Дополнительная образовательная программа "Развиваем творчество"
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Русецкая Иванна Александровна

      С целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей воспитанников, расширения образовательной области, воспитанникам предоставляются бесплатные услуги. Воспитатели руководствуются следующими нормативно-правовыми документами:

- «Закон об образовании»;

-  ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»  (с изменениями на 2 декабря 2013 года № 328 - ФЗ);

- Устав МАДОУ ДС №61;

- Положение о бесплатных образовательных услугах в МАДОУ ДС №61 «Соловушка».

      Программа «Развиваем творчество» разработана на основе «Программы эстетического воспитания» Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б.

       Целью дополнительной образовательной программы является формирование у дошкольников творческих способностей, углубление представлений об окружающем мире, осмысление качества предметов, овладение изобразительным навыками и умениями.

Задачи:

Ø  Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;

Ø  Способствовать проявлению и реализации в рисовании и лепке индивидуальных интересов и предпочтений детей, приемам раскраски и дорисовки уже созданного рисунка и декоративного оформления поверхности вылепленных изделий;

Ø  Подводить детей к пониманию того, что в высокохудожественных произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и присутствует  определенное настроение;

Ø  Знакомить детей со скульптурой малых форм;

Ø  Знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью;

Ø  Развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности;

Ø  Знакомить детей с различными нетрадиционными способами рисования;

Ø  Познакомить детей с различными видами аппликаций и летки: объемная аппликация, аппликация методом обрывания, аппликация из природных материалов, лепка из соленого теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvivaem_tvorchestvo.docx47.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 г Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ города Нижневартовск

ДС №61 «Соловушка»

                                                                                                                                                                 О.Н.Латыпова

                                                                                                                                                                 

Дополнительная образовательная программа «Развиваем творчество»

(обучение изобразительному искусству «Умелые ручки»).

Для детей старшего дошкольного возраста.

Выполнил:        

   Русецкая И.А.

Содержание

Номер страницы

I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ

1.1        Официальный сайт МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»

Самообследование МАДОУ города Нижневартовска ДС №61    «Соловушка»      

 http://www.solovushka-61nv.edusite.ru/DswMedia/samoobsledovanie.pdf

Пояснительная записка

1

1.2

Цели и задачи программы

1

1.2

Возрастные особенности

2

1.3

Индивидуальные особенности

2

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ

2.

Содержательный раздел

3

2.1

  • Формы работы с детьми

3

2.2

  • Календарно-тематическое планирование кружка «Умелые ручки"

4

III. Организационный раздел

3.1

Расписание занятий

            19

3.2

Материально-техническое обеспечение

            19

4.

Список литературы

           20

5

Приложение

           20

        

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе «Развиваем творчество»

(обучение изобразительному искусству «Умелые ручки»)

      С целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей воспитанников, расширения образовательной области, воспитанникам предоставляются бесплатные услуги. Воспитатели руководствуются следующими нормативно-правовыми документами:

- «Закон об образовании»;

-  ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»  (с изменениями на 2 декабря 2013 года № 328 - ФЗ);

- Устав МАДОУ ДС №61;

- Положение о бесплатных образовательных услугах в МАДОУ ДС №61 «Соловушка».

      Программа «Развиваем творчество» разработана на основе «Программы эстетического воспитания» Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б.

       Целью дополнительной образовательной программы является формирование у дошкольников творческих способностей, углубление представлений об окружающем мире, осмысление качества предметов, овладение изобразительным навыками и умениями.

Задачи:

  • Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
  • Способствовать проявлению и реализации в рисовании и лепке индивидуальных интересов и предпочтений детей, приемам раскраски и дорисовки уже созданного рисунка и декоративного оформления поверхности вылепленных изделий;
  • Подводить детей к пониманию того, что в высокохудожественных произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и присутствует  определенное настроение;
  • Знакомить детей со скульптурой малых форм;
  • Знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью;
  • Развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности;
  • Знакомить детей с различными нетрадиционными способами рисования;
  • Познакомить детей с различными видами аппликаций и летки: объемная аппликация, аппликация методом обрывания, аппликация из природных материалов, лепка из соленого теста.

Принципы построения программы сводятся к следующему:

1. Принцип доступности и индивидуальности, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.

2. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

3. Принцип систематичности. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий.

4. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся и заинтересованное отношение воспитанников к своим действиям.

5. Принцип повторяемости материала.

