Программа по изобразительной деятельности с детьми 4-7 лет "Дети и пейзажная живопись"
рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме

Казанцева Наталья Владимировна

Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту.  В нашем детском саду проходит знакомство детей с этим жанром, который способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peyzazh.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – методический комплекс по теме:

«Дети

и

пейзажная живопиcь».

Учимся видеть,

                   ценить,

                              создавать красоту.

Пояснительная записка

Предлагаемая в работе система комплексной педагогической работы строится на единстве развития художественно – эстетического восприятия  и собственной деятельности детей. Полученные знания о пейзаже, его средствах выразительности  сразу же закрепляются в изобразительной, игровой  или музыкальной деятельности.

Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту.  В нашем детском саду проходит знакомство детей с этим жанром, который способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.

Знакомство детей с пейзажной живописью начинается с четвертого года жизни, но для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас наблюдений, опыт положительного активного отношения к окружающей природе.

  Работу по обучению детей восприятию пейзажной живописи следует предварять их собственной изобразительной деятельностью. Сначала дети знакомятся с эстетическими качествами и характерными особенностями отдельных объектов природного окружения: овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов, деревьев. Это период подготовки сенсорного и перцептивного аппаратов, формирование представлений об основных средствах  изобразительного языка и параметров изображения, воспитание серьезного отношения продуктам своего творчества.

Кроме того, в работе представлена система, предназначенная для ознакомления детей с пейзажем и  развития их творческих способностей, включающая принципы отбора картин, задачи, формы и методы работы взрослого  с детьми.

Мы открываем перед детьми дверь в бесконечный и прекрасный мир искусства. И. чтобы состоялся  серьезный и доверительный разговор, чтобы дети смогли острее видеть и  глубже чувствовать, а их души наполнились восторгом и любовью к природе, искусству, Родине, надо отдать им свое сердце,  свое отношение к прекрасному и высокую любовь к жизни.

        

Пейзаж как жанр живописи. Его виды, особенности и средства выразительности.

Пейзаж (от франц. – местность, страна) – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется так же сам объект такого изображения. Наряду с понятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (нем. земля, вид) – общий вид, панорама какой- либо местности.  Однако пейзаж – это не  просто изображение общих свойств природы, естественных закономерностей: времени года, суток, погоды, входящих в образную, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада, но это – и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи.

Природа бесконечно разнообразна. Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим и уникален. В зависимости от того, что является объектом изображения, различают следующие виды живописного пейзажа:

Схема видов пейзажей

           Первозданный  природный

                                                                       Исторический

                                                                                    Космический                                                                                                                                     

              Героический

                                                                   

Сельский                                                                            Индустриальный

 

                                             Виды пейзажа                     Городской

Драматический

                                                                                                 Парковый

Романтический                                                            Эпический

                                                              Лирический

                   Архитектурный

Первозданный природный пейзаж – леса, поля, луга, реки, озера, моря. Иногда его еще подразделяют на лесной пейзаж, морской, горный.

Сельский пейзаж, отражающий поэзию деревенского быта, его естественную связь с окружающей природой;

Городской пейзаж, изображающий организованную человеком пространственную среду – здания, улицы, проспекты, площади, набережные, парки. Иногда парковый  пейзаж выделяют отдельно.

Архитектурный пейзаж – ведута ( от лат. Видеть) – близок к городскому пейзажу, но здесь художник больше внимания обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

Индустриальный  пейзаж  показывает роль и значение человека – созидателя, строителя заводов, фабрик, платин, электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов.

Космический или фантастический. В нем отражен мир, который человек уже увидел, и тот, который построен или на научных данных, или на воображение художника. Здесь реальность и фантастика идут вместе.

Исторический пейзаж – изображение какой-либо  местности в определенную эпоху, оживление в памяти давно минувшего и его эмоциональная оценка.

Природа на полотнах художников, создающих разные виды пейзажей, предстает еще в разное время года, суток, в разную погоду.

Лирический пейзаж ( обычно небольшой по размеру)  экспрессивен по настроению и отражает определенные чувства человека – восхищение, удовольствие, спокойствие, наслаждение красотой поэтического уголка природы ( И.Остроухов « Золотая осень», А.Саврасов « Грачи прилетели»).

Романтический пейзаж передает бунтарское начало, стремление  подняться над обыденным, вызывает яркие, сильные, страстные чувства. Реальная природа переосмысливается  в нем в соответствии с определенной мечтой. Это – буйство ветра, грозовые тучи, клубящиеся облака, тревожные закаты ( И.Айвазовский «Волна»)

Эпический  пейзаж передает величественные картины природы, полной внутренней силы, особой значимости и монументальности, бесстрастного, повествовательного спокойствия (И.Шишкин «Лесные дали», А.Васнецов «Родина», Б.Щербаков «Проглянет день, как будто поневоле)

Героический пейзаж – здесь природа предстает величественной, торжественной, часто недоступной человеку ( высокие горы, могучие деревья, необозримая гладь океана). Иногда на фоне этого пейзажа изображаются герои и боги.

Драматический пейзаж – в этих картинах все предвещает бурю, грозу, вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства (И.Айвазовский «Девятый вал», Ф.Васильев «Болото»).

Ознакомление детей 4-7 лет с пейзажной живописью и развитие их  изобразительных способностей .

В средней группе дети впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи. Перед нами встают задачи:

 - развивать у ребят интерес к пейзажной живописи, желание ее рассматривать, эмоционально откликаться на настроение картины, ее красоту, получать радость от встречи с ней, осмысливать свое отношение к воспринимаемому пейзажу;

- подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания. При этом он использует особый язык – средства выразительной  живописи;

- познакомить с цветом(колоритом) как средством передачи времени года, состояния природы, погоды , настроения; рисунком, передающим характерные особенности формы, величины объектов природы; композицией – построением картины, выбором формата полотна в зависимости от содержания изображаемого, построением планов (близко – далеко), выделением главного; сочетанием цветов ( на светлом – темным, на темном – светлым и т.д) обучить сопоставлять настроение пейзажа с настроением, выраженным в других искусствах – музыке, поэзии и т.д.

 - на доступном для детей  уровне дать представление о пейзаже как особом жанре живописи и о некоторых его видах: первозданном природном пейзаже с ярко выраженным  сезонном и измененном  человеком – городском и сельском; о некоторых средствах выразительности пейзажной живописи;

- обогатить словарь детей сенсорными, эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами, которые ребята смогут использовать в своих оценках и суждениях о произведении.

Детей старшего дошкольного возраста мы продолжаем знакомить с живописным пейзажем и его  видами, формируя  эмоционально – целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах.

 Мы продолжаем учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту, ощущать гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и композиторы; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать ее звуки, запахи, формы.

В этом возрасте, мы продолжаем дальше развивать воображение и ассоциативное мышление ребенка, эмоциональную, чувственную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим.

Способствуем полихудожественному развитию детей, подводя их к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства, музыки, литературы.

Продолжаем работу над формированием у детей представлений о пейзаже как жанре живописи, его видах и особенностях. Расширим представления о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и с промежуточными, межсезонными ее состояниями ( например, начало осени, золотая осень, поздняя осень) в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь), при различной погоде ( ветер, дождь, снег, гроза, туман и т.д). знакомим детей с такими видами пейзажа, как сельский, городской, архитектурный, индустриальный, морской, горный, космический, исторический. Дети узнают о художниках – пейзажистах и написанных ими картинах, о процессе создания произведения, получают представление о значении произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Уделяем внимание расширению и активизации словаря детей, наличию в нем оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые они используют, а своих суждениях о художественных картинах. Способствуем тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своем изобразительном творчестве. 

Тематическое планирование художественно-эстетического развития «Приглашение к творчеству»

Цель:  Формировать художественно-эстетическое развитие личности дошкольника.

 Задачи : 1. Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества  детей.

                2. Развивать воображение детей, поддерживая  проявление их фантазии, смелости и изложении собственных замыслов.

                             

Виды и темы художественно- творческой деятельности

Задачи

Оборудование.

Средняя группа.

Сентябрь- ноябрь.

Изобразительная деятельность «Разноцветные краски»

Научить детей соотносить цвет овощей и фруктов с семью цветами палитры, познакомить их с назначением палитры.

Изображение палитры двух цветов, гуашь.

Изобразительная деятельность «Краски природы»

Показать детям на примере иллюстрации и фотографий красоту творений, созданных самой природой, возможность передачи состояния природы цветом и линией.

Восковые мелки, гуашь.

Изобразительная деятельность «Радуга- дуга»

Показать детям  на примере живописной работы цветовой порядок красок в радуге.

 Семь красок для радуги. Заготовка фона в виде дуги из белой бумаги для каждого ребенка.

Декабрь- февраль.

Изобразительная деятельность « Портрет Зимы»

Научить детей передавать характер зимы через женский портрет. Закрепить композиционные навыки в составлении узора для кокошника.

Рисунки с контурным изображением женского лица в кокошнике, Гуашь, кисти.

Изобразительная деятельность «Зимняя сказка»

Закрепление изображения зимнего пейзажа.

Гуашь, кисти разных размеров.

Изобразительная деятельность «Наряд для Зимушки- зимы».Рассматривание картины И.Шишкина «Зима»

Показать детям, как можно передать образ Зимушки- зимы через ее наряд ( цвет, символ)

Плотный картон,  бисер, кисти, гуашь.

Март- май.

Изобразительная деятельность рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Вызывать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы

Бумага, гуашь, кисти.

Изобразительная деятельность «Цветы из прошлого»

Познакомить детей с исчезнувшими растениями, занесенными в Красную книгу. Развивать у них фантазию и воображение.

Варианты монотипий. Ножницы, клей, и кисти.

Изобразительная деятельность «Бабочка»

 Закрепить с детьми  разные нетрадиционные техники, и дать детям возможность раскрасить бабочки в любой технике.

 Кисти, гуашь.

Старшая  группа.

Сентябрь- ноябрь.

Изобразительная деятельность               « Уходящая зелень лета»

. Продолжать знакомство детей с особенностями цвета. Обучать их составлению оттенков зеленого цвета.  

Репродукции картин: Левитана. И «березовая роща», А. Рылов «зеленый шум»

 «О чем рассказывает пейзажная картина». Изобразительная деятельность «Времена года»

Развивать художественное – образное видение. Познакомить детей с ассоциативной связью цвета и времени года.

 Бумага,  гуашь, белила.

Изобразительная деятельность «Цвет осени»

Учить детей через восприятие пейзажа понимать состояние природы, знакомить их с живописными приемами ( по сырому)

 Бумага, кисти, гуашь.

 Декабрь- февраль.

Изобразительная деятельность «Деревья»

Развивать у детей навыки рисования деревьев  костью

Черная   гуашь, графические рисунки различных деревьев.

Изобразительная деятельность рассматривание картины К.А.Коровина «Зимой»

Развивать умения в составлении и использовании красок для передачи зимы в собственных рисунках

Бумага,  Гуашь. Кисти.

Изобразительная деятельность «Зимние впечатления»

Закрепить изображение зимнего пейзажа  изобразительными материалами по желанию детей

 Гуашь, кисти, фломастеры, листы бумаги разных  цветов, акварель.

Март- май.

Изобразительная деятельность «Солнечный лес»

 Познакомить детей с понятием «тень», показать, в каких случаях художник пользуется приемом светотени.

Бумага тонированная, белила, гуашь, кисти.

Изобразительная деятельность «Тени в лесу»

 Обучение детей определению общего цветового тона картины, выявлению градаций светотени в создании пейзажа.

Гуашь, белила, кисти.

«Идет, гудет Зеленый шум» А.А.Рылов. Изобразительная деятельность «Весенняя палитра»

 Закрепить с детьми изображение пейзажа, продолжать учить детей внимательно и последовательно рассматривать пейзажную картину                                      

Кисти, бумага ,гуашь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по изобразительной деятельности с детьми 4-7 лет "Дети и пейзажная живопись"

Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее кр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет)

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Содержание программы включает три раздела: рисование, лепка и аппликация. Темы занятий расписаны на каждый месяц с датами их...

СООБЩЕНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ПЕДСОВЕТЕ: «Организации изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста - пластилиновая живопись»

Пластилин – это материал, который может служить незаменимым художественным средством в живописном жанре. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно. ...

Конспект ООД по изобразительной деятельности на тему: "Лепка лягушонка в технике "пластилиновая живопись"

Это занятие даёт представлени о понятии "пластилиновая живопись", приёмах работы с пластилином...

Презентация ООД по изобразительной деятельности на тему: "Лепка лягушонка в технике "пластилиновая живопись"

В этой презентации описаны этапы лепки  с подробными заданиями и иллюстрациями...

Использование изобразительных техник в процессе изобразительной деятельности с детьми с ОВЗ

В стендовом докладе отражены виды нетрадиционных техник, обоснование их применения в работе с детьми с ОВЗ, задачи, принципы организации работы и критерии оценки эффективности...