ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Рисунки, спрятанные в пальчиках» для детей 2 – 7 лет
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Программа дополнительного образования предназначена для развития творческих способностей и воображения детей 2 - 7 лет. В программе предсталено тематические планирование и перечень материалов и инструментов, исползуемых во время изодеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_programma.docx | 55.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Рисунки, спрятанные в пальчиках»
для детей 2 – 7 лет
Пояснительная записка
Психолог Б. Г. Ананьев обратил внимание на то, что в психическом развитии человека и в духовном развитии человечества тесно связаны две тенденции: перевод чувственного опыта в зрительные образы и речь. Обучение способам перевода эмоционального чувственного опыта в зрительные образы способствует развитию детской индивидуальности, способности к творческому преобразованию мира.
По мнению А.В. Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако, наиболее важно то, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний идеальный план, который в дошкольном возрасте еще не полностью сформирован: он нуждается в материальных опорах, и художественное творчество – одна из таких опор.
Творчество и эстетическое наслаждение являются фундаментальными чертами человеческой жизни. И у человека, вовлечённого в творческую активность, мозг действует гораздо интенсивнее, чем во время своей обычной деятельности. Только в изобразительной деятельности и на её основе могут развиваться постепенно осознанное художественное и эстетическое чувство, художественный и эстетический вкус и другие черты.
Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира.
Цели программы – посредством создания в изостудии особой среды, способствовать развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка; помочь воспитанникам ощутить себя защищенными и свободными в своих суждениях; через микроклимат изостудии формировать у детей коммуникативные способности; развивать художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы:
- Образовательные
- Формировать образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников.
- Способствовать овладению воспитанниками доступными изобразительно-выразительными средствами, художественными инструментами.
- Развивать и совершенствовать навыки использования нетрадиционных техник в изобразительном и декоративном творчестве.
- Развивающие
- Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального положительного восприятия искусства.
- Развивать чувственность, воображение, ассоциативное мышление и творческую деятельность.
- Воспитательные
- Формировать эстетическое отношение к действительности.
- Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, эмпатию по отношению к персонажам своих работ, а, следовательно, и к окружающим.
- Формировать у воспитанников целеустремленность, навык доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.
Условия реализации программы:
- Программа предназначена для детей, посещающих ДОУ и проявляющих интерес к изобразительной деятельности.
- Возраст воспитанников – от 2 до 7 лет.
- Программа рассчитана на 1 год.
- Занятия проводятся в трёх возрастных группах
- Младшая: от 2 до 4 лет,
- Средняя: 5 лет,
- Старшая: от 6 до 7 лет.
- Количество учебных часов
- в году 36 в каждой возрастной группе
- в неделю 1 в каждой возрастной группе
Возрастные группы | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю |
Младшая | 10 – 15 мин. | 1 раз |
Средняя | 15 – 20 мин. | 1 раз |
Старшая | 25 – 30 мин. | 1 раз |
- Занятия проходят во второй половине дня, с интервалами на проветривание в следующем порядке:
- Старшая группа с 15.40 до 16.10
- Средняя группа с 16.15 до 16.35
- Младшая группа с 16.40 до 16.55
Методы проведения занятий:
- Словестные методы – рассказ, беседа.
- Наглядные методы – показ, наблюдение, работа по образцу.
- Практические методы – экспериментирование, свободное творчество.