6. Принцип наглядности. 

       Обучение включает в себя продуктивные виды деятельности, с использованием нетрадиционных способов: рисование красками,  гуашью при помощи ватных палочек, пальцев, ладошек; лепка из глины, аппликации из бумаги, ткани, пуговиц, ваты, круп и различных бросовых материалов.

     

     

1.2. Возрастные особенности

       Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача взрослого - развивать интерес к творчеству. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Продуктивные виды деятельности являются одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования, лепки, аппликации совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Продуктивная деятельность нетрадиционными способами позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными, а также развить детскую самостоятельность, мышление и мелкую моторику при работе с материалами.

         Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

 

1.3. Индивидуальные особенности

          Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.        

         Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

         Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

          Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

2. Содержательный раздел

2.1. Формы работы с детьми

   Программа рассчитана на два года обучения. Форма проведения занятий – групповая. Мальчики и девочки занимаются вместе.

Формы работы:

  • Беседы;
  • Занятия;
  • Индивидуальная работа;
  • Групповая работа;
  • Коллективно-творческая работа;
  • Работа с родителями;
  • Игра;
  • Оформление выставок.

    Организация обучения обеспечивает рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества: метод показа, словесный метод, музыкальное сопровождение как методический прием, метод иллюстративной наглядности, игровой метод.

    Организация работы по изобразительной деятельности, строится на нетрадиционных техниках рисования: «пальцевая живопись», «пальцеграфия, «пальчики-палитра», монотипия, диатипи, штампы, печатки, кляксография, набрызг (разбрызгивание краски), рисование по сырой (мокрой) бумаге, рисование мятой бумагой, рисование по мятой бумаге, рисование двумя красками одновременно, набивка, акватушь, граттаж, линотипия, «цветные ниточки», рисование пластилином.

2.2.Календарно-тематическое планирование

   Программа рассчитана на старший дошкольный возраст детей.

Количество занятий в год: 34 занятия                                                                                                       Длительность 1 занятия: 30 минут

Месяцы

Количество часов

1 квартал

Сентябрь

8 часов

24 часа

Октябрь

8 часов

Ноябрь

8 часов

2 квартал

Декабрь

8 часов

22 часа

Январь

8 часов

Февраль

8 часов

3 квартал

Март

8 часов

24 часа

Апрель

8 часов

Май

8 часов

                                                                         

                                                                                                                                                       ИТОГО в год:

70 часов

Календарно-тематическое планирование кружка «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

для детей от 5 до 6 лет

Тема занятия

Количество

Задачи

Оборудование, наглядность

Дата

Практич.

Теоретич.

План

Факт

«Осенние листья»

0,5

0,5

Развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа.

Нетрадиционная техника: печать листьями. 

Осенние листья с различных деревьев, эскизы с цветовыми композициями, гуашь, белые листы.

«Грибы в корзине»

0,5

0,5

Расширить знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью своей ладошки.

Нетрадиционная техника: рисунки из ладошки.

Альбомные листы белого цвета, простой карандаш, гуашь, кисточки, иллюстрации с изображением грибов.

«Роспись дымковской игрушки»

0,5

0,5

Развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек; уточнить с детьми последовательность нанесения узора, приемы работы с краской; воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить.

Таблицы с элементами дымковской росписи и гончарные круги для всех детей; гуашь, кисти двух размеров; тряпочки (салфетки), подставки, стаканчики с водой; магнитофон.

Тарелка «Арбуз»

0,25

0,75

Активизировать аналитическое мышление, способствовать представлению предмета в своем изображении, учить соблюдать внешние формы предмета.

Краски акварель, картон диаметром 10 см, шнурки, тесьма (лента).

«Ёжик»

0,15

0,85

Упражнять в технике печати по трафарету; прививать навыки работы в коллективе.

Нетрадиционная техника: печать по трафарету.

Различные виды зонтов, рисунки зонтов, трафареты с изображением различных украшений (цветы, геометрические фигуры, грибы, елочки и др.), поролоновый тампон для печати, гуашь.

«Зачем человеку зонт»

0,10

0,90

Упражнять в технике печати по трафарету; прививать навыки работы в коллективе.

Нетрадиционная техника: печать по трафарету.

Различные виды зонтов, рисунки зонтов, трафареты с изображением различных украшений (цветы, геометрические фигуры, грибы, елочки и др.), поролоновый тампон для печати, гуашь.

