Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию 2017-2018 учебный год
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Огуреева Алла Борисовна

         Формировать художественное мышление через различные способы рисования с использованием арт-технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhdok_akvarelkadokument_microsoft_office_word_2.docx43.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    принято на заседании педсовета №1

                                                                  дата _________ приказ №_________

                                                                   утверждено заведующей МБДОУ №12

                          Руфовой О.В.

Дополнительная образовательная программа

 по художественно-эстетическому развитию

2017-2018 учебный год

                                                                 

Разработана воспитателем по ИЗО Огуреевой А.Б.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет

Срок реализации 1 год

Тип: развивающая.

г. Петровск

Содержание.

  1. Пояснительная записка_________________________________3 стр.

  1. Цель и задачи _________________________________________4 стр.
  2. Основные методы работы. ______________________________ 4 стр.
  3. Принципы построения программы _______________________ 4 стр.
  4. Организация работы кружка"Акварелька"_________________  5 стр.
  5.  Материал.____________________________________________ 6 стр.
  6. Содержание работы кружка._____________________________ 6 стр.
  7. Предполагаемый результат. _____________________________ 8 стр.
  8. Система мониторинга. __________________________________9 стр.
  9. Формы подведения итогов.______________________________ 9 стр.
  10. Перспективный план кружка "Акварелька" ________________10 стр.
  11. Литература. __________________________________________ 13 стр.
  12. Список детей_________________________________________  14 стр.

Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний

эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными, я заинтересовалась возможностью применения арт-технологий в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они

открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Акварелька». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть

одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Цель:

         Формировать художественное мышление через различные способы рисования с использованием арт-технологий.

Задачи:

  • создавать условия для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к изобразительному искусству;
  • учить использовать в рисовании разнообразные материалы, разные способы создания изображения;
  • развивать чувство формы, цвета, ритма, композиции, пропорции;
  • формировать эстетическое восприятие, чувство гармонии и красоты, воображение, художественный вкус, обогащать эмоциональную сферу ребенка. 

Основные методы работы:

  • Словесные - предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
  • Наглядные - показ образца изделия, анализ образца, составление плана работы по изготовлению изделия.
  • Практический - изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Принципы построения кружковой работы:

  • Принцип психологической комфортности – обеспечение эмоционального благополучия, создание атмосферы доброжелательности, веры в силы ребенка, обеспечение индивидуального подхода, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
  • Принцип деятельности – новые знания даются не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» их детьми.
  • Принцип минимакса – дифференцирование заданий с учетом индивидуальных особенностей детей, продвижение каждого ребенка вперед своим темпом и с постоянным успехом.
  • Принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
  • Принцип последовательности и постепенности – выполнение работ идет от простого к сложному, тематика работ подбирается в соответствии с сезоном, календарными праздниками.

Организация занятий кружка:

Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью 20 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.

Базисный учебный план кружка

группа

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

длительность

подготовительная

1

4

36

30мин

График работы кружка

День недели

группа

Время проведения

четверг

подготовительная

15.40-16.10

         

         Структура занятия:

  1. Вводная часть, в ходе которой проводится беседа с детьми по теме занятия, ставится определенная проблема, может быть использована игровая мотивация и сюрпризный момент, обсуждаются пути и способы решения.
  2. Объяснение и показ педагога.
  3. Физкультминутка с включением упражнений для позвоночника, кистей рук, плечевого пояса, шеи.
  4. Практическая часть работы.
  5. Заключительный этап практической работы, который содержит обмен мнениями детей о результатах своей работы, при необходимости ребенок, справившийся с заданием раньше других, может помочь ребенку, испытывающему затруднения.

       Место проведения:

 Изостудия "Весёлый карандаш"

Материал:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые мелки, свеча;
  • поролон;
  • ватные диски;
  • ватные палочки;
  • трафарет;
  • манка, овсяные хлопья;
  • бумажные салфетки;
  • тряпичные салфетки;
  • бросовая бумага;
  • баночки с водой;
  • кисти.

