Статья для воспитателей и родителей «Живопись акварельными красками в технике мокрым по мокрому в детском саду»
статья по рисованию (младшая, средняя группа) на тему
Статья для воспитателей и родителей «Живопись акварельными красками в технике мокрым по мокрому в детском саду»
Сухарева Елена Михайловна воспитательница детского сада № 81 Выборгского района города Санкт-Петербурга.
Работа с красками оказывает сильное воздействие на ребенка. Воспитательница раздает чистые листы акварельной бумаги. Ребёнок смачивает в стаканчике губку и выжимает ее на лист. Переворачивая лист многократно, "купает" его в луже воды, пользуясь ладошками. Когда лист хорошо промок, кладем лист шершавой стороной к себе и губочкой вытираем. Детям до 3 лет ставим 3 основных цвета — красный, желтый, синий. Смешиваясь на листе, они дают богатую по нюансам цветовую палитру. Соединение жидкой краски с влажным листом не даёт четких контуров, что только лучше для фантазии, продолжающей творить образы. Добавляя новую краску к уже начатой форме, ребенок часто переосмысливает связи, которые он потом развивают в своём рисовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suhareva.doc | 940 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для воспитателей и родителей
«Живопись акварельными красками в технике мокрым по мокрому
в детском саду»
Сухарева Елена Михайловна
воспитательница детского сада № 81 Выборгского района города Санкт-Петербурга.
Здравствуйте, очень хочется поделиться своим опытом рисования акварельными красками в технике «мокрым по мокрому» в детском саду с детьми любого возраста. Это возможно, увлекательно, интересно, доступно.
В детстве человек обладает особенной способностью ярко и цельно воспринимать окружающий его мир. При этом маленький ребёнок одарен врождённым талантом не просто слышать звуки или видеть цвета, но и переживать их нравственное влияние, откликаться душевно на их воздействие. Этот дар теряется позднее в процессе взросления, однако его можно удержать и развить, если предоставить ребенку возможность как можно раньше жить и действовать в мире цвета, звуков и запахов.
Мир, окружающий нас, наполнен красками, и каждая краска говорит с нами на своём особенном языке, проявляется в только ей присущем действии, обладает индивидуальным качествам. Дети хорошо чувствуют этот язык и с удовольствием вступают в игру с красками. Работа с красками оказывает сильное воздействие на ребенка и поэтому проводится не чаще одного раза в неделю в технике «мокрым по мокрому».
Для рисования нам потребуются следующие материалы: деревянная доска 50 на 35 см; лист акварельной бумаги А3, плоская широкая кисточка шириной примерно 18-22 мм, акварельные краски для рисования в тюбиках, маленькие розеточки для растворённых красок, стаканы с водой, губки, кувшинчики для наведения красок.
Для того чтобы начать рисование «мокрым по мокрому», необходимо приготовить пространство комнаты. Детям очень нравится вместе с воспитателем готовить столы для живописи. Дети с интересом относятся к любой работе взрослых, которую могут наблюдать, и без лишних слов со стороны взрослого активно помогают. Подготовка является самостоятельной важной фазой занятия. Столы надо накрыть клеенкой, стаканы наполнить водой и расставить. Рядом с каждым стаканом надо положить губку для того, чтобы промокать слишком влажную кисточку. Краски разводятся и размешиваются до однородности в маленьких кувшинчиках, потом под песенку воспитателя разливаются в розеточки, которые ставятся на столы на доску. Для каждого ребенка имеется своя доска. Ее также нужно положить перед шестью розетками с разведенными красками. Всё это сопровождается специальной песенкой, которую дети поют вместе с воспитателем:
Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышко-колоколнышко.
И др.
В подготовительной группе каждый ребёнок готовит своё место себе сам. Более младшим детям помогает воспитатель.
Воспитательница раздает каждому ребёнку чистый лист акварельной бумаги. Ребёнок смачивает в стаканчике свою губку и выжимает ее на белый сухой лист. Затем, переворачивая лист многократно, ребёнок купает свой акварельный лист в огромной луже воды. При этом он пользуется ладошками и пальцами своих рук, таким образом развиваются тактильные ощущения ребенка, что хорошо влияет на формирование мозга. Когда лист хорошо промок, «искупался», мы кладем лист шершавой стороной к себе и начинаем губочкой его вытирать. Это действие мы сопровождаем ритмичным стихотворением:
Все звезды возьму
И сиянье небес,
И солнца тепло
И его свет
На белый лист принесу.
