Статья "Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду"
статья (младшая группа)

Кузьмина Татьяна Валентиновна

В материале предоставлен опыт работы  воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_vospitatelya_s_roditelyami.odt17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду.»

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Родителям необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.

Родители - это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Адаптация к детскому саду - это сложный для детского организма и детской психики процесс. Ведь детский сад — это первая обязательная ступень, которую должен перешагнуть ребёнок. Это новый этап в жизни, который поможет ему научиться быть самостоятельным, получить навыки общения с людьми, раскроет его таланты.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями с  целью создания единого образовательного пространства «Детский сад - семья”».

В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:

-повышение педагогической культуры родителей.

-изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

-приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Работа воспитателей групп детей раннего возраста с родителями - очень ответственна,  это начало многолетнего сотрудничества детского сада и семьи. Успех такого сотрудничества, его действенность во многом зависит от того, насколько родители с первых дней прибывания ребенка в детском саду проникнуться доверием к педагогам.

Родители в группе должны стать полноценными участниками учебно-воспитательного процесса, единомышленниками и помощниками. Воспитатель, в свете новых требований, должен уметь владеть не только коллективом детей, но и коллективом родителей, постоянно активизировать и включать их в процесс воспитания и обучения. Контакты с родителями детей раннего возраста в нашем детском саду начинаются уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, то есть за 2 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Организуется первичное знакомство с родителями малышей. С целью выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей используются следующие социально-педагогические методы:

-  Анкетирование родителей с целью изучения интересов и потребностей семей, изучение индивидуальных особенностей детей, их привычек.

- Тестирование;

- «День открытых дверей»

-  Организация клуба для родителей «Ясли — это серьёзно»

-  Организация мини — библиотеки для родителей

-  Индивидуальные консультации

-  Подгрупповые консультации

- Родительские собрания

-  Организация игровых занятий с детско-родительскими парами. Родители делятся опытом, воспитатели дают консультации о важности совместной деятельности взрослого и ребёнка

-  Копилка консультативных материалов для родителей (входят картотеки совместных игр родителей и детей).

Родителей и ребенка заранее знакомим с группой. Проводим экскурсии по групповым помещениям (показываем, где дети спят, играют, умываются) чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Рассказываем какие культурно-гигиенические навыки прививаются малышам, это важно для правильной организации жизни детей дома. Показываем родителям игрушки, учебные пособия, детские книги, подсказываем какие игрушки и пособия соответствующие возрасту можно приобретать детям раннего возраста.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков.

 Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместной работе, а основа этого долговременного сотрудничества начинает закладываться в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое — они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.  

Формы работы с родителями :

1. «День открытых дверей»

2. Организация клуба для родителей «Ясли — это серьёзно»

3. Организация мини — библиотеки для родителей

4. Анкетирование родителей с целью изучения интересов и потребностей семей, изучение индивидуальных особенностей детей, их привычек...

5. Организация детско-родительских проектов(формирование доверительных отношений между педагогами и родителями)

6. Индивидуальные консультации

7. Подгрупповые консультации

8. Родительские собрания

9. День семьи — дети и родители рассказывают о своей семье

10. Организация игровых занятий с детско- родительскими парами . Родителям даётся задание поделиться семейным опытом по организации того или иного вида совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи. Родители делятся опытом, воспитатели дают консультации о важности совместной деятельности взрослого и ребёнка

11. Копилка консультативных материалов для родителей (входят картотеки совместных игр родителей и детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыка в период адаптации детей раннего возраста в детском саду"

Дети с разным типом нервной деятельности адаптируются к условиям детского сада по-разному. У одних детей адаптация проходит в легкой степени, другие дети переносят кризис тяжёлой адаптации, которая пр...

Статья "Роль игры в период адаптации детей раннего возраста в детском саду

В статье рассказывается о том, как игры помогают легче адаптироваться детям к детскому саду в период адаптации....

Музыка в период адаптации детей раннего возраста в детском саду.

Консультации для родителей. Влияние музыки на адаптацию ребенка раннего возраста в детском саду....

Музыка в период адаптации детей раннего возраста в детском саду

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара    Музыка в период адаптации детей раннего возраста...

Система взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Период адаптации настолько серьезен в жизни дошкольника, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложиться, в первую очередь, на педагогов и воспита...