Исследовательская работа по выявлению уровня развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
учебно-методический материал (средняя группа)
Цель исследования – выявить уровень развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
Для проведения сравнительного анализа, провели констатирующий эксперимент с отобранными детьми для определения первоначального уровня развития творческого воображения детей.
Для выявления уровня развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста нами была подобрана диагностическая методика, предложенная автором О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 192.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа по выявлению уровня развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
Исследовательская работа по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности осуществлялась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с. Успенка Пугачевского района Саратовской области».
Цель исследования – выявить уровень развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
В эксперименте участвовали 15 детей среднего дошкольного возраста. Для проведения сравнительного анализа, провели констатирующий эксперимент с отобранными детьми для определения первоначального уровня развития творческого воображения детей.
Для выявления уровня развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста нами была подобрана диагностическая методика, предложенная автором О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Остановимся подробнее на содержании и процедуре проведения методики, выполнения детьми экспериментального задания.
Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» [Фадеева2016:93].
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
Материал: один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом комплекте по 10 карточек. Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок (Приложение 1), простой карандаш.
Ход исследования: ребенку дают простой карандаш и предлагают дорисовать фигурку на каждой из карточек, перед обследованием экспериментатор пояснил ему: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают, что у него получилось. Ответ ребенка записывается в таблицу. Затем по одной предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понимает задание, ему можно показать несколько примеров дорисовывания на первой фигурке.
Оценка результатов: для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывают коэффициент оригинальности (Кор) – количество неповторяющихся изображений. Изображения считаются одинаковыми, если фигура для дорисовывания в них превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Потом сравнивают изображения, дорисованные каждым ребенком обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если два ребенка превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей [Фадеева2016:94]. Таким образом, Кор равен количеству рисунков, которые не повторяются у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сравнивать результаты 15-25 детей.
Для каждого ребенка подсчитывался коэффициент оригинальности или количество не повторяющихся изображений. Полученные данные заносятся в протокол обработки полученных результатов.
Протокол выглядит как таблица, где по горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии и имена детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы по одной и той же фигурке у разных детей) зачеркиваются. Количество не зачеркнутых ответов – это и есть Кор каждого ребенка.
Средний коэффициент оригинальности по группе подсчитывается следующим образом:
Средний Кор (по группе) = Σ К.ор. (инд.)/количество детей (индивидуальные величины Кор суммируются и делятся на количество детей в группе)
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла.
Средний уровень – Кор равен среднему по группе или выше (ниже) среднего по группе на 1 балл.
Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
Вместе с тем с количественной обработкой результатов можно выделить качественную характеристику уровней выполнения задания.
При низком уровне дети фактически не понимают задачу: они или рисуют с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметное изображение («такой узор»), а иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся как самим ребенком, так и другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но оригинальные рисунки, которые не повторяются самим ребенком и другими детьми группы. Предложенная для дорисовывания фигурка обычно является центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения [Фадеева2016:95].
Результаты проведенной методики: при проведении констатирующего эксперимента в начале года с отобранными детьми для определения первоначального уровня развития воображения детей, были получены данные, которые были занесены в протокол обработки полученных результатов (Таблица 2).
Таблица 2 – Протокол обработки полученных результатов методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»
Фамилия, имя | Фигуры для дорисовывания | |||||||||
1.Ярослав А. | шарик | дверь | снеговик | Маят ник | лодка | перец | забор | бочка | сердечко | радуга |
2.Кирилл А. | солнце | горшок | снеговик | цветок | дом | лист | __ | лампочка | горы | радуга |
3.Дарина Б. | шарик | дом | очки | шар | дом | цветок | __ | груша | сердце | радуга |
4.Вова В. | человек | стена | снеговик | шарик | пила | капелька | __ | яйцо | __ | горка |
5.Аделина Д. | солнышко | коляска | снеговик | цветок | машина | __ | __ | __ | сердечко | радуга |
6.Варя К. | солнышко | картина | снеговик | цветочек | дом | морковка | бантик | ваза | __ | радуга |
7.Лиза К. | цветочек | дверь | неваляшка | цветок | дом | __ | корона | __ | сердце | радуга |
8.Максим Л. | солнышко | машина | снеговик | шарик | дом | __ | флаг | __ | __ | радуга |
9.Стас М. | самолет | торт | снеговик | шарик | дом | морковка | __ | яблоко | __ | радуга |
10.Арина Р. | солнышко | дом | неваляшка | цветок | дом | морковь | флаг | шарик | сердце | радуга |
11.Давид Р. | Возд. шарик | самокат | снеговик | шарик | сарай | морковка | флажок | __ | сердце | мост |
12.Ангелина Т. | неваляшка | горшок | снеговик | цветок | домик | кит | флаг | груша | сердце | радуга |
13.Вера Т. | шар | горшок | снеговик | подсолнух | дом | цветочек | горшок | __ | сердце | радуга |
14Эльвира У. | шар | дом | снеговик | леденец | дом | лиса | __ | капля | __ | радуга |
15.Илья Я. | часы | автобус | снеговик | шарик | улей | морковка | трамплин | кукуруза | торт | радуга |
Затем подсчитали коэффициент оригинальности или количество не повторяющихся изображений по рисункам каждого ребенка.
Таблица 3 – Коэффициент оригинальности детей среднего дошкольного возраста
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Коэффициент оригинальности |
1 | Ярослав А. | 5 |
2 | Кирилл А. | 3 |
3 | Дарина Б. | 1 |
4 | Вова В. | 6 |
5 | Аделина Д. | 2 |
6 | Варя К. | 3 |
7 | Лиза К. | 1 |
8 | Максим Л. | 1 |
9 | Стас М. | 3 |
10 | Арина Р. | 1 |
11 | Давид Р. | 3 |
12 | Ангелина Т. | 2 |
13 | Вера Т. | 1 |
14 | Эльвира У. | 3 |
15 | Илья Я. | 6 |
Подсчитывается средний коэффициент оригинальности по группе.
Средний Кор= 5+3+1+6+2+3+1+1+3+1+3+2+1+3+6 = 2,7
15
Полученные результаты после проведения методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» можно представить в таблице 2.
Таблица 4 – Уровень выполнения заданий детьми среднего дошкольного возраста по методике О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Уровень выполнения заданий детьми |
1 | Ярослав А. | высокий |
2 | Кирилл А. | средний |
3 | Дарина Б. | низкий |
4 | Вова В. | высокий |
5 | Аделина Д. | средний |
6 | Варя К. | средний |
7 | Лиза К. | низкий |
8 | Максим Л. | низкий |
9 | Стас М. | средний |
10 | Арина Р. | низкий |
11 | Давид Р. | средний |
12 | Ангелина Т. | средний |
13 | Вера Т. | низкий |
14 | Эльвира У. | средний |
15 | Илья Я. | высокий |
Результаты исследования, которые приведены в таблице 3 можно пронаблюдать в диаграмме на рисунке 1, отражающей уровни выполнения заданий, что, в свою очередь, является качественным показателем уровня развития творческого воображения.
Рисунок 1 – Уровень развития творческого воображения по результатам проведения методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»
Таким образом, после проведенной нами диагностики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» для определения первоначального уровня развития воображения детей, было выяснено, что в данной группе преобладают дети со средним уровнем развития творческого воображения – 47%, 33% – дети с низким уровнем развития воображения, и 20% детей с высоким уровнем развития творческого воображения.
Диагностическая методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» помогла получить ценные фактические данные относительно уровня развития творческого воображения, позволила увидеть специфические особенности видов воображения – воссоздающего и творческого, соответственно объективно оценить актуальные и потенциальные возможности развития воображения у детей.
2.2 Система работы по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности
Целью формирующего этапа эксперимента стала организация и проведение системы работы по развитию творческого воображения у детей 4-5 лет в процессе художественной деятельности. В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
1) разработать и апробировать учебно-методический инструментарий (систему средств, методов и форм работы), обеспечивающий развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста;
2) оценить степень эффективности предложенной системы работы.
