Конспект интегрированного занятия: "Русская матрёшка" /старшая группа/
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Посрдством обогащения знаний детей о возникновении матрёшки, развивать у детей особенности росписи русских матрёшек,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнять в умении расписывать матрёшки разных видов | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12» Конспект интегрированного занятия в старшей группе:«Русская матрёшка» Составила воспитатель: Баклушина Л.М. Цель: Приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрёшке – символе русского народного искусства. Задачи: 1.Обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы. 2. Завершить с детьми изготовление плоскостной игрушки – матрёшки, активно и творчески используя в работе ранее усвоенные способы и приёмы изображения. 3. Воспитывать у детей художественный и эстетический вкус. Предварительная работа: Беседы о творчестве русских народных мастеров; рассматривание иллюстраций с изображением разных видом матрёшки: Семёновской; Полхов – Майданской; Сергиево – Посадской /Загорской/; Воронежской; рассматривание элементов росписи; изготовление заготовок плоскостных игрушек – матрёшек. Ход занятия. – Ребята, я предлагаю вам отправиться на экскурсию в магазин сувениров и посмотреть, какие сувениры там продаются. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Итак, в путь! 1- й ребёнок: Магазин « Матрёшечка»! Не беда, что крошечный, Сувениров много здесь – каждому по вкусу есть! - Какой красивый магазин! Ребята, какие сувениры здесь есть? 2- й ребёнок: Хоть матрёшки небольшие, они очень славные! Все цветами расписные. А одна – заглавная! 3-й ребёнок: Эти куклы все с сюрпризом. Посмотрите-ка внутри: У матрёшек – невеличек живут младшие сестрички! - Матрёшка – удивительная игрушка. Ребята, как вы думаете, почему деревянную куклу назвали «Матрёшкой»? - Одни историки утверждают, что это имя произошло от распространённого на Руси женского имени Маша, другие – что это название ведёт начало от другого женского имени – Матрёна. Есть загадка: «Кто я такая? У меня два отца и ни одной матери!» - Токарь - игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую матрёшку, а художник Сергей Малютин расписал. Первая матрёшка состояла из 8 кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха. Из каких пород деревьев делают матрёшек? Делают матрёшек из берёзы,
липы, лиственницы, срубленных весной. Древесину для работы мастера берут самую качественную, без сучков и трещин, выдерживают в течение 2 -3 лет, затем на станках вытачивают матрёшек. Матрёшка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой Матрёшек, как память о нашей стране. – Ребята, как в России появилась матрёшка? - Матрёшке уже более 100 лет. Есть много версий, как родилась матрёшка. Русские мастера переодели матрёшку в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки, щёчки, и назвали Матрёшкой. *Пальчиковая гимнастика: «Мы весёлые матрёшки» - Мы весёлые матрёшки – ладушки, ладушки! На ногах у нас сапожки – ладушки, ладушки! Дети В сарафанах наших пёстрых – ладушки, ладушки! выполняют Мы похожи, словно, сёстры – ладушки, ладушки! движения Мы весёлые матрёшки – ладушки, ладушки! по тексту Хороши у нас одёжки – ладушки, ладушки! Кружимся мы и танцуем – ладушки, ладушки! Хоровод водить мы будем – ладушки, ладушки! - Ребята, в разных местностях были свои особенности костюма, отсюда и разное название Матрёшек. *Сергиево – Посадская /или Загорская/ Матрёшка. 1- й ребёнок: Я – Загорская Матрёшка – Всех на свете краше! Мне художниками дан - яркий русский сарафан! Знаменит платочек мой, разноцветною каймой! - В городе Сергиеве Посаде Московской области есть центр по изготовлению матрёшек, отсюда и название Матрёшки – Сергиево – Посадская или Загорская по названию близ лежащего села – Загорск. Матрёшки из Сергиева Посада имеют приземистую форму: «верх» плавно переходит в утолщённую нижнюю часть. Эти матрёшки всегда в сарафанах рубахи – с вышивкой. Платки Матрёшек украшает роспись. Фартук рисуют не всегда. Расписывают Матрёшек яркими гуашевыми красками, покрывают лаком. В руках Матрёшки – какой-либо предмет: корзинка, букет цветов, хлеб и соль, самовар и прочее. 2- й ребёнок:* Семёновская игрушка: - Из города Семёнова я в гости к вам пришла, Букет цветов садовых в подарок принесла. Город Семёнов Нижегородской области, как и Сергиев Посад, считается одним из основных центров по росписи Матрёшек. Матрёшки из Семёнова имеют большую стройность, «верх» резко переходит в утолщённый «низ».
При росписи Матрёшек мастера используют 3 цвета: красный, жёлтый и синий. Основой композиции в росписи Семёновской матрёшки считается фартук, на котором изображён пышный букет цветов, который несколько ассиметричен, смещён вправо. Расписывают Семёновских матрёшек анилиновыми красками, затем лакируют. Семёновская матрёшка отличается своей вместительностью – в неё вкладывают до 15 – 18 кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-х метровая Матрёшка, высота которой была 1 метр, а диаметр – 0,5 метра. * Физкультминутка: / выполнение движений по тексту/ - Мы матрёшки – расписные крошки, у нас розовые щёчки. Мы матрёшки – расписные крошки, у нас чистые ладошки. Мы матрёшки – расписные крошки, у нас модные причёски. Мы матрёшки – расписные крошки, у нас пёстрые платочки. Мы матрёшки – расписные крошки, у нас красные сапожки. 3-й ребёнок:* Полхов – Майданская матрёшка: - Я Матрёшка из Майдана, могу стать звездой экрана. Украшен мой наряд цветами, с сияющими лепестками, И ягодами разными: спелыми и красными. Форма Полхов - Майданской матрёшки более вытянутая. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле. На голове полушалок с цветами. При росписи матрёшек чаще используют малиново-красный, зелёный и чёрный цвета. 4-й ребёнок: *Воронежская матрёшка: - Рубаха, чёрная понева, яркий ситцевый платок. Это кукла из Воронежа! Смело скажет вам знаток. Воронежская кукла появилась в конце 60-х годов прошлого века. «Мамой» Воронежской матрёшки стала Елена Матвеевна. Мастерскую она вместе с мужем Владиславом организовала прямо в квартире на кухне. По форме матрёшка напоминает пасхальное яйцо, что символизирует жизнь, бесконечность рода человеческого. Яйцеобразная форма получилась случайно, однажды она увидела бракованную матрёшку слишком округлой формы и вверху немного с сучком. На голове яркий ситцевый платок с цветами. Белая рубаха с вышивкой, часто ромбом, который символизирует солнце. Чёрная понева /юбка/ с красными лилиями, образующими клетки – символизирует чернозём и зелёные наделы. В костюме присутствует три цвета: белый, чёрный и красный. В настоящее время всё большее распространение получает авторская матрёшка, когда художники одновременно комбинируют в одной матрёшке элементы разных видов матрёшек. Используются декоративные мотивы росписи: палеха, хохломы.
5-й ребёнок: - Ох, и русские матрёшки, хороши, не рассказать! Очень любят с ними дети в нашем садике играть! - Ребятки, давайте пройдём в мастерскую. Именно в мастерских художники украшают свои сувениры росписью. Посмотрите, мастера оставили свои работы незаконченными. Давайте поможем им закончить работу над сувенирами. Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение. – А сейчас, мастера, за работу всем пора! Мастера, скорей за дело: украшай матрёшек смело! / дети украшают матрёшек узорами и размещают на полках магазина/. *Дидактическая игра: «Собери матрёшку» /дети собирают из частей матрёшек и определяют, к какому виду они относятся/. *Подведение итогов. – Ребята, вам понравилось изготавливать плоскостных кукол – матрёшек? - Что интересного вы узнали о матрёшке? - Сувениром какой страны является Матрёшка? - Зато, что вы помогли мастерам украшать матрёшек, они угощают вас сладкими призами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Русская берёза"
Конспект интегрированного занятия по познанию и художественному творчеству....
Конспект интегрированного занятия "Русский сувенир"
Конспект интегрированного занятия по народному декоративно - прикладному искусству...
конспект интегрированного занятия "Русская изба"
Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...
Конспект интегрированного занятия "Русские народные сказки"
Закрепить знания народных сказок, создавать радостное настроение, вызывать у детей положительные эмоции...
Конспект интегрированного занятия «Русская матрёшка»
Конспект занятия по декоративно прикладному творчеству в средней группе...
Конспект интегрированного занятия "Русский колокольчик"
Цель занятия: ознакомление детей с предметами русской старины, формирование представления о колокольных звонах....
Конспект интегрированного занятия "Русская матрешка".
Формировать представления детей о народном творчестве, познакомить с изделием русских мастеров – матрёшкой. Упражнять в умении раскрашивать фартук и платок матрешки, отрабатывая умение правильно...