Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "ФАНТАЗИЯ"
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа) по теме
Специально организованные занятия дают детям возможность свободно действовать с различными изобразительными материалами, свободно экспериментировать, смешивать разные краски и т. д. На занятиях у детей развивается представление о разнообразии нетрадиционных техник рисования; эстетический вкус, творчество, фантазия, совершенствуются технические умения и навыки рисования, дети выстраивают ход занятия на основе личного опыта и на анализе полученных ими впечатлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Фантазия" | 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23 «Катюша»
Утврждаю ____________
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №23 «Катюша»
Мануйлова И.Д.
«29» мая 2015год
Программа
дополнительного образования
художественно-эстетической направленности
(изодеятельность)
«Фантазия»
Принята на педсовете учреждения
от 29.05.2015год
Автор программы: Елдова Евгения Валерьевна – воспитатель, категория – высшая, МБДОУ «Детский сад №23 «Катюша» Программа «Фантазия» по совершенствованию творческих способностей, воображения и эмоциональной сферы у одарённых детей, с использованием нетрадиционных способов обучения и здоровьесберегающих методов и приемов на занятиях в кружке.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка……………………………………………. 4-7 стр.
- Содержание деятельности………………………………………… 7-11 стр.
- Мониторинг эффективности реализации программы …………… 12 стр.
- Примерное планирование организованной двигательной деятельности в кружке «Фантазия» с одаренными и талантливыми детьми
Приложения №1…………………………………………………... 13 стр-26стр.
Приложения №2………………. …………………………………..27стр.-30стр.
- Используемая литература ………………………………………….31стр.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок», - утверждал В.А. Сухомлинский.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день в теории и практике дошкольного образования особое внимание уделяется развитию детской одаренности, в том числе и через интеграцию различных образовательных областей. При этом акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей (экспериментировании), применении нетрадиционных художественных техник.
Проанализировав авторские разработки, накопленные отечественными и зарубежными педагогами-практиками, различные материалы, а также собственный опыт работы художественно-эстетического направления, нами были определены нетрадиционные техники рисования для развития у дошкольников творческих способностей, воображения, наблюдательности, ассоциативного мышления и любознательности, развития эмоционально-чувственного состояния.
Обследование у детей технических, творческих, эстетических способностей, показало значительный процент детей, имеющих трудности в овладении техническими навыками и приёмами создания изображений, умений правильного пользования живописными материалами в сочетании различных живописных техник.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Именно поэтому, нетрадиционные методики открывают большие возможности для выражения у дошкольников собственных фантазий и самовыражению в продуктивных видах деятельности. Современные художественные техники, многообразие нетрадиционных художественных материалов способствуют развитию неординарного мышления. Воображение и фантазия - важнейшая сторона жизни одаренного ребенка. Для того чтобы развивать и поддерживать творческое воображение у одаренных детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Представленная программа направлена на расширение, систематизацию и обогащение содержания изобразительной деятельности детей с приоритетом использования нетрадиционных художественных техник. Программа направлена на совершенствование специфических умений в рисовании; на поддержание стремления детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления, инициацию самостоятельного творческого поиска художественных образов, сюжетов, композиций при реализации замысла на основе экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными средствами, техническими способами. Рисуя, дети приобретут определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, социальный опыт сотрудничества. Художественное творчество доставит детям радость, будет влиять на формирование чувственной сферы детей.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечит всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, физическое). В процессе рисования у детей разовьются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Это позволит плодотворно решить задачи подготовки детей к школе, т.к. успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня сформированности у детей художественной культуры – развития фантазии, воображения, творческих способностей ребёнка-дошкольника - умения совершенствовать технику рисования, свободно экспериментировать нетрадиционными различными живописными техниками.
Реализуя принципы здоровьесберегющей педагогики, в программе используется метод арт-терапии, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Содержание программы насыщенно, эмоционально значимыми приемами, разнообразными видами деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и способностей.
Таким образом, в процессе художественного творчества происходит не только развитие художественно-творческой деятельности, но и развитие адаптивных качеств воспитанников, сохранение психоэмоционального здоровья, что особенно важно к моменту поступления детей в школу.
Создавая систему работы по художественно-эстетическому развитию способных и одаренных дошкольников, использованы нетрадиционные способы рисования, предложенные исследователями Т.Г. Казаковой, В.Б. Косминской, Н.П. Костериным, Н.Б. Халезовой и другими.
Цель: Формирование творческих способностей, воображения и эмоциональной сферы у дошкольников, с использованием нетрадиционных способов обучения и здоровьесберегающих методов и приемов. В результате:
- 100% детей самостоятельно создают индивидуальные художественные образы, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни и литературы, используя различные нетрадиционные способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.);
- 100% детей знают особенности изобразительных материалов;
- у 100% детей посещающих дополнительные занятия улучшилась координация движений пальцев, необходимая им в будущем для овладения письмом.
- 100% детей могут дать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- Показать дошкольникам приемы нетрадиционной техники рисования и способам экспериментирования изображения с использованием различных материалов.
- Совершенствовать у детей наглядно-образное и словесно-логическое мышление, за счет творческого самовыражения, в процессе использования художественных и музыкальных произведений, иллюстраций и репродукций, здоровьесберегающих методов и приемов.
- Подготавливать у дошкольников руку к письму, посредством рисования и использования специальных нетрадиционных техник и упражнений.
- Предоставить детям самостоятельность выбора художественных материалов, эмоциональное восприятие в соответствии с характером и спецификой задуманного образа, навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности.
Принципы и подходы к формированию кружковой деятельности.
Содержание кружковой деятельности соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, принципам и подходам, определённым ФГОС, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Задачи 2-х летнего обучения составлены на дидактическом принципе «от простого к сложному»:
- Принцип простоты и эффективности - ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники;
- комплексный подход – использование целого комплекса различных методик и приемов, при организации образовательной среды;
- принцип индивидуальности посредством учета потребностей данного возраста и опору на игровую (ведущую) деятельность;
- принцип деятельности - новое знание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного «открытия» ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений;
- принцип результативности отражает осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность;
- принцип вариативности - предоставляет ребенку право собственного выбора действия; предполагает разнообразие содержания, форм и методов;
- позитивный подход – опора на сильные стороны личности, поведения ребенка и позитивная ориентация на ребенка.
- принцип интеграции, основанный на изучении разных видов искусства и художественно-творческой деятельности.
Программа строится на основе принципов здоровьесберегающей педагогики.
Тематический принцип, одна и та же тема изучается в течение недели или нескольких дней.
Программа составлена с учётом принципа интеграции образовательных областей:
- «Познавательное развитие» - при изображении того или иного предмета или явления первоначально его познают, изучают, рассматривают, что характерно для данной области.
- «Речевое развитие» - развитие монологической речи при описании репродукции картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
- «Социально-коммуникативное развитие» - в большинстве случаев материал для детского творчества черпает основу и обыгрывается в сказках, стихотворениях, рассказах.
