Самоанализ воспитателя Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства
материал по теме
Данный материал включает в себя самоанализ профессиональной деятельности воспитателя по заявленной проблеме и приложения (частично)
Скачать:
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ
работы воспитателя
МДОУ детский сад
«Родничок» р.п.Линево
Буханцовой Елены Олеговны
на тему:
«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства»
2009г.
Приобщение ребенка к миру искусства, а через него развитие творческих способностей является актуальной необходимостью, вытекающей из потребностей современного общества.
Сейчас в России нужны индивиды способные на творческий подход к любому делу. Мы живем в век невиданной еще в истории человечества НТР; и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложней, и все больше требует от человека не шаблонных привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению задач. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, т.к. в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальной и концептуальной проблемой педагогики, т.к. большинство инновационных программ концентрируется на развитии познавательной сферы ребенка.
Отечественными психологами и педагогами (Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, А.С.Выготский, Т.С.Комарова и др.) признано; знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и приобщение их к изобразительному творчеству один из самых эффективных путей формирования личности и развития ее творческого потенциала.
Б.М.Теплов писал: «Искусство, а изобразительная деятельность является его неотъемлемой частью, обладает удивительной способностью всестороннее воздействовать на человека – его ум, сердце, чувства и мысли». В.И.Савенков считает, что «интеллектуально-творческий потенциал личности формируется во всех без исключения контактах ребенка со средой, и роль отводится особая искусству и художественной практике. В высших своих проявлениях искусство – всегда творчество». Таким образом, занимаясь художественно-практической деятельностью с детьми, знакомя их с произведениями искусства, решаются не только задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развивается интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
Поэтому, нашей стране нужны творческие люди, способные неординарно и нестандартно мыслить и именно занятия различными видами изобразительной деятельности помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно, легко адаптироваться к условиям современного быстроменяющегося мира.
Таким образом, цель моей работы: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства.
Основные задачи моей работы:
- Разработать технологию развития творческих способностей детей через художественно-продуктивную деятельность.
- Создать благоприятные условия для успешного протекания данного вида деятельности.
- Развивать художественно-творческие способности ребенка, творческое воображение, мышление, эмоции.
- Установить контакт и тесное сотрудничество с коллегами и родителями по данному направлению работы.
Для осуществления цели и поставленных мною задач была разработана система работы с детьми, представленная в авторских технологиях «Сотворчество», «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников» основанных на диагностике уровня творческого потенциала ребенка и мониторинга педагогических условий его развития (см.Приложение № 1). Данные технологии направлены на развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства (классического, народного, современного).
В основе данных технологий лежат важнейшие принципы работы с детьми по развитию творческих способностей – системность и интегрированность обучения. Они включают в себя учебную, вне учебную (занятия в кружке «Сотворчество») и самостоятельную творческую деятельность детей.
На основе разработанной системы и технологий работы составлены учебные, календарно-тематические планы, а также разработаны инструкционные карты по всем видам художественно-продуктивной деятельности (см.Приложение № 2).
Для управления учебно-познавательной деятельностью предусмотрены единые методы дидактики: наглядные, словесные, практические. Ключевыми методами данных технологий является интеграция всех трех методов и приемов обучения в едином воспитательно-образовательном процессе.
Данные технологии апробированы на практике в условиях МДОУ д/с «Родничок», получили положительные рецензии научного руководителя и рекомендованы к использованию в детских садах Новосибирской области.
Учитывая то, что любая деятельность не может возникнуть из ничего, а проявляется в определенных условиях, и зависит от них, на базе нашего ДОУ функционируют помещения дополнительного образования, которые активно используются при проведении учебных и кружковых занятий (см.Приложение № 3).
Продолжение студийной работы находит отражение в организации совместной деятельности педагога с детьми в течении всего дня на группе.
Развивающая среда моей группы по развитию творческих способностей детей представлена сочетанием двух мини сред: культурно-познавательной (иллюстративный, дидактический, раздаточный материал, предметы ДПИ и мн.др.) и индивидуально творческой (центры детского творчества, экспериментирования, театра, музыки, конструирования) позволяющей ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал, входить в образ художника, музыканта, поэта и т.д.
Кроме уголков, стимулирующих детей к самостоятельной творческой деятельности, есть стена творчества, где размещаются детские работы, имеется уголок психологической разгрузки, в котором ребенок может подумать, посидеть в тишине, сделать свое открытие, поэкспериментировать с разнообразными материалами и т.д. Организован кружок «Сотворчество» по приобщению ребенка к миру искусства и развитию его творческого потенциала.
Еще М.Монтессори, в своих научных трудах писала, что любой ребенок должен быть независим и свободным, и активно стремиться к самостоятельности, которая не должна подавляться взрослыми. Поэтому, предоставляю каждому ребенку возможность самореализовываться, поощряю творческие проявления, инициативу, обеспечивая тем самым свободу выражения своих чувств в разных видах деятельности.
Созданные мною условия в группе, для творческого развития детей позволяют успешно осуществлять работу по двум направлениям. Это организация учебной деятельности познавательного цикла и дополнительные занятия в кружке «Сотворчество», которые включают в себя: беседы, интегративные занятия, игры-путешествия, экскурсии, а также совместную деятельность детей и воспитателя, которая включает в себя специально организуемые воспитателем творческие и развивающие игры и упражнения, наблюдения, опыты, эксперименты, моделирование, экспериментально-поисковую деятельность и мн.др., а также самостоятельную художественно-творческую деятельность детей (музицирование, театрализация, продуктивная, игровая деятельность и т.д.) (см.Приложение № 4).
Практика доказала: самыми эффективными способами мотивации у детей к выполнению работы, являются игровые приемы, различные проблемные ситуации, использование сказочных героев и других персонажей, что помогает создать атмосферу заинтересованности стимулирующей творческую активность детей.
Использование мною демократического стиля общения с моими воспитанниками, позволяет обеспечивать спокойную, творческую обстановку, способствующую самореализации каждого ребенка.
