | Листы белой бумаги , акварель. Фломастер для деталей. Клей ПВА, кисть, салфетки. | ||
19 марта «Павлин» | Рисование пальчиками, ладошками. | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Альбомный лист, гуашь, маркеры для рисования деталей, одноразовые тарелки, салфетки. | ||
26 марта «Яблони в цвету » | Кляксография, рисование пальчиками. | Учить новой технике рисования – кляксография. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками. Развивать воображение, чувство композиции. | Альбомный лист, трубочки для коктейля, пипетки, гуашь, салфетки. | ||
апрель | |||||
2 апреля «Радуга-дуга» | Рисование по мокрому | Упражнять детей в технике рисования по-сырому: изображение радуги. Закреплять представление о 7 цветах спектра. | Альбомный лист, акварель, кисти, вода, стакан- непроливайка, поролоновая губка. | ||
9 апреля «Бабочки» | Монотипия | Познакомить с новой техникой рисования – монотопия. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. | Альбомный лист, гуашь, кисть, вода, стакан- непроливайка. | ||
16 апреля «Букет в вазе» | Тампонирование по трафарету | Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. | Рельефный трафарет с изображением цветов, восковые карандаши, лист А4. | ||
23 апреля «Цыпленок» | Рисование тычком жесткой кистью и путём примакивания. | Упражнять детей в рисовании цыплёнка тычком жесткой кистью и зелёной травы путем примакивания. Прививать аккуратность при работе с краской. | Альбомные листы, гуашь желтого и зелёного цвета. Фломастер для зарисовки деталей. | ||
30 апреля «Подснежники» | Рисование кистью | Продолжать знакомить с различными техниками рисования. Развивать фантазию, творчество. | Альбомные листы, кисти, акварель, поролоновые губки, стаканы- непроливайки, салфетки. | ||
май |
7 мая «Весна в саду» | Разные техники рисования | Учить рисовать с использованием различных техник. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. | Альбомный лист, гуашь, вода, стакан- непроливайка, ватные палочки, зубные щётки, поролоновые губки. |
14 мая « Вербы» | Рисование с элементом аппликации | Познакомить с новой техникой рисования с элементом аппликации. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками. | Листы белой бумаги, коричневая гуашь ,кисть, вата, клей. |
21 мая « Солнышко, облако и барашек» | Рисование с элементом аппликации | Продолжать знакомить с нетрадиционным методом рисования с элементами аппликации. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. | Листы белой бумаги, желтая гуашь, кисть, вата, клей, салфетки. |
28 мая « Наше лето» по замыслу | Разные техники рисования | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии |
3.3 Мониторинг
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.
Педагогическая диагностика
художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)
3.4 Материально- техническое обеспечение Программы
Оборудование: помещение с естественным и искусственным освещением, столы и стулья, соответствующие возрасту детей, мольберт.
Учебно-наглядные пособия:
- плакаты, картины, иллюстрации;
- игрушки;
- муляжи.
Рабочие материалы:
- Бумага разного формата и цвета;
- печатки
- поролоновые губки;
-ватные палочки;
- зубочистки;
- трафареты;
- мисочки для гуаши;
- карандаши цветные;
- восковые карандаши;
- фломастеры;
- кисточки с жёсткой кистью;
--кисточки с мягкой кистью;
- гуашевые, акварельные и пальчиковые краски;
- стаканы-непроливайки;
- мисочки для красок;
- одноразовые тарелки;
- подставки для кисточек;
- влажные и х/б салфетки для рук;
- клеёнка;
- нарукавники.
3.5 Список используемой литературы:
1. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.2006
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: 2014
3. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2013
4. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет.- М.: 2012
5. Серия «Пальчиковые краски» 2013,2015.
Электронная библиотека :
1. Лыкова И.А. Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1987.
2. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
4. Т.Г.Казакова «Развивайте у детей творчество», М – 2007.
65 Т.С.Комарова «Детское художественное творчество», М – 2005.
6. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Комаровой, М – 2007.
7. Т.Н.Доронова “Обучаем детей изобразительной деятельности”.Москва 2005г.
8. Р.Г.Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста”.Москва 2004г.
9. И.А.Лыкова “Цветные ладошки” “Программа художественного воспитания,обучения и развития детей 2-7лет” Москва 2007г.
10. И.А.Лыкова “Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников” Москва 09г.
11. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
12. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования "Умные пальчики"
Программа кружка дополнительного образования успешно реализовывалась в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми. Программа направлена на развитие навыков и умений, необходимых для овладения письмом, на...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Рисунки, спрятанные в пальчиках» для детей 2 – 7 лет
Программа дополнительного образования предназначена для развития творческих способностей и воображения детей 2 - 7 лет. В программе предсталено тематические планирование и перечень материалов и инстру...
Программа кружка дополнительного образования Волшебные пальчики
Формирование творческих способностей воспитанников посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка...
Программа по дополнительному образованию детей 5-6 лет "Умные пальчики"
Программа ДОП образования для детей 5-6 лет "Умные пальчики" (Развитие мелкой моторики кистей рук и подготовка руки к письму)...
Программа кружка дополнительного образования "Пальчики-удальчики"
Программа кружка дополнительного образования "Пальчики-удальчики"...
Дополнительная программа Песочная студия «Занимательные пальчики» для детей 4 - 5 лет
Песочная студия «Занимательные пальчики» для детей 4 - 5 лет...