Широкими движениями сверху вниз мы промокаем лист. Теперь всё готово к рисованию. Длинный человечек с мягкими лапками, кисточка, приходит в руку каждого ребенка и мягкими лапками здоровается с каждым пальчиком на его ладошке. Теперь мы можем начать рисовать.
Поговорим о том, как дети разного возраста рисуют акварельными красками «мокрым по мокрому». Маленьким детям до 3 лет включительно мы ставим 3 основных цвета — красный, желтый, синий. Эти три цвета, смешиваясь друг с другом на листе, предоставляют ребенку невероятно богатую по нюансам цветовую палитру, которую он создает сам на своем листе. У детей в возрасте до 5 лет с этим связана большая радость первооткрывателей, ведь когда отдельные краски во многих местах смешиваются друг с другом, возникают промежуточные цвета — зеленый, фиолетовый, коричневый и другие различные оттенки.
Наряду с игрой цвета на бумаге, о которой дети многократно выскажут удивления или радостную неожиданность, большую роль играет также постоянно меняющийся цвет воды в стаканчике, в которой хорошо промывается кисточка. Когда весь лист уже занят рисунком, и краски так хорошо светятся и блестят благодаря тому, что в них присутствует элемент воды, у детей наступает момент высшего удовлетворения. Потом, когда картина задвинута в шкаф для просушки, она уже более не представляет для ребёнка этого возраста такого интереса, как во время рисования.
По-другому ведут себя дети, которым 5 с половиной или 6 лет. Они пользуются уже шестью цветами: двумя красными, двумя желтыми, двумя синими, теплыми и холодными. Прежде чем обмакнуть кисточку в первую краску, они часто уже сформировали себе представление об определенном цвете, к созданию которого они будут стремиться, или о предмете, например, дерево, замок, радуга, цветок. При этом соединении жидкой краски с влажным листом не появляется четких контуров, что только лучше для фантазии, продолжающей творить образы. Таким образом, благодаря тому, что дети добавляют новую краску к уже начатой форме, в их фантазии часто возникает новая смысловая связь, которую они потом развивают в своём рисовании. Во время рисования или закончив его эти дети между делом охотно рассказывают взрослым или другому ребенку что-нибудь о своей картине, какие цвета они находят особенно красивыми или какое содержание они открывают в нарисованной картине. Для трехлетних детей подобное рисование акварельными красками уже представляет собой радостное переживание, краски сияют, светятся. От них и нельзя ожидать того, что они освоят отдельные технические действия, например, промывание кисточки перед тем как она погрузиться в новую краску. Они также не могут пока еще целенаправленно водить кистью, чаще всего они волнообразно, или зигзагообразно, или пятнами водят кисточкой по бумаге, и возникает ощущение, будто само движение, возникающий в результате след — это самое важное. Трехлетние большей частью удовлетворяются одной краской, например, красной, и заканчивают рисовать только тогда, когда стаканчик для краски пуст. Поэтому детям такого возраста мы советуем начинать рисование с какой-то одной краски, которая ему нравится. И лишь постепенно увеличивать количество красок. После непродолжительного переходного времени ребенок уже не рисует как попало, но осторожно и аккуратно накладывает краски одну рядом с другой. Трехлетние дети рисуют большей частью совершенно молча, деятельно и с прилежанием, в особенности же тогда, когда у каждого есть свой собственный стаканчик с краской, которой он может рисовать. 4- и 5-летние дети охотно сообщают, с большей или меньшей импульсивностью, когда на их листе происходит нечто особенное. Шестилетние дети работают преимущественно молчаливо, старательно, самым сосредоточенным и аккуратным образом. Изредка во время рисования они обмениваются с ровесниками замечаниями относительно красок или содержания своей картины.
