Открытое занятие "Хохломская ложка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Блохина Наталья Владимировна

Программное содержание:

- познакомить детей с произведениями мастеров Хохломы;

- продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя характерные элементы узора: травка, ягодки, цветы, листья, основу узора-завиток, который завивает все предметы;

- учить составлять узор на круге (ложке), украшая его завитком, ягодой и травкой;

- учить детей расписывать изделие кистью;

- учить импровизировать, создавая свою композицию, применяя хохломскую палитру красок: красный, черный, зеленый, желтый;

- продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желание их изучать;

- развивать в детях патриотические чувства;

- развивать у детей навыки творческого рассказывания. .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohlomskaya_lozhka.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №92

Детский сад «Веснушка» г.Сургут

Реализация задач образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»  в контексте ФГОС  ДО.

Непосредственная образовательная деятельность.

««Хохломская ложка»».

Возрастная группа: старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет.

Воспитатель:  Блохина Н.В.

Сургут 2016

Программное содержание:

- познакомить детей с произведениями мастеров Хохломы;

- продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя характерные элементы узора: травка, ягодки, цветы, листья, основу узора-завиток, который завивает все предметы;

- учить составлять узор на круге (ложке), украшая его завитком, ягодой и травкой;

- учить детей расписывать изделие кистью;

- учить импровизировать, создавая свою композицию, применяя хохломскую палитру красок: красный, черный, зеленый, желтый;

- продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желание их изучать;

- развивать в детях патриотические чувства;

- развивать у детей навыки творческого рассказывания. .

Предварительная работа: знакомство с экспонатами выставки предметов с хохломской росписью, просмотр презентации «Хохлома».

Оборудование (материалы): предметы декоративно-прикладного искусства (хохломская посуда), иллюстрации с изображением предметов с хохломской росписью, неокрашенная деревянная посуда, иллюстрация с изображением процесса росписи хохломских изделий, таблицы с элементами хохломской росписи («травка», «ягоды»); бумага в форме ложки, гуашь, мягкие кисти, баночки с водой, мягкие тряпочки для снятия лишней краски с кисти.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Звучит мелодия» Кострома» (гр. «Иван-Купала»).

Дети входят в группу.

В о с п и т а т е л ь

Здравствуйте, гости дорогие! Проходите да вставайте поудобнее.

                          Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

За окошком метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

В о с п и т а т е л ь.

Ребята, вы только посмотрите, какой дивной красоты посуда на столе у нашей хозяйки. Вы можете назвать эти предметы? (Ответы детей).

А дома у вас есть такая посуда? (Да)

А вы, из нее кушаете? ( Да, нет и др.)

А вот раньше на Руси ели именно из такой деревянной посуды.

                          Вот посуда расписная!

                          Была и у царя такая,

                         Да вся полюбилась

                         А наша не бьется,

                         Из неё ничего не прольется,

                         Щи из нее вкусней,  

                         Да и каша добрей.

В о с п и т а т е л ь: Ребята, а давайте узнаем у нашей хозяйки, какой деревянной посудой пользовались наши предки. (Воспитатель берет в руки миску и ложку). Ребята, вы узнаете эту посуду? (Ответы детей). 

 Так  вот, наибольшим спросом пользовались, конечно, ложка и миска. Их можно было увидеть и на столе богатого человека, и в избе бедного крестьянина, и на царском пиру. А вы знаете, ребята, для чего использовали миски?  (Ответы детей). Миски служили для вторых блюд и для питья.

В о п и т а т е л ь. А как вы думаете, какой посуды, требовалось больше всего? (Ложек). Почему? (Ответы детей). 

А все дело в том, что в старину вся семья ела из одной большой миски, а вот без своей ложки не мог обойтись никто. Емкость ложки (ее размер) имела большое значение; больше зачерпнешь щей, больше достанется!

В о с п и т а т е л ь. Ребята, мы узнали, что на Руси вторые блюда (кашу) ели из таких вот мисок, а тогда из чего же ели первые, например, щи? (Ответы детей). Ну, что правы наши ребята, хозяюшка?

В старину много делали чаш, в которых подносили еду к столу для всей крестьянской семьи, поэтому они делались особенно широкими и глубокими  (показывает иллюстрацию с изображением чаши), ведь семьи  в те времена были очень большими. И не так-то просто было поднести от печи к столу полную чашу еды.

В о с п и т а т е л ь. А как вы думаете, ребята, какая посуда была самой почетной на столе? (Ответы детей). А давайте спросим у нашей Хозяюшки.

В народе говорили: «Без соли, без хлеба – худая беседа». Соль в те времена была дорога, ее очень берегли. Хлебом солью встречали  дорогих гостей, а нежеланным гостям соль на стол не ставили. Отношение к соли отразилось на ее хранилище – солонке. Посмотрите, какой нарядной, разнообразной по форме делали ее мастера.

В о с п и т а т е л ь. Ребята,  вы внимательно выслушали мой рассказ.

Видите, ребята, как много разной посуды использовали наши предки.

В о с п и т а т е л ь. Но посуда расписная, да  еще с золотом для крестьянина была недоступна, ведь при ежедневном использовании, даже окрашенная, она долго служить не могла. Вот тут-то и призадумались мастера, как сделать посуду такой, чтобы пользоваться ею могли и крестьяне.

Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили. Так появилась посуда с хохломской росписью.

Звучит народная музыка «Заиграю…» (гр. «Иван - Купала»)

В о с п и т а т е л ь. Рассаживайтесь, ребятушки. Расскажу я вам одну легенду. Ее мне еще бабка сказывала: «Говорят, что давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал  насыпать. Прилетала как-то к его порогу Жар-птица. Птица-Жар  задела  золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.

В о с п и т а т е л ь. Это, конечно, легенда (вымысел), но окраска изделий Хохломы, как волшебство, при котором обычное белое дерево приобретает блеск и красоту позолоты.

- Ребята, из чего же сделана эта посуда?  (Из дерева).

- Хохломская посуда, да и не только посуда отличается  тем, что все изделия вытачиваются из дерева мягких пород (липы, березы, ольхи). 

(Воспитатель ставит на стол неокрашенную посуду: поставец, доску, сахарницу, миску, ложку).

Вы узнаете эти предметы?  (Да)  Назовите их и найдите такие же среди хохломской посуды.

(Воспитатель показывает детям деревянную ложку).

В о с п и т а т е л ь. Жизнь такой вот деревянной  ложки начиналась у ложкаря, мастера, изготавливающего ложки.

Дело в том, что баклушей называли кусок дерева определенной величины. Вот такую баклушу ложкарь разрубал на столько кусков, сколько могло получиться ложек. Занятие это не требовало особого умения, старания, отсюда и пошло выражения «бить баклуши», то есть бездельничать, лодырничать.

Но вот еще несколько ударов – и перед вами почти готовая ложка. Затем ее окончательно отделывали. Над выделкой ложек трудились всей семьей.  Отделывали поверхность ложек даже дети.

И вот из такой обычной деревянной посуды мастера сделали золотую хохлому без золота.

А знаете в чем секрет?

А секрет в том, что прежде чем нанести рисунок, посуда покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками (Воспитатель демонстрирует плакат с изображением процесса росписи хохломских ложек), потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще изделия несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось. (Воспитатель показывает ложку с хохломской росписью).    

Загляденье! Не правда ли? Неслучайно, хохломскую роспись называли «золотой».

Р е б е н о к . Роспись хохломская,

                      Словно колдовская,

                      В сказочную песню

                      Просится сама.

                      И нигде на свете

                      Нет таких соцветий –

                      Всех чудес чудесней

                      Наша хохлома!

В о с п и т а т е л ь. Нам пришла посылка ребята, посмотрим что же в ней? А в ней ребята мастера отправили нам заготовки ложек, кончились у мастеров краски и нечем им свои ложки украсить. Поможем мастерам с Хохломы?

Д е т и. Да конечно поможем!

В о с п и т а т е л ь. Наши  ребята умелые да талантливые, и тоже смогут .

 (Ответы детей). Ну вот, видишь, Хозяюшка. Нам нужно только немножко подготовиться.

  • Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите в руки посуду. Давайте внимательно рассмотрим хохломские изделия. Чем они украшены?  (Цветы, ягоды, листья, трава, усики и пр.)

(Воспитатель показывает на одном из изделий травку).

- Травка тоненькая, похожа на реснички, а называют ее хохломские мастера нежно «осочка». Рисовать ее нужно легким движением кончика кисти сверху вниз.  

(Воспитатель показывает образец узора «осочки»).

(Воспитатель в воздухе показывает движением руки рисование осочки. Дети повторяют движение вместе с воспитателем). Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите в руки посуду. Давайте внимательно рассмотрим хохломские изделия. Чем они украшены?  (Цветы, ягоды, листья, трава, усики и пр.)

- Вы заметили, что изделия украшены ягодами. А какие ягоды рисуют своей хохломские мастера? На что они похожи? (Смородина, брусничка, крыжовник, клубничка, рябинка, малинка).

Хохломские мастера изобретают их на свой манер, но они немного похожи на настоящие.

- А какие цвета используют художники в хохломской росписи?  (Красный, черный, золотой).

- Да, три основных цвета и дополнительно к ним желтый и зеленый.

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам выбрать ту ягоду, которую вы нарисуете. Ягоды: брусничка, смородинка, рябинка – рисуются специальной печаткой-тычком.(Воспитатель демонстрирует  печатку-тычок);Ягоды: крыжовник, клубничка, малинка рисуются кистью, а по высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.

Обратите внимание на форму выбранной ягоды, как она украшена  (смородинка, рябинка и клубничка – точками; крыжовник – черточками, малинка – точками и тонкими дугами).

(Воспитатель предлагает 2-3 детям показать и рассказать, как они нарисуют свою ягоду, несколько ягод, веточку).

В о с п и т а т е л ь. Ребята, работа хохломских мастеров требует большого умения и для того, чтобы вы немножко отдохнули перед ответственным делом, я предлагаю вам сыграть в русскую народную игру «Игра с ложкой».

Русская народная игра «Игра с ложкой».

В о с п и т а т е л ь. « Делу время – потехе час». Отдохнули, а теперь пора и потрудиться. А что нам нужно для работы? (Банка с водой, кисть, подставка под кисть, бумага, тряпочка, краски). А какого цвета краски вам потребуются (Черная, красная, зеленая, желтая). А теперь, ребята, я предлагаю вам выбрать величину ложки для росписи. Не забывайте, что сказала Хозяюшка: «Больше зачерпнешь – больше достанется».

(Дети берут с подносов «ложки», вырезанные из бумаги, и садятся на свои рабочие места).

Воспитатель демонстрирует детям образец росписи «ложки».

В о с п и т а т е л ь. Определите форму ложки? (Круглая)

Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор? (Из завитка, травки, ягоды).

(Первым делом на ложке выделяем завиток, который украшен ягодами, травкой).

Расписываем ложки в определенной последовательности: завиток, ягоды, травка.

Какого цвета ваши «ложки»? (Желтого).

Каким цветом мы будем рисовать на желтом фоне? (Красным, черным, зеленым).

Первым делом на ложке выделяем завиток, который украшен ягодами, травкой. Рисовать его будем черной краской.

(Воспитатель движением руки в воздухе показывает рисование завитка, дети повторяют движение вместе с воспитателем, а затем на листе для упражнений, повторяют положение кисти (палочка смотрит вверх) и легкость движения).

Дети сначала рисуют несколько завитков на листе для упражнения, а потом на ложке завитком украшают круг.

Потом все рисуют ту ягоду, которую выбрали на предметах.

(В ходе работы воспитатель задает вопросы о том, с какими ягодами будет узор на ложке, каким цветом ребенок их нарисует).

Последними рисуем маленькие «осочки».

(Воспитатель напоминает, что каждый элемент любит свой цвет: три цвета для элементов и четвертый для фона).

(Обратить внимание на тонкость,  легкость завитков, травки. Ягоды яркие, большие или несколько поменьше).

В процессе работы дети могут, если это необходимо, рассматривать узоры на предметах.

По окончании работы, дети подносят свои ложки Хозяюшке и кладут их на стол вокруг миски. Хозяйка вместе с воспитателем отмечает все узоры, выбирает самые яркие, легкие, нежные завитки, «осочки», красивые ягоды.

В о с п и т а т е л ь. Справились наши ребята с задачей,  какие же они молодцы. Ложки - просто чудо.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите, как много нового мы сегодня узнали. А что же  именно? (Узнали, как изготавливают ложки, как расписываю хохломскую посуду; ее назначение, наконец, сами расписали ложки).

Звучит народная музыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого занятия для родителей по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе на тему: «В подарок маме дорогой – узор на ложке лухломской»

Данное занятие предусматривает решение следующих программных задач:1.     Продолжать знакомить детей с Луховицким народным промыслом.2.     Учить рассматривать ...

Конспект открытого занятия педагога-психолога "Путешествие ложки из прошлого в будущее

Цель занятия: развитие творческих способностей ( креативности мышления).Задачи:Развитие познавательной сферы:1.     развитие направленного и воссоздающего воображения2....

Открытое занятие по народному творчеству «Праздник деревянной ложки»

Знакомство детей с историей русской ложки, традициями, обычаями, формирование у детей представления о ложке, как о столовом приборе и музыкальном инструменте. Роспись деревянных ложек....

План-конспект открытого занятия на тему: «Понятие «теплые цвета». Роспись шаблона «Ложка «Хохлома».

Занятие по ИЗОдеятельности "Понятие "теплые цвета". Роспись шаблона "Ложка "Хохлома" для детей 5-6 лет....

Открытое занятие "Ложки расписные, да звонкие такие"

Занятие разработано с учетом возрастных особенностей воспитанников подготовительной к школе группы детского сада.  Занятие по своим задачам и материал соответствовало возрасту детей. По про...

открытое занятие «Ложки деревянные вятские и городецкие»(старшая группа)

воспитание  интереса к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам...