Рабочая программа кружка по дополнительному образованию
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста
«Раз ступенька, два ступенька»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования муниципального района «Тунгокоченский район»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка- детский сад №4 пос.Вершино-Дарасунский
Утверждаю
Зав.МБДОУ ЦРР детский сад№4
________Ю.А.Степанова
Протокол пед.совета№______
Дата____________
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста
«Раз ступенька, два ступенька»
Составитель программы:
Медведева А.В.
пгт.Вершино-Дарасунский
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Возраст детей
3. Продолжительность реализации программы
4. Формы и методы
5. Дидактический материал и техническое оснащение занятий
6. Задачи программы
7 .Ожидаемые результаты
8. Перспективный план кружка
9. Литература
1. Пояснительная записка.
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Данная программа составлена в соответствии с программой
воспитания и обучения в детском саду.
Общий объем знаний, получаемых ребенком, соответствует
действующему стандарту (ФГОС) дошкольного образования. Программа
предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к
содержанию воспитания и обучения.
Основная цель её - развить у детей средствами математики основные
психические процессы, а также расширить представления об окружающем
мире. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников,
всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств. Программа
имеет в своей основе принцип систематичности и взаимосвязи учебного
материала, его конкретности и доступности, постепенности, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и
умения.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления
дошкольников.
Задачи реализации программы:
- формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной
на активизацию познавательных интересов;
- обучение математическим представлениям в объеме программы
подготовительной группы;
- развитие речи, введение в активную речь элементарных, математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях;
- развитие первичных приемов логического мышления;
- воспитание у детей потребности к сотрудничеству, взаимодействию,
любознательности, умению подчинять свои интересы определенным
правилам.
Возраст и продолжительность реализации программы
Возраст д детей етей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В возрасте 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка
Продолжительность реализации программы – 1 год.
Формы и методы:
Программа реализуется на занятиях кружка «Раз ступенька, два ступенька». Занятия кружка проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет 30 минут.
Методы работы – ориентация ребёнка на самостоятельный поиск, активизация его пытливого ума.
В процессе НОДИ используются различные формы:
1. Традиционные
2. Комбинированные
3. Практические
4. Игры, конкурсы
Методы:
1. Словесный метод Обучения объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ.
2. Метод игры дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы.
3. Практический - выполнение работ на заданную тему, по инструкции
4. Наглядный с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий.
Формы проведения итогов реализации программы:
Итоговое проведение НОД с участием воспитателей и родителей
Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
- Математические наборы
- Цветные карандаши
- Простые карандаши
- Тетради в клетку
- Линейки
- Наборы геометрических фигур
- Демонстрационный материал
- Дидактические игры
- Стаканчик литровый
- Часы и циферблат
- Набор цифр
- Трафареты с геометрическими фигурами
- Ножницы
- Цветной и белый картон
- Счетные палочки
6. Учебный план кружка по формированию элементарных математических представлений «Раз ступенька, два ступенька».
Кружок рассчитан на один год с 15 сентября по 31 мая
Задачи программы:
Количество
• Продолжать развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками
• Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками
• Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10
• Познакомить со счетом в пределах 20
• Познакомить с числами второго десятка
• Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда
7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10)
• Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке ,устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число
• Изучение состава чисел от 0 до 10
• Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе)
• Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус(-) и знаком отношения равно (=)
• Познакомить с понятиями отрезок, прямая, кривая
• Познакомить с двузначными и однозначными числами
Величина
• Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета
• Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета бумаги, ткани и др., а также используя условную меру; правильно обозначать части целого , одна часть из двух одна вторая, две части из четырех две четвертых и т. д.; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям
• Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов отрезки прямых линий с помощью условной меры бумаги в клетку
• Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры
• Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов тяжелее — легче путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами
Форма
• Расширить знание о геометрических фигур, их элементов вершины, углы, стороны и некоторых их свойств.
• Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке прямой
• Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам
• Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов - один большой прямоугольник; из частей круга -круг, из четырех отрезков - четырехугольник, из двух коротких отрезков-один длинный и т. д.
• Конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу
• Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению
Ориентировка в пространстве:
• Продолжать учить детей ориентироваться на ограниченной территории лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем правом нижнем углу, перед, за, между, рядом и др.
• Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени
• Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года
• Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время
• Учить детей определять время на часах
Ожидаемые результаты:
Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
К концу обучения по программе формирования элементарных
математических представлений, предполагается продвижение детей
в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих
способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:
1. Умение сравнивать числа в пределах 20 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько, одно число больше (меньше) другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, =.
2. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 на основе предметных действий.
3. Умение записывать сложение и вычитание при помощи знаков +,-,=.
4. Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и
отсчитывания одной или нескольких единиц.
5. Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему
вместимости, площади.
6. Умение практически измерять длину, массу и объем различными мерками. Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
7. Умение, наряду с квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником,
овалом узнавать и называть другие геометрические тела: шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
8. Умение по заданному образцу конструировать из простых фигур более сложные фигуры.
9. Умение различать отрезок, кривую, прямую линию.
10. Умение называть двузначные и однозначные числа.
11. Умение работать с десятками.
12. Умение называть четные и нечетные числа.
Перспективный план и программное содержание:
Сентябрь
Одинаковые и разные по форме
Цель: Продолжать учить детей различать, называть, сравнивать, составлять группы предметов, одинаковые по цвету; формировать умение устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа, понимать слова «до», «между», «перед», «после»; развивать память, мышление.
Слева и справа, вверху и внизу, левее, правее
Цель: систематизировать пространственные представления; научить ориентироваться на листе бумаги; находить определенный рисунок на странице тетради. развивать умение ориентироваться в пространстве, мышление, речь; учить детей писать графический диктант, используя понятия «Слева и справа, вверху и внизу».
Октябрь
Свойство предметов (цвет, форма, размер)
Цель: Закрепить знания о различных свойствах предметов, умение находить их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку. Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.
Столько же, больше, меньше, первый, последний
Цель: Формировать умение сравнивать группы предметов путем состыкования пар; закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения размеров, познакомить с понятиями «первый, последний»; развивать память, логическое мышление.
«Следующий и предшествующий, один и несколько»
Цель: Познакомить детей с понятиями «Следующий и предшествующий, один и несколько»; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Сложение
Название компонентов и результата действия сложения. Знак
«+».» Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+». Закрепить знание свойств, предметов (цвет, величина); развивать интерес к математике.
Ноябрь
Вычитание
Знак «-». Формировать представление о вычитании, как об удалении из группы предметов её части. Познакомить со знаком «-». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.
Пара предметов
Цель: Учить детей группировать предметы парами; развивать логическое мышление; закрепить порядковый и количественный счет.
Точки. Прямые и кривые линии
Цель: Познакомить с различными случаями взаимного расположения линий на плоскости; находить и обозначать точки их пересечения; учить распознавать и строить прямые и кривые линии; уточнить и обобщить геометрические представления детей; сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая»; развивать пространственное воображение;
Отрезки и дуги
Цель: познакомить детей с отрезком, его отличием от прямой линии, обозначением отрезка точками, черточками, другими предметами; ввести понятия «отрезок» и «дуга»; рассмотреть общие и отличительные признаки отрезка и дуги; учить изображать геометрические фигуры; развивать умение анализировать и сравнивать.
Закрепление пройденного материала
Цель: Закрепить знания детей различать, называть, сравнивать, составлять группы предметов, одинаковые по цвету; умение называть и различать прямые, кривые, отрезки, дуги, а также умение ориентироваться на листе бумаги; развивать память с помощью решения различных заданий: найди отличия, найди короткий путь.
Декабрь
Знаки больше, меньше и равно
Цель: Учить детей сравнивать множества, рассматривать параметры абсолютного много - мало и относительного больше – меньше сравнения; устанавливать взаимно - однозначные соответствия между элементами множеств как основу отношений «больше», «меньше», «равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами; использовать знаки для обозначения этих отношений (=, >, <); сравнивать числа на основе сравнения соответствующих им множеств.
Части суток и времена года
Цель: Ввести понятия "части суток", "времена года", закреплять привычные временные представления; развивать речевые умения и логическое мышление.
Состав чисел 1,2
Цель: Изучить числа 1 и 2, их состав, написание цифр 1 и 2, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие, взаимопонимание.
