Программа по изобразительной деятельности с детьми 4-7 лет "Дети и пейзажная живопись"
рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме
Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. В нашем детском саду проходит знакомство детей с этим жанром, который способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peyzazh.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно – методический комплекс по теме:
«Дети
и
пейзажная живопиcь».
Учимся видеть,
ценить,
создавать красоту.
Пояснительная записка
Предлагаемая в работе система комплексной педагогической работы строится на единстве развития художественно – эстетического восприятия и собственной деятельности детей. Полученные знания о пейзаже, его средствах выразительности сразу же закрепляются в изобразительной, игровой или музыкальной деятельности.
Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. В нашем детском саду проходит знакомство детей с этим жанром, который способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Знакомство детей с пейзажной живописью начинается с четвертого года жизни, но для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас наблюдений, опыт положительного активного отношения к окружающей природе.
Работу по обучению детей восприятию пейзажной живописи следует предварять их собственной изобразительной деятельностью. Сначала дети знакомятся с эстетическими качествами и характерными особенностями отдельных объектов природного окружения: овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов, деревьев. Это период подготовки сенсорного и перцептивного аппаратов, формирование представлений об основных средствах изобразительного языка и параметров изображения, воспитание серьезного отношения продуктам своего творчества.
Кроме того, в работе представлена система, предназначенная для ознакомления детей с пейзажем и развития их творческих способностей, включающая принципы отбора картин, задачи, формы и методы работы взрослого с детьми.
Мы открываем перед детьми дверь в бесконечный и прекрасный мир искусства. И. чтобы состоялся серьезный и доверительный разговор, чтобы дети смогли острее видеть и глубже чувствовать, а их души наполнились восторгом и любовью к природе, искусству, Родине, надо отдать им свое сердце, свое отношение к прекрасному и высокую любовь к жизни.
Пейзаж как жанр живописи. Его виды, особенности и средства выразительности.
Пейзаж (от франц. – местность, страна) – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется так же сам объект такого изображения. Наряду с понятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (нем. земля, вид) – общий вид, панорама какой- либо местности. Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, естественных закономерностей: времени года, суток, погоды, входящих в образную, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада, но это – и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи.
Природа бесконечно разнообразна. Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим и уникален. В зависимости от того, что является объектом изображения, различают следующие виды живописного пейзажа:
Схема видов пейзажей
Первозданный природный
Исторический
Космический
Героический
Сельский Индустриальный
Виды пейзажа Городской
Драматический
Парковый
Романтический Эпический
Лирический
Архитектурный
Первозданный природный пейзаж – леса, поля, луга, реки, озера, моря. Иногда его еще подразделяют на лесной пейзаж, морской, горный.
Сельский пейзаж, отражающий поэзию деревенского быта, его естественную связь с окружающей природой;
Городской пейзаж, изображающий организованную человеком пространственную среду – здания, улицы, проспекты, площади, набережные, парки. Иногда парковый пейзаж выделяют отдельно.
Архитектурный пейзаж – ведута ( от лат. Видеть) – близок к городскому пейзажу, но здесь художник больше внимания обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
Индустриальный пейзаж показывает роль и значение человека – созидателя, строителя заводов, фабрик, платин, электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов.
Космический или фантастический. В нем отражен мир, который человек уже увидел, и тот, который построен или на научных данных, или на воображение художника. Здесь реальность и фантастика идут вместе.
Исторический пейзаж – изображение какой-либо местности в определенную эпоху, оживление в памяти давно минувшего и его эмоциональная оценка.
Природа на полотнах художников, создающих разные виды пейзажей, предстает еще в разное время года, суток, в разную погоду.
Лирический пейзаж ( обычно небольшой по размеру) экспрессивен по настроению и отражает определенные чувства человека – восхищение, удовольствие, спокойствие, наслаждение красотой поэтического уголка природы ( И.Остроухов « Золотая осень», А.Саврасов « Грачи прилетели»).
Романтический пейзаж передает бунтарское начало, стремление подняться над обыденным, вызывает яркие, сильные, страстные чувства. Реальная природа переосмысливается в нем в соответствии с определенной мечтой. Это – буйство ветра, грозовые тучи, клубящиеся облака, тревожные закаты ( И.Айвазовский «Волна»)
Эпический пейзаж передает величественные картины природы, полной внутренней силы, особой значимости и монументальности, бесстрастного, повествовательного спокойствия (И.Шишкин «Лесные дали», А.Васнецов «Родина», Б.Щербаков «Проглянет день, как будто поневоле)
Героический пейзаж – здесь природа предстает величественной, торжественной, часто недоступной человеку ( высокие горы, могучие деревья, необозримая гладь океана). Иногда на фоне этого пейзажа изображаются герои и боги.
Драматический пейзаж – в этих картинах все предвещает бурю, грозу, вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства (И.Айвазовский «Девятый вал», Ф.Васильев «Болото»).
Ознакомление детей 4-7 лет с пейзажной живописью и развитие их изобразительных способностей .
В средней группе дети впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи. Перед нами встают задачи:
- развивать у ребят интерес к пейзажной живописи, желание ее рассматривать, эмоционально откликаться на настроение картины, ее красоту, получать радость от встречи с ней, осмысливать свое отношение к воспринимаемому пейзажу;
- подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания. При этом он использует особый язык – средства выразительной живописи;
- познакомить с цветом(колоритом) как средством передачи времени года, состояния природы, погоды , настроения; рисунком, передающим характерные особенности формы, величины объектов природы; композицией – построением картины, выбором формата полотна в зависимости от содержания изображаемого, построением планов (близко – далеко), выделением главного; сочетанием цветов ( на светлом – темным, на темном – светлым и т.д) обучить сопоставлять настроение пейзажа с настроением, выраженным в других искусствах – музыке, поэзии и т.д.
- на доступном для детей уровне дать представление о пейзаже как особом жанре живописи и о некоторых его видах: первозданном природном пейзаже с ярко выраженным сезонном и измененном человеком – городском и сельском; о некоторых средствах выразительности пейзажной живописи;
- обогатить словарь детей сенсорными, эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами, которые ребята смогут использовать в своих оценках и суждениях о произведении.
Детей старшего дошкольного возраста мы продолжаем знакомить с живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально – целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах.
Мы продолжаем учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту, ощущать гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и композиторы; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать ее звуки, запахи, формы.
В этом возрасте, мы продолжаем дальше развивать воображение и ассоциативное мышление ребенка, эмоциональную, чувственную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим.
Способствуем полихудожественному развитию детей, подводя их к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства, музыки, литературы.
Продолжаем работу над формированием у детей представлений о пейзаже как жанре живописи, его видах и особенностях. Расширим представления о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и с промежуточными, межсезонными ее состояниями ( например, начало осени, золотая осень, поздняя осень) в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь), при различной погоде ( ветер, дождь, снег, гроза, туман и т.д). знакомим детей с такими видами пейзажа, как сельский, городской, архитектурный, индустриальный, морской, горный, космический, исторический. Дети узнают о художниках – пейзажистах и написанных ими картинах, о процессе создания произведения, получают представление о значении произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Уделяем внимание расширению и активизации словаря детей, наличию в нем оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые они используют, а своих суждениях о художественных картинах. Способствуем тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своем изобразительном творчестве.
Тематическое планирование художественно-эстетического развития «Приглашение к творчеству»
Цель: Формировать художественно-эстетическое развитие личности дошкольника.
Задачи : 1. Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества детей.
2. Развивать воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости и изложении собственных замыслов.
Виды и темы художественно- творческой деятельности | Задачи | Оборудование. | |
Средняя группа. Сентябрь- ноябрь. | |||
Изобразительная деятельность «Разноцветные краски» | Научить детей соотносить цвет овощей и фруктов с семью цветами палитры, познакомить их с назначением палитры. | Изображение палитры двух цветов, гуашь. | |
Изобразительная деятельность «Краски природы» | Показать детям на примере иллюстрации и фотографий красоту творений, созданных самой природой, возможность передачи состояния природы цветом и линией. | Восковые мелки, гуашь. | |
Изобразительная деятельность «Радуга- дуга» | Показать детям на примере живописной работы цветовой порядок красок в радуге. | Семь красок для радуги. Заготовка фона в виде дуги из белой бумаги для каждого ребенка. | |
Декабрь- февраль. | |||
Изобразительная деятельность « Портрет Зимы» | Научить детей передавать характер зимы через женский портрет. Закрепить композиционные навыки в составлении узора для кокошника. | Рисунки с контурным изображением женского лица в кокошнике, Гуашь, кисти. | |
Изобразительная деятельность «Зимняя сказка» | Закрепление изображения зимнего пейзажа. | Гуашь, кисти разных размеров. | |
Изобразительная деятельность «Наряд для Зимушки- зимы».Рассматривание картины И.Шишкина «Зима» | Показать детям, как можно передать образ Зимушки- зимы через ее наряд ( цвет, символ) | Плотный картон, бисер, кисти, гуашь. | |
Март- май. | |||
Изобразительная деятельность рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» | Вызывать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы | Бумага, гуашь, кисти. | |
Изобразительная деятельность «Цветы из прошлого» | Познакомить детей с исчезнувшими растениями, занесенными в Красную книгу. Развивать у них фантазию и воображение. | Варианты монотипий. Ножницы, клей, и кисти. | |
Изобразительная деятельность «Бабочка» | Закрепить с детьми разные нетрадиционные техники, и дать детям возможность раскрасить бабочки в любой технике. | Кисти, гуашь. | |
Старшая группа. Сентябрь- ноябрь. | |||
Изобразительная деятельность « Уходящая зелень лета» | . Продолжать знакомство детей с особенностями цвета. Обучать их составлению оттенков зеленого цвета. | Репродукции картин: Левитана. И «березовая роща», А. Рылов «зеленый шум» | |
«О чем рассказывает пейзажная картина». Изобразительная деятельность «Времена года» | Развивать художественное – образное видение. Познакомить детей с ассоциативной связью цвета и времени года. | Бумага, гуашь, белила. | |
Изобразительная деятельность «Цвет осени» | Учить детей через восприятие пейзажа понимать состояние природы, знакомить их с живописными приемами ( по сырому) | Бумага, кисти, гуашь. | |
Декабрь- февраль. | |||
Изобразительная деятельность «Деревья» | Развивать у детей навыки рисования деревьев костью | Черная гуашь, графические рисунки различных деревьев. | |
Изобразительная деятельность рассматривание картины К.А.Коровина «Зимой» | Развивать умения в составлении и использовании красок для передачи зимы в собственных рисунках | Бумага, Гуашь. Кисти. | |
Изобразительная деятельность «Зимние впечатления» | Закрепить изображение зимнего пейзажа изобразительными материалами по желанию детей | Гуашь, кисти, фломастеры, листы бумаги разных цветов, акварель. | |
Март- май. | |||
Изобразительная деятельность «Солнечный лес» | Познакомить детей с понятием «тень», показать, в каких случаях художник пользуется приемом светотени. | Бумага тонированная, белила, гуашь, кисти. | |
Изобразительная деятельность «Тени в лесу» | Обучение детей определению общего цветового тона картины, выявлению градаций светотени в создании пейзажа. | Гуашь, белила, кисти. | |
«Идет, гудет Зеленый шум» А.А.Рылов. Изобразительная деятельность «Весенняя палитра» | Закрепить с детьми изображение пейзажа, продолжать учить детей внимательно и последовательно рассматривать пейзажную картину | Кисти, бумага ,гуашь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по изобразительной деятельности с детьми 4-7 лет "Дети и пейзажная живопись"
Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее кр...
«Домашние животные» – конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Техника: народное декоративно-изобразительное искусство лубок.
Пояснительная записка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет)
Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Содержание программы включает три раздела: рисование, лепка и аппликация. Темы занятий расписаны на каждый месяц с датами их...
СООБЩЕНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ПЕДСОВЕТЕ: «Организации изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста - пластилиновая живопись»
Пластилин – это материал, который может служить незаменимым художественным средством в живописном жанре. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно. ...
Конспект ООД по изобразительной деятельности на тему: "Лепка лягушонка в технике "пластилиновая живопись"
Это занятие даёт представлени о понятии "пластилиновая живопись", приёмах работы с пластилином...
Презентация ООД по изобразительной деятельности на тему: "Лепка лягушонка в технике "пластилиновая живопись"
В этой презентации описаны этапы лепки с подробными заданиями и иллюстрациями...
Использование изобразительных техник в процессе изобразительной деятельности с детьми с ОВЗ
В стендовом докладе отражены виды нетрадиционных техник, обоснование их применения в работе с детьми с ОВЗ, задачи, принципы организации работы и критерии оценки эффективности...