На всех занятиях мы обучали детей приемам творческой деятельности. Проводилась работа, помогающая возникновению замысла; составлению плана его реализации; выделению главного; процессу создания образа или образной ситуации; анализу результатов. Для создания положительного эмоционального состояния детей мы старались обеспечить каждому ситуацию успеха, поэтому в процессе выполнения задания оказывали разные виды помощи. Учитывали индивидуальные возможности и особенности каждого ребенка.
Программа развития творческого воображения у детей 4-5 лет основана на специально подобранных творческих играх и методе нетрадиционного вида рисования. Работа проводилась в группе 15 человек.
Для развития воображения могут использоваться различные дидактические игры, упражнения. Рассмотрим варианты упражнений и игр, которые могут использоваться для развития воображения у детей дошкольного возраста.
Важным направлением педагогической деятельности на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы стало формирование копилки дидактических игр и упражнений, обеспечивающих развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Рассмотрим более подробно игры и упражнения.
Игра «Закорючки» была разработана и описана детским психиатром и психоаналитиком Д. Винникоттом.
Время работы: индивидуально - от 15 до 30 минут; в группе – в зависимости от количества участников.
Материалы: бумага различных форматов (в зависимости от формы работы: для группы - А1, бумага в рулоне; индивидуально - А3, А4); цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Каждый ребенок, по очереди, рисовал закорючку на бумаге, другой участник при этом пририсовывает к ней другую закорючку и говорит, на что это похоже. Возможно, то, что начинается с множества закорючек, постепенно превратится в животное или человека. Такая игра сочетает элементы свободной игры и ассоциативной деятельности.
Развивающая направленность данной игры заключается в активизации воображения, раскрытие творческого потенциала, и тем самым способствует личностному росту человека, повышению уверенности в собственных возможностях; у детей так же способствует развитию способности к концентрации внимания. В групповой работе: способствует оптимизации межличностного и внутригруппового общения, развитию коммуникативных навыков; располагает к проявлению взаимной эмоциональной поддержки и групповой сплоченности; формированию у детей навыков уважительного отношения к проявлениям инициативы со стороны других людей.
Следующая игра, которая нами использовалась – это игра «Клякса».
Цель игры: развивать творческое воображение детей.
Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.
Ход игры: дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
Использовалось нами упражнение Л.Ю. Субботиной «Неоконченные рассказы» [Субботина 2005].
Цель: развитие творческого воображения.
Возраст: для детей от 5 до 11 лет.
Материал: текст «Проделки белки».
Время проведения: 10-15 минут.
Ход проведения упражнения: воспитатель предлагает ребенку послушать очень интересный рассказ, но у него не будет окончания. Ребенок должен досочинить начатый рассказ. Рассказ называется «Проделки белки».
Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо - невидимо.
«Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», - говорит одна подружка. « Ладно!» - отвечает другая.
Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает…»
Ребенок должен не только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа.
Еще одно упражнение – «Фантастический образ», разработанное Л.Ю. Субботиной [Субботина 2005].
Цель: развитие воображения, мышления.
Возраст: предлагается для любого возраста.
Материал: карточки с изображенными элементами.
Время проведения: 10-15 минут.
Ход проведения игры: ребенку предлагаются карточки с изображением отдельных элементов. Задача ребенка построить из этих элементов фантастический образ (существо, предмет). Затем описать, какими свойствами он обладает и как его можно использовать. Чем больше элементов включает созданный образ, чем он оригинальнее, тем ярче функционирует воображение ребенка.
Игра «Пантомима» Л.Ю. Субботиной также направлена на развитие воображения [Субботина 2005].
Цель: развитие воображения детей.
Возраст: дети от 5 до 11 лет.
Время проведения: 10-15 минут.
Ход проведения игры: группа детей становится в круг. Детям предлагается по очереди выходить в середину круга и с помощью пантомимы показывать какое-либо действие. Например, ребенок показывает, как рвет с дерева воображаемые груши и кладет их в корзину. При этом говорить нельзя, все изображается только движениями. Победителями определяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку.
