Программа обучения нетрадиционным техникам рисования "Волшебная кисточка"
материал по рисованию (старшая группа)
Художественно-эстетическое развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obucheniya_risovaniyu_netraditsionnymi_tehnikami.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 199 ОАО «РЖД»
Принято на Педагогическом совете ЧДОУ «Детский сад № 199 ОАО «РЖД» Протокол №1 от «30 »августа 2018г. Председатель Педагогического совета _________ _______________ | Утверждено Заведующий ЧДОУ «Детский сад № 199 ОАО «РЖД» ______________ Е. А. Панкова Приказ № _____ ____________
|
ПРОГРАММА
обучения дошкольников нетрадиционным техникам рисования
«Волшебная кисточка»
Воспитатель:
Полякова Олеся Анатольевна
Красноярск, 2018г.
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Мы - волшебники» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”
Педагогическая целесообразность.
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
-Развивает уверенность в своих силах
- Способствует снятию детских страхов.
-Учит детей свободно выражать свой замысел.
-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
-Развивает мелкую моторику рук.
-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Мы - волшебники» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Структура программы.
Численность группы — 10-15 человек. Программа рассчитана на один год обучения.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей.
Для воспитания и развития навыков творческой работы, учащихся программой предусмотрены следующие основные методы:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
- репродуктивные (работа по образцам);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
- исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).
Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью педагог знакомит детей с работами народных мастеров, с шедеврами живописи и графики. На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые. Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных изделий.
Критерии определения уровня освоения программы.
А — умение выполнять задание по плану педагога или собственному плану;
В — способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;
С — рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Перспективный план занятий творческого кружка
«Волшебная кисточка»
для воспитанников старшей группы
месяц | Занятие № | Программное содержание |
сентябрь | 1. | Вводное занятие. Чем и как рисует художник? Знакомство с темами второго года обучения. Иллюстрированный рассказ о материалах и техниках используемых разными художниками. Вводный инструктаж. |
2. | Цветы - фантазии. Цветовой спектр. Знакомство с цветовым спектром в виде круга, с основными цветами и дополнительными. | |
3. | Улетает наше лето. Тёплые цвета. Рисуем летние впечатления. В колорите картины должны преобладать тёплые цвета | |
4. | Морской пейзаж. Свободная копия с репродукции шедевра живописи художника-мориниста. | |
октябрь | 5. | Волшебные бабочки. Монотипия. Работа в технике монотипии. Коллективная работа |
6. | Дары осени. Натюрморт. Рисуем акварелью и масленой пастелью с натуры осенний натюрморт. | |
7. | В осеннем лесу, у озера. Рисуем гуашью осенний пейзаж с отражение деревьев в воде | |
8. | Узоры и украшения в природе. Графика. Фломастером или ручкой учимся передавать фактуру коры, травы и других природных объектов. Что такое графика в изобразительном искусстве. | |
ноябрь | 9. | Моя комната. Рисунок по памяти с помощью основы-шаблона. |
10. | Расписные ткани, узоры и орнаменты. Создаем два или три эскиза росписи ткани с помощью отпечатков | |
11. | Изображения животных. Домашние друзья. Учимся рисовать, учитывая пропорции – от общей формы к деталям. Передача покоя и движения | |
12. | Мезенские лошадки. Знакомство с народным промыслом. Рисование по образцам. | |
декабрь | 13. | Моя семья. Вспоминаем пропорции человека. Делаем небольшой эскиз человечка, потом рисуем цветными карандашами. |
14. | Узоры на моём окне. Складываем лист, чтобы получилось окошко со ставенками, потом украшаем окошки. На ставнях рисуем традиционные народные орнаменты, на окне каждый придумывает свой зимний узор. | |
15. | Зимняя ночь. Картина – подарок. Рисуем картину в подарок близким. Раму украшаем цветной бумагой. | |
16. | Новый год. Праздничное занятие. Праздничное занятие с играми, конкурсами, загадками и призами. | |
январь | 17. | Рождество. Иконопись. Рассказ об иконописи, о духовном предназначении искусства. |
18. | Зимние истории. Сюжетное рисование. Рисуем человека в движении, рассказываем зимнюю историю | |
19. | Дворец зимы. Рисуем цветными карандашами по воображению дворец для Зимушки. | |
февраль | 20. | Цирковое представление. Изображаем масленой пастелью и акварелью арену цирка и представление на ней. |
21. | Гжельские узоры. Украшаем посуду. Украшаем гжельским узором бумажные фигурки чайника и чашки. | |
22. | Гжельский домик. Рисунок домика и украшение гжельскими узорами по образцу | |
23. | Портрет папы и дедушки. Продолжаем изучать пропорции лица человека, рисуем портрет, раскрашиваем красками, потом украшаем рамку цветной бумагой | |
март | 24. | Пермогорский цветок. Картина – подарок. Знакомство с народным промыслом. Рисуем по образцам картину в подарок близким. |
25. | Портрет мамы и бабушки. Рисуем картину акварелью и масленой пастелью в подарок мамам и бабушкам. | |
26. | Праздничное занятие и выставка «Моя семья» Праздничное занятие с играми, конкурсами и загадками. Участие в оформлении выставки. | |
27. | Изображения животных. Сказка «Рукавичка». Рисуем по воображению рукавичку и её жителей | |
апрель | 28. | Филимоновская игрушка. Рисуем по образцам картину «Игрушки на ярмарке». |
29. | . Весеннее дерево. Рисуем вместе с педагогом цветущую ветку абрикоса, возможно с элементами аппликации | |
30. | Весна в моем городе. Городской пейзаж. Рисунок по впечатлению | |
31. | Пасхальный натюрморт. Рассказ о традициях Светлого Христова Воскресения. Рисуем праздничный натюрморт | |
май | 32. | Помнит мир спасенный. Урок мужества. Рисунок посвящается героям Великой Отечественной войны. Голубь мира. |
33. | Свободное творчество. Воспитанники сами выбирают тему для рисунка и материалы | |
34. | Итоговое праздничное мероприятие. Выставка лучших рисунков. Подведение итогов. |
Список использованной литературы
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы по кружковой деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования "Кисточка"
Актуальность рабочей программы «Кисточка» в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого ра...
Рабочая программа " Обучение нетрадиционным техникам рисования" подготовительная группа 6-7лет
Данная программа определяет содержание и особенности организации воспитательно-организационного процесса кружка "Обучение нетрадиционным техникам рисования"...
Образовательная программа по обучению нетрадиционным техникам рисования "Весёлый художник"
Основной целью программы является стимулирование развития детского творчества путём использования нетрадиционных техник рисования. Для этого необходимо обеспечить необходимые условия для раскрыт...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования Кружок с детьми средней группы «Изостудия Акварелька»
quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...
Дополнительная программа обучения нетрадиционным техникам изобразительной деятельности детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет
Дополнительная программа обучения не традиционным техникам изобразительной деятельностим детей дошкрольного возраста от 4 до 5 лет....
Дополнительная образовательная программа «Обучение нетрадиционным техникам рисования» для детей 5-6 лет
Дополнительная образовательная программа «Обучение нетрадиционным техникам рисования» для детей 5-6 лет...
Дополнительная программа по обучению нетрадиционным техникам рисования "Акварелька" в группе детей 4 г.ж.
Дополнительная программа по обучению нетрадиционным техникам рисования "Акварелька" в группе детей 4 г.ж. Целью работы создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста...