Конспект занятия по рисованию "Колючая сказка"
план-конспект занятия по рисованию (средняя, старшая группа)
Цели занятия:
- Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.
- Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу.
- Показать выразительные возможности простого карандаша.
- Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов —
«колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolyuchaya_skazka_risov_starshaya.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рисованию
«Колючая сказка»
Старшая группа
Цели занятия:
- Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.
- Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу.
- Показать выразительные возможности простого карандаша.
- Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов —
«колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.
Материал для занятия:
- репродукция или фотоиллюстрация с изображением ежа;
- альбомный лист;
- простой карандаш ТМ;
- маска ежика для игры.
Предварительная работа:
Чтение рассказов: М. Пришвин «Еж», Е. Чарушин «Еж», И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Микитов «Еж», рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные».
Ход занятия
I. Организационная часть
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной;
Иголок очень много,
А ниток — ни одной.
Дети. Это еж.
Педагог. Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идет речь о ежике.
Дети. Только у ежика много иголок, он колючий.
Педагог. Верно. А как вы думаете, зачем ежику иголки?
Дети. Защищаться от врагов, переносить на иголках грибы, яблоки, ягоды.
Чтение тематической сказки.
Зачем ежику колючки?
Как-то в открытом поле застиг лису проливной дождь. Заметалась лисонька из стороны в сторону, вдруг видит: стоит у дороги кустик. Недолго думая, со всех ног бросилась к нему. Прибегает, а под кустом еж. От дождя спрятался.
- Подвинься! - буркнула лиса и толкнула ежа в бок. Толкнула и взвизгнула от боли.
- Ай-ай-ай! Да когда же ты, наконец, пострижешь свои противные колючки? Не пойму, что в них красивого...
Еж хмыкнул и тихо сказал:
- А они не для красоты.
Вот именно, - подхватила лиса. - Тем более... не упрямься и постриги, не то, попомни мое слово, все друзья станут тебя другой дорогой обходить.
Друзья? - усмехнулся еж. - Вот это уж ты, лисонька, ошибаешься. Мои колючки не для друзей.
(В. Росин.)
Педагог.А помимо грибов, яблок и других лакомств, ежик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку для зимней спячки.
«Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет еж и понесет на себе листовой матрац е гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной!».
(Д. Зуев.)
Педагог. А кто из вас хоть раз видел ежика? Как он выглядит?
Дети. Он округлый, чуть вытянутый, с заостренной мордочкой, с колючей спинкой.
Педагог. А что вы еще знаете про ежей? Где он живет, чем питается? Делает ли на зиму запасы? (Ответы детей.)
Педагог.Живет еж в лесу, днем спит, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червячков, лягушек, мышей, вступает в схватку даже со змеями. Еж не делает запасов на зиму, так как с наступлением холодов забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи-родители заботятся о своем потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.
Физкультминутка «Ежик топал по тропинке»
Жили – были Серый еж и его Ежиха. | Хлопки в ладошки. Потягивания — руки вверх с растопыренными пальцами |
Серый еж был очень тих, И ежиха тоже. | Потягивания — руки в стороны. |
И ребенок был у них Очень тихий ежик. | Приседание — плавное опускание рук вниз. |
Всей семье идут гулять, Ночью вдоль дорожек: | Ходьба на месте с размахиванием руками вдоль туловища. |
Еж – отец, Ежиха мать И ребенок ежик. | Ходьба бодрая. |
Вдоль глухих осенних троп | Ходьба замедленная |
Ходят тихо топ-топ-топ. | Ходьба на носочках. |
С. Маршак |
Педагог.Сегодня мы с вами нарисуем семью колючих ежей, которые гуляют по колючему лесу. А чтобы ежи могли защитить себя от врагов, у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спинках ежей много-много штрихов. Штрих — это линия, которая может быть короткой и длинной, прямой и наклонной, в зависимости оттого, что мы рисуем.
2. Практическая часть
Слева или справа в нижней части листа нарисовать контур туловища большого ежа-мамы: овальной формы с вытянутой заостренной мордочкой, с короткими овальными лапками.
Нанести ряд коротких линий-штрихов с опорой на нижний край контура туловища. Изобразить второй ряд штрихов над первым, затем третий и т.д. Последний ряд штрихов выполняется с опорой на верхний край контура туловища.
Легкими плотными штрихами без нажима на карандаш заштриховать мордочку ежа. Дорисовать маленькие кружочки-глаза, носик.
Тем же способом нарисовать 2—3 ежат, следующих за мамой-ежихой, только меньшего размера.
Пририсовать каждому члену семьи какой-нибудь груз на спине (листик, грибок, яблоко).
Верхнюю часть композиции дополнить еловой веткой: длинная основная линия — ветка с боковыми, короткими ветвями, покрытыми иголками, - мелкими штрихами с двух сторон.
В нижней части композиции выполнить ряд коротких штрихов — траву. Если трава занимает более широкое место, изобразить штрихи подлиннее или расположить траву в несколько рядов. Трава может быть «примятой» под лапками ежей - штрихи под наклоном.
Способ штриховки — кропотливый труд, требующий усилий и усидчивости. В некоторых случаях, стараясь побыстрей закончить работу, дети начинают ускорять темп движения, от этого нарушаются ритм рисунка, направление штрихов, расстояние между штрихами, страдает качество выполнения композиции, поэтому рекомендуется включение в процесс рисования разминки для пальцев рук.
Физкультминутка«Еж»
Вот свернулся еж в клубок, | Ладони соединить, округлить, пальцы соединить в замок. |
Показал колючий бок. | Поставить ладони под углом друг к другу,переплетенные пальцы распрямить— «ж» выставил свои «иголочки» |
Повторить действия еще раз, снова прочитав стихотворение. |
3. Итог занятия
Педагог.Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ежики. Им не страшны ни враги, ни голод, так как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.
Ежи Ежовичи
Целый день Ежи Ежовичи
Собирают фрукты-овощи.
Сливы, яблоки и груши
На пеньках и кочках сушат.
Огурцы и помидоры
Осторожно носят в норы...
Значит, если есть еда,
Не страшны и холода.
А. Каминчук
В конце занятия проводится подвижная игра «Сонный ежик»". По считалке выбирается ежик, которого разбудили после зимы:
Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встать в кружок и ну считать —
Нам водилку выбирать.
Ежику завязывают глаза. У игроков игрушка-пищалка, которую они передают друг другу, а ежик идет на звук, стараясь запятнать того, кто подает сигнал. Тот, кого ежик запятнает, становится водящим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Путешествие в сказку"
КОНСПЕКТ комплексного занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие в сказку» ЦЕЛЬ: Стимулировать познавательную активность детей, их инициативу и само...
Конспект занятия "Путешествие в сказку"
В данном материале представлен конспект занятия по развитию логического мышления, внимания, зрительной памяти в подготовительной группе....
Конспект занятия : Тема «Математическая сказка» по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью»
Непосредственно образовательная деятельность с использованием интерактивной доски...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»
Цель: Развивать связанную, образную, выразительную речь;Активизирование, уточнение, обогащение словаря;Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и в...
Конспект занятия "Путешествие по сказкам" по проекту кукольного театра "Сказка всегда рядом"
Загадки - отгадки....
Конспект занятия по проекту "Сказка всегда рядом" на тему: Рисуем сказку "Репка"
Материал занятия можно использовать на занятиях, развлечениях...
Конспект занятия "По дорогам сказки" + Презентация Викторина "Знаете ли вы сказки?"
Конспект занятия "По дорогам сказки" + Презентация Викторина "Знаете ли вы сказки?"...