Дополнительная образовательная программа "Развиваем творчество"
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
С целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей воспитанников, расширения образовательной области, воспитанникам предоставляются бесплатные услуги. Воспитатели руководствуются следующими нормативно-правовыми документами:
- «Закон об образовании»;
- ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 2 декабря 2013 года № 328 - ФЗ);
- Устав МАДОУ ДС №61;
- Положение о бесплатных образовательных услугах в МАДОУ ДС №61 «Соловушка».
Программа «Развиваем творчество» разработана на основе «Программы эстетического воспитания» Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б.
Целью дополнительной образовательной программы является формирование у дошкольников творческих способностей, углубление представлений об окружающем мире, осмысление качества предметов, овладение изобразительным навыками и умениями.
Задачи:
Ø Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
Ø Способствовать проявлению и реализации в рисовании и лепке индивидуальных интересов и предпочтений детей, приемам раскраски и дорисовки уже созданного рисунка и декоративного оформления поверхности вылепленных изделий;
Ø Подводить детей к пониманию того, что в высокохудожественных произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и присутствует определенное настроение;
Ø Знакомить детей со скульптурой малых форм;
Ø Знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью;
Ø Развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности;
Ø Знакомить детей с различными нетрадиционными способами рисования;
Ø Познакомить детей с различными видами аппликаций и летки: объемная аппликация, аппликация методом обрывания, аппликация из природных материалов, лепка из соленого теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvivaem_tvorchestvo.docx | 47.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ города Нижневартовск
ДС №61 «Соловушка»
О.Н.Латыпова
Дополнительная образовательная программа «Развиваем творчество»
(обучение изобразительному искусству «Умелые ручки»).
Для детей старшего дошкольного возраста.
Выполнил:
Русецкая И.А.
№ | Содержание | Номер страницы | ||
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ | ||||
1.1 Официальный сайт МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка» Самообследование МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 «Соловушка» http://www.solovushka-61nv.edusite.ru/DswMedia/samoobsledovanie.pdf | Пояснительная записка | 1 | ||
1.2 | Цели и задачи программы | 1 | ||
1.2 | Возрастные особенности | 2 | ||
1.3 | Индивидуальные особенности | 2 | ||
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ | ||||
2. | Содержательный раздел | 3 | ||
2.1 |
| 3 | ||
2.2 |
| 4 | ||
III. Организационный раздел | ||||
3.1 | Расписание занятий | 19 | ||
3.2 | Материально-техническое обеспечение | 19 | ||
4. | Список литературы | 20 | ||
5 | Приложение | 20 |
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе «Развиваем творчество»
(обучение изобразительному искусству «Умелые ручки»)
С целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей воспитанников, расширения образовательной области, воспитанникам предоставляются бесплатные услуги. Воспитатели руководствуются следующими нормативно-правовыми документами:
- «Закон об образовании»;
- ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 2 декабря 2013 года № 328 - ФЗ);
- Устав МАДОУ ДС №61;
- Положение о бесплатных образовательных услугах в МАДОУ ДС №61 «Соловушка».
Программа «Развиваем творчество» разработана на основе «Программы эстетического воспитания» Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б.
Целью дополнительной образовательной программы является формирование у дошкольников творческих способностей, углубление представлений об окружающем мире, осмысление качества предметов, овладение изобразительным навыками и умениями.
Задачи:
- Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
- Способствовать проявлению и реализации в рисовании и лепке индивидуальных интересов и предпочтений детей, приемам раскраски и дорисовки уже созданного рисунка и декоративного оформления поверхности вылепленных изделий;
- Подводить детей к пониманию того, что в высокохудожественных произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и присутствует определенное настроение;
- Знакомить детей со скульптурой малых форм;
- Знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью;
- Развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности;
- Знакомить детей с различными нетрадиционными способами рисования;
- Познакомить детей с различными видами аппликаций и летки: объемная аппликация, аппликация методом обрывания, аппликация из природных материалов, лепка из соленого теста.
