Программа кружка по ИЗО "Маленький художник"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Здравствуйте, добро пожаловать на мой мини-сайт я Тюрина Наталья Николаевна

Программа для проведения кружковой работы, для детей от 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kruzhku_izo.docx63.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                              «Утверждено»

Директор МОУ ДПОС                                                                  Заведующий МДОУ д/с

«Информационно-методический центр»                      Комбинированного вида

_________________/Чумаченко Г.Н./                                             №3 «Радуга»      

«______»  ________________ 2017г.                                             ________________/СинодальноваЮ.А./

                                                                        Принята на педагогическом совете

    Протокол №____от_________

Комитет по образованию Администрации города Подольска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

Комбинированного вида №3 «Радуга»

Программа дополнительного платного образования

по изобразительной деятельности

«Маленький художник»

                                                         Составитель: воспитатель

                     Тюрина Н.Н.

                                                         2017

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Целевые ориентиры
  3. Новизна программы
  4. Цели программы
  5. Особенности методики и организации образовательного процесса
  6. Структура программы
  7. Ожидаемые результаты
  8. Принципы построения программы
  9. Условия реализации
  10. Формы и режим занятий
  11. Учебный план
  12. Учебно-тематический план
  13. Мониторинг
  14. Список литературы
  15. Приложение

1.Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

В подготовительной к школе группе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения великих мастеров, педагог воспитывает у детей интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

2. Целевые ориентиры

Формирование у детей умений и навыков в рисовании, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

1. Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.

2.Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое воспитание изображаемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения.

3. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, декоративно-прикладным, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

4. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.

5. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

6.Формировать умение оценивать созданные изображения.

7.Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно прикладного искусства, народных игрушек. Обращать внимание детей на выразительные средства. Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.

8. Развивать творческие способности детей.

9.Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

10.Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

3.Новизна программы.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой  подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются  условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Объясняя детям, что художник "глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.

4 .Главные цели:

 – формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной;

- развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через  изобразительное искусство.

 

 Ведущие задачи:

-  предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки;

-  способствовование  духовно-нравственному воспитанию, эстетическому  развитию детей, приобщить их  к непреходящим общечеловеческим ценностям;

- познакомить воспитанников с красотой и богатством русского      искусства;

     

5. Особенности методики и организации образовательного процесса.

Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

Содержание программы строится как восхождение по ступенькам познания ребёнком (и каждым человеком) огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом  ребенок постигает образный язык изобразительного искусства и знакомится с возможностями различных художественных материалов. Каждый урок — новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребёнка.

 Особенностью программы является  выделение большего,  чем в других программах, количества часов на изучение русских народных промыслов.  Изучение русского декоративно-прикладного искусства обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, знание традиций.

6.Структура программы.

Основы рисования

Рисунок - один из основных предметов в  системе  обучения изобразительному искусству.   Будучи  основой  реалистического изображения действительности,  он является средством художественного образного выражения мыслей,  чувств, представления художника, его отношения к миру.

Необходимо с первых уроков научить детей эмоционально воспринимать  натуру  и посильно изображать ее на плоскости листа различными графическими материалами.

Во всех работах необходимо решать  задачу  композиционной цельности листа.

Учащиеся должны освоить необходимые первичные знания, научиться сознательно пользоваться  этими законами в своём  рисунке.  Основное место в этом блоке занимают рисунок натюрмортов, пейзажей, упражнения. Необходимо приучать юных художников к законченности каждого задания. Учащиеся овладевают  выразительными  возможностями  рисунка через построения  простейших геометрических фигур, линий и их сочетаний.

В дополнение к практическому рисованию приводятся примеры рисунков старых мастеров классического рисунка и живописи. Очень важно в учебных композициях учиться построению фигур человека и  животных  с  правильными пропорциями,  передачи характерного движения, выразительности образа

Живопись является одним из важнейших разделов  учебного процесса.  Необходимо прививать учащимся любовь к изображению окружающего мира во всем его цветовом  богатстве. Для решения этих задач необходимо дать понятие о  холодных,  теплых,  дополнительных  и сближенных цветах. Дать понятие о цветовой гармонии, о декоративности цвета, многообразии цветовых оттенков, представления о технических возможностях живописных материалов (акварель и гуашь).

Композиция

Важным разделом в формировании художественного  образного мышления у детей является работа над композицией.  В изостудии учащиеся знакомятся с  основными  закономерностями  композиции.

     Композиция, развивая  образное  мышление, приучает   учащихся, изображать действительность не пассивно,  а творчески. Композиционное решение определяется темой, образным строем, отношением учащихся к изображаемому,  индивидуальными особенностями детей. Очень важно дать учащимся понятие композиции,  как организации художественного произведения, направленной  на создание  выразительной гармонии, цельности. Слово "выразительная" сразу связывает композицию с содержанием,  как основной целью работы художника.  В слово "гармония" заключено и "ритм",  и отбор форм и цветов и соподчинение частей композиции в интересах выражения идеи,  замысла и конечно "музыкальное" поэтическое звучание целого. Для успешной работы в области композиции надо развивать у учащихся наблюдательность, умение подмечать  в  жизненных явлениях самое главное и характерное.

Азбука народного искусства.

Народная игрушка и лучшие образцы декоративно-прикладного искусства могут стать эффективным материалом в художественном воспитании детей дошкольников. Этот блок учебный программы направлен на формирование у детей любви и понимания культуры родины, своего края, знания и уважения традиций предков.  Именно  через знакомство  с традиционным народным искусством дети смогут по-настоящему соприкоснуться с культурным наследием. Народные промыслы донесли до нас многовековой художественный опыт народных мастеров, соприкосновение с которым при соответствующем педагогическом руководстве может способствовать обогащению художественной культуры ребенка, и в частности усилить пластическую, графическую и цветовую выразительность его собственных рисунков. Думается, что не менее важна роль, которую может сыграть знакомство с народным искусством  и в воспитании навыков творческого, эмоционального восприятия природы, шедевров мирового  искусства.

Система упражнений на восприятие образного строя народного искусства может стать хорошим началом в воспитании навыков, необходимых потом и при встречах с искусством профессиональным. Необходимо добавить, что от педагога зависит глубина и сила творческого восприятия ребенка, его «вхождение в образ». Так, восприятию образов народной игрушки, усилению его способствуют и беседы-пересказы легенд о ее происхождении, о технологии, и знакомство с древними обрядами (которые построены на синтезе фольклора музыкального, поэтического, изобразительного), прослушивание частушек, загадок, потешек и небылиц.

7.Ожидаемые результаты реализации программы:

В результате совместной продуктивной деятельности:

- происходит раскрытие творческих способностей;

- ребёнок обучается новым техникам и приёмам изображения;

- ребёнок учится композиционно правильно располагать изображаемые предметы на листе:

- учится вести работу в правильной последовательности;

- развивается образное мышление, воображение и зрительная память;

- происходит приобщение к мировой художественной культуре, а так же накопление начальных знаний об искусстве;

- происходит воспитание эстетического вкуса.

8.Принцип построения программы :

системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
•    наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
•    цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
•    доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
•    проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
•    развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

9.Условия реализации программы.

Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 12 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. В дополнение к общему освещению должно быть предусмотрено местное освещение. Стены кабинета должны быть окрашены (оклеены обоями) в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика.

Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию руководитель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приёмов росписи в народном творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов и др. материалы для показа их детям.

Бумагу и карандаши для выполнения личных программных работ учащиеся приобретают сами, для выполнения работ общественно-полезного значения и коллективных их обеспечивает учреждение.

Для реализации  программы необходимо дидактическое обеспечение:

а)  Наглядные пособия, образцы работ, сделанные кружковцами;

б)  Слайды, видео-аудио пособия;

в) Иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;

г)  Схемы, технологические карты;

д)  Индивидуальные карточки.

10.Формы и режим занятий:

Сроки реализации программы: 1 год

Адресат программы: дети 6-7 лет

Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной образовательной программы в МДОУ.

Кружок поИЗО комплектуется из числа детей 5 -7 лет. Занятия проводятся во второй половине дня.

Количество занятий в неделю -1, в месяц - 4, в год - 36 занятий.

11.Учебный план на 1год с октября по май

(1занятие в неделю, 4 в месяц 36 занятий в год)

№ п/п

Наименование темы-предмета

1 год

25 мин

1

Обучение техники рисования графитовым карандашом

9

2

Обучение техники рисования акварелью

9

3

Обучение техники рисованию гуашью с использованием палитры

9

4

Обучение техники рисования с использованием нетрадиционной формы

9

6

Индивидуальная работа

-

Итого часов

36

12.Учебно-тематическое планирование  кружка по рисованию

 «Маленький художник»

№ п/п

Название темы

Цель. Задачи

Материалы

Кол-во часов

1

Осенний натюрморт с цветами

Обучение основам рисования с натуры, основам передачи в рисунке формы, пропорций, объёма, светотени.

Графитовый карандаш, цветные карандаши, восковые мелки.

1

2

Дары осени. Натюрморт с овощами, грибами и ягодами.

Обучение основам рисования с натуры, основам передачи в рисунке формы, пропорций, объёма, светотени. Знакомство с теплыми и холодными цветами красок.

Карандаш, акварель, гуашь.

1

3

Осенний пейзаж. Осень в парке.

Учить располагать лист в зависимости от изображения, подбирать цвет и оттенки.

Развивать воображение и память.

Графитовый карандаш, акварель.

1

4

Моя любимая игрушка

Обучить построению изображения игрушек, учить располагать лист в зависимости от изображаемого предмета. Развивать воображение  и память.

Графитовый карандаш, цветные карандаши.

1

5

Бабочки

Обучить основам изображения бабочек. Учить располагать лист в зависимости от изображаемого предмета.

Графитовый карандаш, цветные мелки и карандаши.

1

6

Осенний натюрморт с цветами (аппликация)

Коллективная работа.

Обучение основам техники создания картины в технике сухого валяния.

Обучение сочетанию цветов между собой, дать понятие о цветовом круге, теплых и холодных цветах.

Лист фетра, шерсть разных цветов, рамка для оформления.

1

7

Мой любимый питомец

Обучение основам рисования по представлению; основам передачи в рисунках формы, объёма изображаемого животного.

Графитовый карандаш, восковые мелки

1

8

Крылатые качели летят, летят. Игры на детской площадке.

Обучение передаче в рисунке своих впечатлений о любимых забавах и развлечениях на прогулке.  Обучение основам передачи формы изображаемого.

Графитовый карандаш, цветные карандаши.

1

9

Закладка для книги

Обучение основам рисования по представлению; основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма изображаемого животного и растительного орнамента.

Графитовый карандаш, цветные карандаши.

1

10

Русские узоры. Хохломская роспись.

Обучение основам хохломской росписи. Обучение приемам рисования кистью тонких элементов и завитков. Обучение композиции и расположению предметов и орнаментов на листе.

Графитовый карандаш, акварель, гуашь.

1

11

Рисование дерева. Ель.

Продолжать знакомить с изобразительными материалами: акварелью и белилами. Эстетическое развитие детей в изобразительной деятельности. Развивать художественный вкус, творческие способности,  наблюдать явления и состояния окружающей природы.

Акварель, белила, вода, кисти, графитовый карандаш.

1

12

Зимний лес (аппликация). Коллективная работа.

Обучение основам техники создания картины в технике сухого валяния.

Обучение сочетанию цветов между собой, дать понятие о цветовом круге, теплых и холодных цветах. Обучение композиции.

 

 

Лист фетра, шерсть разных цветов, рамка для оформления.

1

13

Мой любимый русский мультипликационный  персонаж

Обучение основам рисования по представлению; основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма изображаемого предмета. Развитие воображения и памяти.

Карандаш, восковые мелки, пастель.

1

14

Зимний пейзаж.

Закрепление названий цветов и оттенков. Обучение построению композиционного построения изображения, учить располагать лист в зависимости от изображаемого предмета. Развивать память и воображение.

Графитовый карандаш, акварель.

1

15

Изображение наземного транспорта

Обучение основам рисования по представлению транспорта; основам передачи в рисунке формы, пропорций.

Графитовый карандаш, акварель

1

16

Сказочный замок, крепость.