Очень важно при обучении детей рисованию «мокрым по мокрому» наблюдать за работой взрослого: воспитательницы, художника, старших братьев или сестер. И если с этим не связано никакого поучения, ребенок схватывает весь процесс так, как увидел, в соответствии со своим возрастом. Ему захочется либо сразу рисовать, если взрослый тоже рисует (это трёхлетний), либо попробовать самостоятельно в другое время (это 5-6-летние). Все технические процессы, неизбежно связанные с таким рисованием, например, приготовить материалы, убрать его, благодаря подражанию взрослым станут хорошей привычкой.
Когда взрослые обращают внимание на то, чтобы каждый раз тщательно вымыть в стакане с водой и промокнуть губкой кисточку, прежде чем погрузить ее в новую краску, то и ребёнок будет повторять этот процесс всё более и более сходным образом. Ибо каждый здоровый ребёнок имеет сильную потребность совершать вслед за другими все действия или движения, которые он видит в своем окружении. Поэтому в раннем периоде дошкольного детства сознательные действия взрослых оказывают более глубокое и устойчивое воздействие, чем словесные объяснения, обращенные к рассудку ребёнка.
С началом школьного возраста на место свободного и полного фантазии обращения с краской приходит рисование, направляемое словом учителя. Это значит, что учитель дает задание в выражениях, побуждающих фантазию ребенка. Процесс рисования осуществляется отдельными шагами, обусловленными также техникой рисования. То, что возникает в результате, рассматривают все вместе, устраивая вернисажи. Разглядывая свои картины, дети обсуждают нарисованное.
Велико воспитательное значение занятий живописью в раннем возрасте. Кого в раннем возрасте с любовью и отзывчивостью научили обращать внимание на силу или нежность красок, то есть на градации цветов, выражающих утверждения, или, наоборот, сдержанность, тому будет легче проявить соответствующие способности души в социальной сфере, в общении и обращении с другими людьми.
Вновь и вновь даётся импульс к таким проявлениям, как тщательность, внимание, способность подождать, осмысленная последовательность процесса работы, непосредственное чувственное постижение законов смешения красок, взвешенное использование интенсивности цвета (например, интенсивный — нежный). И всё это означает, что телесность, которую надо освоить и подчинить в дошкольном возрасте (чувственный организм и соразмерность членов; сенсорика и моторика), становится всё более послушной постепенно просыпающейся душе ребенка. Разумеется, всё это не проигрывается в сознании ребенка, он не формирует себе по этому поводу ни рефлектирующих, ни мимолетных мыслей. Но у него всё сопровождается интенсивным переживанием и, таким образом, в глубинных слоях формируется опыт, который будет дожидаться того, что в более поздние периоды жизни сознания воспользуется им, и он найдет своё выражение в процессе самостоятельного формирования жизни. Мы считаем, что искусство — это не «эстетическая добавка» к жизни как таковой, но оно само может стать ее осуществлением, и, будучи упражнением, к которому постоянно надо стремиться, может само стать основой для становления человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Приёмы работы с родителями при организации доадаптационного периода ребёнка раннего возраста к условиям детского сада»
Организация непосредственного (а не формального) сопровождения семьи будущего воспитанника в доадаптационный период следует рассматривать как важную часть социальной адаптации-интеграции ребенка...
Видеофрагмент открытого мероприятия с родителями «Шигырьләрем – балалар телендә, җырларым – һәрберегезнең күңелендә» на МО для воспитателей по обучению татарскому языку по теме: «Художественная литература татарских писателей в детском саду»
https://www.youtube.com/watch?v=SjP7suUrwcU...
Консультация для родителей. Игры с красками. Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками.
Игры с красками. Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками.В развитии творческого воображения неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование,...
Статья -консультация для родителей "Музыкальное творчество детей дошкольного возраста в семье и в детском саду"
Статья полезна для родителей которые заинтересованы в музыкальном развитии своих детей....
Краски осени. Конспект занятия в старшей группе детского сада
quot;Краски Осени". Конспект занятия предназначен для старшей группе. Конспект содержит все разделы музыкального развития ребенка, с сюрпризным моментом....
"Краски Земли" (образовательная деятельность в старшей группе детского сада)
quot;Краски Земли" - это конспект образовательной деятельности в старшей группе детского сада. Детей знакомят с ландшафтами Земли, свойствами песка и глины. Дошкольники учатся лепить из глины....
Статья "Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду"
В материале предоставлен опыт работы воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду...