Конспект НОД «В гостях у народных мастеров»
план-конспект занятия по рисованию на тему

Ребрий Наталья Викторовна

1.     Цель:

·        закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, хохломском;

2.     Задачи:

·        учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию;

·        совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму;

·        развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади;

·        воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству;

·        продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_gostyah_u_narodnyh_masterov.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                               

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления № 1»

662150, г. Ачинск, ул. Урицкого, 31  тел. 8(39-151) 7 - 38 – 86

                                        

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе  группы

(образовательная область – художественно – эстетическое развитие)

«В гостях у народных мастеров»

Воспитатель:  Ребрий Н.В

               

г. Ачинск, 2015г.

  1. Цель:
  • закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, хохломском;
  1. Задачи:
  • учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию;
  • совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму;
  • развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади;
  • воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству;
  • продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
  1. Тип занятия: закрепление знаний, умений, навыков.
  2. Форма занятия: групповое
  3. Продолжительность: 30 минут.
  4. Участники: подготовительная группа.
  5. Возраст обучающихся: 6-7лет.
  6. Оборудование и материалы  для занятия:

изделия Хохломы, Гжели, Городца, Дымково и т.д., картины, иллюстрации. Бумага тонированная разных форм. Скульптура малых форм – барышни, кони, посуда, покрытые белилами, сделанные руками детей. Гуашь, кисти, клеенки, тряпочки, подставки для кистей, банки с водой, палитра.

  1. Предварительная подготовка: 

игровой элемент «горница в русской избе». Рассматривание изделий народных промыслов, организация беседы о них, используя стихи, вопросы, рассказ, беседу.  Выделить разнообразие композиций по строению, колориту, составным элементам росписи. В процессе работы предложить детям вновь обратиться к рассматриванию экспонатов.

  1. Методы и приемы работы с детьми: наблюдение, игровые, наглядность, словесные ,показ.
  2. Структура НОД:

Этап занятия

Содержания

Время

  1. Водная часть
  2. Основная часть
  3. Рефлексия

«Посещение выставки»

Практическая работа

Рассматривание работ, подведение итогов

5 мин

20 мин

  1. мин

  1. Ход занятия.

Воспитатель: 

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир приданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь.

Отгадайте- ка загадку:

Ребёнок: 

Игрушки эти не простые, а волшебно – расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

 Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Воспитатель: 

Правильно! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера?

Дети: 

Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.

Воспитатель: 

Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Дети: 

клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, налепы, волнистые линии.

Воспитатель (показывает на водоноску):

Посмотрите, ребята, какая красивая барышня. Вы знаете, как называется эта игрушка?

Дети: 

Это водоноска!

Воспитатель:

За студеною водицей водоноска – молодица

Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

Воспитатель: 

А сейчас мы отправимся в Подмосковье.

Есть в России такое местечко,

Ребёнок: Где белая рощица, синяя речка.

                В этой негромкой российской природе

                Слышится эхо негромких мелодий.

                И светлеет вода родниковая,

                И дыхание ветра свежей,

                Расцветает Гжель васильковая,

                Незабудковая Гжель.

Воспитатель: 

Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется васильковой и незабудковой?

Дети: 

Потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.

Воспитатель: 

Где расположен узор?

Дети: 

В центре изделия.

Воспитатель: 

С чего начинали расписывать узор?

Дети: 

С крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев, бутона.

Воспитатель: 

А что раскрашивали потом?

Дети: 

Край, дно, затем ручку. Их часто закрашивали сплошь синей краской.

Воспитатель: 

Молодцы! Напомню вам только, что мастера Гжели применяли разный нажим на кисть, чтобы получить разные оттенки синего цвета: чтобы получить темный оттенок, надо нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый – слабее.

Ребёнок:

Как волшебница жар-птица не выходит из ума

Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.

 Хохломская роспись – алых ягод россыпь

 Отголоски лета в зелени травы.

 Рощи – перелески, шелковые всплески

 Солнечно-медовой золотой листвы.

Воспитатель:

Вот она какая, Хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно – вкусной. А какие элементы хохломской росписи вы знаете?

Дети:

Это разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листья, цветы.

Воспитатель: 

Ребята, остался еще один уголок в горнице, где мы с вами еще не были. Здесь представлены изделия из одного старинного русского города. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город?

Дети: 

Городец!

Ребёнок:

Есть на Волге город древний, по названью – Городец.

Славится на всю Россию своей росписью, творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Воспитатель: 

посмотрите на городецкие изделия, вспомните, какими красками и приемами пользуются городецкие мастера.

Воспитатель: 

Да, ребята, русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. А давайте-ка устроим веселое соревнование – кто больше вспомнит пословиц и поговорок о труде?!

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Делу – время, потехе – час.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Мешай дело с бездельем – проживешь век с весельем.

Терпенье и труд все перетрут.

Хорошая работа два века живет.

Красна птица опереньем ,а человек – уменьем.

Умелец да рукоделец себе и людям радость приносят.

Сделал дело – гуляй смело.

Кто работы не боится, тот и пляшет, и поет.

                                            Физкультминутка.

Воспитатель: 

Но на Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое ж веселье без игры! Вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную игру «Заря».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры: Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту.

Д/и « Собери узор» (Дети собирают разрезные элементы росписей).

На столах лежат незаконченные изделия. Ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров – кто в дымковских, кто в гжельских, кто в хохломских.

Практическая часть:

Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, кто что будет делать, проходите и садитесь.

                                                 

Ребята, наше занятие подошло к концу, мы сегодня узнали много нового о народных промыслах, и показали свои умения, пополнили выставку своими изделиями.

  1. Литература:

А.А.Грибовская" Коллективное творчество"-М., 2004.

Е.К. Брыкина "Творчество детей в работе с различными материалами"М.1997г.

 Т.С.Комарова"Занятие по изобразительной деятельности в детском саду"-М.: Просвещение,1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей логопедической группе "В гостях у народных мастеров" (декоративное рисование)

в конспекте представлен итог работы по ознакомлению детей с народным прикладным искусством (гжель, городец, дымка)...

конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "В гостях у народных мастеров"

Цель - создать условия для формирования интереса у детей среднего дошкольного возраста к народному творчеству, к истории своей страны...

Конспект познавательного занятия по теме «В гостях у народных мастеров».

Познакомить с разнообразием промыслов, историей возникновения и отличительными особенностями народных промыслов России....

Конспект Непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе " в Гостях у народных мастеров"

Цель: закреплять знания детей о народных промыслах гжель, хохлома, филимоновская и дымковская игрушка.Задачи 1 развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству...

Конспект образовательной деятельности « В гостях у народных мастеров» лепка изразцов

На современном этапе развития общества большое значение имеет ознакомление подрастающего поколения с культурой, историей , традициями, народными промыслами русского народа и родного края. Изучение кул...

«В гости к народным мастерам» конспект для детей старшей группы. Образовательная область -художественно эстетическое развитие

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно эстетической, социально-коммуникативной, познавательной, речевой областям на тему«В гости к народным мастерам&raq...

Конспект НОД «В гостях у народных мастеров»

Цель: закрепить у детей знание о народных промыслах: Хохломы, Дымково, Гжели, Городца, Жостово....