Рабочая программа "Использование нетрадиционных техник изображения в работе с детьми"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа для детей в возрасте 6-7 лет по использованию нетрадиционных изобразительных техник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_-_netrad.tekhniki.docx | 38.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
к утверждению педагогическим советом №1 Заведующий МБДОУ детским садом №2
«28» августа 2012 г. ___________________ Т.В. Батина
Приказ № 67 от 03 сентября 2012 г.
Рабочая программа
по теме: «Использование нетрадиционных техник
изображения в работе с детьми»
Возрастная группа: 6 - 7 лет
Сведения о разработчиках:
Юрасова Ирина Владимировна воспитатель
2012 - 2013 учебный год
Сосновка
Пояснительная записка
Рабочая программа по художественному творчеству для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №2.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Комарова Т. С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.
- О.В. Недорезова. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. – Воронеж,2006.
- К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Р.Г.Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- А.В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования. – СПб.: КАРО,2007.
- Т.Н.Доронова. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
- Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000
Актуальность:
Рабочая программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.
При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.
Цель:
Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель, и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю.
Программой предусмотрено проведение:
- диагностических занятий — 2
- практических занятий — 34
Форма и методы реализации программы:
-Групповая и индивидуальная работа с детьми;
-Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
-Тематические развлечения;
-Мастер-классы с педагогами и родителями;
-Консультации для родителей и педагогов;
-Родительские собрания с использованием ИКТ;
-Публикация информации на сайте ДОУ;
-Оформление предметно-окружающей среды.
Принципы организации:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-учёт возрастных и психологических особенностей детей;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-игровая форма подачи материала;
-сотрудничество Организации с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Методическое обеспечение программы:
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:
– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Художественное творчество. Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство. Называет основные выразительные средства произведений искусства.
Аппликация. Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания.
Создает сюжетные и декоративные композиции.
Театрализованная деятельность. Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов.
Физическая культура. Использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:
ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений;
осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;
использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.
Музыка. Музыкатерапия – прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой занятия.
Коммуникация. Использование на занятиях художественного слова; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим миром (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
Предполагаемый результат реализации программы:
В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие интерактивные качества:
-Инициативность;
-Самостоятельность;
-Любознательность;
-Наблюдательность;
-Воображение, фантазия, образное мышление;
-Творческие способности;
-Склонность к экспериментированию;
-Способность к принятию решений.
Календарно-тематическое планирование
N п/п | Тема занятий | Нетрадицион. техники | Программное содержание | Оборудован. | Лит. - ра | |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | |
1. | Улетает наше лето | Разнообразные | Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Располагать изображения на широкой полосе: выше, ниже по листу. Закреплять приемы работы кистью и красками, умение составлять нужные оттенки цвета на палитре, используя для смешивания белила и акварель. Учить рассказывать о том, что нарисовали. Выявить уровень способностей к сюжетосложению и композиции. | Лист бумаги, гуашь,акварель, все принадлежности для рисования | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Стр. 20 | |
2. | Картинки на песке | Рисование на песке | Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительных способностей: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; владение графическими навыками, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности. | Коробка с песком | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Стр. 17 | |
3. | Бабочки | Рисование тычком. | Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть; | Лист бумаги, гуашь, все принадлежности для рисования | К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». Стр. 2 | |
4. | Букет осени. | Восковые мелки + акварель | Познакомить детей с восковыми мелками и их свойствами (мягкостью, яркостью, рыхлостью, способностью отталкивать воду), научить интересному и выразительному сочетанию восковых мелков и акварельных красок; научить выбирать цветовую гамму для передачи той или иной темы | Бумага рыхлой фактуры, восковые мелки, акварель, кисть N11, палитра. Букет из листьев. | А.С.Галанов «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» стр. 26. | |