«Улетаем на юг»

0,25

0,75

Развивать фантазию при выборе содержания способов изображения.

Нетрадиционная техника: кляксография обычная.

Белые листы, пластмассовая ложечка, мисочки с жидкой гуашью, поролоновые тампоны.

«Веселые человечки»

0,5

0,5

Учить детей выкладывать веревочку точно по образцу; знакомить со строением человека, определять все части тела.

Нетрадиционная техника: волшебная веревочка.

Веревочки разного размера и цвета, контуры человеческого тела (большого и маленького размера).

«Первый снег»

0,10

0,90

Знакомить детей с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу; закрепить знания цветов; учить составлять композицию.

Нетрадиционная техника: рисование пальчиками.

Тонированные темно-синим цветом листы бумаги с изображением ствола дерева, белая гуашь.

Тарелка «Кот»

0,15

0,85

Активизировать аналитическое мышление, способность представлению предмета в своем изображении, учить соблюдать внешние формы предмета, растягивать его по кругу дна тарелки.

Краски акварель. Круг диаметром 10 см, цветные шнурки (ленты, тесьма), пуговицы.

«Снежинки»

0,25

0,75

Учить изображать явление природы на бумаге; знакомить с холодными оттенками голубого и синего цвета (темно-синий, голубой, фиолетовый); развивать длинный, плавный выход.

Нетрадиционная техника: воздушные фломастеры –блопены.

Трафареты снежинок, воздушные фломастеры, белые листы бумаги.

 

«Лисичка-сестричка»

0,15

0,85

Развивать у детей способность создавать сюжетную композицию, располагая изображения животных в соответствии с задуманным сюжетом.

Тонированные листы бумаги, гуашь, кисточки, трафареты листы, поролоновые тампоны.

Дымковская игрушка

«Конь»

0,5

0,5

Познакомить детей с дымковской игрушкой, воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров; учить пользоваться нужными печатками, самостоятельно выбирать узор, применять ватные палочки (для мелких элементов узора).

Нетрадиционная техника: оттиск печатками.

Дымковские игрушки – кони, силуэт коня, печатки с узорами, гуашь, ватные палочки.

Тарелка

«Золотая рыбка»

0,10

0,90

Активизировать аналитическое мышление, способствовать представлению предмета в своем воображении, соблюдать внешние формы предмета, растягивать его по кругу дна тарелки.

Краски акварель, картон диаметром 10 см (круг), тесьма (шнурки, ленточки).

Красивые открытки для друзей»

0,25

0,75

Побуждать детей самостоятельно отбирать содержание и способы изображения открытки. Проявлять настойчивость и добиваться положительного результата в ее художественном решении.

Бумага, краски, виды открыток.

«Роспись декоративных тарелок для украшения»

0,5

0,5

Вызвать у детей интерес к росписи глиняных изделий. Ознакомить с принципами построения узора на круге, который расположен по краю, в центре или по всему кругу. (По краю – с ритмичным повторением или чередованием элементов; в центре – симметричное расположение во все стороны от центра путем постепенного наращивания их круг за кругом; по всему кругу – по краю и в центре, из центра, заполняя все пространство круга).

Бумага, краски, глиняные изделия.

«Дружок – карандашок»

0,15

0,85

Ознакомить детей с несколькими приемами закрашивания: тушевкой и штриховкой. Побуждать к выполнению правил закрашивания, добиваясь выразительной передачи оттенков одного цвета и впечатления округлости при раскраске округлой формы.

Бумага, карандаши.

Коллективная картина для украшения помещения студии «Лес, точно терем расписной…»

0,25

0,75

Вызвать в памяти детей картины осенней природы. Побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности (цвет, форма и т.п.).

Бумага, краски, карандаши, иллюстрации осенней природы.

Тарелка «Ромашка»

0,5

0,5

Активизировать аналитическое мышление, способствовать представлению предмета в своем воображении, учить соблюдать внешние формы предмета, растягивать его по кругу дна тарелки.

Краски акварель, круг диаметром 10 см, цветные шнурки (ленты, тесьма), пуговицы.

«Волшебный рисунок»

0,5

0,5

Развивать воображение детей; учить детей рисовать с помощью ниток.

Нетрадиционная техника: рисование веревочками.

Нитки, листы белые А4, гуашь, палитра, кисточки, тряпочки (салфетки), стаканчики с водой.

