Проект «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»
проект (старшая группа)

Лидия Викторовна Матюхина
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого дошкольного возраста.
В дошкольных учреждениях с целью обучения детей традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.
В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Акатовская основная школа» (дошкольная группа)

Гагаринского района  Смоленской области

воспитатель:

Матюхина Лидия Викторовна

Проект «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»

Анализ ситуации.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого дошкольного возраста.

В дошкольных учреждениях с целью обучения детей традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.

В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).

Период от 1 до 7 лет принято называть периодом дошкольного детства. Он связан с изменением условий развития ребенка, его взаимоотношений со взрослыми. Изменяются отношения и со сверстниками. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. В этом же возрасте ребенок овладевает и техникой рисования, лепки, конструирования, аппликации.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Занятия по художественному творчеству:

• способствуют развитию мелкой моторики малыша,

• позволяют развивать воображения, координацию рук, память, творческие и умственные способности, интеллект,

• дают ребёнку возможность получить дополнительные знания и практические навыки, расширяя одновременно свой кругозор,

• повышают уровень развития речи, усидчивость, внимание, выдержку,

• проявлять индивидуальность.

Актуальность.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Рисование, лепка, аппликация — одни из самых любимых видов деятельности, доставляющих удовольствие для ребенка.

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей.

Задачи:

1. Сформировать у детей интерес к видам художественного творчества.

2. Помочь детям овладеть приёмами и техниками художественного творчества.

3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

4.Развивать познавательную активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Воспитывать аккуратность при выполнении работ, умение доводить начатое дело до конца, помогать своим товарищам.

Гипотеза.

Развитие художественного творчества будет успешным если:

• Будет создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

•У ребёнка будет развиваться познавательная активность, мышление, воображение, способность обобщать и анализировать.

• Сотрудничество ДОУ и родителей будет активным и продуктивным.

Участники проекта: детей, воспитатели, родители.

Тип проекта: художественно – эстетический, познавательный, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный с октября по май учебного года.

Направления работы.

1. Развитие творческих способностей

2. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация)

3. Художественно-эстетическое развитие

4. Познавательное развитие

Основные методы и приемы работы:

рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий,

наблюдения, экскурсии, беседы об увиденном;

чтение художественных произведений,

игры (дидактические, подвижные)

Здоровье развивающие технологии:

пальчиковая гимнастика,

гимнастика для глаз,

дыхательная гимнастика,

артикуляционная гимнастика,

динамические паузы

Ожидаемые результаты:

У детей сформируется интерес к видам художественного творчества.

Ребёнок овладеет приёмами и техниками художественного творчества

Разовьются познавательная активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.

У детей будет развита мелкая моторика рук.

Ребёнок научится аккуратно выполнять работы, доводить задуманное до конца.

Инструменты и материалы:

Цветная бумага, цветной картон, салфетки

Клей ПВА, клей-карандаш

Гуашевые краски

Восковые мелки

Кисточка

Ватные палочки, поролон

Пластилин

Трафареты, шаблоны

Используемые техники:

Рисование ладошкой, пальчиком.

Рисование ватными палочками, поролоновой кистью.

Оттиск смятой бумагой, пробкой.

Рисование с использованием трафарета.

Скатывание бумаги (аппликация салфетками)

Этапы реализации:

1. Поиск, изучение и обработка информации (организационный этап)

2. Диагностический этап

3. Работа над проектом (основной этап)

4. Оценка результатов (аналитический этап)

5. Заключительный этап

 

План реализации проекта

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

 

1 этап  - организационный

 

Подготовительные мероприятия

1. Опрос родителей на предмет организации дополнительного образования.

2. Обработка полученных результатов личных наблюдений.

3. Постановка проблемы.

4. Составление плана.

5. Организация студии «Озорные пальчики»

 

 

 

2 этап – основной

 

 

 

 

 

 

Рисование

 

 

Познакомить с техникой пальчикового рисования и рисование ладошкой.

 

«Рябинка»

«Котенок» 

 

Познакомить с техникой рисования тычком (ватной палочкой), комочком бумаги

 

«Лошадка»

«Мишка»

 

Познакомить с техникой - оттиск пробкой.

 

«Шарики»

 

 Познакомить с техникой рисования восковыми мелками

 «Любимая игрушка» «Воздушный шарик»

Лепка

 

 Закреплять знания детей о приеме скатывания комочков, учить соотносить цвет пластилина с цветом ягод

 «Обед для птичек»

 «Мухомор»

 

Работа с детьми

 

 Дидактические  и развивающие игры

Эксперименты с красками

«Волшебная поляна» «Азбука цвета» «Разноцветные лепестки» и др.

«Подкрасим воду» «Разноцветные льдинки»

 

Выставка детского творчества

 

 

Поделки из пластилина

 

«Корзинка с яблоками»

«Дружба зверей»

 

Рисунки

 

 

«Зимушка- зима»

«Моя любимая игрушка»

 

 

Работа с родителями

 

 

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

 

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

 

 

Опрос

 Беседы

 

 

 

Консультации

 

 

3 этап  заключительный

Изготовление папки с детскими работами.

Проведение консультации для родителей. 

 Выставка детских работ.

Разработка памятки для родителей. 

Анализ выбора детьми вида деятельности.

 

  

Список литературы:

1. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.

2. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

3. Швайко Т. С. Занятия по ИЗО деятельности.

4. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.

5. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

6. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г

7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.

8. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников, 2002 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательно - творческих способностей у детей дошкольного возраста через организацию конструктивной деятельности.»

Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет ...

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...

Цикл игр-занятий по формированию изобразительных навыков у детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности

Игры-занятия по формированию изобразительных навыков способствуют активизации речи, приобретению детьми сенсорного и сенсорно–моторного опыта, а также пробуждают творческую активность малышей в ...

План самообразования "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"

Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 года. Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 года. Цель: всестороннее развитие личности средствами танцевально-ритмической деятельности и психическо...

Самоанализ за 2017-2018 учебный год к проекту на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»

Самоанализ за 2017-2018 учебный год к проекту на тему  «Развитие мелкой моторики у деетй дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности». Работу начала с изучения псих...

Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами продуктивных видов деятельности презентация

Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств развития, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дош...

Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами продуктивных видов деятельности

Коммуникативные умения определяются исследователями как свойства и способности, обеспечивающие успешного общения человека с другими людьми и как специфические способы деятельности общения, обеспечиваю...