Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством (перспективное планирование)
календарно-тематическое планирование по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Перспективное планирование работы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством (народными промыслами). Для детей 4-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_dek-prikl_ikusstvu.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ШКОЛА 1002 дошкольное отделение 3
ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА г. МОСКВЫ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ
(народные промыслы)
Воспитатель – СТАСИШЕНА Т.В.
Народное искусство – неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников, оно отражает самобытность народа, его фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. Воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность Родине, честность, оптимизм.
В нашем детском саду собрана большая коллекция изделий декоративно-прикладного искусства: Богородская, Тверская, Дымковская, Филимоновская игрушки, предметы Городецкой и хохломской росписи, Жостовские подносы, гжельская посуда.
Организован мини-музей «Комната русской старины» где собраны предметы русского быта: прялка, глиняная посуда, полотенца, лоскутные изделия… Здесь проходят тематические выставки и дети могут познакомиться с произведениями народных мастеров, занятия по ознакомлению с художественной литературой и окружающим.
С учетом имеющихся в детском саду изделий народных промыслов составлен перспективный план работы с детьми.
Цель занятий – развитие творческих способностей детей
Задачи:
- Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства.
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве.
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства – любовь к Родине, ее обычаям и традициям, уважение к труду.
месяц | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Сентябрь | «Дымковская игрушка» Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства дымковской игрушкой. Обратить внимание детей на материал, из которого сделана игрушка, выделить элементы (круг, полоса, кольцо), цвет росписи. Учить составлять узор на полосе, прямоугольнике, круге. -Выставка (рассматривание игрушек, чтение стихов и потешек). -Рисование по мотивам дымковских узоров (на полосе, прямоугольнике, круге). | «Бабушкина горница» Знакомство с «Комнатой русской старины», предметами традиционными для русского крестьянского дома расписными изделиями: прялка, посуда шкатулки и сундучки, игрушки. Чтение сказок, стихов, потешек, слушание русских народных песен. | |
Октябрь | «В гончарной мастерской» Знакомство с глиняной посудой, материалом из которого она сделана; учить различать разную форму посуды; познакомить с разными способами украшения. - Знакомство с глиняной посудой, с гончарным кругом, с работой гончаров. - Лепка посуды из глины. (Комплексное занятие) - Роспись глиняных изделий. | «Глиняная игрушка» Закреплять знания детей о глиняной игрушке, ее разнообразии. Уметь выделять и называть ее. -Экскурсия в «Музей глиняной игрушки» (рассказ об игрушках, просмотр слайд-фильма, игра «Найди, что лишнее»). -Лепка игрушек из глины -Роспись игрушек (по мотивам дымковской и Филимоновской росписи). | |
Ноябрь | «Филимоновская игрушка» Продолжать знакомство с Филимоновской игрушкой, особенностями ее росписи (расположение узора, цвет) -Выставка игрушки (рассматривание игрушек, рассказ о промысле) -Филимоновская лошадка (лепка) -Роспись глиняных игрушек (украшение игрушек Филимоновским узором) | «Городецкая роспись» Продолжать знакомство с русскими промыслами. Обобщить и расширить знания детей о Городецком промысле. Рисовать Городецкий узор из знакомых элементов (бутон, листья, цветы), учить рисовать Городецких птиц и делать «оживку». -В мастерской художник (выставка Городецких изделий, рассказ о промысле) -Городецкие узоры (составление узоров из знакомых элементов на разных формах – круг, квадрат, овал). -Городецкая птица (композиция из цветов с птицей). | |
Декабрь | «Филимоновская игрушка» Знакомство детей с Филимоновской игрушкой и особенностями ее росписи (расположение орнамента, цветовое сочетание). Учить составлять узор на полосе, прямоугольнике. -Выставка Филимоновской и дымковской игрушки ( знакомство с Филимоновской игрушкой, сравнение росписи, элементов узора). -Рисование по мотивам Филимоновской росписи (узор в полосе и на квадрате). | «Дымковская игрушка» Знакомство с дымковской игрушкой, особенностями росписи. Учить составлять дымковские узоры.
-Дымковская барышня (рисование-ткань барышне на юбку) -Дымковский индюк (рисование – украшение хвоста или розетты) -Дымковские кони (лепка с последующей росписью) | «Золотая хохлома» Продолжать знакомство с изделиями Хохломского промысла. Расширять знания детей о многообразии хохломской росписи. Знакомить с композициями на разных формах, учить видеть характерные особенности построения узора Закреплять умение составлять узоры из знакомых элементов. Учить рисовать цветы и ягоды на ведущей линии. -Выставка (рассматривание изделий, рассказ о работе мастеров). -Рисование хохломских узоров на разных формах (полоса, круг, шаблоны посуды). |
Январь | «Ярмарка глиняных игрушек» Закреплять знания детей о дымковской и филимоновской игрушках. Учить сравнивать, находить сходства и различия. Рассказ о других игрушках (каргопольская, Тверская) (Просмотр слайдов, игра «Найди, что лишнее») | «В музее деревянной игрушки» Продолжать знакомство с русской народной игрушкой, ее многообразием: Городецкая, Богородская игрушки, матрешки (рассматривание, игры, чтение стихов и рассказов о народных игрушках). | |
Февраль | «Русская матрешка» Знакомство с игрушкой-забавой. Рассказать об особенностях матрешек (состоит из нескольких матрешек разного размера), из какого материала она сделана, как расписывалась. -Комплексное занятие «Забавная игрушка» (рассказ о матрешках, ее особенностях, рассматривание разных матрешек, исполнение песен и танцев, роспись платочка и фартучка для матрешек). -Веселые сестрички (роспись шаблонов матрешек разного размера). | ||
Март | «Игрушки-забавы» Знакомство с игрушками – забавами, их многообразием (тверские свистульки, матрешки, Богородская игрушка). Чтение потешек, игры. | «Городецкая роспись» Знакомство с изделиями Городецкого промысла их назначением, характерных особенностях росписи. Учить выделять элементы узора бутон, листья, цветок.
-Рисование элементов Городецкого узора (бутон, листья, цветок, украшение разных форм – полоса, круг, квадрат). -Городецкие дощечки (роспись шаблона Городецким узором). | «Голубая гжель» Познакомить детей с Гжельским фарфором, особенностями формы, гжельской росписи. Учить рисовать простые элементы росписи (бордюры, сеточки, капельки, мазок с тенью, гжельский цветок). Рисовать гжельский узор на разных формах. - Выставка гжельского фарфора (рассказ об истории промысла, рассматривание изделий и альбомов о гжельской керамике). - Рисование элементов росписи (на полосе, круге). - Гжельское блюдо (роспись шаблонов). - Гжельская посуда (лепка из глины с последующей росписью). |
Апрель | «Веселые сестрички» Продолжать знакомство с игрушками забавами – русской матрешкой, ее особенностями -Выставка матрешек (рассматривание, чтение, игры). -Фартучек для матрешек (рисование). | «Золотая хохлома» Знакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства Хохломской росписью. Учить выделять и рисовать элементы узора – завиток, травинки, реснички, кустик. - Экскурсия в музей (знакомство с хохломской посудой, рассказ об истории промысла, показ слайдов). -Рисование элементов хохломского узора на полосе, круге -Расписные ложки (роспись ложек хохломским узором) | «Чудо на подносе» Познакомить детей с жостовскими подносами - их назначением, формой. особенностями росписи. Показать разнообразие форм и цветовой гаммы. Учить рисовать разные виды жостовской каймы, познакомить с техникой рисования (мазок) традиционной для жостовской росписи. - Выставка (рассматривание жостовских подносов, иллюстраций, рассказ о промысле). Рисование жостовской каймы. - Жостовские цветы (рисование цветов по мотивам жостовской росписи, приемом мазок). Жостовские подносы (украшение подносов разной формы: круг, овал, прямоугольник). |
май | Итоговая выставка Закрепить знания детей о народной игрушке (различать и называть знакомые игрушки, слушание народных песен, чтение стихов и потешек). | «Город мастеров» (Итоговые занятия по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством). -Закреплять знания детей о народных промыслах. -Воспитывать любовь к народным традициям в тесной связи с музыкальным фольклором и устным народным творчеством. «Посиделки в русской горнице» (В «Комнате русской старины») «Веселая ярмарка» (развлечение: музыка и изобразительная деятельность) |
Литература:
Т.Г.Казакова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Т.С.Комарова «Народное искусство в воспитании детей»
Т.С.Комарова «Детское художественное творчество»
Т.С.Комарова «Обучение технике рисования»
А.А.Грибовская «Знакомство с русским декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование»
И.И. Алексахин «Матрешки»
О.А. Скоролупова «Знакомство детей с русским народным декоративно.-прикладным искусством»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: «Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха»
МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 26» города ЧебоксарДокладпо теме:«Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха...
Методическая разработка «Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством как часть эстетического и художественного воспитания»
Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосп...
Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством
1. Учить детей рисовать элементы узорапо мотивамдымковских игрушек (мазки, точки, круги, кольца, широкие и узкие полоски), расписывать объемную фигуру, ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме.2....
Из опыта работы "Игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством"
Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ....
программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством
Программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством предполагает приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, обучение декоративному рисованию . На занятиях ...
"Интеграция речевой и художественной творческой деятельности при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством"
Искусство окружает человека с самого момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений, и проходит с ним через всю жизнь....
Проект по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в детском саду "Гжель, Жостово" (старше-подготовительная группа)
Цель проекта: Приобщать детей к истокам народно-прикладного искусства....