Проект по художественно – эстетическому развитию «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».
проект (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitie_chuvstva_ritma_3.docx | 334.43 КБ |
proekt_razvitie_chuvstva_muzykalnogo_ritma.ppt | 2.11 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Звёздочка» муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области |
140003, Московская обл., г. Люберцы, 3-е почтовое отделение, д. 29 А Телефон: 8-495-567-41-47
Проект
по художественно – эстетическому развитию
«Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».
Подготовила воспитатель:
Квитка Наталья Васильевна
Люберцы, 2016 г.
Наименование проекта: «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».
Автор проекта: воспитатель Квитка Наталья Васильевна.
Вид проекта: творческий.
Продолжительность проекта: средней продолжительности.
Участники исследовательской деятельности: дети второй младшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность. Современное ДОО — это уникальное образовательное учреждение нового типа, совершенно непохожее на детский сад еще десятилетней давности. В условиях модернизации образования, вариативности программ и типов дошкольных учреждений все острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка. Необходимым условием гармоничного развития ребенка является полноценное музыкально-эстетическое воспитание, развитие основ восприятия музыки. Об этом свидетельствует обязательность художественно-эстетического воспитания и развития детей, прописанное в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
Музыкальное воспитание для детей дошкольного возраста имеет важное значение, как для интеллектуального развития, так и для физического . Для развития музыкальных способностей необходимо не только пение или слушание музыки, но и музыкально-ритмические движения.
Музыкально-ритмические движения служат делу познания ребёнком окружающей действительности и, в то же время, - являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений. Выдающийся музыкальный педагог А.Д. Артоболевская, в книге "Первая встреча с музыкой" утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой.
Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и формируется внутренний духовный мир ребенка.
Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения.
Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.
Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:
1. обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;
2. развивают познавательные способности;
Таким образом, тема музыкально-ритмического развития детей в музыкально-ритмических движениях является актуальной в дошкольном педагогическом процессе.
Цель исследования: отобрать методические рекомендации для развития чувства музыкального ритма в музыкально-ритмических движениях у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: содержание и организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Предмет исследования: чувство музыкального ритма и его развитие у детей младшего дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях.
Гипотеза исследования: если использовать музыкально-ритмические движения в музыкальных играх, то это будет способствовать развитию чувства музыкального ритма.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Разработать диагностику исследования развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста;
3. Разработать методику развития чувства музыкального ритма.
4. Провести педагогический эксперимент в три этапа.
Методы исследования:
Теоретические:
1. Анализ научно-методической, педагогической литературы.
Эмпирические:
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Педагогический эксперимент в три этапа.
База исследования: МДОУ детский сад комбинированного вида №2 «Звездочка» Люберецкий муниципальный район Московской области.
Проект рассчитан на 3 месяца.
Проект предполагает проведение одного занятия в неделю кружковой работы, как часть традиционной музыкально-ритмической деятельности, индивидуальную работу, а также работу в свободное от занятий время и работу во вторую половину дня.
Продолжительность занятия –15-20 минут
1 этап – подготовительный (1неделя)
Анализ научно-методической, педагогической литературы.
Научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности. Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить.
В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н.Г. Александровой, Е.В. Кононовой. Специальные исследования проведены Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, Б.М. Тепловым.
Б.М. Теплов в работе «Психология музыкальных способностей» дал определение понятию «чувство ритма». Музыкально-ритмическое чувство - восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Ритм - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание.
Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально - ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки.
Музыкально-ритмическое воспитание (ритмика) - это специальный предмет, который имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, прививать им навык осознанного отношения к музыке, помогает выявить их музыкальные творческие способности. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Развитие чувства ритма – это основная задача ритмики.
Работа с родителями
Одними усилиями воспитателя на занятиях без поддержки родителей трудно добиться желаемого результата.
Цель работы с родителями: приобщение семьи к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержание заинтересованности, инициативности родителей к жизни детского сада.
Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от условий,
которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи её традициями, отношением к музыке, общей культурой. Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале проектной деятельности
Анкетирование родителей « Мой ребёнок и музыка»:
Вопросы | Результаты |
1.Какое место в жизни вашего ребёнка занимает музыка? 2.Любит ли он её слушать? Какую музыку предпочитает? 3.Какое самое любимое произведение вашего ребёнка? А ваше? 4.Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать? 6. Передаёт ли в движении характер музыки, её ритм? 7. Насколько эмоционально ребёнок реагирует на музыку? 8. В чём это выражается? 9. Стремится ли ребёнок поделиться впечатлениями и переживаниями с вами? Как вы на это реагируете? 10. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребёнка: Есть ли дома фонотека детской музыки? Посещаете ли вы детские спектакли? Смотрите ли вы по телевизору музыкальные программы вместе с ребёнком? Обсуждаете ли вы их? | Не знаю-60%, любит петь(танцевать)-30%, никакое 10% 2. любит-80%, не любит-20%,предпочитает детскую-15%, современную-85% 3. не знаю-70%, назвали любимые произведения детей-30% 4. любит-90%, не любит-10% 5. да-40%, нет-50%, не знаю-10% 6. да-70%, не знаю-10%, да-20% 7. очень-65%, не реагирует-10%, не знаю-25% 8. разные ответы 9. да-60%, не всегда-20%, никогда-20% 10. разные ответы |
Вывод: большинство родителей не интересуются музыкальным воспитанием детей, не знают их любимых музыкальных произведений, не видят их музыкальных способностей.
