Дополнительная программа обучения нетрадиционным техникам изобразительной деятельности детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Дополнительная программа обучения не традиционным техникам изобразительной деятельностим детей дошкрольного возраста от 4 до 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnaya_kistochka.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная программа
обучения нетрадиционным
техникам изобразительной деятельности
детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет
кружок «Волшебная кисточка»
Автор составитель
воспитатель
Ю.В. Окользина
г. Барнаул
1. Пояснительная записка
Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры.
В связи с этим содержание дополнительной образовательной программы соответствует достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям Алтайского края, уровню дошкольного образования, современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дифференцированного обучения, занятиях), методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов).
Новизна программы заключается в создании системы реализации программы нетрадиционных техник изобразительной деятельности с учетом специфики учреждения и спроса субъектов образовательного процесса.
Ориентирована на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, включающие федеральный и региональный компоненты, учитывает специфику учреждения, внутренние и внешние условия, потенциальные возможности участников педагогического процесса.
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Цель программы: развитие у детей дошкольного возраста способности видеть мир глазами художника, развивать навыки работы с различными материалами замечать и творить красоту, воспитание нравственного отношения к миру через его чувственное восприятие, развитие воображения, дизайнерских способностей, мелкой моторики рук.
Задачи программы: развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных видов аппликации, оригами, изобразительного искусства и их сочетаний.
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 раз в месяц, 88 занятий в год (44 учебные недели).
Занятия проводятся подгруппами по 10-15 человек, скомплектованными по возрасту и индивидуальным способностям.
Ожидаемые результаты освоения программы: умение ориентироваться на листе, сформированность мелкой моторики, умение работать с цветом, сочетанием цветов, освоение приемами вырезания, навыков зрительного анализа, приемов работы с кистью, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, краской, карандашами, природным и художественным материалом.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются выставки детского творчества, проводимые в дошкольном учреждении и участие в детских творческих конкурсах разных уровней.
2. Учебно-тематический план
Учебный план кружка «Волшебная кисточка»
модуль, направление | количество занятий в неделю | количество занятий в месяц | количество занятий в год |
Модуль 2 | |||
направление: художественно-эстетическое развитие дошкольников | |||
возраст | |||
4-5 лет | 2 | 8 | 88 |
5-6 лет | 2 | 8 | 88 |
6-7 лет | 2 | 8 | 88 |
ИТОГО: | 264 |
Тематический план кружка «Волшебная кисточка»
первый год обучения 4-5 лет
содержание (тема) | количество занятий |
1. мониторинг навыков и умений воспитанников | 2 |
2. Рисование (пальцеграфия) | 5 |
3. Рисование (набрызг) | 4 |
4. Рисование (ниткография) | 2 |
5. Рисование по-мокрому | 3 |
6. Кляксография | 4 |
7. Пластилиновая живопись | 4 |
8. Монотипия | 2 |
9. Воск + Акварель | 7 |
10. Рисование (тычком) | 6 |
11. Рисование жесткой полусухой кистью | 6 |
12.Рисование (ладонью) | 7 |
13. По замыслу | 14 |
14. Прочие | 22 |
ИТОГО: | 88 |
3. Содержание учебного курса кружка «Волшебная кисточка»
Первый год обучения 4-5 лет
Сентябрь (8 занятий) | ||||
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование |
1 | Знакомство Мониторинг | Познакомить детей с преподавателем. Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года (диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы работы с кистью, навыки вырезания | ||
2 | Мониторинг | Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года (диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином) | ||
3 | «Подсолнухи» | «Пальцеграфия» | Упражнять в рисовании пальчиками, учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. | Лист А4 с нарисованным кругом и лепестками, баночки с гуашью черного, зеленого и желтого цвета. |
4 | «Укрась платочек» | Оттиск пробкой, «пальцеграфия». | Учить украшать платочек простым узором, используя печатанье, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции. | Цветной лист треугольной формы, гуашь, пробка, кисти, эскизы. |
5 | «Рябиновая гроздь» | «Пальцеграфия» | Учить детей при помощи пальчиков примакивать и создавать образ ягоды рябины. Упражнять в приеме примакивания кистью рябиновых листиков с обеих сторон ветки. | Лист А4 с нарисованной веткой. Гуашь красная и зеленая. Палитра. Кисть, салфетки. Ветка рябины. |
6 | «Осенний ковер» | «Набрызг» | ||
7 | «Осеннее дерево» | Отпечатки листьями | Познакомить с приемом отпечатывания листьев. Учить путем смешивания красок получать новые оттенки. Работать аккуратно, развивать чувство композиции. | Лист бумаги А4, гуашь, палитра, листья деревьев. |
8 | По замыслу | Различные | Развивать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. | Все имеющееся в наличии. |
Октябрь (8 занятий) | ||||
9 | «Осенний лист» | Пластилинография | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Пластилинография». Научить приемам намазывания и раздавливания. Развивать мелкую моторику. | Заготовки из плотного картона в виде листа дерева. Пластилин. |
10 | «Осеннее дерево» | Рисование тычком (ватные палочки). | Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги А4, ватные палочки, гуашь. |
11 | «Могучий дуб» | Рисование ладошкой и мятой бумагой. | Познакомить с техникой рисования мятой бумагой. Учить использовать ладонь как изобразительное средство. Учить дополнять изображение деталями. | Лист бумаги А4, гуашь, обрывки бумаги. |
12 | «Осенний лес» | Набрызг + «кляксография» | Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «кляксография». Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать дыхательную систему. | Лист бумаги А4, гуашь, трубочки для коктейля, зубные щетки. |
13 | «Аквариум» | Восковые мелки +акварель | Совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами и акварелью, развивая мелкую моторику руки. Учить заполнять весь лист, передавать характерные детали, дополнять рисунок деталями (водоросли, камушки), развивая творческое воображение. | Заготовка из бумаги в форме аквариума, восковые мелки, акварель. |
14 | «Рыбки в аквариуме» | Рисование ладошкой | Продолжить использовать ладонь как изобразительное средство. Закреплять умение дополнять изображение деталями. | Лист тонированной бумаги А4, гуашь, восковые мелки (перламутр) для прорисовки. |
15 | «Золотая рыбка» | Рисование «тычком» (ватные палочки) | Продолжать учить рисовать ватными палочками. Развить воображение, восприятие окружающего мира. Прививать аккуратность при рисовании. | Заготовка из бумаги в форме золотой рыбки. Гуашь, ватные палочки. |
16 | По замыслу | Различные | Развивать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. | Все имеющееся в наличии. |
Ноябрь (8 занятий) | ||||
17 | «Осенние дары» | Рисование по трафарету | Учить аккуратно обрисовывать фигуры по трафарету, располагать их в соответствии с композицией, подбирать нужный цветовой оттенок для закрашивания. | Лист бумаги А4, гуашь, палитра, трафареты фруктов. |
18 | «Волшебное дерево» (коллективная работа) | Рисование ладошкой | учить детей изображать листья и цветы с помощью своих ладошек, обмакивания их поочередно в блюдца с гуашью разного цвета. Упражнять в коллективной композиции. | Лист ватмана с изображением ствола и веток дерева, блюдца с гуашью разного цвета. |
19 | «Нарядная рубашка» | Рисование тычком | Учить проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии для получения клетки. Упражнять в использовании печаток в каждой клетке, чередуя цвета. | Силуэты рубашек, печатки 2-3 форм, кукла Гномик, кисти № 3, набор гуаши. |
20 | «Ожившие предметы» | Рисование по трафарету | Продолжать учить аккуратно обрисовывать фигуры по трафарету, располагать их в соответствии с композицией. Развивать фантазию. | Трафареты фруктов, лист бумаги А4, цветные карандаши. |
