Мастерство в детской ладошке
статья на тему

Федюк Марина Владимировна

 

 

Мастерство в детской ладошке


 

Художественная деятельность, связана с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, с процессом восприятия и познания, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Художественное воспитание оказывает влияние на важные задачи, связанные с необходимостью гармоничного развития личности, поэтому место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Безусловно ведущая роль в становлении культуры личности ребенка, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства — явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности передачи различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

Все мы в детстве были художниками. Каждый малыш с двух–трех лет и до подросткового возраста рисует сложные многофигурные композиции, фантазирует с сюжетами, рисует все, что слышит и знает, даже запахи. Находит в этом занятии удовольствие. Правда в большинстве случаев увлечение это проходит и верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди.

Зачем и почему рисуют дети? Это — один из путей совершенствования. Рисование помогает ребенку упорядочить получаемые знания, позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Детский рисунок — это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых, доверительный «диалог» со старшими.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать — все начинается с детства. Результативность образовательного процесса тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее у детей осуществляется формирование культуры личности, эстетических качеств (воображение, абстрактное и логическое мышление и т.д.), наблюдательности, инициативности и самостоятельности.

В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому важно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: «Ребенок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное — чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда. Рассматривая детские рисунки, взрослые зачастую бывают поражены выразительностью образов, созданных ребенком, хотя, как правило, в этих работах отсутствует так называемая грамотность изображения.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Рисование для ребенка — радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, открывая новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Необходимо детям показывать и давать трогать наглядный материал: текстуры, различные формы; рассматривать иллюстрации — ведь у них нет накопленного опыта, в отличие от взрослых. Нужно помочь ребенку увидеть и как бы направить, не лишая самостоятельности и права выбора. «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский). Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного — максимально сложного задания. Научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих задач.

Изобразительная деятельность формирует у детей креативность — способность гибко, нестандартно мыслить — учит ребенка творчески подходить к решению любых проблем. Формирует индивидуальность ребенка.

Есть еще один аспект, о котором говорится крайне мало и редко изобразительное деятельность развивает ребенка физически — задействуется мелкая моторка рук, а это память, логика, речь и грамотность. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы работы старшего воспитателя, как пути повышения профессионального мастерства педагогов детского сада

Требования, предъявляемые к работе старшего воспитателя в усовременных условиях....

Неделя профессионального мастерства в детском саду.

В детском саду стало традицией проводить недели профессионального мастерства, в которой принимают участие все педагоги. Данная форма работы способствует раскрытию творческого потенциала педагогов, пов...

АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО В ДЕТСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КРУЖКЕ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ».

Статья о кружке, который я провожу в рамках дополнительных образовательных услуг в детсом саду. Театральный кружок "В гостях у сказки"...

Мастер-класс для педагогов « Нетрадиционные техники рисования » (фотоотчёт) «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Мастер-класс для педагогов« Нетрадиционные техники рисования » (фотоотчёт)«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».Цель:Познакомить педагогов с использованием ...

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» «Развиваем творчество слабослышащих детей»

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими  с...

"Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок". В.А Сухомлинский.

Предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с кубиками, кирпичиками, призмами(различать формы, называть их); подвести к пониманию функционального назначения материала - строить разнооб...