Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию на тему: « Путешествие в галерею художника П.М.Гречишкина» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию
на тему: « Путешествие в галерею художника П.М.Гречишкина»
в подготовительной группе.
Автор: Сорокина Г.Н.
Воспитатель первой
квалификационной категории
с. Ладовская Балка
Красногвардейский район
Ставропольский край
2017год
Цель:
Познакомить детей с творчеством Ставропольского художника П.М. Гречишкина и его картинами.
Задачи:
Научить детей видеть красоту природы в произведениях художника.
Учить детей сравнивать картины, написанные на одну тему.
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях.
Обогащать словарь детей эстетическими и искусствоведческими терминами (пейзаж, композиция, теплые, холодные тона и т.д.).
Воспитывать уважительное отношение к художникам, прославившим Ставропольский край.
Воспитывать любовь к природе Ставропольского края.
Предварительная работа: Знакомство с творчеством художников Ставропольского края, беседы о родном крае, о музеях и картинах, наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций о Ставрополье и Северном Кавказе, чтение и разучивание стихов о Ставрополье.
Оборудование:
Репродукции картин Ставропольского художника П.М. Гречишкина «Ставропольский лес», «Зимний лес», «Цветущая степь», картинки для д/игры «Художник и его помощники», аудиозапись «Звуки леса», материал для рисования.
Ход деятельности
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А чтобы узнать в какое путешествие, вы должны отгадать загадку:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть,
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …
Дети: Художник.
Воспитатель: А вы, знаете, кто такой художник? (Ответы детей).
-Правильно, художник – человек, который занимается изобразительным искусством, создаёт картины, пишет картины. Художником может стать только тот, кто хорошо рисует, потому, что рисунок – это основа любого изображения.
Художник - это человек, который умеет видеть прекрасное в обыкновенном, запоминает свои впечатления и знает, как выразить на бумаге свои мысли и фантазии.
-Ребята, а где хранят свои работы художники? (Ответы детей).
-Правильно, некоторые произведения художников хранятся в музеях и картинных галереях.
-А что нужно художнику для того, чтобы написать картину, мы узнаем поиграв в игру.
Дид.игра «Художник и его помощники».
(Дети выбирают нужные картинки и объясняют свой выбор).
Вос-ль: Ребята, послушайте одно хорошее стихотворение:
Если видишь на картине
Нарисована река.
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется - пейзаж.
Вос-ль: А, как называются художники, рисующие пейзаж?
Дети: Художниками -пейзажистами.
Вос-ль: Ребята, назовите каких художников-пейзажистов Ставропольского края вы знаете.
Дети: Кленов В.Г., Голубева В.Н., Смирнов В.В., Гречишкин П.М.
Вос-ль: Правильно. И вот сегодня мы с вами отправляемся в галерею на выставку картин художника-пейзажиста П.М. Гречишкина.
Презентация «Знакомство с творчеством Ставропольского художника П.М. Гречишкина».
Вос-ль: Павел Моисеевич Гречишкин родился 16 января 1922 г. в селе Татарка Шпаковского района. Маленький Павел свой досуг проводил на природе. Взяв с собой листы бумаги и краски, он уходил из дома на весь день, а когда возвращался, приносил в сумке первые этюды.
-П.М.Гречишкин – это талантливейший пейзажист, значительную часть своего творчества он посвятил воспеванию природных красот как Ставрополья и Северного Кавказа, так и других уголков России.
-В годы ВОВ П.М.Гречишкин находился в действующей армии. После возвращения домой, он полностью посвятил себя живописи – рисованию картин о природе. Он много работал, участвовал в городских, краевых и других выставках. На его счету сотни произведений, многие из которых были переданы художником в дар городу Ставрополю. В знак признания его творчества открыта картинная галерея, которая в своей экспозиции насчитывает 430 живописных произведений автора.
-Его заслуги были справедливо отмечены высокими государственными наградами: медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945гг», орденами «Знак Почета» и Октябрьской революции, ему присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
П. М. Гречишкин умер в 2009 году, его похоронили в городе Ставрополе.
