Структура творчески ориентированного занятия по изобразительному искусству
консультация по рисованию на тему
Планирование занятия по изобразительному искусству характеризуется как творческий акт самореализации педагога. Это своеобразное произведение искусства, которое создаёт педагог. Сюжетно – композиционная основа сценария помогает создать целостный образ, относиться к занятию как своеобразной форме выражения своего отношения к исследуемой проблеме (теме).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно- оздоровительного развития воспитанников №24 «Искорки»
Структура творчески ориентированного занятия по изобразительному искусству
Подготовила:
Шаповалова Валентина Петровна,
воспитатель высшей категории
г. Зеленогорск
Основные задачи художественно – творческого развития дошкольников:
1. Приобретение знаний – в области изобразительного искусства требует осознанного восприятия информации: её переживания, осмысления, запоминания.
2.Развитие навыков и умений - предполагает неоднократное прямое и вариативное воспроизведение действий.
3.Усвоение опыта творческой деятельности – решение проблем и проблемных задач, накопление опыта открытий и исследовательских действий.
4.Формирование эстетического отношения ребёнка к важным для общества социальным и культурным ценностям предполагает учёт потребностей и мотивов детей, значимости усваиваемого ими материала и обеспечение эмоциональных личностно – окрашенных переживаний, связанных с обучением и творчеством. В зависимости от типа занятия та или иная задача может стать определяющей.
Планирование занятия по изобразительному искусству характеризуется как творческий акт самореализации педагога. Это своеобразное произведение искусства, которое создаёт педагог. В его основе лежит технологически продуманный проект. Занятие может быть разным по форме: путешествие, практикум, игра, сказка, спектакль, викторина, экскурсия, выставка и т.д.
При любом типе занятия продумывается его сценарий (ход), в котором вычленяются узловые моменты: завязка, постановка проблемы и её разрешение, кульминация, последствие (развязка).
Сюжетно – композиционная основа сценария помогает создать целостный образ, относиться к занятию как своеобразной форме выражения своего отношения к исследуемой проблеме (теме).
Завязка – событие, являющееся началом (завязыванием) действия, часто знаменует возникновение конфликта, проблемной ситуации. В начале занятия можно показать необычный предмет, загадать загадку, показать иллюстрацию и т. д. Первые минуты занятия являются важными в его общей структуре, поскольку они мотивируют познавательную активность детей, их интерес к предстоящей практической работе.
Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Тема занятия уже несёт в себе проблему, её лучше всего формулировать в виде вопроса: « Почему говорят, что у оленя на голове дерево растёт?» и т.д.
Постановка проблемы может нацеливать деятельность детей на исследование в двух направлениях: «Посмотри, как это сделали художники, и попробуй сделать по – своему», «Опираясь на собственный опыт, попробуй сотворить сам, а потом посмотри, как это сделали другие». Проблемные ситуации на занятии («посмотри – удивись – сотвори» и «сотвори - посмотри – удивись») моделируются с учётом возрастных возможностей и интересов детей и обращены на зону ближайшего развития каждого. Перед ребёнком ставится художественно – творческая задача, решение которой обогатит его опыт новыми «культурными практиками» как по линии «восприятия искусства», так и по линии «практического действия». Реализация принципов взаимозависимости процессов восприятия и практической работы, взаимосвязи эмоциональных и познавательных процессов является важным условием успешного разрешения проблемной ситуации.
Кульминация – точка наивысшего напряжения, подъёма в развитии сюжетной канвы занятия. Ребёнок в этот момент может испытывать яркое эмоциональное состояние переживания, например, от восприятия живописной формы произведения, образного рассказа педагога, от собственного открытия (смешивание красок), от эффективного приёма (освоение смешанной техники «восковой мелок + акварель»), удачного изображения чего – либо, от исполнения какой – нибудь роли. Ярким показателем неравнодушного отношения ребёнка к занятию является его живая эмоция: радость, грусть, печаль, восторг и т.п.
Развязка – заключительная часть занятия по изобразительному искусству, предполагающая рефлексию – осмысление решения проблемной ситуации, оценку и анализ результатов творческой деятельности детей. Эту часть сценария педагог должен тщательно продумать, чтобы успеть вместе с детьми
подвести своеобразный итог свершённых дел, определить то, что не удалось сделать, наметить план следующей работы.
Творчески ориентированное преподавание изобразительного искусства предполагает зарождение и развитие в ребёнке авторского творчества, без которого немыслимо художественное развитие личности. Авторское творчество ребёнка вступает в стадию продуктивного (художественного) творчества. Ребёнок начинает осваивать две неотделимые друг от друга позиции, имеющие отношение к искусству: позицию того, кто создаёт искусство (авторская позиция – «я – художник»), и того, кто его воспринимает (зрительская позиция – «я – зритель»). На всём протяжении художественного развития ребёнка в детском саду авторская и зрительская роли не просто взаимодействуют, но и неразделимы в психологическом плане и заключают в себе одна другую. Поэтому педагогические усилия должны быть направлены на создание таких условий, при которых ребёнок смог бы стать целостной творческой натурой, самореализоваться, раскрыть свои потенциальные возможности. Создание благоприятной эмоционально развивающей среды, способствующей проявлению и развитию эстетического отношения – «неравнодушного» чувства, - основная задача проектирования воспитателем предстоящего занятия.
Используемая литература:
Копцева Т.А. «Новые подходы к художественно – эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении» Москва ПУ «Первое сентября», 2011 г.
Приложение:
Тема занятия: Краски осени.
Задачи:
- обогащение знаний о многообразии цветов, которые можно увидеть осенью: цвет неба, листвы и т.д.;
- развитие навыков и умений в работе с акварелью в техниках «по – сырому», печать листьями;
- усвоение опыта творческой деятельности в процессе создания своего варианта осенней картины;
- Формирование эстетического отношения к сезонным изменениям в природе.
Предварительная работа: прогулки в лес, наблюдения за окраской листвы на деревьях («Кто больше увидит красок осени?», «Найди самый красивый листок, разноцветный листок, жёлто – красный и т.д», рассматривание картин «Золотая осень» И.И.Левитана, «Золотая осень» И.С.Остроухова, чтение стихов об осени: А.Н.Плещеев «Осень наступила», И.Бунина «Лес, точно терем расписной….», Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Материал: листы бумаги, акварельные краски, гуашь, кусочки поролона, кисти, салфетки бумажные, игрушка воробей, репродукция картины «Золотая осень» И.И.Левитана, листья.
Ход:
- Традиционное приветствие:
Собрались все дети в круг (показывают друг на друга)
Я - твой друг (показывает на себя) и ты – мой друг (показывает на товарища).
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки) и друг другу улыбнёмся (улыбаются).
Давайте передадим частичку своего тепла друг другу и назовём друг друга ласково. Дети поочерёдно гладят рядом стоящего ребёнка по ладоням и говорят: - Сашенька, Настенька и т.д.
2. Сообщение темы:
Воспитатель: Ребята, в гости к нам сегодня залетел маленький гость. Отгадав загадку, узнаете кто это.
Загадка:
Маленький мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает. Кто это?
Дети: воробей.
Воспитатель: правильно. Но он какой – испуганный, жалкий.
Как вы думаете, что могло случиться?
Дети: он испугался.
Воспитатель (от имени воробья): что – то случилось в природе, а я никак не могу понять. Лес был зелёным, и вдруг, всё стало разноцветным, а потом листья исчезли.
Ребята, давайте расскажем, что произошло.
Дети: наступила осень. Осенью листья желтеют, становятся разноцветными, а потом опадают.
Воспитатель: послушай, воробышек, как об этом написано в стихотворении («Осень» З.Федоровская)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Воспитатель: скажите, какими красками осень раскрасила лес?
Дети: жёлтыми, алыми, зелёными, золотистыми, оранжевыми, коричневыми.
Воспитатель: сегодня, ребята, я предлагаю превратиться в художников, и нарисовать свои осенние картины. Ведь хочется, чтобы эта красота осталась надолго в памяти. Подумайте, что вы хотите нарисовать?
Дети: лес, небо, солнце, листья, дождь, речку.
