Программа кружка по изодеятельности "Волшебная мастерская"
учебно-методическое пособие по рисованию (подготовительная группа) на тему
Программа расчитана на детей подготовительной группы детского сада. (6-7 лет). В программе описаны приемы и методы рисования в нетрадиционной форме.
есть календарное планирование занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_volshebnaya_masterskaya.doc | 338.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
города Нижневартовска детски сад № 52 «Самолётик»
«ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
(6– 7 лет)
Воспитатель
Зверева Инна Александровна
г. Нижневартовск
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Общее положение
- Настоящее Положение определяет цели, задачи создания и реализации кружка по изодеятельности «Волшебная мастерская» МАДОУ города Нижневартовска детского сада № 52 «Самолетик».
- Настоящее Положение разработано на основе Конституции РФ Закона РФ «Об образовании», Типового Положения и регламентирующих документов департамента образования г. Нижневартовска.
- Занятия проводятся с детьми старшей и подготовительной к школе группах в форме занятий по изодеятельности в рамках расписания годового учебного плана кружковой работы.
- Работу по изодеятельности проводит воспитатель высшей квалификационной категории Зверева Инна Александровна и воспитатель первой квалификационной категории Умнова Елена Александровна..
Рабочая программа кружка составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта - развитие детей старшего возраста «Временных требований» к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования и приоритетного интеллектуального направления МАДОУ.
Новизна. В работе с детьми используются нетрадиционные формы работы с детьми по изодеятельности. Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Рабочая программа имеет цель: развивать художественные способности, коммуникативные, языковые, интеллектуальные и в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: учить детей осваивать художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Задачи кружка первого года обучения:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Создавать условия для освоения цветовой палитры.
- Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
Задачи кружка второго года обучения:
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям).
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
- оттиск печатками из овощей;
- тычок жесткой кистью;
- оттиск печатками из ластика;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- волшебные веревочки;
- кляксография;
- монотопия;
- печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, умение детей действовать с различными материалами: песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Организация занятий кружка.
Кружок посещают дети старшей и подготовительной к школе группы. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 – 35 минут.
Материал:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктельные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
- Практические – упражнения, игр методы,
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам:
- Использование приема транслирования информации,
- Отбор тематического содержания,
- Главный герой рисования – ребенок,
- Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,
- Педагог создает схематические изображения,
- Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,
- В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
- Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,
- Обеспечение главных условий общения,
- Стимуляция и поддержание речевой инициативы,
- использование различных коммуникативных средств.
Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:
- создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,
- коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут),
- динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
- рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,
- словесные игры, игры – драматизации.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.
Показатели прохождения рабочей программы:
- Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Учатся рисовать различными материалами.
- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
- Развивать навыки по составлению сюжетов.
- Дети учатся цветоведенью.
- Экспериментируют.
- Развивается связная речь.
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Преемственность:
- сформировать умения и навыки,
- развивать личностные качества.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.
Календарно – тематический план занятий
кружка «Карандашик»
старшая группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | ь Методические приемы | Оборудование | Литература |
Сентябрь | Сказка про краску | Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. | и
| Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши. | Н.Ф. Штейнле Стр.12 |