Вос-ль: Я предлагаю вам рассмотреть его известные картины.
Вос-ль: Рассмотрим картину «Ставропольский лес». Что главное на этой картине?
Дети: Деревья.
Вос-ль: Какие деревья изобразил художник?
Дети: Высокие, стройные.
Вос-ль: Скажите, когда он рисовал картину «Ставропольский лес»?
Дети: Осенью.
Вос-ль: Почему вы так думаете?
Дети: Деревья надели желтые платья.
Вос-ль: Каких цветов больше темных или светлых, ярких?
Дети: Светлых, ярких.
Вос-ль: Как еще можно назвать осенний лес.
Дети: Золотым.
Вос-ль: Изображено ли солнце на картине?
Дети: Нет.
Вос-ль: А что вы видите вместо него?
Дети: Лучи и кусочек голубого неба.
Вос-ль: Как они изображены художником?
Дети: Они пробиваются сквозь листья деревьев.
Вос-ль: Правильно, ребята, от этого картина П. М. Гречишкина еще более светлая, яркая, золотая, теплая.
-Ребята, а как вы думаете тихо в лесу или дует ветерок?
Дети: Дует ветерок.
Вос-ль: А как вы это определили?
Дети: Художник изобразил покачивающиеся деревья и листья, которые еще не долетели до земли.
Вос-ль: Опишите мне землю в лесу?
Дети: Она так же покрыта золотыми, желтыми, коричневыми листьями, от этого она кажется такой же золотой, как и деревья.
Вос-ль: Посмотрите, а что это за темные пятна на земле?
Дети: Это следы от мокрых серых камней.
Вос-ль: А почему вы решили, что камни мокрые?
Дети: Потому что течет ручей.
Вос-ль: Правильно, ребята, когда камни мокнут от воды, они темнеют, вот и художник изобразил серые и черные камни по берегам ручья.
-На каком плане картины художник изобразил ручей?
Дети: На передним.
Вос-ль: Ручей большой или маленький?
Дети: Маленький.
Вос-ль: Что на картине можно сравнить с ручьем?
Дети: Кусочек голубого неба.
Вос-ль: Ребята, как вы думаете, какой был день?
Дети: Солнечный. Листья переливаются под лучами солнца. Небо голубое. Вос-ль: Посмотрите, внимательно как стоят деревья, озаренные солнцем. Лучи солнца как-будто играют в водах ручья. Рядом с высокими и стройными деревьями тянутся молодые деревца. Это детки деревьев прибежали на опушку, ближе к ручью, где больше солнца. Особую жизнь картине придает игра света и тени. Солнечный свет словно омывает, оглаживает каждый в отдельности золотистый листок.
-Какими тонами краски выполнена картина?
Дети: Эта картина выполнена теплыми тонами краски.
Вос-ль: Давайте попробуем описать листья деревьев, небо, ручей.
(Заслушивает 2-3 рассказа).
Дети: Листья горят как-будто на солнце, листья, как золотые монетки, как солнечные лучики.
Восль: А как вы думаете, почему художник так назвал картину «Ставропольский лес»?
Дети: Потому, что он изобразил лес в городе Ставрополе, где он родился и вырос.
Вос-ль: Правильно, ребята, в этом и заключается сила – среди множества красивых мест в лесу художник сумел выделить главное, что сам видел, переживал, поэтому и сумел создать образ леса, присущий городу Ставрополю.
Физминутка «Ветер тихо клен качает»
Ветер тихо клен качает,
Вправо ,влево наклоняет:
Раз – наклон и два – наклон, зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево).
Вос-ль: Посмотрим на картину «Зимний лес», когда она изображалась, как вы думаете?
Дети: Зимой.
Вос-ль: Как изобразил зимний лес художник?
Дети: Зима изображена в холодных тонах, белый, голубой, сероватый, даже солнце бледное, не так как осенью и летом.
Вос-ль: Ребята, как вы думаете, в какое время года лес красивее всего?
Дети: Летом, осенью, зимой, весной.
Вос-ль: Вы правы, ребята, лес красив в любое время года.
- Ребята посмотрите на обе картины и скажите что общего в этих картинах?
Дети: Мы видим лес. Пейзаж. Красивый лес.
Вос-ль: Посмотрим внимательнее на картину «Зимний лес». Мы заметили тот же ручей, те же склоны с высокими деревьями, не так ли? А вы знаете почему?
Дети: Эти две картины в одном и том же лесу в городе Ставрополе.
Вос-ль: А теперь рассмотрим пейзаж П.М. Гречишкина «Цветущая степь».
-Что вы видите на картине?
Дети: Цветущую луговую степь, много белых, синих, желтых, лиловых полевых цветов, обдуваемых степным ветром.
Вос-ль: Какое время года изобразил художник?
Дети: Лето.
Вос-ль: Что вы видите на переднем плане? На дальнем?
-Какая степь на картине?
Дети: Солнечная, бездонная, разноцветная, яркая, большая , широкая, бескрайняя, бесконечная, необъятная, светлая, чудная.
Вос-ль: Обратите внимание на летнее небо. Как можно рассказать красиво о нем? Что вы видите в небе?
- Вглядитесь в картину и скажите, ребята, что вы чувствуете?
-Ребята, смотря на пейзаж «Цветущая степь» сразу вспоминаешь строки из известных вам стихотворений.
Ребенок:
Колокольчики мои,
Цветики степные.
Что глядите на меня.
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь нескошенной травы
Головой качая?
(А. Толстой)
Ребенок:
Полевые цветы в одеянии просты,
Скромный взгляд их застенчив и трепетно кроток,
Но дыханьем живым так полны и чисты,
Что затмят чары дивных, заморских красоток.
Их природа, лаская, растила сама,
Словно мать своё чадо, храня и лелея.
Отдала всю себя им до капли, сполна,
Чем богата сама, ничего не жалея!
В колыбели качали их ночью ветра,
Родники и дожди свежей влагой поили,
А палящего солнца дневная жара
Волю к жизни и силы у них закалили
(Ольга Борисова)
Вос-ль: Ребята, а вы любите рисовать? Я предлагаю превратиться в настоящих художников и нарисовать свои картины на тему: «Весенний пейзаж». Но сначала сделаем физминутку.
Физминутка «Юные волшебники».
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Будем дружно рисовать,
И картины создавать.
(Дети рисуют под спокойную музыку).
По окончанию работы, выставка картин, дети дают название своей картине и рассказывают о ней.
Итог занятия.
Вос-ль:
-Ребята, о каком художнике пейзажисте мы сегодня говорили?
-Как называются картины, которые мы рассматривали?
-Что мы сегодня рисовали?
-Какое настроение вы хотели передать в своей картине?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей подготовительной группы
Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей подготовительной группыЦель:...
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому творчеству (лепка) на тему «Веточка мимозы»
В данном материале предоставлено описание работы с детьми среднего возраста детского сада. На занятии дети знакомятся с нетрадиционной техникой изображения - пластилинографией. В конспект вк...
Конспект занятия НОД по речевому развитию на тему « Составление творческих рассказов « Вот какая мама»» для детей подготовительной группы.
Занятие Составление творческого рассказа...
Методическая разработка Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Путешествие в страну правил дорожного движения" для детей подготовительной группы
Данный материал рассчитан для детей подготовительной группы. Ориентирован на формирование у детей необходимых представлений, умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах....
Открытое занятие по социально-коммукативному развитию на тему "Путешествие в страну Добра"
Открытое занятие с самоанализом по социально-коммуникативному развитию в средней группе...
.Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию на тему: «Путешествие по планетам Солнечной системы». Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Конспект очень интересный, насыщенный. Использованы разнообразные методы и приёмы, способствующие развитию интереса детей к данной теме. Детям очень понравилось, они активно работали.Занятие прошло пл...
Конспект открытого занятия деятельности по (речевому развитию) На тему: «Путешествие в страну Красивой речи » для детей подготовительной группы.
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:1.Образовательные- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.- Упр...