Тема моего опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования в младшей группе».
материал (младшая группа)
Целью моей деятельности стало — формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала; развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности.
Для реализации поставленной цели определила следующие задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема моего опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования в младшей группе».
Целью моей деятельности стало — формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала; развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности.
Для реализации поставленной цели определила следующие задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Актуальность этой темы в том, что творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Традиционные методы обучения детей, которые используются в организованной деятельности, вынуждают детей действовать в рамках образцов и схем. Они не пробуждают фантазию ребёнка, а наоборот, подавляют её. Используя нетрадиционные техники рисования можно развить творческое начало ребёнка, его одарённость и креативность.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Рисование - один из любимых видов детской деятельности дошкольного возраста. Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Поэтому
при организации изобразительной деятельности рисования использую разные материалы и нетрадиционные техники рисования.
На протяжении всей работы в дошкольной организации я изучала методическую литературу по нетрадиционным техникам изображения.
Ознакомившись с методической литературой различных авторов я нашла очень много интересных идей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отворачивает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными.
Начав использование нетрадиционных техник рисования - я сделала вывод, что они позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, вызывают радостное настроение у детей, снимают страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Изобразительная деятельность превращается в увлекательную игру.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации, тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени. Способствуют вниманию и усидчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Сформированные у детей технические навыки рисования очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.
Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно.
Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование смятой бумагой. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и ниткографией. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты .
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• музыкальное сопровождение…
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования я использовала особенные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании использовала технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из поролона, рисование ватными палочками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Результативность опыта.
Сравнивая результаты по изобразительной деятельности детей в начале года и в конце, можно заметить разницу в уровне овладения детьми изобразительной деятельности. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от...
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования».
консультация....
родительское собрание во второй младшей группе"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье"
Цель: познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в пр...
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»
Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста. Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями....
Выступление из опыта работы: «Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник рисования»
Во ФГОС ДО представлено пять направлений развития и образования детей (образовательными областями) через которые должно обеспечиваться развитие личности, мотивации и способностей детей в различных вид...