21 | «Ежик» | Кляксография | Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм. Развивать творческую индивидуальность. | Лист бумаги А4, гуашь, трубочки для коктейля, |
22 | «Зайчик» | Рисование «тычком» (жесткой кистью) | Учить техники «тычок жесткой полу - сухой кистью». Учить выполнять рисунок по заранее прорисованному контуру. | Лист бумаги А4 с прорисованным контуром зайца. Кисть для аппликации (щетина) |
23 | «Первый снег» | Рисование «тычком» (ватные палочки) | Продолжать учить рисоватьдеревья большие и маленькие, рисовать снежинки с помощью тычка. | Лист тонированной бумаги формата А4(темно синий), белая гуашь, угольный карандашь. |
24 | По замыслу | Различные | Развивать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. | Все имеющееся в наличии. |
Декабрь (8 занятий) | ||||
25 | «Зимний город» | Набрызг | Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. | Тонированный лист бумаги А4, трафареты домов, зубные щетки, белая гуашь. |
26 | «Зимний лес» | Печать по трафарету. Пальцеграфия. | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги А4, верхняя часть тонированна в голубой цвет, гуашь белого и зеленого цвета. Трафареты елей разного размера. Поролоновые тампоны. |
27 | «Угадалка» | Кляксография | Учить делать кляксы из пипетки акварельными красками и прижимая их другим листом или сгибая в месте кляксы получать 2-3-х цветные пятна с разводами. Развивать фантазию узнавая в пятнах знакомые образы. Упражнять в дополнении фигур недостающими деталями | Несколько листов бумаги на каждого ребенка, пипетки, кисти № 3, фломастеры, игрушка Хрюши. |
28 | «Киндер-сюрпризы к Новому году» | Лепка | Учить лепить миниатюры в формате спичечного коробка. Упражнять в сочетании рельефного и объемного способов лепки. Самостоятельно планировать композицию новогоднего сюжета. Использовать знакомые приемы скрепления деталей. Воспитывать желание порадовать своих близких. | Новогодние открытки, спичечные коробки красиво обклеенные, пластилин, стеки. |
29 | «Елочные игрушки» | Печать по трафарету | Упражнять в печати по трафарету. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги А4.Трафареты. Гуашь. |
30 | «Новогодняя елка» | Восковые мелки + акварель | Продолжать учить детей рисовать деревья. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги А4, восковые мелки, акварель. |
31 | «Новогодняя открытка» | Рисование ладошкой | Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой , рисование пальчиками ,развивать чувство композиции. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках. Развивать графические навыки, моторику рук. | Тонированный лист бумаги А4,гуашь. |
32 | По замыслу | Различные | Развивать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. | Все имеющееся в наличии. |
Январь (8 занятий) | ||||
33 | «Герлянда» | Рисование мелом | Продолжать учить детей обводить по трафарету, размазывать мел по темной основе. | Листы плотной бумаги черного цвета, мел, трафареты. |
34 | «Зимний лес» | Рисование клеем ПВА и манной крупой | Продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для изображения деревьев, нетрадиционными способами рисования, развивать творческое воображение детей, фантазию; воспитывать аккуратность в работе, воспитывать эстетическое отношение к зимней природе и её изображению. | Тонированные листы бумаги (фиолетовая, голубая, синяя), аудиозапись «Времена года» П.И.Чайковского, клей ПВА, манная крупа. |
35 | «Снеговик» | Рисование мятой бумагой | Продолжать учить детей нетрадиционным приемом рисования – рисование мятой бумагой. Развивать чувство цвета и композиции; желание рисовать традиционными и нетрадиционными приемами рисования. | Лист бумаги тонированного цвета А4, гуашь, мятая бумага. |
36 | «Мишка на севере» | Рисование тычком (ватные палочки) | Продолжать учить детей создавать образы используя нетрадиционные техники рисования с помощью ватных палочек. Закреплять знание времен года. | Лист тонированной бумаги с прорисованным силуэтом медведя, ватные палочки, гуашь. |
37 | «Северное сияние» | Рисование по -мокрому | Воплощение творческого замысла посредствам выполнения работы в нетрадиционной технике. Продолжать знакомить детей с бытом и культурой народов Севера. | Лист бумаги А4, акварель, кисти. |
