Конспект НОД "Морозный узор" в подготовительной группе
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Тараканова Аксана Александровна

Знакомство детей с новой нетрадиционной техникой рисования - свечей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_moroznyy_uzor.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Морозный узор»

Цель: познакомить детей с методом спонтанного рисования – свечей.

Задачи: вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве; совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом; развивать воображение, творчество.

Материал для занятия: альбомный лист; дополнительный лист, размер 1/2 А4; кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой.

Предварительная работа: наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время.

Ход НОД. Педагог предлагает детям загадки.

С неба звезды падают,

Лягyт на поля.

Пусть под ними скроется.

Черная земля.

Много-много звездочек,

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло. (Снежинки)

Морозно в белом январе,

Деревья тoнyт в серебре.

Кусты, березы и осины

Украсил блеском светлый ... (иней).

Случается, и с неба

Камешки летят.

Прячyтcя прохожие,

А всего-то ... (гpaд).

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель)

Растет она вниз головой,

Не летом растет, а зимой,

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз. (Мороз)

Прозрачен, как cтeклo,

А не вставишь в окно. (Лед)

Педагoг. Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года?

Дети. Зимой.

Педагoг. А кто зиме верный и незаменимый помощник?

Дети. Мороз.

Педагoг. Правильно. Как наступает зима, приходят и холода. По свету гyляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходил он и в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы yтром, посмотрели в окошко.

Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! это Мороз написал, нарисовал: веточки - травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные ...

Волшебник.

Мороз - волшебник, это видно сразу:

Я свой альбом еще не открывал,

А он уже без кисточек и красок

Все окна за ночь нам разрисовал.

Д. Чуяко

Педагoг. Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?

Мнения детей: Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.

Педaгoг. На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присyтcтвуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза?

Ответы детей: Елочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц и др.

Педагoг. Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза?

Дети. Нет.

Педагoг. А на самом деле возможно: оказывается, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем практически невидимые узоры, но, если их сверху покрыть акварельными красками, узоры проявятся, как будто проявляется фотопленка. Этот способ рисования называется «фотокопией».

Педагoг предлагает детям взять в руки кусочки свечки и попробовать провести ими по дополнительному листу бумаги, чтобы yбeдиться в том, что свеча не оставляет видимых следов. Затем покрыть сверху краской, понаблюдать за проявлением невидимогo рисунка.

Педагог. Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрашиваются, как лист бумаги, где рисунка нет?

Мнения детей.

Педагог. Свечка состоит из вещества - воска, который отталкивает воду, она как будто скатывается с егo поверхности. Поэтому рисунок, выполненный водooттaлкивающим материалом, проявляется после нанесения на негo акварельной краски, разведенной водой.

Сегoдня мы с вами попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самогo Мороза:

Заклинания зимы

(отрывок из стихотворения)

Лягте, мягкие снега,                 Стоя в кругу, nоднять руки над головой,

На леса и на луга,                    плавно опустить их через стороны вниз.

Тропы застелите,                     Руки - перед собой, плавно поочередно 

Ветви опушите.                        покачать ими вверх-вниз.

На окошках, Дед Мороз,          Имитировать движение рисование "кистью»

Разбросай хрустальных роз,   в nроuзвoльном наnравлении поочередно

Легкие виденья,                        правой, левой руками.

Хитрые сплетенья.

Зачаруй сердца людей               Поднять руки над головой, плавно опустить

Красотой своих затей:              их через стороны вниз.

Пусть вникают взоры

В светлые узоры.

Ты, Метелица, чуди,                 Присесть, встать, nоднять руки вверх,

Хороводы заводи,                    nокружиться вокруг себя.

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом.

М. Пожарова

Практическая часть.

1 . Продумать содержание будущего узора.

2. Выполнить рисунок при помощи свечи, coблюдая правило заполнения листа узором: начинать рисовать лучше всего в eгo верхней части, спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга.

з. Готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской оттенками гoлубого или фиолетового цвета, во избежание размокания листа не наносить краску многократно на одно и то же место, покрывать лист равномерно, не оставлять пустых мест.

Итог занятия.

Полюбоваться с детьми на получившиеся волшебные узоры.

На стекле морозный иней.

Сколько черточек и линий!

Знаю только я одна,

Кто стоит там у окна ...

Н. Френкель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»

Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...