"Колючая сказка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста (рисование штрихом).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolyuchaya_skazka.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рисованию
«Колючая сказка»
(рисование штрихом)
Провела: воспитатель
д/с «Солнышко»
Горюнова Т. А.
РИСОВАНИЕ ШТРИХОМ
Этот прием рисования называется «ЧИРКАТЬ» — карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нем видимый след, так называемый штрих. Штрих — это линия, черта, проведенная одним движением руки, короткая или длинная, тонкая или толстая и т.д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть тоновым, то есть черным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить свое личное отношение к нему.
Тема: «Колючая сказка»
Цели занятия:
1. Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.
2. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу.
3. Показать выразительные возможности простого карандаша.
4. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов — «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.
Материал для занятия:
• репродукция или фотоиллюстрация с изображением ежа;
• альбомный лист;
• простой карандаш ТМ;
• маска ежика для игры.
Предварительная работа: чтение рассказов М. Пришвина «Еж», Е. Чарушина «Еж», И. Акимушкина «Жил-был ежик», И. Соколова-Микитова «Еж», рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные».
Ход занятия
1. Организационная часть
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной;
Иголок очень много,
А ниток — ни одной.
Дети. Это еж.
Педагог. Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идет речь о ежике.
Дети. Только у ежика много иголок, он колючий.
Педагог. Верно. А как вы думаете, зачем ежику иголки?
Дети. Защищаться от врагов, переносить на иголках грибы, яблоки, ягоды.
Зачем ежику колючки?
Как-то в открытом поле застиг лису проливной дождь. Заметалась лисонька из стороны в сторону, вдруг видит: стоит у дороги кустик. Недолго думая, со всех ног бросилась к нему. Прибегает, а под кустом еж. От дождя спрятался.
- Подвинься! - буркнула лиса и толкнула ежа в бок.
Толкнула и взвизгнула от боли.
- Ай-ай-ай! Да когда же ты наконец пострижешь свои противные
колючки? Не пойму, что в них красивого...
Еж хмыкнул и тихо сказал:
- А они не для красоты.
- Вот именно, - подхватила лиса. - Тем более... не упрямься и постриги, не то, попомни мое слово, все друзья станут тебя другой дорогой обходить.
- Друзья? - усмехнулся еж. - Вот это уж ты, лисонька, ошибаешься. Мои колючки не для друзей.
(В. Росин.)
Педагог. А помимо грибов, яблок и других лакомств, ежик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку для зимней спячки.
«Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет еж и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной!». (Д. Зуев.)
Педагог. А кто из вас хоть раз видел ежика? Как он выглядит?
Дети. Он округлый, чуть вытянутый, с заостренной мордочкой, с колючей спинкой.
Педагог. А что вы еще знаете про ежей? Где он живет, чем питается? Делает ли на зиму запасы? (Ответы детей.)
Педагог. Живет еж в лесу, днем спит, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червячков, лягушек, мышей, вступает в схватку даже со змеями. Еж не делает запасов на зиму, так как с наступлением холодов забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи-родители заботятся о своем потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.
физкультминутка «Ежик топал по тропинке»
...Жили-были серый еж Хлопки в ладошки.
И его ежиха.
Серый еж был очень тих, Потягивания - руки вверх с растопыренными пальчиками.
И ежиха тоже. Потягивания - руки в стороны.
И ребенок был у них - Приседание - плавное опускание рук вниз.
Очень тихий ежик.
Всей семьей идут гулять Ходьба на месте с размахиванием руками вдоль туловища.
Ночью вдоль дорожек, Ходьба бодрая.
Ночью вдоль дорожек \
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок-ежик. Ходьба замедленная.
Вдоль глухих осенних троп Ходьба на носочках.
Ходят тихо: топ-топ-топ.
С. Маршак
Педагог. Сегодня мы с вами нарисуем семью колючих ежей, которая гуляет по колючему лесу. А чтобы ежи могли защитить себя от врагов, у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спинках ежей много-много штрихов. Штрих — это линия, которая может быть короткой и длинной, прямой и наклонной, в зависимости оттого, что мы рисуем.
