программа по изобразительной деятельности
рабочая программа по рисованию на тему
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
ИЗОСТУДИЯ « Юный художник»
Пояснительная записка
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
«Детство - важный период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка
за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,
- от этого в решающей степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)
Программа по эстетическому воспитанию дошкольников является целостной по всем направлениям и основывается на синтезе разных видов искусства. Задействованы все средства развития: художественное слово, наблюдения в природе, музыка, театр. Учитывая специфику работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида, предпочтение отдаётся педагогике сберегающей здоровье: свободная посадка детей, смена деятельности, работа за мольбертами и потом за столами, пальчиковые игры, возможно перемещение во время занятий. Главное не просто подготовить детей к школе, а научить их управлять своими эмоциями, улучшить мелкую моторику, сформировать эстетические чувства и улучшить художественный вкус. Развить не только художественные способности, но и интеллект.
Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
Исходя из общеизвестного положения о том, что все человеческие способности базируются на сенсорном развитии,
в программе большое внимание уделяется сенсомоторному воспитанию.
Главный принцип, на котором основана программа - это принцип взаимосвязи обучения и развития. Ненавязчивое обучение носит развивающий характер и ведёт за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.
Ещё одним важным принципом является принцип интеграции, определяемой глубокой взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности.
Эстетическое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребёнка, а не ограничивать отдельными специальными занятиями.
Жизнь должна быть наполнена эстетическими впечатлениями, тогда можно говорить о формировании эстетической культуры личности.
Актуальность программы
Детям предоставлена возможность утверждения в коллективе, они приобретают уверенность в своих суждениях, благодаря самореализации через продуктивную деятельность.
Основное содержание программы
- Воспитать творческую, гармонично развитую личность;
- Научить детей смотреть на мир глазами художника, развить художественное видение;
- Научить детей понимать рисунок как средство выражения своих эмоций, своего настроения, своих чувств;
- Обучить детей различным способам создания изобразительного образа, овладению основными изобразительными навыками;
- Развить нравственно-коммуникативные качества.
Методика организации педагогического процесса
- Подготовительная работа (создание игровой образовательной ситуации)
- Обеспечение психологического комфорта в процессе непосредственной образовательной деятельности
- Выбор оптимальной системы ведения НОД в зависимости от цели и возраста детей и их индивидуальных возможностей.
Задачи эстетического развития
- Выявить творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке.
- Развить художественный вкус, фантазию, воображение.
- Воспитать умение передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений.
- Учить детей приобретать навыки композиционного и пространственного мышления.
- Добиваться эмоциональной окраски рисунка через применение метода личностной эмпатии технологии ТРИЗ.
- Оказывать систематическое влияние на умственное развитие и чувственный опыт детей через музыку, поэзию и живопись.
- Последовательно формировать технические навыки с постепенным их усложнением.
- Познакомить детей с техникой работы с разными изобразительными материалами, научить соединять их в работе по своему желанию.
Цель занятий по изобразительному искусству
приобщение детей к наблюдению за окружающей действительностью, развитие важнейших дли художественного творчества способностей, т.е. научить детей видеть мир глазами художника.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношении к окружающему миру и умения выражать свое отношение, как в словесной форме, так и художественными средствами. Видеть красоту смен времён года, открывать для себя контрасты цветовых палитр осени и зимы, весны и лета, чувствовать постоянное движение в живой природе. Ощущать его движение в музыкальных фрагментах и чувствовать его в поэзии, соотнося всё это с впечатлениями реального мира - основная наша цель обучения.
Формирование творческой активности в области изобразительной деятельности позволяет ребёнку раскрыться и овладеть различными видами и приёмами творческой деятельности. Художественно-творческая активность детей направлена не только на создание творческого потенциала, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы.
Часто, именно разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным, отправным толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве.
Иногда один музыкальный, или поэтический отрывок, стимулирующий рождение художественного образа, может дать ребёнку гораздо больше, чем целое множество информации.
Формирование знаний, умений и навыков в области художественной деятельности происходит не только в процессе практической деятельности ребёнка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусств, в результате обсуждения детских работ, а так же в процессе восприятия способов работы различными художественными материалами, демонстрируемых педагогом на занятиях.
И работе с детьми дошкольного возраста необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением технических приёмов работы кистью, палочкой, карандашом и т.д., в первую очередь должны нести нравственно- эмоциональную нагрузку. Необходимо формировать художественно- творческое начало, что является обязательной предпосылкой к продуктивному творчеству.
Программа по изобразительной деятельности
Знакомство с изобразительным искусством
- Знакомить детей с разными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством.
- Учить различать следующие жанры: портрет, натюрморт, пейзаж.
- Воспитывать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства, учить понимать содержание и средства выразительности: цвет, композицию.
- Учить видеть красоту природы, её красочность и многогранность, движение, яркость и праздничность, а так же ощущать отношение художника к изображаемому.
- Знакомить детей с полотнами великих художников - И. Левитан, Л.Саврасов, И. Грабарь, А. Пластов, В. Серов, В. Поленов.
- Научить детей понимать содержание натюрморта, видеть красоту знакомых предметов.
- Знакомить детей с художниками-иллюстраторами детских книг - 'Васнецов, Чарушин, Конашевич, Лебедев.
- Учить выделять средства выразительности каждого художника-иллюстратора.
Изобразительная деятельность
- Учить изображать предметы с натуры, передавай форму, величину, цвет и располагать на листе бумаги, соблюдая равновесие композиции, передавая естественность натуры.
- Учить подбирать материал для передачи выразительности образа.
- Учить рисовать сюжетные композиции на темы песен, потешек, сказок, отображать впечатления об окружающей природе в разное время года.
- Передавая колорит и красочность окружающей действительности.
- Учить детей рисовать предметы на полосе и разных формах, на всём листе с равномерным его заполнением.
- Развивать творческое воображение детей, предлагая им рисование но метафорам.
- Учить задумывать тему рисунка и доводить начатое до конца.
- Учить различать и использовать основные цвета и получать оттенки путём их смешивания.
- Познакомить детей с холодной гаммой цветов и с тёплой, показать и нейтральные цвета.
Основные представления, навыки и умения в ИЗОдеятельности
- Представление об изобразительной деятельности и жанрах изобразительного
искусства.
- Формирование представления о профессии художника.
- Формирование представления о цвете, формах предметов и явлениях окружающего мира.
- Умение определять основные и составные цвета, называть их.
- Умение определять тёплые н холодные цвета, нейтральные и контрастные.
- Умение заполнять изображением весь лист.
- Умение в рисунке определять верх-низ, ближе-дальше, справа- слева, организация пространства листа.
- Уметь передать в рисунке статику и динамику.
- Умение передать в рисунке цветом, линией, формой эмоциональность состоянии н представление о предметах и явлениях окружающего мира.
- Умение создать сюжетный рисунок, рисовать узоры но мотивам декоративно- прикладного искусства, составлять простой орнамент. Навык работы с красками и навык выполнения графических работ.
Младшая группа
Возраст 3-4 года
Цель занятия | Тематика занятия | Количество занятий |
Знакомство с изобразительными материалами и техникой работой с ними
Формирование технических навыков Предметное рисование , работа над изображением отдельных предметов. Работа над созданием выразительного образа Декоративное рисование
| Исходный материал гуашь, акварель, пастель масляная «Королева Кисточка рассказывает» Прямые, вертикальные и горизонтальные линии- 3 зан. Примакивание всей кистью и её концом – 3 зан.Круглые формы - 5 зан. Четырёхугольные формы - 4 зан. -Пирамида круглой формы - Пирамида прямоугольной формы - Новогодние шары в коробке – Снеговик - Птичка - невеличка - Цыплята гуляют - Снег идёт - Ёлочка - зеленая иголочка -Солнышко лучистое -Дерево цветёт -Сказочный домик -Одуванчики цветут -Божьи коровки Дымка - 4 зан. Фнлимоново - 3 зан. Всего занятий в год | 16 6 7 36 |
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Цель занятия | Тематика занятия | Количество занятий |
5. Декоративное рисование Ознакомление с живописью | - Исходный материал: гуашь, акварель, пастель масляная, восковые мелки, соус - -Красивые цветы на лужайке - -Красивое осеннее дерево --- -Грустная осень - -Нарядная бабочка - -Семицветное коромысло над землёй повисло - -Самостоятельное тонирование-2 - Яблоки лежат на тарелочке - Неваляшка - Пирамида - Огурцы уложим в ящичек -Грибы -Ветка рябины Светофор Техника рисования предметов прямоугольной и треугольной формы -Сложим в коробку кирпичики -Машинка -Платочки сушатся -Домик для гномика -Семья ежей в лесу - Снег кружится - Мы лепили снеговика -Петушок -Цветущее дерево -Сказочный цветок -Новогодняя ёлочка - Лисичка-сестричка - Маленький гном -Сказочное дерево Дымка - узор на полосе, на квадрате, круге и сложной форме 6 -Декоративная птичка -Новогодняя игрушка - Александров «Зимняя сказка» -Бакшеев «Голубая весна» Всего занятий в год | 7 7 4 5 5 6 2 36 |
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Цель занятия | Тематика занятия | Количество занятий |
граттаж, печатание
7. Ознакомление с живописью; расширение знаний о видах и жанрах искусства, формирование 10 эстетического и художественного восприятия | Исходный .материал: гуашь акварель, восковые и пастельные мелки, масляная пастель, пастель,свеча, соус - Волшебная дорожка - 2 зан. (грустные и весёлые краски) - Осень улыбается - Осень плачет - Красивое дерево - Вот пришли морозцы - Снежинка - Цветочные натюрморты - 3 зан - Комнатные растения - 3 зан. -Веточки в вазе - 3 зан - Овощи, фрукты - 3 зан. - Ветка рябины, сирени, яблони - Человек - 3 зан. -Моя любимая игрушка - 1 зан. -Кукла в нарядном платье -1 зан. - По сказкам - 3 зан. - Мой город - 3 зан. 10 - Транспорт - 2 зан. - Наши братья меньшие- 2 зан.