По формам организации деятельности выделяется:
- Индивидуальная
- Фронтальная
- Коллективное творчество
По формам проведения занятий – это могут быть
- Занятие-игра
- Сказка
- Театрализация
- Путешествие
- Конкурс
Тематический план в старшей и средней группе
Месяц | серия | № п/п | Тема | Количество | Примечания |
сентябрь | Путешествие босиком «Мир детства» | 1 | Рисование сюжетное по замыслу: «Улетает наше лето» | 1 | Отражение в рисунке летних впечатлений. Выявление уровня способности к сюжетосложению и композиции (диагностика) |
2 | Аппликация коллективная: «Наша группа» | 1 | Создание коллективного панно в технике аппликации, освоение навыков сотворчества в дизайн-деятельности | ||
3 | Лепка коллективная: «Холодильник для игрушек» | 1 | Лепка игрушечных продуктов питания на основе обобщённых форм (фрукты, овощи и др.) для сюжетной игры | ||
Путешествие босиком «Мир детства» | 4 | Рисование с натуры: «Друг детства» | 1 | Рисование игрушечных мишек с натуры. Знакомство с эскизом, как этапом планирования работы. | |
октябрь | 5 | Рисование по замыслу: «Посмотри в своё окно» | 1 | Поиск видов за окном и самостоятельный выбор изобразительно-выразительных средств для создания пейзажа (диагностика) | |
6 | Аппликация сюжетная: «Как мы были маленькими» | 1 | Самостоятельный поиск аппликативных способов изображения фигуры спящего человека (малыша) в кроватке | ||
7 | Лепка миниатюр в спичечном коробке: «Колыбелька» | 1 | Поиск способов лепки миниатюрных игрушек (пеленашек) и вариантов преобразования спичечного коробка в колыбельку | ||
8 | Рисование с натуры: «Что-что рядом с нами растёт?» | 1 | Знакомство со спецификой реалистичного рисования комнатных растений с натуры, развитие восприятия | ||
ноябрь | Путешествие в сандалиях и панамке «Жаркие страны» | 9 | Рисование с элементами аппликации: «Кактусы зацвели» | 1 | Создание творческой композиции с применением аппликативных техник
|
10 | Аппликация: «Черепахи и змеи ползают в пустыне» | 1 | Творческое применение разных аппликативных техник | ||
11 | Лепка: «Жираф заболел» | 1 | Создание оригинальных образов заболевшего жирафа с акцентом на длинной шее (шарф, компресс, воротник) | ||
12 | Рисование: «Корабли пустыни (Караван идёт) | 1 | Знакомство с явлениями контраста, освоение рациональных способов изображения нескольких одинаковых животных | ||
декабрь | «холодные страны» | 13 | Рисование пастелью: «Полярное сияние» | 1 | Освоение нового художественного материала (пастель), создание колористических нефигуративных композиций |
14 | Аппликация (коллаж): «Белый медведь любуется полярным сиянием» | 1 | Создание сюжетной композиции в технике коллаж, расширение возможностей бумажной пластики | ||
15 | Лепка коллективная: «Пингвиний пляж» | 1 | Лепка пингвинов в движении и создание коллективной композиции с использованием элементов конструирования | ||
16 | Рисование сюжетное: Арктический Новый год» | 1 | Создание сюжетной композиции с использованием ранее приобретенных навыков в различных изобразительных техниках | ||
январь | Путешествие в машине времени «Древний мир» | 17 | Художественное экспериментирование: «Наскальная живопись (Мамонты и Папонты)» | 1 | Создание оригинальных контурных рисунков в большом масштабе, развитие творческого воображения |
18 | Аппликация силуэтная: «Динозавры и динозаврики» | 1 | Вырезание фигурок разных динозавров с помощью шаблона или трафарета, создание сюжетных композиций | ||
19 | Лепка сюжетная: «Динозаврики» | 1 | Моделирование фигурок динозавров по представлению, создание сюжетной композиции «Это было давным-давно» | ||
20 | Рисование с элементами бумажной пластики: «Папортниковый лес» | 1 | Создание многоплановой коллективной композиции | ||
февраль | Путешествие на ковре-самолёте «Мир сказки» | 21 | Рисование-фантазирование: «Домик с трубой и сказочный дым» | 1 | Создание оригинальных контурных рисунков в технике «живая линия» (линия на прогулке) |
22 | Аппликация-мозаика: «Лужи-тучи для весёлых поросят» | 1 | Свободное сочетание аппликативных техник: вырезывание по контуру, обрывная и модульная (мозаика) | ||
23 | Лепка сюжетная по мотивам народных сказок: «Бабушкины сказки» | 1 | Лепка сказочных персонажей по мотивам русских народных сказок, развитие способностей к сюжетосложению | ||
24 | Рисование по замыслу: «Фантастические цветы» | 1 | Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник | ||