Гармоничному развитию творческих способностей ребенка способствует совместимость трех сфер: мышления, воображения и эмоций, а также включение ребенка в активные формы творческой деятельности.
Наиболее успешно развитие творческих способностей происходит в игровой и изобразительной деятельностях, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым объектом. Поэтому, приоритетное внимание отдаю игровой, изобразительной, художественно-речевой деятельности.
Работа по развитию творческого воображения, мышления и эмоций представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности и объема заданий с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей развития ребенка.
I этап. Начальный (младший дошкольный возраст).
На данном этапе формирую у детей простейшие образно-выразительные умения через игровую деятельность, наблюдения, прослушивание музыкальных произведений, сказок, изобразительную деятельность и т.д. что обеспечивает эмоционально положительное самочувствие детей. Во все виды совместной деятельности включаю элементы творчества, например, рисование разнообразными предметами и материалами (мелом, пальчиком, ладошкой, палочкой по земле, снегу, мокрыми подошвами по сухому, выкладывание рисунков камешками, палочками, веревками и т.д.); игры с красками, дидактические игры «На что похоже»; наблюдения за «живыми облаками», многое другое.
II этап. Развивающий (средний дошкольный возраст).
На данном этапе формирую у детей систему умений и навыков, необходимых для осуществления творческого процесса, через различные игровые творческие упражнения, способствующие активизации процессов воображения и мышления. Например: «Нарисуй что хочешь», «Нарисуй свое настроение», «Рисуем музыку», «Дорисуй на основе заданного». Так же, как и в младшей группе, предлагаю детям использовать любые изобразительные средства, материалы (глина, краски, свечки, крупа, песок, зубная паста, нитки, палочки и т.д.).
III этап. Творческий (старшие и подготовительные группы).
На данном этапе поощряю творческие проявления, инициативность, независимость, изобретательность в процессе продуктивной деятельности. Предоставляю детям полную свободу в выборе материала, способов изображения, передаче художественных образов. Для активизации процессов творческого воображения и мышления использую творческие задания, проблемные ситуации, игры-эксперименты и др., например: «Пофантазируй на тему…», «Нарисуй мир звуков», «Придумай несуществующий образ» и т.д.
Интеграция заданий познавательного и преобразовательного характера позволяет формировать у детей умение решать задачи, как на фантазийном, так и на реальном уровне, что способствует развитию творческих способностей детей.
Использование изобразительной деятельности как основополагающего компонента в обучении детей творческому воображению и мышлению, не позволяет ребенку в дальнейшем полностью раскрепостится: без альбома и красок он чувствует себя неуютно. Поэтому для полного творческого развития и раскрепощения, стимулирую фантазию детей в совместной деятельности, используя комплекс специальных дидактических игр и упражнений, разработанных О.М.Дьяченко, М.В.Ильиной, Б.Н.Никитиным и др., использую элементы ТРИЗ-педагогики; включаю проблемные ситуации, творческие игровые задания на специально организованных занятиях познавательного цикла, а также в досуговой деятельности детей (игры, спортивные мероприятия, развлечения, кружки и др.), использую приемы работы со сказкой.
Составила картотеку методической литературы используемой в работе, где представлены игры и игровые упражнения на развитие творческого мышления, воображения, эмоций (см.Приложение № 5).
В самостоятельной художественной деятельности поощряю порыв детей к творчеству (драматизация, музицирование, словотворчество, занятия продуктивными видами деятельности и т.д.).
Для успешного осуществления поставленной мною цели был установлен контакт и тесное сотрудничество с педагогами детского сада и семьей по данному направлению работы. В основе моей деятельности лежит принцип детоцентризма (см.Приложение № 6). Взаимодействие с семьей реализовывалось как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах проектной деятельности (см.Приложение № 7). Используя методику Л.Н.Савенкова, я акцентировала внимание родителей на определение склонностей ребенка и их дальнейшего развития (см.Приложение № 10).
В результате 5 детей посещают школу искусств; 2 детей – музыкальную школу; 4 ребенка посещают театральный и танцевальный кружки и другие секции и факультативы.
Вместе с педагогами (узкими специалистами) ДОУ были разработаны единые подходы к развитию творчества детей, его оценке, отношение к ребенку как развивающейся и самоценной личности, и рекомендованы родителям.
Составлен план работы с педагогическим коллективом, который отражает основные темы и формы взаимодействия по данному направлению работы (см.Приложение № 8).
Таким образом, при тесном взаимодействии с педагогами ДОУ по данному направлению, мне удалось обогатить, расширить педагогические знания и умения родителей, в результате чего, они приобрели определенный опыт работы с ребенком по развитию его творческого потенциала и активно используют его дома. Лучший семейный опыт пропагандируется через газету ДОУ «Вести из Родничка», журнал ДОУ «Педагогический вестник».
Для изучения, выявления знаний, умений и навыков в данных видах деятельности и определения уровня развития творческих способностей, воображения, мышления был собран банк диагностик способствовавший систематизировать данные материалы и способы отслеживания результатов (см.Приложение № 9).
Таким образом, разработанная мной система работы по данному направлению показала эффективность технологий направленных на развитие творческого потенциала детей. В процессе данной работы у детей сформировались умения творчески самовыражаться в изобразительной, прикладной, самостоятельной художественно-творческой деятельности и т.д. (использование выразительных средств для создания образа: речь, движения, мимика, художественные материалы и др.); повысился уровень интеллектуально-эстетического развития (воображение, мышление, эмоции, чувства и т.д.) и художественно-творческого развития (умение анализировать художественный образ и воссоздавать его в разных видах деятельности) о чем свидетельствуют результаты диагностики (см.Приложение № 10).
Показатели успешной работы.
- Дипломанты международного конкурса «Космос и я» - 2005, 2009 гг.
- Участники выставки-конкурса «Учимся толерантности» «УчСиб - 2004».
