Развернутый план-конспект НОД «Художественное творчество»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Лариса Михайловна Бурлакова

В помощь педагоам ДОУ конструкт по рисованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 2 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» городского округа Красноуфимск

Развернутый план-конспект НОД «Художественное творчество»

Тема: «Необычный осенний ковёр»        

Тип: Интегрированный

Для детей седьмого года жизни

                                               Исполнитель: воспитатель                                                              Бурлакова Л.М.

Г. Красноуфимск

Цели:

  • формирование изобразительных навыков выполнить творческую работу по теме «Осень»  в смешанной технике (техника рисования губкой, отпечатки листьев,  зубной щеткой расчесывание краски набрызг.)

Задачи:

Обучающие:

  • расширять знаний об осени , осенних месяцах,  о деревьях и кустарниках, о шедеврах русской пейзажной живописи, раскрыть роль искусства в понимании красоты природы
  • совершенствовать навыки работы с поролоновой губкой,  отпечаток разных листьев,  расчесывание зубной щеткой краски -набрызг.
  • Развивающие:
  • развивать творческое мышление, воображение, фантазию
  • развивать мелкую моторики рук,  тактильные ощущения, наглядно-образного и словесно - логического  мышления
  • закрепить умения детей аккуратно использовать гуашь при работе
  • развивать умения пространственного воображения рисования  по памяти и представлению.

Воспитательные:

  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость,  творческую

самореализацию

  • Воспитывать у детей любви и бережного отношения к родной природе, художественного вкуса и потребности ориентироваться на духовных ценностях народного искусства.
  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Техника:  смешанная

Интеграция образовательных областей:

«Художественное творчество» , «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка»

Оборудование:

  • мультимедийная установка, компьютер для сопровождающей презентации
  • полиэтилен на столы
  •   мольберт,  доска,  сделанная работа (образец).

Инструменты и материалы: лист А4, листья деревьев и кустарников по 4-5 на каждого (по выбору детей), салфетки, клеёнки, непроливайки

 гуашь (все цвета), палитра  для гуаши, поролоновые губки, фломастеры, зубные щётки, кисточки.

Зрительный ряд:

  • иллюстрации:  осенние деревья и кустарники , иллюстрации художника А. Белюкина на стихи А.Пушкина в книге "Уж небо осенью дышало".
  • фотографии осенний ковёр из листьев (октябрь- раннний, середина и поздний)
  • Картины русских художников: «Октябрь» Осень Исаак Левитан, Осень. Туман. Исаак Левитан, «Осень» А.И Куинджи
  • Музыкальный ряд:
  • инструментальная музыка на тему «осень»
  • Песни: «Пожелтели листья вдруг», «Дождик», «До свиданья, Осень»

Литературный ряд:

Стихи: См. приложение № 2

  • С.Т.Погорелов Круглый год «Октябрь»
  • Г. Соренкова «ОКТЯБРЬ».
  • Г. Новицкая «ОКТЯБРЬ».

             Научно-популярные рассказы:

  • См. приложение № 4

Организация пространства:

  • орг. момент – игровая зона, где находится мольберт/интеракт. доска/проектор (для презентации), дети стоят вокруг воспитателя
  • Актуал. знаний – игровая зона, дети садятся на стулья, либо на ковер
  • Физ.минутка – игровая зона
  • Практическая работа – учебная зона, где стоят столы с приготовленными необходимыми материалами, дети берут свои стулья и садятся за столы
  • Рефлексия – игровая зона, дети встают со своими работами и рассказывают о ней
  • Итог занятия – игровая зона

Предварительная работа:

Беседы на тему «осень – месяц октябрь», рассматривание иллюстраций в альбоме, фотографий,  иллюстрации  художников на осеннюю тематику , чтение художественной литературы, разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики, экскурсия в школьный парк, берёзовую рощу, наблюдение за листопадом, чтение стихов об осени, рассматривание  репродукций русских художников осенние пейзажи. ( Иссака Ильича Левитана "Октябрь и др.), беседа на тему «праздники в октябре»

Планируемые результаты

Интегративное качество

Характеристика

Любознательный, активный

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: , изобразительной деятельности,  игре.

Эмоционально-отзывчивый

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы

Имеющий первичные представления о профессиях, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране),  природе

Ребенок имеет представление: о государстве (люди трудятся разных профессий и отмечают праздники в определённые месяца),  о природе (в России в разное время года и месяца она красива, необычна, непредсказуема).

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту

Может организовать рабочее место; проявляет аккуратность и собранность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам, инструментам.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы изобразительные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов продуктивной детской деятельности

Карта занятия

Этапы занятия,

время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование:

Методы, приемы, средства, подходы, технологии

1.Организационный этап

3 мин.

-Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами поговорим о времени года.

Предлагаю отгадать загадку:

«Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья».

-Да, ребята, вы правильно догадались, но мы сегодня  будем говорить о середине  осени.

Слушают

Дети думают, рассуждают,

отвечают

Словесный метод, использование художественного слова

2. Актуализация знаний

 10 мин.

Беседа об  осеннем месяце Октябрь.

Задаю вопросы по теме: (сопровождение презентацией, иллюстрациями)

Картинка- загадка: «Осень»

Какое время года на картинке?

Объясните, почему вы так думаете?

После какого времени года наступает  осень?

Назовите осенние месяцы осени?)

Назовите месяц середины осени?

Какие праздники празднуют в октябре?

- Читаю стихотворение С.Т.Погорелова Круглый год «Октябрь»

Вопросы:

1. О каких явлениях природы автор Погорелов С.Т.  пишет в стихотворении?
2. Назовите  праздник который он упоминает в стихотворении?
3. Какие праздники ещё празднуют в октябре?

