Программа "Песочные картинки" (работа с одаренными детьми)
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме
Программа по художественно-эстетическому развитию (рисование песком на стекле) детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет).
Программа составлена на основе авторской программы Зейца Мариелла «Пишем и рисуем на песке».
Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pesochnye_kartinki_dokument_microsoft_office_word_3.docx | 57.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
детей 5-8лет
в кружке «Песочные картинки»
(рисование песком на стекле)
на 2016/2017 учебный год
Составил: педагог-психолог
Соколова Н.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ п/п | Содержание | Страница |
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3-6 |
1.1 | Цели и задачи реализации программы. | 3-5 |
1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы. | 5 |
1.3 | Характеристики возрастных особенностей развития детей 5-8 лет в изобразительной деятельности | 5-6 |
1.4 | Планируемые результаты освоения Программы. | 6 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 7-10 |
2.1 | Содержание образовательной деятельности (календарно -тематический план) | 7-8 |
2.2 | Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы | 8-10 |
2.3 | Взаимодействие с семьями воспитанников по направлению кружка | 10 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 10-12 |
3.1 | Материально-техническое обеспечение рабочей Программы. | 10-11 |
3.2 | Особенности организации образовательной деятельности | 11-12 |
4. | ПРИЛОЖЕНИЕ | 13 |
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ (Пояснительная записка)
Цели и задачи реализации Программы
Программа образовательной деятельности (далее – Программа) по художественно-эстетическому развитию (рисование песком на стекле) детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет) – является локальным документом внутреннего пользования МБДОУ детский сад «Малыш», характеризующим специфику содержания дополнительного образования в кружке «Песочные картинки», и разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и локальными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.1.3049-13); инструктивно - методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014);
- Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад «Малыш»;
- Уставом МБДОУ детский сад «Малыш».
Программа составлена на основе авторской программы Зейца Мариелла «Пишем и рисуем на песке».
Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.
Дошкольное детство - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, чувства прекрасного.
Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому, а не просто разучивать и исполнять созданные кем-то стихотворения, песни или танцы. Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - кляксография, монотипия, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д. Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование песком. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. Кто сказал, что рисовать нужно только кисточкой, карандашом или фломастером? Ведь рука и пальцы -это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка даже лучше, чем карандаш. Хорошо научиться пользоваться не только указательным пальцем, но и остальными, чтобы проявлять творческое воображение.
Рисование песком - искусство относительно молодое. Зародилось оно в 70-х годах прошлого столетия. Основоположником этой техники стала американский аниматор Кэролайн Лиф, создавшая первый песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Наиболее известная работа Кэролайн - анимационный фильм "Улица", вышедший в 1976 г Фильм, созданный в технике рисования маслом по стеклу под камерой "ожившей живописи", включен в десятку лучших анимационных произведений за всю историю анимации. Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, в том числе Ференц Чако, который попробовал создать динамический песочный фильм, т. е. без монтажа, на одном дыхании. Его успешный опыт положил начало новому виду искусства - рисованию песком.
У искусства рисования песком множество названий - песочные картины, рисунки песком, песочное шоу, картины из песка, sand art, шоу песчаных картин. В мире мало людей, которые занимаются песочной анимацией на высоком уровне. К настоящим мастерам относятся Ференц Чако (Венгрия), Илана Яхав (Израиль), Джо Кастилио (Испания), Артур Кирилов (Россия), Ксения Симонова (Украина).
Актуальность: По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Значимость:
- во-первых, это направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.
- во-вторых, создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.
- и, в-третьих, образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
Методологическая основа: В ходе обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой. - Примеч. авт.
Цель Программы: гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников, стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.
Задачи Программы:
- развивать умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;
- обучать созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;
- развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
- упражнять пальцы и кисти рук;
- развивать художественно-эстетический вкус.
Этапы реализации программы
Процесс обучения поделен на четыре этапа.
На подготовительном этапе (в летний период) проводится наблюдение за самостоятельной продуктивной деятельностью детей старшего дошкольного возраста с целью выявления у них склонности к изобразительному искусству.
Диагностическое обследование уровня развития у детей творческого мышления, воображения, восприятия, мелкой моторики пальцев рук в начале учебного года обеспечивается на втором этапе (приложение 1).
Третий этап представляет собой обучение непосредственно рисованию линий, точек, завитков; использование геометрических фигур; добавление песка для насыщенности цвета; создание рисунков на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; "раскрашивание" рисунков.
Заключительный этап - подведение итогов работы по данной методической разработке, итоговая диагностика по определенным критериям (приложение 2).