- «Художественно-эстетическое развитие» - так как только в комплексе с музыкой возможна полная реализация задач художественно – эстетического воспитания, для развития целостности восприятия картины окружающего мира, использование на занятиях чтение художественного слова способствует театрализации, рисованию по впечатлениям из знакомых сказок, потешек, стихотворений.
Особенности организации кружковой деятельности:
Для решения цели и задач в программе используется:
- Блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы занятий группируются вокруг единой темы, содержание основывается на четырёх тематических блоках.
- Здоровьесберегающие технологии:
- Арт-терапия направлена на снятие эмоционального напряжения, преодоления негативизма, даёт возможность удовлетворить потребность во взаимодействие с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать своё, проявлять активность и т. д.
- Сказкотерапия помогает ребёнку не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Слушая сказку ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения, а в рисунке изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное. Ребенок создаёт множество образов, изменяет их по своему желанию, ищет новые.
- Дыхательная гимнастика развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
- Пальчиковая гимнастика для обеих рук, при условии систематического выполнения, помогут пробудить ещё «дремлющие» клетки головного мозга и облегчат обучение ребёнка по всем школьным предметам.
- Нетрадиционные изобразительные техники направлены на эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
- Информационно-коммуникационные технологии. Использование современных информационных технологий позволит существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволит воссоздать реальные предметы или явления в цвете, движении, звуке, что способствует наиболее широкому раскрытию у ребёнка способностей, активизации умственной деятельности. Наглядный дидактический материал для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности. Представления у ребёнка о цвете, форме, композиции, образуются под влиянием постоянно развивающегося познавательного интереса. (Известно, что интересный для ребёнка материал вызывает положительное эмоциональное отношение, отличается яркостью, полнотой, легче и быстрее запоминается, быстрее и образнее воспроизводится). Усилить эти впечатления нам помогает мультимедиа. Увлекательные слайд-шоу, сопровождающиеся музыкой, вызывают у детей яркие впечатления, мотивирующие их на художественное творчество. Информационно-коммуникационные технологии вызывают большой интерес к изобразительному искусству, но не заменяют межличностного общения.
Формы обучения по данной программы:
∙ Групповые;
∙ Индивидуальные.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
- организация выставок для родителей, детей, не участвующих в работе кружка;
- участие в тематических мероприятиях, учрежденных городом.
Новизна программы заключается в реализации системы воспитания и развитии способных детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ. Развитие и совершенствование работы по направлению художественно – эстетического развития ребенка с превышением стандарта при реализации базисных задач изобразительной деятельности в эстетическом воспитании, с использованием многообразных художественных техник (в том числе и нетрадиционных) в совместной творческой деятельности педагога с детьми.
Содержание деятельности:
Программа реализуется за счет вариативного компонента образовательной программы: 2 раза в неделю проводится в специально организованной деятельности. Программа по изобразительному искусству предполагает проведение двух занятия в неделю в первую половину дня. Продолжительность дополнительных занятий 25 мин (старшая), 30 мин (подготовительная). Каждый год обучения конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями детей. Курс рассчитан на 8 занятий в месяц.
Специально организованные занятия проводятся с подгруппой, что дает детям возможность свободно действовать с различными изобразительными материалами, свободно экспериментировать, смешивать разные краски и т д. На занятиях воспитатель развивает у детей представление о многообразии нетрадиционных техник рисования; эстетический вкус, творчество, фантазию, совершенствует технические умения и навыки рисования, учит выстраивать ход занятия на основе личного опыта ребёнка и на анализе полученных им впечатлений. Через работу с нетрадиционными художественными материалами у дошкольников:
- развивается эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- использование нетрадиционных способов на занятиях рисования действительно стимулирует художественно-творческое развитие детей;
- художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка;
- принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, но умелое руководство педагога может дать возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества;
- использование нетрадиционных способов рисования положительно влияют на подготовку руки к письму;
- занятия рисования, где дети рисуют нетрадиционными способами, не допускает демонстрации образцов и приемов работы, т.к. каждый рисунок получается неповторимым и уникальным, а в ряде случаев, даже непредсказуемым;
- дети стали более смелыми в выборе способов и изобразительных материалов, на таких занятиях нет слов «не умею», «не получается», есть только слова «могу» и «хочу научиться».
Содержание таких занятий помогают вовлечь ребенка в собственное творчество, активизировать детское мышление и любознательность, развивать и формировать зрительное восприятие, воображение, фантазию, которые, в свою очередь послужат основой дальнейшего развития художественного вкуса и чувство гармонии. Процесс изображения предметов и явлений окружающего мира связан с развитием личности ребёнка с формированием его чувств и сознания, зрительных восприятий, пространственных представлений.
На занятии дети осваивают художественные приёмы и интересные средства познания окружающего мира, через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. В работе с детьми делается акцент на передаче средствами изобразительной деятельности отношений разного типа (отношения между человеком и окружающим его миром живой и неживой природы, отношения между, предметами, взаимоотношения в мире людей, отношения действенные и эмоциональные, отношения: между персонажами сказки), построении вырази тельной сюжетно - образной композиции, отражающей особенности этих отношений. Большое внимание уделяется построению композиций, предметно - сюжетному рисунку, передающему парные отношения: человек - предмет, человек - животное, животное -- животное, человек - человек. Такие задания требуют анализа способов взаимодействия между объектами, особенностей действий и изобразительных характеристик взаимодействующих персонажей, анализа их эмоциональных отношений.
Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:
1. Дошкольник учится в игре, игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности - проявления детского творчества, где активно и равноправно участвуют взрослые.
2. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному». Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.
3. Не забывайте при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».
Специально организованные тематические занятия помогут ребенку подготовиться к школе. В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Специалисты рекомендуют использовать в детском изобразительном творчестве следующие материалы и техники: акварель, гуашь, цветные, графитные, восковые карандаши, а также активизировать процесс обучения изобразительному творчеству путем использования мягких материалов: сангины, пастели, угля и др. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности, которая так важна для одаренного ребенка. У него сразу возникают вопросы: «Чем еще я могу рисовать? «Что я могу этим материалом нарисовать?».
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях необходимо давать возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Ребенку потребуется постоянное закрепление знаний. Педагогу отводиться в данном случае роль соучастника детских открытий, который не спешит указать им путь решения задачи или проблемы, а тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска. Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении ребенок проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не корректором и цензором.
Нетрадиционные техники рисования: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, обрывание бумаги, скатывание бумаги, оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, «знакомая форма — новый образ», черно-белый граттаж (грунтованный лист), кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение, акварельные мелки, тычкование, цветной граттаж, монотипия пейзажная. Современные художественные техники, многообразие нетрадиционных художественных материалов способствуют развитию неординарного мышления. (Приложение №1).
