"Орешки для белочки"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
МБДОУ: Детский сад №5 « Улыбка».
Педагог: Ардамакова Наталья Робертовна
Возрастная группа: 2 младшая
Тема: « Орешки для белочки»
Тип занятия: Закрепление пройденного материала.
Цель: Закрепление знаний детей о диком животном – белке.
Интеграция образовательных областей.
Задачи:
Образовательная область « Познавательное развитие»:
- Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию
( наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами);
- Обогащать представления детей о белке, её внешнем виде, частях тела, повадках, питании, месте обитания;
- Развивать у воспитанников интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость;
- Развивать представления детей о добрых поступках людей ( помощь белочке).
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»:
- Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушкой, взаимной симпатии;
- Развивать у детей способность к сочувствию, сопереживанию, желание помочь игровому персонажу;
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для жизни ситуациям;
- Приобщать детей к самообслуживанию.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Развивать умение использовать речевые формы вежливого общения со взрослыми, сказочным персонажем (здороваться, прощаться, благодарить);
- Развивать умение понимать обращённую речь с опорой на наглядность;
- Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз;
- Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений об объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:
- Формировать сенсорный опыт детей, умения называть свойства и качества предметов;
- Формировать умение понимать сюжет , эмоционально откликаться, сопереживать героям, устанавливать связь между предметами и их изображениями в рисунке;
- Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов, развивать мелкую моторику и умение пользоваться штампом;
- Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный воспитателем;
- Обогащать опыт слушания, активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.
Образовательная область: « Физическое развитие»:
- Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям;
- Содействовать развитию координации;
- Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей, соблюдение двигательного режима в процессе НОД
( дыхательная гимнастика, дорожка « препятствий», массаж кистей рук с помощью грецкого ореха).
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы о белке (стихи, загадки, рассказы);
- Беседы о белочке, рассматривание иллюстраций;
- Д/И: « Загадаю – отгадайте», « Чей домик?», « Чей малыш?», « Найди отличия»;
- С/И: «Подбери словечко», « Раз, два, три – части тела назови»;
- Игры – имитации;
- Массаж кистей рук с помощью грецкого ореха;
- Выполнение физических упражнений ( ходьба по ребристой дорожке, змейкой, по кочкам; прыжки на двух ногах с продвижением вперёд);
- Рисование штампом.
Методы и приёмы:
Наглядные:
- Показ игрушки – белочки;
- Показ образца ( рисование орешков);
- Использование ИКТ.
Игровые:
- создание игровой ситуации;
- загадывание загадки;
- сюрпризный момент;
- выполнение действий с орешком.
Словесные:
- чтение художественной литературы;
- беседа;
- вопросы к детям, ответы детей;
- объяснение;
- указание.
Практические:
- рисование орешков штампом;
- игра с орешком (выполнение обследовательских действий, массаж кистей рук).
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- игрушка белка;
- осенний лес (деревья в осеннем уборе, ёлочки, пенёчки, « брёвнышки»для рассаживания детей;
- маленькая корзинка;
- дорожка к « мастерской» ( болото, кочки, канавки, пеньки);
- средства ИКТ (ноутбук, проектор, экран);
- магнитная доска, магниты;
- изображение корзинки для образца;
- штамп, гуашь, влажная салфетка для воспитателя;
- альбом « Дикие животные».
Раздаточный материал:
- клеёнки, штампы, гуашь, корзинка (рисунок), влажные салфетки - по количеству детей;
- грецкие орехи;
- «сухой» бассейн с фасолью.
Ход занятия.
Этап, его продолжительность (мин), образовательная область | Задачи | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
Вводно- организационный 2 - 3 мин. Образовательные области: « Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» «Физическое развитие» | Организация направленного внимания Формировать интерес к содержанию образовательной деятельности | Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А вы хотите побывать в лесной сказке? Тогда… Приготовьте ушки, глазки, Начинаем нашу сказку, Я сегодня в лес пошла, И корзиночку нашла. А корзиночка пуста… Интересно, чья она? Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, чья эта корзиночка? Тогда нам придётся пойти в лес. Не боитесь? - Тогда одевайтесь скорее: штанишки, на ножки – сапожки, тёплые курточки, шапочки. - Все готовы? - Вот и тропинка, да какая узкая! Ребята, вставайте скорее друг за другом! По тропинке мы пойдём, В лес осенний попадём. - А вот и лес! Как здесь хорошо. Какой свежий воздух. Давайте подышим носиками. | Организует диалог. Стимулирует любознательность Вводит сюрпризный момент (появление корзиночки). Мотивирует на предстоящую деятельность. Имитируют процесс одевания вместе с детьми. Стимулирует на действия. Проводит дыхательную гимнастику. | Отвечают на вопросы, слушают воспитателя, проявляют интерес, высказывают своё мнение. Ведут диалог Имитируют процесс одевания Идут по узкой тропинке за воспитателем Выполняют дыхательную гимнастику с воспитателем |
Актуализация
3 - 4 мин Образовательные области: « Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» «Речевое развитие», «Познавательное развитие», | Уточнить и закрепить имеющиеся у детей знания и представления о белке. | Воспитатель: Присаживайтесь на пенёчки. Давайте немного отдохнём, послушаем тишину осеннего леса. Как тихо… Ой, кто это лапками стучит? Кто это на дереве сидит? Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку: Шустрый маленький зверёк, По деревьям скок-поскок. - Верно, белка! Белка – лазать мастерица, Белка - прыгать не боится. Небольшой у белки рост И пушистый очень хвост. Воспитатель: Ребята поздоровайтесь с белочкой, погладьте её. Какая у белочки шерстка? Белочка хочет послушать, что вы о ней знаете. Давайте расскажем. - Скажите, какого цвета белочка? - Это зверёк большой или маленький? - Что есть на мордочке у белки? - Для чего белочке нужны глаза? Нос? Уши? Рот? - А зубки у белочки есть? Какие они? - Как вы думаете, для чего белочке лапки? - А ещё у белки есть… /указываю на игрушку/ - /хвост/. - Какой он ребята? - Зачем белке хвост? - Молодцы ребята! Всё верно сказали. - А вы хотите посмотреть на живую белочку? - Тогда сидите тихо-тихо, чтобы не спугнуть лесную гостью. Воспитатель: Ребята, вам понравился фильм? Видели, с какой лёгкостью белочки взбираются на самые верхушки деревьев, а помогают им в этом острые коготки на их лапках и большой хвост. - Ребята, скажите, сейчас на улице тепло или холодно? - Скоро придёт зима, наступят холода. Где же нашей белочке зимой укрыться от ледяного ветра и сильного мороза? - Кто знает, как называется домик белочки? - Посмотрите на экран. Здесь изображены домики разных животных. - Найдите домик белочки. Кто хочет показать? - Молодцы, правильно показали. В дупле у белки сухо и тепло, потому что белочка – заботливая мама. Она утепляет свой домик, а ещё хранит там свои запасы. - Что же белочка прячет в своей кладовке? - Что она любит кушать? | Развивает произвольное внимание Стимулирует любознательность Читает стихотворение про белку, сопровождая показом игрушки Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления. Организует диалог. Развивает предпосылки моно-логической речи. Комментирует высказывания детей. Поддерживает и поощряет детей. Вводит сюрприз-ный момент. Использует ИКТ технологии - показ фильма на экране. Формирует потребность делиться впечатлениями об увиденном. Задаёт проблемный вопрос. Выражает восхищение ответами детей Сопровождает правильные ответы детей показом слайда. | Выполняют предложения педагога. Отгадывают загадку Слушают стихотворение Рассматривают игрушку – белку, здороваются с ней, гладят, отвечают на вопросы воспитателя. Думают, выдвигают предположения Смотрят фильм про белку. Радуются. Рассказывают о своих впечатлениях. Думают, высказывают предположения Выполняют задание у экрана Отвечают на вопросы. Рассматривают слайды. |
Мотивационно – побудительный 2 – 3 мин Образовательные области: « Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие». «Речевое развитие». | Вызвать эмоциональную отзывчивость детей, желание помочь белочке | Воспитатель: Ой, ребята, что-то наша белка загрустила. Может с ней беда случилась? Давайте её спросим. - Белочка, что с тобой? Почему ты такая грустная? - Ах, вот что! Ребята, хотите узнать, что белочка шепнула мне на ушко? Тогда слушайте: Белка – хлопотунья по лесу гуляла, Рыжая красавица орешки собирала. Вдруг из самой чащи Вышел волк зубастый. Белка волка увидала, Испугалась, задрожала, Побежала, поспешила И корзинку уронила. Всё… Корзиночка пуста, Где орешки взять, друзья? «Белочка»: Что же делать? Как же быть? Чем бельчаток накормить? Воспитатель: Белка плачет и рыдает, Что же делать ей – не знает. -Ребята, вам жалко белочку? А её маленьких бельчат? - Давайте поможем ей. Согласны? Воспитатель: Не волнуйся, белочка, Мы тебе поможем. Для твоих бельчат в корзинки Все орешки сложим. - Ребята, но для этого нам нужно попасть в лесную мастерскую. - Белочка, но куда же нам идти? Путь – дорожку укажи. «Белочка»: Конечно, помогу, Но нелёгкий будет путь: Болото надо обогнуть, Все канавки на пути Перепрыгнуть вы должны. А как пенёчки обойдёте, Так в мастерскую попадёте. Воспитатель: Спасибо, белочка! Ребятки, какой опасный путь! Давайте я первая пойду, а вы – за мной. Что я буду делать – повторяйте. | Стимулирует любознательность. Организует диалог с игрушкой – белка В стихотворной форме обозначает проблему. Задаёт проблемный вопрос. Предлагает помочь белочке Объясняет дальнейшие действия Побуждает к действию | Наблюдают за действиями воспитателя Слушают стихотворение Высказывают своё мнение. Выражают желание помочь белочке Наблюдают за действиями воспитателя Готовятся к выполнению действий |
Динамическая пауза 1 мин Образовательная область «Физическое развитие» | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | / Динамическая пауза: дети идут по « кочкам», перепрыгивают через канавки, обходят пенёчки/ | Объясняет и показывает способ выполнения упражнений. | Выполняют физические упражнения. |
Закрепление и расширение определённого объема знаний и умений у детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым. 6-7 мин. Образовательные области: « Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». | Закрепить сенсорные свойства и качества предмета (грецкого ореха)
Развивать мелкою моторику рук. Продолжать развивать умение работать по образцу, пользоваться изобразительными материалами | Воспитатель: Вот мы и пришли! Ребята, давайте мы для нашей белочки и её бельчат орешки…нарисуем. Согласны? - Посмотрите, что за странная мастерская? Краски есть, а кисточек… нет. Чем же мы будем рисовать? -Я догадалась! Мы сегодня рисовать с вами будем штампами. Хотите попробовать? Воспитатель: Прежде, чем рисовать, Надо пальчики размять. Посмотрите, кто это нас встречает? Ребята, орешек и его друзья очень любят ребят, И хотят с вами поиграть! Орешки спрятались. Давайте попробуем их найти! Воспитатель: Кто нашёл, зажмите орешек в кулачке, положите орешек на ладонь. - Скажите, какой он формы? - Какого цвета орех? - Погладьте орешек ладошкой. Какой он на ощупь: гладкий или шероховатый? - Что нужно сделать, чтобы проверить мягкий орешек или твёрдый? Проверьте. Какой орех? - Ребята, а вы любите кататься на каруселях? Вот и орешки наши любят. - Давайте мы их прокатим на весёлой карусели! Положите орешек на ладошку, прижмите его другой. Поехали! - Ребята, посмотрите, как нашим орешкам понравилось кататься на карусели, да вот беда – пока катались, замёрзли у них бока. Давайте их погреем! /Быстро катаем орешки вверх-вниз между ладоней рук/. - Вот и согрелись наши орешки! Давайте положим их на блюдечко, пусть отдохнут немножко. Ну а мы ручками встряхнём и рисовать пойдём. Воспитатель: Садитесь ребятки. Сели все красиво, чтобы на вас приятно было посмотреть. А теперь, за дело дружно! Рисовать орешки нужно! Посмотрите внимательно, что я буду делать. В руку штампик я возьму, Его в краску окуну И к корзиночке прижму. Аккуратно, потихоньку Руку вверх я подниму. - Сколько орешков в моей корзинке? - Хватит белке и её деткам на зиму? - Что же нужно сделать? - Посмотрите, как я это сделаю. - Ребята, давайте вспомним, как нужно работать с краской. - Можно пачкать одежду, столы? - Когда нарисуете орешки, штампики положите на поднос, а руки вытрите влажной салфеткой. - Подвиньте к себе клеёнку с корзинкой, краску. - Приступайте к работе. / | Включает детей в целеполагание. Создаёт проблемную ситуацию. Предлагает найти грецкие орехи в «сухом бассейне» и рассмотреть их. Проводит пальчиковую гимнастику «Найди орешек» Задаёт вопросы уточняющие сенсорные свойства и качества предмета (грецкого ореха) Предлагает провести обследовательские действия с орешком Проверяет осанку детей. Объясняет и показывает нетрадиционный способ рисования штампом Задаёт проблемные вопросы. Предлагает вспомнить, как необходимо работать с краской, что делать после окончания работы. Согласует с детьми действия, их последовательность В ходе выполнения работы, хвалит детей; если надо – помогает; задаёт вопросы. | Рассматривают «мастерскую». Предлагают варианты выполнения изо-деятельности. Ищут орехи в « сухом» бассейне. Рассматривают орех Отвечают на вопросы, исследуют объект (гладят, обводят пальчиком по форме, нажимают пальчиком и др.) Повторяют упражнения вместе с воспитателем, радуются Дети садятся за столы, соблюдая правила Наблюдают за действиями воспитателя, внимательно слушают объяснение. Отвечают на вопросы Рассказывают, как надо работать с краской Выполняют задание, рисуют орешки способом примакивания. |
Рефлексивно-корригирующий. 1 мин Образовательная область: « Социально-коммуникативное развитие». | Подведение итогов деятельности Корректировка, при необходимости, результатов работы | Воспитатель: Белочка, посмотри, какие ребята молодцы, как много орешков в их корзинках. Ты рада? Белочка: Конечно! Вы сегодня, ребята, сделали доброе дело: помогли мне и моим бельчатам. Теперь запасов хватит на всю долгую зиму. Спасибо вам ребята! Вы такие молодцы! - А в благодарность я хочу подарить вам вот этот альбом. Посмотрев его, вы узнаете много нового о лесных жителях. - А теперь, прощаться мне пора, - До свидания, детвора! | Анализирует деятельность детей, выражает восхищение. Показывает альбом. Создаёт условия для плавного выхода из одной образовательной деятельности в другую. | Наблюдают за действиями воспитателя, слушают оценку своей деятельности, радуются. Благодарят белочку и прощаются с лесной гостьей. |
Плавный выход в другую деятельность | Формирование навыков самообслуживания | Воспитатель: Ребята, давайте наведём порядок в мастерской, помоем руки, а потом рассмотрим этот замечательный альбом. | Развивает навыки самообслуживания. | Выполняют трудовые действия, рассматривают иллюстративный материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по пластилинографии с детьми 1 младшей группы на тему:"Орешки для белочки."
Задачи: Расширить и уточнить представления детей о белочке, о внешнем виде, чем питается. Вызвать у детей желание помочь белочке запасти орешки на зиму. Воспитывать бережное отношение к окружающ...
конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Орешки для белочки"
НОД по развитию речи в младшей группе "Орешки для белочки"...
Орешки для белочки- развитие речи / ранний возраст/
занятие по развитию речи с использованием пальчиковых игр...
"Орешки для белочки"
Занятие для детей 2-3 лет в группе кратковременного пребывания "Мамина школа"....
Орешки для белочки
Конспект занятия для детей ясельной группы...
«Орешки для белочки»
Программные задачиОбразовательные: формировать целостную картину мира, расширять кругозор, продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней.Развивающие: развива...
КОНСПЕКТ НОД В 1-ой младшей группе по развитию речи с использованием пальчиковых игр «Орешки для белочки»
Цель:1. Формировать умения детей узнавать и называть животных.2. Закрепить основные части тела животных.3. Развивать мелкую моторику рук.4. Формировать добрые чувства к животным....