5. | Совы | Тычок | Познакомить детей с особенностями строения и образа жизни совы. Расширять знания детей о живой природе. | Лист бумаги, гуашь, все принадлежности для рисования. | К.К.Утробина Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет стр. 52 - 53 | |
6. | Я шагаю по ковру из осенних листьев | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати | Листы формата A3 черного цвета, опавшие листья, гуашь, кисти. поролоновые тампоны, трафареты | Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» | ||
7. | «Осенние дерево» | Рисование «по сырому» | Закрепить умение рисовать акварелью в технике «по сырому». | Ватман; иллюстрации с изображением осенних деревьев; акварель; губки; кисти N1 и 5; вода, разноцветные листья. | И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников» Стр. 29
| |
8 | Дымковская барышня | Рисование по пластилину | Продолжать учить детей расписывать объемные изделия из пластилина. | Барышня вылепленная из пластилина, гуашь, кисть | Журнал «Дошкольное, воспитание». 1 N2/02. | |
9. | Деревья смотрят в озеро | Монотипия, отпечатки | Познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпечатки). Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. | Бумага, краски, все принадлежности для рисования | Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Стр. 105 | |
10 | Осень вновь пришла | Тычок | Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять и расширять представление о приметах осени. | Альбомный лист, гуашь, все принадлежности для рисования. | К.К.Утробина Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет стр. 42 | |
11. | Смешанный лес | Пластилинография | Освоение техники «пластилинография». Закрепление понятия «пейзаж». | Репродукции осенних пейзажей; картон; цветной пластилин; стеки; салфетки. | И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников» Стр. 32 | |
12. | Осеннее дерево | Бумажная мозаика | Развивать художественный вкус; создать образ одиноко стоящего дерева; дать почувствовать цветовую гармонию красок, близких друг к другу; воспитывать чувство красоты, помочь увидеть красоту родной природы. | Лист втмана формата А1, расчерченный в сетку размером 5 на 5 см; квадраты цветов и оттенков осеннего дерева размером 5 на 5 см. | А.А.Грибовская «Коллективное творчество дошкольников» Стр. 162 | |
13. | Первый снег | Монотипия. Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями (см. занятие №17). Закрепить умение изображать снег. используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист формата А4 темно-голубого, темно-серого, фиолетового цветов, черная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы и иллюстрации | Интернет-ресурсы | |
14. | Пингвин на льдине | Рисование тычком | Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить рисовать пингвинов, используя метод тычка. | Альбомный лист, гуашь, все принадлежности для рисования. | К.К.Утробина Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет стр. 46 | |
15. | Зимний вечер | Прием обрывания | Закреплять навыки симметричного вырезания (фигурки людей, домики), использовать прием обрывания (деревья, снеговик); учить создавать коллективную работу; развивать творчество детей. | Иллюстрации, репро- дукции картин о зиме; тонированная бумага формата А1; наборы цветной бумаги; ножницы; клей; салфетки. | А.А.Грибовская «Коллективное творчество дошкольников» Стр.98 | |
16. | Снегири на ветках | Тычок | Формировать у детей обобщенное представление о птицах; пробуждать инте- рес детей к известным птицам; расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. | Листы тонированной бумаги, гуашь, все принадлежности для рисования. | К.К.Утробина Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет стр.51 | |
17. | Вечерний город | Граттаж | Освоение техники «граттаж». | Листы бумаги, подготовленные для работы в технике «граттаж»; перьевые ручки; свеча; черные тушь и гуашь; изображение городских пейзажей в разное время суток. | И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников» Стр. 47 - 48 | |
18 | Зимушка-Зима | Тампонирование
| Учить отражать впечатления, полученные при наблюдении произведений художников; использовать холодную гамму красок для передачи зимнего колорита; рисовать зимний пейзаж в технике тампонирования. | Гуашь, листы тони-рованной бумаги, кисти, тампоны, салфетки для рук. | Журнал «Дошкольное воспитание», N2/02, стр. 14 | |
19 | Зимний лес. | Тычок | Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Обогащать словарный запас образной лексикой. Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка | Альбомный лист, гуашь, все принадлежности для рисования. | К.К.Утробина Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» Стр. 85 | |
20. | Наша Армия родная | Рисование по манной крупе | Учить рисовать по манной крупе. Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким. | Картон, манная крупа, клей, гуашь, все принадлежности для рисования. | Д/в №2 2002 Стр.36 | |
21. | Роспись дымковского коня | Рисование по пластилину | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. Воспитывать аккуратность | Вылепленные из пластилина фигурки дымковского коня, дымковские игрушки, гуашь, кисти | Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» Стр. 58 | |
22 | Подарок маме | Тычок | Учить детей рисовать разнообразные цветы, используя метод тычка. Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким. | Альбомный лист, гуашь, все принадлежности для рисования. | К.К.Утробина Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет стр. 53-54 | |
