Использование игровых технологий в руководстве изобразительной деятельностью дошкольников
методическая разработка по рисованию

В работе описываются продуктивные виды деятельности ребенка. Разноборазные методы и приемы работы с детьми. Приведены дидактические игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhuravleva_i.p.statya.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в руководстве изобразительной деятельностью дошкольников

И.П. Журавлева,

 Кемеровская обл., Тисульский район

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь это игра.

Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды.

Игра выполняет развивающую, коммуникативную, терапевтическую и диагностическую функции. Игровая технология в обучении  сочетает элементы игры и ученья.

Необходимость использования игровых приемов в работе с дошкольниками не вызывает сомнений у воспитателей. Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация и конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Исходя из особенностей игры и изобразительной деятельности, можно применять такие приемы, как обыгрывание различных предметов (игрушек), рисунка (лепки, аппликации) в процессе его выполнения и уже законченного. Эти приемы позволяют достичь определенного эффекта в процессе руководства изобразительной деятельностью. Они применимы в работе с дошкольниками всех возрастных групп, но в каждой отличаются своеобразием, которое проявляется, во-первых, в содержании игровых задач и игровых действий; во-вторых, в способах выполнения детьми игровых действий и в характере игрового материала.

Что же определяет их своеобразие? На что нужно ориентироваться воспитателю, чтобы придумать соответствующие игровые приемы? Прежде всего на игру детей, на уровень ее развития в данный возрастной период. Следует учитывать, что дети знают об окружающем их мире, что их интересует,  что они пытаются отражать в своих играх. Все это поможет  определить интересное для детей содержание игровых задач и действий. Так, ориентируясь на характерный для дошкольников третьего года жизни уровень сюжетно-отобразительной игры воспитатель строит содержание игровых приемов на событиях, фактах, центром которых являются различные предметы и действия с ними. Например, ребенок катает машину по нарисованной дорожке или обыгрывает слепленный им самолет. Появление во второй младшей группе сюжетно-ролевой игры означает, что ребенку становятся интересны человек (животное, сказочный персонаж) и его действия. Следовательно, в игровых приемах можно ставить разные по содержанию игровые задачи и по-разному их реализовывать: через имитирующие действия с предметами, через ролевые действия и взаимодействия. Например, под влиянием фольклора (песенок, потешек, сказок) и непосредственных наблюдений малышам становится близким и понятным образ петушка. Обыгрывая игрушечного петушка, для которого дети будут рисовать зернышки, воспитатель выполняет с ним определенные действия: петушок гуляет, ищет зернышки, разгребает землю и т. п.

Конкретное содержание, а следовательно, и содержание игровых задач и действий в игровых приемах педагог должен придумывать сам, ориентируясь на знания и интересы детей своей группы.

Кроме того, при определении игровых приемов нужно учесть способы выполнения игровых действий, которыми овладели дети в самостоятельных играх, характер игрового материала. Это могут быть настоящие предметы, игрушки, предметы-заместители, даже воображаемые предметы.

Известно, что в младших группах в самостоятельных играх преобладают развернутые действия с игрушками, имитирующие реальные. Однако некоторые дети выполняют и условные, обобщенные действия с игрушками, предметами-заместителями или с воображаемым предметом, выраженные жестом, словом. Поскольку уровень игры детей может быть различным, в игровых приемах сочетаются способы игровых действий разной степени обобщенности. Например, малыши нарисовали дождик, лужи. Для одних детей более близким и понятным окажется развернутое обыгрывание рисунка с помощью игрушек: прискакал воробей и пьет водичку из нарисованной лужи. Другие реагируют и на более сложные игровые действия: воспитатель подставляет ладошку под дождик, нарисованный малышом: «Кап-кап. Ой, какая холодная водичка! Сейчас мы как будто взяли зонтики и пошли гулять». Жестом открывает воображаемый зонтик.

Какова же методика применения игровых приемов в младших группах?

С самыми маленькими детьми необходима сначала индивидуальная работа. Период до двух лет часто называют «доизобразительным». С помощью взрослого ребенок может увидеть в своем «рисунке», в комочке глины какой-то образ. И это «открытие» становится главным побудителем изобразительной деятельности. Ускорить появление такого мотива можно с помощью обыгрывания рисунков, поделок ребенка. Основная задача обыгрывания – развитие воображения, формирование интереса к результату деятельности. При этом воспитатель подводит детей сначала к принятию предложенной изобразительной задачи, а затем к самостоятельной ее постановке и выполнению.

Для обыгрывания рисунков (поделок) в группе желательно иметь мелкие игрушки (объемные и плоскостные), образы которых близки, понятны детям, и более обобщенный игровой материал (кусочки бумаги, поролона, картона и др.).

Воспитатель в процессе обыгрывания предлагает свое понимание образа и побуждает ребенка играть, фантазировать. Взрослому не надо торопиться с предложением своего понимания образа. В процессе обыгрывания желательно идти от содержания, предложенного ребенком. Задача воспитателя – подвести детей к изображению «по замыслу». С этой целью он как бы включается в процесс «черкания» и, обыгрывая его, побуждает малышей самостоятельно ставить изобразительную задачу: «Пробежал зайка по дорожке, а дорожка кончилась. Что же делать?»

Можно создать такую ситуацию: зайка весело бегает по дорожке, а к нему прибежали другие зайчишки (используются не только игрушки, но и предметы-заместители – кусочки меха). На дорожке стало тесно, не могут они все вместе бегать. Как им помочь?

