Конспект образовательной деятельности « В гостях у народных мастеров» лепка изразцов
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
На современном этапе развития общества большое значение имеет ознакомление подрастающего поколения с культурой, историей , традициями, народными промыслами русского народа и родного края. Изучение культуры русского народа в целом и родного края в частности вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка. Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по – новому, увидеть красоту окружающего мира.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ гражданско-патриотического воспитания. Наследовать – значит делать своим то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Народные промыслы - это история не только определенного региона , это история всей страны. Поэтому сохранение традиций народных промыслов, одна из основных задач нашего поколения.
Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны и малой родины.
Задача педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развить заложенные в нем природой творческие способности. Для решения этой задачи, как нельзя лучше подходит знакомство детей с народными промыслами родного края.
В связи с этим, я разработала конспект образовательной деятельности
« В гостях у народных мастеров» ( лепка изразцов)
Программные задачи
Обучающие:
Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного промысла ( гончарное искусство) как виде народного промысла. Раскрыть особенности труда народных мастеров - умельцев по изготовлению глиняных изделий. Совершенствовать умение детей в лепке посуды из глины.
Развивающие:
Развивать художественное восприятия предметов, интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Расширять и обогащать словарный запас речи детей (ножной гончарный круг , муфельная печь для обжига,глазурь)
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за народных умельцев
земляков
Материал: предметы гончарного промысла (кружка, кувшин миска) видео.
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте гости, здравствуйте дети,
Ребятишки подходите
На посуду мою поглядите
Для чего предназначена эта посуда?
Дети…
Из какого материала сделана эта посуда?
Дети…..
Воспитатель: Из какого ещё материала делают посуду?
Дети: (стеклянная, железная, деревянная).
А что такое глина?
Дети…(природный материал)
Воспитате ль. Каждая миска, кувшин хранит тепло рук мастера, Как же из простого куска глины при помощи только рук и гончарного круга рождаются чудеса? Хотели бы вы подсмотреть, как работает гончар?
Я вам предлагаю отправиться в город мастеров, к мастерам гончарного промысла
Согласны?
Рассказ воспитателя (сопровождается видео)
Гончарный промысел - это древнее ремесло. Давным-давно этим видом ремесла занимались и у нас в Смоленском крае.
Сначала глиняные изделия лепились вручную, затем изобрели ножной гончарный круг, который сделал форму изделий совершенной и разнообразной.
Гончарным мастерством занимались семьями. Это было фамильное дело.
Мастер делает венчик, закругляет, чтобы получилось ровное горлышко. Чтобы украсить пользуется стекой, с помощью которой подравниваем все неровности изделия, срезает всю лишнюю глину. И конечно рисунок, очень простой две линии обозначают небо и землю, шестерёнкой или двойной палочкой движением вверх , вниз наносит незамысловатый рисунок, что обозначает воду, далее снимает с помощью нитки и в естественных условиях изделие сохнет целую неделю, Раскрашивают гуашью, покрывают внутреннюю часть предметов глазурью затем обжигает в земляной печи. Выкапывалась яма, гончар складывал в яму изделия и жёг костёр, который горел 2-3 дня, должна была муфельной печи. Изделия станут прочными, в них можно будет что- нибудь приготовить, налить воды.Изготовленные таким способом предметы домашнего обихода продавались на рынке . Стоили они очень дешево
Любоваться работой гончаров можно часами, из их рук рождаются совершенно фантастические изделия.
Из его рук выходят не только кринки, горшочки, блюда, кружки, кувшины, декоративные композиции и удивительной красоты сувенирные изделия.
Честно говоря, побывав в этой мастерской, и мне захотелось попробовать что - нибудь слепить.
А вы хотели бы попробовать лепить из глины , так же как и гончары?
Дети…
Воспитатель: А чтобы вы хотели слепить?
Приглашает сесть за столы.
Ребята давайте вспомним приёмы выполнения работы
1 катаем шар из глины
2 прилепляем к доске
3делаем углубление в шаре
4 во время работы поворачиваем круг на котором держится изделие
Физминутка
«Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Руки, руки потираем.
Руки, руки согреваем и к работе приступаем»
Приступайте к работе (музыка)
Воспитатель : при выполнении работ не забывайте русские пословицы:
«Поспешишь, людей насмешишь»,
« Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,
«Дело мастера боится».
Воспитатель: Вот какая красивая посуда у вас получилась. Поставим её на стол, для того чтобы она подсохла. Затем её раскрасим и поставим вот на эту полочку и каждый, кто будет приходить скажет, какие вы у меня молодцы.
Гончарное дело сродни волшебству
Запомни каждый ученик что труд – благое дело.
Ремёсла наши постигать – старайся ты умело.
Твори, выдумывай, дерзай и фантазируй, смело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность «В гостях у зауральских мастеров»
Интегрированное занятие в подготовительной групппе...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Художественное творчество/лепка" Тема: "Азбука в картинках." (игра-путешествие)
Все чаще и чаще для обучения современных детей мы прибегаем к игровой форме, так как через игру ребёнок лучше запоминает материал, а пребывание его в детском саду становится не пыткой, а удовольствием...
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы по лепке на тему: «Пчёлка»
Проведение такого конспекта образовательной деятельности позволит научить детей создавать образ насекомого из отдельных деталей, используя навыки работы с пластилином – отщепление маленьких кусочков, ...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В гостях у матрешек» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Данный конспект образовательной деятельности используется для занятий с дошкольниками младшего дошкольного возраста....
Организованная образовательная деятельность "В гостях у доброго мастера"
Доминантное занятие предназначено для детей средней группы, направлено на развитие чувства ритма у детей через игру на детских музыкальных инструментах....
Конспект педагогического мероприятия "В гостях у народных мастеров"
Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурн...
Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Мастера народно-прикладного искусства.
Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Мастера народно-прикладного искусства....