- Призеры районного фестиваля детского творчества (Искитимский район) в номинации «Театральное детское творчество».
- Победители районного фестиваля детского творчества, в номинации «Фольклор».
- Неоднократные призеры творческих конкурсов в рамках поселка «Мой поселок», «Моя семья», «Мой край родной - Линево» - 2004, 2005, 2008гг.
- Дипломанты в выставочно-прикладном искусстве в рамках Искитимского района – 2006г.
- Победители районного конкурса «Игрушки-самоделки» - 2008г.
- Победители поселкового конкурса «Осенние фантазии» - 2008 г.
- Победители поселкового конкурса «Мастерская Деда Мороза» - 2009 г.
- Неоднократные призеры конкурсов организованных на базе МДОУ: конкурс рисунка «Мой любимый детский сад» - 2008 г., конкурс поделок «Сказка к нам пришла», конкурс «Лучший головной убор» - 2009 г.(см.Приложение № 11)
В процессе работы, на начальном этапе, у меня возникали трудности в отсутствии необходимой поддержки со стороны некоторых родителей в воспитании и развитии творчества детей, которые при тесном взаимодействии с педагогами ДОУ мне удалось успешно разрешить. Родители стали активными участниками воспитательного процесса нацеленного на развитие творческой активности и т.д.
Также я столкнулась с еще одной проблемой, у детей был разный уровень развития, не было устойчивых доминирующих мотивов к самореализации, творческой активности. На сегодняшний момент эта проблема успешно разрешена.
В будущем планирую продолжить работу в данном направлении. Планирую:
- Поступить в высшую школу социально-управленческого консалтинга и творческого объединения «Докторский клуб» по специализации «Детская психология искусства».
- Изучить арттерапию как метод развития креативности и применять его на практике.
Предварительный просмотр:
Перспективный
план работы
с родителями
на 2006-2007 уч.г.
Подготовила:
воспитатель
Буханцова Е.О.
д/с «Родничок»
Квартал | Название мероприятия | Цель проведения |
I | «Давайте познакомимся» (анкетирование) | Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье. (вновь зачисленные дети). |
«Роль изобразительной деятельности во всестороннем развитии и воспитания детей» (родительское собрание) | Расширение педагогического кругозора родителей. Активизация педагогических умений родителей в изобразительной деятельности. Привлечение внимания к развитию детского творчества в семье. | |
Воспитание интереса к окружающему, любви к родной природе через продуктивную деятельность. (диспут) | Расширение педагогического кругозора родителей. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность в данном направлении. | |
«Давайте поиграем» (мастер – класс) | Расширить знания родителей о влиянии игры на развитие художественно – творческих способностей детей. | |
«Игры с красками» (консультация) | Расширить педагогические знания родителей о роли игр с красками в интеллектуальном развитии. | |
Выставка детских работ «Вот и осень к нам пришла» | Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Формирование уважительного отношения к детским работам. | |
«Эстетическое воспитание в семье» (консультация) | Активизация педагогических умений родителей в эстетическом воспитании ребенка в семье. | |
«Развитие творческого потенциала в семье» (обобщение опыта семейного воспитания) | Привлечение внимания родителей к детскому творчеству, к необходимости развивать творческий потенциал ребенка. Обобщить наиболее интересный опыт семейного воспитания. | |
«Организация досуга детей дома» (консультация) | Повышение уровня педагогических знаний родителей, расширение их кругозора. | |
Конкурс «От скуки на все руки» (совместные работы детей и родителей) | Развитие эмоционально насыщенного взаимодействия родителей и детей. Активизация родительского участия в жизни детского сада. | |
Развлечение: «Вот и осень к нам пришла». | Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. | |
Открытое занятие по ручному труду. «Волшебные превращения коробок в животных». | Повышение педагогической грамотности родителей. Демонстрация творческих умений и навыков детей в прикладной деятельности. | |
Консультация. «Игры на развития воображения» (практическое занятие для родителей). Анкетирование «Определение склонностей ребенка. | Распространение педагогических знаний среди родителей. Практическая помощь семье в вопросах развития детей. | |
Выставка детских работ по изодеятельности «Родина наша – нет ее краше» Консультация «Патриотическое воспитание в семье» | Привлечение внимания родителей к вопросам патриотического воспитания Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания. | |
Новогодняя анкета. | Создание атмосферы ожидания праздника в детском саду. Активизация взаимодействия детского сада и родителей при подготовке к Новому году. | |
Консультация: «Что подарит Дед Мороз? Как дарить новогодние подарки». | Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков. Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения. | |
Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» | Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. | |
Новогодний утренник. | Привлечение родителей с проведением Новогоднего праздника. Обогащение отношений детей и родителей опытом национального общения. | |
Семейная гостиная. (вечер вопросов и ответов). | Получение информации о формах и методах развития детей средствами изобразительной деятельности. Практическая помощь семье в этом вопросе. | |
Родительское собрание (круглый стол) | Знакомство родителей с промежуточными результатами воспитательно-образовательного процесса. | |
Беседа «Мудрые мысли о воспитании» | Привлечение родителей к работе группы и детского сада в целом, в вопросах развития художественно творческих способностей детей. | |
«Семейные посиделки» | Обмен опытом семейного отдыха (походы в музеи, на выставки) Игротренинг «К нам пришла зима» | |
Конкурс творческих семейных работ (участок группы) «Зимние забавы» | Привлечь родителей к совместному строительству снежных построек на участке группы, их украшению. Развитие творческого взаимодействия родителей, детей и педагогов. | |
Выставка детских работ на тему «Зимушка-зима». Кружок «Сотворчество» | Привлечь внимание родителей к творчеству детей. Демонстрация навыков и умений детей в изобразительной деятельности. | |
