Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством
план-конспект занятия (рисование, средняя группа) на тему

Курочкина Наталья Анатольевна

1. Учить детей рисовать элементы узорапо мотивамдымковских игрушек (мазки, точки, круги, кольца, широкие и узкие полоски), расписывать объемную фигуру, ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме.

2. Продолжать знакомить детей с некоторыми изделиями декоративно-прикладгого искусства (дымковской игрушкой).

3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии дымковских игрушек. воспитывать положительные эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение
«Управление дошкольного образования
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан».

ЗАНЯТИЕ

по ознакомлению детей

с декоративно-прикладным искусством

в средней группе

                                           Подготовила:

                                                       Воспитатель д/с №10

                                              Курочкина Н.А.

г. Альметьевск, 2014 г.

Программное содержание:

1. Учить детей рисовать элементы узора по мотивам дымковских игрушек (мазки, точки, круги, кольца, широкие и узкие полоски), расписывать объемную фигуру, ритмично нанося мазки, штрихи по всей форме.

2. Продолжать знакомить детей с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства (дымковской игрушкой).

3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии дымковских игрушек. Воспитывать положительные эмоции.

Словарь: глиняные, разноцветные, дымковские.

Материал: гуашь красного, синего, зеленого, желтого цветов; кисточки; дымковские игрушки для рассматривания; куклы глиняные с белыми юбками на каждого ребенка, станок с поворотным кругом (подставка).

Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек; украшение фартуков аппликацией (элементы дымкова); лепка глиняных птичек, их роспись; роспись барельефа лошадки; чтение стихов.

Ход занятия:

Воспитатель:   - Ребята, сегодня мы с вами на самолете полетим в село

                           Дымково, где лепят веселые, яркие, красочные игрушки.

                           Садитесь летчики в самолет.

Дети надевают на голову полумаски «самолет».

Воспитатель:   - Заведем мотор «р-р-р», расправим крылья самолета и полетим

                          высоко в небо «у-у-у».

Дети бегут змейкой за воспитателем. По сигналу воспитателя «самолеты на посадку» дети бегут на «аэродром» (место обозначено красными флажками).

Воспитатель:   - Вот и прилетели мы с вами, ребята, в село Дымково, где

                           делают глиняные игрушки.

Перед детьми 3 домика, из труб идет дым.

Воспитатель:   - Ребята, а вы хотите узнать, почему глиняные игрушки,

                           которые здесь лепят, называют «дымковские»?

Дети слушают сказку, исполненную в записи:

«Далеко, далеко за дремучими лесами, за далекими полями, на берегу большой реки стояло село.

Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб домов вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село – Дымково…

Жили в том селе веселые озорные люди, любили они лепить веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их сделают за долгую зиму… А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть, зиму прогонять, весну славить.

Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть «дымковские»».

Воспитатель:   - Ребята, а какую дымковскую игрушку мы с вами лепили?

                           Какие дымковские игрушки вы знаете?

Дети:                 - Утку-крылатку.

Выходит барыня на голове кокошник, в красной кофте, белой юбке.

Барыня:              - Здравствуйте, ребята!

Дети:            - Здравствуйте!

Барыня:    - Вы узнали, кто я такая? Я барыня, хозяйка мастерской, где

                            делают игрушки. Заходите, гости дорогие!

Открывается занавес, дети заходят в «мастерскую». В разных местах на столах расставлены дымковские игрушки.

Воспитатель:   - Ребята, посмотрите какие нарядные игрушки. Кого вы здесь

узнаете (водоноска, птичница, петушок и др.)?

Воспитатель уточняет названия фигурок.

Худ.слово о водоноске:   По улице мостовой

         Шла девица за водой

        Шла девица за водой

        За холодной ключевой.

  о петушке:    Петушок, петушок

        Золотой гребешок

        Ты подай голосок

        Через темный лесок

        Через лес, через речку

        Прокричи «Ку-ка-ре-ку»!

Воспитатель:   - Ребята, а вы знаете, из чего вылеплены эти игрушки? Они

                           глиняные.

Дети повторяют: сделаны из глины, глиняные.

Воспитатель:   - Посмотрите какие они красочные, яркие, разных цветов,

                           поэтому как мы их назовем?

Воспитатель:   - Разноцветные, но каждая из них имеет свой узор, цвет. Ребята,

                          а какими цветами расписывают мастера свои игрушки?

Дети:            - Синим, красным, желтым, зеленым и др.

Воспитатель:   - А какими узорами украшают мастера игрушки?

Дети:            - Кольцами, кругами, полосками, мазками, точками.

Воспитатель:   - Ребята, а вы видите среди узоров цветы, листья, ягоды?

Дети:            - Нет.

Воспитатель:   - Правильно, таких узоров на дымковских игрушках нет.

Воспитатель и дети обращают внимание на юбку барыни, она не украшена.

Воспитатель:   - Ребята, а наша барыня тоже дымковская, только вот беда:

                           кофточка на ней яркая, а юбка – нет, совсем белая.

Барыня:      - Дети, помогите, пожалуйста, украсить мою юбку, а она у

                             меня не одна (силуэт юбки).

Воспитатель:   - Ребята, давайте возьмем колечки, круги, полоски и поможем

                            нашей барыне украсить наряд. Кто взял колечки и кружочки

                            будут украшать белую юбку, а у кого полоски и овалы –                

                            украсит желтую юбку.

Дети составляют узор на юбках.

Во время рассматривания силуэта юбки с узорами Барыня незаметно исчезает.

Воспитатель:   - Дети, а где же наша дымковская барыня? Убежала должно

                            быть. Давайте позовем ее.

Воспитатель вместе с детьми говорят: «Дымковская барыня в красной кофте, белой юбке с желтыми колечками и синими кружочками где ты?»

Появляется барыня, на подносе у нее много глиняных барынь с разными по цвету однотонными юбками.

Барыня:              - Дорогие гости, вы так красиво украсили мои юбки, спасибо

                            вам! Прослышала я, что вы умеете хорошо рисовать и пришла  

                            к вам с просьбой. Нарисуйте красивые юбочки моим

                            подружкам-барыням. Нарисуете, дети? Вот и хорошо!

Дети садятся за столы перед ними на подставках по одной барыне.

Воспитатель:   - А сейчас, ребята, мы будем художниками. Давайте вспомним

                            как можно украсить юбки барыням?

Дети:            - Кольцами, кружками, полосками, точками и др.

Воспитатель:   - Посмотрите, как надо правильно рисовать кольца: кончиком

                            кисти, тонкой линией.

Воспитатель:   - А какой краской? Хорошо, синей, можно и красной.

Воспитатель:   - А как рисовать полоски? Попробуйте у себя на бумаге сухой

                            кистью провести широкие полоски всем ворсом кисти и

                            кончиком кисти тонкие полоски, как ниточки.

Воспитатель:   - Подумайте, как вы будете украшать юбку?

Спросить у 2-3 детей.

Воспитатель:   - Ну, а теперь посмотрите, как я держу кисть. И вы тоже

                           возьмите правильно кисти и постарайтесь выполнить узор

                           аккуратно вокруг всей юбочки, чтобы барыни получились как

                           настоящие, дымковские. Чтобы краски не растекались надо

                           набирать их на кончик кисточки, а работу осторожно

                           поворачивать на круге.

Под музыку «Светит месяц» дети украшают юбки барыням. По ходу рисования помогать детям в выборе красок, советовать, как лучше расположить элементы. Кто затрудняется, на отдельном листе (силуэт юбки) показать элементы узора.

Как дети закончат роспись предложить им промыть кисти, высушить, положить на подставки.

Воспитатель:   - Вот сколько ярких, веселых игрушек получилось. Ребята, а в

                           этой мастерской есть веселые карусели. Давайте барынь в

                           белых юбках покатаем на белой карусели, в желтых юбках

                           покатаем на желтой карусели.

Воспитатель:   - Карусели здесь не простые, а волшебные. Как только карусель

начинает крутиться, куклы оживают, разговаривают и

похваляются друг перед другом своими нарядами. Давайте              

                           послушаем, что они говорят.

Игра «Карусель»

Воспитатель рассказывает об игрушках: «Какая у меня красивая, красная кофточка с длинными рукавами, на юбке синие клетки с желтыми горошками. Мой мастер очень хорошо потрудился, красивый узор подобрал!».

Дети по примеру воспитателя рассказывают от имени игрушек.

Воспитатель:   - Вот как игрушки хвастались друг перед другом яркими

                           узорами, любовались своими нарядами.

На них посмотреть нам и то интересно,

А знаете, куклы танцуют чудесно

Под наши веселые русские пляски

Они оживают как будто бы в сказке.

Воспитатель:   - Барыня Франтиха, спляши нам, пожалуйста!

Барыня:              - Я очень люблю танцевать и вас могу научить.

Барыня заводит хоровод, дети двигаются за ней по кругу.

Воспитатель:   - А сейчас, дети, нам пора возвращаться в детский сад.

Барыня:              - Ребята, мне очень жалко с вами расставаться, а на память о

                            нашей мастерской, я хочу подарить вам дымковские игрушки.

Дети благодарят за игрушки и возвращаются в детский сад на самолете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха»

МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 26» города ЧебоксарДокладпо теме:«Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха...

Методическая разработка «Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством как часть эстетического и художественного воспитания»

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосп...

Из опыта работы "Игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством"

Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ....

программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством

Программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством   предполагает  приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, обучение декоративному рисованию . На занятиях ...

"Интеграция речевой и художественной творческой деятельности при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством"

Искусство окружает человека с самого момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений, и проходит с ним через всю жизнь....

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством (перспективное планирование)

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством (народными промыслами). Для детей 4-7 лет....