При проведении дополнительных занятий следует соблюдать следующую структуру:
- вводная часть: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми. Чтение сказки, игры по темам, слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы с чаепитием, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы. Вхождение в образ, формообразующие движения, сочинение историй, элементы театрализации, поможет развивать в одаренном ребенке ценные социальные навыки, способность принятия самостоятельных решений, формирует умение высказывать собственное мнение и выслушивать альтернативное, повышает самооценку и ведет к усилению личной идентичности одаренного ребенка.
-в основной части продуктивной приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами - песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Их не учат рисовать, брать «нужную» краску, лепить по образцу, им дают возможность создавать уникальное личное произведение. Дети играют с красками, восковыми карандашами, крупами, песком, с любым материалом, который помогает создавать изображение. Они могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено либо не принято, и позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.
Детские творческие работы являются объективным свидетельством настроения и мыслей ребенка. В данной части используются художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников. Используются проблемные методы изложения материала, как недосказанность, интрига, исследование направленные на приобретение знаний через разум и эмоции. Затем детям предлагается натура или образец для рассматривания и обследования. Проводится полный анализ предмета изображения, с этой целью проводится тактильно-зрительное или зрительное обследование образца. С помощью вопросов выделяются характерные особенности объектов, анализируются способы и приемы изображения. С этой целью используются также схемы последовательности изображения. В процессе изображения используется словесная инструкция воспитателя, наглядный показ способов и приемов изображения. При необходимости осуществляется индивидуальный показ, объяснение, разъяснение; даются указания. Таким образом, на занятиях создаются изделия: с опорой на показ и объяснение способов и последовательности изображения воспитателем, с опорой на готовый образец с объяснением способов изображения и без него, с опорой на одно объяснение, с опорой на показ и схему этапов изображения.
- заключительная часть, время, где дети делятся своими чувствами, впечатлениями, мнениями. Закрепление полученных знаний посредством создания индивидуальных и коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от детской творческой деятельности на занятии.
Таким образом, в процессе погружения дошкольника в творческую деятельность, педагог использует другие образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Одаренные дети перегружены дополнительными занятиями, и с использованием нетрадиционных техник у педагога есть возможность применения здоровьесберегающих технологий. Реализуя принципы здоровьесберегающей педагогики, на занятиях применяются арттерапевтические методы, сказкотерапия пальчиковая и дыхательная гимнастика. Каждое занятие начинается с обязательной разминки, в основе которой лежат пальчиковые игры, элементы арт-терапии, или сказкотерапия.
Элементы арт-терапии с успехом используются на занятиях с одаренными детьми и способствуют их творческому самовыражению, вызывают у детей положительные эмоции. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Это особенно важно для детей, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных мыслей, обид, снимает нервное напряжение, страхи, которым зачастую подвержены одаренные дети. В процессе арт-терапии с детьми эффективно решаются задачи на :
- снятие эмоционального напряжения,
- преодоление негативизма,
- коррекция страхов,
- устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр.
- группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.
Игры на развитие мелкой моторики, позволяют развивать и подготавливать руку ребёнка к письму, созданию непринужденной доброжелательной атмосферы. Являясь основой мелкой моторики, пальчиковые упражнения стимулируют импульсы в центральную нервную систему, что, в свою очередь, положительно влияет на последующее успешное овладения навыками письма. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
Дыхательная гимнастика. С помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника кляксография) дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, при этом имеют возможность осуществить своеобразную дыхательную гимнастику, сохранение их здоровья является первостепенной задачей педагога.
Для поддержания интереса на каждом занятии воспитанники слушают музыкальные произведения, рассматривают репродукции художников, очень любимы детьми интегрированные занятия, «отправляются» в сказочные игры, в гости, в лес, и т.д. Все задания на занятии имеют игровую форму. Эта форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры или сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В сюжеты сказок органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, специально организованных проблемных, жизненных ситуаций. Каждое занятие пронизано линией сквозного развития, одно событие (задание) вытекает из другого. Это важно для запоминания учебного материала.
Разрешать противоречия между желаниями ребенка и его реальными возможностями позволяет игра, которая является его ведущей деятельностью дошкольника.
На занятиях будет использоваться несколько форм организации занятия: предметные, сюжетно-тематические, декоративные, творческие задания. Использование таких форм организации деятельности детей, как работа в парах, в кампаниях, групповые игры – соревнования, позволит успешно решать поставленные задачи на занятиях, обеспечивать индивидуальный и дифференцированный подход.
Игровые методы и приемы в программе используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка.
Наглядный метод: наблюдение, использование натуры, образца, рассматривание и обследование, показ способов и приемов изображения.
Словесный метод: беседа, использование образов художественной литературы, вопросы, советы воспитателя, указания, пояснения, порицания и поощрения.
Практические методы: игровые приемы, пальчиковая гимнастика и упражнения, которые используются во всех частях занятия.
Приложение 1
Примерное содержание темы
с детьми 5-6 лет
№ п/п | Месяц, год | Тема | Программные задачи | Форма проведения | Дидактический материал, оборудование |
Тема: «Мир природы (Царство волшебницы Флоры)» | |||||
1 | IX- | «Введение. Природа – волшебница, художник – зритель» - диагностика творческого развития детей. | Учить отражать в своих рисунках впечатления, полученные летом, создавать изображения, соответствующие теме. Познакомить детей с одним из жанров живописи – пейзажем. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине. Развивать умение изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше. Формировать умение использовать в сюжетных рисунках разные способы рисования деревьев. Познакомить с различными оттенками цветов по степени яркости (ярко – оранжевый, тёмно – коричнеый и т.д.). Закрепление технических умений рисования кистью, её концом. Развивать технические умения рисования акварелью «по – сырому». Закрепление технических приёмов передачи образов фломастерами. Развивать технические умения рисования углём. | Подгрупповое занятие | Пейзажи четырёх времён года; Образы Флоры и Фауны (изображения, либо куклы); бумага ½ альбомного листа (или альбомный лист) – на выбор ребёнку, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры. |