Принципы построения программы сводятся к следующему:
1. Принцип доступности и индивидуальности, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
2. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
3. Принцип систематичности. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий.
4. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся и заинтересованное отношение воспитанников к своим действиям.
5. Принцип повторяемости материала.
6. Принцип наглядности.
Обучение включает в себя продуктивные виды деятельности, с использованием нетрадиционных способов: рисование красками, гуашью при помощи ватных палочек, пальцев, ладошек; лепка из глины, аппликации из бумаги, ткани, пуговиц, ваты, круп и различных бросовых материалов.
1.2. Возрастные особенности
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача взрослого - развивать интерес к творчеству. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Продуктивные виды деятельности являются одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования, лепки, аппликации совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Продуктивная деятельность нетрадиционными способами позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными, а также развить детскую самостоятельность, мышление и мелкую моторику при работе с материалами.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
1.3. Индивидуальные особенности
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.
Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
2. Содержательный раздел
2.1. Формы работы с детьми
Программа рассчитана на два года обучения. Форма проведения занятий – групповая. Мальчики и девочки занимаются вместе.
Формы работы:
- Беседы;
- Занятия;
- Индивидуальная работа;
- Групповая работа;
- Коллективно-творческая работа;
- Работа с родителями;
- Игра;
- Оформление выставок.
Организация обучения обеспечивает рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества: метод показа, словесный метод, музыкальное сопровождение как методический прием, метод иллюстративной наглядности, игровой метод.
Организация работы по изобразительной деятельности, строится на нетрадиционных техниках рисования: «пальцевая живопись», «пальцеграфия, «пальчики-палитра», монотипия, диатипи, штампы, печатки, кляксография, набрызг (разбрызгивание краски), рисование по сырой (мокрой) бумаге, рисование мятой бумагой, рисование по мятой бумаге, рисование двумя красками одновременно, набивка, акватушь, граттаж, линотипия, «цветные ниточки», рисование пластилином.
2.2.Календарно-тематическое планирование
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст детей.
Количество занятий в год: 34 занятия Длительность 1 занятия: 30 минут
Месяцы | Количество часов | ||
1 квартал | Сентябрь | 8 часов | 24 часа |
Октябрь | 8 часов | ||
Ноябрь | 8 часов | ||
2 квартал | Декабрь | 8 часов | 22 часа |
Январь | 8 часов | ||
Февраль | 8 часов | ||
3 квартал | Март | 8 часов | 24 часа |
Апрель | 8 часов | ||
Май | 8 часов | ||
ИТОГО в год: | 70 часов |
Календарно-тематическое планирование кружка «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
для детей от 5 до 6 лет
Тема занятия | Количество | Задачи | Оборудование, наглядность | Дата | ||
Практич. | Теоретич. | План | Факт | |||
«Осенние листья» | 0,5 | 0,5 | Развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа. Нетрадиционная техника: печать листьями. | Осенние листья с различных деревьев, эскизы с цветовыми композициями, гуашь, белые листы. | ||
«Грибы в корзине» | 0,5 | 0,5 | Расширить знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью своей ладошки. Нетрадиционная техника: рисунки из ладошки. | Альбомные листы белого цвета, простой карандаш, гуашь, кисточки, иллюстрации с изображением грибов. | ||