Стенгазета «Лучше папы друга нет». Кружок «Сотворчество» (дети и воспитатели). Развлечение для пап. | Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. Формирование общности интересов детей, родителей и педагогов | |
Выставка детских работ по изодеятельности «Весенняя капель» | Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Формирование уважительного отношения к детским работам. | |
Консультация «Мир вокруг нас» | Развивать позитивное отношение родителей к детскому творчеству. Обогатить педагогические знания родителей о искусстве. | |
Стенгазета «Милая мама» | Демонстрация уважительного отношения педагогов к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду. | |
Утренник 8 Марта | Привлечь родителей к оформлению группы. Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения. | |
Фольклорное развлечение «Широкая масленица». Ярмарка | Привлечь родителей к активному участию в фольклорном празднике (украшение группы, выставка-ярмарка поделок). Активизация родительского участия в жизни детей. | |
Семинар «Нарисованный мир» | Обогатить знания родителей о роли детского творчества в эмоциональном развитии ребенка. Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком. | |
Консультация «Развитие воображения детей» | Повышение уровня педагогических знаний родителей. | |
Групповое родительское собрание (итоговое). Выставка работ родителей в рамках работы «Семейного клуба». Выставка детских работ кружка «Сотворчество». | Подведение итогов воспитательно-образовательной работы с детьми за учебный год. Подведение итогов работы клуба «Семейные посиделки». Подведение итогов работы кружка «Сотворчество» по развитию художественно-творческих способностей детей 5 года жизни. | |
Праздник 1 июня «День защиты детей». Конкурс рисунков на асфальте | Привлечь родителей к совместному празднованию дня защиты детей. Активизация взаимодействия родителей, детей, педагогов. | |
Выставка «Вот и осень к нам пришла» (Совместные поделки из природного материала). | Развитие эмоционально насыщенного взаимодействия родителей и детей. Активизация родительского участия в жизни детей. | |
Семинар – практикум «Шедевры из природного материала» Консультация: «Что можно сделать из природного материала». | Повысить педагогическую грамотность родителей, привлечь их внимание и вопросам художественно – эстетического воспитания. | |
Консультация: «Развитие положительного эмоционального настроения через выразительные виды творчества: рисунок, лепку, аппликацию». | Раскрыть актуальность предлагаемой темы. Расширить знания родителей | |
Выставка детских работ «Художница осень» Родительское собрание «Мир ярких красок» | Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Расширить знания о худож.-эст воспитании детей шестой год жизни. | |
Совместное развлечение «Осенние посиделки» | Демонстрация творческих способностей детей. | |
Развитие правильной речи, через ознакомление с произведениями искусства. (круглый стол). | Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решения проблем воспитания. | |
Игротренинг «Играем вместе» Консультация: «Учимся, играя» | Привлечь внимание родителей к детской игре, как одному из средств развития творческого воображения. Активизация педагогических знаний, умений. | |
Конкурс «Игрушки для деда Мороза» Мастер – класс «Делаем сами своими руками» | Активизация родительского участия в жизни детского сада, воспитаний ребенка. Создание атмосферы общности интересов детей, родителей и педагогов. | |
Новогодний утренник. Конкурс новогодних костюмов. | Развитие творческого взаимодействия родителей, детей и педагогов. | |
Художественно-творческий проект «Зимний пейзаж» | Включить детей и родителей в творческую деятельность, в ходе которой благодаря общению и сотрудничеству будет происходить их сближением. | |
Конкурс: «На лучший зимний участок» (родители-дети-педагоги) | Развитие творческого взаимодействия родителей, детей, педагогов. Привлечение родителей к работе детского сада. | |
Семейный клуб «Как воспитать творческую личность» Выставка детских работ «Каким меня видят дома». | Повышение педагогической грамотности в вопросах воспитателя, и развития творчества детей. | |
Совместное посещение выставки прикладного искусства. Музей – родители, дети, педагоги. | Обогащение знаний родителей о д.п.и. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ. | |
Беседа о красоте в жизни и искусстве (семейная гостиная) | Обмен опытом семейного воспитания. Обогащение педагогических умений, знаний родителей новыми формами и методами заботы с детьми. | |
Выставка детских работ Зимний пейзаж. (кружок «Сотворчество») | Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. | |
Художественно – творческий проект «Мир в твоем окне». | Привлечь детей и взрослых к изобразительному искусству, сделать их активными участниками арт-проекта. Создать благоприятный климат в детском коллективе, установить тесный контакт и взаимодействие с педагогами, между детьми и родителями. | |
Досуг: «Лучше папы друга нет» . Выставка детских работ «Мой папа» | Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца. | |
Праздник весны (Утренник) Выставка детских работ «Мама милая, родная». | Привлечь внимание к детскому творчеству. Создать благоприятную обстановку для эмоционального общения взрослых и детей. | |
День открытых дверей. Консультация: «Художественное – Эстетическое воспитание в семье» Мастер-класс «Как разбудить маленького волшебника». | Знакомство родителей с работой группы и детского сада в целом в данном направлении. Повышение педагогической грамотности в области художественно – эстетического воспитания и развития. | |
Открытое занятие по художественному конструированию «Путешествие в страну вообразилию» Выставка совместных работ родителей и детей. | Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения. | |
«Семейный клуб» «Счастливый выходной день» Творческая мастерская «Оригами» | Обмен опытом семейного воспитания по теме «Как организовать творческую деятельность детей дома» Установление дружеских взаимоотношений среди родителей группы. | |
Консультация. Изобразительное искусство, как метод развития познавательной сферы ребенка. «Развитие наблюдательности эстетического восприятия окружающего мира через ознакомление с произведениями искусства» | Обогащение педагогических знаний родителей. | |