Коллективная работа «Цветы луговые»

0,5

0,5

Продолжать учить детей вырезать розетковые цветы из бумажных квадратов, сложенных знакомым способом дважды по диагонали. Обогатить аппликативную технику – вырезать лепестки разной формы, передавая характерные особенности конкретных цветов. Воспитывать интерес к сотворчеству.

Цветная бумага, готовые бумажные формы – цветные квадраты разной величины и расцветки; ножницы, простые карандаши, клей, клеенки.

«Обои в моей комнате»

0,10

0,90

Дать детям понятие «интерьер»; объяснить зависимость интерьера комнаты от ее назначения и характера людей, живущих в ней.

Нетрадиционная техника: оттиск печатками + поролон.

Кусочки различных обоев для детских комнат, гуашь, поролон, кисточки, белые альбомные листы.

«Сказочные цветы»

0,25

0,75

Продолжать учить рисовать воздушными фломастеры, развивать воображение; развивать правильное дыхание.

Нетрадиционная техника: воздушные фломастеры.

Воздушные фломастеры, трафареты цветов, альбомные листы, иллюстрации различных цветов.

Городецкая роспись

«Узор на тарелочке»

0,15

0,85

Познакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора; учить составлять узор на тарелочке; развивать художественный вкус.

Нетрадиционная техника: оттиск печатками.

Изделия городецких мастеров, образцы узоров и схема последовательности рисования купавки, листы в формате тарелочки, гуашь, кисточки.

«Филин»

0,10

0,90

Воспитывать эстетическое восприятие птиц через изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передачи фактуры, цвета, характера птицы.

Нетрадиционная техника: тычок жесткой кистью.

Бумага, тонированная бледно-зеленым или голубым цветом, жесткая кисть, иллюстрация с изображением филина.

«Пингвины»

0,5

0,5

Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания; расширять знания об окружающем мире; учить рисовать пингвинов с помощью трафаретов.

Нетрадиционная техника: печать по трафарету.

Тонированные темно-синим цветом альбомные листы, трафареты пингвинов, гуашь, кисти.

«Зимний лес»

0,5

0,5

Развивать у детей познавательный интерес, воспитывать у детей эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить рисовать зимний лес, используя метод тычка.

Нетрадиционная техника: рисунки из ладошки.

Простой карандаш, гуашь, кисти, белые листы, иллюстрации с зимним лесом.

Тарелочка «Львенок»

0,25

0,75

Активизировать аналитическое мышление, способствовать представлению предмета в своем воображении, учить соблюдать внешние формы предмета, растягивать его по кругу дна тарелочки.

Краски акварель; картонный круг диаметром 10 см, шнур (ленты, тесьма).

Силуэтная аппликация «Загадочный силуэт»

0,15

0,85

Закрепить навыки работы «от пятна», умения создавать форму образца без деталей.

Бумага, клей.

«Моя семья»

0,10

0,90

Учить детей договариваться, в какое время года будут происходить события, совместно изображаемые двумя детьми. Учить рисовать домочадцев, добиваясь правильной передачи формы, строения, выразительности образа.

Бумага, краски, семейные фотографии.

«Пожарные на учении»

0,25

0,75

Учить детей, рисующих вдвоем общую картинку, договариваться об изображении одного общего предмета. Учить изображать человека в движении. Передавать выразительность позы. Придумывать стихотворения к плакатам.

Бумага, краски, карандаши, иллюстрации человека.

«Солнечный день в зимнем лесу»

0,15

0,85

Учить детей договариваться, кто из них изображает предмет, который не должен повторяться в рисунке другого. Учить рисовать елку разными приемами.

Бумага, краски, карандаши, иллюстрации.

«Черепаха»

0,5

0,5

Воспитывать эстетическое восприятие природы; учить изображать животных; развивать цветовосприятие и чувство композиции.

Нетрадиционная техника: восковые мелки + акварель.

Белая бумага, акварель, восковые мелки, иллюстрации и эскизы с изображением черепахи.

«Выставка-продажа цветов»

0,5

0,5

Вызвать у детей интерес к изображению цветов. Научить их нескольким приемам изображения цветов и помочь им добиться выразительной, изящной передачи цветов в рисунке. Учить детей композиции. Подвести к пониманию необходимости осуществления действий контроля (сравнение, сопоставление того, что сделано, с заданной формой, определение несоответствия и его устранение).

Бумага, краски, открытки с цветами.

«Семеновские матрешки»

0,15

0,85

Познакомить с народным промыслом – семеновскими изделиями, показать характерные элементы: орнаменты с ягодами земляники, рябины, крыжовника, малины.

Нетрадиционная техника: оттиски печатками.

Семеновские матрешки – силуэты, печатки с элементами узоров, гуашь, ватные палочки, кисти.

«Стройка»

коллективная работа

0,25

0,75

Расширять знания об окружающем мире: о работе на стройке, о строительных специальностях.

Иллюстрации, на которых изображены строящиеся дома, люди строительных специальностей, строительные машины, листы ватмана, большие кисти, трафареты строительных машин, гуашь, кусочки поролона.

«Военная техника»

0,10

0,90

Учить детей, рисующих общую картинку, изображать на обоих рисунках один общий предмет, развивать воображение. Учить детей в мелких деталях передавать образ техники и образы военных (по их выбору).

Бумага, краски, карандаши, иллюстрации военной техники.

Декоративная тарелка

«Цветочные цветы»

0,25

0,75

Активизировать аналитическое мышление, способствовать представлению предмета в своем воображении, учить соблюдать внешние формы предмета, растягивать его по кругу дна тарелки.

Краски акварель, картонный круг диаметром 10 см, шнур (ленты, тесьма); пуговицы.

«Представление в цирке»

0,25

0,75

Учить детей, вдвоем рисующих общую картинку, изображать на обоих рисунках общий предмет (цирковая арена и купол цирка). Учить выразительно изображать в движении знакомых животных.

Бумага, краски, иллюстрации цирка, животных.

«Ранняя весна»

0,15

0,85

Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображения в пейзаже; учить рисовать состояние погоды (мокрый снег, лежи, туман, ветер); совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков холодного, печального колорита ранней весны.

 Нетрадиционная техника: монотипия пейзажная.

Репродукции картин, детские рисунки прошлых лет, белая бумага, акварель, кисти, губка для смачивания листа.

«8 Марта»

0,5

0,5

Продолжать учить рисовать птиц и деревья, доступными  средствами выразительности. Учить передавать в рисунке образ мамы, упражнять в изображении декоративных способов оформления изображения.

Бумага, краски, карандаши, иллюстрации праздника.

«Открытка для мамы»

0,5

0,5

Учить детей рисовать различные цветы, использовать различные техники, воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким.

Нетрадиционная техника: печать по трафарету + воздушные фломастеры.

Трафареты цветов, воздушные фломастеры, гуашь, кисти, листы сложенные как открытка.

«Звездное небо»

0,10

0,90

Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Нетрадиционная техника: свечка + акварель.

Белые листы, свеча, акварель, кисти, иллюстрации с изображением звездного неба.

Декоративная тарелка «Коврик»

0,5

0,5

Активизировать аналитическое мышление, способствовать представлению предмета в своем воображении, учить соблюдать внешние формы предмета, растягивать его по кругу дна тарелки.

Краски акварель, картонный круг диаметром 10 см, шнур (ленты, тесьма); пуговицы.

Лепка «Птичка»

0,25

0,75

Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прощипывание. Развивать творчество детей.

Пластилин, стеки, клеенка, иллюстрации народных игрушек.

«Ветка с первыми листьями»

0,15

0,85

Углублять знания о временах года, уточнить признаки весны; воспитывать любовь к родному краю.

Нетрадиционная техника: оттиск печатками.

Веточка с первыми листочками, печатки силуэтом листа, кисточки, гуашь, альбомные листы.

«Аквариум»

0,5

0,5

Знакомить с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета.

Нетрадиционная техника: рисунки из ладошки.

Белые листы, простой карандаш, гуашь или акварель, кисти, иллюстрации с изображениями аквариума и рыбок.

«Грачи прилетели»

0,25

0,75

Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник; воспитывать эстетическое восприятие природы через изображение птиц.

Нетрадиционная техника: печатками из листика, рисование поролоном.

Печатки из листика, поролоновые тампоны, мисочки с гуашью, рисунки с изображением стаи птиц, летящей в небе, белые листы бумаги.

«Хохломские ложки»

0,15

0,85

Учить детей новой композиции хохломского узора – изображению закругленной ветки с ягодами, соответствующей форме изделий. Учить рисовать новые элементы узора – ягоды клубники, малины.

Несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора – ягодами; вырезанные из бумаги силуэты; гуашь, мягкие кисти.

