программа по изобразительной деятельности
рабочая программа по рисованию на тему

Мищенко Мария Валерьевна

программа по изобразиткльной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_izo.doc256.51 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

ИЗОСТУДИЯ « Юный художник»

Пояснительная записка

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

«Детство - важный период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

 самобытная, неповторимая жизнь.

 И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка

за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,

 - от этого в решающей степени зависит, каким человеком

 станет сегодняшний малыш».

 (В. А. Сухомлинский)

Программа по эстетическому воспитанию дошкольников является целостной по всем направлениям и основывается на синтезе разных видов искусства. Задействованы все средства развития: художественное слово, наблюдения в природе, музыка, театр. Учитывая специфику работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида, предпочтение отдаётся педагогике сберегающей здоровье: свободная посадка детей, смена деятельности, работа за мольбертами и потом за столами, пальчиковые игры, возможно перемещение во время занятий. Главное не просто подготовить детей к школе, а научить их управлять своими эмоциями, улучшить мелкую моторику, сформировать эстетические чувства и улучшить художественный вкус. Развить не только художественные способности, но и интеллект.

Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

Исходя из общеизвестного положения о том, что все человеческие способности базируются на сенсорном развитии,

в программе большое внимание уделяется сенсомоторному воспитанию.

Главный принцип, на котором основана программа - это принцип взаимосвязи обучения и развития. Ненавязчивое обучение носит развивающий характер и ведёт за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.

Ещё одним важным принципом является принцип интеграции, определяемой глубокой взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности.

Эстетическое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребёнка, а не ограничивать отдельными специальными занятиями.

Жизнь должна быть наполнена эстетическими впечатлениями, тогда можно говорить о формировании эстетической культуры личности.

Актуальность программы

Детям предоставлена возможность утверждения в коллективе, они приобретают уверенность в своих суждениях, благодаря самореализации через продуктивную деятельность.

Основное содержание программы

  • Воспитать творческую, гармонично развитую личность;
  • Научить детей смотреть на мир глазами художника, развить художественное видение;
  • Научить детей понимать рисунок как средство выражения своих эмоций, своего настроения, своих чувств;
  • Обучить детей различным способам создания изобразительного образа, овладению основными изобразительными навыками;
  • Развить нравственно-коммуникативные качества.

Методика организации педагогического процесса

  1. Подготовительная работа (создание игровой  образовательной  ситуации)
  2. Обеспечение психологического комфорта в процессе непосредственной образовательной деятельности
  3. Выбор оптимальной системы ведения НОД в зависимости от цели и возраста детей и их индивидуальных возможностей.

Задачи эстетического развития

  1. Выявить творческий потенциал, заложенный в каждом  ребёнке.
  2. Развить художественный вкус, фантазию, воображение.
  3. Воспитать умение передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений.
  4. Учить детей приобретать навыки композиционного и пространственного мышления.
  5. Добиваться эмоциональной окраски рисунка через применение метода личностной эмпатии технологии ТРИЗ.
  6. Оказывать систематическое влияние на умственное развитие и чувственный опыт детей через музыку, поэзию и живопись.
  7. Последовательно формировать технические навыки с постепенным их усложнением.
  8. Познакомить детей с техникой работы с разными изобразительными материалами, научить соединять их в работе по своему желанию.

Цель занятий по изобразительному искусству

приобщение детей к наблюдению за окружающей действительностью, развитие важнейших дли художественного творчества способностей, т.е. научить детей видеть мир глазами художника.

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношении к окружающему миру и умения выражать свое отношение, как в словесной форме, так и художественными средствами. Видеть красоту смен времён года, открывать для себя контрасты цветовых палитр осени и зимы, весны и лета, чувствовать постоянное движение в живой природе. Ощущать его движение в музыкальных фрагментах и чувствовать его в поэзии, соотнося всё это с впечатлениями реального мира - основная наша цель обучения.