- Рассмотрим признаки осени в неживой  природе в октябре

- Отправляемся в гости к осени и рассмотрим эти признаки в иллюстрациях и шедеврах русской пейзажной живописи

-Предлагаю посмотреть фотографии осенних пейзажей
«ОКТЯБРЬ»

Смотрят, отвечают

Дети слушают

Отвечают

Смотрят

Смотрят, отвечают

Наглядный  метод, рассматривание картинки-загадки.

Словесный метод, использование художественного слова.

Объяснительно-иллюстративный метод

3.Физ. минутка

См. приложение

Выполняют действия

Практический, игровой

4.Практическая работа

20 мин.

Осенний ковёр

- Мы с вами  сегодня  будем делать шедевр  осеннего ковра, у каждого должен получиться свой необычный осенний ковёр.

(звучит инстр. Музыка)

Что нам Нужно для работы:

- У вас на столах есть блюдца с краской, нужно мокнуть туда губкой, а затем «тычком» на бумагу, и у вас получится фон для осеннего ( показываю)

- Пока ваш фон осеннего ковра сохнет, рассматривание схемы: палитра осеннего ковра (подкрепляется иллюстрациями, презентацией)

-  Мы приготовим палитру красок для украшения узора осеннего ковра

- Молодцы , а сейчас приступим к самому интересному, возьмите листья, которые вам понадобятся для ваших шедевров. Кладём лист на клеёнку красим его разными красками опечатываем на фон вашего ковра

- Берём  зубную щётку, набираем белой гуаши и разбрызгиваем немного по листу

- Аккуратно, приступаем. Кому понадобятся фломастеры, используйте их в своей творческой работе.

- По окончании работы желательно убрать за собой мусор, материалы убрать на свои места Назначаю дежурных по столам.

Слушают

Дети берут листы бумаги, губки, садятся за столы

Выполняют творческую работу

Дети рассматривают схемы, фото

Отвечают на вопросы, готовят краски

Смотрят, выполняют творческую работу

Смотрят, выполняют творческую работу

Дети прибираются на столах

Наглядный метод, словесный метод,

Форма организации: фронтальная

Наглядный метод

Репродуктивный метод (дети выполняют работу по инструкции педагога)

Практический метод

Техника рисования губкой

Словесный метод, вопросно-ответный

Практический метод

Техника отпечатки листьев

Техника зубной щёткой расчёсывание краски набрызг

5.Рефлексия

4 мин.

Замечательно. Вы творчески поработали, как настоящие художники. Кому бы вы подарили свой шедевр «Необычный осенний ковёр»

Спрашиваю нескольких детей.

Слушают

отвечают

Словесный метод

6.Итоговый этап

2 мин.

- Предлагаю рассмотреть все ваши работы. Какие техники рисования вы применяли для изготовления своих шедевров «Необычного осеннего ковра»

Рассматривают

Отвечают

Словесный метод

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

НОД по РАЗВИТИЮ РЕЧИ в подготовительной группе

Тема: «Народный праздник  - Покров». 

Цель: приобщение детей к истоками народной культуры.

Задачи:

1. Обучающие:

учить выделять характерные признаки ранней и поздней осени, сравнивать осенние пейзаж (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);

познакомить детей с русским народным праздником «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения;

познакомить с традицией изготовления Павлопосадских шалей, как произведениями искусства.

2. Развивающие:

развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа;

развивать эмоционально-эстетические чувства, оценки, суждения;

развивать умение применять полученные знания о Павлопосадских шалях, создавать нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором (рисование на ткани с использованием трафаретов);

развивать интерес к художественному слову (загадкам, эпитетам, стихам), умение выразительно исполнять поэтические произведения.

3. Воспитательные:

воспитывать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции;

воспитывать сообразительность, артистичность, дружеские качества, культуру общения;

воспитывать аккуратность в выполнении работы (рисование на ткани с использованием трафаретов).

Словарная работа:

Развитие словаря за счет слов-прилагательных: ранняя, прекрасная, золотистая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая, солнечная, поздняя, скучная, унылая, пасмурная...

Развитие интереса к речи, как особому объекту познания (покров, покрывать, накрывать, покрывало, покрытие, покрышка...).

Обогащение словаря за счет слов: Павлопосадские шали, бахрома, город Павлопосад.

Материал:

мультимедийная презентация «Покров»;

видеоаппаратура, Павлопосадские шали;

репродукции картин (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);

салфетки из ткани, краски, трафареты для украшения «шалей».

Предварительная работа:

Наблюдение за осенними признаками природы на прогулке.

Экскурсия в осенний парк.

Рассматривание иллюстраций об осени, цветах.

Заучивание стихотворений («Ходит осень по дорожке», «Мокрые деревья голые стоят...»).

Работа с тканью (изготовление бахромы).

Слушание и исполнение песен («Лист календаря», «Разноцветная игра», «Осень наступила»).

Ход занятия

Дети сидят на стульях полукругом.

1. Беседа об осени.

- Дети, отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

- Почему вы так думаете? (Предложить объяснить свое мнение.)

- Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Какие осенние признаки вы можете вспомнить и назвать? (Дни становятся короче, погода становится холоднее, все реже светит солнце, чаще идет дождь...)

- Осень делиться на два совершенно разных периода: раннюю и позднюю.

- Посмотрите на картины и скажите на какой картине изображена ранняя (поздняя) осень. Объясните почему вы так решили. (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь».)

- Как вы думаете, ранняя осень – какая? (Радостная, золотая, пышная, богатая, разноцветная, солнечная, щедрая урожаем.)

- Поздняя осень – какая? (Грустная, неприглядная собой, скучная, унылая, поздняя, пасмурная, с тяжелыми тучами на небосводе...)

2. Народный праздник Покров.

- Знаменита осень народным праздником «Покров». Вам знакомо слово «Покров»? Как вы думаете, что оно обозначает?

- Какие родственные слова вы знаете? (Покрывало, покрыть, накрывать, покрышка, крышка, кровля, крыть, покрытие...)