«Роспись дымковской игрушки» | 0,5 | 0,5 | Развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек; уточнить с детьми последовательность нанесения узора, приемы работы с краской; воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить. | Таблицы с элементами дымковской росписи и гончарные круги для всех детей; гуашь, кисти двух размеров; тряпочки (салфетки), подставки, стаканчики с водой; магнитофон. | ||
Тарелка «Арбуз» | 0,25 | 0,75 | Активизировать аналитическое мышление, способствовать представлению предмета в своем изображении, учить соблюдать внешние формы предмета. | Краски акварель, картон диаметром 10 см, шнурки, тесьма (лента). | ||
«Ёжик» | 0,15 | 0,85 | Упражнять в технике печати по трафарету; прививать навыки работы в коллективе. Нетрадиционная техника: печать по трафарету. | Различные виды зонтов, рисунки зонтов, трафареты с изображением различных украшений (цветы, геометрические фигуры, грибы, елочки и др.), поролоновый тампон для печати, гуашь. | ||
«Зачем человеку зонт» | 0,10 | 0,90 | Упражнять в технике печати по трафарету; прививать навыки работы в коллективе. Нетрадиционная техника: печать по трафарету. | Различные виды зонтов, рисунки зонтов, трафареты с изображением различных украшений (цветы, геометрические фигуры, грибы, елочки и др.), поролоновый тампон для печати, гуашь. | ||
«Улетаем на юг» | 0,25 | 0,75 | Развивать фантазию при выборе содержания способов изображения. Нетрадиционная техника: кляксография обычная. | Белые листы, пластмассовая ложечка, мисочки с жидкой гуашью, поролоновые тампоны. | ||
«Веселые человечки» | 0,5 | 0,5 | Учить детей выкладывать веревочку точно по образцу; знакомить со строением человека, определять все части тела. Нетрадиционная техника: волшебная веревочка. | Веревочки разного размера и цвета, контуры человеческого тела (большого и маленького размера). | ||
«Первый снег» | 0,10 | 0,90 | Знакомить детей с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу; закрепить знания цветов; учить составлять композицию. Нетрадиционная техника: рисование пальчиками. | Тонированные темно-синим цветом листы бумаги с изображением ствола дерева, белая гуашь. | ||
Тарелка «Кот» | 0,15 | 0,85 | Активизировать аналитическое мышление, способность представлению предмета в своем изображении, учить соблюдать внешние формы предмета, растягивать его по кругу дна тарелки. | Краски акварель. Круг диаметром 10 см, цветные шнурки (ленты, тесьма), пуговицы. | ||
«Снежинки» | 0,25 | 0,75 | Учить изображать явление природы на бумаге; знакомить с холодными оттенками голубого и синего цвета (темно-синий, голубой, фиолетовый); развивать длинный, плавный выход. Нетрадиционная техника: воздушные фломастеры –блопены. | Трафареты снежинок, воздушные фломастеры, белые листы бумаги. | ||
«Лисичка-сестричка» | 0,15 | 0,85 | Развивать у детей способность создавать сюжетную композицию, располагая изображения животных в соответствии с задуманным сюжетом. | Тонированные листы бумаги, гуашь, кисточки, трафареты листы, поролоновые тампоны. | ||
Дымковская игрушка «Конь» | 0,5 | 0,5 | Познакомить детей с дымковской игрушкой, воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров; учить пользоваться нужными печатками, самостоятельно выбирать узор, применять ватные палочки (для мелких элементов узора). Нетрадиционная техника: оттиск печатками. | Дымковские игрушки – кони, силуэт коня, печатки с узорами, гуашь, ватные палочки. | ||
Тарелка «Золотая рыбка» | 0,10 | 0,90 | Активизировать аналитическое мышление, способствовать представлению предмета в своем воображении, соблюдать внешние формы предмета, растягивать его по кругу дна тарелки. | Краски акварель, картон диаметром 10 см (круг), тесьма (шнурки, ленточки). | ||
Красивые открытки для друзей» | 0,25 | 0,75 | Побуждать детей самостоятельно отбирать содержание и способы изображения открытки. Проявлять настойчивость и добиваться положительного результата в ее художественном решении. | Бумага, краски, виды открыток. | ||
«Роспись декоративных тарелок для украшения» | 0,5 | 0,5 | Вызвать у детей интерес к росписи глиняных изделий. Ознакомить с принципами построения узора на круге, который расположен по краю, в центре или по всему кругу. (По краю – с ритмичным повторением или чередованием элементов; в центре – симметричное расположение во все стороны от центра путем постепенного наращивания их круг за кругом; по всему кругу – по краю и в центре, из центра, заполняя все пространство круга). | Бумага, краски, глиняные изделия. | ||
«Дружок – карандашок» | 0,15 | 0,85 | Ознакомить детей с несколькими приемами закрашивания: тушевкой и штриховкой. Побуждать к выполнению правил закрашивания, добиваясь выразительной передачи оттенков одного цвета и впечатления округлости при раскраске округлой формы. | Бумага, карандаши. | ||
Коллективная картина для украшения помещения студии «Лес, точно терем расписной…» | 0,25 | 0,75 | Вызвать в памяти детей картины осенней природы. Побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности (цвет, форма и т.п.). | Бумага, краски, карандаши, иллюстрации осенней природы. | ||
Тарелка «Ромашка» | 0,5 | 0,5 | Активизировать аналитическое мышление, способствовать представлению предмета в своем воображении, учить соблюдать внешние формы предмета, растягивать его по кругу дна тарелки. | Краски акварель, круг диаметром 10 см, цветные шнурки (ленты, тесьма), пуговицы. | ||
«Волшебный рисунок» | 0,5 | 0,5 | Развивать воображение детей; учить детей рисовать с помощью ниток. Нетрадиционная техника: рисование веревочками. | Нитки, листы белые А4, гуашь, палитра, кисточки, тряпочки (салфетки), стаканчики с водой. | ||
Коллективная работа «Цветы луговые» | 0,5 | 0,5 | Продолжать учить детей вырезать розетковые цветы из бумажных квадратов, сложенных знакомым способом дважды по диагонали. Обогатить аппликативную технику – вырезать лепестки разной формы, передавая характерные особенности конкретных цветов. Воспитывать интерес к сотворчеству. | Цветная бумага, готовые бумажные формы – цветные квадраты разной величины и расцветки; ножницы, простые карандаши, клей, клеенки. | ||
«Обои в моей комнате» | 0,10 | 0,90 | Дать детям понятие «интерьер»; объяснить зависимость интерьера комнаты от ее назначения и характера людей, живущих в ней. Нетрадиционная техника: оттиск печатками + поролон. | Кусочки различных обоев для детских комнат, гуашь, поролон, кисточки, белые альбомные листы. | ||
«Сказочные цветы» | 0,25 | 0,75 | Продолжать учить рисовать воздушными фломастеры, развивать воображение; развивать правильное дыхание. Нетрадиционная техника: воздушные фломастеры. | Воздушные фломастеры, трафареты цветов, альбомные листы, иллюстрации различных цветов. | ||
Городецкая роспись «Узор на тарелочке» | 0,15 | 0,85 | Познакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора; учить составлять узор на тарелочке; развивать художественный вкус. Нетрадиционная техника: оттиск печатками. | Изделия городецких мастеров, образцы узоров и схема последовательности рисования купавки, листы в формате тарелочки, гуашь, кисточки. | ||
«Филин» | 0,10 | 0,90 | Воспитывать эстетическое восприятие птиц через изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передачи фактуры, цвета, характера птицы. Нетрадиционная техника: тычок жесткой кистью. | Бумага, тонированная бледно-зеленым или голубым цветом, жесткая кисть, иллюстрация с изображением филина. | ||
«Пингвины» | 0,5 | 0,5 | Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания; расширять знания об окружающем мире; учить рисовать пингвинов с помощью трафаретов. Нетрадиционная техника: печать по трафарету. | Тонированные темно-синим цветом альбомные листы, трафареты пингвинов, гуашь, кисти. | ||