1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с принципами ФГОС ДО и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой:
- развивающего образования, целью которого является развитие ребенка (полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития);
- научной обоснованности образовательного процесса (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной педагогики и психологии);
- практической применимости педагогических подходов (содержание Программы имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- полноты, необходимости и достаточности содержания (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематического планирования образовательного процесса;
- сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
- адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками.
1.3. Возрастные особенности развития детей 5-8 лет в изобразительной деятельности
Развивается изобразительная деятельность детей (5-6 лет). Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми (6-8 лет) в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Оценка индивидуального развития детей в кружке «Песочные картинки» проводится в ходе внутреннего мониторинга становления основных ключевых характеристик развития личности ребенка, результаты которого используются для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в кружке «Песочные картинки».
Использование карт развития (см. Приложение 1 – «Оценка индивидуального развития детей») позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.
Периодичность проведения (2 раза в год – октябрь, май) оценки развития основных (ключевых) характеристик позволит оценить динамику их развития у каждого ребенка, что важно для анализа эффективности созданных психолого-педагогических условий, образовательного процесса.
Ожидаемый результат.
Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:
- развитие плавности, изящества и точности движений;
- умения работать кистью и пальцами обеих рук;
- координации руки и глаза;
- овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание образовательной деятельности по направлению Программы
Настоящая Программа описывает курс обучения рисованию песком детей старшего и подготовительного к школе возраста (5-8 лет).
Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (3-4 человека) раз в неделю по 25-30 мин в изостудии в соответствии с тематическим планом, предусматривающим три цикла:
1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;
2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу;
3-й - "обсуждение" картин.
Общее количество НОД – 31 в год.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.
Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например "Золотая осень" - песок желтого цвета, "Летний лес" - песок зеленого цвета, "Морские обитатели" -голубой и/или синий и т. д. Но "раскрашивать" таким образом рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.
Календарно – тематический план работы на текущий год
Тема | Количество в год | |
Цикл "Великолепные линии, интересные фигуры" | ||
“Волшебство линий. Роспись песком” | 2 | |
"Морозные узоры. Узоры на стекле" | 1 | |
Цикл "Сюжетное рисование" | ||
"Музыка леса" | 2 | |
"Сказочные птицы" (по замыслу) | 1 | |
"Зимний лес" | 1 | |
"Цветы тоже бывают разными" (по замыслу) | 1 | |
"Поющая тишина морских глубин" | 2 | |
“Веселый зоопарк” | 2 | |
"Два зонтика Оле Лукойе" (по замыслу) | 1 | |
"Сказочные герои" | 2 | |
"Радуга над городом" | 1 | |
"Город сновидений" (по замыслу) | 1 | |
"На другой планете" | 2 | |
“Разноцветная сказка” | 1 | |
"Прекрасное рядом" (по замыслу) | 1 | |
"Морские водоросли" | 1 | |
"Летний дождь. Ураган" | 1 | |
Цикл "Раскрашивание картин" | ||
"Морское царство" | 2 | |
“Летний дождь. Ураган” | 2 | |
"В стране эльфов" | 2 | |
"Осенний пейзаж" | 2 | |
31 |
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
Основные технические элементы рисования:
Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
В изодеятельности используются основные технические элементы рисования:
- Кулаком.
- Ладонью.
- Ребром большого пальца.
- Щепотью
- Мизинцами.
- Одновременное использование нескольких пальцев.
- Симметрично двумя руками.
- Отсечение лишнего.
- Насыпание из кулачка.
Упражнения для развития навыков рисования на песке
«Трудная дорога».
Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).
«Опасный поворот».
Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).
«Молния».
Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию
«Чудовище на острове».
Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку).Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.
«Радуга».
Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг –радугу. А потом добавить солнце.
«Грустное дерево».
Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву. Не будьте категоричны, не спешите опровергать неправильность изображения. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого- то характера, какого- то настроения.
«Лист - путешественник».
На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, рябины и т.д.), обвести по контуру песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился.
«Мой веселый звонкий мяч».
Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.
«Парусник».
По насыпанному песку очертить горизонт, восход солнца из- за горизонта, парусник, паруса - квадраты, волны перекатываются под парусником, слышен крик чаек. Пусть ребенок попытается придумать подходящую комбинацию:
а) на паруснике плывут мирные и доброжелательные люди;
б) на паруснике неприятели – пираты.
Особенности организации образовательного пространства
При организации занятий рисованием песком необходимо соблюдение следующих условий:
- Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких рамок и правил, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.
- Структура занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка.
- Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
- Необходимо:
• поддерживать ребенка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;
• ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами;
• ценить природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учите его «быть таким как все».
- Желательно, чтобы дети работали стоя - так у них будет больше свободы движений.
6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил:
• категорически нельзя бросаться песком;
• перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
• если песок просыпался на стол или на пол, необходимо самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.
Памятка для педагога-психолога
1.Помогайте детям действовать независимо;
2.Наблюдая и оценивая, определяйте сильные и слабые стороны детей;
3.Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
4.Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем;
5.Подходите ко всему творчески
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников по направлению кружка
Общепризнанным является тот факт, что семья играет решающую роль в воспитании детей. В Законе РФ «Об образовании» (Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в РФ») говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте».
Цель взаимодействия с родителями: привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, развитию детской одаренности.
Задачи:
- Совместное развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста;
- Активное включение родителей в совместную изобразительную деятельность;
- Воспитание бережного отношение к труду, формирование эстетического чувства к прекрасному.
Просвещению родителей способствует оформление художественно-творческих выставок детских работ.
Анкетирование родителей, беседы позволяют выявить отношения родителей к вопросам художественно-эстетического развития детей. Результаты анкетирования затем анализируются и обсуждаются на родительских собраниях с целью наметить дальнейшую работу с детьми и родителями.
Семинары-практикумы для родителей дают возможность включать родителей в совместную деятельность, знакомить родителей с методическими рекомендациями по работе с песком.
Участие родителей и детей в творческих конкурсах различного уровня позволяет создать условия для сотрудничества детей и их родителей, их эмоционального и психологического сближения.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.
В соответствии с ФГОС ДО, материально-техническое обеспечение Программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Программа реализуется на имеющейся у МБДОУ материально-технической базе и опирается при подборе оборудования на требования ФГОС ДО; «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений», рекомендованный в Письме Минобрнауки РФ от 17.11.2011 № 03-877, и рекомендации примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
Учебно-методическое обеспечение Программы:
- Алексеенко В.В., Лощинина Я.И. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет. – М.: «ДОМ. XXI», 2008. – 218 С.
- Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал «Старший воспитатель» No5/2012г.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 50 с.
- Дубровская Н.В. «Рисунки , спрятанные в пальчиках«, «Детство - пресс», 2003
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: конспект занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2010. – 80С.
- Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница -М: ИНТ, 2010 – 94с.
- Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт » , 2010.
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».
- 5. u-sovenka.ru Урок рисования №5. Рисование песком – Песочное шоу в домашних условиях!
- Киселева М.В. арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
- Шишова Т. Застенчивый невидимка. Как преодолеть застенчивость. М.: «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ИСКАТЕЛЬ»» 1997.
Учебно-наглядные пособия: образцы, фотоматериалы, видео-уроки.
Оборудование:
Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 30 с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).
Название | Количество |
5 шт. | |
2 кг. |
3.2. Организация образовательной деятельности
в кружке «Песочные картинки»
НОД организуется 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность – 25-30 минут согласно расписанию.
Расписание работы кружка на 2016/17 уч. Год
Дни недели | Время | |
Четверг | 1 подгруппа | 15.30-15.55 |
2 подгруппа | 16.00-16.30 |
Структура организации занятия
Каждая встреча с детьми в изостудии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения (приложение 4-6).
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.).
Обязательным является проведение пальчиковой гимнастики (3- мин)
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка и фотоальбом для каждого ребенка.
Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.
Приложение.
Оценка индивидуального развития детей в начале учебного года
Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия | |
Что это может быть? (зрительно) | Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, например двойной круг, десятиконечная звезда, буква "Х"). Они должны придумать названия к картинкам и объяснить их. |
Как можно использовать этот предмет? | Детям предлагается назвать как можно больше способов использования какого-либо предмета, например пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др. |
Рисование "Чего на свете не бывает?" | Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например рыба плывет по воздуху, звезды ходят по земле, пауки разговаривают, дома сами ходят и пр. |
"Что не дорисовано?" | На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать, -оценка целостного восприятия |
Диагностика мелкой моторики пальцев рук | |
Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?" | Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает. Ребенок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой |
Тест "Силуэты" | Педагог просит детей узнать, что изображено на предлагаемом рисунке. Затем они обводят предметы по контуру и раскрашивают карандашами. Время выполнения задания - 15 мин. Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 15 предметов - высокий уровень; 10-12 предметов - средний; 5-6 предметов - низкий |
Тест "Дорисуй предметы" | Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания - 10 мин. Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 12 предметов - высокий уровень; 8-9 предметов - средний; 5 предметов - низкий |
Оценка индивидуального развития детей в конце учебного года
Фамилия, имя ребенка | Активность и самостоятельность в рисовании | Умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои чувства | Уровень тревожности, развитие психических процессов (диагностируется педагогом-психологом) | Уровень формирования мелкой моторики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД помогает закрепл...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности
1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми
1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...