- Старые люди говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Что это значит? (Ответы детей.)

- Какие головные уборы носили женщины в старину? (Платок, косынку, шаль.) В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин голова должна быть всегда покрыта.

- Платок – это что такое? (Предложить рассмотреть и сделать вывод, что платок – головной убор квадратной формы; косынка – это половинка, то есть разрезанный по «косой» квадрат ткани; шаль – платок большого размера, часто с красивой бахрамой по краям.)

- Ребята, посмотрите на изображение платка, косынки и шали.

Детям предлагается закрепить свои знания и еще раз показать платок, косынку и шаль, и назвать характерные отличия.

- Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову сейчас? (В день свадьбы голова невесты покрыта фатой – свадебным покрывалом. В храм могут заходить женщины и даже девочки тоже с покрытой головой.)

Детям предлагается посмотреть на слайд и обратить внимание на покрытую голову невесты.

4. Игра «Облупа».

- Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».

Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети садятся на стулья.

5. Происхождение праздника «Покров».

- Как вы думаете, почему Покров – осенний праздник? (С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась снегом – снежным покрытием, как покрывалом.)

Детям предлагается посмотреть на слайд.

- Вам интересно узнать о происхождении праздника?

- По преданию один священнослужитель и его ученик во время богослужения были свидетелями явления Божье Матери, которая раскрыла головное покрывало – омофор – над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий. Этим покрывалом, считали старые люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и радость, а так же исцеляет от болезней и невзгод. С тех пор и возник праздник – именно в тот день, когда и было это видение.

- Посмотрите, ребята, на изображение Богородицы, которое называется икона.

6. Покровские ярмарки.

- Издавна известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей.

- Вы хотите побывать на ярмарке?

Дети хором повторяют скороговорку:

Еле -, Еле -, Елизар

Едет, едет на базар.

А с базара, а с базара

Не догонишь Елизара

- Я приглашаю вас на ярмарку. Посмотрите, какие красивые шали!

Дети подходят к выставке платков. Предлагается посмотреть и потрогать шали. Девочки одевают на плечи шали.

- Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются Павлопосадские. Изготавливаются они из тонкой шерсти. На шалях изображают цветы, а по краям бахрома.

- Шаль в старину одевали по праздникам. Шаль – это украшение женской одежды. Они бывают разные по размеру, по расцветке. Бахрома и кисти тоже разные.

Дети садятся на стулья.

- Отгадайте, какими цветами украшали шали?

Демонстрация иллюстраций с изображением цветов.

Вот чудесные цветы

Небывалой красоты

Яркие, пахучие

Ай, ай, ай! Колючие! (Роза.)

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое

Что это такое? (Ромашка.)

Не зовет на перемену

И обратно на урок,

Потому что это просто

Голубой лесной цветок. (Колокольчик.)

Нам запах свежести лесной

Приносит поздней весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

- Посмотрите на экран и вы увидите какие еще бывают разные по расцветке Павлопосадские шали и платки. Обратите внимание на фон платка, растительный орнамент.

Дети по очереди описывают понравившийся им платок.

7. Русская народная игра «Арина».

- Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина».

Дети встают в круг. Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все водят хоровод и поют:

Долгая Арина

Встань выше овина,

Рученьки сложи,

Чье имя скажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль каравая,

Вдоль по караваю.

Кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети садятся на стулья.

8. Итог занятия.

- Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили? (Покров.)

- А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны.)

- С чем мы сегодня еще познакомились на занятии? (С Павлопосадскими шалями и платками.)

9. Изготовление салфеток.

- Ребята, мы с вами заранее приготовили салфетки и сделали бахрому. Сегодня мы будем украшать салфетки цветами. Для этого нам понадобятся трафареты и краски (рисование цветов с помощью трафаретов на салфетках).

Дети садятся за столы, на которых приготовлены салфетки, трафареты и краски. Дети выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь.

После окончания работы дети встают полукругом, в руках держат свои работы.

ПРИЛОЖЕНИ № 2 - СТИХИ

Осень. З. Федоровская

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Осенью.  А. Барто

В саду пожелтели,

Осыпались клены,

И только скамейка

Осталась зеленой.

Стоит она в тихой аллейке,

И дождик

Стучит по скамейке.

***  О. Высотская

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

***    Г. Исаев

Красавица Осень спешила на бал,

Меняла наряды, цвета, украшенья.

И что же, последний листочек опал.

Расстроилась Осень, ей нет утешенья.

И хлынули слезы дождем проливным,

И холодно ей, и пропали надежды.

Ты, Осень, не плачь, не грусти,          подожди,

И новые мы нарисуем одежды.

                       ***

Осень - рыжая особа,

Просто модница она!

Много разноцветных платьев

Примеряла, как могла.

***

Лето кончилось и, вот,

Осень золотая

Нас встречает у ворот,

С щедрым урожаем.

Все деревья и кусты,

Расписала кистью:

В бронзу, золото и медь,

Превратила листья.

Дождь холодный моросит,

Листья опадают,

Осень золотым ковром

Землю укрывает.

«Листочки»

Осенние листочки закружились,

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели,

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Все листочки в воздух он поднял.

Весело они летели,

И на землю сели.

«Октябрь» Погорелов С.Т.

Хмурится октябрь дождями,

Листья на земле ковром,

Стало подмерзать ночами,

Припорашивать снежком.

А однажды нам  с рассветом

Не узнать своих дворов –

Всё овеет белым цветом

Богородицы Покров

ОКТЯБРЬ. Г. Соренкова  

Сеет дождик в октябре

Лужи на дороге.

В желтой кружатся листве

Осени тревоги.

Лес багряный за рекой

В белой дымке скрылся

И тумана пеленой,

Как плащом укрылся.

Тучи по небу с утра

Стаями летают.

Дни листки календаря

Октябрю считают.

ОКТЯБРЬ Г. Новицкая

Листва всю землю устилает,

Рыжеют чёрные поля.

И в серых тучах день скучает,

И ветру сдались тополя.

И вдруг, неведомо откуда,

Среди осенней кутерьмы

Зайчишка белоснежным чудом

Несёт в поля клочок зимы.

ОСЕНЬ А.С. Пушкин

(отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча, еще бежит за мельницу ручей.

Осенний вечер. Федор Тютчев

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветер порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

*** Л. Луканова

Наберу я листьев груду,

Ведь они сейчас повсюду.

В октябре и стар и млад,

Наблюдает листопад.

***  А. Фукало

В октябре мокра погода,

Хмурится дождём природа.

С каждым днём темней-темней,

Дождик капает с ветвей.

*** Л. Ким

Октябрь нам несёт осеннюю прохладу.

Дожди холодные без спроса входят в моду.

Погоде этой мы не сильно рады,

Но, что поделаешь с капризами природы.

Туманы по утрам стоят густые,

И горы блеклых листьев на земле,

Деревья голые, как будто неживые.

Вот так проходит осень в октябре.

Волшебник октябрь. Ольга Чусовитина

Шёл однажды по лесу волшебник.

Просто так ходил себе, бродил…

Оживил он ссохшийся валежник,

Липы в сарафаны нарядил,

Бусы алые надел рябинам,

Засверкали в солнечных лучах

И червонным золотом старинным

Жёлуди раскрасил на дубах.

Синей рябью растревожил речку,

Пошептался тайно с камышом,

Ветки ивы закрутил в колечки

И в деревню дождиком ушёл.

Это осени сынок-проказник,

Средний, тихий ласковый дружок.

Жаль, что ни один весёлый праздник,

Октябрю не дарит свой флажок

Приложение № 3 (загадки, пословицы, поговорки)

ЗАГАДКИ

*** Л. Шмидт

  1. Яркими красками листья сверкают-

Ветер подует – они облетают…

Будто бы бабочки, листья порхают,

Кружатся в небе,  летают, летают

Пестрым ковром на землю ложатся

Они под ногами у нас шелестят –

Об осени скорой всем говорят

  1. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

                                            (Осенью)

  1. Пришла без красок

B без кисти

И перекрасила все листья.

                                      (Осень)

  1. Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года - ...

                               (Осень)

  1. Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

                       (Осенний лист)

  1. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно ...

                              (Листопад)

  1. Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто ...

                               (Листопад )

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет.

                           (Иней)

Пословицы и поговорки про октябрь:   

- Октябрь – грязник

- Октябрь на пегой кобыле ездит: ни колеса, ни полоза не любит.

-  В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

- Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

- Холоденек октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил

- В октябре и изба с дровами, и мужик в лаптях.

- Октябрь месяц первых снегов, первых холодов.

-  Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

- В октябре и лист на дереве не держаться.

- Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет..

- Октябрьский гром — зима бесснежная. - В октябре мужик живет с оглядкой.

- К октябрю березы оголяются.

                           РАССКАЗЫ                           ПРИЛОЖЕНИЕ №4

РАССКАЗ О ЛИСТОПАДЕ И ЕГО ПОЛЬЗЕ.

Листопад является приспособлением растений к условиям зимы не только холодного, но и сухого времени года. Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться. Говоря о значении листопада в жизни наших деревьев, нельзя не обратить внимание на то, что, сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. Листопад является приспособлением растений к условиям зимы не только холодного, но и сухого времени года. Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться. Говоря о значении листопада в жизни наших деревьев, нельзя не обратить внимание на то, что, сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. ЧТО ДАЕТ РАСТЕНИЮ СБРАСЫВАНИЕ ЛИСТВЫ НА ЗИМУ

Что обусловливает багряный цвет деревьев во время листопада?

 Осенняя раскраска листьев особенно привлекательна своими багряными тонами. Однако эти тона встречаются не у всех деревьев. В багрянец убираются кроны кленов и осин; нарядную, темно- пурпуровыми становятся гирлянды дикого винограда. Наряду с этим липы, дубы и березы лишены красных оттенков, они отливают лишь различными желтыми и золотистыми тонами.

Какая польза от опавшей листвы? 

1. Опавшие листья представляют собой очень ценное удобрение. Благодаря им почва ежегодно обогащается перегноем, приобретая ряд важных свойств, для будущего урожая.          2. Опавшие листья используются для защиты корней растений от мороза.

3. Сухую листву используют для герметизации деревянных построек.

 4. Красочные сухие листья применяются для создания дизайнерских букетов и коллажей.

Расссказ - Октябрь

 Наступает самая яркая пора осени - золотая осень. Деревья, прежде чем погрузиться в долгий сон, накидывают золотые одежки из стремительно желтеющих листьев.   Ветер с шумом кружит листопад, на небе проплывают последние кучевые облака. Грозовых дождей уже не бывает, а температура начинает стремительно снижаться одновременно с появлением обильных и затяжных осадков. В лучах прохладного октябрьского солнца на голубеющем небосклоне все выше поднимаются стайки птиц. Сбиваясь в более крупные стаи они стремятся на юг к теплу. Многие певчие птицы уже на пути в теплые края, а скворцы с грачами еще побудут какое-то время здесь, да и их уже тянет в стаи. Совсем скоро первые серьезные заморозки.

Рассказ - Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Посмотрите вокруг чудеса –

Пожелтели сады и леса!

Это время сказочных даров

Приглашаем вас праздновать Покров!

Осень землю покрывает

Пестрым праздничным ковром –

Так природа поздравляет

Нас с Великим Покровом.

Всех в огромном жизни море

Богородица согреет и простит.