Решение проблемы: правильно организовать работу по музыкальному
воспитанию в семье, проводить беседы, консультации о музыке, совместные праздники и досуги, привлекать родителей к активному участию в жизни ДОУ и группы в частности. По результатам анкетирования выбираются формы сотрудничества.
Составляется план работы с родителями, успешное выполнение которого зависит от активности и инициативы со стороны родителей, целенаправленности и дифференцированного подхода к сотрудничеству с семьёй со стороны ДОУ.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы;
Досуги и развлечения;
Оформление наглядного материала, дидактических игр;
Родительские собрания и консультации;
Дни открытых дверей;
Домашние задания;
Ведение блога на сайте МДОУ.
2 этап - исследовательский этап (2,5 месяца)
В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников младшей группы МДОУ №2 д/с «Звездочка». Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель опытно-экспериментальной работы: выявление начального уровня развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста и разработка и апробация методики развития чувства музыкального ритма у детей данного возраста посредством музыкально – ритмических движений.
Выявление уровня развития чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
Цель: Определение начального уровня развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Разработать диагностические задачи;
- Провести диагностику уровня развития музыкально-ритмического чувства;
- Составить критерии оценки уровня развития чувства ритма;
- Обработать полученный результат.
Чтобы выявить уровень развития чувства музыкального ритма мы использовали методику диагностики О.П. Радыновой и провели два диагностических задания: первое – на исполнение ритмического рисунка с помощью хлопков, и второе – танец под музыку.
Диагностика чувства ритма
1 задание. Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии русской народной песни «Ах вы сени» (аудиозапись).
Педагог предлагает детям прослушать мелодию русской народной песни «Ах вы сени», затем прохлопывает ритмическую последовательность. После этого педагог предлагает детям самим прохлопать ритм мелодии.
Критерии и оценки выполнения задания (в баллах):
3 балла - точное выполнение ритмического рисунка.
2 балла - допускает небольшие неточности.
1 балл - ритмический рисунок не соответствует мелодии.
2 задание. Соответствие движений характеру музыки, соответствие ритма движений ритму музыки.
Звучат фрагменты из трех произведений.
1) Т. Ломова «Мелодия»,
2) М. Журбин «Марш»,
3) А. Гречанинов «Моя лошадка».
Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку. Дети должны передать в движениях характер музыки, ритм.
Критерии и оценки выполнения задания (в баллах):
3 балла - выразительные движения, смена движений в соответствии с характером музыки и ритмом.
2 балла - есть желание двигаться под музыку, но движения не всегда соответствуют характеру музыки.
1 балл – ребенок начинает делать движения под музыку, но они не передают характер и ритм музыки.
В соответствии с критериями нами было выделено три уровня развития чувства ритма: высокий, средний и ниже среднего.
Высокий - 6 баллов
Средний - 4-5 баллов
Ниже среднего – 3-1 балл
Анализ результатов констатирующей диагностики представлен в таблице 1.
Таблица 1.
№ | Имя, фамилия ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Общий балл |
1 | Варвара Б. | 2 | 2 | 4 |
2 | Даниил Б. | 1 | 2 | 3 |
3 | Варвара В. | 2 | 2 | 4 |
4 | Анастасия Е. | 2 | 2 | 4 |
5 | Семен К. | 2 | 2 | 4 |
6 | Григорий К. | 1 | 2 | 3 |
7 | Иван К. | 2 | 2 | 4 |
8 | Ульяна П. | 1 | 2 | 3 |
9 | Роман С. | 1 | 2 | 3 |
10 | Наталья С. | 2 | 2 | 4 |
11 | София С. | 2 | 2 | 4 |
12 | Эвелина С. | 2 | 2 | 4 |
13 | Артем С. | 1 | 2 | 3 |
14 | Таисия Т. | 1 | 1 | 2 |
15 | Анна Т. | 1 | 2 | 3 |
16 | Денис Л. | 2 | 2 | 4 |
По итогам выполненных заданий, учитывая общий балл, мы распределили детей по уровням развития чувства музыкального ритма и получили следующие результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2.
№ | Имя, фамилия ребенка | Общий балл | Уровни |
1 | Варвара Б. | 4 | С |
2 | Даниил Б. | 3 | НС |
3 | Варвара В. | 4 | С |
4 | Анастасия Е. | 4 | С |
5 | Семен К. | 4 | С |
6 | Григорий К. | 3 | НС |
7 | Иван К. | 4 | С |
8 | Ульяна П. | 3 | НС |
9 | Роман С. | 4 | С |
10 | Наталья С. | 4 | С |
11 | София С. | 3 | НС |
12 | Эвелина С. | 4 | С |
13 | Артем С. | 3 | НС |
14 | Таисия Т. | 2 | НС |
15 | Анна Т. | 3 | НС |
16 | Денис Л. | 4 | С |
Результаты диагностики в процентном соотношении представлены на диаграмме Рисунок 1.
Рисунок 1.
Как видно из таблицы 2 и рисунка 1, 9 детей (56%) находятся на среднем уровне, 7 детей (44%) на уровне ниже среднего. С высоким уровнем детей нет.
Анализируя отдельно каждый показатель, можно констатировать, что наибольшее затруднение у детей вызвало первое задание. Ритмический рисунок, хотя и с небольшими неточностями, исполнили 9 детей (56%), а у остальных 44% ритмический рисунок не соответствовал ритму заданной мелодии.