Лепка

«Гжельский чайник»

0,5

0,5

Продолжать упражнять детей в лепке изделия, состоящего из отдельных частей; упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прощипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей. Продолжать знакомить детей с гжельскими изделиями, воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, воспитывать уважение к их труду.

Изделия гжельских мастеров (чайники), глина (тесто) клеенки или подставки для лепки, стеки.

Аппликация

«За горами, за долами, за дремучими лесами»

0,10

0,90

Закрепить знания детей о жанре пейзажа, особенностях изображения, обратить внимание на перспективу, задний и передний план.

Цветная бумага разных оттенков.

«Салют»

0,5

0,5

Познакомить детей со способом рисования воздушными фломастерами – блопенами; совершенствовать умение держать фломастер, правильно дышать, осваивать цветную палитру; развивать эстетическое восприятие, расширить знания об окружающем мире.

Нетрадиционная техника: воздушные фломастеры.

Тонированные голубым цветом листы, воздушные фломастеры разного цвета.

Аппликация

«Рисуем ножницами»

0,15

0,85

Продолжать знакомить детей с особенностями силуэтного изображения, научить, с помощью ножниц, вырезать характерные  формы; развивать творческую фантазию, самостоятельность в оформлении рисунка.

Листы бумаги, затонированные черной гуашью, листы тонкой белой бумаги, ножницы, клей, клеенки, салфетки, кисти, карандаши, шаблоны, трафареты.

«Одуванчики»

0,25

0,75

Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику; совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений; добиваться четкого и аккуратного изображения.

Нетрадиционная техника: рисование веревочкой.

Белые листы, веревочка, клей ПВА, копирка, образец с нарисованным одуванчиком, краски, кисти, иллюстрации с изображением одуванчиков.

Лепка

«Русская матрешка»

0,5

0,5

Воспитывать интерес к народному творчеству; дать представление о том, как народные мастера делают игрушки; познакомить с историей русской матрешки; научить лепить форму матрешки и украшать ее русским узором.

Нетрадиционная техника: рисование стекой.

Пластилин, стеки, вода, салфетки, игрушки разных народов, сделанные из дерева, соломы.

«Красивый пейзаж»

0,10

0,90

Знакомить с жанром изобразительного искусства – пейзаж; учить рисовать деревья, кусты, горы, реки с помощью песка.

Нетрадиционная техника: рисование песком.

Картон синего или голубого цвета, чистый песок, клей ПВА, простой карандаш, иллюстрации с разными пейзажами.

Декоративная тарелка

«Корзина с цветами»

0,5

0,5

Активизировать аналитическое мышление, способствовать представлению предмета в своем воображении, учить соблюдать внешние формы предмета, растягивать его по кругу дна тарелки.

Краски акварель, картонный круг диаметром 10 см, шнур (ленты, тесьма); пуговицы.

Роспись доски с городецким узором

0,25

0,75

Упражнять в рисовании городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, в нанесении оживки с помощью кисти и ватной палочки. Учить рисовать новые элементы росписи – ромашки и розаны. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.

Изделия городецких мастеров, образцы рисунков, узоров; листы тонированной под светлое дерево бумаги, вырезанные в форме кухонных досок, гуашь, мягкие кисточки, ватные палочки.

«Дорога и опасность»

0,15

0,85

Учить детей оформлять рисунок в стиле плакатной живописи, передавать основное содержание, учить подбирать цветовые сочетания, придумывать подписи к плакатам.

Бумага, краски, карандаши, иллюстрации по правилам дорожного движении.

 

«День Победы»

0,25

0,75

Изучать интересы и возможности детей в рисовании. Учить создавать произведение по замыслу, передавать характерные особенности пейзажной живописи.

Бумага, краски, карандаши, иллюстрации с праздником Победы.

Декоративная тарелка

«Гжель»

0,5

0,5

Активизировать аналитическое мышление, способствовать представлению предмета в своем воображении, учить соблюдать внешние формы предмета, растягивать его по кругу дна тарелки.

Краски акварель, картонный круг диаметром 10 см, шнур (ленты, тесьма); пуговицы.

«Бабочка»

0,15

0,85

Совершенствовать умения детей в технике – монотипии предметной; развивать мышление, знакомить с симметрией бабочки в природе и на рисунке.

Нетрадиционная техника: монотипия предметная.

