программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

шалина наталья валерьевна

Программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством   предполагает  приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, обучение декоративному рисованию . На занятиях предполагается использование подлинных изделий прикладного искусств

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОСТРОМЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ

«ДЕТСКИЙ  САД 58»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ « РУССКИЕ  УЗОРЫ»

                                                                                                                                                                                        

        РАЗРАБОТАЛА:

                                                                                                                         Шалина Н.В.

                

КОСТРОМА, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

- актуальность

- цель

- задачи

-возраст

-сроки реализации

- формы и режим занятий

- расписание

- ожидаемые результаты и способы их проверки

- формы подведения итогов реализации  ДОП

2. Учебно-тематический план

3. Содержание дополнительной образовательной программы

4. Методическое обеспечение

5. Приложение

Пояснительная записка

         В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность»,  мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши дошкольники. Не получим ли мы  в их  лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей. Как быть нам, педагогам,  чтобы этого не произошло?...

        Я думаю выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т.е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос в том, какими методами воспитывать нравственность. Я предлагаю познакомить детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою  страну, богатую славными традициями.

       ЦЕЛЬЮ данной работы является ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством и формирование эмоциональной отзывчивочти и интереса к образцам русского-народного декоративно-прикладного искусства.

       ЗАДАЧАМИ данной работы я считаю следующие:

- ознакомление детей с видами декоративно-прикладного искусства

- формирование умения различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохлома, городец, Дымково)

- обучение детей приемам декоративного рисования

       Данная работа рассчитана на детей 4-5 лет. Ведется в течение всего учебного года. Занятия проводятся по подгруппам.

Обследование детей по данной программе проводится 2 раза в год в виде опроса детей и на основе выполненных работ ( диагностика прилагается).

Итоговое занятие для родителей проводятся 2 раза в год ( декабрь,  май)

Учебно-тематический план

Месяц

Тема

Кол-во занятий по теме

Всего занятий

сентябрь

Занятие 1.Водное.  Знакомство с народными промыслами.

Занятие 2.Веселый городец

1

1

2

октябрь

Занятие 3. Элементы Городецкого узора.

Занятие 4. Роспись доски

1

1

2

ноябрь

Занятие 5. Сине-голубое чудо Гжели

Занятие 6. Элементы росписи Гжели

1

1

2

декабрь

Занятие 7. Цветы Гжели.

Занятие 8. Золотая Хохлома

1

1

2

январь

Занятие 9. Элементы Хохломского узора.

Занятие 10. Хохломские ложки

1

1

2

февраль

Занятие 11. Дымковская игрушка

Занятие 12. Элементы узора Дымковской игрушки

1

1

2

март

Занятие 13. Роспись Дымковской барышни

Занятие 14. Филимоновская игрушка-свистулька

1

1

2

апрель

Занятие 15. Элементы узора Филимоновской игрушки

Занятие 16. Свистулька  Котик

1

1

2

май

Занятие 17. Обобщающее занятие. Хоровод игрушек

1

1

        

Содержание программы

В работе с детьми используются следующие методы:

- игровой

на занятиях используются в основном народные игры. В игре занятия проходят более весело и непринужденно.

- наглядный

необходимо использовать наглядные пособия,  посуду, изделия мастеров,  схемы для рисования

- словесный

показ сопровождается пояснением. Используются народные прибаутки, стихи,  приговорки.

Занятия проводятся подгруппами  в помещении изостудии

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ

месяц

тема

задачи

сентябрь

вводное занятие «Знакомство с народными промыслами»

познакомить детей с видами народного промысла.

научить различать стили прикладного искусства.

экскурсия в музей

«Веселый городец»

познакомить детей с городецким промыслом, особенностями производства Городецкой игрушки, характерными признаками росписи, элементами городецкого узора, ее колоритом

октябрь

«Элементы городецкого  узора»

учит рисовать элементы Городецкого узора (купавки, листья, розаны), составлять орнаменты используя эти элементы

«Роспись доски Городецким узором»

декоративное оформление изделия с использованием мотива Городецкой росписи

ноябрь

«Сине-голубое чудо гжели»

познакомить детей с гжельской керамикой, учить отличать образцы, рассматривать гжельскую посуду, подмечая характерные детали узора, колорит росписи

«Элементы росписи гжели»

рассмотреть основные элементы росписи. Познакомить с новыми приемами рисования путем размывания цвета

декабрь

«Цветы гжели»

учить рисовать гжельскую розу путем размывания цвета, составлять в круге композицию с цветочным орнаментом.

развивать чувство цвета и композиции.

учить рисовать в технике «мазок с тенью»

«Золотая хохлома»

познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров. Учить различать характерные признаки разнообразных техник работы с деревом

январь

«Элементы хохломского узора»

учить рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора «завейки», «ягоды».

сочетать в узоре цвета: черный, красный, золотой. «травки»,

«Хохломские ложки»

продолжать учить изображать элементы узора, соединяя их в единое целое, на фоне разного цвета.

учить составлять единый узор, украшая изделие

февраль

«Дымковская игрушка»

обобщить знания детей о глиняных игрушках.

углублять их знания о народном творчестве.

рассказывать о дымковской игрушке

«Элементы узора дымковской игрушки»

рассмотреть дымковских барышень.

выделить части игрушки (юбка, кофта, кокошники, волосы).

познакомить с элементами дымковского узора

март

«Роспись дымковской барышни»

упражнять в рисовании прямых линий в разных направлениях, кругов, точек

составлять единый узор, используя эти элементы.

«Филимоновская игрушка-свистулька»

рассказать детям историю возникновения промысла

показать связь между всеми видами народного творчества

познакомить с особенностями производства свистульки

апрель

«Элементы  узора  филимоновской   игрушки»

учить выполнять элементы росписи (линии, звездочки, точки)

        

свистулька «Котик»

соединять элементы росписи (линии, звездочки, точки)

соединять элементы росписи в единый узор, подбирая соответствующие цвета

май

обобщающее занятие «Хоровод узоров»

организация выставки детских работ

работа экскурсоводов

Методическое обеспечение

       Скорлупова О.А. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.- М.: « Издательство Скрипторий 2003», 2006

       Крупин В. Дымка.- М.: Издательство « Малыш», 1987

       Сурьянинова Н. Синие цветы Гжели. – М.: Издательство «Малыш», 1987

       Журнал « Народные узоры»  №1(13), 2011

приложение

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

ПОКАЗАТЕЛИ

- уровень эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства

высокий уровень – проявляет интерес на занятиях, активно участвует в обсуждениях тем, четко отечает на вопросы  воспитателя;

среднй уровень – проявляет интерес, но высказывается только по просьбе воспитателя;

низкий уровень – не проявляет интереса и активности на занятиях

- уровень умения различать стили наиболее известных видов декоративной живописи( понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов)

высокий  уровень – узнает и правильно называет все известные виды декоративной жи

средний уровень – узнает 3-4 вида живописи, называет с помощью наводящих вопросов воспитателя;

низкий уровень – вообще не различает стили и виды декоративной живописи

- умение создавать выразительные узоры на бумаге

высокий уровень – самостоятельно создает композицию, правильно подбирает цвета и узоры, в соответствии с определенным видом декоративной живописи;

средний уровень – создает композицию с помощью воспитателя;

низкий уровень – не может создать узор на бумаге, неправильно подбирает цвета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха»

МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 26» города ЧебоксарДокладпо теме:«Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха...

Методическая разработка «Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством как часть эстетического и художественного воспитания»

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосп...

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством

1. Учить детей рисовать элементы узорапо мотивамдымковских игрушек (мазки, точки, круги, кольца, широкие и узкие полоски), расписывать объемную фигуру, ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме.2....

Из опыта работы "Игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством"

Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ....

"Интеграция речевой и художественной творческой деятельности при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством"

Искусство окружает человека с самого момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений, и проходит с ним через всю жизнь....

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством (перспективное планирование)

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством (народными промыслами). Для детей 4-7 лет....