Игровые технологии в руководстве изобразительной деятельностью.
статья по рисованию (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Швейкина Елена Анатольевна

Игра особенно близка изобразительной деятельности, т.к. они по своей сущности проявление детского творчества. Чем меньше ребенок, тем большее место  в его воспитании и обучении должна занимать игра.  Из собственного опыта, заметила, что игрой легче привлечь внимание детей и повысить интерес к данной деятельности, игра способствует проявлению внимания детей к поставленной задаче, облегчает работу мышления, и воображения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

 

Игра особенно близка изобразительной деятельности, т.к. они по своей сущности проявление детского творчества. Чем меньше ребенок, тем большее место  в его воспитании и обучении должна занимать игра.  Игрой легче привлечь внимание детей и повысить интерес к данной деятельности, игра способствует проявлению внимания детей к поставленной задаче, облегчает работу мышления, и воображения.

Соединяя мир игры и рисования,  соблюдаю определенные правила:

1. Ребенок должен знать, что результат его труда нужен   игровому персонажу. Следовательно, у детей должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира.

2.Для того, что бы привлечь внимание к нуждам и заботам игрового персонажа,  показываю его. Важно не только обозначить его трудности, но и добиться отклика у слушателей. Тем самым,  ставлю детей в позицию защитников и помощников.

3. Что бы дети активно включались в работу, объясняю, что для спасения персонажа необходим именно тот предмет, который предстоит нарисовать, слепить, выполнить приемом аппликации. Однако, многое дети еще не умеют, им необходимы объяснения, показ способов изображения. Именно теперь они заинтересованно будут слушать объяснения.

4. Не забываю, что дети решают не учебную, а игровую  задачу. Поэтому, если  замечаю  недостатки в работе, то предлагаю их исправить, но только в игровой форме.  (В будку без крыши будет попадать дождь, и наш щенок замерзнет)

Придумывая игровые приемы,  учитываю:

1.Особенности игровых приемов.

2.Объем знаний детей, интерес к явлениям жизни.

3.Игровой опыт детей.

4. Задачи изодеятельности.

 Разрабатывая игровые приемы  продумываю не только содержание, но и логическое содержание реальных жизненных ситуаций. Иначе, конечный результат будет утерян.   Игрушки  использую в реальных ситуациях. Например: дети рисуют мазками снег, а воспитатель говорит: подсыпь снежку, а то даже на санках не покататься. Ребенок радуется ожившему рисунку, и не только рисует снег на дорожке, но и горку. При рассматривании рисунка  продолжаю игровое действие. Например, Степашка весело прыгает по сугробам, радуется снежинкам, катается с горки.

Виды игровых приемов, используемые  в совместной образовательной деятельности по рисованию:

  1. Обыгрывание игрушек, картин, панорам, предметов, изобразительного материала. Ставлю игровую задачу, побуждая детей самостоятельно решить ее. Этот прием используется в первой части занятия. Он помогает обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изображения, рассмотреть, обследовать.
  2. Обыгрывание изображения незаконченного, и готового рисунка.

        Прием обыгрывания незаконченного рисунка направлен на   руководство процессом изображения. А прием обыгрывания готовых работ не только повышает интерес, но и выявляет достоинства и слабые стороны, вскрывает причины неудач.

Приемы обыгрывания как в первой, так и во второй и третьей части  исходят от игрового персонажа: персонаж и дети, персонаж и педагог, персонаж и персонаж.

 При обыгрывании рисунков использую совет.  Дети младшего дошкольного возраста чувствительны к отрицательной оценке, поэтому критика и обоснованные исправления исходят от игрового персонажа в течение занятия, а не в конце его. По окончании задания предоставляю детям возможность продолжить игру с рисунком в игровом уголке. Это важный психологический момент, от которого во многом зависит успех последующего обучения. В противном случае  затраченные усилия и проделанная работа становится для детей бессмысленной, и они впоследствии потеряют интерес к  изобразительной деятельности.