Если дети не откликаются на вопрос, педагог сам формулирует простую изобразительную задачу – повторить изображение. Если эта задача поставлена в игровой ситуации («Не печальтесь, не грустите, зайчишки. Сейчас вам ребята еще дорожки нарисуют»), малыши охотно принимают ее.

Обыгрывание еще малопонятных детских рисунков особенно полезно использовать в работе с детьми робкими, не уверенными в себе. В условиях игры они раскрепощаются и нередко сами ставят изобразительную задачу, охотно идут на повторное изображение.

В первой младшей группе не следует применять игровую мотивацию, регулирующую деятельность в течение всего занятия. Нужно создавать игровые мотивы отдельных действий, когда интерес детей вызывается любимой или новой игрушкой, игровым действием, традиционно используемым «сюрпризным» моментом.

В данной возрастной группе подобные игровые упражнения наиболее приемлемы, так как они позволяют в увлекательной форме закреплять элементарные, сами по себе не очень интересные изобразительные действия, но усвоение которых необходимо и возможно только при многократном их повторении.

Изобразительная деятельность не только может завершаться игрой, но и нередко с нее начинается. Например, перед занятием воспитатель зеркалом пускает по стене солнечные «зайчики», а малыши ладошками ловят их. Вдруг зайчик «прыгнул» на большой лист бумаги, прикрепленный к мольберту. Воспитатель набрал на кисть желтой краски – и «поймал» солнечного зайчика. Потом зайчиков «ловят» дети, сначала на этом же листе, а затем каждый на своем. В конце занятия педагог говорит: «Как много солнечных зайчиков на листочках, как стало от них светло и красиво в комнате. Так красиво, что настоящий солнечный зайчик еще раз заглянул в группу и побегал по вашим рисункам».

Предлагаемая методика использования игровых приемов применима и во второй младшей группе. Однако уровень изобразительной деятельности детей этого возраста значительно выше. Ребенок четвертого года жизни стремится отразить в рисунке (лепке) то, что на него произвело  наибольшее впечатление, что его волнует. Он начинает ставить и решать разнообразные изобразительные задачи, и это выражается в разнообразии тематики. Чтобы помочь детям передать свои впечатления, воспитатель с помощью игровых приемов учит их способам изображения предметов простейших форм.

В начале занятия используется игровая мотивация изобразительной деятельности: рисунок (лепка, аппликация) выполняется для какого-то персонажа (игрового, сказочного). Создаваемая до занятия или в начале его игровая ситуация делает понятным необходимость выполнения рисунка (лепки) . Это дает возможность подвести детей к самостоятельной постановке изобразительной задачи.

Эта ситуация помогает воспитателю создать игровой мотив деятельности на занятии – например помочь петушку. Затем перед детьми ставится конкретная игровая задача (сделать лесенку), которая совпадает с изобразительной (лесенку надо нарисовать). Можно привлечь детей к показу способа изображения, от имени петушка напомнить требования к технике рисования красками.

Во второй младшей группе недостаточно показать игровые действия типа «Петушок прыгает по лесенке». Детям надо продемонстрировать взаимоотношения сказочных персонажей друг с другом. Например, петушок спокойно гуляет, вдруг появляется лиса-плутовка, он пугается, прыгает на высокую лесенку, где лиса не может его достать, и т. п. При этом воспитатель не только оценивает качество рисунков (аппликации, лепки), но и подводит детей к пониманию зависимости выразительности образа от способов его передачи.

Таким образом, игровая мотивация направлена на регуляцию деятельности детей в течение всего занятия: от принятия или самостоятельной постановки задачи изображения, через осознание и элементарный контроль необходимых способов изображения до понимания оценки полученного результата, данной воспитателем.

Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника – явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания. То есть у него формируются такие умения и навыки, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.

Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах.

Список литературы:

  1. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М,: Просвещение, 1995.
  2. Григорьева Г.Г. Развивайте дошкольника в изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева – М.: АСАDЕМА, 2000.
  3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение. 1991.
  4. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.,1982.
  5. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова и др. – М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых технологий в обучении изобразительной деятельности

Использование новых технологий в обучении изобразительной деятельности."Через красивое - к человечному"Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: "Разумное воспитание требует, ...

Использование игровых технологий для развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста

В данной работе представлены отчет для педагогического совета на тему: "Использование игровых технологий для развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста"...

Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью детей

Игра - ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте. Данная методическая  разработка раскрывает те игровые методы и приемы, которые помогают воспитателям заинтересовать детей,  помоч...

Игровые технологии в руководстве изобразительной деятельностью.

Игра особенно близка изобразительной деятельности, т.к. они по своей сущности проявление детского творчества. Чем меньше ребенок, тем большее место  в его воспитании и обучении должна занимать иг...

Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.

Игровые приемы со старшими дошкольниками на занятиях изобразительной деятельностью....

Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью в средней группе.

Значительное место в данной возрастной группе занимают сюжетно-ролевые игры и их разновидность – «режиссерские» (индивидуальная сюжетная игра с игрушками).Продумывая содержание игров...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА

Баулина Светлана НиколаевнавоспитательМБДОУ«Ромодановский детский садкомбинированного вида», п. Ромоданово ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК СРЕДСТВО РА...