2 | IX-XI | «Образы неба (Светлые и тёмные краски)». | Подгрупповое занятие | Фоторепродукции неба в солнечную и пасмурную погоду; репродукции картин В. Ван – Гога, Н. Рериха, И. Левитана, А. Рылова, И. Остроухова, И. Грабаря; альбомный лист для рисования акварельными красками; большая кисть, гуашь, акварельные краски, баночка с водой, фланелевая тряпочка для просушивания кисти. | |
3 | IX/XI | «Образы земли (Разноцветные горы)». | Подгрупповое занятие | Физическая карта мира или физическая карта России; репродукции пейзажей художников с Уральскими или Кавказскими горами (Н. Рерих и др.); фоторепродукции разнообразных профилей гор в различное время суток; бумага ½ альбомного листа (или альбомный лист) – на выбор ребёнку; цветные фломастеры. | |
4 | IX/XI | «Образы деревьев (Семья деревьев)». | Подгрупповое занятие | Фоторепродукции деревьев, репродукции картин художников с изображением деревьев (И. Шишкин и др.); альбомный лист, уголь, влажная салфетка для рук. | |
5 | X/XI | «Дары природы (Осенний урожай. Изобилие)». | Познакомить с жанром живописи – натюрмортом. Развивать целенаправленное аналитико – синтетическое восприятие при рассматривании овощей и фруктов. Воспитывать умение видеть связь между исходной формой и формой изображаемого фрукта или овоща, гриба в рисовании. Формировать умение достигать выразительности в рисовании через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображение мелких деталей. Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов. Предложить передать в рисунках колорит осеннего дерева. Развивать воображение, фантазию. Закреплять технические умения рисования пастелью, гуашью, углём. | Подгрупповое занятие | Муляжи фруктов, овощей, грибов, составленные из них композиции; репродукции картин художников с изображением натюрмортов; альбомный лист, пастель масляная и/или гуашь – на выбор детям, кисти 2-х размеров, баночка с водой, фланелевая тряпочка для просушивания кисти. |
6 | X/XI | «Образы цветов (Цветик – многоцветик. Шестицветик». | Подгрупповое занятие | Дидактическое пособие «Основные и дополнительные цвета»; репродукции цветов – растений, картин художников; альбомный лист, гуашь, кисти 2-х размеров, баночка с водой, тряпочка. | |
7 | X/XI | «Образы деревьев («Унылая пора, очей очарованье»)». | Подгрупповое занятие | Репродукции произведений художников (И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень» и др.); альбомный лист, гуашь, кисти 2-х размеров, баночка с водой, тряпочка, палитра для смешивания красок. | |
8 | X/XI | «Образы природы (Обобщающее занятие. Портрет волшебницы Флоры – царицы мира растений, деревьев и цветов)». | Подгрупповое занятие | Репродукции женских портретов разных художников (С. Боттичелли, Х. Рембрандта, Д. Веласкеса, В. Венецианова и др.); образ Флоры (изображение либо кукла); альбомный лист бумаги, гуашь, акварельные краски, кисти 2-х размеров, баночка с водой, тряпочка, пастель масляная, уголь – на выбор детям, влажная салфетка для рук. | |
Тема: «Мир животных (Царство волшебницы Фауны)» | |||||
9 | XI/XI | «Образы подводного мира (Самое большое млекопита-ющее. Кит – гигант)». | Закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации животных подводного мира, птиц, насекомых. Отображать в рисунке их характерные особенности. Развивать творчество в смешивании двух цветов для получения нового. Закрепить понятие холодного цвета. Упражнять в технических умениях рисования гуашью и акварельными красками, восковыми мелками, углём, масляной пастелью. Упражнять в умении работать с акварельными красками и восковыми мелками – перекрывать восковой рисунок акварельными красками в технике «по – сырому». | Подгрупповое занятие | Репродукции обитателей океанов, китов; альбомный лист для рисования акварельными красками; акварельные краски и/или гуашь – на выбор детям, восковые мелки, кисти 2 – х размеров, баночка с водой, тряпочка. |
10 | XI/XI | «Образы птиц (Птичье семейство)». | Подгрупповое занятие | Репродукции различных птиц; альбомный лист или ½ альбомного листа – на выбор детям; уголь, влажная салфетка для рук. | |
11 | XI/XI | «Образы насекомых (Бабочки и стрекозы любуются солнцем)». | Подгрупповое занятие | Репродукции разнообразных бабочек, стрекоз; альбомный лист, масляная пастель. | |
12 | XI/XI | «Образы диких зверей (Семья белых медведей)». | Подгрупповое занятие | Репродукции пейзажей северных широт, репродукции изображений белых медведей; альбомный лист, гуашь белая и синяя, кисти 2-х размеров, палитра для смешивания красок, баночка с водой, тряпочка. | |
13 | XII/XI | «Образы земноводных животных (Лягушка – квакушка)». | Закреплять умения замечать, выделять характерные особенности разных животных и отражать их в рисунке, аппликации, лепке. Совершенствовать умение придавать образам животных выразительность через изображение движений и их позу. Развивать композиционные умения. Совершенствовать умение смешивать краски для получения нужного оттенка цвета. Формировать у детей способы согласованных действий на коллективных изобразительных занятиях, умение распределять работу среди участников. Передача своих чувств и отношений в изображении. Упражнять в технических умениях вырезывания ножницами, работы с клеем, рисования углём, сангиной, масляной пастелью. Развивать технические умения конструирования в технике «оригами». Развивать технические умения в лепке скульптурным и конструктивным способами. Развивать способность анализировать творческие работы, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор. | Подгрупповое занятие | Фотографии разных пород лягушек, стилизованные изображения и репродукции произведений художников – иллюстраторов; дидактическое пособие «Основные и дополнительные цвета»; общий фон для создания коллективной композиции, трафарет силуэта лягушки, простой карандаш, бумага зелёного цвета нескольких оттенков, ножницы, клей ПВА или клейстер, кисточка для клея, ситцевая тряпочка; для практического изучения оттенков зелёного: гуашь зелёная, жёлтая, белая, чёрная, ½ альбомного листа, палитра, кисточка, баночка с водой, фланелевая тряпочка, чёрный фломастер. |
14 | XII/XI | «Образы диких зверей (Дикие звери наших лесов)». | Подгрупповое занятие | Репродукции с изображением диких зверей, обитающих на территории России; альбомный лист, уголь или сангина – на выбор детям, влажная салфетка для рук. | |
15 | XII/XI | «Образы домашних животных (Корова Бурёнка)». | Подгрупповое занятие | Репродукции с изображением коров, быков, телят; иллюстрации к русским народным сказкам «Крошечка – Хаврошечка и «Бурёнка», иллюстрации из мультфильма «Простоквашино»; 2 общих фона для создания коллективных композиций – работа по подгруппам; пастель масляная. | |
