Педагогический проект "Маленький художник""
проект по рисованию на тему
Проект предназначен для воспитателей младшей и средней групп и специалистов по изобразительной деятельности и призван развивать у детей младшего дошкольного возраста интерес к нетрадиционным техникам рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mal._hud.docx | 45.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
– детский сад №44 «Колокольчик»
Практико-значимый проект
Тема: «Маленький художник»
(проект направлен на развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования)
Выполнила:
Меркулова Наталья Владимировна, воспитатель
МДОУ – детский сад №44 «Колокольчик»
г. Серпухов
Содержание
Введение ………………………………………………………………. 3-5
Основная часть. Теоретическое обоснование необходимости развития творческих способностей у младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования ………………………………… 6-7
Практическая часть. Этапы и способы реализации проекта……………………………………………………………….. . 8-12
Заключение …………………………………………………………… 13
Список литературы ………………………………………………….. 14
Презентация
Приложения
Введение
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
- Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
- Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми
Сроки реализации: 1 год
Объект: Дети младшей группы
Предмет: Процесс формирования у детей художественно-творческих способностей
Тип проекта: познавательно-творческий
Практическая значимость: данный проект направлен на развитие у старших дошкольников воображения и творческой активности, формирование познавательных интересов и познавательных действий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с помощью нетрадиционных техник рисования. А также на сотрудничество взрослого и ребёнка в процессе знакомства дошкольника с этими техниками. Содержание работы может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Предполагаемые результаты:
- Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Целевые ориентиры:
- Ребенок использует в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования, проявляет самостоятельность в творческой деятельности
- Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками в процессе овладения нетрадиционными техниками рисования
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в создании творческих продуктов в нетрадиционной технике рисования
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика через овладение им различными техниками нетрадиционного рисования
- Ребенок проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в создании творческих продуктов
Основная часть
Теоретическое обоснование необходимости развития творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей.
Дошкольный возраст-это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одарённых, но и всех детей. Каждый ребёнок-это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Для развития творческого воображения, необходимо особая организация изобразительной деятельности. Существует множество видов нетрадиционных техник рисования, позволяющих развивать интеллектуальную способность детей в изобразительной деятельности.
Для младших дошкольников: рисование пальчикам, рисование ладошками
Для детей среднего дошкольного возраста: тычок жёсткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, рисование восковыми мелками + акварель, рисование свечой +акварель, отпечатки листьев, рисование ватными палочками
В старшем дошкольном возрасте: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, граттаж, кляксография, монотопия и т.д.
Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
На мой взгляд, изобразительная деятельность позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Я работаю в детском саду более 20 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, я сама тогда не понимая, ограничивала проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки <<образца>> и <<показа>> приёмов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и интересные программы и педагогические технологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даю им, возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических навыков и умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии.
Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.
Практическая часть
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационный (август – 1-2 неделя сентября):
- Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование),
- Создание развивающей среды с использованием различных видов искусства, предметного окружения.
- Разработка перспективного планирования занятий на основе книг: «Рисование с детьми дошкольного возраста, нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г. Казаковой и «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г.Н. Давыдовой.
- Разработка цикла мероприятий с родителями и с воспитателями в рамках проекта
- Составление перечня творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения
- этап – содержательный (сентябрь – май):
1. Организация работы по реализации проекта: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, подготовить и провести цикл НОД соответственно разработанному перспективному планированию.
2. Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов творческих работ, организация и проведение их.
- этап – результативный (май):
1. Выставка детских рисунков «В мире Фантазии»
- Проведение анкетирования или мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей
Реализация проекта
1. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
Занятия разнообразными видами художественно-продуктивной деятельности лучше проводить в специально оборудованном помещении. Называться оно может по-разному: студия изобразительного искусства, художественная студия.
Занятия может проводить педагог дополнительного образования в содружестве с воспитателями старших и подготовительных групп.
Специальное оборудование и мебель: столы-мольберты, переносные доски, полки, стеллажи должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию (выполнены из экологически чистого материала, легкие и удобные в обращении). Столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.
В студии рекомендуется иметь: музыкальный центр, магнитофон с кассетами, видеомагнитофон с видеоматериалами, мультимедийный экран с набором слайдов, открытки, альбомы, таблицы, демонстрационный материал, атрибуты к играм, музыкально-дидактические игры, подлинные образцы изделий народного декоративно-прикладного искусства, книги и методические пособия, компьютер, снабженный программой по рисованию.
Украсить интерьер студии можно репродукциями картин, произведениями народного искусства, игрушками, выставкой авторских работ сотрудников ДОУ и родителей предметами детского творчества.
Для рисования необходимы разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.
