Рабочая программа "Использование нетрадиционных техник изображения в работе с детьми"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему

Рабочая программа для детей в возрасте 6-7 лет по использованию нетрадиционных изобразительных техник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_-_netrad.tekhniki.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2

Рассмотрена и рекомендована                                                                                   Утверждена

к утверждению педагогическим советом №1                                                           Заведующий МБДОУ детским садом №2

«28» августа 2012 г.                                                                                                   ___________________ Т.В. Батина

                                                                                                                                        Приказ № 67  от 03 сентября 2012 г.

 

                                                                        Рабочая программа

по теме: «Использование нетрадиционных техник

изображения в работе с детьми»

Возрастная группа: 6 - 7 лет

Сведения о разработчиках:

Юрасова Ирина Владимировна воспитатель

2012 - 2013 учебный год

Сосновка


Пояснительная записка

Рабочая программа по художественному творчеству для детей группы общеразвивающей направленности от  6 до 7 лет составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №2.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:  

  1. Комарова Т. С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.
  3. О.В. Недорезова. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. – Воронеж,2006.
  4. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  5. Р.Г.Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  6. А.В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования. – СПб.: КАРО,2007.
  7. Т.Н.Доронова. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
  8. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»  – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 

Актуальность:

Рабочая программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.

При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.

Цель:

Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.

2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.

3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.

4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – старший дошкольный возраст (6-7 лет).

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель, и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю.

      Программой предусмотрено проведение:

- диагностических занятий — 2

     - практических занятий — 34

Форма и методы реализации программы:

-Групповая и индивидуальная работа с детьми;

-Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;

-Тематические развлечения;

-Мастер-классы с педагогами и родителями;

-Консультации для родителей и педагогов;

-Родительские собрания с использованием ИКТ;

-Публикация информации на сайте ДОУ;

-Оформление предметно-окружающей среды.

Принципы организации:

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

-учёт возрастных и психологических особенностей детей;

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-игровая форма подачи материала;

-сотрудничество Организации с семьей;

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Методическое обеспечение программы:

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:

– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);

– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Художественное творчество. Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика,  скульптура,  декоративно-прикладное и народное искусство. Называет основные выразительные средства произведений искусства.

Аппликация.  Создает  изображения  различных  предметов,  используя  бумагу  разной фактуры и способы вырезания и обрывания.

Создает сюжетные и декоративные композиции.

Театрализованная деятельность. Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов.

Физическая культура. Использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:

ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений;

осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;

использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.

Музыка. Музыкатерапия – прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой занятия.

Коммуникация. Использование на занятиях художественного слова; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим миром (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

Предполагаемый результат реализации программы:

В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие интерактивные качества:

-Инициативность;

-Самостоятельность;

-Любознательность;

-Наблюдательность;

-Воображение, фантазия, образное мышление;

-Творческие способности;

-Склонность к экспериментированию;

-Способность к принятию решений.

Календарно-тематическое планирование

N

п/п

Тема занятий

Нетрадицион.

техники

Программное содержание

Оборудован.

Лит. - ра

1.

2.      

3.

4.

5.

6.

1.

Улетает наше лето

Разнообразные

Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Располагать изображения на широкой полосе: выше, ниже по листу. Закреплять приемы работы кистью и красками, умение составлять нужные оттенки цвета на палитре, используя для смешивания белила и акварель. Учить рассказывать о том, что нарисовали.  Выявить уровень способностей к сюжетосложению и композиции.

Лист бумаги,

гуашь,акварель, все

принадлежности

для рисования

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр. 20

2.

Картинки на песке

Рисование на песке

Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительных способностей: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; владение графическими навыками, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности.

Коробка с песком

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр. 17

3.

Бабочки

Рисование тычком.

Продолжать учить

рисовать методом тычка,

закреплять умение

правильно держать кисть;

Лист бумаги,

гуашь, все

принадлежности

для рисования

К.К.Утробина,

Г.Ф.Утробин

«Увлекательное

рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». Стр. 2

4.

Букет осени.