Силуэты симметричных и ассиметричных предметов (гриб, цветок, чашка); ножницы, гуашь, изображение бабочки.

3. Организационный раздел

3.1. Расписание занятий

    Работа с детьми проводится по специально составленному расписанию два раза в неделю во второй половине дня.

    Количество детей в группе до 10 человек.

    Учебный материал включает следующие разделы:

  • Рисование (нетрадиционные методики)
  • Аппликация (нетрадиционные методики)
  • Лепка (нетрадиционные методики)

3.2.Материально-техническое обеспечение

Для работы в кружке необходимы следующие предметы:

  • осенние листья с различных деревьев;
  • эскизы с цветовыми композициями;
  • гуашь;
  • белые листы;
  • альбомные листы белого цвета;
  • простые карандаши;
  • кисточки;
  • иллюстрации с изображением грибов.
  • таблицы с элементами дымковской росписи;
  • гончарные круги для всех детей;
  • подставки,
  • стаканчики с водой;
  • магнитофон.
  •  клей ПВА;
  • краски акварель,
  • картон диаметром 10 см,
  • шнурки,
  • тесьма (лента),
  • пластилин;
  • салфетки разных цветов.
  • различные виды зонтов, рисунки зонтов,
  • ватные палочки.
  • воздушные фломастеры,
  • трафареты цветов,
  • иллюстрации различных цветов.
  • трафареты с изображением различных украшений (цветы, геометрические фигуры, грибы, елочки и др.),
  • поролоновый тампон для печати;
  • веревочки разного размера и цвета,
  • контуры человеческого тела (большого и маленького размера);
  • дымковские игрушки – кони, силуэт коня,
  • печатки с узорами,
  • изделия городецких мастеров,
  • образцы узоров и схема последовательности рисования купавки,
  • восковые мелки.

Как показывает опыт, выше обозначенный набор материалов и приспособлений является необходимым для обеспечения видов работы, как обязательных, так и выполняемых в связи с индивидуальными пожеланиями детей.

Помещение должно быть оборудовано стеллажами, большими столами для расположения композиционных поделок детей.

Нужны и другие предметы мебели: парты, стулья, шкафы для хранения материалов, инструментов, поделок и сувениров.

Комната для занятий должна быть светлой, просторной. Необходимо общее и индивидуальное освещение рабочих мест (особенно в позднее осеннее и зимнее время, когда ограничено естественное освещение.)

В кружке «Умелые ручки» дети обучаются основным приемам аппликации, работе с бумагой и картоном, тканью и природными материалами, пластилином, знакомятся с основами цветосочетаемости, учатся пользоваться инструментами и, соответственно, постоянно приучаются к технике безопасности.

4. Список литературы

1. Н.В.Дубровская. Приглашение к творчеству "Природа".

   Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2 - 7 лет.

2. Н.В.Дубровская. "Яркие ладошки. Рисунки - аппликации".

3. Н.В.Дубровская. " Краски палитры".

4. Н.В.Дубровская. "Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения".

5. Н.А. Курочкина. " Дети и пейзажная живопись".

6. Г. Н. Давыдова. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

                                                                            Список литературы, рекомендуемый для родителей:

1. Н.В.Дубровская. " Краски палитры: рабочие тетради по цветоведению с детьми 5-6, 6-7 лет"

2. Н.А.Алексеевская. "Карандашик озорной"

3. Г. Н. Давыдова. " Нетрадиционные техники рисования в детском саду".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Художественное творчество"

Для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы- 1 год....

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».

Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:•          И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ОСНОВАМ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА С ОПОРОЙ НА ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ »

      Дополнительная образовательная программа для детского сада . Студия изобразительного творчества " Умелые ручки"....

Дополнительная образовательная программа "Развиваем творчество"

№СодержаниеНомер страницыI. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ 1.1Пояснительная записка11.2Возрастные особенности21.3Индивидуальные особенности2II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ 2.Содержательный раздел 32.1·...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Радуга творчества: Мастерская пчелки"

Одна из задач программы дополнительного образования детей по ручному труду в «мастерской пчелки» - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и в...

Дополнительная образовательная программа "Радость творчества" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет

   В данной программе представлены содержание и методические рекомендации по развитию творческих способностей детей  5-6 лет, средствами изобразительной деятельности (рисование, ...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Ступеньки музыкального творчества»

Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий: А.В. Орлова «Русское народное творчество в детском саду», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музы...