С удовольствием и желанием потанцевали под музыку 15 детей, но у них не было смены движений в зависимости от характера музыкального произведения, его ритма. Один ребенок не смог воспроизвести в хлопках ритмический рисунок мелодии и выполнить движения, соответствующие характеру музыки.
Развитие чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях
(формирующий эксперимент)
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили дальнейшую работу по развитию чувства музыкального ритма.
Для дальнейшей исследовательской деятельности мы разделили данную группу детей на две подгруппы, по 8 человек в каждой (экспериментальную и контрольную).
В начале формирующего эксперимента нами была сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы.
Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы является развитие чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Разработать задания для развития чувства музыкального ритма.
- Провести экспериментальное исследование.
Важную роль в развитии чувства ритма, прежде всего, выполняют музыкально – ритмические упражнения, а так же музыкальные игры. В них дети отражают и передают в движении ритмический рисунок звучащей музыки. Так же в музыкальных играх развивается быстрота двигательной реакции, способность к быстрой смене движений в соответствии с характером музыки.
В своей работе мы использовали следующие задания на развитие чувства музыкального ритма:
«Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова
Использовалась аудиозапись «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова.
Методика проведения: Педагог предлагает детям погулять, но обращает внимание, что прошёл дождик, и на земле образовались лужи. Чтобы не промочить ноги, нужно перешагивать через лужи. Дети вместе с педагогом шагают «большими ногами». Затем педагог сообщает, что впереди тропинка и по ней надо бежать. Дети бегут «маленькими ножками». После чего движения выполняются под музыку в сопровождении пения педагога. (Текст песни: «Большие ноги шли по дороге: топ-топ-топ топ-топ-топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ».) Когда дети освоят движения под пение, упражнение проводится только под инструментальную музыку.
«Ножки весело стучат» муз. Г.Ф. Вихаревой.
Использовалась аудиозапись песни «Ножки весело стучат» музыка Г.Ф. Вихаревой.
Методика проведения: педагог дает детям прослушать новую песню, которая называется «Ножки весело стучат», вместе с детьми определяет, что песня веселая. Затем предлагает детям потанцевать. Педагог показывает движения в соответствии с текстом песни, а дети повторяют. Обращает внимание детей на ритмичность музыки, говоря, что выполнять движения нужно дружно, всем вместе. В первом куплете («Как у наших у ребят ножки весело стучат») - они топают одной ногой; во втором («А устали ножки, хлопают в ладошки») – хлопают в ладоши; в третьем («А потом в присядочку пляшут дети рядышком») – выполняют « пружинку»; а в четвертом («А как пустятся бежать – никому их не догнать») – бегут «стайкой» по кругу. В припевах дети кружатся «топотушкой». В конце танца педагог хвалит всех детей.
«Матрёшки» под ред. Л.Е. Казанцевой.
Использовалась аудиозапись песни «Матрёшки» под ред. Л.Е. Казанцевой, кукла – неваляшка.
Методика проведения: Педагог говорит детям, что к нам в гости пришла кукла – неваляшка. Дети смотрят, как она качается. Затем педагог просит детей покачаться также, как куколка. Дети выполняют движения, поочерёдно отрывая ноги от пола (передают метрическую пульсацию). После этого педагог предлагает детям потанцевать под музыку. Дети танцуют по показу педагога, ритмично выполняя движения, в соответствии с текстом песни: «Мы матрешки, вот какие крошки, и у нас, и у нас чистые ладошки»– показывают ладошки; «Мы матрешки, вот какие крошки, И у нас, и у нас новые сапожки» - выставляют ногу на пятку; «Мы матрешки, вот какие крошки, Поплясать, поплясать мы хотим немножко» - выполняют «пружинку»; «Ох устали мы плясать, теперь будем отдыхать» - качают головой. В начале каждого куплета дети покачиваются с ножки на ножку, изображая матрёшек.
«Розовые щёчки» муз. Г.Ф. Вихаревой
Использовалась аудиозапись песни «Розовые щёчки» муз. Г.Ф. Вихаревой.
Методика проведения: педагог предлагает детям прослушать песню «Розовые щечки» и определить характер музыки. Мелодия очень веселая. Затем педагог приглашает детей потанцевать. Дети ритмично выполняют движения в соответствии с текстом песни по показу педагога. В первом куплете (текст песни: «Малыши, малыши - розовые щечки. А у нас, а у нас - звонкие ладошки») - дети ритмично хлопают в ладоши, во втором (текст: «Малыши, малыши - розовые щечки. А у нас кулачки - словно молоточки») – ритмично ударяют кулачком по кулачку, в третьем (текст: «Малыши, малыши - розовые щечки. А у нас, а у нас - весело в садочке!») – выполняют «пружинку», а в четвертом куплете (текст: «Малыши, малыши - розовые щечки. А у нас, а у нас - ротик на замочке!») – указательный палец ритмично прикладывают к губам.
Музыкальная игра «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.
Использовалась аудиозапись мелодии «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.