16 | XII/XI | «Образы фантастиче-ских животных (Бумажные чудо – звери)». | Подгрупповое занятие | Ёлочные игрушки, выполненные из бумаги; цветная бумага. | |
17 | I/XII | «Образы животных в творчестве художников – анималистов». | Подгрупповое занятие | Открытки с изображениями животных, выполненных разными художниками (рисунки Леонардо да Винчи, Рембрандта, А. Дюрера, Н. Рубенса, П. Клодта, Е. Лансере, П. Трубецкого, А. Пластова и др.); глина, дощечки, вода в ёмкостях для смачивания рук. | |
18 | I/XII | «Образы природы (Обобщающее занятие. Волшебница Фауна – царица мира животных)». | Подгрупповое занятие | Репродукции портретов волшебницы Фауны, детские рисунки прошлых лет; оформленная выставка детских работ по тематическому блоку «Мир животных (Царство волшебницы Фауны)»; альбомный лист, цветные фломастеры. | |
Тема: «Мир человека (Мир фантазий и увлечений)» | |||||
19 | I/XII | «Я – художник (Живописец, график, скульптор, архитектор, дизайнер)». | Закреплять знания о таком жанре живописи, как портрет. Развивать аналитико – синтетическое восприятие при сравнении человеческого лица с природными образами. Формировать положительное эмоциональное отношение к собственному имени, развивать самосознание. Упражнять в технических умениях лепки пластилином комбинированным способом, рисования цветными фломастерами, познакомить с техникой рисования тушью и/или гелевой ручкой. Развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор. | Подгрупповое занятие | Репродукции автопортретов художников (М. Сарьяна, В. Ван Гога, П. Гогена и др.); дощечка, цветной пластилин, влажная салфетка для рук, стека. |
20 | II/XII | «Моя буква (Главная буква. Буква «Я»)». | Подгрупповое занятие | Алфавит, иллюстрации с изображением буквиц, изготовленные вручную бумажные макеты витражей; ½ альбомного листа, цветные фломастеры. | |
21 | II/XII | «Возраст человека: молодой – старый (Двенадцать месяцев)». | Подгрупповое занятие | Календарь, иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев», репродукции мужских портретов, выполненных разными графическими материалами (Рембрандт, А. Матисс, П. Пикассо, М. Врубель, В. Серов и др.); ¼ альбомного листа, тушь, перо или чёрная гелевая ручка. | |
22 | II/XII | «Образы природы в народных праздниках (Масленица)». | Формировать представление детей об образах природы в народных праздниках, предметах быта. Продолжать знакомство детей с жанром живописи – портретом. На основе знаний о декоративно – прикладном промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая характер орнамента того или иного вида декоративно – прикладной росписи. Развивать фантазию в изображении сказочных построек: терема, дворца – передавать характерные особенности их внешнего вида; развивать самостоятельную и творческую активность при создании фантазийных образов чудо – планеты. Закрепить знания о холодных и тёплых цветах, оттенках, способах их получения и осознанного использования в рисования. Упражнять в технике обрывной аппликации, симметричном вырезывании. Развивать технические умения рисования графитным карандашом, закрашивания изображений цветными фломастерами и гуашью. Развивать аккуратность при работе с клеем. Продолжать упражнять технические умения в рисовании восковыми мелками и перекрывании изображения акварельными красками «по – сырому» тёмными цветами по светлому рисунку и светлыми цветами по тёмному рисунку. Развивать технические умения рисования на планшетах. | Подгрупповое занятие | Эскизы костюмов Масленицы; цветная бумага, цветная бумага с весёлыми рисунками, цветные журнальные страницы, клей ПВА или клейстер, кисточка, клеёнка, тряпочка, альбомный лист. |
23 | II/XII | «Образы времён года в искусстве (Костюм Зимы, Весны, Лета или Осени)». | Подгрупповое занятие | Репродукций женских портретов (М. Караваджо, С. Боттичелли, Х. Рембрандт, В. Серов, К. Сомов, З. Серебрякова и др.); тонированный альбомный лист, шаблон бумажного платья, цветные фломастеры. | |
24 | III/XII | «Дом для Зимы, Весны, Лета или Осени (Замок – сосулька, терем – цветок и т.п.)». | Подгрупповое занятие | Репродукции различных архитектурных построек; дидактическое пособие «Тёплые и холодные цвета»; альбомный лист, цветные фломастеры или гуашь – на выбор детям, кисти 2-х размеров, баночка с водой, палитра для смешивания красок, фланелевая тряпочка для просушивания кисти. | |
25 | III/XII | «Образы времён года в искусстве (Посуда)». | Подгрупповое занятие | Посуда, выполненная народными мастерами (Хохлома, Гжель, Жостово, Городец); дидактическое пособие «Тёплые и холодные цвета»; альбомный лист, простой карандаш, ножницы, восковые мелки, акварельные краски, кисти 2-х размеров, баночка с водой, фланелевая тряпочка. | |
26 | III/XII | «Весенние праздники (Первые цветы. Вербное воскресенье)». | Подгрупповое занятие | Планшеты, альбомный лист, карандаш (занятие на свежем воздухе) | |
27 | III/XII | «Чудо – планета». | Подгрупповое занятие | Космические пейзажи художников – фантастов; альбомный лист, гуашь, кисти 2-х размеров, баночка с водой, фланелевая тряпочка. | |
Тема: «Мир искусства (В мире литературных образов)» | |||||
28 | IV/XII | «Любимые сказки (Волшебная палочка и/или Волшебная дверь в сказку)». | Закреплять умение рассматривать иллюстрации к книгам, отмечать художественную выразительность образов. Продолжать знакомить детей с жанром портрета, применять знания и умения, полученные при знакомстве с портретом на практике. Упражнять в технических умениях вырезывания ножницами, симметричной аппликации, работы с клеем. Развивать конструктивные навыки при работе с бумагой. Упражнять в рисовании углём, сангиной (торцом и плашмя); закрашивании изображений фломастерами и гуашью. Упражнять в рисовании концом кисти и всем ворсом. Развивать творческое воображение, фантазию. | Подгрупповое занятие | Иллюстрации с изображением волшебных предметов, волшебной палочки; альбомный лист, цветная бумага, клей ПВА или клейстер, кисточка, ножницы, клеёнка, тряпочка. |
29 | IV/XII | «Волшебные предметы (Волшебный сосуд)». | Подгрупповое занятие | Иллюстрации с изображением волшебных сосудов (горшок, лампа Алладина, ваза и т.д.); альбомный лист, карандаш, ножницы, фломастеры и/или гуашь – на выбор детям, баночка с водой, кисти 2-х размеров, тряпочка. | |
30 | IV/XII | «Волшебные предметы (Ковёр – самолёт)». | Подгрупповое занятие | Репродукции картин художников (В. Васнецова «Ковёр – самолёт», Н. Рериха «Ковёр – самолёт» и др.); изделия декоративно – прикладного характера; ножницы, цветная бумага, клей ПВА или клейстер, кисточка, клеёнка, тряпочка. | |
31 | IV/XII | «Волшебные предметы (Шапка – невидимка)». | Подгрупповое занятие | Иллюстрации к сказкам, в которых главному герою помогает шапка – невидимка; репродукции мужских и женских портретов в головных уборах (А. Венецианов, К. Брюллов, В. Серов, А. Матисс, В. Суриков и др.); альбомный лист, уголь, сангина – на выбор детям. | |
