Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие». Старший дошкольный возраст Тема занятия: «Цвета года: краски зимы»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

 

Образовательная:

 - познакомить детей с зимними пейзажами на примере произведений художников-пейзажистов и использованными средствами выразительности;

 - учить выделять художественные особенности данных произведений искусства (форма, цвет, ритм, композиционное решение);

 - активировать использование слов и словосочетаний: зимний пейзаж, краски зимы, настроение картины; цветовая гамма: тёплые, холодные цвета, оттенки цвета.

 

Развивающая:

 - развивать художественное восприятие, эстетические особенности, творческие способности; умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ произведения.

 

Воспитательная:

 - формировать умение воспринимать красоту окружающего мира, и желание активно участвовать в процессах, которые происходят в этом мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_oo_starshaya_kraski_zimy.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие». Старший дошкольный возраст

Тема занятия: «Цвета года: краски зимы»

Возраст: 5 – 6 лет

Цель: сохранение культурной среды.

Задачи:

Образовательная:

 - познакомить детей с зимними пейзажами на примере произведений художников-пейзажистов и использованными средствами выразительности;

 - учить выделять художественные особенности данных произведений искусства (форма, цвет, ритм, композиционное решение);

 - активировать использование слов и словосочетаний: зимний пейзаж, краски зимы, настроение картины; цветовая гамма: тёплые, холодные цвета, оттенки цвета.

Развивающая:

 - развивать художественное восприятие, эстетические особенности, творческие способности; умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ произведения.

Воспитательная:

 - формировать умение воспринимать красоту окружающего мира, и желание активно участвовать в процессах, которые происходят в этом мире.

Ход НОД

1. Вводная часть.

- Сегодня я хочу показать вам краски природы-зимы. Как вы думаете, где мы можем их увидеть? (за окном на улице, в зимнем лесу, на картине, на фотографиях, в телевизоре и т. д.) Мы можем о них услышать в стихах, послушайте.

Стихотворение (музыкальное сопровождение П.И. Чайковский

«Времена года» - «У камина»).

 А.С. Пушкин

Зимний вечер.

 Буря мглою небо кроет,

 Вихри снежные крутя;

 То, как зверь она завоет,

 То заплачет, как дитя,

 То по кровле обветшалой

 Вдруг соломкой зашумит,

 То, как путник запоздалый,

 К нам в окошко постучит.

«Зимнее утро»

 Мороз и солнце; день чудесный!

 Еще ты дремлешь, друг прелестный —

 Пора, красавица, проснись:

 Открой сомкнуты негой взоры

 Навстречу северной Авроры,

 Звездою севера явись!

 Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

 На мутном небе мгла носилась;

 Луна, как бледное пятно,

 Сквозь тучи мрачные желтела,

 И ты печальная сидела –

 А нынче… погляди в окно:

 Под голубыми небесами

 Великолепными коврами,

 Блестя на солнце, снег лежит;

 Прозрачный лес один чернеет,

 И ель сквозь иней зеленеет,

 И речка подо льдом блестит.

 - Зима бывает какая? (холодная, суровая, лютая, а может быть тёплая, снежная, солнечная и т.д.) Нам людям нравится зимнее время года, потому что оно бывает разное. Художники всегда восхищались красотой этого года и старались запечатлеть его, часто сравнивали зиму со сказкой («сказочная зима», «волшебство снега», и т. д.).

2. Основная часть.

- Посмотрите, перед вами две картины знаменитых художников. Автор одной из этих картин вам уже известен – это И.И. Шишкин. Какое произведение этого автора мы уже знаем? («Утро в сосновом лесу») Автор второго произведения Грабарь Игорь Эммануилович. Давайте всмотримся в каждую картину и подумаем, что же так заинтересовало художников, какую зиму они изобразили.

Рассматривание картины И.И. Шишкина.

Вопросы.

 - О чём хотел рассказать художник? (о зимнем лесе, о высоких деревьях, даже макушек не видно; о тишине в лесу, и т. д.)

 - Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей).

 - Молодцы, красивые названия вы придумали! И.И. Шишкин назвал своё произведение «Зима».

 - Что вы чувствуете, когда смотрите на картину «Зима»? (холодно, но не морозно; очень красиво, чувствую тишину, хочется вдохнуть чистый воздух, спокойно; снег укутал лес, как одеялом; лес спит, даже птичка, которая сидит на ветке тоже спит, и т. д.).

 - А вы хотите побывать в этом необыкновенном лесу? Что нужно для того, чтобы отправится на зимнюю прогулку в лес? (одеться по погоде, можно взять с собой лыжи, тёплый напиток, и т. д.) Все готовы! Отправляемся!

Физкультминутка.

 1. По ровненькой дорожке шагают наши ножки.

 2. Впереди течёт река широка и глубока. (перепрыгивание через скакалки, которые разложены на полу).

 3. На пути кусты, бурелом. (ходьба с высоко поднятыми коленями).