Методика проведения: Педагог проводит беседу о том, что делают дети на прогулке, когда светит солнышко (гуляют, играют). Что они будут делать, если вдруг пойдёт дождик (будут прятаться под зонтик или под крышу). Затем, дети слушают музыку «Солнышко и дождик». После этого, педагог приглашает детей погулять. Музыка звучит спокойно, напевно. Педагог поёт: смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату, а дети спокойно ходят в разном направлении, передавая шагами метрическую пульсацию. Далее педагог поет: мы похлопаем в ладошки, очень рады солнышку. Дети вместе с воспитателем хлопают в ладоши, передавая ритм мелодии. Под звуки металлофона педагог раскрывает зонтик, подпевая «дождь идет», и все дети прячутся под зонтик. А педагог спрашивает: «Никого дождь не замочил, все успели спрятаться?» В последствие, эту игру можно использовать на прогулке.
Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента (контрольный эксперимент)
С целью определения эффективности разработанной методики по развитию чувства музыкального ритма в музыкально – ритмических движениях был проведен контрольный эксперимент, который проводился с экспериментальной и контрольной группами.
Задачи контрольного эксперимента:
1. Выявить динамику развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста.
2. Определить эффективность разработанной методики развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях.
На данном этапе использовался тот же диагностический материал и критерии оценки, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Результаты контрольной диагностики в экспериментальной и контрольной группах приведены в таблице 4 и таблице 5.
Таблица 4.
Результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе.
№ | Имя, фамилия ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Общий балл |
1 | Варвара Б. | 3 | 2 | 5 |
2 | Даниил Б. | 2 | 2 | 4 |
3 | Варвара В. | 3 | 3 | 6 |
4 | Анастасия Е. | 3 | 2 | 5 |
5 | Семен К. | 3 | 3 | 6 |
6 | Григорий К. | 2 | 2 | 4 |
7 | Иван К. | 3 | 2 | 5 |
8 | Ульяна П. | 2 | 2 | 4 |
Таблица 5.
Результаты контрольной диагностики в контрольной группе.
№ | Имя, фамилия ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Общий балл |
1 | Роман С. | 1 | 2 | 3 |
2 | Наталья С. | 2 | 2 | 4 |
3 | София С. | 2 | 2 | 4 |
4 | Эвелина С. | 2 | 2 | 4 |
5 | Артем С. | 1 | 2 | 3 |
6 | Таисия Т. | 1 | 1 | 2 |
7 | Анна Т. | 1 | 2 | 3 |
8 | Денис Л. | 2 | 2 | 4 |
Индивидуальная динамика результативности контрольной диагностики в контрольной и экспериментальной группах представлена на диаграмме рисунок 2 и на диаграмме рисунок 3.
Рисунок 2. Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики детей экспериментальной группы.
Рисунок 3. Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики у детей контрольной группы.
Как видно из гистограмм в экспериментальной группе произошли изменения. Особенно улучшились результаты у двоих детей. По итогам диагностики их общий результат увеличился на два балла. У остальных детей результат улучшился на один бал.
Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе, можно заключить, что изменений в результатах на контрольном этапе эксперимента у детей данной группы не произошло.
Общую картину распределения детей контрольной и экспериментальной групп по уровням развития чувства музыкального ритма можно увидеть в таблице 6 и таблице 7.
Таблица 6.
Результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе.
№ | Фамилия, имя ребенка | Кол-во баллов | Уровень |
1 | Варвара Б. | 5 | С |
2 | Даниил Б. | 4 | С |
3 | Варвара В. | 6 | В |
4 | Анастасия Е. | 5 | С |
5 | Семен К. | 6 | В |
6 | Григорий К. | 4 | С |
7 | Иван К. | 5 | С |
8 | Ульяна П. | 4 | С |
Таблица 7.
Результаты контрольной диагностики в контрольной группе.
№ | Фамилия, имя ребенка | Кол-во баллов | Уровень |
1 | Роман С. | 3 | НС |
2 | Наталья С. | 4 | С |
3 | София С. | 4 | С |
4 | Эвелина С. | 4 | С |
5 | Артем С. | 3 | НС |
6 | Таисия Т. | 2 | НС |
7 | Анна Т. | 3 | НС |
8 | Денис Л. | 4 | С |
В экспериментальной группе двое детей переместились на высокий уровень, трое улучшили свои результаты до среднего уровня. И трое детей остались по-прежнему на среднем уровне, но у них произошли изменения в результатах отдельных показателей.
В контрольной группе у детей не произошли изменения уровня развития чувства музыкального ритма.
Распределение детей по уровням развития чувства музыкального ритма по итогам контрольной диагностики в экспериментальной группе можно увидеть на диаграмме рисунок 4.
Рисунок 4. Распределение детей экспериментальной группы по уровням развития чувства музыкального ритма.
Из вышесказанного можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.
3 этап - заключительный этап.
Подведение итогов реализации проекта
В процессе опытно – исследовательской работы мы наблюдали за детьми, проводили беседу о характере прослушанной музыки и провели педагогический эксперимент в три этапа.
На констатирующем этапе эксперимента мы выявили уровень развития чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста. Для диагностики использовались два диагностических задания. Первое задание на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии русской народной песни «Ах вы сени», и второе – соответствие движений характеру музыки, соответствие ритма движений ритму музыки.
В итоге мы выявили, что 56% детей находятся на среднем уровне, 44% детей на уровне ниже среднего. С высоким уровнем детей нет.
В ходе формирующего эксперимента мы разработали и провели целенаправленную работу по развитию чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкально – ритмических движений. На этом этапе осуществлялась проверка гипотезы «Если использовать музыкально-ритмические движения в музыкальных играх, то это будет способствовать развитию чувства музыкального ритма».
Цель контрольного эксперимента - выявить динамику развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп. Результаты диагностики свидетельствовали об эффективности разработанной и проведенной на формирующем этапе методике.
Таким образом, сопоставив данные констатирующего и контрольного эксперимента, мы выяснили, что использование музыкально-ритмических движений в музыкальных играх способствуют развитию чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста.
В итоге цель, поставленная в начале исследовательской работы «отобрать методические рекомендации для развития чувства музыкального ритма в музыкально-ритмических движениях у детей младшего дошкольного возраста» достигнута. Доказана гипотеза исследования: если использовать музыкально-ритмические движения в музыкальных играх, то это будет способствовать развитию чувства музыкального ритма. Поставленные задачи решены.
Методические рекомендации для воспитателей
Развитие музыкально-ритмического чувства важно начинать уже в дошкольном возрасте, для этого рекомендуется использовать музыкально-ритмические движения. Для детей младшего дошкольного возраста вполне доступны упражнения связанные с ритмической пульсацией. Дети этого возраста свободно передают ритмическую пульсацию в ходьбе, сложнее им это удаётся в беге.
В процессе работы над развитием музыкально-ритмического чувства следует выделить поэтапное обучение детей. На первом этапе происходит первоначальное знакомство с музыкальным произведением, под которое они будут двигаться. Важно, чтобы сложилось целостное представление о самой музыке произведения, показ движений был яркими, эмоционально-выразительными. На втором этапе происходит более углубленное восприятие музыки и разучивание движений. На третьем этапе происходит закрепление материала: дети узнают и самостоятельно определяют характер музыкального произведения, воспроизводят композицию движений.
Основная деятельность ребенка – это игра, и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя так полно, как в игре. На каждом занятии можно с ребятами «отправляться» в гости в музыкальный домик, в лес, в магазин игрушек, в зоопарк и т.д. Все задания на занятиях должны иметь игровую форму. Каждое занятие должно быть пронизано линией сквозного развития, одно событие (задание) вытекать из другого. Занятия должны получаться очень содержательными, интересными.
Для эффективного развития чувства ритма мы рекомендуем:
- использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребенку, т.е. проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми.
- необходимо опираться на развитие именно чувства ритма у детей с самого раннего возраста.
- применять на музыкальных занятиях и в группе наглядный материал, дидактические пособия, направленные на усвоение музыкально – ритмических движений, с условием учета психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.
Развитию чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста способствует использование музыкально-ритмических движений в музыкальных играх. С детьми младшего дошкольного возраста можно провести следующие музыкальные игры: «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова, «Ножки весело стучат» муз. Г.Ф. Вихаревой, «Матрёшки» под ред. Л.Е. Казанцевой, «Розовые щёчки» муз. Г.Ф. Вихаревой, «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.
Консультация для родителей
"МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ"
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В детском возрасте закладываются основы любви к музыке. Через движение с музыкой идёт активный процесс приобщения ребёнка к музыке, её пониманию. Об этом говорят и специалисты, работающие с детьми. А. Артоболевская, выдающийся музыкальный педагог, в статье « Первая встреча с музыкой» утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой. Необходимо поэтому возможно раньше начинать вовлечение детей в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику.
Во взаимодействии музыки и движения главная роль принадлежит музыке. А движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям особую выразительность. В процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям решается целый ряд задач:
- обогащение музыкальных впечатлений детей;
- совершенствование естественных движений (ходьба, бег, прыжки);
- совершенствование психомоторных способностей дошкольников (развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой, формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений);
- развитие творческих способностей детей:
мышления, воображения, познавательной активности. Музыкально – ритмическая деятельность способствует оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма, созданию необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.
Рекомендации родителям по развитию чувства ритма у дошкольников
Слушайте музыку
Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.
Ребенок с конца первого - начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку.
Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.
Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением
Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.
Поощряйте движения под музыку
Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или куханной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).
Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи
"Часы"
Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому).
"Непослушный дождик" (для детей от 3 лет)
Дождик - кап! Дождик - кап!
То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).
Не стучи, не стучи,
Не стучи по крыше! (грозить пальцем)
Непослушный, какой! (укоризненно покачать головой).
Погоди, не лейся!
Заходи к малышам (поманить руками).
И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди).
"Прогулка"
По узенькой дорожке
Шагают наши ножки (ходить по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги),
По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе),
И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове).
Меж еловых мягких лап (стучать пальцами по столу),
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей),
Где сучок давно засох,
Серый мох-мох-мох (поднять руки над столом, сжимать-разжимать кулаки).
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб (указательным пальцем правой руки касаться поочерёдно всех пальцев левой руки).
Кто нашёл его друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его)
Это я, я, я!
^ Рисуйте узоры.
Декоративно-орнаментальный рисунок включает повторяющиеся и чередующиеся элементы, симметричную композицию.
Вырезайте бумажные салфетки, скатерти, снежинки.
Подбирайте рифмующиеся слова.
^ Игра "Подскажи словечко" (для детей от 4 лет)
Я сегодня утром рано
Умывался из-под ... (крана)
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на ... (машине).
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на ... (стуле).
Между гор издалека
Течет бурная ... (река).
В реке большая драка
Поссорились два ... (рака).
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ... (карандаш).
Мы купили кошке
Новые ... (сапожки).
Совместный праздник с родителями.
«День рождения со сказочными героями».
Вторая младшая группа. «Удивительная»
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы; Сплочение детского и родительского коллективов.
Место проведения: Групповая комната.
