Программа по дополнительному образованию детей 5-6 лет "Умные пальчики"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа ДОП образования для детей 5-6 лет "Умные пальчики" (Развитие мелкой моторики кистей рук и подготовка руки к письму)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umnye_palchiki.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Администрации г. Подольск
Муниципальное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида№38 «Искорка»
Программа
По дополнительному образованию детей 5-6 лет
«Умные пальчики»
(развитие мелкой моторики кистей рук и
подготовка руки к письму)
Составитель: Воспитатель
МДОУ №38 «Искорка»
Вахитова. Н.Ю.
Подольск 2016год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский
Рабочая программа «Подготовка к письму и развитие моторики руки» для подготовки детей 5-6 лет к школе разработана на основе системы графических и творческих заданий, разработанных заслуженным учителем Российской Федерации, кандидатом педагогических наук В. А. Илюхиной.
Программа предполагает формирование предпосылок к учебной деятельности, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Один из показателей предпосылок грамотности - развитие мелкой моторики. Ребенок, у которого она хорошо сформирована, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над - под, около - внутри. Часто приходится слышать от учителей: «Плохо развита рука, пишет медленно, неуверенно, не видит строчки, не соблюдает интервалов между буквами». Все это говорит о том, что графические навыки у ребенка вовремя не сформированы.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие формы работы, как рисование по клеточкам, штриховка цветными карандашами изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в рабочей тетради для старших дошкольников. Практический материал поможет более полно обеспечить развитие ребенка в дошкольном возрасте и сформировать предпосылки к учебной деятельности.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.
Принципы построения программы.
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
- Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
- Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
- Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
- Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
- Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
- Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
Цель: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной активности как предпосылок обучению грамоте
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений
- развивать мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие
- развивать пространственные представления
- формировать навыки учебной деятельности
- воспитывать старательность, аккуратность, самостоятельность и уверенность в своих умениях
Особенности программы
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, графические навыки, прививается навык соблюдения гигиенических правил письма.
Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно формирует графические навыки, развивает зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Программа рассчитана на один год обучения. Возраст обучающихся 5 – 6 лет. Занятия проводятся фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 25 минут. Общее количество занятий в год – 32.
Структура занятий:
1 часть — Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть — Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.
3 часть — Упражнения на развитие зрительно-моторной координации и ориентировке на листе, графические диктанты.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название и содержание разделов | Количество часов (занятий) |
1 | Вводная часть. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме. Знакомство с тетрадью, строкой, клеткой. | 4 часа |
2 | Основная часть. Работа по формированию графических навыков, развитию мелкой моторики | 26 часов |
3 | Закрепление пройденного материала. Повторение | 2 часа |
Всего | 32 часа |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Период | № п/п | Тема | Кол-во часов | Программные задачи |
Октябрь, 1 неделя | 1 | Пропись в гости к нам пришла | 1 | Познакомить детей с прописью, ее целью; познакомить с клеткой; формировать умение держать карандаш. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к прописям. |
Октябрь, 2 неделя | 2 | Знакомство с рабочей строкой | 1 | Продолжить знакомство с тетрадным листом в клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т.д.), учить ориентироваться на рабочей строке. Развивать умение правильно держать карандаш. Воспитывать желание узнавать новое. |
Октябрь, 3 неделя | 3 | Горизонтальные линии (Учимся рисовать дорожку) | 1 | Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева направо не отрывая карандаш от бумаги. |
Октябрь, 4 неделя | 4 | Рисуем вертикальные линии. «Веселый дождик» | 1 | Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги. |
Ноябрь, 1 неделя | 5 | Мои первые узоры | 1 | Формировать у детей умение вести линии закругляя их, не открывая карандаша от тетради; умение дорисовывать не достающие детали. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать желание научиться писать. |
Ноябрь, 2 неделя | 6 | «Волны» | 1 | Формировать умение вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям. |