38 | Мониторинг | Мониторинг умений и навыков воспитанников на середину учебного года (диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы работы с кистью, навыки вырезания) | ||
39 | Мониторинг | Мониторинг умений и навыков воспитанников на середину учебного года (диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, глиной, тестом) | ||
40 | По замыслу | Различные | Развивать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. | Все имеющееся в наличии. |
Февраль (8 занятий) | ||||
41 | «Узор на стекле» | Воск + акварель + соль | Дать знания о нетрадиционной технике изображении - рисование свечой или восковым мелком - и солевого рисования. Учить детей рисовать морозные узоры на окнах. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую зимнему настроению. | Лист бумаги А4, восковые мелки белого цвета, акварель, соль. |
42 | «Снегирь на еловой ветке» | Рисование жесткой кистью | Продолжать знакомить со способом рисования тычком жёсткой полусухой кистью. Учить детей передавать в рисунке образ птицы, учить подбирать соответствующую цветовую гамму, учить композиционно располагать изображение на листе бумаги. | Лист бумаги А4, кисти щетина, белка, гуашь. |
43 | По замыслу | Различные | Развивать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. | Все имеющееся в наличии. |
44 | «Сердечко» | Рисование точками. | Научить детей создавать образ при помощи точек. Развивать мелкую моторику, воображение и фантазию. | Лист бумаги А4 с силуэтом сердца, фломастеры. |
45 | «Портрет зимы» | Оттиск пробками, пальцеграфия. | Закреплять умение рисовать человека восковыми мелками, украшать деталями(снежинки), тонировать лист в цвета зимы. Развивать чувство цвета. | Лист бумагиА4,синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисть, иллюстрации. |
46 | «Открытка для папы» | Пластилинография. | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом изобразительной деятельности «рисование пластилином». Формирование художественных умений и навыков. Развитие мелкой моторики рук. | Лист плотной бумаги с изображением военной техники. Пластелин. |
47 | «Домашнее животное» | Рисование жесткой кистью | Закрепить навыки рисования жесткой и мягкой кистью, передавая образ животного. | Лист бумагиА4 с силуэтом кошки и собаки, гуашь, кисть щетина и белка. |
48 | По замыслу | Различные | Развивать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. | Все имеющееся в наличии. |
Март (8 занятий) | ||||
49 | «Укрась вазу» | Оттиск печатками | Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции и ритма. | Лист бумаги А4 тонированный, гуашь, печатки, шаблоны для обведения, эскизы, иллюстрации. |
50 | «Букет для мамы» | Рисование тычком (ватные палочки) | Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции и ритма | Лист бумаги, ватные палочки, гуашь, трафареты цветов. |
51 | «Весеннее солнышко» (коллективная работа) | Рисование ладошками | Закреплять умение рисовать в техники печатанья ладошками, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать краски кистью прямо на ладошке. | Лист ватмана голубого цвета, гуашь, кисти, эскизы, иллюстрации. |
52 | «Подснежники» | Воск + акварель | Учить рисовать подснежники восковыми мелками. Учить при помощи акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. | Лист бумаги А4, восковые мелки, акварель. |
53 | «Капель» | Рисование по мокрому. | Воплощение творческого замысла посредствам выполнения работы в нетрадиционной технике. | Лист бумаги А4, акварель, кисти. |
54 | «Воздушные шарики» | Упражнять в смешивании двух цветов гуаши на палитре для получения нового цвета (оранжевого, голубого, розового, зеленого). Учить опираться на динамические схемы. Закреплять умение изображать круги и овалы в заданном месте. | Листы с ниточками заданного цвета, политуры, игрушка мишки силуэты мишки из цветной бумаги. | |
55 | «Птицы прилетели» | монотипия | Закреплять умение при помощи монотипии создавать образ. Продолжать учить смешивать краски. Развивать пространственное мышление. | Лист бумаги А4, краски, кисти. |
56 | По замыслу | Различные | Развивать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. | Все имеющееся в наличии. |
Апрель (8 занятий) | ||||
57 | «Весна в горах» | Рисование жесткой кистью | Закрепить навыки рисования жесткой и мягкой кистью, передавая образ природы. | Лист бумаги А4, кисти щетина, белка, гуашь. |
58 | «Весна в горах» (продолжение) | Рисование жесткой кистью | Закрепить навыки рисования жесткой и мягкой кистью, передавая образ природы. | Лист бумаги А4, кисти щетина, белка, гуашь. |
59 | «Планета» | Рисование по мокрому + соль | Воплощение творческого замысла посредствам выполнения работы в нетрадиционной технике. | Заготовка из бумаги круглой формы, акварель, соль. |
60 | «Ракеты в космос» | Восковые мелки + акварель | Закреплять умение детей в данной технике. Учить создавать выразительный образ. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги А4. Трафареты ракет, восковые мелки, акварель. |
61 | «Звездное небо» | Набрызг | Учить создавать образ звездного неба, используя набрызг. Развивать цветовосприятие. | Лист бумаги А4, трафареты, зубные щетки, гуашь. |
62 | «Бабочки» | Монотипия | Закреплять умение при помощи монотипии создавать образ. Продолжать учить смешивать краски. Развивать пространственное мышление. | Лист бумаги А4, краски, кисти. |
63 | «Цыплята» | Коллаж из манной крупы | Учить детей изображать цыплят из двух окружностей, накладывание на бумагу вместо краски клей. Посыпать клей манной крупой и добавить гуашью мелкие детали. | Листы зеленого картона, гуашь, кисть № 1, кисть клеевая, клей, образец, манная крупа, гуашь, игрушка курицы с золотым яйцом |
64 | По замыслу | Различные | Развивать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. | Все имеющееся в наличии. |
Май (8 занятий) | ||||
65 | «Цветы» | Ниткография | Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать образ цветка при помощи ниток. Развивать фантазию. | Лист бумагиА4, гуашь, нитки, кисти. |
66 | «Георгиевская ленточка» | Пластилинография. | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом изобразительной деятельности «рисование пластилином». Формирование художественных умений и навыков. Развитие мелкой моторики рук. | Лист плотной бумаги в виде ленты, пластилин. |
67 | «Одуванчики» | Восковые мелки + акварель | Закреплять умение детей в данной технике. Учить создавать выразительный образ одуванчика. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги А4,восковые мелки, акварель, кисти. |
68 | «Цветная полянка» | Раздувание краски + кляксография | Закреплять умение детей в данной технике. Учить создавать выразительный образ одуванчика. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги А4, акварель, кисти, коктейльные трубочки. |
69 | «Радуга» | Рисование жесткой кистью | Закрепить навыки рисования жесткой и мягкой кистью, передавая образ природы. | Лист бумаги А4, кисти щетина, белка, гуашь. |
70 | По замыслу | Различные | Развивать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. | Все имеющееся в наличии. |
71 | Мониторинг | Мониторинг умений и навыков воспитанников на середину учебного года (диагностика: ориентация на листе, уровень сформированности мелкой моторики, умение работать с цветом, приемы работы с кистью, навыки вырезания) | ||
72 | Мониторинг | Мониторинг умений и навыков воспитанников на середину учебного года (диагностика: навыки зрительного анализа, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с пластилином, глиной, тестом) | ||
Июнь (8 занятий) | ||||
73 | «Фейерверк» | Кляксография | Учить детей видеть красоту даже в неожиданном пятне. Учить резко прижимать кляксы листочкам бумаги, вести светлую линию мелом. Развивать фантазию. | Темно-фиолетовые листы бумаги, кисть № 3, небольшие листочки для прижимания, цветной мел. Игрушка гномик. |
74 | «Узор на блюдце» | Пальцеграфия | Учить располагать элементы по краю заданной формы, чередуя элементы по цвету, украшать серединку блюдца, примакиванием пальцами и кистью для изображения цветка. | Фаянсовые блюдца (или круглые листы бумаги), акварель, кисти № 2, Мишка. |