Родительское собрание «Волшебная сказка оригами». (итоговое). Анкетирование по результатам года. Консультация «Влияние искусства оригами на развитие ребенка». Творческая мастерская «Живая бумага» Выставка детских работ в технике оригами. | Подвести итоги наиболее успешных мероприятий и форм взаимодействия дети – педагоги – родители. Подведение итогов воспитательно – образовательной работы. Обмен мнениями, вопросы по теме собрания. | |
Консультация «Путешествуем с детьми» | Обогащение педагогических знаний родителей о том, как сделать отдых с ребенком интересным и увлекательным. | |
Совместное посещение летних аттракционов. Участие в творческих конкурсах «Рисуем вместе с мамой». | Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения. | |
Конкурс на лучший летний головной убор. (из бумаги) | Активизация включенности родителей в интересы и потребности ребенка. Развитие творческого взаимодействия родители – дети – педагоги. | |
Художественно-творческий проект «Радуга мечты» | Включать детей и родителей в творческий процесс, сделать их участниками современного арт-проекта. | |
Выставка детских работ «Лето, ах лето» | Привлечь внимание детей к детскому творчеству. | |
Праздник воздушного змея | Участие родителей в изготовлении и защите творческих проектов. Развитие эмоционально насыщенного общения родителей с детьми. | |
Консультация «Народное искусство в воспитании детей» Творческая мастерская «Народная игрушка» Выставка совместных работ (дети – родители) | Повышение уровня педагогических знаний родителей. Активизация педагогических умений родителей, расширение их кругозора. | |
2008 – 2009 ГОД | ||
Родительское собрание «У школьного порога» Анкетирование «Скоро в школу» (до собрания) Консультация «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования» | Повышение уровня ответственности родителей за успешное обучение в школе. Анализ. Родительского запроса по подготовке детей к школе. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Расширение их педагогических умений, знаний. | |
Художественно – творческий проект. «Я взрослый, ты ребенок» | Помочь детям открыть мир взрослых людей, а взрослым – лучше понять мир современного ребенка. | |
Выставка совместного творчества (родители-дети, педагоги) «Осенние фантазии» | Привлечение родителей к совместному творчеству. Расширение их педагогических умений, знаний. | |
«Творческая педагогика для родителей» (семинар – практикум) | Активизация педагогических умений, знаний родителей в художественно – эстетическом воспитании детей. | |
Консультация (индивидуальные беседы) «Развитие речи через изобразительную деятельность и конструирование. | Расширить знания родителей по данному вопросу. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность | |
Совместная экскурсия в школу искусств на выставку изделий прикладного искусства. | Обогащение педагогических знаний родителей. Активизация взаимодействия детского сада и родителей. | |
Формирование адекватной самооценки в продуктивной деятельности (круглый стол). | Расширение педагогического кругозора родителей. Привлечение внимание к развитию творческого потенциала. | |
«Уроки общения» КВН. | Обогащение педагогических знаний родителей. | |
Консультация «Преодоление застенчивости средствами изобразительного искусства. | Обогащение педагогических знаний родителей. | |
«В музыкальной гостиной» (досуг интегрированное занятие музыка плюс рисование) | Привлечение родителей с совместному досугу. | |
Семейный клуб (диспут) «Радость творчества» Мастер – класс. | Развитие творческого взаимодействия родителей. Обогащение педагогических знаний. | |
Конкурс «Зимняя сказка» (лучший снежный городок). | Установление дружеских взаимоотношений среди детей, родителей, педагогов. Развитие творческого взаимодействия. | |
«В новогодней мастерской» (творческая мастерская) Выставка Новогодних игрушек. | Активизация взаимодействия детского сада и родителей при подготовке к Новому году. | |
Новогодний праздник. Конкурс на лучший новогодний костюм. | Привлечение родителей к проведению новогодних праздников. Активизация их в совместном творчестве. | |
Семейный художественно – творческий проект. «Птица семейного счастья» | Объединить всех членов семьи с помощью искусства. Способствовать сближению детей группы, их родителей. | |
Развлечение «Праздник пап». Изготовление подарков для пап. | Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. Привлечение внимания к детскому творчеству. | |
Выставка детских работ «Моя любимая мамочка». Утренник 8 марта. | Демонстрация уважительного отношения педагогов к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду. | |
Выставка поделок «Моя мама рукодельница». | Активизация родительского участия в жизни детей. | |
Поход в ЦДО «Спутник» на ярмарку – аукцион предметов прикладного творчества. | Приобщение детей к истокам родной культуры. привлечь детей и взрослых к совместному взаимодействию. | |
День открытых дверей. Открытое занятие «Что я люблю, и умею рисовать». | Демонстрация работы детского сада и группы в данном направлении. | |
Совместное развлечение «Ярмарка игрушек» | Создать благоприятную обстановку для эмоционального общения взрослых и детей. | |
«Страна вообразимая» КВН. (Совместная игра дети – родители). Оформление общей выставки рисунков. | Обобщить знания детей и родителей Развитие эмоционально насыщенного общения родителей с детьми. | |
«Рисовать умеют все». Семинар-практикум Выставка рисунков детей и родителей выполненная в нетрадиционных техниках рисования. | Активизация педагогических умений родителей, расширение их кругозора. | |
Родительское собрание «Подготовка к выпуску в школу». (итоговая) | Подвести итоги воспитательно – образовательной работы в целом. | |
Оформление совместной стенгазеты «Страна детсадия» | Участие родителей в совместной продуктивной деятельности. | |
Утренник «Выпуск в школу» Совместное украшение группы. | Создать благоприятную обстановку для эмоционального общения взрослых и детей. | |
Оформление выставки совместных работ. До свидания детский сад Здравствуй школа. | Развитие творческого взаимодействия родителей и детей, родителей и педагогов. | |
Предварительный просмотр:
Приложение № 8
Перспективный план работы с педагогическим коллективом
на 2007-2008 уч.г.