Ноябрь, 3 неделя | 7 | «Волшебные палочки» | 1 | Формировать умение писать наклонные линии соединяя уголки двух разных клеток расположенных рядом. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание узнавать новое. |
Ноябрь, 4 неделя | 8 | «Кирпичи» | 1 | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вмести (прямоугольники). Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать трудолюбие. |
Ноябрь, 5 неделя | 9 | «Елочка» | 1 | Формировать умение вести горизонтальные и соединять уголки клеток по диагонали; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость. |
Декабрь, 1 неделя | 10 | Штриховка горизонтальными линиями (Учимся штриховать) | 1 | Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата). Соблюдать параллельность линий. |
Декабрь, 2 неделя | 11 | Штриховка вертикальными линиями (Учимся штриховать) | 1 | Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая круг. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук. |
Декабрь, 3 неделя | 12 | «Квадрат» | 1 | Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо и сверху вниз. |
Декабрь, 4 неделя | 13 | Геометрические узоры | 1 | Формировать умение вести горизонтальные и вертикальные линии; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение. |
Январь, 3 неделя | 14 | «Змейка» | 1 | Продолжить формировать умение правильно держать карандаш; ориентировать по клеточкам, вести последовательно горизонтальные и вертикальные линии, закреплять знания о геометрических фигурах. |
Январь, 4 неделя | 15 | Учимся писать цифры (цифра 4) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. |
Январь, 5 неделя | 16 | «Уголок» | 1 | Формирование умения опускать линию вниз и соединять углы клеточек по диагонали. Развивать умение вести ровную линию. Воспитывать терпение. |
Февраль, 1 неделя | 17 | «Рыбьи чешуйки» | 1 | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям. |
Февраль, 2 неделя | 18 | Учимся писать цифры (цифра 1 и 3) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифры. |
Февраль, 3 неделя | 19 | Учимся писать графический диктант. | 1 | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. |
Февраль, 4 неделя | 20 | Учимся писать цифры (цифра 2) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. |
Март, 1 неделя | 21 | «Лабиринт» | 1 | Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость. |
Март, 2 неделя | 22 | Учимся писать цифры (цифра 5) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. |
Март, 3 неделя | 23 | Учимся писать цифры (цифра 6) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. |
Март, 4 неделя | 24 | Геометрические узоры | 1 | Формировать умение выполнять геометрические узоры по образцу; Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение. |
Апрель, 1 неделя | 25 | Учимся писать цифры (цифра 7) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. |
Апрель, 2 неделя | 26 | Учимся писать цифры (цифра 8) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. |
Апрель, 3 неделя | 27 | «Колечки» | 1 | Формирование умения размещать внутри клеточки круг. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать наблюдательность. |
Апрель, 4 неделя | 28 | Учимся писать цифры (цифра 9) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру. |
Апрель, 5 неделя | 29 | Цифры (задание на повторение) | 1 | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; закреплять умение писать цифры. |
Май, 2 неделя | 30 | Учимся делить клетку пополам | 1 | Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо и сверху вниз; учить делить клетку пополам. |
Май, 3 неделя | 31 | Закрепление пройденного материала | 1 | Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость. |
Май, 4 неделя | 32 | Графические диктанты | 1 | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- игровой самомассаж
- игры и действия с предметами
- графические упражнения
- работа в тетрадях в клетку
- рисование, раскрашивание
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
Пальчиковая гимнастика – это специально разработанные упражнения для тренировки пальцев и укрепления мышц руки.
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них, пальчиковые игры с предметами. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких – либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно-психического напряжения. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание Игры и упражнения на развитие общей моторики – формируют зрительно-моторную координацию.
Раздел «Игровой самомассаж»
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему дошкольника, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
Самомассаж выполняется в течение 5 - 10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.
Практические задания разработаны с учетом таких факторов, как:
- возраст, опыт детей, вид деятельности;
- сочетание наглядного материала, словесного комментария педагога и действий детей;
- соблюдение темпа и периодичности деятельности;
- сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
- постепенное усложнение заданий.
Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.
- Выполнение упражнений должно быть регулярным.
- Время выполнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребёнка быстро иссякают.
- Нужно соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения.
- Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
- Ребёнку всегда предлагается инструкция, то есть краткое и чёткое озвучивание этапов выполнения задания.
- Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.
В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
Выполнение графических упражнений и штриховки способствует подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только чёткостью и красотой изображения линий, но и лёгкостью и свободой движений: руки не должны быть скованны и напряжены. Важно учиться соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично. Ребёнок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Графические упражнения способствуют развитию точности движений, развитию внимания и контроля за собственными действиями.
Штриховка – одно из важнейших упражнений. Выполнять её следует, соблюдая основные правила: штриховать только в заданном направлении; не выходить за контуры фигуры; соблюдать параллельность линий; не сближать штрихи, следить, чтобы расстояние между штрихами было примерно 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, необходимо постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма, что в дальнейшем поможет ребёнку преодолеть трудности технической стороны письма.
В разделе «Работа в тетради в клетку» Работа строится от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и развития элементарных графических навыков, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умение ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой. Затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве – в клеточке, совершенствует умение измерять условной меркой – клеткой.
В последующем задания усложняются, у детей формируются достаточно чёткие пространственные ориентиры, и они могут свободно воспринимать слуховые задания.
В разделе “Рисование, раскрашивание” необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении гигиенических правил письма.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы организации работы:
- Дидактические игры и игровые упражнения.
- Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, пальчиковые игры с предметами
- Занимательные задания и игры-соревнования.
- Изобразительная и творческая деятельность.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: наглядный метод обучения и метод практических действий.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Систематическое проведение занятий
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.
Основное оборудование и материалы, позволяющие реализовывать содержание программы:
- Просторное, светлое помещение с естественным и искусственным освещением
- Стол для педагога, столы и стулья по количеству обучающихся
- Доска, мел
- Простые и цветные карандаши на каждого ребенка
- Тетради в клетку на каждого ребенка
- Тетрадь с печатной основой «Волшебные линии: рабочая тетрадь для подготовки к школе», автор В.А. Илюхина на каждого ребенка
- Печатные листы с заданиями на каждого ребенка
- Трафареты, шаблоны для обведения, вырезания на каждого ребенка
- Ножницы на каждого ребенка
- Цветная бумага
- Счетные палочки на каждого ребенка
- «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, грецкие орехи, каштаны, макароны…)
- Бусы, пуговицы
- Массажные мячи на каждого ребенка
- Картотека пальчиковых игр, самомассажа, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:
-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
-крупных движений и умения владеть своим телом;
-пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела);
-мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-предпосылок к учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
- гигиенических правил письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради)
При реализации Программы подразумевается проведение оценки индивидуального развития детей в течение всего периода обучения. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения. Также оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гаврина С. Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Илюхина В.А. «Волшебные линии. Рабочая тетрадь для подготовки к школе», 1 часть, 2010.
- Картотека пальчиковых игр.
- Узорова О. В., Нифекдова Е. А. «Игры с пальчиками» - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
- Т.С.Голубина «Чему научит клеточка». МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Москва 2006г.
- И. Малюкова «Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму». Дошкольное воспитание. 200г. № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей и детей. " Путешествие в страну пальчиков"
Развитие мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков у дошкольников....
Программа сенсорно-моторного развития детей раннего возраста «Ловкий пальчик»
предлагаю вашему вниманию программу сенсорно-моторного развития детей младшего возраста. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Данная программа будет интересна педагогам ясельных групп, т...
Семинар - практикум для родителей детей с РАС «Играем пальчиками».
Семинар – практикум для родителей в группе для детей 4 – 7 лет с РАС....
Программа сенсорно-моторного развития детей дошкольного возраста «Ловкий пальчик»
Важной составляющей частью психологического развития ребенка первого - второго годов жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путе...
Кружковая работа по развитию ручной умелости и речи у детей дошкольного возраста "Волшебные пальчики"
Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность.Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию....
программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Весёлые пальчики"
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....
Стендовая презентация для родителей детей дошкольного возраста «Чудо-пальчики».
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.»В.А. СухомлинскийПальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течении всей жизни. «Сорока, сорока кашу варила», - говорит мама и водит па...