Конспекты занятий по рисованию тема "Веселый городец"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Шутова Наталья Александровна

Комплекс занятий по теме городецкой росписи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия 1

Тема: «Веселый Городец»

Программное содержание:

Формировать знания детей о русских народных промыслах, рассказать о городецком промысле. Учить детей узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки.

Формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине из городецких мотивов, учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании по сюжетам городецкой росписи.

Развивать связную речь детей, память.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.

Словарная работа: донце, прядка, кудель.

Материал: выставка изделий городецких мастеров, на которой промысел должен быть представлен как можно шире: разделочные доски, блюда, солонки и сахарницы, настенные декоративные панно. На выставку можно поместить и несколько изделий хохломского промысла – для сравнения.

Методические приемы: художественное слово; беседа; игровая ситуация; экскурсия; рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, придя в группу, я увидела на своем столе большой конверт. На нем написан адрес нашего детского сада и указано: «Детям старшей группы». Так как письмо адресовано вам, то вскрывать его я не стала, а сейчас все вместе мы его откроем. Хотите посмотреть, что в этом письме?

Здесь какой-то рекламный проспект и приглашение.

Посмотрите, что здесь изображено. Какие-то красивые изделия, со сказочной росписью. А в приглашении написано: «Приглашаем всех на выставку изделий из Городца. Выставка проходит в изостудии». Как вы думаете, стоит нам ответить на приглашение? Ну что ж, тогда собирайтесь на экскурсию.

Ребята проходят в изостудию, где их встречает воспитатель в русском костюме.

Экскурсовод: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада, что вы посетили нашу выставку. Сегодня на ней выставляются изделия старинного народного промысла – городецкие изделия.

А вы знаете какие–нибудь народные промыслы, были уже на каких-нибудь выставках?

Сегодня мы познакомимся с городецким промыслом. Название его пошло от имени  города Городец – маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в Нижегородской области. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд городецких изб – явление выдающееся в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла славу городку.

Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба   и вынуждены были обращаться к широкому использованию лесных и речных богатств, к деревянному промыслу. В Городце стали делать донца – доски для прялок, для прядения нитей из волокон кудели. Эти донца украшались резьбой, а потом и росписью.

Вот здесь вы можете увидеть старинную прялку. Раньше такие прялки стояли  в каждой избе. Долгими зимними вечерами русские женщины пряли с их помощью шерсть. А городецкие умельцы придумали  разрисовать прялки красивым узором, украсить их тонкой резьбой, чтобы веселее было прясть, чтобы спорилась работа у прях.

В росписи использовали три основных цвета краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепитий, застолий. В это же время сложилась характерная форма растительного орнамента с городецкими купавками фантастической раскраски и такими  пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких мастеров есть и чудо - кони, и сказочные птицы.

Когда спрос на прялки и донца упал, городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, стулья, разделочные доски, расписные панно, блюда, тарелки. Все эти изделия представлены на нашей выставке.

Дорогие ребята, вы можете не только посмотреть на них, но и потрогать своими руками.

Воспитатель: понравилась вам выставка и экскурсия? А мне больше всего из городецких изделий понравилось вот это панно, на котором нарисован чудо-конь. Мне кажется, что конь этот сказочный и неспроста  он попал на деревянное блюдо. А вы помните сказки, в  которых одним из героев был конь?

Давайте придумаем  свою сказку про городецкого коня. Пусть в этой сказке будут участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. У меня уже есть начало сказки:

«Давным–давно на берегу реки Волки в Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него  невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них  получались радостные, светлые, они согревали людям душу, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городецкие стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами – выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…»

Затем детям задаются вопросы:

  1. Как мог вороной конь проскакать через вражеские войска?
  2. Как помогли мастеру его невеста и волшебная птица?
  3. Пришла ли помощь жителям Городца?
  4. Как отблагодарили коня и птицу жители Городца?

Сказки, сочиненные детьми обязательно фиксируются воспитателем.

Конспект занятия 2

Тема: «Роспись гжельской тарелочки»

Программное содержание: Закреплять знания детей о характерных особенностях гжельской росписи, учить составлять из элементов гжельской росписи композицию и украшать ею силуэт тарелочки, формировать практические умения и навыки рисования концом кисти. Воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками; развивать детскую фантазию и умение расписывать гжельской росписью.

Оборудование: иллюстрации, таблицы, силуэты тарелочек, кисти, краски, альбомный лист, тряпочка, стаканчики с водой.

Ход занятия:

Воспитатель рассказывает детям о истории промысла и характерных особенностях гжельской росписи Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы, связанные с изготовлением керамических изделий, сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства. Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин. Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской национальной манере. Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки (всё сопровождается показом изделий с гжельской росписью).

Давайте вспомним, какие краски применяются в гжельской росписи? В отличие от других росписей в гжельской росписи применяются все оттенки синего (голубой, синий, фиолетовый). Для того, чтобы подготовить краску для работы, в каждую краску, которую вы будете использовать (голубую, синюю, фиолетовую) капните по одной капельке воды. Это сделают те ребята, которые пользуются акварельной краской. Элементы гжельской росписи вы видите на доске: цветы - розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка – сеточка, жилка, завитки.

Воспитатель предлагает детям бумажный силуэт круглой формы и предлагает им догадаться, что они будут расписывать. Дети отвечают Воспитатель еще раз обращает внимание на элементы гжельской росписи, и предлагает подумать, какой узор дети будут рисовать. Прежде чем начать расписывать тарелочку, надо потренироваться в изображении некоторых отдельных элементов на чистом листе.

Концом кисти наносят жилки, штриховку, завитки и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Чёткие мазки лепестков и листьев тёмно – синего цвета и мазки с мягкими размытыми краями наносят всей кистью. Форма цветков упрощённая, но живописная и декоративная. А теперь – внимание!

Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете расписывать свои терелочки. Представьте, что вы находитесь в цехе гжельской росписи, что вы мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Только сначала вспомним правила работы с кисточкой.

  1. Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами. 
  2. Не оставляй кисточку в баночке с водой. 
  3. Не забывай прополоскать кисточку.

Звучит музыка. Дети работают самостоятельно. При необходимости воспитатель  помогает детям, испытывающим затруднения.

Конспект занятия 3

Тема: «Роспись чашки хохломским узором»

Программное содержание:

Продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора: травинки, осочки, капельки; рисовать элементы травинки концом кисти. Учить рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, золотой. Развивать чувство цвета. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Оборудование:

Пооперационные карты: «Поэтапное выполнение травки», серия плакатов, открытки, репродукции хохломской росписи, наборы хохломской посуды, краски гуашевые, кисти беличьи, простой карандаш.

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям: - Ребята, давайте вспомним, какие праздники праздновались на Руси в старые времена. Дети рассказывают, кто что помнит о праздниках на Руси и как они проходили. Если дети затрудняются, воспитатель рассказывает, что на Руси на каждом празднике обязательно была ярмарка различных товаров. На ярмарке народ веселился, водил хороводы, проводили различные игры и представления, продавали всевозможные товары. Предлагает отправиться в роли посетителей на оптовую ярмарку товара, окунуться в праздничную атмосферу. Дети подходят к выставке хохломской посуды.

-Ребята, посмотрите, какой изумительной красоты посуда представлена на ярмарке!

Мы с вами будем знакомиться с народными промыслами, и начнем мы с вами, пожалуй, с самого яркого – «хохломской росписи» А вот раньше на Руси ели именно из такой деревянной посуды. Так, по раскопкам Древнего Новгорода видно, что уже в XI-XII веках те же миски блюда служили нашим предкам обыденной посудой. Наибольшим спросом пользовались ложки, т.к. они индивидуальны и быстро изнашивались.

