ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по рисованию (средняя группа) на тему
В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме выявления особенностей творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.docx | 16.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Э. Ю. Тихонова
ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
tikhonova.elza@yandex.ru
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме выявления особенностей творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова: средний дошкольный возраст, творческое воображение.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Воображение – процесс самостоятельного создания единственно нового образа, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены.
Проблемы воображения широко разрабатывались в отечественной психологии. Изучены некоторые аспекты происхождения и развития воображения в филогенезе (В. А. Скоробогатов и другие). Много сделано в направлении изучения психологических механизмов воображения (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, И. В. Страхов и другие).
Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к начальному школьному, во многом определяющему дальнейшее ее развитие.
Исследованием проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста занимались О. В. Боровик, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Г. Д. Кириллова, А. А. Люблинская, Ю. Ф. Лаврентьева, И. А. Медведева, В. С. Мухина, Н. Н. Палагина, Н. В. Пережигина, О. М. Попова, Н. В. Сметанина и др. Наиболее благоприятным периодом развития воображения, по мнению многих исследователей, является средний дошкольный возраст. У детей среднего дошкольного возраста, как отмечает О. М. Дьяченко [2] можно наблюдать несколько видов воображения. Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения, как отмечает исследователь, - это переход ко всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному.
В сознании среднего дошкольника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения среднего дошкольника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной. Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Воображение среднего дошкольника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др.
С целью выявления особенностей развития воображения у детей среднего дошкольного возраста был проведен констатирующий этап эксперимента.
Экспериментальная работа проводилась на базе одного из учреждений г. Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании принимало участие 20 детей 4-5 лет.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие диагностические методики: «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко), «Вербальная (словесная) фантазия» (М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова).
Результаты диагностирования уровня воображения у испытуемых по методике «Дорисовывание фигур» показали, что по данной методике 35% детей группы находятся на высоком уровне, у 40% детей выявлен средний уровень и у 25% низкий уровень.
У детей с высоким уровнем рисунки получались схематичные, детализированные, но оригинальные. Предложенные для дорисовывания фигурки являлись обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, так, например, к предложенной фигуре дорисовывали антенну и колесико, сказав, что получилось радио, дорисовав руки и ноги, получился робот, используя фигуру в качестве маятника получились часы, дорисовав веточку и листочек получилось яблоко.
Дети со средним уровнем дорисовывали все фигуры, которые в основном оказались схематичными, без большого числа деталей, часто встречались повторяющиеся рисунки, к их числу были отнесены: дом, корона, горы. Даже, если они дорисовывали данную фигурку иным способом, чем другие дети, встречались одинаковые названия (лодка, солнце). Таким образом, можно отметить, что у детей со средним уровнем творческого воображения встречались оригинальные работы, но все-таки им было свойственно преобладание стандартности мышления. Им бывало сложно отступить от знакомых образов. В их работах проявлялось мало оригинальности. Детям требовалось чуть больше времени для придумывания того или иного образа.
Дети с низким уровнем воображения практически не принимали задачу. Зачастую у них даже отсутствовал интерес к заданию. Их выполненные работы были стандартны, часто повторялись шаблонные схемы в изображениях и названиях, как у самого ребенка, так и у других детей. Дети изображали простые, известные им предметы, или не завершали образ (лицо без глаз, носа и пр., но с ушами). Как таковой беседы о рисунках не получалось, дети лишь обозначали названия своих рисунков. Часто дети рисовали рядом с заданной фигурой что-то свое, обводили предложенные фигуры, не завершали образ. Дети много времени тратили на придумывание и воплощение своего замысла. Часть детей через некоторое время начинала отвлекаться и переходить к другим видам деятельности.
Результаты исследования по методике «Вербальная (словесная) фантазия» показали, что детей с высоким уровнем не оказалось, средний уровень был выявлен у 30% детей, низки – у 70% дошкольников.
В сказках детей, показавших средний уровень воображения, присутствовал сюжет, но он отличался бедностью, без богатства образов, волшебных моментов, динамики событий. Они, как правило, брали за основу единый персонаж и их сказка строилась на описании каких-либо черт персонажа и, если присутствовали действия, то они тоже были связаны с этим героем. Дети, как бы, рассказывали то, что видят, опираясь на наглядную основу.
У детей с низким уровнем воображения зачастую отсутствовало оригинальное название. Время, которое дети тратили на придумывание сказки, превышало необходимое время. В их сказках практически отсутствовал сюжет, присутствовала констатация одного банального случая, возможно, часто повторяющегося в жизни ребенка.
Таким образом, полученные на констатирующем этапе эксперимента данные, позволили установить ряд особенностей творческого воображения у детей 4-5 лет:
- большая часть детей находятся на низком и среднем уровнях развития воображения;
- рисунки большинства детей схематичны, без деталей;
- творческие образы более 50% детей не отличаются оригинальностью и красочностью;
- дети затрудняются быстро и самостоятельно придумать новые, эмоционально-яркие рассказы;
- обедненность сюжетов, сложности в создании воображаемой ситуации;
- сравнение особенностей развития вербального и невербального воображения у испытуемых находится примерно на одном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О. В. Боровик. – М. : ООО «ЦГЛ «РОН», 2000. – 224 с.
2. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О. М. Дьяченко // Педагогика. – 1988.– № 6. – с.52-59.
3. Захарюта, Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3. – С.21-27.
4. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование / Р. Г. Натадзе. – Тбилиси, 1972. – 360 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов ТРИЗ в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Кто из нас не мечтал стать волшебником? Ведь тогда всё становится весёлым и интересным, страшное перестаёт быть страшным, неприятности оказываются преодолёнными, скучное может оказаться занимате...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
«Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его пов...
Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
B данной статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...
Исследовательская работа по выявлению уровня развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
Цель исследования – выявить уровень развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста. Для проведения сравнительного анализа, провели констатирующий эксперимент с отобран...
Особенности развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
Воображение в дошкольном возрасте проявляется довольно насыщенно. В то же время, очень значительное количество исследований посвящено изучению вопроса формирования и развития творческого воображения и...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
Ученые отводили огромную роль нетрадиционным приемам рисования и указывали на великую роль его в период дошкольного среднего возраста. Она выражается у ребенка тем, что совершенствуется наблюдат...