Обучение основам рисования по представлению сказочных замков. Обучение рисованию зданий различной формы.

Графитовый карандаш, акварель, гуашь.

1

17

Праздник Новый год

Способствовать развитию познавательных процессов. Развивать художественный вкус и творческие способности.

Графитовый карандаш, акварель, восковые мелки.

1

18

Снежинок дружный хоровод

Обучение основам рисования по представлению снежинок различных форм. Побуждать детей придумывать различные узоры.

Графитовый карандаш, акварель, восковые мелки.

1

19

Зимующие птицы

Обучение основам рисования с натуры, основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма, светотени. Научить изображать птиц.

Графитовый карандаш, цветные карандаши, восковые мелки, пастель.

1

20

День защитника отечества

Обучать основам композиции. Познакомить с понятием силуэт. Дать понятие о  композиционном центре.

Графитовый карандаш, акварель, восковые мелки, пастель.

1

21

«По горам, по долам…»

Обучение построению композиционного построения изображения. Отражение в рисунке своих представлений природных горных ландшафтов. Изображение горного пейзажа.

Графитовый карандаш, акварельные карандаши, акварель.

1

22

На дне морском

Обучение построению композиционного построения изображения. Отражение в рисунке своих представлений подводных морских ландшафтов, а так же морских обитателей и аквалангистов около коралловых рифов.

Графитовый карандаш, акварельные карандаши, акварель

1

23

Я с папой (дедушкой)

Обучение основам рисования портрета человека; основам передачи в рисунках формы, пропорций, частей лица.

 

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши.

1

24

Я с мамой (бабушкой)

Продолжать  обучать основам рисования портрета человека; основам передачи в рисунках формы, пропорций, частей лица.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши.

1

25

Натюрморт с весенними цветами.

Обучение основам рисования с натуры, основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма, светотени. Научить изображать цветы.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши, восковые мелки, пастель.

1

26

Роспись пасхальных яиц

Обучать основам изобразительной деятельности: изображать предметы на плоскости различными графическими средствами: линией, штрихом, пятном.

Познакомить с русскими народными орнаментами росписи пасхальных яиц.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши.

1

27

День космонавтики

Обучать основам композиции. Обучение структурно-композиционному решению; первому и второму плану в композиции.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши, восковые мелки, пастель.

1

28

Рисунок фигуры человека

Обучать основам рисования фигуры человека; основам передачи в рисунках формы, пропорций.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши.

1

29

Портрет мужчины и женщины в русском национальном костюме

Продолжать  обучать основам рисования портрета человека; основам передачи в рисунках формы, пропор-ций, частей лица и тела. Воспитание ин-тереса к народной культуре и истории.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши

1

30

Рисование животного

Обучение основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма изображаемого животного. Знакомить с изобразительным материалом – гуашью.

Графитовый карандаш, гуашь.

1

31

«А на улице весна…» Весенний пейзаж.

Обучение основам изобразительной грамоты, способствование развитию художественного творчества, воспитание эстетического вкуса.

Графитовый карандаш, аква-рель,  мелки вос-ковые, пастель.

1

32

Первоцветы

Обучение основам рисования с натуры; основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма, светотени.

Графитовый карандаш, акварель, цвет-ные карандаши.

1

33

Праздник  победы

Приобщение учащихся к художественной культуре, обучение основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса.

Графитовый карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки.

1

34

Весенний гром

Приобщение учащихся к художес-твенной культуре, обучение основам изобразительной грамоты. Обучение основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма изображаемого.

Графитовый карандаш, акварель.

1

35

Речные лилии и кувшинки

Обучение созданию сюжетной композиции. Обучить рисованию акварелью по-сырому. Развивать наглядно-образное мышление.

Графитовый карандаш, акварель, воско-

вые мелки.

1

36

Цветущий май

Приобщение учащихся к художественной культуре, обучение основам изобразительной грамоты, способствование развитию художественного творчества, воспитание эстетического вкуса. Продолжение обучению рисованию акварелью  по-сырому.

Графитовый карандаш, акварель, воско-

вые мелки.

