Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Тестопластика -Мукосолька» для детей дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год (срок реализации - 1 год)
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Тестопластика -Мукосолька» для детей дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год (срок реализации - 1 год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_testoplastika_mukosolka.docx | 48.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №390» г. Перми
Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетического направления
«Тестопластика -Мукосолька»
для детей дошкольного
возраста (4-5 лет)
на 2021-2022 учебный год
(срок реализации - 1 год)
Руководитель кружка:
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад №390» г. Перми
Гладкова А.А
Пермь 2021 г.
Оглавление
I. Целевой раздел………………………………………………………..3
1.1. Пояснительная записка………………………………….…………..3
1.2. Цели и задачи программы………………………………………..…6
1.3. Планируемые результаты освоения программы.............................7
1.4. Условия реализации программы……………………………………8
II. Содержательный раздел…………………………………………….8
2.1. Календарно-тематическое планирование…………………………..8
III. Организационный момент…………………………………….….13
3.1. Материально-техническое обеспечение…………………………..13
Список литературы ……………………………………………………..14
1.1. Пояснительная записка
Приобщая ребёнка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Развитие «ручной умелости» для поступления ребёнка в школу способствуют занятия по лепке. Работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет детям вести себя естественно и непринуждённо. В работе с тестом привлекает не столько доступность, экологичность, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.
Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребёнка, для развития тонкой моторики рук. Если на других занятиях ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Ребёнок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребёнком благодаря лепке. В связи с введением новых федеральных образовательных стандартов возникла необходимость разработки образовательных программ внеурочной деятельности.
Педагогическая целесообразность
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Программа «Тестопластика» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённых занятий, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- Синхронизирует работу обеих рук;
- Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
- А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо - ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.
В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
1.2. Цели и задачи программы
Цели программы:
- знакомство с возможностями солѐного теста, его историей, с технологическими возможностями этого удивительного материала;
-формирование художественно-творческой активности личности;
-формирование художественных знаний, умений и навыков в работе с тестом;
-создание интереса к данному виду деятельности;
-развитие мышления, воображения и фантазии;
-воспитание трудовых навыков;
-создание позитивного эмоционального климата в процессе работы.
Задачи:
Обучающие:
-обучить детей технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
-научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из солѐного теста;
Развивающие:
-развивать и совершенствовать ручную моторику и зрительно-двигательную координацию;
-повышать уровень сенсорного и умственного развития;
-формировать представления об окружающей действительности и систематизировать их;
Воспитательные:
-воспитывать художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
1.3. Планируемые результаты освоения программы.
Данная программа предполагает углубить знания по тестопластике дошкольников, основанные на преимущественном изучении такого вида декоративно-прикладного искусства и формирование мотивации дальнейшего его изучения.
К концу обучения планируется сформировать:
- умения пользоваться основными приѐмами лепки из солѐного теста.
- коммуникативные способности, фантазия, мышление, внимание, память, мелкая моторика пальцев рук.
- интерес и способности у детей к художественно-творческой деятельности.
К концу обучения программы дети научатся:
- отламывать комочки теста от большого куска;
- лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями;
- соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
- раскатывать комочек теста круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.);
- сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники);
- делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце);
- соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка);
- аккуратно пользоваться материалами.
Подведение итогов реализации программы осуществляется путѐм проведения выставок детских работ, участия в городских и районных конкурсах детского изобразительного творчества, творческого отчѐта.
2.4. Условия реализации программы:
Условия набора и формирования групп: Набор в группу производится по письменному заявлению родителей (законных представителей) и по желанию ребёнка из числа детей, посещающих МАДОУ на текущий год обучения. Занятия проводит педагог дополнительного образования.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Занятия проводятся в соответствии с возрастными нормами, предусмотренными СанПиН для детей 4-5 лет по 20-25 мин.
Занятие проходят 1 раза в неделю.
Всего предусмотрено программой 36 занятия.
Срок реализации программы:1 год.
II. Содержательный раздел
2.1. Календарно-тематическое планирование
Сентябрь | ||
1 неделя | ||
Название темы | Програмное содержание | Материал |
Знакомство с солёным тестом. | Цель: Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке), материалами и способами замешивания. Показать готовые работы – образцы. Этапы изготовления изделий из солёного теста. | Материал: Солёное тесто, эмалированная чашка, мука, соль, вода и обойный клей. |
Тема:«Колючий ёжик». | Цель: Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку. Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали, смачивая водой. Дополнять работу грибками, яблочками. | Материал: солёное тесто, семена от яблок, вишни, кисточка, вода. |
2 неделя | ||
Тема:«Колючий ёжик». | Раскрашивание изделия. | Развивать эстетический вкус. |
3 неделя | ||
Тема:«Неваляшка» | Учить лепить детей предметы круглой формы. Закреплять умение лепить предметы большие и маленькие. Учить детей определять содержание своей работы | Материал: Солёное тесто, стеки, игрушка неваляшка. |
4 неделя | ||
Тема:«Неваляшка» | Раскрашивание изделия. «Неваляшка» | Развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре. |
Октябрь | ||
1 неделя | ||
Тема:«Подковка» | Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить, используя разные приемы. Воспитывать самостоятельность, активность. | Материал: Солёное тесто, стеки, иллюстрация подковок, краски разных цветов. |
2 неделя | ||
Тема:«Подковка» | Раскрашивание изделия « Подкова» | Продолжать учить расписывать фигурки после просушки. |
3 неделя | ||
Тема:«Котик» | Закреплять умения задумывать содержание своей работы, используя ранее усвоенные способы лепки. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. | Материал: Солёное тесто, стеки, краски разных цветов. |
4 неделя | ||
Тема:«Котик» | Раскрашивание изделия «Котик» | Продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки. |
Ноябрь | ||
1неделя | ||
Тема:«Осьминог». | Цель: Лепить осьминога, используя приём раскатывания, передавая пропорции, характерные особенности. Воспитывать интерес к творчеству. Учить радоваться результатам своего труда. | Материал: соленое тесто, зубочистки, готовые элементы в виде ракушек, водорослей. |
2 неделя | ||
Тема:«Осьминог». | Раскрашивание изделия « Осьминог». | Развивать эстетический вкус. |
3 неделя | ||
Тема:«Пингвин на льдине». | Цель: Продолжать учить детей лепить округлые формы, объединять их в общую композицию. Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. | Материал: Солёное тесто, стеки, иллюстрация пингвинов, краски разных цветов. |
4 неделя | ||
Тема:«Пингвин на льдине». | Раскрашивание изделия «Пингвин на льдине» | Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; развивать композиционные умения, продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки |
Декабрь | ||
1 неделя | ||
«Снеговики». | Цель: Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать учить детей лепить округлые формы, объединять их в общую композицию Учить видеть конечный результат задуманной работы. | Материал: Солёное тесто, стеки, Краски «Гуашь», кисточка. |
2 неделя | ||
Тема: «Снеговики» | Раскрашивание изделия «Снеговик» | Продолжать учить расписывать фигурки после просушки. |
3 неделя | ||
«Нарядная ёлочка» | Цель: Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации. | Материал: Солёное тесто, Трафарет «Ёлка» из картона, стека, семена разных фруктов, бисер. |
4 неделя | ||
«Нарядная ёлочка» | Раскрашивание изделия « Нарядная ёлочка» | Продолжать учить расписывать фигурки после просушки. |
Январь | ||
2 неделя | ||
«Рождественский венок» | Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать правильное отношение к результатам работы. | Материал: Солёное тесто, стеки, краски разных цветов. |
3 неделя | ||
«Рождественский венок» | Раскрашивание изделия «Рождественский венок». | Продолжать учить расписывать фигурки после просушки. |
Февраль | ||
1 неделя | ||
«Валентинка» «Валентинка» | Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус | Материал: Солёное тесто, краски разных цветов, стека, кисточка, вода. |
2 неделя | ||
«Валентинка» | Раскрашивание изделия «Валентинка». | Продолжать учить расписывать фигурки после просушки. |
3 неделя | ||
«Кружка для папы». | Цель: Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. | Материал: Солёное тесто. |
4 неделя | ||
«Кружка для папы». | Раскрашивание изделия «Кружка для папы». | Продолжать учить расписывать фигурки после просушки. |
Март | ||
1 неделя | ||
Бусы и браслеты (в подарок девочкам) | Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус. | Материал: Солёное тесто, краски разных цветов,стека, кисточка, вода. |
2 неделя | ||
Бусы и браслеты (в подарок девочкам) | Раскрашивание изделия «Бусы и браслеты (в подарок девочкам)» | Продолжать учить расписывать фигурки после просушки. |
3 неделя | ||
«Медвежонок» | Цель: Учить составлять фигурку медвежонка из нескольких частей, соблюдая пропорции, использовать зубочистки для скрепления деталей. Уметь применять навыки и умения, полученные ранее. | Материал: соленое тесто, краски разных цветов,зубочистки, стек. |
4 неделя | ||
«Медвежонок» | Раскрашивание изделия «Медвежонок». | Продолжать учить расписывать фигурки после просушки. |
Апрель | ||
1 неделя | ||
«Лепка пасхальных яиц.» | Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. Познакомить детей с народными пасхальными традициями. | Материал: соленое тесто, краски разных цветов,зубочистки, стек. |
2 неделя | ||
«Лепка пасхальных яиц.» | Раскрашивание изделия «Лепка пасхальных яиц.». | Продолжать учить расписывать фигурки после просушки. |
3 неделя | ||
«Пирожные и кексы» | Продолжить учить детей пользоваться скалкой и формочками для выпечки, украшать вылепленное «угощение». Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами. Формировать художественный вкус. | Материал: соленое тесто, краски разных цветов,зубочистки, стек. |
4 неделя | ||
«Пирожные и кексы» | Раскрашивание изделия «Пирожные и кексы» | Продолжать учить расписывать фигурки после просушки. |
Май | ||
1 неделя | ||
«Желтоглазая ромашка» | Дать детям представление о внешнем виде ромашки пластическими средствами. Освоить конструктивный способ лепки - моделирование ромашки из 6-8 овальных лепестков белого цвета и круглой серединки жёлтого цвета. Развивать чувство формы, мелкой моторики, координации в системе «глаз-рука». | Материал: соленое тесто, краски разных цветов,зубочистки, стек. |
2 неделя | ||
«Желтоглазая ромашка» | Раскрашивание изделия «Желтоглазая ромашка». | Продолжать учить расписывать фигурки после просушки. |
3 неделя | ||
«Красивый медальон» | Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления медальонов. Создать условия для использования различных инструментов и материалов при оформлении готовых изделий из соленого теста. | Материал: соленое тесто, краски разных цветов,зубочистки, стек. |
4 неделя | ||
«Красивый медальон» | Раскрашивание изделия «Красивый медальон». | Продолжать учить расписывать фигурки после просушки. |
III. Организационный момент
3.1. Материально-техническое обеспечение
- Для работы с детьми выделено отдельное помещение для проведения занятий, сушки и хранения детских работ, материалов и инструментов для работы.
- Методическая литература с иллюстративным материалом.
- Наглядные пособия, образцы работы, выполненные преподавателем.
- Материалы и инструментов для работы с солѐным тестом:
- ѐмкости для замешивания и хранения теста
- краски: гуашь, акриловые кисточки: натуральные беличьи № 2- 5
- лак (прозрачный) Для лака нужна кисть из щетины. Лакировкой готовых изделий занимается педагог в отсутствие детей.
- разнообразные инструменты и материалы, которые будут использоваться в работе: скалка зубочистки наборы пластиковых стек пластиковая подложка ножницы.
График работы кружка «Мукосолька»
день | время |
Понедельник | 15.45 – 16.10 |
Список использованной литературы
- Антипова М. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – Ростов н/Д: Владис: М.: Рипол классик, 2008.
- Занятия старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений / сост. В.В. Москаленко. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Синеглазова М. О.Удивительное соленое тесто. М.: Издательский Дом МСП, 2006.
- Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки / сост. С. Ю. Ращупкина. – М.: Рипол классик, 2011.
- Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки / сост. К. Силаева – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
- Фирсова А. Чудеса из солёного теста М.: Айрис-Пресс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Программа дополнительной образовательной услуги художественно - эстетического развития по тестопластике "Мукосолька"
Цели, задачи, перспективный и календарный планы программы...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...
Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетического развития дошкольников " развитие и воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"
Рабочая программа составлена для воспитателей ДОУ , который реализуют дополнительную общетазвивающую программу по театрализованной деятельности....
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Золотой ключик" группы компенсирующей направленности для детей от 2 до 7 лет
Художественно-эстетическая направленность воспитания занимает, пожалуй, одно из центральных мест в структуре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетны...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Умелые ручки» для детей дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год (срок реализации – 1 год)
Дополнительная образовательная программахудожественно-эстетического направления«Умелые ручки»для детей дошкольного возраста (4-5 лет)на 2021-2022 учебный год(срок реализации – 1 год)...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Волшебный пластилин» для детей дошкольного возраста (3-4 лет) на 2022-2023 учебный год (срок реализации - 1 год)
Дополнительная образовательная программахудожественно-эстетического направления«Волшебный пластилин»для детей дошкольного возраста (3-4 лет)на 2022-2023 учебный год(срок реализации - 1 год...