ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Баулина Светлана Николаевна
воспитатель
МБДОУ
«Ромодановский детский сад
комбинированного вида», п. Ромоданово
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА
«…Дайте же детям играть, пока игра их радует,
влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»
Е.А. Покровский
Введение
Дошкольный возраст – один из важных этапов, в котором закладывается основа художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. В качестве средства для этого используются игровые технологии, осуществляемые на реализации интеграции различных видов художественно-эстетической деятельности: изобразительной, музыкальной и модельно-конструктивной.
Формирование разносторонней творческой личности – одна из главнейших задач педагогической работы в современных условиях. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте, потому что именно здесь закладывается основа художественно-эстетического, творческого отношения к окружающей ребенка действительности. Чтобы достичь положительных результатов в освоении изобразительных навыков, умений, чтобы каждая детская работа была оригинальной и неповторимой, необходимо использовать игровые технологии на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности. Именно при помощи игры можно ненавязчиво для ребенка развивать его воображение, выражать свои впечатления, проявлять фантазию.
Игра – является ведущим видом деятельности дошкольников, позволяет построить соответствующую особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания. Игровые технологии используются в качестве основной формы работы с детьми дошкольного возраста, должны отвечать обоснованным требованиям в обучающем процессе дошкольников, создавая возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, создающим такие элементы игры, которые способствует переходу от ведущей игровой к учебной деятельности.
В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, сюжетные игры.
Цель и задачи исследования: доказать, что для развития изобразительной деятельности дошкольников необходимо использовать игровые технологии и дидактические игры на занятиях и в свободной деятельности.
Развивающие задачи:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Художественно - эстетическое образование дошкольников имеет познавательную, эмоционально - мотивационную и деятельную, творческую созидательную направленность, а применение игровых технологий еще и способствует активному участию детей в этих играх и позволяет развивать интерес к художественно-эстетической деятельности, повышает качество создаваемых творческих работ, формирует способность и желание высказывать собственные суждения и давать эмоционально-эстетическую оценку произведениям искусства, применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных видах деятельности.
Для полного восприятия детьми новые игровые технологии, должны быть
- эмоциональными по характеру;
- развивающими по целям;
- гуманистическими;
- эвристическими по формированию;
- художественными по синтезу искусств;
- обеспечивающие психический и физический комфорт и защищённость детей.
Существует несколько компонентов игровых технологий:
Игровой мотив (побуждение к действию).
Игровой сюжет (ситуация).
Игровой персонаж
Игровой характер деятельности.
Игровой атрибут.
Дидактические игры.
Предметно-игровая среда.
Условия для развития творчества.
Игровые приемы и методы можно разделить на группы:
1. Методы и приемы «информационно-дидактического характера (это
дидактические игры, сказки, виртуальные ресурсы («Виртуальные» музеи, электронные энциклопедии) Интересным является использование так называемых дидактических сказок, в которых через интересные ассоциации и сюжеты представлена информация (творческий путь художника, сюжетное описание художественного образа, возможности изобразительного материала). Уместно использование сказки с «искусствоведческим» подтекстом, такие как «История про кисточку», «Цветная история», «Сказка про капельку» и т.д.
Традиционные дидактические игры: «Подбери по цвету», «Чей контур», «Назови промыслы», «Найди деталь», игры, предусматривающие творческое начало
(«Собери портрет», «Нарисую пейзаж», «Угадай узор»)
2.Игровые методы и приемы, мотивирующие деятельность – это игровые персонажи, которые поддерживают интерес к деятельности. Например, со старшими дошкольниками «как настоящие мастера придумываем узор для росписи», «как дизайнеры составляем модели платья», «как настоящие художники рисуем картины». С детьми среднего возраста примеряем на себя образы Почемучек , Незнайки, девочки Краски и мальчика Карандаша. Привлекательным для детей является и проведение образовательных ситуаций в виде путешествий. («Большое путешествие в мир красок», «Морское путешествие», «Путешествие в страну Рисовандию без кисточек» и др.
3.Игровые методы и приемы, активизирующие разнообразную деятельность. Использование имитационных игр: через движение и мимику представить полет осенней листвы, движение птицы или животного.
