Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством
план-конспект занятия (рисование, средняя группа) на тему
1. Учить детей рисовать элементы узорапо мотивамдымковских игрушек (мазки, точки, круги, кольца, широкие и узкие полоски), расписывать объемную фигуру, ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме.
2. Продолжать знакомить детей с некоторыми изделиями декоративно-прикладгого искусства (дымковской игрушкой).
3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии дымковских игрушек. воспитывать положительные эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymkovskaya_igrushka.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение
«Управление дошкольного образования
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан».
ЗАНЯТИЕ
по ознакомлению детей
с декоративно-прикладным искусством
в средней группе
Подготовила:
Воспитатель д/с №10
Курочкина Н.А.
г. Альметьевск, 2014 г.
Программное содержание:
1. Учить детей рисовать элементы узора по мотивам дымковских игрушек (мазки, точки, круги, кольца, широкие и узкие полоски), расписывать объемную фигуру, ритмично нанося мазки, штрихи по всей форме.
2. Продолжать знакомить детей с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства (дымковской игрушкой).
3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии дымковских игрушек. Воспитывать положительные эмоции.
Словарь: глиняные, разноцветные, дымковские.
Материал: гуашь красного, синего, зеленого, желтого цветов; кисточки; дымковские игрушки для рассматривания; куклы глиняные с белыми юбками на каждого ребенка, станок с поворотным кругом (подставка).
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек; украшение фартуков аппликацией (элементы дымкова); лепка глиняных птичек, их роспись; роспись барельефа лошадки; чтение стихов.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами на самолете полетим в село
Дымково, где лепят веселые, яркие, красочные игрушки.
Садитесь летчики в самолет.
Дети надевают на голову полумаски «самолет».
Воспитатель: - Заведем мотор «р-р-р», расправим крылья самолета и полетим
высоко в небо «у-у-у».
Дети бегут змейкой за воспитателем. По сигналу воспитателя «самолеты на посадку» дети бегут на «аэродром» (место обозначено красными флажками).
Воспитатель: - Вот и прилетели мы с вами, ребята, в село Дымково, где
делают глиняные игрушки.
Перед детьми 3 домика, из труб идет дым.
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите узнать, почему глиняные игрушки,
которые здесь лепят, называют «дымковские»?
Дети слушают сказку, исполненную в записи:
«Далеко, далеко за дремучими лесами, за далекими полями, на берегу большой реки стояло село.
Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб домов вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село – Дымково…
Жили в том селе веселые озорные люди, любили они лепить веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их сделают за долгую зиму… А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть, зиму прогонять, весну славить.
Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть «дымковские»».
Воспитатель: - Ребята, а какую дымковскую игрушку мы с вами лепили?
Какие дымковские игрушки вы знаете?
Дети: - Утку-крылатку.
Выходит барыня на голове кокошник, в красной кофте, белой юбке.
Барыня: - Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуйте!
Барыня: - Вы узнали, кто я такая? Я барыня, хозяйка мастерской, где
делают игрушки. Заходите, гости дорогие!
Открывается занавес, дети заходят в «мастерскую». В разных местах на столах расставлены дымковские игрушки.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какие нарядные игрушки. Кого вы здесь
узнаете (водоноска, птичница, петушок и др.)?
Воспитатель уточняет названия фигурок.
Худ.слово о водоноске: По улице мостовой
Шла девица за водой
Шла девица за водой
За холодной ключевой.
о петушке: Петушок, петушок
Золотой гребешок
Ты подай голосок
Через темный лесок
Через лес, через речку
Прокричи «Ку-ка-ре-ку»!
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, из чего вылеплены эти игрушки? Они
глиняные.
Дети повторяют: сделаны из глины, глиняные.
Воспитатель: - Посмотрите какие они красочные, яркие, разных цветов,
поэтому как мы их назовем?
Воспитатель: - Разноцветные, но каждая из них имеет свой узор, цвет. Ребята,
а какими цветами расписывают мастера свои игрушки?
Дети: - Синим, красным, желтым, зеленым и др.
Воспитатель: - А какими узорами украшают мастера игрушки?
Дети: - Кольцами, кругами, полосками, мазками, точками.
Воспитатель: - Ребята, а вы видите среди узоров цветы, листья, ягоды?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Правильно, таких узоров на дымковских игрушках нет.
Воспитатель и дети обращают внимание на юбку барыни, она не украшена.
Воспитатель: - Ребята, а наша барыня тоже дымковская, только вот беда:
кофточка на ней яркая, а юбка – нет, совсем белая.
Барыня: - Дети, помогите, пожалуйста, украсить мою юбку, а она у
меня не одна (силуэт юбки).
Воспитатель: - Ребята, давайте возьмем колечки, круги, полоски и поможем
нашей барыне украсить наряд. Кто взял колечки и кружочки
будут украшать белую юбку, а у кого полоски и овалы –
украсит желтую юбку.
Дети составляют узор на юбках.
Во время рассматривания силуэта юбки с узорами Барыня незаметно исчезает.
Воспитатель: - Дети, а где же наша дымковская барыня? Убежала должно
быть. Давайте позовем ее.
Воспитатель вместе с детьми говорят: «Дымковская барыня в красной кофте, белой юбке с желтыми колечками и синими кружочками где ты?»
Появляется барыня, на подносе у нее много глиняных барынь с разными по цвету однотонными юбками.
Барыня: - Дорогие гости, вы так красиво украсили мои юбки, спасибо
вам! Прослышала я, что вы умеете хорошо рисовать и пришла
к вам с просьбой. Нарисуйте красивые юбочки моим
подружкам-барыням. Нарисуете, дети? Вот и хорошо!
Дети садятся за столы перед ними на подставках по одной барыне.
Воспитатель: - А сейчас, ребята, мы будем художниками. Давайте вспомним
как можно украсить юбки барыням?
Дети: - Кольцами, кружками, полосками, точками и др.
Воспитатель: - Посмотрите, как надо правильно рисовать кольца: кончиком
кисти, тонкой линией.
Воспитатель: - А какой краской? Хорошо, синей, можно и красной.
Воспитатель: - А как рисовать полоски? Попробуйте у себя на бумаге сухой
кистью провести широкие полоски всем ворсом кисти и
кончиком кисти тонкие полоски, как ниточки.
Воспитатель: - Подумайте, как вы будете украшать юбку?
Спросить у 2-3 детей.
Воспитатель: - Ну, а теперь посмотрите, как я держу кисть. И вы тоже
возьмите правильно кисти и постарайтесь выполнить узор
аккуратно вокруг всей юбочки, чтобы барыни получились как
настоящие, дымковские. Чтобы краски не растекались надо
набирать их на кончик кисточки, а работу осторожно
поворачивать на круге.
Под музыку «Светит месяц» дети украшают юбки барыням. По ходу рисования помогать детям в выборе красок, советовать, как лучше расположить элементы. Кто затрудняется, на отдельном листе (силуэт юбки) показать элементы узора.
Как дети закончат роспись предложить им промыть кисти, высушить, положить на подставки.
Воспитатель: - Вот сколько ярких, веселых игрушек получилось. Ребята, а в
этой мастерской есть веселые карусели. Давайте барынь в
белых юбках покатаем на белой карусели, в желтых юбках
покатаем на желтой карусели.
Воспитатель: - Карусели здесь не простые, а волшебные. Как только карусель
начинает крутиться, куклы оживают, разговаривают и
похваляются друг перед другом своими нарядами. Давайте
послушаем, что они говорят.
Игра «Карусель»
Воспитатель рассказывает об игрушках: «Какая у меня красивая, красная кофточка с длинными рукавами, на юбке синие клетки с желтыми горошками. Мой мастер очень хорошо потрудился, красивый узор подобрал!».
Дети по примеру воспитателя рассказывают от имени игрушек.
Воспитатель: - Вот как игрушки хвастались друг перед другом яркими
узорами, любовались своими нарядами.
На них посмотреть нам и то интересно,
А знаете, куклы танцуют чудесно
Под наши веселые русские пляски
Они оживают как будто бы в сказке.
Воспитатель: - Барыня Франтиха, спляши нам, пожалуйста!
Барыня: - Я очень люблю танцевать и вас могу научить.
Барыня заводит хоровод, дети двигаются за ней по кругу.
Воспитатель: - А сейчас, дети, нам пора возвращаться в детский сад.
Барыня: - Ребята, мне очень жалко с вами расставаться, а на память о
нашей мастерской, я хочу подарить вам дымковские игрушки.
Дети благодарят за игрушки и возвращаются в детский сад на самолете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: «Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха»
МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 26» города ЧебоксарДокладпо теме:«Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха...
Методическая разработка «Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством как часть эстетического и художественного воспитания»
Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосп...
Из опыта работы "Игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством"
Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ....
программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством
Программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством предполагает приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, обучение декоративному рисованию . На занятиях ...
"Интеграция речевой и художественной творческой деятельности при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством"
Искусство окружает человека с самого момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений, и проходит с ним через всю жизнь....
Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством (перспективное планирование)
Перспективное планирование работы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством (народными промыслами). Для детей 4-7 лет....
Проект по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в детском саду "Гжель, Жостово" (старше-подготовительная группа)
Цель проекта: Приобщать детей к истокам народно-прикладного искусства....