Восковые

мелки +

акварель

Познакомить детей с восковыми

мелками и их  свойствами (мягкостью,   яркостью, рыхлостью, способностью отталкивать воду), научить интересному и выразительному сочетанию восковых мелков и акварельных красок; научить выбирать цветовую гамму для передачи той или иной темы

Бумага рыхлой

фактуры,  восковые

мелки,  акварель,

кисть N11, палитра.

Букет из листьев.

А.С.Галанов

«Занятия с

дошкольниками

по изобразительному

искусству»

 стр. 26.

5.

Совы

Тычок

Познакомить     детей     с особенностями    строения и   образа   жизни    совы.

Расширять знания детей о живой природе.

Лист            бумаги,

гуашь,                 все

принадлежности

для рисования.

К.К.Утробина

Г.Ф.Утробин

«Увлекательное

рисование методом тычка с детьми 3-7 лет

стр. 52 - 53

6.

 Я шагаю по

 ковру из

  осенних

листьев

Познакомить с техникой

печатания листьями. Закрепить умение  работать с техникой  печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

Листы формата A3 черного цвета,  опавшие листья,  гуашь, кисти.

поролоновые тампоны,

трафареты

Р. Г. Казакова

«Рисование с  

детьми дошкольного  возраста»

7.

«Осенние

дерево»

Рисование «по сырому»

Закрепить              умение рисовать    акварелью    в технике «по сырому».

Ватман;  иллюстрации с

изображением осенних

деревьев;  акварель;  губки; кисти N1 и 5; вода, разноцветные листья.

И.В.Тюфанова

«Мастерская

юных

художников»

Стр. 29

 

8

Дымковская

барышня

Рисование по

пластилину

Продолжать учить детей расписывать     объемные изделия из пластилина.

Барышня  вылепленная  из  пластилина, гуашь, кисть

Журнал

«Дошкольное,       воспитание».                             1 N2/02.

9.

Деревья смотрят в озеро

Монотипия, отпечатки

Познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпечатки). Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Бумага, краски, все принадлежности для рисования

Р.Г.Казакова

«Рисование с детьми дошкольного возраста». Стр. 105

10

Осень вновь

пришла

Тычок

Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять и расширять  представление о приметах осени.

Альбомный      лист,

гуашь,  все

принадлежности

для рисования.

К.К.Утробина      

Г.Ф.Утробин

«Увлекательное

рисование методом тычка с детьми 3-7 лет стр. 42

11.

Смешанный

лес

Пластилинография

Освоение техники «пластилинография». Закрепление понятия

«пейзаж».

Репродукции осенних    пейзажей;

картон; цветной

пластилин; стеки;

салфетки.

И.В.Тюфанова

«Мастерская

юных

художников»

Стр. 32

12.

Осеннее

дерево

Бумажная

мозаика

Развивать художественный вкус; создать образ

одиноко стоящего дерева; дать почувствовать цветовую гармонию красок, близких друг к другу; воспитывать чувство красоты, помочь увидеть красоту родной природы.

Лист втмана

формата А1,

расчерченный в

сетку размером 5 на

5 см; квадраты цветов и оттенков осеннего дерева размером 5 на 5 см.

А.А.Грибовская

«Коллективное

творчество

дошкольников»

Стр. 162

13.

Первый снег

Монотипия.

Рисование

пальчиками

Учить рисовать дерево

без листьев в технике

монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями (см. занятие №17). Закрепить умение изображать снег. используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

Лист формата А4

темно-голубого,

темно-серого, фиолетового цветов, черная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы и иллюстрации

 Интернет-ресурсы

14.

Пингвин на

льдине

Рисование тычком

Познакомить     детей     с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания  об  окружающем мире.    Учить    рисовать пингвинов,  используя метод тычка.

Альбомный лист,

гуашь, все

принадлежности

для рисования.

К.К.Утробина

Г.Ф.Утробин

«Увлекательное

рисование методом тычка   с детьми 3-7 лет   стр. 46

15.

Зимний вечер

Прием

обрывания

Закреплять навыки симметричного вырезания (фигурки людей, домики), использовать прием обрывания (деревья, снеговик); учить создавать коллективную работу; развивать творчество детей.

Иллюстрации, репро-

дукции картин о зиме;  тонированная бумага формата А1; наборы цветной бумаги; ножницы; клей; салфетки.

 А.А.Грибовская    

«Коллективное

творчество

дошкольников»

Стр.98          

16.

Снегири на ветках

Тычок

Формировать    у    детей обобщенное представление о птицах; пробуждать инте-    рес  детей  к  известным птицам; расширять знания     о перелетных птицах.   Учить   рисовать снегирей, используя метод тычка.

Листы

тонированной бумаги,  гуашь,  все принадлежности для рисования.

К.К.Утробина Г.Ф.Утробин

«Увлекательное рисование

методом тычка с детьми 3-7 лет стр.51

17.

Вечерний

город

Граттаж

Освоение  техники «граттаж».

Листы  бумаги, подготовленные для работы   в   технике «граттаж»; перьевые        ручки; свеча; черные тушь и  гуашь; изображение городских пейзажей в      разное      время суток.

И.В.Тюфанова

«Мастерская юных

художников» Стр. 47 - 48

18

Зимушка-Зима

Тампонирование

 

Учить отражать впечатления, полученные при  наблюдении               произведений художников;

использовать    холодную гамму  красок для передачи  зимнего колорита; рисовать            зимний пейзаж в технике тампонирования.

Гуашь, листы тони-рованной бумаги,  кисти, тампоны,   салфетки для рук.

Журнал

«Дошкольное воспитание»,

N2/02, стр. 14

19

Зимний лес.

Тычок

Развивать       у       детей познавательный интерес, чуткость   к   восприятию красоты  зимнего пейзажа.           Обогащать словарный запас   образной  лексикой. Учить  рисовать   зимний лес,     используя     метод  тычка

Альбомный      лист, гуашь, все принадлежности для рисования.

К.К.Утробина

Г.Ф.Утробин

«Увлекательное

рисование методом

тычка с детьми 3-7 лет»

Стр. 85

20.

Наша Армия родная

Рисование по манной крупе

Учить рисовать по манной крупе. Воспитывать     в     детях желание делать подарки родным и близким.

Картон, манная крупа, клей, гуашь, все принадлежности для рисования.

Д/в №2 2002 Стр.36

21.

Роспись

дымковского коня

Рисование по

пластилину

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. Воспитывать аккуратность

Вылепленные из

пластилина

фигурки

дымковского коня,

дымковские

игрушки, гуашь,

кисти

Р.Г. Казакова «Рисование       с детьми дошкольного возраста»

Стр. 58

22

Подарок маме

Тычок

Учить    детей    рисовать разнообразные       цветы, используя   метод   тычка. Воспитывать     в     детях желание делать подарки родным и близким.

Альбомный         лист, гуашь,  все принадлежности    для рисования.

К.К.Утробина Г.Ф.Утробин

«Увлекательное

рисование

методом тычка

с детьми 3-7 лет

стр. 53-54

23

Белые лебеди

Тычок

Расширять      знания      о птицах,              пополнять словарный   запас   детей. Воспитывать      гуманное отношение       к       миру животных и птиц.

Тонированный

альбомный          лист, гуашь,                     все принадлежности    для рисования.

К.К.Утробина

Г.Ф.Утробин

«Увлекательное

рисование

методом тычка

с    детьми    3-7 лет»

сто.54 - 55

24

Грачи прилетели

Тычок

Расширять знания о птицах, пополнять словарный   запас   детей. Воспитывать      гуманное отношение       к       миру животных и птиц.

Тонированный              альбомный          лист, гуашь,                      все   принадлежности    для   рисования.                  

К.К.Утробина

Г.Ф.Утробин

«Увлекательное

рисование

методом тычка

с    детьми    3-7 лет» стр. 28-29  

25

Морское царство

Граттаж

Продолжать учить детей рисовать      в      технике «граттаж».

Листы   бумаги,  подготовленные    для   работы;         перьевые   ручки.                              

Журнал

«Дошкольное

воспитание»,

N2/02, стр. 17

26

Звездное небо

Набрызг, тычкование

Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Стр. 73

А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Стр. 73

27

Лягушки

Тычок

Расширять      знания      о животном   мире.   Учить детей      бережному      и уважительному отношению     к     живой природе.    Учить    детей понимать жанр шутливой сказки.              Обогащать словарный запас детей.

Альбомный     лист,     гуашь,  все

принадлежности   для рисования.

К.К.Утробина

Г.Ф.Утробин

«Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет стр. 44

28

Индюк

Рисование по

пластилину

Продолжать учить детей,  

расписывать  изделия  из пластилина  по   мотивам народных   декоративных узоров.

Индюк из пластилина

подготовленный        к работе, гуашь, кисть.

Журнал

«Дошкольное воспитание»,

N2/02, стр.15

29

 «Чудо – писанки»

Рисование на объемной форме (скорлупе яйца)

Познакомить с искусством миниатюры на яйце – славянскими писанками, дать представление об истории возникновения этого вида искусства, о специфике композиции и орнаментального строя; формировать интерес к народному искусству; учить рисовать на объемной форме.

Скорлупа яйца, все

принадлежности   для рисования.

Журнал

«Дошкольное

воспитание»,

№3/07, стр. 46-50.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр.166

30

День Победы

Граттаж

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны. Продолжать знакомить с техникой «граттаж». Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов.

Листы   бумаги,  подготовленные    для   работы;         перьевые   ручки.                              

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подгото-вительной группе детского сада. ИЗО». Стр. 97

31

Черепахи

Тычок

Развивать    внимание    и  интерес    к    животному  

миру, его многообразию,  

обогащать словарный  

запас.    Учить    рисовать

черепах, используя метод

тычка.

Альбомный  лист, гуашь

все принадлежности   для рисования

К.К.Утробина Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка    с детьми 3-7 лет стр.56

32

Попугаи

Рисование на манной крупе

Учить детей рисовать на крупе. Расширять знания детей    об    экзотических птицах     других     стран. Развивать     эстетическое восприятие               ярких разнообразных цветов.

Приготовленные для

работы   листы бумаги,          гуашь, кисть.

Журнал

«Дошкольное воспитание», N11/95, стр.14

33

Березы весной

Тычок

Углублять      знания      о временах года, уточнять признаки весны, воспитывать    любовь    к родному краю. Развивать эстетическое  восприятие окружающего           мира, наблюдательность          и память.

Альбомный       лист бумаги,  гуашь,  все принадлежности для рисования.

К.К.Утробина

Г.Ф.Утробин

«Увлекательное

рисование методе

тычка

с детьми 3-7 лет

стр. 58.                    

34

 Цветущая ветка сирени

Тычок

Совершенствовать умение рисовать с натуры. Упражнять в создании разных оттенков фиолетового и зеленого цветов для достижения объемности изображения. Закрепить навык рисования «тычком» кисти с жесткой щетиной.

Альбомный       лист бумаги,  гуашь,  все принадлежности для рисования.

О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО».

Стр. 99

Список литературы:

  1. Комарова Т. С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.
  3. О.В. Недорезова. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. – Воронеж,2006.
  4. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  5. Р.Г.Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  6. А.В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования. – СПб.: КАРО,2007.
  7. Т.Н.Доронова. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
  8. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»  – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по изодеятельности "Волшебные картинки" (с использованием нетрадиционных техник изображения). Для детей от 3 до 7 лет

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобра...

Развитие креативности детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изображений

В данной статье указаны краткие сведения и материалы по нетрадиционном техникам изображений в дошкольном детстве...

Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Наш  практический опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также результаты экспериментальных исследований позволяют сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения раскр...

Актуальность нетрадиционных техник изображения для развития детского творчества

В статье отражается   нетрадиционная изобразительная деятельность дошкольников и ее важное значение для всестороннего развития ребенка...

Консультация "Методика работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник изображения"

Проведя анализ опыта работы МДОУ «Детский сад №44» г.о. Саранск, мы выяснили, что в работе по обучению детей навыкам изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники изображения, такие...

24.06.2021г Конспект ООД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» ( использование средств нетрадиционной техники изображения) «Космос» (техника граттаж)

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения ...

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников" (экспериментальная работа)

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.Рисование прио...