Формирование творческой активности в области изобразительной деятельности позволяет ребёнку раскрыться и овладеть различными видами и приёмами творческой деятельности. Художественно-творческая активность детей направлена не только на создание творческого потенциала, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Часто, именно разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным, отправным толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве.

Иногда один музыкальный, или поэтический отрывок, стимулирующий рождение художественного образа, может дать ребёнку гораздо больше, чем целое множество информации.

Формирование знаний, умений и навыков в области художественной деятельности происходит не только в процессе практической деятельности ребёнка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусств, в результате обсуждения детских работ, а так же в процессе восприятия способов работы различными художественными материалами, демонстрируемых педагогом на занятиях.

И работе с детьми дошкольного возраста необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением технических приёмов работы кистью, палочкой, карандашом и т.д., в первую очередь должны нести нравственно- эмоциональную нагрузку. Необходимо формировать художественно- творческое начало, что является обязательной предпосылкой к продуктивному творчеству.

Программа по изобразительной деятельности

Знакомство с изобразительным искусством

  • Знакомить детей с разными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством.
  • Учить различать следующие жанры: портрет, натюрморт, пейзаж.
  • Воспитывать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства, учить понимать содержание и средства выразительности: цвет, композицию.
  • Учить видеть красоту природы, её красочность и многогранность, движение, яркость и праздничность, а так же ощущать отношение художника к изображаемому.
  • Знакомить детей с полотнами великих художников - И. Левитан, Л.Саврасов, И. Грабарь, А. Пластов, В. Серов, В. Поленов.
  • Научить детей понимать содержание натюрморта, видеть красоту знакомых предметов.
  • Знакомить детей с художниками-иллюстраторами детских книг - 'Васнецов, Чарушин, Конашевич, Лебедев.
  • Учить выделять средства выразительности каждого художника-иллюстратора.

Изобразительная деятельность

  • Учить изображать предметы с натуры, передавай форму, величину, цвет и располагать на листе бумаги, соблюдая равновесие композиции, передавая естественность натуры.
  • Учить подбирать материал для передачи выразительности образа.
  • Учить рисовать сюжетные композиции на темы песен, потешек, сказок, отображать впечатления об окружающей природе в разное время года.
  • Передавая колорит и красочность окружающей действительности.
  • Учить детей рисовать предметы на полосе и разных формах, на всём листе с равномерным его заполнением.
  • Развивать творческое воображение детей, предлагая им рисование но метафорам.
  •  Учить задумывать тему рисунка и доводить начатое до конца.
  •  Учить различать и использовать основные цвета и получать оттенки путём их смешивания.
  •  Познакомить детей с холодной гаммой цветов и с тёплой, показать и нейтральные цвета.

Основные представления, навыки и умения в ИЗОдеятельности

  • Представление об изобразительной деятельности и жанрах изобразительного

искусства.

  • Формирование представления о профессии художника.
  • Формирование представления о цвете, формах предметов и явлениях окружающего мира.
  • Умение определять основные и составные цвета, называть их.
  • Умение определять тёплые н холодные цвета, нейтральные и контрастные.
  • Умение заполнять изображением весь лист.
  •  Умение в рисунке определять верх-низ, ближе-дальше, справа- слева, организация пространства листа.
  • Уметь передать в рисунке статику и динамику.
  • Умение передать в рисунке цветом, линией, формой эмоциональность состоянии н представление о предметах и явлениях окружающего мира.
  • Умение создать сюжетный рисунок, рисовать узоры но мотивам декоративно- прикладного искусства, составлять простой орнамент. Навык работы с красками и навык выполнения графических работ.

Младшая группа

Возраст 3-4 года

Цель занятия

Тематика занятия

 Количество занятий

Знакомство с изобразительными материалами и техникой работой с ними        

        

        

Формирование технических навыков

Предметное рисование ,

работа над изображением отдельных предметов.

Работа над созданием        

выразительного образа

Декоративное рисование        

        

Исходный материал гуашь, акварель, пастель масляная

«Королева Кисточка рассказывает»

 Прямые, вертикальные и горизонтальные линии- 3 зан.

Примакивание всей кистью и её концом – 3 зан.Круглые формы - 5 зан. Четырёхугольные формы - 4 зан.

-Пирамида круглой формы

- Пирамида прямоугольной формы

- Новогодние шары в коробке – Снеговик

- Птичка - невеличка

- Цыплята гуляют        

- Снег идёт

- Ёлочка - зеленая иголочка

-Солнышко лучистое

-Дерево цветёт

-Сказочный домик        

-Одуванчики цветут

-Божьи коровки

Дымка - 4 зан.

Фнлимоново - 3 зан.

Всего занятий в год        

16

6

7

36

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Цель занятия

Тематика занятия

 Количество занятий

  1. Знакомство с изобразительными материалами и техникой работы с ними.

  1. Предметное рисование. Техника рисования круга, овала Работа над техникой изображения отдельных предметов (с натуры и по представлению)

  1. Формирование сюжетного замысла, элементы ком позиции

  1. Работа над изобразительным творчеством и развитие цветовосприятия

5. Декоративное рисование Ознакомление с живописью

- Исходный материал: гуашь, акварель, пастель масляная, восковые мелки, соус

-        -Красивые цветы на лужайке

-        -Красивое осеннее дерево        

---        -Грустная осень

-        -Нарядная бабочка

-        -Семицветное коромысло над землёй повисло

-        -Самостоятельное тонирование-2

- Яблоки лежат на тарелочке

- Неваляшка

- Пирамида        

- Огурцы уложим в ящичек

-Грибы

-Ветка рябины

Светофор

Техника рисования предметов прямоугольной и треугольной формы

-Сложим в коробку кирпичики

-Машинка

-Платочки сушатся        

-Домик для гномика

-Семья ежей в лесу

- Снег кружится

- Мы лепили снеговика        

-Петушок

-Цветущее дерево

-Сказочный цветок

-Новогодняя ёлочка

- Лисичка-сестричка

- Маленький гном

-Сказочное дерево

Дымка - узор на полосе, на

квадрате, круге и сложной форме        6

-Декоративная птичка

-Новогодняя игрушка

-  Александров «Зимняя сказка»

-Бакшеев «Голубая весна»

Всего занятий в год

7

7

4

5

5

6

2

36

        


Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Цель занятия

Тематика занятия

 Количество занятий

  1. Знакомство с изобразительными материалами  и новыми техниками рисования: по влажной, бумаге, монотипия,

       граттаж, печатание

  1. Предметное рисование Работа над техникой изображения отдельных предметов с натуры и по представлению Работа над выразительностью образа.

  1. Сюжетное рисование , формирование элементов композиции

  1. Рисование по метафоре: развитие творчества, композиционного построения, цветовосприятия

  1. Развитие творческого, воображения, фантазии

  1. Декоративное рисование, формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве, особенности построения узоров, орнамента, цветосочетаний

7. Ознакомление с живописью; расширение        

знаний о видах и жанрах        

искусства, формирование                10

эстетического и художественного восприятия        

Исходный .материал: гуашь акварель, восковые и пастельные мелки, масляная пастель,

пастель,свеча, соус

- Волшебная дорожка - 2 зан.

(грустные и весёлые краски)

-        Осень улыбается

-        Осень плачет

-        Красивое дерево

-        Вот пришли морозцы

-        Снежинка

- Цветочные натюрморты - 3 зан

- Комнатные растения - 3 зан.

-Веточки в вазе - 3 зан

- Овощи, фрукты - 3 зан.

 - Ветка рябины, сирени, яблони

- Человек - 3 зан.

-Моя любимая игрушка - 1 зан.

-Кукла в нарядном платье

-1 зан.

- По сказкам - 3 зан.

- Мой город - 3 зан.        10

- Транспорт - 2 зан.

- Наши братья меньшие- 2 зан.

 

- Осень - 3 зан.

- Зима - 3 зан.        

- Весна - 3 зан.

- Волшебное дерево

- Волшебная птица

- Укрась платочек ромашками

- Роспись глиняного блюда

 - Новогодняя игрушка        

- Поздравительная открытка

- Дымка - узор на полосе, квадрате,

руге, сложной форме: юбочка Городец - узор на полосе, квадрате, круге, сложной форме

Портрет - 1 зан.

Натюрморт -1 зан.

Пейзаж - 3 зан. Декоративно-прикл. искусство -3 зан. Художники-оформители - 3 зан

Всего занятий в год

7

20

10

9

2

14

10

72

Подготовительная группа (6-7 лет)

Цель занятия

Тематика занятия

 Количество занятий

  1. Знакомство с новыми изобразительными материалами и новыми техниками рисования:, монотипия, граттаж, кляксография. Развитие цветовосприятия, творческого воображения

2. Предметное рисование, рисование с натуры, передача характерных признаков, соблюдение

пропорций, работа над композицией.

3.Рисование по метафоре работа над выразительностью образа,  над композицией и  над соответ ствием замысла рисунку

4. Сюжетное рисование, рисование по потешкам и сказкам. Работа над композицией и цветовым ре шением, над соответствием замысла и готового исполнения.

5. Декоративное рисование, формирование представленнй о декоративно -прикладном искусстве

особенности построения

узоров, орнамента, цветосочетаний

6. Ознакомление с живо писью: расширение знаний о видах и жанрах

искусства, формирование эстетического и художественного восприятия

Исходный.материал: гуашь, акварель, восковые и пастель,восковые и пастельные мелки, масляная пастель, соус, сангина

- Разноцветная осень

- Жар-птица

- Морозные узоры

- Сказочный дворец

-Волшебный цветок

- Цветочные натюрморты - 2 зан.

- Плодово-овощные натюрморты - 2 зан.        - Цветы - 2 зан.

- Веточки в вазе - 3 зан.

- Птицы - 3 зан.

- Животные - 3 зан.

-Здания-3 зан.

-Транспорт- 2 зан.

-Человек - 3 зан

-Комнатные растения - 3 зан

Осень - 3 зан.

- Зима - 3 зан.

- Весна - 3 зан.

- По сказкам и потешкам - 3 зан.

- Любимый город - 2 зан.

- Транспорт - 2 зан.

- Укрась платочек ромашками - Роспись глиняного блюда

- Новогодняя игрушка,

- Поздравительная открытка

- Дымка - узор на полосе, квадрате, круге, сложной форме: юбочка,зонтик,фартучек

Городец - узор на полосе, квадрате, круге, сложной форме

- Портрет - 1 зап.

- Натюрморт - 1 зан.

- Пейзаж - 3 зан. -Декоративно-прнкл. искусство-3 зан. -Художники-оформители - 3 зан.

Всего занятий

5

26

9

7

14

10

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительной деятельности для средней группы

Представленная рабочая программа разработана мной для средней группы на основе авторской программы И. А. Лыковой "Художественное воспитание, обучение и развитие детей средней группы "Цветные ладошки""...

Программа по изобразительной деятельности с детьми 4-7 лет "Дети и пейзажная живопись"

Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее кр...

Программа по изобразительной деятельности с детьми 4-7 лет "Дети и пейзажная живопись"

Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее кр...

Художественно - экологическая программа по изобразительной деятельности "Маленькие художники"

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Шир...

Программа по изобразительной деятельности

Рабочая программа по учебной дисциплине ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности в ДОУ Ступень обучения: дети от 4 до 7 лет Срок реализации: 3 года

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской художественно - экологической программы  Т. А. Копцевой «Природа и художник».       С...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет)

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Содержание программы включает три раздела: рисование, лепка и аппликация. Темы занятий расписаны на каждый месяц с датами их...