Воздушные шары для феи. | Развивать эстетические познавания о цветах, познакомить с дополнительными цветами |
| Различные виды бумаги, краски, 3 возд шара. | Н.Ф. Штейнле Стр. 16 | |
Гостинцы Осени | Закрепить понятия об основных и дополнительных цветах, создать эмоционально приподнятое настроение при решении изобразит загадок. |
| Различные овощи, бумага, краски. | А.В. Никитина Стр.19 | |
Осенние деревья Рисунки из ладошек | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление. |
| бумага, краски, гуашь, кисти | Н.Ф. Штейнле Стр. 21 | |
Теплая картина | Учить смешивать основные цвета и получать новые. Изобразить по замыслу с учетом теплого цвета. Различать холодные и теплые цвета. |
| бумага, краски, гуашь, кисти | Т.Н. Ветрова стр. 39 | |
Скатерть – самобранка | Дать представление о натюрморте; учить рисовать овощи, фрукты разными изобразит материалами. |
| Бумага, восковые мелки, пастель, фломастеры. | Н.Ф. Штейнле Стр. 23 | |
Волшебные листья. Печатание листьями | Учить создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность. |
| Рисунки – образцы, листья, гуашь, кисти, бумага. | А.В. Никитина Стр. 23 | |
Нарисуй портрет на ложке Рисунок из ладошки | Учить обводить свою ладонь. Развивать творческую фантазию. Изображать настроение человека. |
| Рисунки – образцы, гуашь, кисти, бумага. | Т.Н. Ветрова Стр. 40 | |
Октябрь | Грибы в корзине Рисунок из ладошки | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление. |
| Бумага, грибы, корзина, гуашь, кисти, карандаши. | А.В. Никитина Стр. 27 |
Герои сказок. Тычок жесткой полусухой кистью | Учить рисовать тычком по контуру; прививать интерес, радоваться полученному результату. |
4.Итог. | Бумага, краски, простые карандаши, кисти | А.В. Никитина Стр. 67 | |
Разноцветные зонты. Печать по трафарету | Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма. | 1. Загадывание загадок 2.Вступительная беседа. 3.Самостоятельная работа детей. 4. Игра «Дождик» 5.Итог. | Силуэты зонтов, краски, трафареты узоров, поролон, гуашь. | А.В. Никитина Стр. 27 | |
Кто спрятался? Рисунок из ладошки | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление, воображение, фантазию. | 1. Загадывание загадок 2.Вступительная беседа. 3.Самостоятельная работа детей. 4.Итог. | Бумага, краски, простые карандаши, кисти | А.В. Никитина Стр. 51 | |
Аленький цветочек Печать по трафарету | Закрепить навыки рисования, используя трафареты цветов, развивать эстетические чувства. |
4.Итог. | Трафареты, краски | А.В. Никитина Стр. 52 | |
Осенний лес Монотопия | Учить детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой. |
5.Итог. | Бумага, краски, простые карандаши, кисти, поролон. | Р.Т. Казакова Стр. 64 | |
Путешествие по радуге | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
| Бумага, краски, | Р.Т. Казакова Стр. 72 | |
Улетаем на юг кляксография. | Познакомить с методом – кляксография. Развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения |
4. Пальчиковая игра «Птичек стайка» 5.Итог. | Краски, кисти, бумага, | А.В. Никитина Стр.29 | |
Ноябрь | Ежик. Тычок сухой кистью | Познакомить с новым методом – рисование тычком. Развивать внимание, воображение. |
| Краски, кисти, бумага, карандаши. | А.В. Никитина Стр. 33 |
Мой любимый свитер Оттиск печатками из картофеля | Знакомить с техникой рисования, развивать воображение и инициативу. Закрепить умение украшать предмет различными печатками. |
| Краски, кисти, бумага, карандаши, силуэты | А.В. Никитина Стр. 31 | |
Веселые человечки. Волшебная веревочка | Продолжать знакомить с приемом рисования веревочками. Передавать в рисунке силуэт человека в движении. |
| Веревочки, клей, краски, кисти, бумага. | А.В. Никитина Стр. 35 | |
Золотая осень. кляксография трубочкой. | Познакомить с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Совершенствовать умения в различных техниках, развивать чувство композиции. |
| Бумага, гуашь, кисти, трубочки. | А.В. Никитина Стр. 89 | |
Дымковская игрушка. Оттиск печатками | Закрепить умения рисовать с помощью силуэта, украшать печатками. Развивать умения передавать колорит. |
| Силуэты, краски, кисти, печатки, образцы. | А.В. Никитина Стр.45 | |
Осенняя сказка | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. |
| Краски, бумага, кисти | Р.Т. Казакова Стр. 57 | |
Дерево колдуньи (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
4.Итог. | Цвет бумага, краски, бумага, клей | Р.Т. Казакова Стр. 51 | |
Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. |
| Цвет бумага, краски, бумага, клей | Р.Т. Казакова Стр. 46 | |
Декабрь | Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. |
| Бумага, краски, карандаши, илюстрации | Р.Т. Казакова Стр. 81 |
Первый снег. Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев, снег изображать пальчиками, развивать инициативу, учить составлять композицию. |
| Бумага, краски, карандаши, илюстрации | А.В. Никитина Стр. 39 | |
Снежинки. Воздушные фломастеры | Учить детей с помощью трафарета снежинок делать набрызг из фломастеров развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох. |
| Бумага, трафарет, воздуш фломастеры. | А.В. Никитина Стр. 41 | |
Лисичка-сестричка Печать по трафарету | Развивать у детей способность создавать сюжетную композицию. Учить рисовать с помощью поролонового тампона по трафарету. Развивать чувство композиции |
| Краски, поролоновые тампоны, бумага, трафареты | А.В. Никитина Стр. 43 | |
Дымковский конь. Оттиск печатками | Познакомить с дымковской игрушкой, воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. |
| Фигурки коня, гуашь, печатки, кисти, | А.В. Никитина стр. 45 | |
Елочка – нарядная. Оттиск поролоном, рисование пальчиками | Учить рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы. |
| гуашь, печатки, кисти, бумага. | А.В. Никитина стр. 47 | |
Узоры на окне. | Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. |
| Ватман, краски, кисти. | А.В. Никитина стр. 48 | |
Снегири | Учить детей рисовать птиц, мазками изображать перья; воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах; радовать полученному результату. |
| Ватман, краски, кисти. | Н.Ф. Штейнле Стр. 39 | |
Январь | Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. |
| Трафарет, краски | Р.Т. Казакова стр. 49 |
Сказочные цветы. Воздушные фломастеры | Продолжать учить рисовать воздушными фломастерами, развивать воображение. Закреплять навык рисования, используя трафареты цветов. |
| Карандаши, гуашь, кисти, иллюстрации | А.В. Никитина Стр. 53 | |
Узоры на тарелочке Оттиск печатками | Познакомить с колоритом городецкой росписи. Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. |
| Трафареты, краски Изделия городецких мастеров, бумага, гуашь, кисти. | А.В. Никитина Стр.55 | |
Снеговик. пластилинография | Учить передавать образ снеговика техникой пластилинографией. Развивать чувство композиции. |
| бумага, пластилин | Г.Н. Давыдова Стр. 18 | |
Сказочная Жар – птица | Познакомить с народными традициями в изображении птиц, научить рисовать предметы сложной формы от общего к деталям. |
| Карандаши, гуашь, кисти, иллюстрации с птицами | Н.Ф. Штейнле Стр. 45 | |
Февраль | Золотая рыбка. Рисунок из ладошки | Вызвать интерес к изображению. Учить обводить пальцы руки, простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. |
| Карандаши, акварель, кисти, бумага. | И.Н. Лыкова Стр. 82 |
Веселый гномик. Волшебные веревочки | Учить детей изображать фигуру человека, использовать прием рисования нитью. Развивать эстетическое восприятие, |
| Карандаши, акварель, кисти, бумага. | Н.Ф. Штейнле Стр. 38 | |
Волшебница-зима. | Учить эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию. |
| Бумага, гуашь, кисти, карандаши. | Н.Ф. Штейнле Стр. 90 | |
Пингвины на льдине. Печать по трафарету | Познакомить с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить пользоваться поролоновыми тампонами, наносить оттиск на бумагу с помощью трафарета. |
| Краски, кисти, поролоновые тампоны, трафареты, | А.В. Никитина Стр.59 | |
Черепахи. Восковые мелки + акварель | Воспитывать эстетическое восприятие природы: учить изображать животных, развивать цветовосприятие и чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках, учить изображать животных наиболее выразительно. |
| Бумага, фломастеры, восковые мелки, акварель, кисти, | А.В. Никитина Стр.61. | |
Филин. Тычок жесткой кистью | Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться средствами графики. Упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного. |
| Бумага, уголь, кисти, гуашь, иллюстрации | А.В. Никитина Стр. | |
Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия) | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. |
Итог. | Бумага, краски, кисти, карандаши. | Р.Г. Казакова Стр. 70 | |
Март | Превращение ладошки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. |
| Бумага, краски, кисти, карандаши. | Р.Г. Казакова Стр. 89 |
Открытка для мамы. Печать по трафарету + воздушные фломастеры | Учить рисовать различные цветы, использовать различные техники.Учить украшать цветами открытку. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. |
| Бумага, гуашь, трафареты, воздушные фломастеры. | А.В. Никитина стр.63 | |
Семеновские матрешки. Оттиск печатками | Познакомить с семеновскими матрешками. Рассмотреть рисунок на фартуках. Развивать цветовосприятие. |
| Образцы, гуашь, печатки из картофеля. | А.В. Никитина Стр. 65 | |
Ранняя весна. | Учить рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. |
| Бумага, краски, кисти. | А.В. Никитина Стр 69 | |
Петушок – золотой гребешок. | Познакомить с народными традициями изображения птиц, формировать умения и навыки в рисовании сложной формы |
| . Иллюстрации петухов (народное творчество), краски, кисти. | Н.Ф. Штейнле Стр. 38 | |
Синие узоры на белоснежном поле. | Учить создавать декоративную роспись, составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге. |
| Силуэты, краски, кисти | Н.Ф. Штейнле Стр. 38 | |
Песенка солнышка Комментированное рисование | Развивать зрительно – двигательную координацию. Повторить гласные звуки и буквы. Формировать умение рисовать лицо ребенка. |
| Свеча, бумага, краски | Н.В. Микляева Стр 82 | |
Апрель | Космический коллаж (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. |
| Бумага, краски, цвет бумага. | Р.Т. Казакова стр 75 |
Ветка с первыми листьями Оттиск печатками | Учить рисовать с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить рисовать листья. |
| Бумага, краски, кисти, карандаши, печатки, ветки в вазе. | А.В. Никитина стр 71 | |
Аквариум. Рисунки из ладошек | Знакомство с художественными техниками. Продолжать учить детей обводить руку простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. |
| Карандаши, краски, кисти. | А.В. Никитина стр. 75 | |
Растения нашей группы. Оттиск поролоном | Познакомить детей с комнатными растениями. Познакомить с техникой – оттиск поролоном. |
| Бумага, поролон, краски, кисти. | А.В. Никитина стр. 77 | |
Грачи прилетели. Печатка из ластика, рисование поролоном | Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования. Учить детей печатками из ластика изображать стаю птиц. |
| Печатки, бумага, краски, кисти. | А.В. Никитина стр 79 | |
В гостях у народных мастеров. | Расширить эстетическое представление о мире природы на примере изделий народных мастеров. Дать графические умения и навыки о новой технике. |
| Народные изделия, бумага, карандаши, краски. | Н.Ф. Штейнле стр 28 | |
Звери Тычок жесткой кистью | Учить создавать образ животного, используя технику тычка. Развивать умения пользоваться средствами графики |
| Игрушки зверей, бумага, краски, кисти | Н.Ф. Штейнле стр 58 | |
Мишка косолапый Тычок жесткой кистью | Учить рисовать медведя по контуру тычками; прививать интерес. |
| Игрушка медведя, рисунки-образцы, краски, кисти, карандаши. | Н.Ф. Штейнле стр 35 | |
Май | Мой маленький друг (техника тычка) | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
| Краски, кисти, бумага | Р.Е. Казакова стр. 75 |
Цветы. Техника тычка | Продолжать учить рисовать тычками, распределять по всему рисунку точки. |
| Бумага, карандаши, краски, кисти. | А.В. Никитина Стр. 81 | |
День Победы. воздушными фломастерами | Познакомить детей с техникой рисования воздушными фломастерами. Расширять знания об окружающем мире. Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги |
| Бумага, воздушные фломастеры. | А.В. Никитина Стр. 73 | |
Одуванчики рисование веревочкой | Развивать зрительно – моторную координацию, совершенствовать эстетическое восприятие. Закрепить умения детей рисовать веревочкой. |
| Бумага, клей, краски, веревочки | А.В. Никитина Стр. 83 | |
Бабочка Предметная монотопия | Совершенствовать умение детей в технике предметной монотопией, учить детей соблюдать симметрию. Развивать пространственное мышление |
| Бумага, гуашь, кисти. | А.В. Никитина Стр. 85 | |
Подводный мир (кол работа) | Учить обводить растопыренные пальцы простым карандашом, дорисовывать детали. |
| Рулон бумаги, картинки морского дна, краски, кисти, карандаши. | И. Н. Лыкова стр. 96 | |
Русские матрешки | Познакомить с особенностями русской игрушки, расписывания их; развивать творчество, фантазию. |
| Силуэты, образцы, кисти, краски. | Н.Ф. Штейнле стр 32 | |
Итоговая выставка рисунков. | Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу. |
| Рисунки детей за год |
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
18. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
19. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
20. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
21. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
22.Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
23.«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.
24.Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Волшебная мастерская"
Квиллинг для детей подготовительной группы...
«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».
Работа по данной Программе направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...
Программа кружка "Мастерская пестрых дел"
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей....
План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"
План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"...
Программа кружка "Чудесная мастерская"
Программа кружка "Чудесная мастерская"...
Программа кружка "Мастерская Самоделкина"
Модифицированная образовательная программа кружка художественно – эстетической направленности«Мастерская Самоделкина»для детей средней специальной группы на 2013 -2014 г. ...
Программа кружка "Творческая мастерская" (модульная аппликация)
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя с...