Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре
статья (старшая группа) по теме

Зиновьева Ольга Николаевна

Статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon isp.nar_.kultury.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon priobshchenie_detey_k_natsionalnoy_kulture.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Произошла ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу или повторите попытку через несколько минут.

Чтобы узнать больше о редакторах Google Документов, посетите наш Справочный центр.


Приносим извинения за доставленные неудобства.
- Команда Google Документов



Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре

Эпоха перемен, в которую вступило наше общество, привела к резким изменениям не только в области социальной политики, экономики, культуры, но и в моральных принципах и ориентирах личности, в ее ценностных ориентациях. Сегодня как никогда становится актуальной проблема нравственной позиции личности, ее ответственности за судьбу и будущее Отечества. Российскому обществу нужны не только безотлагательные реформы, но и духовное очищение. Нравственная личность, демонстрирующая патриотизм и гражданственность, принципиальность и уважение к старшим, достоинство, порядочность, заботу, сострадание и самоотверженность в служении стране и людям, — решающая сила позитивных перемен в сегодняшней экзистенциальной ситуации.

Немаловажное значение в развитии современной личности играет использование всего богатства народной мудрости, которая содержит ценные идеи обучения и воспитания. А воспитание с древнейших времен является средством трансляции знаний и опыта от поколения к поколению.

Опыт настоящего свидетельствует, что невнимательное отношение к традициям своего народа, к его прошлому и настоящему означает разрушение связи между поколениями и наносит непоправимый урон нравственному формированию личности.

Российская система образования сегодня переживает период переосмысления философских оснований и общих целевых установок своей деятельности.

Ключевой проблемой, стоящей перед обществом и государством становится духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Это связано с целым рядом объективных причин.

Прежде всего, стремительно изменился уклад жизни россиян, «размылись» нравственные и поведенческие установки, трансформировалась система ценностей. Наиболее восприимчивой к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказалась самая незащищённая часть общества - дети и подростки.

Но детство всегда с надеждой обращено в будущее, дети ждут, чтобы взрослые показали путь, который определит их жизнь.

Нравственный и профессиональный авторитет педагога имеет ключевое значение в деле формирование человеческой личности.

Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но его необходимо пробудить, а не привязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение, которое возможно только в результате непрерывного процесса формирования идеальной и социальной потребностей, проявляющихся в стремления к совершенствованию, к желанию принести пользу, сделать доброе дело, прийти на помощь, доставить радость людям. Это возможно в условиях новой модели образования, созданной на основе ценностей русской культуры, и только совместными усилиями педагогов общего и дополнительного образования, родителей, психологов, через включение в содержательный аспект социально-культурной деятельности, с привлечением к совместной работе музеев, выставок, театров и т.д.

Рассматривая проблемы духовно-нравственного развития личности, очевидна проблема отрыва реальной педагогической практики от ценностей и идеалов русской традиционной культуры. Раскрывая сущность традиционной русской культуры, можно выявить следующие духовно-нравственные ценности и образы-идеалы русской традиционной культуры:

- традиционное отношение русского народа к родной земле, как к родной матери, кормилице, главной святыне, которую необходимо беречь;

- бережное отношение к родной природе, отраженное в древнеславянских мифах, календарных народных праздниках и обрядах;

- традиционное отношение русского народа к производительному труду на родной земле, как к самому почетному делу и главному источнику жизненного благополучия;

- традиционное отношение к матери, почитание предков, к семье, к людям, воплощенное в образах идеалах человека, среди которых особую ценность составляют образы русской красавицы, героя русского богатыря, добрых матушки и батюшки, дружных сестер и братьев);

- традиционное представление о красоте человека, неразрывно связанное с его нравственными добродетелями (добротой, отзывчивостью, трудолюбием, милосердием, не стяжательством и т.д.), отраженными в православии.

Этические и эстетические ценности народной культуры дома, традиционного семейного уклада, освоенные детьми в процессе духовно-нравственного образования через призму проблемы «человек и семья», несомненно, станут прочной основой для системы нравственных ориентиров в жизни ребенка, точкой отсчета для любого его поступка и за пределами семейного круга. Ценности народной системы семейного уклада послужат нравственно и эстетически плодотворной почвой для формирования чувства женского и мужского достоинства. Это чувство - важный фактор в становлении и развитии не только отдельной личности, но и в мироощущении всего общества.

Необъятный и глубочайший по своему духовному смыслу материал исторических жанров фольклора каждого народа, преданий, сказаний, легенд; красота и многообразие локальных певческих, хореографических, художественно-ремесленных традиций, промыслового народного опыта, народного зодчества дает нам еще одно направление в содержании духовно-нравственного образования, построенном на основе народной культуры. Использование через призму проблемы «человек и история» этого пласта народной культуры наряду с материалом календарной и семейной обрядовой традиции - благодатная почва для углубленной разработки региональной, местной специфики в учебных программах каждой области, города, села. Тут неисчерпаемые возможности для конкретной специализации педагогов, для реализации их самых разнообразных художественных способностей, склонностей, пристрастий к тому или иному виду народного творчества. Пройдя такую школу личностного осмысления историко-культурного наследия отечества, ребенок не просто обретет отвлеченные знания о редких и фрагментарных памятниках давно минувшего прошлого, он  для себя лично разрешит проблемы гражданско-патриотической этики, осознает личную связь с историей, с настоящим и будущим России и мира, что чрезвычайно актуально на современном витке мировой исторической спирали.

Передача детям социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа может осуществляться через труд (особенно ценен совместный труд детей и взрослых), добро творческую сознательную деятельность и через изучение и освоение народной культуры собственного региона. Народные праздники, ритуалы, легенды, сказки, пословицы, поговорки и другие,-  формы народного творчества, особенно богатые морально-этическими назиданиями, наставлениями, во многом отражают бесценный педагогический опыт приобщения к богатствам национальной, а через него — мировой культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре»

Изучение традиций, быта народов республики Татарстан позволяет естественно сочетать обучение и воспитание...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.В. Чивилихин...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, нео...

Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер-класс для педагогов«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста  к национальной культуре и традициям русского народа»...

План самообразования "Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре"

Приобщение детей дошкольного возраста к  татарской национальной культуре и традициям....

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре и языку коми народа

тематический план работы по этнокультурному напрвлению в группах дошколного возраста в детском саду...