март | 25 | Знакомство с книжной графикой: «Оформление книжки-самоделки» | 1 | Оформление книжек-самоделок, знакомство со структурой детской художественной книги и спецификой её оформления | |
26 | Аппликация с элементами рисования и письма: «Жар-птица» | 1 | Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник | ||
27 | Лепка коллективная: «Чудо-дерево» | 1 | Создание образа чудо-дерева (рельеф или объём), развитие творческого воображения | ||
28 | Экспериментирование в изодеятельности: «Оттиски и отпечатки» (завершение оформления книжек-малышек) | 1 | Экспериментирование с разными художественными материалами, знакомство с техникой «принт» | ||
апрель | Путешествие в скафандре «Мир космоса» | 29 | Рисование с элементами аппликации: «Звёзды и кометы» | 1 | Создание панорамной композиции с использованием техники коллажа, передача колорита космических объектов |
30 | Аппликация сюжетная: «Покорители Космоса – наши космонавты» | 1 | Моделирование фигуры человека в движении и характерной экипировке (комбинезон, скафандр, ботинки) | ||
31 | Лепка коллективная: «Наш космодром» | 1 | Создание оригинальных образов космических летательных аппаратов по представлению или опорной схеме | ||
32 | Рисование по замыслу: «На далёкой, неизведанной планете» | 1 | Создание оригинальных сюжетных композиций по замыслу, развитие творческого воображения | ||
май | Путешествие в ластах и бескозырке «Мир моря» | 33 | Рисование: «Я рисую море – голубые дали» | 1 | Экспериментирование с бытовыми предметами для изображения волн (моря) разными способами |
34 | Аппликация: «Стайка дельфинов» | 1 | Освоение новой техники аппликации – симметричное вырезывание по нарисованному или воображаемому контуру | ||
35 | Лепка рельефная (пластилиновая живопись): «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» | 1 | Освоение техники пластилиновой живописи, передача пластики и колорита морских волн | ||
36 | Рисование декоративное с элементами аппликации и письма: «Рыбки играют, рыбки сверкают» | 1 | Свободное сочетание разных изобразительных техник, включение элементов письма в оформление рыбок |
Тематический план в средней и младшей группе
Месяц | № п/п | Тема | Количество часов | Примечания |
сентябрь | 1 | Рисование (пальчиковое): «Краски лета» | 1 | Создание декоративной композиции по теме летних впечатлений. |
2 | Рисование с элементами аппликации: «Картинки для наших шкафчиков» | 1 | Создание картинок в смешанной технике (рисование и аппликация) для интерьера детского сада | |
3 | Лепка по замыслу: «Наши Любимые игрушки» | 1 | Создание пластических образов по замыслу с передачей особенностей внешнего вида любимых игрушек | |
4 | Рисование предметное: «Картинки на песке» | 1 | Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности | |
октябрь | 5 | Рисование по замыслу: «Посмотри в своё окно» | 1 | Поиск видов за окном и выбор изобразительно-выразительных средств для создания пейзажа (диагностика) |
6 | Аппликация: «Листопад, листопад - листья по ветру летят» | 1 | Создание аппликативной композиции из готовых форм (листьев) разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной апплиации | |
7 | Лепка: «Грибы на пенёчке» | 1 | Создание коллективной композиции из грибов. Лепка грибов из 3 частей | |
8 | Рисование по представлению: «Вечерний свет в окошках» | 1 | Самостоятельный поиск выразительно-изобразительных средств для передачи впечатлений о вечерних окнах | |
ноябрь | 9 | Рисование декоративное с элементами аппликации: «Перчатки и котятки» | 1 | Создание оригинальных образов на основе силуэта своей руки (по мотивам литературного произведения) |
10 | Аппликация: «Узорчатые полотенца» | 1 | Создание образов красивых домашних вещей с ленточным орнаментом, развитие чувства ритма, композиции | |
11 | Лепка на готовой форме: «Камин с огоньком» | 1 | Создание образов оригинальных бытовых предметов в детской дизайн-деятельности, развитие творчества | |
12 | Рисование декоративное: «Красивые салфетки для кафе» | 1 | Создание образов красивых домашних вещей с центрическим орнаментом, развитие чувства ритма и композиции | |
декабрь | 13 | Рисование декоративное: «Вьюга-завируха» | 1 | Рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому |
14 | Аппликация с элементами рисования: «Волшебные снежинки» | 1 | Наклеивание шестилучевых снежинок из трёх полосок бумаги с учётом исходной формы | |
15 | Лепка из солёного теста: «Новогодние игрушки» | 1 | Моделирование ёлочных украшений. Сочетание разных приёмов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей и т.д. | |
16 | Рисование: «Праздничная ёлочка» | 1 | Рисование и украшение пушистой нарядной елочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности | |
январь | 17 | Рисование: «Морозные узоры на окне» | 1 | Создание оригинальных узоров при помощи техники оттиска (Сетка, мятая бумага, ткань грубого плетения и пр.) |
18 | Аппликация: «Бублики-баранки» | 1 | Наклеивание готовых форм – колец разного размера – в соответствии с замыслом. Нанесение клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности | |
19 | Лепка из солёного теста: «Я пеку, пеку, пеку…» | 1 | Лепка угощений для игрушек. Развитие чувства формы, мелкой моторики | |
20 | Рисование с элементами аппликации: «Колобок на окошке» | 1 | Создание образа колобка: наклеивание готовой формы и дорисовывание деталей | |
февраль | 21 | Рисование: «Колобок покатился по дорожке» | 1 | Рисование по сюжету сказки «Колобок» |
22 | Аппликация с элементами бумагопластики: «Сказочный лес полон чудес» | 1 | Создание образа сказочного леса разными аппликативными способами | |
23 | Лепка сюжетная (коллективная композиция): «Робин Бобин Барабек» | 1 | Создание шуточной композиции по мотивам литературного произведения. | |
24 | Знакомство с книжной графикой: «Оформление книжки-самоделки» (на основе рисунков по сказке «Колобок») | 1 | Оформление книжек-самоделок, знакомство со структурой детской художественной книги и спецификой её оформления | |
март | 25 | Рисование: «Подснежники» | 1 | Создание композиции в технике «по мокрому» |
26 | Аппликация: «Букет цветов» | 1 | Создание красивых композиций: выбор и наклеивание вазы, составление букета из бумажных цветов | |
27 | Лепка: «Сосульки-воображульки» | 1 | Освоение способа лепки предметов в форме конуса. Моделирование сосулек разной длины и толщины. Поиск приёмов для усиления выразительности образов | |
28 | Рисование: «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!» | 1 | Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка | |
апрель | 29 | Рисование и аппликация: «Почки и листочки» | 1 | Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков |
30 | Аппликация с элементами рисования: «Ручеёк и кораблик» | 1 | Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции | |
31 | Лепка: «Ути-ути!» | 1 | Лепка птиц в стилистике народной игрушки. Воспитание интереса к познанию природы | |
32 | Рисование: «Божья коровка» | 1 | Рисование выразительного, эмоционального образа жука (божьей коровки), на основе готового зелёного листика. Развитие чувства цвета и формы | |
май | 33 | Лепка рельефная: «Филимоновсие игрушки» | 1 | Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка фигурок в стилистике и по мотивам народной пластики |
34 | Рисование: «Филимоновские игрушки» | 1 | Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. | |
35 | Аппликация обрывная: «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» | 1 | Создание выразительных образов луговых цветов - жёлтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации | |
36 | Лепка и аппликация предметная: «Бабочки-красавицы» | 1 | Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности |
Ожидаемые результаты
Ожидается, что в процессе овладения данной программой воспитанниками, проявятся
- Общие показатели развития детского творчества:
- Эстетическая компетентность
- Творческая активность
- Эмоциональность
- Креативность
- Произвольность и свобода поведения
- Инициативность
- Самостоятельность и ответственность
- Способность к самооценке
- Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:
- Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества
- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа
- Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами
- Индивидуальный «почерк» детской продукции
- Общая ручная умелость и т.д.
Критерии и формы оценки качества знаний
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности используется методика, разработанная И. А. Лыковой в соавторстве с Т. Г. Казаковой. Диагностика по данной методике проводится в начале обучения воспитанников по программе и в завершении курса. Проверка проводится в форме естественного педагогического эксперимента.
Материальное обеспечение программы
- Бумага, основа для композиций
- листы белой и тонированной бумаги в формате А4, А3
- альбомы для детского художественного творчества
- белый и цветной картон
- наборы цветной и бархатной бумаги
- фольга разного цвета на бумажной основе и двусторонняя, рулонная
- салфетки бумажные (белые и цветные)
- иллюстрации из старых журналов, цветных газет, старые календари и т.п.
- картонные коробки (для техники, обуви и т. д.)
- Художественные материалы, инструменты и их заменители
- глина
- пластилин
- тесто (солёное)
- стеки
- карандаши: цветные, простые, восковые мелки, пастель, уголь, фломастеры, ручки, перья
- краски: гуашевые, акварельные, акриловые
- стаканчики для воды
- кисти: различной величины и качества ворса, различные по назначению (для рисования, для клея)
- клей, клеящие карандаши, клейстер
- ватные палочки
- штампы и штемпели: готовые и изготовленные из различных материалов (ластик, овощи и картон и т.д.)
- губки, мочалки, ткань грубого плетения
- скрепки, прищепки декоративные
- скотч
- степлеры и скрепки для степлера
- Бытовой и бросовый материал
- фантики на бумажной основе
- трубочки для коктейля
- зубочистки деревянные
- предметы декора: бусинки, пуговицы, блёстки, мишура и т.д.
- колпачки фломастеров
- проволока мягкая
- Природный материал
- осенние листья и лепестки цветов
- семена подсолнечника, арбуза, тыквы, гороха, фасоли и других плодов
- шишки (еловые, сосновые, пихтовые)
- жёлуди, каштаны, орехи, косточки, скорлупа грецких орехов
- камешки и раковины
- злаки, травы, хвоя, сухостой
- Оборудование, одежда
- мольберты
- фланелеграф
- столы по росту детей
- клеёнки для столов
- салфетки бумажные и матерчатые
- полотенца для рук по количеству детей
- футболки, фартуки
- поворотные диски
Литература
- Лыкова И.А.: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки», издательский дом «Цветной мир», Москва 2013 год
- Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» – учебно-методическое пособие, издательский дом «Цветной мир», Москва 2010
- Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Веселая ярмарка» – учебно-методическое пособие, издательский дом «Цветной мир», Москва 2010
- Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Старшая группа. Город мастеров» – учебно-методическое пособие, издательство «Цветной мир», Москва 2011
- Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. Школа дизайна» – учебно-методическое пособие, издательский дом «Цветной мир», Москва 2011
- Лыкова И. А.: Изобразительное творчество в детском саду «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени» – конспекты занятий в изостудии, издательство «Карапуз», Москва 2008
- Казакова Т.Г., Лыкова И.А.: Методика выявления уровня художественного развития детей в изобразительной деятельности – на сайте для педагогов по изобразительной деятельности в детском саду «Семицветик» от 03.06.2011 http://izodou.ucoz.ru/load/metodika_kazakovoj_t_g_i_lykovoj_i_a/1-1-0-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисунки, спрятанные в пальчиках.
Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности - играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности представляет ему изобразительное творчество. Цель наших заня...
Рисунки, спрятанные в пальчиках.
Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности - играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности представляет ему изобразительное творчество. Цель наших заня...
Статья "Рисунки спрятанные в пальчиках"
Статья о разитии творческих способностей ребенка, посредством рисованоя пальчиками,ладошками....
Рабочая программа дополнительного образования «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» для детей от 3 до 4 лет.
Программа Кружка "Ловкие пальчики" с программным содержанием на год для работы с детьми средней группы с ОНР, ЗПР....
Рабочая программа дополнительного образования "Шаловливые пальчики" для детей 4-5 лет
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки...
Рисунки,спрятанные в пальчиках.
Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности-играх,рисунках,рассказах....
Дополнительная программа Песочная студия «Занимательные пальчики» для детей 4 - 5 лет
Песочная студия «Занимательные пальчики» для детей 4 - 5 лет...