Практическая часть
1. Слева или справа в нижней части листа нарисовать контур туловища большого ежа-мамы: овальной формы с вытянутой заостренной мордочкой, с короткими овальными лапками.
2. Нанести ряд коротких линий-штрихов с опорой на нижний край контура туловища. Изобразить второй ряд штрихов над первым, затем третий и т.д. Последний ряд штрихов выполняется с опорой на верхний край контура туловища.
3. Легкими плотными штрихами без нажима на карандаш заштриховать мордочку ежа. Дорисовать маленькие кружочки-глаза, носик.
4. Тем же способом нарисовать 2—3 ежат, следующих за мамой-ежихой, только меньшего размера.
5. Пририсовать каждому члену семьи какой-нибудь груз на спине (листик, грибок, яблоко).
6. Верхнюю часть композиции дополнить еловой веткой: длинная основная линия — ветка с боковыми, короткими ветвями, покрытыми иголками, — мелкими штрихами с двух сторон.
7. В нижней части композиции выполнить ряд коротких штрихов — траву. Если трава занимает более широкое место, изобразить штрихи подлиннее или расположить траву в несколько рядов. Трава может быть «примятой» под лапками ежей — штрихи под наклоном.
! Способ штриховки — кропотливый труд, требующий усилий и усидчивости. В некоторых случаях, стараясь побыстрее закончить работу, дети начинают ускорять темп движения, от этого нарушаются ритм рисунка, направление штрихов, расстояние между штрихами, страдает качество выполнения композиции, поэтому рекомендуется включение в процесс рисования разминки для пальцев рук.
Физкультминутка
«Еж»
Вот свернулся еж в клубок, Ладони соединить, округлить, пальцы
соединить в замок.
Показал колючий бок. Поставить ладони под углом друг к другу,
переплетенные пальцы распрямить - «еж»
выставил свои «иголочки».
Повторить действия еще раз, снова прочитав стихотворение.
3. Итог занятия
Педагог. Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ежики. Им не страшны ни враги, ни голод, так как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.
Ежи Ежовичи
Целый день Ежи Ежовичи
Собирают фрукты-овощи.
Сливы, яблоки и груши На пеньках и кочках сушат.
Огурцы и помидоры
Осторожно носят в норы...
Значит, если есть еда,
Не страшны и холода.
А. Каминчук
В конце занятия проводится подвижная игра «Сонный ежик». По считалке выбирается ежик, которого разбудили после зимы:
Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встать в кружок и ну считать —
Нам водилку выбирать.
Ежику завязывают глаза. У игроков игрушка-пищалка, которую они передают друг другу, а ежик идет на звук, стараясь запятнать того, кто подает сигнал. Тот, кого ежик запятнает, становится водящим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию в старшей группе тема:"Колючая сказка"
Использование разнообразных методов и приёмов в работе с детьми...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Колючая сказка», с применением нетрадиционной технике рисования (рисование штрихом) по технологии Г. Н. Давыдовой
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Колючая сказка», с применением нетрадиционной технике рисования (рисование штрихом) по технологии Г. Н. Давыдовой...
Конспект НОД по ИЗО в старшей группе (штрихи) "Колючая сказка"
Цель: создание условий для изображения детьми ёжика при помощи нетрадиционной техники рисования штрихом, доставить детям радость.Образовательные задачи:- создать условия для ознакомления детей с нетра...
Конспект Организованной образовательной деятельности по художественному – эстетическому развитию «Колючая сказка».
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по художественному – эстетическому развитию«Колючая сказка». ВоспитательИсаева М.В...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Колючая сказка"
Цели занятия: Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.Обучение ритмичному нанесению шт...
Конспект занятия по рисованию "Колючая сказка"
Цели занятия: Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.Обучение ритмичному нанесению шт...
- Мне нравится (1)