75 | «Барашки на лугу» | Оттиск печатками | Учить изображать барашка с кудрявой шерсткой с помощью скрученной бумаги-печатки. Упражнять в изображении овальных форм разных размеров, мелкие детали кончиком кисти. | Наборы гуаши, полоски бумаги для печаток, кисть № 2, тесто для рожек, игрушка барашка, образец, пастушок или костюм. |
76 | По замыслу | Различные | Развивать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать | Все имеющееся в наличии. |
77 | «Лебеди в пруду» | Монотопия ладошками | Учить с помощью отпечатка ладони изображать лебедя, дополняя фигуру мелкими деталями. Упражнять в проведении волнистых линии и примакивание. Поощрять желание развивать сюжет рисунка. | Листы синей бумаги, блюдца с белой гуашью, кисти № 1, емкость с водой, игрушкой лебедя и бумажными линиями (отдельно от каждого ребенка) |
78 | «Волшебная птица Сирин» | Коллективная работа. | Учить изображению линии «завиток» с умением контролировать нажим на кисть. Упражнять, подбирать контрастный цвет к фону перьев. Закреплять умение действовать сообща, располагая перья по заданной композиции. Воспитывать удовлетворение от совместной работы. | Контур птицы на формате А-1, по 3 пера холодных оттенков трех размеров, гуашь, фломастеры, кисти № 2, клей и кисти, схема размещения перьев, блестки, перо павлина. |
79 | «Полет фантазии» | ниткография | Учить детей способом ниткографии получать одноцветные и разноцветные изображения. Дополнять рисунки недостающими деталями для получения определенного образа. Развивать творческую фантазию детей | Альбомные листы, нитки № 10, акварель, кисти № 2, образцы ниткографии. |
80 | По замыслу | Различные | Развивать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. | Все имеющееся в наличии. |
Август (8 занятий) | ||||
81 | «Бесы» | Тушь и набрызг | Учить силуэтному способу изображения лошади в движении. Упражнять в приеме набрызгов (снег). Показать красоту и изящество графического изображения. | Синий лист, кисти № 1, № 2, жесткая кисть с зубочисткой, тушь черная, гуашь белая, репродукция Куинджи «Ночь на Днепре», графические иллюстрации по произведениям А.С.Пушкина, динамическая таблица изображения лошади. |
82 | «Жили у бабуси два веселых гуся» | Рисование ладошкой | Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство: закрашивать ладонь краской, делать отпечаток не листе бумаги. Закрепить умениедополнять изображение деталями. | Лист тонированной бумаги А 4,гуашь белого и серого цвета, фломастеры. |
83 | «Гжельские цветы» | Роспись по фаянсу | Знакомить детей с особенностями гжельской росписи. Учить рисовать цветы по мотивам гжельской росписи. Упражнять в подборе холодной палитры. Закреплять умение выводить фестонную линию, оттянутом примакивании. Развивать чувство ритма. | Гжельская посуда, белые фаянсовые блюда, динамическая таблица, 2-3 образца. |
84 | По замыслу | Различные | Развивать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать | Все имеющееся в наличии. |
85 | «Божьи коровки» | Отпечатки крышкой. | Развивать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развиват | Крышка пластиковая. Лист бумаги А4, гуашь. |
86 | «Волшебные картинки» | Воск + акварель | Упражнять в рисовании восковыми мелками. Закреплять умение тонировать рисунок акварелью. | Лист формата А4, восковые мелки, акварель. |
87 | «Фруктовый натюрморт» | Пластилинография | Учить составлять красивую композицию из фруктов, подбирая цвета формы по контрасту. Упражнять в рельефном способе, применяя прием загораживания. Добавлять румянец и мелкие детали акварелью. Украшать композицию зеленью. | Пластилин фиолетового, желтого, красного, зеленого цвета; стеки, акварель, картон пастельных оттенков, муляжи фруктов и зелени (или натуральные фрукты). |
88 | По замыслу | Различные | Развивать умения и навыки в свободном эксперементировании с материалами, необходимыми для работы в различных не традиционных техниках. Развивать воображение, творчество. | Все имеющееся в наличии. |
4. Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации программы оборудована изостудия, в которой имеются в наличии 8 детских столов разных размеров, 16 детских стульев разных размеров, стол взрослый - 1 шт, стул взрослый - 1 шт, доска магнитно-маркерная, мольберт, полки для выставочного материала, шкаф для материалов, магнитола, проектор, ноутбук.