23 | Белые лебеди | Тычок | Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц. | Тонированный альбомный лист, гуашь, все принадлежности для рисования. | К.К.Утробина Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» сто.54 - 55 | |
24 | Грачи прилетели | Тычок | Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц. | Тонированный альбомный лист, гуашь, все принадлежности для рисования. | К.К.Утробина Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» стр. 28-29 | |
25 | Морское царство | Граттаж | Продолжать учить детей рисовать в технике «граттаж». | Листы бумаги, подготовленные для работы; перьевые ручки. | Журнал «Дошкольное воспитание», N2/02, стр. 17 | |
26 | Звездное небо | Набрызг, тычкование | Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Стр. 73 | А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Стр. 73 | |
27 | Лягушки | Тычок | Расширять знания о животном мире. Учить детей бережному и уважительному отношению к живой природе. Учить детей понимать жанр шутливой сказки. Обогащать словарный запас детей. | Альбомный лист, гуашь, все принадлежности для рисования. | К.К.Утробина Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет стр. 44 | |
28 | Индюк | Рисование по пластилину | Продолжать учить детей, расписывать изделия из пластилина по мотивам народных декоративных узоров. | Индюк из пластилина подготовленный к работе, гуашь, кисть. | Журнал «Дошкольное воспитание», N2/02, стр.15 | |
29 | «Чудо – писанки» | Рисование на объемной форме (скорлупе яйца) | Познакомить с искусством миниатюры на яйце – славянскими писанками, дать представление об истории возникновения этого вида искусства, о специфике композиции и орнаментального строя; формировать интерес к народному искусству; учить рисовать на объемной форме. | Скорлупа яйца, все принадлежности для рисования. | Журнал «Дошкольное воспитание», №3/07, стр. 46-50. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Стр.166 | |
30 | День Победы | Граттаж | Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны. Продолжать знакомить с техникой «граттаж». Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. | Листы бумаги, подготовленные для работы; перьевые ручки. | О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подгото-вительной группе детского сада. ИЗО». Стр. 97 | |
31 | Черепахи | Тычок | Развивать внимание и интерес к животному миру, его многообразию, обогащать словарный запас. Учить рисовать черепах, используя метод тычка. | Альбомный лист, гуашь все принадлежности для рисования | К.К.Утробина Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет стр.56 | |
32 | Попугаи | Рисование на манной крупе | Учить детей рисовать на крупе. Расширять знания детей об экзотических птицах других стран. Развивать эстетическое восприятие ярких разнообразных цветов. | Приготовленные для работы листы бумаги, гуашь, кисть. | Журнал «Дошкольное воспитание», N11/95, стр.14 | |
33 | Березы весной | Тычок | Углублять знания о временах года, уточнять признаки весны, воспитывать любовь к родному краю. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность и память. | Альбомный лист бумаги, гуашь, все принадлежности для рисования. | К.К.Утробина Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методе тычка с детьми 3-7 лет стр. 58. | |
34 | Цветущая ветка сирени | Тычок | Совершенствовать умение рисовать с натуры. Упражнять в создании разных оттенков фиолетового и зеленого цветов для достижения объемности изображения. Закрепить навык рисования «тычком» кисти с жесткой щетиной. | Альбомный лист бумаги, гуашь, все принадлежности для рисования. | О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО». Стр. 99 |
- Комарова Т. С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.
- О.В. Недорезова. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. – Воронеж,2006.
- К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Р.Г.Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- А.В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования. – СПб.: КАРО,2007.
- Т.Н.Доронова. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
- Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по изодеятельности "Волшебные картинки" (с использованием нетрадиционных техник изображения). Для детей от 3 до 7 лет
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобра...
Развитие креативности детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изображений
В данной статье указаны краткие сведения и материалы по нетрадиционном техникам изображений в дошкольном детстве...
Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Наш практический опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также результаты экспериментальных исследований позволяют сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения раскр...
Актуальность нетрадиционных техник изображения для развития детского творчества
В статье отражается нетрадиционная изобразительная деятельность дошкольников и ее важное значение для всестороннего развития ребенка...
Консультация "Методика работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник изображения"
Проведя анализ опыта работы МДОУ «Детский сад №44» г.о. Саранск, мы выяснили, что в работе по обучению детей навыкам изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники изображения, такие...
24.06.2021г Конспект ООД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» ( использование средств нетрадиционной техники изображения) «Космос» (техника граттаж)
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения ...
Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников" (экспериментальная работа)
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.Рисование прио...