Страждущих всегда утешит в горе

И Покровом драгоценным защитит

        В старину говорили: «Пришел к нам октябрь – батюшка, привел с собой праздник Покров». Покров – один из самых почитаемых в народе праздников. Покров – начало осенних посиделок. Покров - это первое зазимье, возможное наступление холодов, заморозков, снегопада. Покров - время свадеб. Невесты надевают свадебный наряд - белоснежный покров.  Соответствующие приметы и поверья: отлет журавлей до Покрова - на раннюю и холодную зиму; на Покров ветер с востока - зима холодная; с юга - к теплой зиме, западный - к снежной; 'Коли белка вылиняла до Покрова, осень будет хороша'. Покров до обеда – осень, после обеда – зима – матушка», «Отлет журавлей до Покрова – на раннюю холодную зиму», Каков Покров – такая зима».  Знания народных традиций, обычаев развивают у детей чувства любви к родному краю, интерес к культуре своего народа

В этот день люди идут в Храм, ставят свечи к иконе «Покрова» (показывает икону). Вот Богородица держит в руках большой светлый сияющий шарф, омофор, которым покрывает всех от бед и несчастий.

Когда-то очень-очень давно напали враги на город Константинополь, хотели жителей погубить да город их захватить. Обратились тогда жители в слезной молитве к Богородице – заступись, помоги! Спаси! И вдруг…

Под куполом Храма, явилась сама Богородица, а в руках ее светился белый шарф-омофор, которым она и покрыла всех людей …

А в это время злые враги неожиданно, отступили от города и жители Константинополя были спасены.И в память об этом чудесном спасении мы и празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

В Церкви есть еще одно слово, которым называется шарф – это слово – «омофор». А Богородицу, заступницу называют еще «Радосте Наша» …Вот послушайте, как поют об этом празднике в Церкви.

Кукольный спектакль - Сказка «Шарф-Покров»

(Действующие лица: Бабушка, Маша, Мышка, Зайчик, Ежик, Лиса.)

 

Ведущая 1:Жила-была бабушка, звали ее Глаша

                     И была у нее любимая внучка – Маша.

Ведущая 2:Подарила ей бабушка на именины

                     Шарф-покров белый, красивый.

Ведущая 1:Маше шарф понравился очень

                    Не снимает она его, носит с утра до ночи.

                    То так покроет им голову, то вот так плечи

                     Красавица наша Маша, просто нет речи.

(Звучит музыка)

 Бабушка:    Ночь прошла, темноту унесла. Выйди, Машенька, открой ставенки.

 Маша: Доброе утро, бабушка!

Бабушка: Доброе утро! Внученька! Поздравляю тебя с праздником - Покрова Богородицы.

Маша: Бабушка! А как это Покрова?

Бабушка: Покров – это то, что укрывает нас от чего-нибудь. Вот шарф твой тоже покров –        можно и от холода укрыться и от ветра.

Маша: А почему Божьей Матери покров?

 Бабушка: Тех, кто просит Богородицу о защите – покрывает Она своим невидимым шарфом-омофором от всех бед и несчастий, болезней и скорбей, а еще и от врагов.

Маша: Вот здорово. И меня Богородица тоже под покров возьмет?

Бабушка: Ну, конечно, если ты ее попросишь.

Маша: Бабушка! А можно я к празднику осенний букет из листьев  соберу?

Бабушка: Иди, уж, озорница, да далеко в лес не заходи. А в опасности – Богородицу зови.

 Маша: Хорошо, хорошо, бабушка, я в лес недалеко пойду и букет красивый соберу. (Уходят)

Ведущая: Прохладно уже в осеннем лесу. Накинула Маша на плечи подарок бабушкин – шарф-покров и побежала по тропинке.

Маша (с букетом из листьев) поет:                                                                                            

Зашумела листьями осень золотая,

Закружила листьями, весело  играя.

Я на праздник, на Покров, по лесу гуляю

Я на праздник, на Покров, листья собираю.

Вот листок березы, вот листок рябины,

Вот листочек тополя, вот листок осины.

Маша:

Вот на этом деревце веточку сорву,

А за этим кустиком листик подберу.

Деревце за деревцем, кустик за кустик…

Ой, а где же тропинка? Я заблудилась…(Плачет)

Ведущая: Ребята, Машенька заблудилась в лесу, что же делать? (Ответы детей).

(Покричать «Ау», поискать тропинку) А Богородицу можно попросить помочь Маше? А как попросить? (Ответы)

Маша: Богородица, помоги! Покрой меня от беды, от несчастья. Побегу вон за ту березку, может там тропинка? (Убегает, а шарф остается на кустах).

Ведущая: Машенька тропинку за березкой нашла и домой поспешила. А шарф-покров – бабушкин подарок так и остался в лесу на кустике лежать… Да, вдруг…

Мышка: (поет) Я – мышка- норушка,

                             Вот носик, два ушка,

                             Еще длинный хвостик

                             И серый животик.   Пи-пи-пи                        

 Осень в гости к нам пришла

 А я домик не нашла. (Ищет)

Ой, тут шарф-покров лежит

Мышка хочет под ним жить.

Ребята, живет там кто-нибудь? (Ответы)

Никого! Буду я здесь жить!

Мышка: (поет)

У меня теперь есть дом

Мне тепло, уютно в нем. (Заходит)

(Музыка)

Зайчик: (поет)

Я Зайка-трусишка,

      люблю грызть  морковку.

       Я бегаю быстро

       И прыгаю ловко.

       В лесу стало холодать  

       Надо домик поискать. (Ищет)

       Да тут шарф-покров лежит

      Зайка хочет под ним жить.

Мышка: Я Мышка-норушка. А ты кто?

Зайчик: Я –Зайчик-побегайчик.

               Давай вместе будем жить

               Буду кашу нам варить.

Мышка: Заходи.

Все (поют): Вот какой хороший дом

                      Нам тепло, уютно в  нем. (Заходят)

         (Музыка)

Ежик: (поет)       Я колючий серый Еж

                               Я на елочку похож

                               Побегу – не видно ножек

                               А зовут меня все – Ежик.

