Конспект познавательного занятия по теме «В гостях у народных мастеров».
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме
Познакомить с разнообразием промыслов, историей возникновения и отличительными особенностями народных промыслов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированное занятие в подготовительной группе по народным промыслам | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию
в подготовительной группе
«В гостях у народных мастеров».
Автор: Салтыкова Татьяна Васильевна.
Цель: познакомить с разнообразием промыслов, историей возникновения и отличительными особенностями народных промыслов России.
Задачи:
-учить называть промыслы, различать их, называть их отличительные особенности; учить выделять яркий народный колорит, композицию узора;
-развивать интерес и любовь к народному искусству, эстетическое восприятие, чувство прекрасного;
-воспитывать интерес к истории своей страны, уважение к традициям своего народа.
Методические приемы:
игровой элемент «путешествие по России»; рассмотреть изделия народных промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ, беседу. Выделить разнообразие композиций по строению, колориту, составным элементам росписи. В процессе работы предложить детям вновь обратиться к рассматриванию экспонатов, Д/и «Художественный салон».
Наглядные пособия для занятия:
- изделия Хохломы, Гжели, Городца, Дымково, Филимоново и т.д., картины, иллюстрации.
- скульптура малых форм – барышни, кони, посуда, покрытые белилами, сделанные руками детей.
Материалы для занятия:
-гуашь, кисти, клеенки, тряпочки, подставки для кистей, банки с водой, палитра.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Звучит песня “Русский сувенир”
/Слова и музыка Э. Чуриловой/
Славилась Россия чудо - мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Припев:
Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.
Русские матрешки в сарафанах ярких,
Хохломские ложки - лучше нет подарка.
Дымковские барыни, кони, петушки
И Павловские все в цветах платки
Припев:
Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.
Синь озер голубых, белые снега
Подарила гжели матушка-земля.
Балалайки звонкие, тульский самовар.
Будет рад подарку всяк, и млад и стар.
Припев:
Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.
Воспитатель:
Хороша игрушка расписная,
Вся поет, бесхитростно светла.
И видна мне радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Не потому ль игрушкой этой
Народ так свято дорожил,
Что он свое стремленье к свету
В фигурки яркие вложил?
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир приданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь.
Отгадайте - ка загадку:
Ребёнок:
Игрушки эти не простые, а волшебно – расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор. (Дымковская игрушка)
Воспитатель:
Правильно! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера?
Дети:(Красную, зеленую, синюю, черную, желтую, оранжевую, голубую, фиолетовую).
Воспитатель:
Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?
Дети: (Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии).
Воспитатель (показывает на няньку):
Посмотрите, ребята, какая красивая барышня. Вы знаете, как называется эта игрушка?
Дети: (Это нянька, она держит ребёнка в руках)
Воспитатель: А какие названия игрушек вы ещё знаете?
Дети: (Водоноска, барышня, барышня с собачкой)
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в Тульскую область.
Ребёнок:
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
Демонстрация игрушки, иллюстраций.
Воспитатель: Ребята, отличаются ли эти игрушки от Дымковских. Чем? Какие цвета используют здесь мастерицы? (желтый, зелёный, красный). Какие узоры (полоски, линии разной толщины, солярные знаки). Какая форма? (вытянутые шеи, ноги)
Как называются эти фигурки?
Дети: (Кони, птицы, коровы).
Воспитатель: А теперь отправляемся в Подмосковье.
Ребёнок:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась,
теперь
Известно всем в народе ее названье —
Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной
синевой
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила
Кисть мастера, на чашку, легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор
любимый.
И в каждом отражается сторонушка
родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно
восхищения.
Воспитатель:
Ребята, а почему в стихотворении жители гордятся небесной синевой
Дети: (Потому что мастера используют в росписи все оттенки синего и голубого цветов).
Воспитатель: Где расположен узор?
Дети: (В центре изделия).
Воспитатель: С чего начинали расписывать узор?
Дети: (С крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев, бутона).
Воспитатель:
Молодцы! Напомню вам только, что мастера Гжели применяли разный нажим на кисть, чтобы получить разные оттенки синего цвета: чтобы получить темный оттенок, надо нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый – слабее.
Воспитатель: Ну, а мы путешествуем дальше!
Ребёнок:
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Демонстрация изделий Хохломской росписи.
Воспитатель:
Вот она какая, Хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно – вкусной. А какие элементы хохломской росписи вы знаете?
Дети: (Это разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листья, цветы).
Воспитатель:
Ребята, остался еще очень известный промысел, где мы с вами еще не были.
Ребёнок:
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Дети:
Городец!
Воспитатель:
Посмотрите на городецкие изделия, вспомните, какими красками и приемами пользуются городецкие мастера.
Физкультминутка. А в лесу растёт черника….
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте)
Воспитатель: Ребята, а когда же мастерицы успевали заниматься росписью и лепкой? Ведь, по мимо промыслов им нужно было еще и хозяйство вести, домашнюю работу выполнять, в лес за ягодами и за грибами, на сенокос, хлеб убрать?
Ребята: (В свободное время от работы и чаще всего зимой).
Воспитатель: Очень трудолюбив русский народ, некогда было лениться. Но на Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое ж веселье без игры! Вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную игру «Краски».
Для этой игры надо выбрать хозяина красок и угадчика — Сеньку Попова. Все остальные будут красками.
Сенька Попов уходит подальше, чтобы не мог подслушать, а хозяин и краски начинают тихонько сговариваться, кто какой краской будет.
Название краскам может давать хозяин, или они сами выбирают.
Один говорит:
— Я буду белой краской!
Другой говорит:
- Я чёрной!
Третий говорит:
— Я красной!
Четвёртый говорит:
— Я зелёной!
Словом, каждый из играющих выбирает себе какой-нибудь цвет. Если участников игры будет больше, чем цветов красок, можно назваться золотой, серебряной, серой, тёмно-голубой, светло-голубой — так, чтобы для каждого участника игры было название.
Но нельзя, чтобы были две одинаковые краски. Хозяин должен хорошо запомнить, кто из играющих какая краска.
Когда названия даны, краски и хозяин присаживаются на корточки и делают вид, что засыпают.
Тут с шутками и прибаутками к краскам приходит Сенька Попов. Подходит, топает несколько раз ногой или стучит правым кулаком в свою левую ладонь, будто в дверь, и говорит:
— Тук-тук!
Хозяин просыпается, встаёт и спрашивает:
— Кто тут?
— Сенька Попов!
— За чем пришёл?
— За краской!
— За какой?
Сенька Попов называет какой-нибудь цвет, например:
— За синей!
Если такого цвета среди красок нет, хозяин говорит:
— Такой у нас нет!
А все краски хлопают в ладоши и приговаривают:
— Пойди по синенькой дорожке,
Найдёшь синие сапожки,
Поноси, поноси
И нам принеси!
После этого Сенька Попов уходит в сторону, потом опять возвращается и ведёт с хозяином прежний разговор:
— Тук-тук!
— Кто тут?
— Сенька Попов!
— За чем пришёл?
— За краской!
— За какой?
— За белой!
Если белая краска есть, она встаёт, и Сенька Попов уводит её в свой дом, а потом снова возвращается к хозяину за другой краской.
Так Сенька Попов уводит от хозяина все краски, и игра тем кончается.
Можно сделать ещё и так.
Если Сенька назовёт краску, какая есть среди игроков (например, золотую), хозяин ему говорит:
— Есть золотая! Бери её!
Сенька Попов должен теперь угадать, какая же из красок золотая. Подойдёт к одной, дотронется до неё, а она:
— Я не золотая!
Подойдёт к другой, тронет её, а она:
— Я не золотая!
Подойдёт к третьей, тронет её, а она:
— Я не золотая!
Так ходит Сенька от краски к краске, пока не набредёт на золотую. Тогда он берёт золотую краску за руку и уводит её в свой дом.
Заканчивают игру в «краски» ещё и так. Сенька Попов называет какую-нибудь краску. Ему отвечают:
— Нет у нас такой!
Он называет другую. Ему опять отвечают:
— Нет у нас такой!
И так продолжается до тех пор, пока Сенька не назовёт краску, которая есть среди играющих. Первая краска, правильно названная Сенькой, «отгаданная» им, идёт водить, становится Сенькой Поповым, а прежний Сенька уходит к краскам, и игра начинается сначала.
Воспитатель предлагает игру
Д/и «Художественный салон»
Дидактические задачи: учить устно, описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь - описание.
Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.
Игровые правила: точно описать предмет, который игрок хочет «купить». Ход игры: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие – «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?» Когда «продавец» определит, что это за предмет, продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.
Воспитатель:
На столах лежат незаконченные изделия. Ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров – кто в дымковских, кто в гжельских, кто в хохломских. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, кто, что будет делать, проходите и садитесь.
Заключение.
Воспитатель:
Ребята, наше занятие подошло к концу. Что же вы узнали нового о народных промыслах? Давайте пополним выставку своими изделиями.
Дети выставляют свои работы на выставку .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное итоговое занятие по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством "В гостях у народных мастеров"
Корспект занятия для детей старшего дошкольного возраста....
конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "В гостях у народных мастеров"
Цель - создать условия для формирования интереса у детей среднего дошкольного возраста к народному творчеству, к истории своей страны...
Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству В гостях у народных мастеров (знакомство с русским народным творчеством), глина.
изделия народных промыслов (дымковские игрушки, гжельские, городецкая), аудиозапись русских народных мелодий....
Тема: «В гостях у народных мастеров»
продолжать расширять представления детей о многообразии изделий декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома); развивать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать о предме...
Итоговое занятие по народному декоративно – прикладному искусству «В гостях у народных мастеров» для детей подготовительной к школе группы
Конспект поможет закрепить полученные знания о видах народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «В гостях у народных мастеров».
Цель: познакомить с разнообразием промыслов, историей возникновения и отличительными особенностями народных промыслов России.Задачи: -учить называть промыслы, различать их, наз...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «В гостях у народных мастеров»
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группеТема: «В ...