Следующая игра – «Волшебники».
Цель: используется для развития чувств на базе воображения.
Возраст: предлагается для детей от 5 до 13 лет.
Материал: по 2 карточки с изображением волшебников на одного ребенка, альбомный лист, цветные карандаши.
Время проведения: 20-30 минут.
Ход проведения: вначале ребенку дается первое задание.
Предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Инструкция: «У тебя два волшебника, тебе нужно дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника.
Второе задание. Инструкция: «Сейчас ты должен сам нарисовать «доброго» и « злого» волшебников, а также придумай, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Дальше игра, которая нами проводилась – это игра «Нарисуй настроение», разработанная М.И. Битяновой [Битянова 2001].
Цель: используется для развития творческого воображения.
Возраст: используется для детей от 5 до 13 лет.
Материал: альбомный лист, акварельные краски, кисти.
Время проведения: 20 минут.
Ход проведения: Перед ребенком кладут бумагу и краски, предлагают нарисовать своё настроение. «Подумай, какое оно грустное или наоборот весёлое, а может какое - нибудь другое. Изобрази его на бумаге любым способом , как тебе захочется».
Еще одна игра, разработанная М.И. Битяновой - это «На что это похоже?» [Битянова2001].
Цель: используется для развития воссоздающего воображения.
Возраст: используется для детей от 4 до 10 лет.
Материал : карточки с кляксами, «морозными рисунками».
Время проведения: 10 минут.
Ход проведения: воспитатель показывает картинки, а дети внимательно смотрят. Затем каждый ребенок должен сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Далее демонстрируются карточки с изображениями.
Также нами проводилась игра «Сказка наоборот», разработанная И.В. Вачковым [Вачков2007].
Цель: используется для развития творческого воображения.
Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.
Материал: герои любимых сказок.
Время проведения: 10-15 минут.
Ход проведения: предложить ребенка вспомнить любимую его сказку. Попросить рассказать её, так чтобы в ней всё было « наоборот». Добрый герой стал злым, а злой добродушным. Маленький превратился в великана, а великан в карлика.
Игра-методика «Где чье место?», автор которой Е.Е.Кравцова [Фадеева2016] .
Цель: посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.
Материал: Для проведения игры-методики «Где чье место?» используется рисунок 2.
Рисунок 2 – Рисунок для проведения игры-методики Е.Е.Кравцовой «Где чье место?»
Отдельно вырезаются кружки – вставки:
Рисунок 3 – Кружки-вставки для проведения игры-методики Е.Е.Кравцовой «Где чье место?»
Ход проведения: воспитатель предлагает рассмотреть рисунок и поставить кружочки-вставки в «необычные» места. После того, как ребенок расставит кружочки по местам, должен объяснить, почему они оказались там.
Также на занятиях по изобразительной деятельности проводилась работа по рисования формированию навыков с помощью нетрадиционных методик. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции [Никитина2016:5].
При выборе нетрадиционного метода рисования нами учитывались возрастные особенности детей. Для детей среднего дошкольного возраста были выбраны следующие техники:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- рисунки из ладошки;
- волшебные веревочки;
- фроттаж.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений [Никитина2016:6].
Игры, упражнения и занятия с нетрадиционными техниками рисования проводились в течение пяти месяцев в первой и второй половинах дня с отобранными для эксперимента детьми. Дети проявили большой интерес с самого начала формирующей работы. Трудностей с выполнением задания не возникло. Тем не менее, дети поначалу боялись отвечать, боясь сказать что-то неверно, сделать что-либо неправильно. В ходе дальнейшей работы дети стали раскрывать себя в большей мере. Продукт творческой художественной деятельности детей на основе нетрадиционных техник рисования представлены в приложении (Приложение 3).
Несмотря на небольшие затруднения, игры и упражнения доставляли ребенку удовлетворение, позволяли «проникнуть» в самые невероятные пространства. Так, через удовольствие дидактические игры и упражнения, а также изобразительная деятельность создают условия для развития способностей, помогают преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Данные задания, безусловно, активизировали прошлый опыт детей, поспособствовали развитию важнейших компонентов воображения, пробудили интерес, дали выход эмоциям детей, а также научили их работать вместе, договариваться и искать компромиссы.
Таким образом, проведенная экспериментальная работа позволила добиться положительных результатов в формировании воображения у детей среднего дошкольного возраста. Выявить характер произошедших изменений под влиянием проведенной работы позволило контрольное тестирование детей.
2.3 Оценка эффективности системы педагогической работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста
По окончанию исследовательской работы по формированию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста было проведено контрольное тестирование, которое позволило выявить характер произошедших изменений. Была проведена повторная диагностика по методике О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» с использованием второго комплекта равнозначных карточек. Полученные данные занесены в протокол обработки полученных результатов (Таблица 5).
Таблица 5 – Протокол обработки полученных результатов методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»
Фамилия, имя | Фигуры для дорисовывания | |||||||||
1.Ярослав А. | гриб | часы | крыша | чело век | слон | шапка | чело век | глаза | само лет | сапог |
2.Кирилл А. | домик | пира мидка | тарелка | снежинка | поро сенок | мама | ме даль | забор | рогатка | пистолет |
3.Дарина Б. | домик | домик | ванна | дерево | собака | мама | девочка | забор | машина | гор ка |
4.Вова В. | гриб | знак | сарай | флаг | котик | громкоговоритель | ракета | уши | лопа та | гора |
5.Аделина Д. | стул | садик | дом | ёлка | утка | мама | цветочек | танк | корабль | лошадь |
6.Варя К. | домик | будка | тазик | ёлка | собака | кукла | конфета | клюв | горка | ботинок |
7.Лиза К. | пода рок | домик | лодка | цветы | снего вик | девоч ка | пира мидка | забор | машина | ботинок |
8.Максим Л. | дом | палат ка | машина | дерево | собака | чело век | __ | ворота | ваза | сапог |
9.Стас М. | торт | палат ка | машин | робот | гусь | сороконожка | человек | зверь | ножик | нога |
10.Арина Р. | домик | песочница | лодка | дерево | кошка | прин цесса | тележка | забор | ваза | ботинок |
11.Давид Р. | молоток | палатка | корабль | забор | барашек | мишень | часы | забор | ромашка | сапог |
12.Ангелина Т. | робот | мороженое | бассейн | След курицы | Мышка с сыром | дудочка | рыбка | крокодил | машина | печка с Емелей |
13.Вера Т. | горшок | домик | лампа | снежинка | собачка | девочка | рыбка | забор | машина | валик |
14Эльвира У. | дом | домик | корабль | дерево | курица | человечек | король | зайчик | машина | сапог |
15.Илья Я. | куб | домик | улей | дерево | баран | елка | мишень | забор | стул | сапог |
Результаты подсчёта коэффициент оригинальности или количество не повторяющихся изображений для каждого ребенка представим в таблице 6.
Таблица 6 – Коэффициент оригинальности детей среднего дошкольного возраста
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Коэффициент оригинальности |
1 | Ярослав А. | 7 |
2 | Кирилл А. | 6 |
3 | Дарина Б. | 2 |
4 | Вова В. | 7 |
5 | Аделина Д. | 7 |
6 | Варя К. | 6 |
7 | Лиза К. | 4 |
8 | Максим Л. | 1 |
9 | Стас М. | 7 |
10 | Арина Р. | 3 |
11 | Давид Р. | 4 |
12 | Ангелина Т. | 8 |
13 | Вера Т. | 3 |
14 | Эльвира У. | 3 |
15 | Илья Я. | 5 |
Затем подсчитывается средний коэффициент оригинальности по группе.
Средний Кор= 7+6+2+7+7+6+4+1+7+3+4+8+3+3+5 = 4,8
15
Полученные результаты после проведения методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» можно представить в таблице 7.
Таблица 7 – Уровень выполнения заданий детьми среднего дошкольного возраста по методике О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур».