Значительное место в средних группах занимают сюжетно-ролевые игры, и их разновидность: «режиссерские». Продумывая содержание игровых задач и действия,  ориентируюсь на основные побудители игр (интерес к человеку, животным, персонажам мультфильмов и сказок). В игровые приемы  ввожу действия, которые ярче представляют характер, особенности поведения (заяц – трусишка, лиса – хитрая). Уровень развития ребенка позволяет вводить в игровые приемы повествовательную речь (комментирующую, объясняющую происходящее). Применяю и ролевую речь, отдельные высказывания. Перед занятием или в начале, создаю игровые ситуации, в которых предлагается игровой мотив деятельности, раскрывается, почему детские работы нужны тем, или иным игровым персонажам. При этом  опираюсь на опыт, полученный детьми в окружающей жизни. Тогда нет необходимости разворачивать подробную игровую ситуацию.

В средней группе повышаются требования к качеству изображения. Для этого в начале занятия  одновременно с мотивировкой деятельности показываю детям, что игровому персонажу нужен не любой рисунок, а определенного качества, и в игровой форме обосновываю это требование.

В средней группе дети уже могут анализировать свои работы. Они должны понять, что успешность  зависит от качества, а качество – от соблюдения тех требований, которые предъявлялись в начале занятия. Например: звери садятся только в те машины, в которых светло (есть окна), безопасно (ровные колеса). Игровой анализ увлекает детей, и они возвращаются к нему по собственной инициативе.

 Применение игровых приемов в старших группах дошкольников значительно активизирует их творческие возможности. В отличие от предыдущих групп,  основным содержанием становится общение между людьми. Безусловно, детям по-прежнему интересны ролевые действия с предметами, но уже в большей степени они состоят из ролевых действий, отражающих взаимоотношения между персонажами. Придумывая игровые сюжеты для старших дошкольников, опираюсь не только на их непосредственный опыт, но и на знания, впечатления, полученные из книг, фильмов и других источников. Содержание игровых действий, в основном – общение, взаимодействие детей с любимыми персонажами, общение персонажей между собой. В процессе игрового общения раскрываются особенности взаимоотношений между ними: оказание помощи, объяснение, осуждение и т.д. Широко использую диалог, а повествовательная речь дополняет, поясняет, комментирует процесс общения. Жест, интонация, мимика должны быть особенно выразительными, т.к. речь занимает ведущее место в игровом общении.

 Как изменяется прием обыгрывания  выполненного изображения, можно проследить на примере. Буратино пришел на занятие, принес лукошко с грибами. Диалог с воспитателем: «Покажи, Буратино, каких грибов ты насобирал в лесу?» Буратино показывает съедобные и ядовитые грибы. Дети их сортируют, называют, уточняют особенности, предлагают помощь – нарисовать, слепить грибы съедобные. Такой прием нацеливает детей на передачу особенностей грибов.

В старших группах применяю игровой прием, когда носителями ролей являются не игрушки, а работы и сами дети. В этом случае, изобразительная деятельность организуется по типу аналогичной деятельности взрослых: строители, дизайнеры, гончары, художники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью детей

Раскрываются игровые приемы, которые педагог может использовать на занятиях по ИЗО,   для развития у детей творческих способностей....

Использование игровых технологий для развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста

В данной работе представлены отчет для педагогического совета на тему: "Использование игровых технологий для развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста"...

Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью детей

Игра - ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте. Данная методическая  разработка раскрывает те игровые методы и приемы, которые помогают воспитателям заинтересовать детей,  помоч...

Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.

Игровые приемы со старшими дошкольниками на занятиях изобразительной деятельностью....

Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью в средней группе.

Значительное место в данной возрастной группе занимают сюжетно-ролевые игры и их разновидность – «режиссерские» (индивидуальная сюжетная игра с игрушками).Продумывая содержание игров...

Статья Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью с детьми 2-3 лет

ОСОБЕННОСТИ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ С ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ...

Использование игровых технологий в руководстве изобразительной деятельностью дошкольников

В работе описываются продуктивные виды деятельности ребенка. Разноборазные методы и приемы работы с детьми. Приведены дидактические игры и упражнения....