32 | V/X | «Сказочные герои (Богатыри и/или Варвара краса – длинная коса)». | Закрепить понятие «портрет». Упражнять в применении имеющихся знаний на практике. Закреплять умения рассматривать иллюстрации к книгам, находить сходство и различия между сказочными героями и реальными людьми, развивать умение видеть в иллюстрациях, рисунках средства выразительности и выбирать материалы, максимально способные отразить это. Закрепить умение строить композицию рисунка. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственной работы. Упражнять в технических умениях рисования разнообразными художественными материалами, работать в смешанных техниках (например, восковые мелки и акварельные краски). Развивать технические умения лепки из глины. Упражнять в технических умениях конструктивной деятельности с природным материалом. | Подгрупповое занятие | Репродукции произведений В. Васнецова («Богатыри», «Витязь на распутье», «Бой скифов со славянами», «Гусляры»), П. Корина («Александр Невский»), М. Авилова («Поединок Пересвета с Челубеем») и др.; книжные иллюстрации (И. Билибин, В. Васнецов и др.); дидактическое пособие «Мимика лица»; репродукции гербов г. Москвы и г. Егорьевска; альбомный лист, уголь, сангина, пастель, восковые мелки, акварельные краски и гуашь, кисти 2-х размеров, баночка с водой, тряпочка – на выбор детям. |
33 | V/X | «Сказочные существа (Русалка, Водяной)». | Подгрупповое занятие | Книжные иллюстрации, в которых главные герои живут под водой; альбомный лист для рисования акварелью, восковые мелки, акварельные краски, большая кисть, баночка с водой, тряпочка. | |
34 | V/X | «Сказочные существа (Кентавр, Полкан)». | Подгрупповое занятие | Глиняные игрушки и статуэтки из других материалов с образом Полкана (дымковская, абашевская, каргопольская и др.); иллюстрации с изображением солнечных знаков; дощечки, глина, ёмкость с водой для смачивания рук. | |
35 | V/X | «Обобщающее занятие (Итоговая выставка детских работ. Диагности-ческий рисунок)». | Подгрупповое занятие | Оформленная выставка детских работ за год; альбомный лист, простой карандаш и цветные карандаши, природные материалы для создания творческой композиции. |
Примерное тематическое планирование игр, занятий для детей 6-7 лет
№ п/п | Месяц, год | Тема | Программные задачи | Форма проведения | Дидактический материал, оборудование | |
Тема: «Мир природы» | ||||||
1 | IX/XI | «Введение (Рисунок на свободную тему)». | Развивать умение видеть единство средств выразительности рисунка, колорита и композиции – в передаче отношения художника к красоте окружающего мира. Формировать умение общаться по поводу картин, высказывать свои суждения и доказательные оценки, используя образные эмоционально – эстетические и искусствоведческие термины. Развивать умение различать деревья по силуэту и кроне. Развивать композиционные умения. Закреплять умение использовать в передаче настроения краски тёплого и холодного цветов. Упражнять в технических приёмах рисования карандашами (закрашивание, изображение одной непрерывной линией), акварельными красками в технике «по – сырому». Совершенствовать умение смешивать краски для получения нового цвета. | Подгрупповое занятие | Детские рисунки предыдущих лет; альбомный лист или ½ альбомного листа – на выбор детям для рисунка на свободную тему, ¼ альбомного листа; простой и цветные карандаши (С учётом, что диагностические рисунки выполняются не за 5- 10 мин, а за 30 мин – по 15 мин на каждый рисунок. Если время на рисование выделяется 5 – 10 мин на каждый рисунок, то в таком случае необходимо более жёстко стандартизировать для каждого ребёнка формат бумаги для свободного рисунка в ½ альбомного листа и применять не цветные карандаши, а фломастеры (из – за их «скользящего» движения по поверхности листа (следует учитывать, что это несколько преуменьшит диагностическую ценность рисунка)). | |
2 | IX/XI | «Образы неба (Краски неба и краски моего настроения изменчивы. Небесные переливы)». | Подгрупповое занятие | Репродукции неба в разное время суток и погоды (Н. Рерих, К. Юон, К. Моне и др.); альбомный лист для рисования акварелью, акварельные краски, большая кисть, баночка с водой, фланелевая тряпочка. | ||
3 | IX/XI | «Образы деревьев (Деревья долгожители. Баобаб, дуб)». | Подгрупповое занятие | Репродукции с изображениями Африки, деревьев: кипариса, пальмы, баобаба; репродукции с изображением дуба; репродукции произведений художников, работающих в технике силуэта (Ф. Толстой, Е. Кругликова, Г. Нарбут и др.), альбомный лист (или заготовленный на прошлом занятии фон), простой карандаш. | ||
4 | IX/XI | «Образы земли и неба (Лестница в небо. Радуга)». | Подгрупповое занятие | Дидактическое пособие «Основные и дополнительные цвета»; репродукции пейзажей с изображением радуги, фоторепродукции; альбомный лист, гуашь красная, синяя, желтая, палитра для смешивания цветов, большая кисть, баночка с водой, | ||
5 | X/XI | «Образы растений (Экзотические растения. Кактус, алое)». | Развивать умение как можно точнее передавать образ объектов природы через прорисовку мелких деталей. Продолжать знакомить с жанром портрета. Развивать эмоционально – эстетическую отзывчивость при сравнительном восприятии музыкальных произведений, любовь к природе. Развивать аналитико синтетическое восприятие творчества художника Д. Арчимбольдо, замечать разные средства выразительности, которые он применяет (ритм, цвет, композицию). Обучать детей составлению композиции натюрморта (выделение в нём композиционного центра, расположение предметов на широкой поверхности «ближе» и дальше», передача частичной загороженности предметов). Познакомить с умением использовать двухцветный мазок для изображения осенних листьев с оттенками. Развивать умение различать в оттенках цвета его составные: жёлто – зелёный, жёлто – оранжевый, красно – оранжевый, зелёно – синий. Упражнять в развитии технических умений рисования пастелью масляной и художественной, закреплять технические навыки работы с кистью. | Подгрупповое занятие | Репродукции с изображением экзотических растений, кактусов; ½ листа бархатной бумаги формата А4, пастель художественная (сухая). | |
6 | X/XI | «Образы природы (Портрет волшебницы Природы в осенних нарядах)». | Подгрупповое занятие | Репродукции произведений Д. Арчимбольдо; П. Чайковский «Осенняя песнь»; образ Флоры (изображение либо кукла); альбомный лист бумаги, гуашь, акварельные краски, кисти 2-х размеров, баночка с водой, тряпочка, пастель масляная, уголь – на выбор детям, влажная салфетка для рук. | ||
7 | X/XI | «Зеркало природы – вода (Отражение)». | Подгрупповое занятие | Репродукции картин природы, на которых изображено отражение деревьев, облаков, домов и т.п. в воде (И. Левитан «Большая вода» и др.); альбомный лист для рисования акварелью, гуашь, акварельные краски, кисти 2-х размеров, баночка с водой, тряпочка. | ||
8 | X/XI | «Осенние дары (Ваза с плодами)». | Подгрупповое занятие | Муляжи или реальные фрукты; репродукции картин натюрмортов (И. Хруций, Я. Иорданс, И. Машков и др.); две композиции натюрморта; планшеты, альбомный лист, пастель масляная. | ||
Тема:«Мир животных» | ||||||
9 | XI/XI | «Образы птиц (Страус – самая крупная птица на Земле. Фламинго – дивная птица)». | Формировать эмоционально – ценностное отношение к миру природы, экологическую культуру. Формировать представления об индивидуальной манере творчества некоторых художников, графиков, скульпторов. Сформировать обобщённое представление о внешнем облике птиц, животных, понимание, что птицы, животные сходны по строению, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей. Формировать умения передавать в рисовании и лепке характерные особенности птиц, животных, изображать их в разных позах и движении. Формировать у детей понимание необходимости обследования предметов перед их изображением. Упражнять в технических умениях создавать изображение оттиском. Развивать технические умения лепки, рисования красками, концом кисти, замещающими кисть инструментами – ватной палочкой, пастелью. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственной работы. | Подгрупповое занятие | Репродукции различных птиц, страуса, фламинго, произведений художников – анималистов (И. Ефимов, В. Ватагин и др.); глобус; дощечка, пластилин. | |
10 | XI/XI | «Образы экзотических животных (слоны, носороги, бегемоты, львы)». | Подгрупповое занятие | Репродукции с изображением африканских животных; макет бегемота; репродукции картин художника Э.С. Тингатинга и его последователей; тонированный альбомный лист, гуашь чёрная и белая, баночка с водой, кисти 2-х размеров, тряпочка, ёмкость с тушью и поролоном, вырезанная из пенопласта фигурка бегемота – для рисования техникой оттиска. | ||
11 | XI/XI | «Образы экзотических животных («На озере Чад изысканный бродит жираф»)». | Подгрупповое занятие | Физическая карта Африки (упрощённый вариант); презентация «Африка»; композиция «Африканская саванна»; репродукции картин художника Э.С. Тингатинга и его последователей; тонированный в соответствии с темой альбомный лист, кисти 2-х размеров, ватные палочки, баночка с водой, тряпочка, влажная салфетка для рук, гуашь чёрного и белого цветов, вырезанная из пенопласта фигурка жирафа, ёмкость с тушью и поролоном – для выполнения изображения в технике оттиска. | ||
12 | XI/XI | «Образы диких животных (У зверей тоже бывают папы и мамы. Кенгуру и кенгурёнок)». | Подгрупповое занятие | Глобус; репродукции с изображением кенгуру; альбомный лист, пастель масляная. | ||
13 | XII/XI | «Образы насекомых (Букашки – таракашки. Мухи. Комары. Бабочки. Стрекозы и др.)». | Продолжать формировать эмоционально – ценностное отношение к миру природы, экологическую культуру. Познакомить детей с одноцветной книжной графикой, с её средствами выразительности (линии разной толщины, штрихи разного характера и др.). Показать использование в угольных рисунках (или сангиной) умение изображать особенности шерсти животных, оперения птиц штрихами разного характера, разным нажимом. Продолжать формировать обобщённое представление о внешнем облике птиц, животных, насекомых. Формировать умение передавать в рисунках, конструировании характерные особенности разных птиц, животных, насекомых и изображать их в разных позах и движении (сидит, клюёт, летит, оглядывается и др.). Упражнять в технических умениях вырезывания ножницами, работы с клеем, конструировании, рисовании углём, сангиной, тушью, гелевой ручкой. | Подгрупповое занятие | Репродукции различных насекомых; иллюстрации к произведениям К.И. Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище»; ½ альбомного листа, тушь, перо или чёрная гелевая ручка. | |
14 | XII/XI | «Образы животных в творчестве художников – анималистов». | Подгрупповое занятие | Репродукции произведений известных анималистов (В. Ватагин, И. Ефимов, Е. Чарушин и др.); репродукции с изображением наскальных рисунков; альбомный лист, уголь или сангина. | ||
15 | XII/XI | «Образы животных – символов Нового года (Карнавальная маска животного)». | Подгрупповое занятие | Репродукции календарей с изображением животных, соответствующих восточному календарю; | ||
16 | XII/XI | «Образы животных (Обобщающее занятие)». | Подгрупповое занятие | Выставка творческих работ по тематическому блоку «Мир животных»; . | ||
Тема: «Мир человека» (Мир фантазий и увлечений) | ||||||
17 | I/XII | «Мои друзья (Парный портрет. Моя семья)». | Продолжать формировать представление о понятии «портрет» и применять имеющиеся знания на практике. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения. Обучать приёмам создания композиций (расположению изображений на листе бумаги). Развивать умение изображать в рисунке главное, то есть те предметы, которые отображают содержание данной темы. Упражнять в передаче в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве. Направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей. Способствовать восприятию наблюдений явлений окружающего мира, необходимых для выполнения сложного рисунка. Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) в замысливании образа, поиске своеобразного содержания, применении разнообразных средств выразительности: композиции, колорита. Упражнять в технических умениях рисования фломастерами, карандашами, углём, пастелью. | Подгрупповое занятие | Репродукции детских портретов (Д. Веласкес, М. Сарьян, З. Серебрякова, Д. Жилинский и др.); ½ альбомного листа или альбомный лист – на выбор детям; цветные карандаши (фломастеры) или пастель художественная – на выбор детям. | |
18 | I/XII | «Едем в страну выдумляндию или вообразилию (Выдумлянд-ский, фантастиче-ский транспорт)». | Подгрупповое занятие | Репродукции разных транспортных средств (наземных, воздушных, водных); детские рисунки прошлых лет; ½ альбомного листа или альбомный лист – на выбор детям; цветные карандаши или фломастеры – на выбор детям. | ||
19 | I/XII | «В стране Лилипутии (Я – великан)». | Подгрупповое занятие | Иллюстрации к произведениям Д. Свифта «Путешествие Гулливера» и Л. Кэррола «Приключения Алисы в стране чудес»; альбомный лист, уголь. | ||
20 | II/XII | «Рядом с высокой башней я – лилипут, я – гном». | Подгрупповое занятие | Иллюстрации Библии для детей; репродукции с изображением Эйфелевой башни и другие репродукции с изображением зданий – великанов (Пизанская башня и др.); альбомный лист, фломастеры. | ||
21 | II/XII | «Холодное царство (Холодный колорит. Царство живописи)». | Развивать у детей стремление и желание широко и свободно ориентироваться в цветовой действительности. Закреплять понятие «холодные и тёплые» цвета. Направлять внимание детей на сравнение цветов и оттенков в природе, в предметной среде, развивать умение видеть красивые сочетания цветов. Выделять холодные и тёплые тона и оттенки, видеть их богатство. Продолжать формировать представление об изменении цветовой палитры в зависимости от времени года. Развивать творчество в подготовке цветового фона для рисования, используя разные техники покрывания бумаги цветом (одним цветом – поролоном или большой плоской кистью, размывка, вливание цвет в цвет, набрызг и др.). Закреплять умение смешивать два цвета для получения нужного оттенка или нового цвета. Упражнять в технических умениях рисования гуашью, силуэтного вырезывания ножницами. Развивать воображение, инициативу, фантазию. | Подгрупповое занятие | Дидактическое пособие «Холодные цвета»; иллюстрации к сказкам о Снежной королеве, Деде Морозе; репродукции с изображением различных архитектурных построек; предметы декоративно – прикладного характера с холодной цветовой гаммой; альбомный лист, гуашь холодных цветов, палитра для смешивания красок и получения оттенков, кисти 2-х размеров, баночка с водой, тряпочка. | |
22 | II/XII | «Тёплое царство (Царство Живописи. Тёплая гамма цветов)». | Подгрупповое занятие | Дидактическое пособие «Тёплые цвета»; репродукции различных архитектурных построек; предметы декоративно – прикладного характера с тёплой цветовой гаммой; тонированная бумага в чёрный, коричневый или синий цвет формата А4, гуашь тёплых цветов, палитра для смешивания красок и получения оттенков, кисти 2-х размеров, баночка с водой, тряпочка. | ||
23 | II/XII | «Тёплое царство (Путешествие на Африканский континент. Ребята – негритята. Африканские маски)». | Подгрупповое занятие | Репродукции с изображением портретных образов негритянского населения, ритуальных украшений, масок; дидактическое пособие «Холодные и тёплые цвета»; картон, простой карандаш, ножницы, гуашь, палитра для смешивания красок и получения оттенков, кисти 2-х размеров, баночка с водой, тряпочка. | ||
24 | III/XII | «Серебряное королевство (Чёрная, Белая и Серая краски)». | Формировать и развивать понятие контрастных цветов и контрастных образов. Обучать детей умению работать с рисунками с контрастными образами, построенными на мягких и угловых линиях. Отработка точности в движении руки при рисовании кистью и вырезывании ножницами. Развивать навыки работы со сложными смысловыми композициями, орнаментами, при рисовании которых движение кисти руки похоже на движение руки при письме. Формировать умение последовательно строить работу. Упражнять в технических умениях рисования гуашью, тушью, гелевой ручкой, вырезывания ножницами и работы с клеем. | Подгрупповое занятие | Дидактическое пособие по цветоведению «Ахроматические цвета»; репродукции различных архитектурных построек, иллюстрации к сказкам про Кощея Бессмертного, царевну Несмеяну; тонированный альбомный лист, гуашь белая и чёрная, палитра для смешивания красок и получения оттенков, кисти 2-х размеров, баночка с водой, тряпочка. | |
25 | III/XII | «Шахматное королевство (Королевство Графики. Белое – на чёрном, чёрное – на белом)». | Подгрупповое занятие | Шахматы, репродукции с изображением средневековых рыцарей, королей и королев; иллюстрации к произведению Л. Кэррола «Алиса в Зазеркалье»; ¼ альбомного листа, тушь, перо или чёрная гелевая ручка. | ||
26 | III/XII | «Шахматное королевство (Королевство Графики. Сказочный, средневековый замок)». | Подгрупповое занятие | Репродукции средневековых замков Франции, Германии, Польши, Чехии и др.; наглядное пособие «Белое – на чёрном, чёрное на белом»;. | ||
Тема: «Мир искусства» (Искусство разных континентов («Мы путешественники»)) | ||||||
27 | III/XII | «Пять континентов (Как много в мире стран!)». | Формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, его населению. Развивать целенаправленное внимание при рассматривании жителей разных стран, архитектурных особенностях их жилища, находить общее и различия. Упражнять в технических умениях рисования фломастерами, гуашью, пастелью, в смешанной технике восковыми мелками и акварельными красками.. | Подгрупповое занятие | Глобус, репродукции с изображением туристического снаряжения; репродукции с изображением городов Золотого кольца России; альбомный лист, чёрный фломастер. | |
28 | IV/XII | «Путешествие на Африканский континент (Путешествие по Египту. Пирамиды)». | Подгрупповое занятие | Репродукции с изображением пирамид Египта; пантеона древних египетских богов и фараонов;. | ||
29 | IV/XII | «Путешествие по Азии (Полёт над Кавказскими горами)». | Подгрупповое занятие | Репродукции с изображением традиционного жилища горцев – сакли, горными пейзажами; альбомный лист, серый и чёрный фломастеры. | ||
30 | IV/XII | «Путешествие на Американский континент (Зарубежные друзья. Ребята – индейцы с разрисованными лицами и перьями на голове)». | Подгрупповое занятие | Глобус, репродукции с изображением коренного населения Америки – индейцев; альбомный лист, гуашь или пастель масляная и художественная – на выбор детям, палитра для смешивания красок и получения оттенков, кисти 2-х размеров, баночка с водой, тряпочка. | ||
31 | IV/XII | «Образы людей разных национальностей (Сказки и мифы народов мира. Национальный костюм)». | Подгрупповое занятие | Репродукции с изображением людей в различных национальных костюмах (С. Чуйков «На набережной Бомбея вечером», «Девушка с медным кувшином» и др.); альбомный лист для рисования акварелью, восковые мелки, акварельные краски, кисти 2-х размеров, баночка с водой, тряпочка. | ||
32 | V/XII | «Москва – столица нашей Родины («Я иду, шагаю по Москве…»)». | Продолжать развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения. Обучать приёмам создания композиций (расположению изображений на листе бумаги). Развивать умение изображать в рисунке главное, то есть те предметы, которые отображают содержание данной темы. Упражнять в передаче в рисунке, лепке, аппликации своего эмоционального отношения к изображаемому. Закрепить знания жанров живописи: пейзаж натюрморт, портрет. Формировать технические навыки в лепке, рисовании, аппликации – в зависимости от выбранных ребёнком материалов, конструировании. Формировать умение обсуждать композицию рисунка или другого вида творческой работы. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственной работы. | Подгрупповое занятие | Репродукции Кремля и Красной площади, собора Василия Блаженного, материалы на выбор детей. | |
33 | V/XII | «Обобщающее занятие (Моя страна. Мой дом. Мой детский сад)». | Подгрупповое занятие | Фотографии детского сада, различных мероприятий с участием детей, материалы на выбор детей. | ||
34 | V/XII | «Цветы весны («В гостях хорошо, а дома лучше»)». | Подгрупповое занятие | Репродукции произведений художников: П. Кончаловского «Сирень», В. Дмитриевского «Черёмуха цветёт», Д. Налбандяна «Сирень», А. Герасимова «После дождя», С. Герасимова «Сирень», М. Сарьяна «Цветы» и др.; материалы на выбор детей. | ||
35 | V/XII | «Обобщающее занятие (Итоговая выставка. Диагностический рисунок)». | Подгрупповое занятие | Оформленная выставка детских работ за год; ½ альбомного листа, простой карандаш и цветные карандаши, природные материалы для создания творческой композиции. | ||
Приложение 2
Виды нетрадиционных техник рисования
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж
(грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Список используемой литературы:
1.«Изобразительная деятельность в детском саду»(планирование, методические рекомендации), И.А. Лыкова. Творческий центр «Сфера»2009 год
2.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под. ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
3. «Учимся рисовать» Г.П.Есафьева. Ярославль «Академия развития» 2010 год
4.Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно – воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы), Копцева Т.А. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы
Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование....
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Волшебная паутинка»
Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самооп...
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей старшей группы
планирование кружка...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...