1

Итого

36

13.Мониторинг

. Форма:

  • 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;
  • 2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
  • 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

2. Композиция:

  • балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
  • 2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;
  • 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

3. Цвет:

  • 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
  • 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,
  • 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

4. Ассоциативное восприятие пятна:

  • 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;
  • 2 балла – справляется при помощи взрослого;
  • 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
  2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
  3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

Шкала уровней: 0 – 8 – низкий уровень; 9 - 16 – средний уровень; 17 – 21 – высокий уровень.

Список литературы

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика- Синтез, 2014. – 96с., илл.
  2. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 96 с.
  3. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с., илл.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 208 с.
  5. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: методика. – М.: Школьная Пресса, 2014. -96 с.
  6. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007.- 112с. (Библиотека руководителя ДОУ)
  7. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 160 с.:ил.
  8. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: методика. – М.: Школьная Пресса, 2004. -96 с.
  9. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 160 с.: ил.

Приложение1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Необходимость создания программы

Социальный заказ родителей воспитанников ДОУ

Наименование программы

Программа дополнительного образования дошкольников по изобразительному искусству «Маленький художник»

Исполнитель программы

МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга» г.Подольска

Юридический адрес

Московская область, г.Подольск, ул.Кирова, 53 «А»

Цель программы

Формирование у детей умений и навыков в рисовании, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи программы

1. Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.

2.Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое воспитание изображаемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения.

3. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, декоративно-прикладным, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

4. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.

5. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

6.Формировать умение оценивать созданные изображения.

7.Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно прикладного искусства, народных игрушек. Обращать внимание детей на выразительные средства. Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.

8. Развивать творческие способности детей.

9.Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

10.Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Сроки  реализации

программы

Программа рассчитана на 8 месяцев

На кого рассчитана

программа

Программа разработана для детей дошкольного возраста

6-7 лет

 По каким разделам

составлена

1.«Физическая культура». Использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.

2.«Музыкальное воспитание». Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

3.«Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.

4.«Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

Ожидаемые результаты

реализации программы

В результате совместной продуктивной деятельности:

- происходит раскрытие творческих способностей;

- ребёнок обучается новым техникам и приёмам изображения;

- ребёнок учится композиционно правильно располагать изображаемые предметы на листе:

- учится вести работу в правильной последовательности;

- развивается образное мышление, воображение и зрительная память;

- происходит приобщение к мировой художественной культуре, а так же накопление начальных знаний об искусстве;

- происходит воспитание эстетического вкуса.

 

Принцип построения

программы

1 системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
•    наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
•    цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
•    доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
•    проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
•    развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Формы и режим занятий

Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной образовательной программы в МДОУ.

Кружок поИЗО комплектуется из числа детей 5 -7 лет. Занятия проводятся во второй половине дня.

Количество занятий в неделю -1, в месяц - 4, в год - 36 занятий.

Продолжительность одного занятия – 25-30 минут.

Эмоциональный настрой - использование музыкальных произведений.

Практические упражнения, игровые методы.

Словесные методы- рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы- объяснение, пояснение, пед. Оценка.

Наглядные методы и приемы-наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

 Мониторинг

. Форма:

  • 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;
  • 2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
  • 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

2. Композиция:

  • балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
  • 2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;
  • 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

3. Цвет:

  • 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
  • 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,
  • 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

4. Ассоциативное восприятие пятна:

  • 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;
  • 2 балла – справляется при помощи взрослого;
  • 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
  2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
  3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

Шкала уровней: 0 – 8 – низкий уровень; 9 - 16 – средний уровень; 17 – 21 – высокий уровень.

Учебно-тематическое планирование  кружка по рисованию

 «Маленький художник»

№ п/п

Название темы

Цель. Задачи

Материалы

Кол-во часов

1

Осенний натюрморт с цветами

Обучение основам рисования с натуры, основам передачи в рисунке формы, пропорций, объёма, светотени.

Графитовый карандаш, цветные карандаши, восковые мелки.

1

2

Дары осени. Натюрморт с овощами, грибами и ягодами.

Обучение основам рисования с натуры, основам передачи в рисунке формы, пропорций, объёма, светотени. Знакомство с теплыми и холодными цветами красок.

Карандаш, акварель, гуашь.

1

3

Осенний пейзаж. Осень в парке.

Учить располагать лист в зависимости от изображения, подбирать цвет и оттенки.

Развивать воображение и память.

Графитовый карандаш, акварель.

1

4

Моя любимая игрушка

Обучить построению изображения игрушек, учить располагать лист в зависимости от изображаемого предмета. Развивать воображение  и память.

Графитовый карандаш, цветные карандаши.

1

5

Бабочки

Обучить основам изображения бабочек. Учить располагать лист в зависимости от изображаемого предмета.

Графитовый карандаш, цветные мелки и карандаши.

1

6

Осенний натюрморт с цветами (аппликация)

Коллективная работа.

Обучение основам техники создания картины в технике сухого валяния.

Обучение сочетанию цветов между собой, дать понятие о цветовом круге, теплых и холодных цветах.

Лист фетра, шерсть разных цветов, рамка для оформления.

1

7

Мой любимый питомец

Обучение основам рисования по представлению; основам передачи в рисунках формы, объёма изображаемого животного.

Графитовый карандаш, восковые мелки

1

8

Крылатые качели летят, летят. Игры на детской площадке.

Обучение передаче в рисунке своих впечатлений о любимых забавах и развлечениях на прогулке.  Обучение основам передачи формы изображаемого.

Графитовый карандаш, цветные карандаши.

1

9

Закладка для книги

Обучение основам рисования по представлению; основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма изображаемого животного и растительного орнамента.

Графитовый карандаш, цветные карандаши.

1

10

Русские узоры. Хохломская роспись.

Обучение основам хохломской росписи. Обучение приемам рисования кистью тонких элементов и завитков. Обучение композиции и расположению предметов и орнаментов на листе.

Графитовый карандаш, акварель, гуашь.

1

11

Рисование дерева. Ель.

Продолжать знакомить с изобразительными материалами: акварелью и белилами. Эстетическое развитие детей в изобразительной деятельности. Развивать художественный вкус, творческие способности,  наблюдать явления и состояния окружающей природы.

Акварель, белила, вода, кисти, графитовый карандаш.

1

12

Зимний лес (аппликация). Коллективная работа.

Обучение основам техники создания картины в технике сухого валяния.

Обучение сочетанию цветов между собой, дать понятие о цветовом круге, теплых и холодных цветах. Обучение композиции.

 

 

Лист фетра, шерсть разных цветов, рамка для оформления.

1

13

Мой любимый русский мультипликационный  персонаж

Обучение основам рисования по представлению; основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма изображаемого предмета. Развитие воображения и памяти.

Карандаш, восковые мелки, пастель.

1

14

Зимний пейзаж.

Закрепление названий цветов и оттенков. Обучение построению композиционного построения изображения, учить располагать лист в зависимости от изображаемого предмета. Развивать память и воображение.

Графитовый карандаш, акварель.

1

15

Изображение наземного транспорта

Обучение основам рисования по представлению транспорта; основам передачи в рисунке формы, пропорций.

Графитовый карандаш, акварель

1

16

Сказочный замок, крепость.

Обучение основам рисования по представлению сказочных замков. Обучение рисованию зданий различной формы.

Графитовый карандаш, акварель, гуашь.

1

17

Праздник Новый год

Способствовать развитию познавательных процессов. Развивать художественный вкус и творческие способности.

Графитовый карандаш, акварель, восковые мелки.

1

18

Снежинок дружный хоровод

Обучение основам рисования по представлению снежинок различных форм. Побуждать детей придумывать различные узоры.

Графитовый карандаш, акварель, восковые мелки.

1

19

Зимующие птицы

Обучение основам рисования с натуры, основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма, светотени. Научить изображать птиц.

Графитовый карандаш, цветные карандаши, восковые мелки, пастель.

1

20

День защитника отечества

Обучать основам композиции. Познакомить с понятием силуэт. Дать понятие о  композиционном центре.

Графитовый карандаш, акварель, восковые мелки, пастель.

1

21

«По горам, по долам…»

Обучение построению композиционного построения изображения. Отражение в рисунке своих представлений природных горных ландшафтов. Изображение горного пейзажа.

Графитовый карандаш, акварельные карандаши, акварель.

1

22

На дне морском

Обучение построению композиционного построения изображения. Отражение в рисунке своих представлений подводных морских ландшафтов, а так же морских обитателей и аквалангистов около коралловых рифов.

Графитовый карандаш, акварельные карандаши, акварель

1

23

Я с папой (дедушкой)

Обучение основам рисования портрета человека; основам передачи в рисунках формы, пропорций, частей лица.

 

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши.

1

24

Я с мамой (бабушкой)

Продолжать  обучать основам рисования портрета человека; основам передачи в рисунках формы, пропорций, частей лица.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши.

1

25

Натюрморт с весенними цветами.

Обучение основам рисования с натуры, основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма, светотени. Научить изображать цветы.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши, восковые мелки, пастель.

1

26

Роспись пасхальных яиц

Обучать основам изобразительной деятельности: изображать предметы на плоскости различными графическими средствами: линией, штрихом, пятном.

Познакомить с русскими народными орнаментами росписи пасхальных яиц.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши.

1

27

День космонавтики

Обучать основам композиции. Обучение структурно-композиционному решению; первому и второму плану в композиции.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши, восковые мелки, пастель.

1

28

Рисунок фигуры человека

Обучать основам рисования фигуры человека; основам передачи в рисунках формы, пропорций.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши.

1

29

Портрет мужчины и женщины в русском национальном костюме

Продолжать  обучать основам рисования портрета человека; основам передачи в рисунках формы, пропор-ций, частей лица и тела. Воспитание ин-тереса к народной культуре и истории.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши

1

30

Рисование животного

Обучение основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма изображаемого животного. Знакомить с изобразительным материалом – гуашью.

Графитовый карандаш, гуашь.

1

31

«А на улице весна…» Весенний пейзаж.

Обучение основам изобразительной грамоты, способствование развитию художественного творчества, воспитание эстетического вкуса.

Графитовый карандаш, аква-рель,  мелки вос-ковые, пастель.

1

32

Первоцветы

Обучение основам рисования с натуры; основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма, светотени.

Графитовый карандаш, акварель, цвет-ные карандаши.

1

33

Праздник  победы

Приобщение учащихся к художественной культуре, обучение основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса.

Графитовый карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки.

1

34

Весенний гром

Приобщение учащихся к художес-твенной культуре, обучение основам изобразительной грамоты. Обучение основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма изображаемого.

Графитовый карандаш, акварель.

1

35

Речные лилии и кувшинки

Обучение созданию сюжетной композиции. Обучить рисованию акварелью по-сырому. Развивать наглядно-образное мышление.

Графитовый карандаш, акварель, воско-

вые мелки.

1

36

Цветущий май

Приобщение учащихся к художественной культуре, обучение основам изобразительной грамоты, способствование развитию художественного творчества, воспитание эстетического вкуса. Продолжение обучению рисованию акварелью  по-сырому.

Графитовый карандаш, акварель, воско-

вые мелки.

1

Итого

36

Список литературы

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика- Синтез, 2014. – 96с., илл.
  2. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 96 с.
  3. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с., илл.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 208 с.
  5. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: методика. – М.: Школьная Пресса, 2014. -96 с.
  6. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007.- 112с. (Библиотека руководителя ДОУ)
  7. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 160 с.:ил.
  8. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: методика. – М.: Школьная Пресса, 2004. -96 с.
  9. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 160 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Юный художник»

развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных способностей, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник,сформиров...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...

Программа кружка "Веселый художник"

Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния детей через нетрадиционные техники рисования...

Программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе «Юный художник»

Программа содержит пояснительную записку, цель и задачи кружковой работы, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа кружка "Юный художник"

АКТУАЛЬНОСТЬ. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами тех...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка для одаренных детей старшего дошкольного возраста «Мастерская юных художников»

Программа «Мастерская юных художников» направлена на развитие творческих способностей детей. Содержит комплексно-тематическое планирование и список методического обеспечения....