- Осень - 3 зан. - Зима - 3 зан. - Весна - 3 зан. - Волшебное дерево - Волшебная птица - Укрась платочек ромашками - Роспись глиняного блюда - Новогодняя игрушка - Поздравительная открытка - Дымка - узор на полосе, квадрате, руге, сложной форме: юбочка Городец - узор на полосе, квадрате, круге, сложной форме Портрет - 1 зан. Натюрморт -1 зан. Пейзаж - 3 зан. Декоративно-прикл. искусство -3 зан. Художники-оформители - 3 зан Всего занятий в год | 7 20 10 9 2 14 10 72 |
Подготовительная группа (6-7 лет)
Цель занятия | Тематика занятия | Количество занятий |
2. Предметное рисование, рисование с натуры, передача характерных признаков, соблюдение пропорций, работа над композицией. 3.Рисование по метафоре работа над выразительностью образа, над композицией и над соответ ствием замысла рисунку 4. Сюжетное рисование, рисование по потешкам и сказкам. Работа над композицией и цветовым ре шением, над соответствием замысла и готового исполнения. 5. Декоративное рисование, формирование представленнй о декоративно -прикладном искусстве особенности построения узоров, орнамента, цветосочетаний 6. Ознакомление с живо писью: расширение знаний о видах и жанрах искусства, формирование эстетического и художественного восприятия | Исходный.материал: гуашь, акварель, восковые и пастель,восковые и пастельные мелки, масляная пастель, соус, сангина - Разноцветная осень - Жар-птица - Морозные узоры - Сказочный дворец -Волшебный цветок - Цветочные натюрморты - 2 зан. - Плодово-овощные натюрморты - 2 зан. - Цветы - 2 зан. - Веточки в вазе - 3 зан. - Птицы - 3 зан. - Животные - 3 зан. -Здания-3 зан. -Транспорт- 2 зан. -Человек - 3 зан -Комнатные растения - 3 зан Осень - 3 зан. - Зима - 3 зан. - Весна - 3 зан. - По сказкам и потешкам - 3 зан. - Любимый город - 2 зан. - Транспорт - 2 зан. - Укрась платочек ромашками - Роспись глиняного блюда - Новогодняя игрушка, - Поздравительная открытка - Дымка - узор на полосе, квадрате, круге, сложной форме: юбочка,зонтик,фартучек Городец - узор на полосе, квадрате, круге, сложной форме - Портрет - 1 зап. - Натюрморт - 1 зан. - Пейзаж - 3 зан. -Декоративно-прнкл. искусство-3 зан. -Художники-оформители - 3 зан. Всего занятий | 5 26 9 7 14 10 72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительной деятельности для средней группы
Представленная рабочая программа разработана мной для средней группы на основе авторской программы И. А. Лыковой "Художественное воспитание, обучение и развитие детей средней группы "Цветные ладошки""...
Программа по изобразительной деятельности с детьми 4-7 лет "Дети и пейзажная живопись"
Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее кр...
Программа по изобразительной деятельности с детьми 4-7 лет "Дети и пейзажная живопись"
Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее кр...
Художественно - экологическая программа по изобразительной деятельности "Маленькие художники"
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Шир...
Программа по изобразительной деятельности
Рабочая программа по учебной дисциплине ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности в ДОУ Ступень обучения: дети от 4 до 7 лет Срок реализации: 3 года
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской художественно - экологической программы Т. А. Копцевой «Природа и художник». С...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет)
Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Содержание программы включает три раздела: рисование, лепка и аппликация. Темы занятий расписаны на каждый месяц с датами их...