программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством предполагает приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, обучение декоративному рисованию . На занятиях предполагается использование подлинных изделий прикладного искусств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОСТРОМЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ
«ДЕТСКИЙ САД 58»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ « РУССКИЕ УЗОРЫ»
РАЗРАБОТАЛА:
Шалина Н.В.
КОСТРОМА, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- актуальность
- цель
- задачи
-возраст
-сроки реализации
- формы и режим занятий
- расписание
- ожидаемые результаты и способы их проверки
- формы подведения итогов реализации ДОП
2. Учебно-тематический план
3. Содержание дополнительной образовательной программы
4. Методическое обеспечение
5. Приложение
Пояснительная записка
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей. Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?...
Я думаю выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т.е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос в том, какими методами воспитывать нравственность. Я предлагаю познакомить детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
ЦЕЛЬЮ данной работы является ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством и формирование эмоциональной отзывчивочти и интереса к образцам русского-народного декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧАМИ данной работы я считаю следующие:
- ознакомление детей с видами декоративно-прикладного искусства
- формирование умения различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохлома, городец, Дымково)
- обучение детей приемам декоративного рисования
Данная работа рассчитана на детей 4-5 лет. Ведется в течение всего учебного года. Занятия проводятся по подгруппам.
Обследование детей по данной программе проводится 2 раза в год в виде опроса детей и на основе выполненных работ ( диагностика прилагается).
Итоговое занятие для родителей проводятся 2 раза в год ( декабрь, май)
Учебно-тематический план
Месяц | Тема | Кол-во занятий по теме | Всего занятий |
сентябрь | Занятие 1.Водное. Знакомство с народными промыслами. Занятие 2.Веселый городец | 1 1 | 2 |
октябрь | Занятие 3. Элементы Городецкого узора. Занятие 4. Роспись доски | 1 1 | 2 |
ноябрь | Занятие 5. Сине-голубое чудо Гжели Занятие 6. Элементы росписи Гжели | 1 1 | 2 |
декабрь | Занятие 7. Цветы Гжели. Занятие 8. Золотая Хохлома | 1 1 | 2 |
январь | Занятие 9. Элементы Хохломского узора. Занятие 10. Хохломские ложки | 1 1 | 2 |
февраль | Занятие 11. Дымковская игрушка Занятие 12. Элементы узора Дымковской игрушки | 1 1 | 2 |
март | Занятие 13. Роспись Дымковской барышни Занятие 14. Филимоновская игрушка-свистулька | 1 1 | 2 |
апрель | Занятие 15. Элементы узора Филимоновской игрушки Занятие 16. Свистулька Котик | 1 1 | 2 |
май | Занятие 17. Обобщающее занятие. Хоровод игрушек | 1 | 1 |
Содержание программы
В работе с детьми используются следующие методы:
- игровой
на занятиях используются в основном народные игры. В игре занятия проходят более весело и непринужденно.
- наглядный
необходимо использовать наглядные пособия, посуду, изделия мастеров, схемы для рисования
- словесный
показ сопровождается пояснением. Используются народные прибаутки, стихи, приговорки.
Занятия проводятся подгруппами в помещении изостудии
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ
месяц | тема | задачи |
сентябрь | вводное занятие «Знакомство с народными промыслами» | познакомить детей с видами народного промысла. научить различать стили прикладного искусства. экскурсия в музей |
«Веселый городец» | познакомить детей с городецким промыслом, особенностями производства Городецкой игрушки, характерными признаками росписи, элементами городецкого узора, ее колоритом | |
октябрь | «Элементы городецкого узора» | учит рисовать элементы Городецкого узора (купавки, листья, розаны), составлять орнаменты используя эти элементы |
«Роспись доски Городецким узором» | декоративное оформление изделия с использованием мотива Городецкой росписи | |
ноябрь | «Сине-голубое чудо гжели» | познакомить детей с гжельской керамикой, учить отличать образцы, рассматривать гжельскую посуду, подмечая характерные детали узора, колорит росписи |
«Элементы росписи гжели» | рассмотреть основные элементы росписи. Познакомить с новыми приемами рисования путем размывания цвета | |
декабрь | «Цветы гжели» | учить рисовать гжельскую розу путем размывания цвета, составлять в круге композицию с цветочным орнаментом. развивать чувство цвета и композиции. учить рисовать в технике «мазок с тенью» |
«Золотая хохлома» | познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров. Учить различать характерные признаки разнообразных техник работы с деревом | |
январь | «Элементы хохломского узора» | учить рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора «завейки», «ягоды». сочетать в узоре цвета: черный, красный, золотой. «травки», |
«Хохломские ложки» | продолжать учить изображать элементы узора, соединяя их в единое целое, на фоне разного цвета. учить составлять единый узор, украшая изделие | |
февраль | «Дымковская игрушка» | обобщить знания детей о глиняных игрушках. углублять их знания о народном творчестве. рассказывать о дымковской игрушке |
«Элементы узора дымковской игрушки» | рассмотреть дымковских барышень. выделить части игрушки (юбка, кофта, кокошники, волосы). познакомить с элементами дымковского узора | |
март | «Роспись дымковской барышни» | упражнять в рисовании прямых линий в разных направлениях, кругов, точек составлять единый узор, используя эти элементы. |
«Филимоновская игрушка-свистулька» | рассказать детям историю возникновения промысла показать связь между всеми видами народного творчества познакомить с особенностями производства свистульки | |
апрель | «Элементы узора филимоновской игрушки» | учить выполнять элементы росписи (линии, звездочки, точки)
|
свистулька «Котик» | соединять элементы росписи (линии, звездочки, точки) соединять элементы росписи в единый узор, подбирая соответствующие цвета | |
май | обобщающее занятие «Хоровод узоров» | организация выставки детских работ работа экскурсоводов |
Методическое обеспечение
Скорлупова О.А. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.- М.: « Издательство Скрипторий 2003», 2006
Крупин В. Дымка.- М.: Издательство « Малыш», 1987
Сурьянинова Н. Синие цветы Гжели. – М.: Издательство «Малыш», 1987
Журнал « Народные узоры» №1(13), 2011
приложение
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
ПОКАЗАТЕЛИ
- уровень эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства
высокий уровень – проявляет интерес на занятиях, активно участвует в обсуждениях тем, четко отечает на вопросы воспитателя;
среднй уровень – проявляет интерес, но высказывается только по просьбе воспитателя;
низкий уровень – не проявляет интереса и активности на занятиях
- уровень умения различать стили наиболее известных видов декоративной живописи( понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов)
высокий уровень – узнает и правильно называет все известные виды декоративной жи
средний уровень – узнает 3-4 вида живописи, называет с помощью наводящих вопросов воспитателя;
низкий уровень – вообще не различает стили и виды декоративной живописи
- умение создавать выразительные узоры на бумаге
высокий уровень – самостоятельно создает композицию, правильно подбирает цвета и узоры, в соответствии с определенным видом декоративной живописи;
средний уровень – создает композицию с помощью воспитателя;
низкий уровень – не может создать узор на бумаге, неправильно подбирает цвета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: «Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха»
МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 26» города ЧебоксарДокладпо теме:«Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха...
Методическая разработка «Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством как часть эстетического и художественного воспитания»
Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосп...
Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством
1. Учить детей рисовать элементы узорапо мотивамдымковских игрушек (мазки, точки, круги, кольца, широкие и узкие полоски), расписывать объемную фигуру, ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме.2....
Из опыта работы "Игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством"
Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ....
"Интеграция речевой и художественной творческой деятельности при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством"
Искусство окружает человека с самого момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений, и проходит с ним через всю жизнь....
Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством (перспективное планирование)
Перспективное планирование работы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством (народными промыслами). Для детей 4-7 лет....
Проект по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в детском саду "Гжель, Жостово" (старше-подготовительная группа)
Цель проекта: Приобщать детей к истокам народно-прикладного искусства....