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Уровень выполнения заданий детьми |
1 | Ярослав А. | высокий |
2 | Кирилл А. | средний |
3 | Дарина Б. | низкий |
4 | Вова В. | высокий |
5 | Аделина Д. | высокий |
6 | Варя К. | средний |
7 | Лиза К. | средний |
8 | Максим Л. | низкий |
9 | Стас М. | высокий |
10 | Арина Р. | средний |
11 | Давид Р. | средний |
12 | Ангелина Т. | высокий |
13 | Вера Т. | средний |
14 | Эльвира У. | средний |
15 | Илья Я. | средний |
Результаты контрольного исследования, которые приведены в таблице 7 можно пронаблюдать в диаграмме на рисунке 4, отражающей уровень развития творческого воображения.
Рисунок 4 – Уровень развития творческого воображения по результатам итогового эксперимента.
Таким образом, количественные данные говорят о том, что большинство детей со среднем уровнем воображения (54%). Минимальный процент детей с низким уровнем воображения (13%). Чуть больше оказалось детей с высоким уровнем воображения (33%).
Дети, оказавшиеся на высоком уровне, демонстрировали следующие характеристики:
- давали схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки;
- рисунок не повторялся самим ребенком или другими детьми;
- предложенная фигура являлась обычно центральным элементом рисунка.
На среднем уровне оказалось 54% детей. Для них были характерны следующие особенности:
- дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей;
- всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
Низкий уровень вобрал в себя 13% обучающихся. Эти дети:
- фактически не принимают задачу;
- рисуют либо рядом с заданной фигурой что-то свое, либо дают беспредметное изображение;
- рисуют схематичные рисунки.
Дети с низким уровнем либо не желали рисовать вообще, либо замыкались, когда экспериментатор задавал вопросы.
В целом по проведенному нами итоговому экспериментальному занятию «Дорисовывание фигур» по методике О.М. Дьяченко можно констатировать, что дети легко справились с заданием, необходимости в показе примера дорисовывания фигуры не возникало, что свидетельствует о принятии задания каждым ребенком.
Итоговый эксперимент на контрольном этапе позволил оценить эффективность и результативность проделанной нами формующей работы. Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно увидеть, на сколько система работы по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста улучшила развиваемое качество. На рисунке 5 приведены сравнительные результаты диагностики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» в виде диаграммы.
Рисунок 5 – Уровни развития творческого воображения по результатам проведения методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур».
Из рисунка 5 видно, что по сравнению с констатирующим этапом, после проведения системы занятий по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста повысился уровень творческого воображения.
Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста, можно отметить, что у детей повысился не только уровень творческого воображения, но и стал очевиден личностный рост каждого ребенка, что подтверждает позитивные результаты проделанной работы:
1. Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.
2. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.
3. Дошкольники ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения.
Таким образом, исследовательская работа показала, что специально организованная художественно-эстетическая деятельность дошкольников является эффективным средством развития творческого воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста в процессе работы над сказками
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последни...
Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Система работы состоит из комплекса непосредственой образовательной деятельности (16 занятий), творческих игр, работы с родителями, работы с воспитателями, организации педметно – развивающей среды.Про...
Консультация для воспитателей «Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Опыт работы воспитателя. Нетрадиционные техники рисования «Ребенок в мире красок»....
Доклад "Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования"
Педагогический совет. Протокол №2Тема: «Художественно-творческое воспитание детей и создание комфортной обстановки ДОУ.»...
Опыт работы "Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через игру"
Творческое воображение - одно из психических новообразований в дошкольном возрасте, поэтому развитие творческого воображения одна из главных задач дошкольного воспитания....
Особенности развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
Воображение в дошкольном возрасте проявляется довольно насыщенно. В то же время, очень значительное количество исследований посвящено изучению вопроса формирования и развития творческого воображения и...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
Ученые отводили огромную роль нетрадиционным приемам рисования и указывали на великую роль его в период дошкольного среднего возраста. Она выражается у ребенка тем, что совершенствуется наблюдат...