2. Реализация проекта через проведение НОД
Перспективное планирование занятий с использованием нетрадиционных техник рисования
Младшая группа
Месяц | Тема | Программные задачи | Оборудование |
Сентябрь | «Украсим платье кукле Кате» (рисование пальчиками) | Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования – пальчиками. Закрепить знание основных цветов. Развивать творческое воображение, аккуратность в работе. Воспитывать интерес к творческой деятельности. | Лист бумаги в форме платья, гуашь разного цвета, баночки с водой, салфетки. |
Октябрь | «Зажжем огоньки в домах» (рисование пальчиками) | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования – пальчиками. Закрепить знание основных цветов. Развивать творческое воображение, аккуратность в работе. Воспитывать интерес к творческой деятельности. | Лист бумаги в форме многоэтажного дома, гуашь желтого цвета, баночки с водой, салфетки. |
Ноябрь | «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей» | Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования – тычками из поролона. Закрепить знание основных цветов. Развивать творческое воображение, аккуратность в работе. Воспитывать интерес к творческой деятельности. Развивать чувство ритма, цветовое восприятие. | ½ альбомного листа, затонированного голубым или фиолетовым цветом, тычки из поролона , баночки с водой, тряпочки, гуашь красного цвета. |
Декабрь | «Елочка нарядная» | Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования – учить делать оттиск пробкой. Воспитывать интерес к творческой деятельности. Развивать чувство ритма, цветовое восприятие, аккуратность в работе. | Альбомный лист в форме елки, затонированный зеленым цветом, пробки, гуашь разного цвета, тряпочки, баночки с водой. |
Январь | «Снежные комочки покатились с горки (зимние забавы в нашем городе)» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования – учить делать оттиск пробкой. Воспитывать интерес к творческой деятельности. Развивать чувство ритма, цветовое восприятие, аккуратность в работе. | ½ альбомного листа, затонированного голубым или фиолетовым цветом, пробки , баночки с водой, тряпочки, гуашь белого цвета. |
Февраль | «Ветка мимозы» | Учить детей пользоваться нетрадиционным изобразительным материалом (ватными палочками). Воспитывать интерес к творческой деятельности. Закрепить знание детьми основных цветов и оттенков. Развивать моторику руки, интерес к изобразительному творчеству. | ½ альбомного листа, затонированного голубым или фиолетовым цветом, ватные палочки, баночки с водой, тряпочки, гуашь желтого, зеленого цвета. |
Март | «Смотрит солнышко в окошко» | Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования – ладошками. Закрепить знание основных цветов. Развивать творческое воображение, аккуратность в работе. Воспитывать интерес к творческой деятельности. Развивать чувство ритма, цветовое восприятие. | Альбомный лист, с нарисованным в центре кругом желтого цвета, гуашь желтого цвета, тряпочки, баночки с водой. |
Апрель | «Красивый платочек в подарок нашим ветеранам» | Формировать умение рисовать узор из вертикальных и горизонтальных линий, следить за правильным положением руки во время рисования. Закрепить умение рисовать с помощью тычка из поролона. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, интерес к происходящим в городе и стране событиям. | Затонированный альбомный лист квадратной формы, тычки из поролона, кисти, баночки с водой, тряпочки, гуашь красного, желтого, зеленого цвета. |
Май | «Салют в нашем городе» | Продолжать учить детей пользоваться нетрадиционным изобразительным материалом (ватными палочками). Воспитывать интерес к творческой деятельности. Закрепить знание детьми основных цветов и оттенков. Развивать моторику руки. Воспитывать интерес к празднику Победы. | ½ альбомного листа, затонированного голубым или фиолетовым цветом, ватные палочки, баночки с водой, тряпочки, гуашь красного, желтого, зеленого цвета. |
Итог: Выставка детских рисунков «В мире Фантазии» |
3. Реализации проекта через взаимодействие с педагогами и с семьями воспитанников
Работа с педагогами | Работа с родителями |
1. Консультации Темы: 1. «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве» 2. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности». 2. Мастер - класс для воспитателей 3. Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.). | 1. Консультации Темы: 1. «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей» 2. «Развивайте творчество детей»,
2. Конкурсы-выставки совместных творческих работ детей и родителей внутри ДОУ Темы: 1. «Серпухов-частица Родины моей» 3. Городские Конкурсы - выставки работ семейного творчества 4. Выставка детских работ «В мире Фантазии» |
Заключение
Я считаю, что практическая ценность данного проекта в том, что он понятен, удобен в использовании: практический материал скомпонован таким образом, что педагогу нет необходимости искать какие – либо другие источники для реализации поставленной цели.
Работа в проекте позволяет конкретизировать систему работы с детьми, обеспечить ее направленность на решение поставленных задач. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника в творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Научились использовать разного вида нетрадиционные техники рисования в создании рисунка. Создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Положительным результатом в своей работе считаю участие детей и родителей в конкурсах, выставках различного уровня.
Итак, нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.
Список литературы:
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. [Текст]/ Г.Н. Давыдова. 1-2 часть.- М., 2007 г.
- Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. [Текст]/ В.И. Ефремов. - Пенза, 2006 г.
- Казакова,Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. [Текст]/ Т.Г. Казакова.-М., 2004 г.
4. Румянцева, Е.А. Необычное рисование. [Текст]/Е.А. Румянцева. М., - 2006г.
5. Соломенникова, О.А. Радость творчества. [Текст]/ О.А. Соломенникова.- М., 2006г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".
Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...
Педагогический проект. "Современные художники города Гатчины"
Данный проект осуществлён с детьми подготовительной к школе группы.В проекте предмтавлена работа по данному направлению.Представлен план работы по ознакомлению с творчеством современных художников жив...
Доклад на педагогическом совете "Анималистический жанр в рисунках художников - иллюстраторов". Средняя группа.
На педагогическом совете делилась опытом с коллегами, как я в своей группе знакомила детей с анималистическим жанром и художниками иллюстраторами....
ГБОУ «Школа № 867» ДШП № 1 Педагогический проект по теме: «Творчество художника и писателя Владимира Григорьевича Сутеева».
Краткосрочный проект по творчеству художника иллюстратора и писателя В.Г.Сутеева...
Педагогический проект "Волшебный художник"
Прект раскрывает использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в учебном процессе....
Доклад к педагогическому совету "Художник и природа"
Доклад к педагогическому совету "Художник и природа"....
Представление педагогического проекта "Юные художники - мультипликаторы"
ПРОЕКТ«Юные художники-мультипликаторы» Цель проекта: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных информационных средств ...