Содержание работы кружка:

Нетрадиционные техники рисования.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

5 см).×Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым

Предполагаемые результаты:

  • ребенок умеет использовать материалы и инструменты по назначению;
  • использует приобретённые навыки и умения в самостоятельной деятельности;
  • у ребенка сформировано эстетическое восприятие, чувство гармонии и красоты, воображение, художественный вкус;

Методы оценки результатов:

  • анализ детских творческих работ;
  • контрольные задания;
  • диагностические исследования изобразительных способностей детей.

Диагностическая карта

Ф.И.ребёнка

Технические навыки

Средства выразительности (цвет,форма,компазиция)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Итоговые показатели

О                В

О                                            В

О                В

О                              В

О                  В

О                   В

Критерии оценки:

1 балл-большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла- отдельные компоненты не развиты;

3 балла- соответствуют возрасту;

4 балла - высокий.

Формы подведения итогов:

  • выставки детских рисунков;
  • составление творческих альбомов;
  • день открытых дверей для родителей;
  • проведение совместного мероприятия с родителями;
  • участие в городских, районных и окружных выставках и конкурсах в течение года.

Перспективный план кружка "Акварелька"

Время проведения

Тема

Содержание

Сентябрь

1«Бабочки, которых я видел летом»

Монотипия, отпечаток ладошки и кулака

Познакомить детей с техникой «монотипия». Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое).

 Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки).

 Развивать пространственное мышление.

2 «Листья в вазе» натюрморт Отпечаток листьями.

Познакомить детей с натюрмортом. Учить рисовать натюрморт с помощью отпечатка листьев.

3  «Домик у реки» пейзаж
 
Монотипия.

Познакомить детей с техникой – монотипия. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность.

4  «Осеннее дерево»
Ватными палочками.

Закреплять технику рисования ватными палочками.  Продолжать учить рисовать деревья. Развивать чувство цвета.

Октябрь

1 «Фрукты в вазе» натюрморт
Пуантилизм . Фон – восковые мелки.

Познакомить с техникой пуантилизм (рисование точками), учить работать в данной технике. Воспитывать аккуратность. Продолжать учить тонировать бумагу восковыми мелками.

2 «Ежик»

Рисование мятой бумагой

Совершенствовать технику печатания, учить дорисовывать детали фломастером.

3 «Я шагаю по ковру из осенних листьев» Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету.

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

4 "Осенняя сказка" Рисование поролоном или мятой бумагой

Учить изображать осеннюю природу, основываясь на ее поэтической характеристике. Познакомить с техникой рисования поролоном. Закреплять умение в смешивании красок, получении разных оттенков.

Ноябрь

1 "Грибы" Печать по трафарету

Продолжать учить рисовать с помощью поролона, совершенствовать технику печатания. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. 

2 "Белые берёзы" рисование с помощью манки

Продолжать учить рисовать деревья передовая их особенности. Использовать манку для выразительности образа.

3 "Ветка осеннего дерева" Рисование  ватными палочками и раздувание через трубочку.

 Познакомить со способом рисования через трубочку. Закреплять умение в смешивании красок, получении разных оттенков.

4 «Первый снег» Монотипия. Рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

декабрь

1 "Зимняя ночь" печать по трафарету или изолента

Продолжать учить рисовать с помощью поролона, совершенствовать технику печатания по трафарету. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. 

2 "Иней" рисование гуашью и мятой бумагой.

Совершенствовать навыки работы гуашью;

- развить чувство композиции, умения замечать и отражать в рисунке красоту природы;

- развить цветовую чувствительность, воображение, творческие способности; закрепление навыка рисования мятой бумагой.

3 "Снегири" рисование ватными дисками.

 Познакомить с техникой рисования  ватными дисками

Январь

1 "Зимний город за моим окном" рисование губкой

Совершенствовать навыки работы гуашью;

- развить чувство композиции, умения замечать и отражать в рисунке красоту природы;

- развить цветовую чувствительность, воображение, творческие способности; закрепление навыка рисования губкой.

2«Лесной сторож» (филин) Тычок мятой бумагой, ватные палочки

Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами.

3 "Зимняя сказка" рисование солью

Учить детей рисовать зимний пейзаж солью.

 Развивать познавательную активность и эстетическую восприимчивость. Воспитывать интерес к, изобразительной, деятельности, необычным способом.

Развивать любознательность, познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

Февраль

1 "Вот моя деревня" рисование листьями

Продолжать учить рисовать с помощью листьев. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. 

2 "Умка" рисование ватными палочками

Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развить чувство композиции воображение, творческие способности

3 "Снеговик" рисование ватными дисками

Закрепить умение рисовать ватными дисками. Развить чувство композиции воображение, творческие способности

4 "Зима" рисование с помощью коктельной трубочки

Совершенствовать способ рисования через трубочку. Закреплять умение в смешивании красок, получении разных оттенков.

Март

1 "Открытка для мамы" (любимые цветы)печать по трафарету

Совершенствовать навыки работы гуашью;

- развить чувство композиции, умения замечать и отражать в рисунке красоту природы;

- развить цветовую чувствительность, воображение, творческие способности; закрепление навыка рисования губкой.

2 "Ваза с цветами" монотипия

Закрепить умение детей рисовать в технике  монотипия. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность

3  "Сестрички ромашки" манкой

Продолжать учить рисовать цветы, передовая их особенности. Использовать манку для выразительности образа.

4 "Аквариум" рисование восковым мелком, акварелью и солью

Учить детей рисовать восковыми мелками и акварелью, солью.

 Развивать познавательную активность и эстетическую восприимчивость. Воспитывать интерес к, изобразительной, деятельности, необычным способом.

Развивать любознательность, познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

Апрель

1 "Сирень"

Закрепить умение использовать в работе уже знакомые техники рисования. Проявлять самостоятельность в выборе материала и техники.

2 "Зелёная весна" рисование губкой

Совершенствовать навыки работы гуашью;

- развить чувство композиции, умения замечать и отражать в рисунке красоту природы;

- развить цветовую чувствительность, воображение, творческие способности; закрепление навыка рисования губкой.

3 "Цветущая ветка" выдувание трубочкой

Учить детей рисовать в данной технике. Познакомить со способом изображения венчика цветка из 4-5 лепестков приемом «примакивание». Создавать условия для экспериментирования с цветом для получения розового оттенка путем смешивания белого с красным. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

4 "Весенний пейзаж" монотипия

Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева.

Май

1 «Праздничный салют»
 
Восковые мелки, акварель.

Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона.

2 "Цыплята" рисование ватными дисками

Закрепить умение рисовать ватными дисками. Развить чувство композиции воображение, цветовосприятие, творческие способности

3"Одуванчики" рисование по трафарету с набрызгом

4 "Маки" мятой бумагой

Совершенствовать навыки работы гуашью;

- развить чувство композиции, умения замечать и отражать в рисунке красоту природы;

- развить цветовую чувствительность, воображение, творческие способности; закрепление навыка рисования мятой бумагой.

Литература

Парциальная программа "Цветные ладошки" И.А.Лыкова "Карапуз"творческий центр СФЕРА Москва 2010г.

Р.Г.Казакова "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование" творческий центр СФЕРА Москва 2006 год.

Н.Г.Давыдова "Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками" Москва 2007 год.

Список детей

Ф.И. ребёнка

Год рождения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....

Система дополнительной образовательной деятельности (художественно-эстетическое развитие) «Ловкие ладошки» с детьми 4-5 лет

Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предме...

Отчёт по реализации дополнительной образовательной программы «Конструкторское бюро» За 2017- 2018 учебный год

Реализация дополнительной образовательной пронраммы !Конструкторское бюро"...

Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетического развития дошкольников " развитие и воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"

Рабочая программа составлена для воспитателей ДОУ , который реализуют дополнительную общетазвивающую программу по театрализованной деятельности....

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Умелые ручки» для детей дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год (срок реализации – 1 год)

Дополнительная образовательная программахудожественно-эстетического направления«Умелые ручки»для детей дошкольного возраста (4-5 лет)на 2021-2022 учебный год(срок реализации – 1 год)...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Волшебный пластилин» для детей дошкольного возраста (3-4 лет) на 2022-2023 учебный год (срок реализации - 1 год)

Дополнительная образовательная программахудожественно-эстетического направления«Волшебный пластилин»для детей дошкольного возраста (3-4 лет)на 2022-2023 учебный год(срок реализации - 1 год...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Тестопластика -Мукосолька» для детей дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год (срок реализации - 1 год)

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Тестопластика -Мукосолька» для детей дошкольного  возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год (срок р...