Прием вхождения в картину: рассматривая картину рассказать, что он видит,
какие звуки можно услышать, если проявить свою фантазию, прием домысливания и придумывание своих индивидуальных событий до и после изображения на картине или в скульптурном произведении. Использование бинокля, подзорной трубы, лупы позволяет превратить образовательную ситуацию в занимательную и интересную игру.
4.Игровые методы и приемы, стимулирующие присвоение освоенного, творческого его отражения: дизайн – деятельность (составление макета своего поселка, различных природных и ландшафтных зон, дизайн поздравительных открыток к праздникам, для участия в социально-значимых акциях, конструирование костюмов и атрибутов для спектаклей, игр, создание коллекции кукольной одежды.
5.Методы и приемы, обеспечивающие раскрытие художественно-игровой деятельности, в рамках которой целесообразна интеграция всех видов деятельности. Это возможно в рамках игровых проектов так называемых «сюжетно дидактических игр» «Большое морское путешествие», «Лесные секреты», «Кафе Кондитерка», в рамках которых равноценны и взаимно обогащаются различные виды деятельности. Выбор и направленность используемых методов и приемов определяется возрастом и особенностями опыта детей.
В младших группах игровые приемы, направлены на стимулирование к деятельности, привлечения внимания к изобразительным материалам, интереса к действиям (игра с кисточками, красками, обследование предметов).
В среднем возрасте игровые приемы стимулируют создание изображения.
В старших группах внимание акцентируется на развитие художественно –эстетических способностей и творчества.
6.К художественно-дидактическим играм относятся:
-Игры, развивающие графические навыки, конструктивные особенности форм.
Играя в такие игры, у детей развивается пространственное воображение, они учатся узнавать предмет по свойствам и частям («Собери по картинке», «Формы», «Что на что похоже», «Чей силуэт».
- Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения. В игре «Теплый – холодный», мы уточняем с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; в игре «На лугу расцвели красивые цветы» дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной; в играх «Какого цвета осень», «Какого цвета весны», «Время года» ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе.
- Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине. Например: в игре «Парные картинки» необходимо найди сходство и отличия предметов; играя в конструктор «Животные», дети собирают целое животное из различных частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвост).
-Игры, на развитие чувства ритма и симметрии. В этих играх дети учатся самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм («Украсим коврик», «Угадай и продолжи орнамент», «Сложи узор из элементов»)
-Игры, способствующие развитию композиционных умений, начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по, величине, форме и цвету («Составь натюрморт», «Дорисуй рисунок», «Портрет», «Пейзаж»
В этих играх дети учатся ориентироваться в пространстве, воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне.
Таким образом, в процессе дидактических игр дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, отличающимися своей индивидуальностью.
Литература:
1.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1973.
2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М. , 2010.
3.Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5
4.Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2014. – 144 с
5.Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
1.Дизайн – деятельность.
Макет природной, ландшафтной зоны северного края
2.Игра «Чего не хватает в портрете»
3.Игра на ознакомление с холодными и теплыми цветами «Наряд для снегурочки»
4.Игра «Составь портрет из деталей»
5.Игры «Нарисуй картинки» (смешивание цветов)
6. Игра ««Сложи узор из элементов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)
Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....

Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников и младших школьников.
Материал конференции. 2012 год....

Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников
В данном реферате раскрывается содержание, виды и формы культурно-досуговой деятельности дошкольников в детских образовательных учреждениях....

Статья: Профессиональная деятельность воспитателя в условиях требований ФГОС ДО «Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства ...

Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника
Народные праздники в дестком саду №11 "Родничок" - это истоки возрождения культуры русского народа...

Музыкально-игровая деятельность –как средство развития творческого потенциала дошкольников.
Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ....

Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников и младших школьников.
Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное....