Конспект образовательной деятельности « В гостях у народных мастеров» лепка изразцов
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Павлова Галина Анатольевна

На современном этапе развития общества большое значение имеет ознакомление подрастающего поколения с культурой, историей , традициями, народными промыслами русского народа и родного края. Изучение культуры русского народа в целом и родного края в частности вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка. Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания ребенка.

         Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

         Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по – новому, увидеть красоту окружающего мира.

         Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ гражданско-патриотического воспитания. Наследовать – значит делать своим то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Народные промыслы - это история не только определенного региона ,  это история всей страны. Поэтому сохранение традиций народных промыслов, одна из основных задач нашего поколения.

                   Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны и малой родины.

         Задача педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развить заложенные в нем природой творческие способности. Для решения этой задачи, как нельзя лучше подходит знакомство детей с народными промыслами родного края.

В связи с этим, я разработала конспект образовательной деятельности       

   

« В гостях у народных мастеров» ( лепка изразцов)

 

Программные задачи

Обучающие:

Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного промысла ( гончарное искусство) как виде народного промысла. Раскрыть особенности труда народных мастеров  - умельцев по изготовлению глиняных изделий.  Совершенствовать умение детей в лепке посуды из глины.

Развивающие:             

Развивать  художественное  восприятия предметов,   интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Расширять и обогащать словарный запас речи детей (ножной гончарный круг ,  муфельная печь для обжига,глазурь)

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за народных умельцев

земляков

Материал:  предметы гончарного промысла   (кружка, кувшин миска) видео. 

Содержание образовательной деятельности

Воспитатель: Здравствуйте гости, здравствуйте дети,

Ребятишки подходите

На посуду мою поглядите

Для чего предназначена эта посуда?

Дети…                                          

Из какого материала сделана эта посуда?

Дети…..

Воспитатель: Из какого ещё материала делают посуду?

Дети: (стеклянная, железная, деревянная).

А что такое глина?

Дети…(природный материал)

Воспитате ль.    Каждая  миска, кувшин хранит тепло рук мастера, Как же из простого куска глины при помощи только рук и гончарного круга рождаются чудеса?  Хотели бы вы подсмотреть, как работает гончар?

Я вам предлагаю отправиться в город мастеров, к мастерам гончарного промысла

Согласны?

Рассказ воспитателя (сопровождается видео)

 Гончарный промысел - это древнее ремесло. Давным-давно этим видом ремесла занимались и у нас в Смоленском крае.

Сначала глиняные изделия лепились вручную, затем  изобрели ножной гончарный круг, который сделал форму изделий совершенной и разнообразной.

Гончарным  мастерством занимались семьями. Это было фамильное дело.

Мастер делает венчик, закругляет, чтобы получилось ровное горлышко. Чтобы украсить пользуется стекой, с помощью  которой подравниваем все неровности изделия, срезает всю лишнюю глину. И конечно  рисунок, очень простой  две линии обозначают небо и землю, шестерёнкой или  двойной палочкой движением вверх , вниз наносит незамысловатый  рисунок, что обозначает воду, далее снимает с помощью нитки и в естественных условиях изделие сохнет целую неделю, Раскрашивают гуашью, покрывают внутреннюю часть предметов глазурью затем обжигает в земляной печи. Выкапывалась яма, гончар складывал  в яму изделия и жёг костёр, который горел 2-3 дня,  должна была муфельной печи. Изделия станут прочными, в них можно будет что- нибудь приготовить, налить воды.Изготовленные таким способом предметы домашнего обихода продавались на рынке . Стоили они очень дешево

Любоваться работой гончаров  можно часами, из их рук рождаются совершенно фантастические изделия.  
Из его рук выходят не только кринки, горшочки, блюда, кружки, кувшины,  декоративные композиции и удивительной красоты сувенирные изделия.
Честно говоря, побывав в этой мастерской, и мне захотелось попробовать что - нибудь слепить.

А вы хотели бы попробовать  лепить  из глины , так же как и гончары?

Дети…

Воспитатель: А чтобы вы хотели слепить?

Приглашает сесть за столы.

Ребята давайте вспомним приёмы выполнения работы

1 катаем шар из глины

2 прилепляем к доске

3делаем углубление в шаре

4 во время работы поворачиваем круг на котором держится изделие

Физминутка

«Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Руки, руки потираем.

Руки, руки согреваем и к работе приступаем»

Приступайте к работе (музыка)

Воспитатель : при выполнении работ не забывайте русские пословицы:

«Поспешишь, людей насмешишь»,

« Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,

«Дело мастера боится».

Воспитатель: Вот какая красивая посуда у вас получилась. Поставим её на стол, для того чтобы она подсохла. Затем её раскрасим и поставим вот на эту полочку  и каждый, кто будет приходить скажет, какие вы у меня молодцы.

Гончарное дело сродни волшебству

 Запомни каждый ученик что труд – благое дело.

Ремёсла наши постигать – старайся ты умело.

Твори, выдумывай, дерзай и фантазируй, смело.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Художественное творчество/лепка" Тема: "Азбука в картинках." (игра-путешествие)

Все чаще и чаще для обучения современных детей мы прибегаем к игровой форме, так как через игру ребёнок лучше запоминает материал, а пребывание его в детском саду становится не пыткой, а удовольствием...

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы по лепке на тему: «Пчёлка»

Проведение такого конспекта образовательной деятельности позволит научить детей создавать образ насекомого из отдельных деталей, используя навыки работы с пластилином – отщепление маленьких кусочков, ...

Организованная образовательная деятельность "В гостях у доброго мастера"

Доминантное занятие предназначено для детей средней группы, направлено на развитие чувства ритма у детей через игру на детских музыкальных инструментах....

Конспект педагогического мероприятия "В гостях у народных мастеров"

Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурн...

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Мастера народно-прикладного искусства.

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Мастера народно-прикладного искусства....