Состав числа 3
Цель: Знакомство детей с составом числа три; учить составлять число 3 из двух меньших чисел;
упражнять в прямом, обратном счете;
развивать смекалку, зрительную память, воображение;
способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
Январь
Знакомство с часами
Цель: Учить детей показывать на часах время; развивать смекалку, зрительную память, воображение
Состав числа 4
Цель: Знакомство детей с составом числа 4; учить составлять число 4 из двух меньших чисел;
упражнять в прямом, обратном счете;
развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи
Состав числа 5
Цель: Знакомство детей с составом числа 5; учить составлять число 5 из двух меньших чисел;
упражнять в прямом, обратном счете;
развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи
Состав числа 6
Цель: Изучить состав числа 6, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.
Февраль
Состав числа 7
Цель: Изучить состав числа 7, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.
«Состав числа 8»
Цель: Изучить состав числа 8, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.
Состав числа 9
Цель: изучить состав числа 9, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.
Состав числа 10
Цель: Изучить состав числа 10, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции,
математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.
Март
Однозначные и двузначные числа
Цель: Познакомить детей с понятиями «однозначное число» и «двузначное число»; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; воспитывать интерес к математике через достижения результатов, усидчивость.
Счет десятками
Цель: Сформировать понятие круглое число-десяток. способность к счету десятками в прямом и обратном счете в пределах 50, развивать память, мышление
Измерение длины отрезка. Сантиметр
Цель: Формирование нового понятия «сантиметр»; усвоить с детьми способ измерения длины с помощью линейки: измерить длину отрезка и выразить её в сантиметрах.
Закрепление пройдённого материала
Цель: Закрепить с детьми состав чисел до 10; понятия однозначные и двузначные числа; счет десятками; измерение длины, закрепить умения определять время по часам
Апрель
Плоские и объемные геометрические фигуры
Цель: Дать понятие о различии объёмных тел и плоских фигур и предметов; актуализация знаний детей об окружающем мире; развитие пространственных представлений; формирование умения различать плоские и объемные предметы, закрепить умение детей определять время по часам
«Измерение объема. Литр.
Цель: Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра.
Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10; свойства геометрических фигур; формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.
Симметричные фигуры
Цель: Формировать представления детей о симметрии в окружающем мире, о симметричных фигурах и развитие умения распознавать симметричные фигуры
Определяем время
Цель: Закрепить умение детей определять время по часам, развивать память, мышление.
Май
Закрепляем геометрические фигуры
Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах: плоских и объемных; закрепить счет десятками в пределах 50; развивать память.
Закрепляем состав чисел от 1 до 10
Цель: Закрепить состав чисел от 1 до 10; счет до 20; развивать математические способности.
Математические диктанты
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги; написание чисел от 1 до 20.
Отрезки, прямые, кривые, дуги
Цель: Закрепление понятия точка, отрезки, прямые, кривые, дуги, продолжать учить детей находить их на рисунке, измерять длину.
Математические головоломки
Цель: Развивать математические способности детей, память, логическое мышление.
11. Литература.
1. В. Волина. Праздник числа. - М. ; Знание, 1993.
2. Л. Г. Петерсон, Кочемасова Е. Е. Игралочка (2 части). - М. ;
издательство «Ювента», 2011.
3. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз - ступенька, два - ступенька (2
части). М. ; издательство «Ювента», 2011.
4. Колесникова Е. В. Математика для детей. - М. ; ТЦ Сфера, 2007.
5. Пономарева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию
элементарных математических представлений. -М. ; Мозаика-Синтез, 2009.
6. Касицына М. А., Смирнова В. Д. Дошкольная математика. - М. ;
Серия «Опыт работы практического педагога», 2007.
7. Новикова В. П. Математика в детском саду. - М. ; Мозаика-Синтез,
2000.
8. Фалькович Т. А., Барыякина Л. П. Формирование математических
представлений. -М. ; Вако, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-237764-1365329352.jpg)
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию "Ступеньки к творчеству"
для детей старшей и подготовительной к школе группы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/27/picture-964763-1509076599.jpg)
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/13/picture-994966-1515856148.jpg)
«Пластилиновая фантазия» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/12/picture-985341-1513089375.jpg)
Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольного образовательного учреждения по физической культуре кружка «Юный спортсмен»
Работа кружка «Юный спортсмен» направлена на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, ра...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста «Пластилиновая фантазия»
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-784377-1478356800.jpg)
Рабочая программа в рамках дополнительного образования кружка «Сказкотерапия»
Рабочая программав рамках дополнительного образованиякружка «Сказкотерапия»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/06/picture-1369615-1638780647.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по дополнительному образованию «Познаю мир вокруг себя»
Рабочая программа "Окружающий мир"...