Материал: Костюмы для персонажей сказки «Колобок», колобок из папье-маше, канат, заготовки для аппликации по количеству именинников, кисти, клей, салфетки.
Предварительная работа:
- Повторить сказку «Колобок».
- Изготовить вместе с детьми колобка для сказки, в технике папье-маше.
- Разучить с детьми детскую песню (из мультфильма Карусель) - Антошка.
- Изготовить с родителями и детьми украшения для группы к празднику.
- Подобрать музыкальное сопровождение: «Танец маленьких утят» - Слова Ю. Энтина; «Антошка» -Слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского; музыкальные произведения для свободных танцев с родителями.
- Помощь родителям в подготовке ролей и костюмов к празднику.
Дедушка – Антощук Виктор Алексеевич
Бабушка – Спицкая Анна Михайловна
Заяц – Амирова Натия Анзоровна
Волк – Сухоруков Владимир Андреевич
Медведь – Воронин Дмитрий Алексеевич
Лиса – Топал Анна Дмитриевна
Ход праздника.
Воспитатели вместе с детьми встречают гостей и зовут их принять участие в игре. «Рука к руке».
Цель игры: Создание положительного эмоционального фона.
Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке!» и все участники игры, в том числе и он сам, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот кто не успел найти свободного партнера, становится водящим. Варианты команд: «Спина к спине», «Нос к носу», «Нога к ноге» и т.п.
Воспитатель: Здравствуйте родители, дедушки и бабушки и их ребятушки. Вот и наступил еще один радостный день, когда мы будем поздравлять ребят, которым исполнилось четыре года. (Раздается звонок в дверь: заходят бабушка и дедушка.)
Воспитатель: Здравствуйте бабушка, дедушка! Вы пришли к нам на праздник? Мы очень рады. А почему вы такие грустные?
Дедушка: Да! Мы очень хотели попасть к вам на праздник, даже подарок приготовили, но он пропал.
Воспитатель: Как пропал? Какой подарок?
Бабушка: Да испекли мы колобок для ребят и поставили его студиться на окошко, сами пошли наряжаться, а как вернулись, глядь, а колобка то и нет.
Воспитатель: Не печальтесь бабушка и дедушка! Мы с ребятами вам поможем.
Ребята! Вы догадались, из какой сказки к нам пришли гости.(ответы детей)
Кто из вас помнит, что в сказке произошло с колобком? ( ответы детей)
Кого первым встретил колобок на своем пути? (Зайчика)
Так давайте позовем зайчика и спросим у него, не видел ли он нашего колобка!!! ( появляется зайчик – родитель)
Воспитатель: Здравствуй зайчик. Бабушка и дедушка испекли сегодня ребятам колобок на праздник, а он пропал. Ты его случайно не встречал?
Заяц: Встречал! А вот куда он делся, не скажу, пока вы со мной не потанцуете.
«Танец маленьких утят».
Заяц: Спасибо ребята! Развеселили вы меня. А колобок от меня убежал, покатился дальше по дорожке и больше я его не видел. А можно мне у вас остаться? С вами так весело.
Воспитатель: Ребята! Где же нам дальше искать колобка? С кем он еще мог встретиться? (Волк)
Давайте позовем волка!
Волк: Кто меня звал? Отдохнуть мне не дал. Зачем звали?
Воспитатель: Волк, не сердись. Нам помощь твоя нужна. Ты колобка на дороге не встречал? Куда он покатился?
Волк: Ничего я вам не скажу, пока вы со мной не поиграете. Моя любимая игра «Жмурки». Чур я водить буду.
Игра «Жмурки»
Волк: Да, шустрые вы ребята, остался я без ужина. Но, мне с вами так интересно играть, я бы с удовольствием у вас погостил, если вы меня оставите. А колобок ваш, укатился от меня без оглядки по лесной дорожке.
Воспитатель: Конечно, волк оставайся и нам веселее будет. Но что же нам делать, кого еще спросить, куда пропал наш колобок?
Ребята, а кто еще по сказке мог видеть колобка? (Медведь)
Нам придется постараться, чтобы его разбудить. Давайте дружно его позовем.
Медведь: Кто меня так громко звал? Сладко спать мне не давал.?
Воспитатель: Ты прости наш мишка, но у нас к тебе очень важный вопрос. Не видал ли ты колобка? А то у нас сегодня праздник у ребят, бабушка с дедушкой приготовили его в подарок, а он пропал. И у нас праздник никак не начнется.
Медведь: Встречал. Но скажу я вам только тогда, когда вы мне докажете что вы сильные и ловкие. Вот мое условие. Вы должны меня перебороть, перетянуть канат. А что бы было честно, мне помогут заяц и волк, а то вас много, а я один.
Перетягивание каната.
Медведь. Ну, ребята, вижу сила у вас есть. Да только лиса хитрее вас оказалась. Схватила колобка и с собой утащила. Можно я тоже с вами останусь. Очень хочется посмотреть как вы с ней справитесь.
Воспитатель: Ребята! А что в сказке лиса с колобком сделала? (Съела)
Так давайте скорее ее звать, пока она колобка не успела съесть.
Лиса: Здравствуйте, ребята, зачем вы меня звали?
Дети: Лиса, отдай нам пожалуйста колобка.
Лиса: Ни за что не отдам. У вас тут, праздник. Вам и так весело, а мне колобок песенки поет.
Воспитатель: Так давай и мы тебе песенку споем.
Песня – Антошка.
Лиса: Ну ладно, так и быть, держите своего колобка. Только возьмите меня с собой, пожалуйста. (отдает колобка детям).
Воспитатель: Вот вам бабушка и дедушка ваш колобок. Только пока мы его искали, совсем про подарки для именинников забыли. Давайте, вместе с родителями сделаем им подарки и сказочных друзей с собой пригласим.
Продуктивная деятельность.
Аппликация: « Цветы в подарок»
(Дети с родителями делятся на группы по количеству именинников.)
Воспитатель: Наши подарки готовы и мы приглашаем в круг всех наших именинников.
Игра: «Как на ваши именины....
Поздравления от детей и взрослых.
Воспитатель: Ребята! А колобок просит не есть его, он хочет остаться у нас в группе. А на угощение он придумал сюрприз...
Приглашаем всех на праздничное чаепитие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы. В условиях модернизации образования, вариативности программ и типов дошкольных учреждений все острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка. Необходимым условием гармоничного развития ребенка является полноценное музыкально-эстетическое воспитание, развитие основ восприятия музыки. Об этом свидетельствует обязательность художественно-эстетического воспитания и развития детей, прописанное в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Музыкальное развитие детей дошкольного возраста как говорят ученые, связано, не только с интеллектуальным развитием, но и с физическим. Здесь на первый план вступают танцевально-ритмические движения. Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они: обогащают эмоциональный мир детей, развивают музыкальные и познавательные способности.
Цель исследования Отобрать методические рекомендации для развития чувства музыкального ритма в музыкально-ритмических движениях у детей младшего дошкольного возраста .
Объект исследования: содержание и организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования . Предмет исследования: развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях
если использовать музыкально-ритмические движения в музыкальных играх, то это будет способствовать развитию чувства музыкального ритма. Гипотеза исследования
Задачи 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме. 2. Составить словарь понятий. 3. Разработать методику развития чувства музыкального ритма. 4. Провести педагогический эксперимент в три этапа.
Методы исследования Теоретические: 1. Анализ научно-методической, педагогической литературы. Практические: 1. Наблюдение. 2. Беседа. 3. Педагогический эксперимент
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ детский сад комбинированного вида №2 «Звездочка» Люберецкий муниципальный район Московской области
Эксперимент 3 этапа: констатирующий эксперимент формирующий эксперимент контрольный эксперимент
В эксперименте принимали участие 16 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Констатирующий эксперимент Цель: Определение начального уровня развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: разработать диагностические задачи; провести диагностику уровня развития музыкально-ритмического чувства; составить критерии оценки уровня развития чувства ритма; обработать полученный результат.
Диагностика чувства ритма 1 задание. Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии русской народной песни «Ах вы сени» (аудиозапись). Критерии оценки выполнения задания (в баллах): 3 балла - точное выполнение ритмического рисунка. 2 балла - допускает небольшие неточности. 1 балл - ритмический рисунок не соответствует мелодии.
2 задание. Соответствие движений характеру музыки, соответствие ритма движений ритму музыки. Критерии оценки выполнения задания (в баллах): 3 балла - выразительные движения, смена движений в соответствии с характером музыки и ритмом. 2 балла - есть желание двигаться под музыку, но движения не всегда соответствуют характеру музыки. 1 балл –ребенок начинает делать движения под музыку, но они не передают характер и ритм музыки.
В соответствии с критериями нами было выделено три уровня развития чувства ритма: Высокий - 6 баллов Средний - 4-5 баллов Ниже среднего – 3-1 балл
Анализ результатов констатирующей диагностики № Имя, фамилия ребенка Задание 1 Задание 2 Общий балл 1 Варвара Б. 2 2 4 2 Даниил Б. 1 2 3 3 Варвара В. 2 2 4 4 Анастасия Е. 2 2 4 5 Семен К. 2 2 4 6 Григорий К. 1 2 3 7 Иван К. 2 2 4 8 Ульяна П. 1 2 3 9 Роман С. 1 2 3 10 Наталья С. 2 2 4 11 София С. 2 2 4 12 Эвелина С. 2 2 4 13 Артем С. 1 2 3 14 Таисия Т. 1 1 2 15 Анна Т. 1 2 3 16 Денис Л. 2 2 4
Результаты по уровням развития чувства музыкального ритма № Имя, фамилия ребенка Общий балл Уровни 1 Варвара Б. 4 С 2 Даниил Б. 3 НС 3 Варвара В. 4 С 4 Анастасия Е. 4 С 5 Семен К. 4 С 6 Григорий К. 3 НС 7 Иван К. 4 С 8 Ульяна П. 3 НС 9 Роман С. 4 С 10 Наталья С. 4 С 11 София С. 3 НС 12 Эвелина С. 4 С 13 Артем С. 3 НС 14 Таисия Т. 2 НС 15 Анна Т. 3 НС 16 Денис Л. 4 С
Результат констатирующего эксперимента Высокий уровень – нет детей, что соответствует 0% от общего числа испытуемых; Средний уровень - 9 детей, что соответствует 56% от общего числа испытуемых; Ниже среднего уровень - 7 детей, что соответствует 44% от общего числа испытуемых
Формирующий эксперимент Цель: Развитие чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях. Задачи: разработать задания для развития чувства музыкального ритма; провести экспериментальное исследование.
Для дальнейшего исследования мы разделили данную группу детей на две подгруппы, по 8 человек в каждой (экспериментальную и контрольную). В формирующем эксперименте мы использовали следующие задания на развитие чувства музыкального ритма: 1. «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова 2. «Ножки весело стучат» муз. Г.Ф. Вихаревой. 3. «Матрёшки» под ред. Л.Е. Казанцевой. 4. «Розовые щёчки» муз. Г.Ф. Вихаревой 5. Музыкальная игра «Солнышко и дождик» муз. М.Раухвергера.
Контрольный эксперимент: Цель : определение эффективности разработанной методики по развитию чувства музыкального ритма в музыкально – ритмических движениях Задачи : 1. Выявить динамику развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста. 2. Определить эффективность разработанной методики развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях. На данном этапе использовался тот же диагностический материал и критерии оценки, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе. № Имя, фамилия ребенка Задание 1 Задание 2 Общий балл 1 Варвара Б. 3 2 5 2 Даниил Б. 2 2 4 3 Варвара В. 3 3 6 4 Анастасия Е. 3 2 5 5 Семен К. 3 3 6 6 Григорий К. 2 2 4 7 Иван К. 3 2 5 8 Ульяна П. 2 2 4
Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики детей экспериментальной группы. В экспериментальной группе произошли изменения. Особенно улучшились результаты у двоих детей. По итогам диагностики их общий результат увеличился на два балла. У остальных детей результат улучшился на один бал.
Результаты контрольной диагностики в контрольной группе. № Имя, фамилия ребенка Задание 1 Задание 2 Общий балл 1 Роман С. 1 2 3 2 Наталья С. 2 2 4 3 София С. 2 2 4 4 Эвелина С. 2 2 4 5 Артем С. 1 2 3 6 Таисия Т. 1 1 2 7 Анна Т. 1 2 3 8 Денис Л. 2 2 4
Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики у детей контрольной группы. На контрольном этапе эксперимента у детей контрольной группы изменений не произошло.
Общая картина распределения детей экспериментальной группы по уровням развития чувства музыкального ритма № Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов Уровень 1 Варвара Б. 5 С 2 Даниил Б. 4 С 3 Варвара В. 6 В 4 Анастасия Е. 5 С 5 Семен К. 6 В 6 Григорий К. 4 С 7 Иван К. 5 С 8 Ульяна П. 4 С В экспериментальной группе двое детей переместились на высокий уровень, трое улучшили свои результаты до среднего уровня. И трое детей остались по-прежнему на среднем уровне, но у них произошли изменения в результатах отдельных показателей.
Общая картина распределения детей контрольной группы по уровням развития чувства музыкального ритма № Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов Уровень 1 Роман С. 3 НС 2 Наталья С. 4 С 3 София С. 4 С 4 Эвелина С. 4 С 5 Артем С. 3 НС 6 Таисия Т. 2 НС 7 Анна Т. 3 НС 8 Денис Л. 4 С В контрольной группе у детей не произошли изменения уровня развития чувства музыкального ритма.
Распределение детей по уровням развития чувства музыкального ритма по итогам контрольной диагностики в экспериментальной группе
Заключение На основе анализа психолого-педагогической литературы были определены понятия «способности», «чувство ритма»,которые дал отечественный психолог Б.М. Теплов в своей работе «Психология музыкальных способностей». Чувство музыкального ритма активно развивается в музыкально – ритмических движениях, так как потребность в движении дети испытывают с самого раннего возраста. Методологической основой исследования являются работы Б. М. Теплова и Н.А. Ветлугиной, С.Л. Рубинштейна, О.П. Радыновой, К.В. Тарасовой. Педагогический эксперимент состоял из трёх этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
Заключение На констатирующем этапе эксперимента мы определили уровень развития чувства музыкального ритма. Формирующий эксперимент основан на методике О.П. Радыновой. Контрольный эксперимент был проведён для проверки гипотезы. В исследовательской работе путем апробации нам удалось выявить положительные результаты в развитии чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях. В итоге цель, поставленная в начале исследовательской работы «отобрать методические рекомендации для развития чувства музыкального ритма в музыкально-ритмических движениях у детей младшего дошкольного возраста» достигнута. Доказана гипотеза исследования: если использовать музыкально-ритмические движения в музыкальных играх, то это будет способствовать развитию чувства музыкального ритма. Поставленные задачи решены.
Методические рекомендации для воспитателей Развитию чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста способствует использование музыкально-ритмических движений в музыкальных играх. С детьми младшего дошкольного возраста можно провести следующие музыкальные игры: «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова, «Ножки весело стучат» муз. Г.Ф. Вихаревой, «Матрёшки» под ред. Л.Е. Казанцевой, «Розовые щёчки» муз. Г.Ф. Вихаревой, «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера. Для эффективного развития чувства ритма мы предлагаем: - проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми. -необходимо опираться на развитие именно чувства ритма у детей с самого раннего возраста. -применять на музыкальных занятиях и в группе наглядный материал, дидактические пособия, направленные на усвоение музыкально-ритмических движений, с условием учета психофизиологических особенностей детей .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Развитие музыкально одаренных детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"
Работа с музыкально одаренными детьми....
План самообразования "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"
Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 года. Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 года. Цель: всестороннее развитие личности средствами танцевально-ритмической деятельности и психическо...
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» На современном этапе педагогической теории и практики уделяется осо...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются с...
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений.
Материал предназначен для музыкальных руководителей...
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, ...
Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»Цель: Повышение профессиона...