 4. А вот и ёлки на пути, они так низко опустили свои ветки, что нам придётся проползти под ними, чтобы не сломать их (идём полным присестом, а потом ползём на четвереньках). Вот мы и пришли! Давайте подышим лесным чистым воздухом, послушаем тишину (предложить постоять с закрытыми глазами и немного спокойно подышать). А теперь откройте глаза и расскажите, кто, где очутился.

 Ребята рассказывают о том, какое место на картине им понравилось и почему. Например, я стою возле кустика, где много тоненьких веточек, покрытых пушистым снегом, потому что могу спрятаться, как в домике; я спрятался между маленькими ёлочками, которые растут вон там подальше; я остановилась возле высокой ёлки, где сидит птичка на ветке, хочу угостить её семечками; и т. д.

 - Ребята, мне так хорошо с вами в этом лесу! Я тоже выбрала себе место. Я подойду к вот этому жёлтому пятну на снегу. Как вы думаете, почему я выбрала это место? (потому что это лучик солнышка, потому что это тёплое место). Расскажите, почему в лесу нужно сохранять тишину? (чтобы не испугать птиц, зверей). А когда можно и нужно громко кричать? (когда заблудишься). Давайте мы с вами покинем этот тихий лес полный сказочных чудес. Надеюсь, что никто не потерялся и нам не придётся шуметь.

 Предлагаю продолжить прогулку по лесу и перебраться в другую картину, посмотреть, а какой там лес.

 - У нас с собой есть лыжи, прокатимся на них!

 - Надеваем правую лыжу, а теперь левую, взяли лыжные палки и поехали! (имитируем ходьбу на лыжах по группе, едем с горки, в ямку упали, отряхиваемся).

 Рассматривание картины «Роскошный иней» И.Э. Грабарь.

 - Посмотрите, ребята, какая красота! Как художник И.Э. Грабарь

 назвал своё произведение? (деревья танцуют, зимний лес, радость в лесу, и т. д.) Он назвал свою работу «Роскошный иней». В его картинах много воздуха чистого, светлого, звонкого, хрустального; как сосульки льда звенят ветки на деревьях, пышные кроны деревьев похожи на кружево. Очень любил рисовать русскую берёзу. Кто знает, что такое иней? Послушайте внимательно стихотворение, и вы услышите ответ на вопрос.

Иней.

 После сильного мороза, восхищая горожан,

 Оседая, замерзает неудавшийся туман.

 Волшебство напоминая, заискрилась пелена.

 Серебристая мимоза распустилась у окна.

 Льдинкой каждой луч играет.

 То ли сказка, то ли быль…

 Это с веток облетает бриллиантовая пыль!

 (иней это замёрзший туман, который повис на ветках деревьев, как на картине у художника).

 Рассматривая эту картину, можно создать ситуацию спора. Пусть дети немного поспорят; выскажут свою точку зрения, расскажут о своих наблюдениях.

Вопрос для спора: «Какое время года изобразил художник в картине «Роскошный иней»?

 - Я, думаю, это весна, потому что много солнечного света, вижу много светло-зелёного цвета вдалеке, как будто лес просыпается, значит, весна или возле деревьев жёлтые пятна – это опавшая осенняя листва и на ветках я увидела пожухлую листву, значит это поздняя осень.

 В этой беседе дети учатся доказывать. И конечно все вместе приходим к выводу, что это зимний пейзаж.

 - Да, ребята, действительно картина оказалась громкая, звонкая, потому что вы шумели и спорили. Я увидела, что картина произвела на вас впечатление, поэтому предлагаю поиграть в снежки.

 Игра «Снежки».

 Дать детям листы бумаги, из которой они будут комкать снежки и кидать друг в друга.

3. Заключительная часть.

- Поиграли, молодцы! Посмеялись от души! И в этом лесу мне очень понравилось, а вам?

 Картины каких художников мы сегодня посмотрели?

 - И.И. Шишкин «Зима» и И.Э. Грабарь «Роскошный иней».

 - Какое настроение бывает у зимы? (разное: весёлое и грустное, задумчивое, тихое, шумное, громкое и т. д.)

 - Какие краски можно назвать зимними? (все оттенки синего, розовый, светло-зелёные, жёлтые, сероватые оттенки, коричневые и т. д.). Пора возвращаться в детский сад! Мы с вами лыжи не снимали, поэтому поехали!

 Возвращаясь в детский сад, можно нечаянно разбудить медведя и поиграть с ним в игру «У медведя во бору много снега наберу…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Конспект ООД по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Красивые вазы"

Учить детей делать нарядные изделия для украшения группы к празднику, украшать плоскостные изображения вазы мозаикой из яичной скорлупы. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать способность к самост...

Статья: Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста через использование пластилинографии

Обновление содержания дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности.Поощрение твор...

Конспект НОД по художественно – эстетическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте. Тема: « Синица на ветке »

Конспект НОД по художественно – эстетическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте.Тема: « Синица на ветке » Цель: познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм».Зада...

Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста; «Классическая музыка в детском саду"

Цель проекта: Создание единого общекультурного пространства для содействия развитию творческой личности ребенка....