«Зимний лес» | 0,5 | 0,5 | Развивать у детей познавательный интерес, воспитывать у детей эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить рисовать зимний лес, используя метод тычка. Нетрадиционная техника: рисунки из ладошки. | Простой карандаш, гуашь, кисти, белые листы, иллюстрации с зимним лесом. | ||
Тарелочка «Львенок» | 0,25 | 0,75 | Активизировать аналитическое мышление, способствовать представлению предмета в своем воображении, учить соблюдать внешние формы предмета, растягивать его по кругу дна тарелочки. | Краски акварель; картонный круг диаметром 10 см, шнур (ленты, тесьма). | ||
Силуэтная аппликация «Загадочный силуэт» | 0,15 | 0,85 | Закрепить навыки работы «от пятна», умения создавать форму образца без деталей. | Бумага, клей. | ||
«Моя семья» | 0,10 | 0,90 | Учить детей договариваться, в какое время года будут происходить события, совместно изображаемые двумя детьми. Учить рисовать домочадцев, добиваясь правильной передачи формы, строения, выразительности образа. | Бумага, краски, семейные фотографии. | ||
«Пожарные на учении» | 0,25 | 0,75 | Учить детей, рисующих вдвоем общую картинку, договариваться об изображении одного общего предмета. Учить изображать человека в движении. Передавать выразительность позы. Придумывать стихотворения к плакатам. | Бумага, краски, карандаши, иллюстрации человека. | ||
«Солнечный день в зимнем лесу» | 0,15 | 0,85 | Учить детей договариваться, кто из них изображает предмет, который не должен повторяться в рисунке другого. Учить рисовать елку разными приемами. | Бумага, краски, карандаши, иллюстрации. | ||
«Черепаха» | 0,5 | 0,5 | Воспитывать эстетическое восприятие природы; учить изображать животных; развивать цветовосприятие и чувство композиции. Нетрадиционная техника: восковые мелки + акварель. | Белая бумага, акварель, восковые мелки, иллюстрации и эскизы с изображением черепахи. | ||
«Выставка-продажа цветов» | 0,5 | 0,5 | Вызвать у детей интерес к изображению цветов. Научить их нескольким приемам изображения цветов и помочь им добиться выразительной, изящной передачи цветов в рисунке. Учить детей композиции. Подвести к пониманию необходимости осуществления действий контроля (сравнение, сопоставление того, что сделано, с заданной формой, определение несоответствия и его устранение). | Бумага, краски, открытки с цветами. | ||
«Семеновские матрешки» | 0,15 | 0,85 | Познакомить с народным промыслом – семеновскими изделиями, показать характерные элементы: орнаменты с ягодами земляники, рябины, крыжовника, малины. Нетрадиционная техника: оттиски печатками. | Семеновские матрешки – силуэты, печатки с элементами узоров, гуашь, ватные палочки, кисти. | ||
«Стройка» коллективная работа | 0,25 | 0,75 | Расширять знания об окружающем мире: о работе на стройке, о строительных специальностях. | Иллюстрации, на которых изображены строящиеся дома, люди строительных специальностей, строительные машины, листы ватмана, большие кисти, трафареты строительных машин, гуашь, кусочки поролона. | ||
«Военная техника» | 0,10 | 0,90 | Учить детей, рисующих общую картинку, изображать на обоих рисунках один общий предмет, развивать воображение. Учить детей в мелких деталях передавать образ техники и образы военных (по их выбору). | Бумага, краски, карандаши, иллюстрации военной техники. | ||
Декоративная тарелка «Цветочные цветы» | 0,25 | 0,75 | Активизировать аналитическое мышление, способствовать представлению предмета в своем воображении, учить соблюдать внешние формы предмета, растягивать его по кругу дна тарелки. | Краски акварель, картонный круг диаметром 10 см, шнур (ленты, тесьма); пуговицы. | ||
«Представление в цирке» | 0,25 | 0,75 | Учить детей, вдвоем рисующих общую картинку, изображать на обоих рисунках общий предмет (цирковая арена и купол цирка). Учить выразительно изображать в движении знакомых животных. | Бумага, краски, иллюстрации цирка, животных. | ||
«Ранняя весна» | 0,15 | 0,85 | Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображения в пейзаже; учить рисовать состояние погоды (мокрый снег, лежи, туман, ветер); совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков холодного, печального колорита ранней весны. Нетрадиционная техника: монотипия пейзажная. | Репродукции картин, детские рисунки прошлых лет, белая бумага, акварель, кисти, губка для смачивания листа. | ||
«8 Марта» | 0,5 | 0,5 | Продолжать учить рисовать птиц и деревья, доступными средствами выразительности. Учить передавать в рисунке образ мамы, упражнять в изображении декоративных способов оформления изображения. | Бумага, краски, карандаши, иллюстрации праздника. | ||
«Открытка для мамы» | 0,5 | 0,5 | Учить детей рисовать различные цветы, использовать различные техники, воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким. Нетрадиционная техника: печать по трафарету + воздушные фломастеры. | Трафареты цветов, воздушные фломастеры, гуашь, кисти, листы сложенные как открытка. | ||
«Звездное небо» | 0,10 | 0,90 | Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Нетрадиционная техника: свечка + акварель. | Белые листы, свеча, акварель, кисти, иллюстрации с изображением звездного неба. | ||
Декоративная тарелка «Коврик» | 0,5 | 0,5 | Активизировать аналитическое мышление, способствовать представлению предмета в своем воображении, учить соблюдать внешние формы предмета, растягивать его по кругу дна тарелки. | Краски акварель, картонный круг диаметром 10 см, шнур (ленты, тесьма); пуговицы. | ||
Лепка «Птичка» | 0,25 | 0,75 | Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прощипывание. Развивать творчество детей. | Пластилин, стеки, клеенка, иллюстрации народных игрушек. | ||
«Ветка с первыми листьями» | 0,15 | 0,85 | Углублять знания о временах года, уточнить признаки весны; воспитывать любовь к родному краю. Нетрадиционная техника: оттиск печатками. | Веточка с первыми листочками, печатки силуэтом листа, кисточки, гуашь, альбомные листы. | ||
«Аквариум» | 0,5 | 0,5 | Знакомить с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета. Нетрадиционная техника: рисунки из ладошки. | Белые листы, простой карандаш, гуашь или акварель, кисти, иллюстрации с изображениями аквариума и рыбок. | ||
«Грачи прилетели» | 0,25 | 0,75 | Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник; воспитывать эстетическое восприятие природы через изображение птиц. Нетрадиционная техника: печатками из листика, рисование поролоном. | Печатки из листика, поролоновые тампоны, мисочки с гуашью, рисунки с изображением стаи птиц, летящей в небе, белые листы бумаги. | ||
«Хохломские ложки» | 0,15 | 0,85 | Учить детей новой композиции хохломского узора – изображению закругленной ветки с ягодами, соответствующей форме изделий. Учить рисовать новые элементы узора – ягоды клубники, малины. | Несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора – ягодами; вырезанные из бумаги силуэты; гуашь, мягкие кисти. | ||
Лепка «Гжельский чайник» | 0,5 | 0,5 | Продолжать упражнять детей в лепке изделия, состоящего из отдельных частей; упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прощипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей. Продолжать знакомить детей с гжельскими изделиями, воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, воспитывать уважение к их труду. | Изделия гжельских мастеров (чайники), глина (тесто) клеенки или подставки для лепки, стеки. | ||
Аппликация «За горами, за долами, за дремучими лесами» | 0,10 | 0,90 | Закрепить знания детей о жанре пейзажа, особенностях изображения, обратить внимание на перспективу, задний и передний план. | Цветная бумага разных оттенков. | ||
«Салют» | 0,5 | 0,5 | Познакомить детей со способом рисования воздушными фломастерами – блопенами; совершенствовать умение держать фломастер, правильно дышать, осваивать цветную палитру; развивать эстетическое восприятие, расширить знания об окружающем мире. Нетрадиционная техника: воздушные фломастеры. | Тонированные голубым цветом листы, воздушные фломастеры разного цвета. | ||
Аппликация «Рисуем ножницами» | 0,15 | 0,85 | Продолжать знакомить детей с особенностями силуэтного изображения, научить, с помощью ножниц, вырезать характерные формы; развивать творческую фантазию, самостоятельность в оформлении рисунка. | Листы бумаги, затонированные черной гуашью, листы тонкой белой бумаги, ножницы, клей, клеенки, салфетки, кисти, карандаши, шаблоны, трафареты. | ||
«Одуванчики» | 0,25 | 0,75 | Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику; совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений; добиваться четкого и аккуратного изображения. Нетрадиционная техника: рисование веревочкой. | Белые листы, веревочка, клей ПВА, копирка, образец с нарисованным одуванчиком, краски, кисти, иллюстрации с изображением одуванчиков. | ||
Лепка «Русская матрешка» | 0,5 | 0,5 | Воспитывать интерес к народному творчеству; дать представление о том, как народные мастера делают игрушки; познакомить с историей русской матрешки; научить лепить форму матрешки и украшать ее русским узором. Нетрадиционная техника: рисование стекой. | Пластилин, стеки, вода, салфетки, игрушки разных народов, сделанные из дерева, соломы. | ||
«Красивый пейзаж» | 0,10 | 0,90 | Знакомить с жанром изобразительного искусства – пейзаж; учить рисовать деревья, кусты, горы, реки с помощью песка. Нетрадиционная техника: рисование песком. | Картон синего или голубого цвета, чистый песок, клей ПВА, простой карандаш, иллюстрации с разными пейзажами. | ||
Декоративная тарелка «Корзина с цветами» | 0,5 | 0,5 | Активизировать аналитическое мышление, способствовать представлению предмета в своем воображении, учить соблюдать внешние формы предмета, растягивать его по кругу дна тарелки. | Краски акварель, картонный круг диаметром 10 см, шнур (ленты, тесьма); пуговицы. | ||
Роспись доски с городецким узором | 0,25 | 0,75 | Упражнять в рисовании городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, в нанесении оживки с помощью кисти и ватной палочки. Учить рисовать новые элементы росписи – ромашки и розаны. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. | Изделия городецких мастеров, образцы рисунков, узоров; листы тонированной под светлое дерево бумаги, вырезанные в форме кухонных досок, гуашь, мягкие кисточки, ватные палочки. | ||
«Дорога и опасность» | 0,15 | 0,85 | Учить детей оформлять рисунок в стиле плакатной живописи, передавать основное содержание, учить подбирать цветовые сочетания, придумывать подписи к плакатам. | Бумага, краски, карандаши, иллюстрации по правилам дорожного движении. | ||
«День Победы» | 0,25 | 0,75 | Изучать интересы и возможности детей в рисовании. Учить создавать произведение по замыслу, передавать характерные особенности пейзажной живописи. | Бумага, краски, карандаши, иллюстрации с праздником Победы. | ||
Декоративная тарелка «Гжель» | 0,5 | 0,5 | Активизировать аналитическое мышление, способствовать представлению предмета в своем воображении, учить соблюдать внешние формы предмета, растягивать его по кругу дна тарелки. | Краски акварель, картонный круг диаметром 10 см, шнур (ленты, тесьма); пуговицы. | ||
«Бабочка» | 0,15 | 0,85 | Совершенствовать умения детей в технике – монотипии предметной; развивать мышление, знакомить с симметрией бабочки в природе и на рисунке. Нетрадиционная техника: монотипия предметная. | Силуэты симметричных и ассиметричных предметов (гриб, цветок, чашка); ножницы, гуашь, изображение бабочки. |
3. Организационный раздел
3.1. Расписание занятий
Работа с детьми проводится по специально составленному расписанию два раза в неделю во второй половине дня.
Количество детей в группе до 10 человек.
Учебный материал включает следующие разделы:
- Рисование (нетрадиционные методики)
- Аппликация (нетрадиционные методики)
- Лепка (нетрадиционные методики)
3.2.Материально-техническое обеспечение
Для работы в кружке необходимы следующие предметы:
- осенние листья с различных деревьев;
- эскизы с цветовыми композициями;
- гуашь;
- белые листы;
- альбомные листы белого цвета;
- простые карандаши;
- кисточки;
- иллюстрации с изображением грибов.
- таблицы с элементами дымковской росписи;
- гончарные круги для всех детей;
- подставки,
- стаканчики с водой;
- магнитофон.
- клей ПВА;
- краски акварель,
- картон диаметром 10 см,
- шнурки,
- тесьма (лента),
- пластилин;
- салфетки разных цветов.
- различные виды зонтов, рисунки зонтов,
- ватные палочки.
- воздушные фломастеры,
- трафареты цветов,
- иллюстрации различных цветов.
- трафареты с изображением различных украшений (цветы, геометрические фигуры, грибы, елочки и др.),
- поролоновый тампон для печати;
- веревочки разного размера и цвета,
- контуры человеческого тела (большого и маленького размера);
- дымковские игрушки – кони, силуэт коня,
- печатки с узорами,
- изделия городецких мастеров,
- образцы узоров и схема последовательности рисования купавки,
- восковые мелки.
Как показывает опыт, выше обозначенный набор материалов и приспособлений является необходимым для обеспечения видов работы, как обязательных, так и выполняемых в связи с индивидуальными пожеланиями детей.
Помещение должно быть оборудовано стеллажами, большими столами для расположения композиционных поделок детей.
Нужны и другие предметы мебели: парты, стулья, шкафы для хранения материалов, инструментов, поделок и сувениров.
Комната для занятий должна быть светлой, просторной. Необходимо общее и индивидуальное освещение рабочих мест (особенно в позднее осеннее и зимнее время, когда ограничено естественное освещение.)
В кружке «Умелые ручки» дети обучаются основным приемам аппликации, работе с бумагой и картоном, тканью и природными материалами, пластилином, знакомятся с основами цветосочетаемости, учатся пользоваться инструментами и, соответственно, постоянно приучаются к технике безопасности.
4. Список литературы
1. Н.В.Дубровская. Приглашение к творчеству "Природа".
Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2 - 7 лет.
2. Н.В.Дубровская. "Яркие ладошки. Рисунки - аппликации".
3. Н.В.Дубровская. " Краски палитры".
4. Н.В.Дубровская. "Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения".
5. Н.А. Курочкина. " Дети и пейзажная живопись".
6. Г. Н. Давыдова. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".
Список литературы, рекомендуемый для родителей:
1. Н.В.Дубровская. " Краски палитры: рабочие тетради по цветоведению с детьми 5-6, 6-7 лет"
2. Н.А.Алексеевская. "Карандашик озорной"
3. Г. Н. Давыдова. " Нетрадиционные техники рисования в детском саду".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования "Художественное творчество"
Для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы- 1 год....
Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».
Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:• И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ОСНОВАМ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА С ОПОРОЙ НА ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ »
Дополнительная образовательная программа для детского сада . Студия изобразительного творчества " Умелые ручки"....
Дополнительная образовательная программа "Развиваем творчество"
№СодержаниеНомер страницыI. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ 1.1Пояснительная записка11.2Возрастные особенности21.3Индивидуальные особенности2II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ 2.Содержательный раздел 32.1·...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Радуга творчества: Мастерская пчелки"
Одна из задач программы дополнительного образования детей по ручному труду в «мастерской пчелки» - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и в...
Дополнительная образовательная программа "Радость творчества" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет
В данной программе представлены содержание и методические рекомендации по развитию творческих способностей детей 5-6 лет, средствами изобразительной деятельности (рисование, ...
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Ступеньки музыкального творчества»
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий: А.В. Орлова «Русское народное творчество в детском саду», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музы...