Также пользовались спросом чаши, миски и солонки. В чашах подносилась еда к столу для всей крестьянской семьи, поэтому они делались особенно широкими и глубокими. Отличительная особенность хохломской посуды, да и не только посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева липы или осины. Но прежде чем нанести рисунок посуду покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось. Не случайно хохломскую роспись называли Золотой! Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображен? Но прежде давайте вспомним, что же означает слово орнамент? (Это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов). А какие виды орнамента мы знаем?

геометрический – узор, состоящий из геометрических фигур (ромбы, круги и т.д.)

растительный – узор, состоящий из элементов изображающих части растений (цветы, травы, листья)

Замечательно, а теперь давайте подумаем, а какие из этих видов встречаются в Хохломе?

– растительный.

Правильно, а какие цвета художники используют в хохломской росписи?

– красный, черный, золотой.

Да, три основных цвета и дополнительно к ним желтый и зеленый.

Существует три основных вида хохломского орнамента:

а) верховое «травное» письмо

б) роспись «под фон»

в) «Кудрина»

а) Для «травного» орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом с золотой поверхностью фона. Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, напоминающими стебли трав. У каждой травинки есть свое название.

(Показ таблицы с элементами травного орнамента)

Самые маленькие и тонкие травинки называются – «осочки». «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима. Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки» – это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть. Все элемента орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке).

В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «осочки», «усики», «листочки», «ягодки». Разновидностью «травного письма является роспись «под листок».Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков, и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.)

Посмотрите внимательно на таблицу, как поэтапно рисуется «травный» орнамент. Все элементы орнамента располагаются на основном «завитке» (или стебле, веточке). Плавной линией начинаем вести «усик» слева направо, закругляем, второй «усик» ведем так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д.

В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «завитки» и «кустики».

«Травинки» разной формы располагаются на «завитке»-стебле так же ритмично. На последнем этапе прописываются «осочки» и «капельки». Посмотрите, как элементы «усик» и «завиток» придают мягкость и пышность травному орнаменту.

Росписи «под фон» свойственно сочетание золотистых силуэтов орнамента с закрашенной поверхностью фона. При ее исполнении сначала наносят контурные очертания рисунка, а затем закрашивается окружающий фон. Заканчивая роспись, мастер разживляет штрихами силуэтные формы листьев, цветов, плодов, в конце выполняет вокруг стеблей легкие «травные прописки».

Рисунок «Кудрина» является разновидностью росписи «под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном, в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.

- Сегодня мы с вами будем расписывать хохломским узором чашку. Воспитатель предлагает детям бумажный силуэт чашки, предварительно окрашенный желтым цветом.

- Прежде чем вы приступите к самостоятельной работе, хочу вам напомнить, что хохломское искусство возникло очень давно, промысел берет свое начало в XVII веке. И знания, умения, опыт передавались из поколения в поколение.

- Давайте еще раз внимательно посмотрим на хохломскую роспись. Вы будете смотреть, а я с доброй помощью мастеров Хохломы, их мудрых советов постараюсь помочь вам проникнуть в таинство рождения прекрасной росписи.

- Внимательно смотрите и слушайте, какие напутствия давали мастера своим ученикам: «Учитесь у стариков, да у природы, и пишите свои узоры, которые близки сердцу. Это и будет настоящее творчество!»

- Согласны ли вы с этими мудрыми словами? А если согласны, то и за работу пора приниматься, которая была бы близка сердцу!

- Приступаем к работе и не забываем про основные цвета, используемые в Хохломе.

Дети начинают расписывать чашку, воспитатель контролирует работу детей, помогает им при возникающих в процессе выполнения затруднениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по рисованию "Чудо Городец".

Чудо- Городец.Тема: По мотивам Городецкой росписи...

Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка» Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование с ладошками и пальчиками)

Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не...

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования (рисование пальчиками)

Тема: «Зёрнышки для цыпляток»Возрастная группа: 1-ая младшаяТип занятия: интегрированноеВид занятия: по дидактической задаче – усвоение нового материала...

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования. «Травка» (рисование ладошками)

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования.«Травка» (рисование ладошками)Цель: Продолжать учить детей рисовать травку всей ладо...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...