Дождь и холод, ветер дует

Где же Ежик заночует? (Ищет)

   Ой, тут шарф-покров лежит

   Ежик будет под ним жить.

- Ребята, а вы знаете, кто там живет? (Ответы)

Мышка: Это я Мышка-норушка. (Выглядывает и прячется)

Зайчик: Это я - Зайчик-Побегайчик. А ты кто?

Ежик: Я колючий серый Еж.

             Я на елочку похож.

             Давайте вместе будем жить

             Я смогу вас защитить.

Зайчик и Ежик: (поют) Вот какой хороший дом

                                         Нам тепло, уютно в нем. (Уходят)

(Музыка)

Лиса: Такой Лисы, такой красы

            Не видел белый  свет

            Умней меня, кумы-Лисы

            Во всей округе  нет.

   Там зверушки могут жить. (Нюхает)

Зайчик: (выглядывает и прячется): Ой, боюсь, боюсь. Лиса!

Мышка: (выглядывает и прячется): Ох, утащит нас в леса.

Лиса:   Эй, трусишка, выходи, ну и мышку захвати.

   Поспешите. Я тут жду, не сердите вы Лису.

Ежик: Я колючий серый Еж

             Ты друзей моих не трож.

              Уходи-ка, прочь, плутовка,

              Уколю тебя иголкой. (Идет на Лису)

Лиса: Ой, спасите, помогите. Красу-Лиску защитите-е-е!

Зайчик, Мышка: Догоняй! Держи! Лови!

Лиса: А-а-а-а-а-ай-яй. Ой-Помогите! Ой-ой-ой! Меня спасите! (Все гоняются за Лисой, она убегает)

Ежик: Мы Лису прогнали ловко,

            Не вернется к нам плутовка.

             А хотела съесть зайчишку

             И мою подружку-мышку.

Мышка: Пи-пи-пи мы испугались! В доме прятались, боялись!

Зайчик: Всех укрыл нас дом-покров, от коварных, злых врагов.

Ежик: А еще укрыл покров от осенних холодов.

(Музыка)

Зайчик: Кто-то к нам спешит сюда. Вдруг опять это Лиса?

Все: Ой-ой-ой-ой. (Прячутся)

Выходят бабушка и Маша:

Бабушка: Машенька, да вот же твой шарф-покров.

Маша: А тут кто-то под шарфом сидит. Ребята, кто там? (Ответы) А шарф мой им зачем? (Ответы) Ах, покров?

Бабушка: Вот, Машенька и твой шарф оказался покровом для зверей, как будто шарф-омофор самой Богородицы.

Маша: А что же делать теперь, бабушка?

Шарф-покров забрать – зверушки замерзнут – зима  впереди.

Бабушка: Ребята, а вы как думаете? Можно шарф забрать? (Ответы)

Маша: Пусть зверушки живут под  шарфом.  

                                                           

Мышка, Зайчик, Ежик: Спасибо!

Бабушка: Выходи, честной народ, праздник – Покрова идет!

Все: (поют) Нынче праздник у нас – Покрова

                     Веселится и поет детвора

                     Выйди, мышка, да топни ногой,

                      А ты, Зайка, спляши, дорогой,

                      А теперь будем все мы дружить

                      И под шарфиком весело жить

                      И работать, и петь, и плясать.

                      И друг другу во всем помогать.

                      Нынче праздник у нас Покрова

                      Веселится и поет детвора. (Звери уходят)

Маша: Я вас всех поздравляю с праздником Покрова и примите угощение от меня. (Подает корзину(поднос) с угощением)

Бабушка: Угощайтесь, звери лесные, и вы малыши дорогие!

Ведущая 1: Что надо сказать, ребята? (Ответ: Спасибо)

Ведущая 2: Спасибо, Машенька, за угощение. А мы тоже тебя, поздравить хотим!

Ведущая 1: За сердце твое доброе, да нрав кроткий, за то, что зверушек пожалела, без дома не оставила хотим подарить тебе на Покров вот такой красивый платок. Поздравим Машу, ребята? (Ответы) Иди, Дима, подари платок! (Ребенок подает платок на ширму)

Маша: Спасибо, мои дорогие, с радостью буду носить ваш платок. С праздником! До свиданья!

Все: До свиданья! Ребята! (Уходят)

Осень. (отрывок) К. Ушинский.

     Уже с 9-го июля начинает понемногу убавляться день и прибавляться ночь.11-го сентября день снова равен ночи. Это день осеннего равноденствия и начало осени. С этого числа ночь всё увеличивается и к 12-му декабря становится втрое длиннее дня. В это время солнце едва покажется на небе и спешит спрятаться; в 9 часов утра ещё темно; в 3 часа после обеда надобно уже зажигать свечи.      Облака почти не сходят с неба, и это уже не красивые летние облака, громоздящиеся серебряными горами или высоко бегущие по небу серебристыми барашками: небо застилается всё ровной пеленой свинцоватого цвета. С конца августа в воздухе начинает холодеть. Свежесть замечается особенно по утрам, а в сентябре появляются иногда и лёгкие морозы. Просыпаясь поутру, вы видите, как побелела трава или крыша соседнего дома. Ещё немного — и лужи, которых осенью довольно везде, начинают по ночам замерзать.

     Мелкие осенние дождики совсем не похожи на летние грозовые дожди: они идут беспрестанно, и земля уже не просыхает скоро, как бывало летом. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав и доставляя мальчику удовольствие высоко запустить бумажного змея.

     Лист на деревьях начинает кое-где желтеть ещё в конце августа; в сентябре вы замечаете, как на берёзе, всё ещё зелёной, появляются там и сям совершенно жёлтые, золотистые ветки: будто мертвящая рука осени схватила и измяла их мимоходом. Первая распустилась берёза, она же первая начинает желтеть. С каждым днём всё больше и больше становится жёлтых листьев. Ещё два-три дня — и трепетная осина стоит вся красная, багровая, золотистая. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее убранство: крутя в воздухе лёгкие, высохшие листья, устилает ими мокрую землю.

     Поля мало-помалу пустеют, даже копны хлеба уже свезены, и только высокие стога сена, обнесённые плетнём, остаются зимовать на лугах. Цветы исчезли, и пожелтевшая, перезревшая трава, где её оставили, клонится к земле и как будто просит снега. Одна только озимь подымается ровным, зелёным бархатом. Но этим молодым, запоздавшим побегам суждено скоро погибнуть. Зато корешки хлебов сохранятся невредимо под снегом и весной выглянут снова на Божий свет зелёными стебельками.

     Всё глохнет, пустеет, темнеет, теряет яркие цвета лета и приобретает однообразный, грязноватый, серый вид осени. В это время природа похожа на усталого, много поработавшего человека, которого одолевает сон. Ещё пройдёт несколько дней, и она, закрывшись пушистым белым одеялом, заснёт на целую зиму.

     Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь. Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают; они чувствуют приближение осени, и ранний отлёт этих птичек предсказывает раннюю зиму. Потом потянутся с севера на юг длинные вереницы журавлей, уток и гусей. С криком, то длинной цепью, то углом, с передовым впереди, улетают от нас летние гости. Леса редеют, затихают и пустеют; только тяжёлая мокрая ворона каркает, усаживаясь на обнажённую ветку, да галки с отчаянным криком носятся стаями.

     Вот уж и деревья стоят все голые, только на рябине висят её красные гроздья, дожидаясь мороза. Пусто, глухо и в полях ив лесах. Земля, почернелая, грязная, пропитанная дождём, смотрит уныло под свинцовым небом: хоть бы снег поскорее закрыл её неприятную наготу. Появляется и снег; но долго ещё он не может удержаться и, оставшись иногда на несколько часов, снова исчезает.

Спор деревьев. К. Ушинский

     Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:

     — Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

     Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

     — Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё -то румяное яблочко и на царском столе бывает.

     Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает:

     — Погодите, — говорит, — похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Осень на пороге.   Николай Сладков

- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

- Готовы, готовы, готовы...

- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери:

- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!

- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!

- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!

- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

- А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

- А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Приложение № 5         ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

***

  1. Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Будем дружно рисовать,

И картины создавать. (Выполняем движения. соответствующие тексту)

***

  1. Дружно встанем мы опять, (поднимаем руки вверх, соединяя, как круг)

Будем в солнышко играть (наклоняемся вправо и влево)

Мы  ¬- веселые лучи (вытянуть руки вперед, сдвигая и раздвигая пальцы)

Мы – ярки и горячи (поворачиваем ладони вверх),

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимаем и разжимаем кулачки)

Будем дружно рисовать. (садимся)

  1. Лепестки.

Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.)

Распустили лепестки.

Вдруг повеял ветерок — (Легкий бег.)

Закружился лепесток.

Ветерок их оторвет

И на землю вновь вернет. (Присели.)

  1. Листочки

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Пальчиковая гимнастика

4. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья  берёзы,

Листья  рябины,

Листья  тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет принесём.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

ИГРЫ.

1.        Игра «Осенние слова»

Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.

В круг ребята становитесь,

Крепко за руки держитесь,

Я листочек  возьму,

И КРАСИВО ОБ ОСЕНИ СКАЖУ :  (Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая)

2.         Игра «С какого дерева лист»

3.  Игра «Какого дерева не стало»

4. Игра « Праздники в октябре» (Взять картинку и назвать  праздник)

5. Игра «Шарф-Покров». Когда вы услышите веселую музыку (хлопайте в ладоши вот так) (звучит веселая музыка), а если звучит грустная музыка. Вот такая (звучит музыка) Поднимите руки и попросите «Шарф-Покров помоги» (ведущие раскрывают большой белый шарф и проносят его над ребятами. (Музыка сменяется на веселую)

               ПРАЗДНИКИ В ОКТЯБРЕ                             ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

«Воспитывать человека - значит, определять судьбу нации».                                                                                         Святейший Патриарх  Московский и Всея Руси Алексий-2.                                                                                                

  1. 1 октября   - Международный день пожилых людей.
  2. 5 октября   - Всемирный день учителя
  3. 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы

  1. 14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать 1 октября Международным днем пожилых людей (International Day of Older Persons). Сначала День пожилых людей стали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 1990-х годов уже во всем мире. День пожилых людей празднуется с большим размахом в скандинавских странах. В этот день многие теле- и радиопрограммы транслируют передачи с учетом вкусов пожилых людей. 1 октября проходят различные фестивали, организуемые ассоциациями в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвященные их правам и их роли в обществе. Общественные организации и фонды устраивают в этот день различные благотворительные акции.

  1. Ежегодно 5 октября в более 100 странах отмечается день учителя, который был учрежден в 1994 году как Всемирный день учителя (World Teaches' Day). Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования — день, в который отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества. Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей (Special Intergovernmental Conference on the Status of Teachers). В результате представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда был подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей» (Recommendation concerning the Status of Teachers). 5 октября 1994 года Всемирный день учителя отмечался впервые, и с тех пор праздничные мероприятия неизменно проходят 5 октября, хотя в некоторых странах этот праздник отмечается в дни близкие к 5 октября.

  1.     Праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется Святой Русской Православной Церковью 14 октября и очень почитается православными христианами.

По преданию, начало празднику положило событие, которое произошло 1 октября 910 года в Константинополе, во Влахернском храме, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс. В то время Константинополь был осажден сарацинами.

Жители Константинополя, возложив упование на Пресвятую Богородицу, собрались во Влахернском храме и молились Царице Небесной и Спасителю. Во время всенощной святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел над молящимися Пресвятую Богородицу в окружении ангелов. Святой пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

Пресвятая Богородица распростерла Свой покров над всеми людьми в храме. Покров в Ее руках сиял "паче лучей солнечных", а Пресвятая Дева молилась об избавлении христиан от вражеского нашествия. Ученик святого Андрея, блаженный Епифаний, также удостоился узреть Божию Матерь, спасающую православных христиан под Своим омофором. По отшествии Пресвятой Богородицы Ее покров стал невидимым, но благодать осталась с христианами. Заступничеством Божией Матери город был спасен, и враги отступили.

Пречистая Божия Матерь всегда простирает Свой молитвенный покров над всеми православными христианами и умоляет Сына Своего Господа Иисуса Христа о даровании нам вечного спасения.

На Руси первый храм в честь Покрова Божией Матери был построен на Нерли святым князем Андреем Боголюбским в 1165 году. К празднику Покрова русские крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось "зазимье". Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. Праздник этот считается покровителем свадеб, и потому сельские девицы молятся тогда о скорейшем выходе замуж. С этой целью они считают для себя непременным долгом побывать в праздник Покрова в церкви; некоторые ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы и вообще стараются провести этот день весело, веря, что "если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь". Около праздника Покрова обыкновенно в нашем климате являются первые снега. Они покрывают все окружающее и этим самым невольно наводят на сближение этого естественного белого зимнего покрова со свадебным покрывалом или фатою. К празднику Покрова заканчивалось на селе для девушек и парней время хороводов, и начинались посиделки, когда длинными осенними и зимними вечерами девушки занимались прядением, вышиванием, вязанием под пение народных песен, колядок и кантов. В этот день - первый праздник холода - пекли блинцы (тонкие блины), "запекали углы", чтобы из жилища тепло не выдувало.

В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на Руси шли всегда в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступления Божией Матери.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Необычный осенний ковёр» Исполнитель: студентка: з курса, группа БУ- 31КФ, «Управление дошкольным образованием» Проверила : преподаватель : Бородина Елена Николаевна

Слайд 2

Вот птицы потянулись на юг, листва стала опадать с деревьев, значит пришла осень.

Слайд 3

Какое время года на картинке? Объясните, почему вы так думаете? После какого времени года наступает осень? Назовите осенние месяцы осени? Назовите месяц середины осени?

Слайд 4

ПРЕДЛАГАЮ ПОСЛУШАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ

Слайд 5

Вопросы : 1. О каких явлениях природы автор Погорелов С.Т. пишет в стихотворении? 2. О каком празднике он пишет? 3. Какие праздники ещё празднуют в октябре?

Слайд 6

Рассмотрим признаки осени в неживой природе в октябре солнечно дождь туман снег

Слайд 7

Отправляемся в гости к осени и рассмотрим эти признаки в иллюстрациях и ш едеврах русской пейзажной живописи Осень. Туман. Исаак Левитан

Слайд 8

иллюстрации художника А. Белюкина на стихи А.Пушкина в книге "Уж небо осенью дышало":

Слайд 9

Фотографии осенних пейзажей «ОКТЯБРЬ»

Слайд 10

Что такое листопад? Определите на картинке по листьям, где начало, середина и конец октября? «В октябре, в октябре много листьев на земле»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСЕННИЙ КОВЁР

Слайд 2

НАМ ПОНАДОБИТЬСЯ Материалы: ● Лист А4 ●Осенние листья Инструменты: ● Поролоновая губка ● палитра ● Гуашь ● Зубная щётка ● Фломастеры ● Стакан с водой ●Кисть ●Клеёнки

Слайд 3

1 этап: пространство земли Мочим губкой лист, Рисуем губкой, методом «тычка»(небольшое количество жёлтой краски), Р азмазывая по листу

Слайд 4

Оттенки желтого цвета Задание: Назовите оттенки желтого цвета, которые представлены на слайде. Оттенок – это разновидность какого-либо цвета ? ? ? ? ?

Слайд 5

Палитра осеннего ковра

Слайд 6

2 этап: необычный осенний ковёр Л истья разных деревьев ( опавшие), гуашь, кисти. П окрыть листки дерева красками разных цветов, затем приложить их к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью или фломастером. Затем листья располагаем по всему листу А4, ягоды рябины дорисовываем пальчиком

Слайд 7

3 этап: необычного осеннего ковра Берём зубную щётку, набираем белой, синей по очереди гуаши и разбрызгиваем немного по листу

Слайд 8

Образец Теперь вы можете создать свой шедевр из осенних листьев, и рассказать нам кому бы вы хотели подарить свой необычный осенний ковёр.

Слайд 9

ВСЕ КРАСКИ ОСЕНИ В ДЕТСКИХ РИСУНКАХ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект НОД "ОО художественное творчество" "Облака в небе"

План НОД  №18 «.Осень. Перелетные птицы» «Облака в небе» (гуашь) Интеграция образовательных областей:  «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация...

Развернутый план-конспект интегрированного занятия «Беседы по искусству» для детей старшего дошкольного возраста.

Данный конспект интегрированного занятия является одним из двух взаимосвязанных занятий по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста....

Развернутый план - конспект интегрированного практического занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Данный конспект занятия является второй частью двух взаимосвязанных занятий по художественно-эстетическому развитию детей...

План-конспект НОД по Художественному творчеству техника нетрадиционного рисования "Осенний листопад"

Цели:- воспитывать интерес к осенним явлениям природы;- ознакомить детей с природным материалом для творческой деятельности - осенние листья;- ознакомить с новым методом нетрадиционного рисования - &q...

Развернутый план-конспект физкультурного досуга "Путешествие по галактике"

В данном конспекте предложены спортивные эстафеты и веселые загадки  по теме: "День космонавтики" для дней старшего дошкольного возраста....