3. Рассматривание картины:
Воспитатель: Ребята, мы с вами рассматривали картины настоящих художников об осени. Давайте ещё раз посмотрим, как художник И.И.Левитан изобразил осенний лес на картине «Золотая осень».
Воспитатель: что изобразил художник?
Дети: лес, речку, небо.
Воспитатель: назовите, какие краски использовал?
Дети: жёлтые, красные, оранжевые, малиновые, коричневые, оранжевые.
Воспитатель: Правильно.
- Выполнение работы:
Воспитатель: сейчас представьте себе, что вы – художники. Давайте вспомним, как можно использовать предложенный материал?
Дети: деревья можно изобразить при помощи салфеток, листьев, оттиском поролона. Фон можно нарисовать по сырому листу.
Воспитатель: ну что ж, художники, принимаемся за работу (дети выбирают нужные материалы, приступают к работе)
Воспитатель (от имени воробья) восхищается, подбадривает:
- молодец, Вероника, как красиво изобразила фон; а какую яркую листву нарисовал Матвей; а у Маши красивые берёзки получились и т.д.
5. Физкультминутка:
Осень, осень – листопад (автор – О.А.Новиковская).
Осень, осень – листопад (плавными движениями руки поднимают вверх).
Листья жёлтые летят (как бы дирижируя ими, постепенно опускают вниз).
Ветер дует, задувает (руки от груди не спеша разводят в стороны, одновременно дуют, имитируя звуки ветра),
Туча солнце закрывает (закрывают глаза руками),
Дождик капает с утра (Сжимают кулаки, выставив указательные пальцы. Совершают то левой, то правой руками движения вверх – вниз, показывая, как капают капли дождя, при этом приседают, пока указательные пальцы не коснутся пола).
Осень – грустная пора (разводят руки в стороны с выражением грусти на лице)!
Воспитатель:
Продолжим работу (советую (по необходимости) дополнить работу – нарисовать траву, солнце...).
6.Итог: Ребята, а сейчас давайте полюбуемся нашими картинами (картины раскладываются в ряд).
Посмотри, воробышек, какие красивые картины получились у ребят! Расскажите воробышку, кто что нарисовал.
Дети:
Маша: я нарисовала берёзки на полянке с разноцветными листочками, солнышко.
Гриша: у меня на картине речка, а рядом берёзка с разноцветными листочками и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте устроим выставку наших картин.
Воспитатель (от имени воробышка): спасибо, ребята. Я теперь знаю, почему так случается в природе. Вы – молодцы, хорошо умеете рисовать, как настоящие художники. Мне пора улетать. Всем своим друзьям расскажу о вас.
Дети: прилетай к нам, воробышек. Мы тебя будем угощать крошками.
Воробышек: спасибо, ребята!
Авторская разработка занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по изобразительному искусству и окружающему миру в средней группе.
Занятие проводится в игровой форме, что так актуально в настоящее время, когда введена новая программа в рамках ФГТ...
Консультация для воспитателей ДОУ "Использование проектного метода на занятиях по изобразительному искусству"
В консультации раскрываются особенности использования проектного метода на занятиях по изобразительному искусству....
Занятие по изобразительному искусству "Зимний лес"
Занятие для детей средней группы по изобразительному искусству...
Конспект комплексного занятия по изобразительному искусству с детьми 4-5 лет «Веселые ложки».
Ценность этого занятия в повышение эмоциональной отзывчивости, что эффективно влияет на развитие творческих, художественных способностей детей, гибкости изобразительного мышления....
Самоанализ воспитателя Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства
Данный материал включает в себя самоанализ профессиональной деятельности воспитателя по заявленной проблеме и приложения (частично)...
Развитие творческого воображения и художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и музыки в процессе продуктивной деятельности. Подготовительная группа.
Развитие творческого воображения и художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и музыки в процессе продуктивной деятельности. Подготовительная группа....
Развитие творческих способностей дошкольников к изобразительному искусству
Раскрытие творческих способностей у детей и правильное их развитие является важной педагогической задачей, которую необходимо решать с учетом возрастных особенностей ребенка, его психического развития...