Квартал | Формы взаимодействия | Тематика направления |
I | Презентация авторской технологии (в рамках педсовета) | «Развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников средствами изобразительного искусства» |
Консультация (в рамках семинара) | «Взаимосвязь искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» | |
Открытое интегрированное занятие | «Сочини сказку» | |
Деловая игра (в рамках КМО для педагогов района) Выставка детских работ | «Вариант» (использование разнообразных форм и методов работы с детьми на интегрированных занятиях). «Сотворчество». | |
Круглый стол | «Творчество в рисунках детей под влиянием искусства» | |
II | Мастер-класс | «Делаем сами, своими руками» |
Сообщение из опыта работы (в рамках педсовета) | «Народное искусство как важное средство развития творческой, активности детей старшего дошкольного возраста» | |
Выставка детских работ кружка «Сотворчество» (в рамках дня открытых дверей) | «Вернисаж» | |
Сообщение из опыта работы (в рамках работы консультативно-информационного центра) | «Синкретически организованная деятельность как основа развития личности и творческих способностей детей» | |
Мастер-класс (в рамках «Школы молодого специалиста») | «Радость творчества» | |
III | Сообщение из опыта работы (в рамках педсовета) | «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников по программе «Сотворчество» |
Оформление консультативно информационных папок (в рамках «Школы молодого специалиста») | - «Краски твоего мира» - «Учимся вместе с детьми» | |
Презентация художественно-творческого проекта (в рамках творческой недели) | «Дети – цветы жизни» | |
Открытое интегрированное развлечение (в рамках творческой недели) | «Страна Детсадия» | |
Практикум (в рамках творческой мастерской) | «Использование нетрадиционных техник рисования и лепки в работе с детьми» | |
КВН (в рамках круглого стола) | «Знатоки искусства» | |
IV | Конкурс (в рамках Дня защиты детей) | «Рисунок на асфальте» |
Консультация (в рамках «Школы молодого специалиста») | «Влияние различных форм детской деятельности на развитие творческих способностей ребенка» | |
Конкурс (в рамках развлечения «Театр - детям») | «Новые куклы» Совместное изготовление кукол для театра | |
Информационный проспект (в рамках консультативно-информационного центра) | «Условия необходимые для успешного развития творческих способностей детей» | |
Выставка специальной методической литературы, игр на развитие творческого потенциала детей (в рамках педсовета) | «Развиваем творчество» | |
Конкурс поделок из природного материала (в рамках праздника 1 сентября) | «Природа и фантазия» |
Квартал | Формы взаимодействия | Тематика направления |
I | Выставка детских работ кружка «Сотворчество» (в рамках «Дня Знаний»). | «Наш детский сад» |
Консультация (в рамках семинара) | Инновационные методы работы в ДОУ по раскрытию творческого потенциала ребенка. | |
II | Сообщение из опыта работы (в рамках консультативно-информационного центра) | Развитие творчества дошкольника по программе «Сотворчество» |
Мастер-класс (в рамках «Школы молодого специалиста») | «Рисуем вместе» | |
Оформление консультативно-информационных папок (в рамках «Школы молодого специалиста») | Воспитание у детей интереса к творчеству. «Радость к творчеству». Игры с красками, как средство развития творческих способностей | |
КВН (в рамках педсовета) | Развитие творческого потенциала дошкольников. Тесты на изучение творческого потенциала взрослых. | |
Открытое занятие (в рамках творческой недели) | «Сказка в гости к нам пришла» | |
III | Презентация авторской программы кружка р.н.р. по дереву «Сотворчество» для детей старшего дошкольного возраста (в рамках КМО для педагогов района). Выставка детских работ кружка «Сотворчество» | Формирование этнического самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Русские народные промыслы |
Консультация (в рамках семинара) | «Игра – в художественно-творческой деятельности дошкольников». | |
Презентация художественно-творческого проекта (в рамках педсовета) | «На встречу друг другу» | |
IV | Конкурс (в рамках «Дня защиты детей») | «Рисунок на асфальте» |
Практикум (в рамках творческой мастерской) | Практические упражнения, игры способствующие развитию творческих способностей. | |
Консультация (в рамках «Школы молодого специалиста») | «Развитие творчества дошкольников через изобразительную деятельность» | |
Оформление консультативно-информационных папок (в рамках «Школы молодого специалиста») | «Делаем сами» «Творческая мастерская» |
Предварительный просмотр:
Примерное содержание занятий
по развитию творческих способностей у детей
в совместной деятельности (младший и средний
дошкольный возраст)
РИСОВАНИЕ
- Проведение игр и упражнений на сравнение и дифференциацию предметов по различным признакам (подбирать к образцу, раскладывать на две группы по двум образцам и пр.).
- Проведение игр и игровых упражнений на соотнесение формы предмета с эталоном и называние ее: круглый (похож на шар), овальный (похож на яйцо), квадратный (похож на кубик) и т.д.
- Проведение игр и игровых упражнений на закрепление и дифференциацию цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный), использование цвета в процессе рисования, передачу в рисунке характерного цвета времени года (зимы, лета, осени).
- Проведение игр и игровых упражнений на развитие пространственных представлений. Моделирование изменяющихся отношений между объектами по подражанию, образцу и словесному заданию. Отражение относительности пространственных отношений в речи: близко-далеко, ближе-дальше, вверх-вниз, внизу-наверху, с этой (правой) стороны, с другой (левой) стороны, в середине (центре).
- Проведение игр и игровых упражнений на развитие представлений о величине, сравнении предметов, употребление сравнительной степени прилагательных (большой-маленький, выше-ниже, толстый-тонкий, шире-уже и др.).
- Обследование предметов перед рисованием в определенной последовательности с помощью взрослого.
- Рисование краской, фломастерами, карандашами, мелом без задания («Что получилось?»), затем по заданиям (мяч, яблоко, ленты и пр.).
- Закрашивание листа бумаги кистью разной ширины, тампонами из поролона (ваты), губкой круговыми, вертикальными, горизонтальными движениями для выполнения аппликации или рисунка («Звезды на небе», «Цветы на лугу» и др.).
- Рисование восковым мелком и акварелью. Закрашивание краской листа бумаги (широкой кистью, губкой), на котором выполнены изображения восковым мелком или свечкой (картинки с сюрпризом: «Плавают уточки», «Кошка», «Снеговик» и др.)
- Рисование на пористой бумаге краской «от центра» плодов (помидоры, красные и желтые яблоки, сливы и пр.), снеговика, неваляшки, дополняя рисунок мелкими деталями с помощью фломастера.
- Рисование предметов округлых форм (шары, бусы, обручи, сушки) на основе использования предварительного обводящего движения как вспомогательного средства для создания изображения. Включение этих изображений в сюжет («Шары на елке», «У мамы красивые бусы», «Мячи в сетке», «Сушки на шпагате» и пр.).
- Рисование предметов угловатой формы на основе использования предварительного обводящего движения как вспомогательного средства для создания изображения («Праздничная гирлянда из флажков квадратной и треугольной формы», «Цветные кубики в коробке», «Окна в доме».
- Рисование краской с использованием приема примакивания (трава, заборчик, листочки и др.) и касания кончиком кисти («Салют», «В доме зажглись огни», «Горошки на платье», «Набухли почки», «Распустились листочки» и т. п., составление узора на полоске из точек и мазков).
- Рисование различающихся по величине предметов краской, фломастером, карандашом («Мама с дочкой гуляют», «Это я и мой папа», «Скатаем большой и маленький ком», «Нарисуем крупный и мелкий апельсин» — краской, фломастером; «Нарисуем высокий и низкий дом» — карандашом; «Нарисуем большой и маленький флажок» — карандашом, фломастером и т. п.).
- Дорисовывание основного задания по своему желанию.
- Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (снеговик, неваляшка, пирамидка из 3 шаров) и расположению.
- Рисование с натуры (пирамида из 3-5 колец, неваляшка, колобок, грибок и др.) после предварительного зрительно-двигательного обследования и с последующим повторением изображения по представлению.
- Рисование различных деревьев — ели, березы, тополя, дуба, яблони (несколько типов изображения одного дерева) с использованием разных приемов: листья изображаются мазками, которые накладываются друг на друга — кисть плашмя (примакивания); если ребенку удается прием касания, то по его желанию можно рисовать не мазками, а точками.
- Рисование леса, где растут разные деревья, с дорисовыванием людей или наклеиванием их фигурок самостоятельно или с помощью взрослого.
- Рисование разных видов человеческого жилища — шалаша, деревенского дома с длинным и коротким забором, городского дома — с дорисовыванием во всех случаях людей (под деревом, рядом с домом и пр.) или наклеиванием фигурок самостоятельно или с помощью взрослого.
- Рисование разных машин на городской улице, на шоссе. Раскрашивание карандашами, красками, восковыми мелками контурных изображений (в том числе и простых сюжетных) по показу взрослого и самостоятельно с целью совершенствования изобразительных умений: не заходить за контур, регулировать размах руки, не отрывать кисть и карандаш от бумаги, ждать, пока высохнет краска, не смазывать рисунок. Самостоятельно промывать кисть, вытирать ее тряпочкой.
- Обведение ладоней, всего тела с последующим совместным дополнением контурных изображений разными элементами и раскрашиванием. Сравнение с изображениями, выполненными на предыдущем этапе, объективная оценка своих достижений.
- Рисование открыток к празднику 8 Марта: ветка мимозы, цветущая ветка яблони (листья — примакиванием, цветы — касанием концом кисти). Кисть можно заменить палочкой для получения более крупных точек. Для некоторых детей можно заранее нарисовать ветку, а может быть, и листья. Работа должна быть посильной и приносить радость.
- Создание цветных пятен с помощью большой кисти, губки, руки с последующим нахождением их сходства с реальными объектами (животными, тучами, растениями, людьми и т. п.).
- Упражнения на дорисовывание недостающих элементов в рисунках: ягодок на ветке, частей тела животным (уши, носы, лапы, хвосты), листьев на деревьях, элементов домов (труба, окно, дверь), узоров на ковриках, тарелках и др.
- Рассматривание дымковской игрушки. Знакомство с основными элементами, выполнение элементов росписи в полоске.
- Выполнение декоративных узоров с чередованием элементов (женские украшения, роспись на предметах посуды и одежды и др.).
- Создание коллективных декоративных панно на темы, связанные с временами года (передавать основные цвета: осень — желтый, красный, немного зеленого; зима — белый, голубой).
- Создание композиций с помощью штампов («Ежи собирают грибы на поляне», «Белочки готовятся к зиме», «Праздник у зверей», «Зоопарк», «На грядках выросли овощи», «В саду поспели яблоки и груши», «Коврики» др.).
- Коллективное выполнение рисунков («Играем зимой (летом)», «Наши праздники» и др.).
- Создание тематических альбомов из детских работ: по временам года, к литературным произведениям «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях», «Три медведя» (обр. Л. Толстого); Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»; С. Капутикян «Маша обедает»; О. Кригер «На прогулку»; С. Маршак «Два котенка», «Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», В. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал "мяу"?», К. Ушинский «Утренние лучи» и др.
НЕТРАДИЦИООНЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
- Рисование пальчиками (от 2 лет).
- Рисование ладошкой (от 2 лет).
- Оттиск пробкой (от 3 лет).
- Обрывание бумаги (от 3 лет).
- Скатывание бумаги (от 3 лет).
- Оттиск поролоном (от 4 лет).
- Оттиск пенопластом (от 4 лет).
- Оттиск смятой бумагой (от 4 лет).
- Восковые мелки и акварель (от 4 лет).
- Свеча и акварель (от 4 лет).
- Акварельные мелки (от 5 лет).
- «Знакомая форма – новый образ» (от 5 лет).
- Отпечатки листьев (от 5 лет).
- Тиснение (от 5 лет).
- Кляксография обычная (от 5 лет).
- Печать по трафарету (от 5 лет).
- Монотипия предметная (от 5 лет).
- Монотипия пейзажная (от 6 лет).
ЛЕПКА
1. Проведение игр и игровых упражнений на сравнение предмета с предметами эталонной формы (шар, куб, яйцо, огурец и пр.). Начинать сравнение со слов: «Похож на...»
2. Проведение игр и игровых упражнений на развитие восприятия формы и величины предметов («Выбери на ощупь предметы, похожие на шар (на огурчик, на яйцо)»); различение сходных форм (яйцо и шар, яйцо и лимон, шар и яблоко).
3. Проведение игр и игровых упражнений на соотнесение величины куска глины (заранее подготовленного взрослым) с размером частей предмета, сравнение их, объяснение своих действий («У снеговика снизу самый большой снежный ком — надо взять самый большой кусок глины») с помощью взрослого и самостоятельно.
4. Анализ объектов перед лепкой (обследование с использованием ощупывания двумя руками под контролем зрения) с помощью взрослого.
5. Конструктивная лепка (от частей — к целому) из цветного теста предметов округлых форм (яйцо, яблоко, грибы, рыбки, пирамида из колец или шаров, самолет, неваляшка, животные, снеговик) по подражанию взрослому и по представлению. Лепка знакомых предметов из пластилина, глины по представлению. Лепка из глины и пластилина объектов, отличающихся по величине (курочка с цыплятами, неваляшки — мама и дочка и т. п.). Лепка с использованием приема защипывания краев (блюдце, миска, печенье), оттягивания (морковка, птичка из целого куска, лимон, огурец, банан).
6. Лепка скульптурным способом фигурок людей и животных для создания сюжетной композиции по содержанию сказок для последующего обыгрывания.
7. Раскрашивание изделий из глины, использование их в игре с помощью взрослого и самостоятельно.
8. Создание поделок вдвоем со сверстником, обучение детей способам делового партнерства — умению договариваться о последовательности выполнения и распределении операций (с помощью взрослого).
9. Рассматривание и обыгрывание изделий художественных промыслов.
АППЛИКАЦИЯ
1. Проведение игр и игровых упражнений на развитие восприятия. Выполнение заданий по образцу и словесной инструкции («Подбери кукле такую же одежду и одень ее на прогулку», «Посади на клумбе вот такие цветы», «У моей дочки красные туфельки. Подбери такие же перчатки, сумку, шляпку и бусы»).
2. Проведение игр и игровых упражнений на закрепление представлений о цвете, форме, величине: выбор предметов по образцу, группировка по двум образцам в соответствии с самостоятельно выделенным различительным признаком. Упражнения на чередование предметов, раскладывание мозаики в соответствии с образцом (чередование 1:1, 2:2, 2:1 и пр.).
3. Составление узоров в полоске без наклеивания по готовому образцу, увеличивая количество элементов (использовать для чередования осенние плоды, листья; праздничные флажки, шары и т. п.).
4. Составление узоров из готовых элементов с чередованием АБАБ, ААББААББ, ААБААБ в квадрате, круге, полоске без наклеивания и с наклеиванием(бусы у тети, бусы на елке, веночек из васильков, одуванчиков, тарелка с узором, салфетка с узором).
5. Создание симметричных узоров. Перенос узора с левой половины изображения на правую (бабочка, шапочка, украшенная елка, платье) или с верхней на нижнюю (бабочка, шапочка, шарфик).
6. Составление узора в полоске и круге по образцу (лес — большие и маленькие елочки; улица — высокие и низкие дома; елочная гирлянда — шары разного цвета; сосульки на ветке разной формы и пр.).
7. Предметная аппликация знакомых предметов на основе предварительного анализа образца или обследования натуры («Соберем пирамидку, башенку», «Построим дом из трех этажей», «Слепим снежную бабу» и др.).
9. Сюжетная аппликация из готовых деталей («Дети на прогулке», «Дети осенью в лесу», «У дома сад», «Улица», «Дети слепили снежную бабу» и др.). Предоставить детям возможность самим выбирать нужные изображения, оказывая помощь при создании композиций.
10. Выполнение изображений предметов с использованием приема рваной аппликации.
11. Выполнение аппликации по типу разрезной картинки — путем составления целого из фрагментов («Мальчики и девочки гуляют», «Собака бежит», «Фургон привез продукты» и пр.).
12. Создание с помощью взрослого сюжетной композиции по собственному желанию детей с использованием приема «подвижной аппликации» с последующим рассказыванием и рисованием.
13. Рассматривание с детьми декоративной вышивки, росписи, отделки на платье и фартуке.
14. Вырезание полосок ножницами с помощью взрослого и самостоятельно с последующим их наклеиванием (салфетка, лодочка на реке).
15. Дополнение рисунков объектами, выполненными в технике аппликации («В небе летят птицы», «Цветные шарики на празднике», «Зайчики играют на полянке», «Белочка собирает орешки» и др.).
16. Создание книжки-самоделки по сказкам («Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка» и др.).
17. Коллективная аппликация по сюжетам читаемых сказок, рассказов, детских фильмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-156214-1354965296.jpg)
Развитие познавательных способностей детей средствами изобразительного искусства.
Статья посвящена проблеме развития познавательной сферы дошкольников с помощью средсв изобразительного искусства. Развивать ребенка с помощью искусства - это удачное и оригинальное решение вопро...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-240542-1366051918.jpg)
Развитие художественных способностей детей средствами изобразительного искусства
Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этог...
Консультация для воспитателей «Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства».
«Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства»....
Консультация для педагогов на тему: «Развитие социальной компетенции ребёнка-дошкольника средствами изобразительного искусства»
Развитие творческих способностей, нравственное и социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования художественных и интеллектуальных способностей....
Консультация для воспитателей. «Развитие художественно- творческих способностей посредством нетрадиционных приёмов обучения изобразительной деятельности» ( по теме самообразования «Использование нетрадиционных техник рисования
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-577196-1422987374.jpg)
Развитие творческого воображения и художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и музыки в процессе продуктивной деятельности. Подготовительная группа.
Развитие творческого воображения и художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и музыки в процессе продуктивной деятельности. Подготовительная группа....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1223701-1583048363.jpg)
Консультация для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства»
Содержание:Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников.Цель развития детей художественно-эстетическими средствами.Задачи художественно-эстетического развития дошкольников.Сист...