Материалы: картон цветной и белый, бумага цветная и белая, краски акварельные, гуашь, фломастеры, карандаши, маркеры, мелки восковые, пастель, ручки и маркеры гелевые, альбомы, пластилин, кисти разных размеров, наглядный и дидактический материал, репродукции картин, картон гофрированный, бумага гофрированная, фольга, ватманы, цветной картон, аквапластилин, витражные краски, фигурные ножницы, фигурные дыроколы, ножницы детские, бросовый и природный материал, клей ПВА, клей-карандаш, нитки, пряжа, ткань и др.
5. Мониторинг освоения воспитанниками
программными умениями и навыками
Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/баллы | ||
в | с | н | |
ориентация на листе | |||
уровень сформированности мелкой моторики | |||
умение работать с цветом | |||
приемы работы с кистью | |||
навыки вырезания
| |||
навыки зрительного анализа | |||
умение работать по образцу | |||
умение составлять композицию | |||
умение работать с пластилином |
Н (низкий) - не справляется с программой
С (средний) - справляется, при выполнении упражнений и заданий
требуется помощь педагога или частичная помощь педагога
В (высокий) - справляется самостоятельно
6. Список литературы
- Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009. №10.
- Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011. №7(72).
- Андрианова Н. Я., Моисеева Н. П. Игры – занятия по кулинарии как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №6 (65).
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография-2. Москва: Издательство «Скрипторий 200з», 2006.(96)
- Дубровская Н. В. Организация занятий по изобразительной деятельности дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2005. №5 (26).
- Быкова О. А., Кайзер Ю. В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. // Дошкольная педагогика. 2011. №5 (70).
- Казанцева Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Под редакциейР. Г. Казаковой – Москва: ТЦ Сфера, 2007. (128)
- Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения.- Яр., 1997.
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста /под ред. Р. Г. Казаковой.-Москва,2006.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2007.
- Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.
- Шайдурова Н. В. Методика обучения детей рисованию дошкольного возраста.- Барнаул: Издательство БГПУ, 2007. (120)
- Шайдурова Н. В. Рисование детей рисованию по алгоритмическим схемам. – Барнаул: ИздательствоБГПУ,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика руководства нетрадиционными приемами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Изобразительную деятельность детей в детском саду, я считаю, ведущей деятельностью для полноценного развития фантазии, воображения и креативного мышления. Выбрав данную тему, я на св...
«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста».
Изотворчество позволяет детям самовыразиться. С помощью изотворчества они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, т...
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности детей дошкольного возраста »
Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших уд...
Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей детей. Смену детских поколений и их предпочтений, появление...
Открытое занятие для педагогов по рисованию: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста «Летний дождик»
Открытое занятие для педагогов по рисованию: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста «Летний дождик»...
Использование нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов...