Программа кружка "Цветные ладошки"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему
Данная программа напрвлена на развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности, рассчитана на два года обучения (для детей с 5 до 7 лет)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Малютка»
Программа кружка «Цветные ладошки»
по развитию творческих способностей у детей
в изобразительной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Руководитель: воспитатель
Хворова Марина Владимировна
Пояснительная записка.
Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно – образовательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Таким образом, проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом; выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность воспитательно – образовательной деятельности в ДОУ.
Цель: развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.
Задачи:
- развивать художественное восприятие жизни;
- развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
- закреплять полученные ранее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография;
- обучать технике рисования «по сырому», гратаж, пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами;
- помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.
- знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
- развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
Структура: программа рассчитана на два года обучения (для детей с 5 до 7 лет), подбор детей осуществляется с учетом индивидуальных способностей.
Количество занятий: 36
Продолжительность занятия: 25-30 мин.
Материально-техническое обеспечение:
- бумага для черчения формата А4 и А3;
- гуашевые, акварельные, акриловые краски;
- пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь;
- цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, кисти клеевые;
- салфетки бумажные и тканевые, папиросная бумага, ватные палочки;
- соль, мука, клей ПВА;
- штампы фабричного производства, трафареты из картона, зубные щётки, трубочки коктейльные, целлофановые пакеты;
- поролоновые губки, пенопластовые трафареты.
Мониторинг:
Задание «Неоконченный рисунок» построено на основе проявления богатства воображения и предполагает дорисовать незаконченный образ так, чтобы каждый новый вариант не повторял предыдущий (для этого необходим лист бумаги с изображением незаконченного образа, повторяющегося 5—7 раз).
Задание «Волшебники» проводится по аналогии с предыдущим заданием, но в данном случае ребенку необходимо дорисовать две одинаковые фигуры волшебников, превратив одну в доброго, другую — в злого.
Задание «Цветовая композиция» заключается в рисовании композиции из трех цветов по выбору и придумывании как можно большего количества названий к рисунку.
Цель: изучить оригинальность детского рисунка.
Итоги:
Низкий уровень — стереотипное изображение предметов решается через обедненную схему, нет названия работы.
Средний уровень — изображение с деталями не соответствует данному предмету; стереотипное название или повторение заданной темы.
Высокий уровень — изображение имеет яркие эмоциональные характеристики, художественный образ выразителен, название оригинальное.
Календарно-тематический план
I год обучения
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание |
Сентябрь | |||
«Летний луг» | Восковые мелки+ акварель, печать по трафарету | Закрепить раннее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. | |
«Украсим вазу для цветов» | Печать (печатками по трафарету) «знакомая форма - новый образ» | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции. | |
Октябрь | |||
«Бабочки, которых я видел летом» | Монотипия, обведение ладошки и кулака | Познакомить детей с техникой «монотипия». Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | |
«Лесные колючки» | Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями. | |
Ноябрь | |||
«Осенние листья» | Тиснение | Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение. | |
«Я шагаю по ковру из осенних листьев» | Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | |
Декабрь | |||
«Я люблю пушистое, я люблю колючее» | Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | |
«Первый снег» | Монотипия. Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | |
Январь | |||
«Ёлочка нарядная» | Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки | Учить детей изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками. | |
«Я слепил снеговика» | Обрывание и скатывание бумаги | Упражнять детей в комбинировании двух различных при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. Развивать воображение, чувство композиции. | |
Февраль | |||
«Узор на разделочной доске» (городецкая роспись) | Закреплять знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции. | ||
«Узор на тарелочке» (городецкая роспись) | Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите Городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции. | ||
Март | |||
«Открытка для мамы (мамины любимые цветы)» | Печать по трафарету, объёмное изображение с использованием опилок, рисование ватными палочками | Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (смешать клей ПВА и опилки, нанести на трафарет). Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками. Учить располагать изображение на листе по – разному. | |
«Лодочка» | Рисование акварельными мелками по сырому фону | Закрепить умение пользоваться техниками рисования по сырой бумаге. Развивать пространственное мышление, закреплять знания о разнообразной цветовой гамме. | |
Апрель | |||
«Фантастическая планета» | Пастельные мелки, рисование ватными палочками | Учить детей при помощи пастельных мелков создавать фантастический рисунок необычной планеты. Развивать воображение, творчество. | |
«Расцвели цветы» | Рисуем контуры цветов по папиросной бумаге фломастером | Упражнять детей в получении новых оттенков цветов путём наложения папиросной бумаги друг на друга. Упражнять в технике обрывания, закреплять навыки работы с клеем.
| |
Май | |||
«Краски моря», I занятие | Изготовление силуэтов из папиросной бумаги | Совершенствовать умение детей создавать рисунок при помощи папиросной бумаги. Учить детей изготавливать трафарет из образца | |
«Краски моря», II занятие | Использование целлофана, обведение контуров чёрным фломастером | Учить детей доводить начатое дело до конца, видеть результат своей работы, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. | |
Итоговая выставка работ |
II год обучения
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | |
Сентябрь | ||||
«Украсим вазу для цветов» | Печать (печатками по трафарету) «знакомая форма - новый образ» | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции. | ||
«Ветка рябины» (с натуры) | Рисование пальчиками | Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, приём примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие | ||
Октябрь | ||||
«Осенний пейзаж» | Тычкование | Учить вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции. | ||
«Осенний пейзаж» | Тычкование, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции. | ||
Ноябрь | ||||
«Моё любимое платье (свитер) | Оттиск печатками, рисование пальчиками | Закрепить умение украшать платье или свитер простым узором, используя в центре крупное одиночное украшение, а по вороту – мелкий узор в полосе. | ||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему. | ||
Декабрь | ||||
«Лесной сторож» (филин) | Тычок мятой бумагой, ватные палочки | Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами. | ||
«Зимний лес» | Печать поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью | Учить детей изображать хвойный лес методом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печатью поролоном, придавать «искристость», приклеивая нарезанный дождик. | ||
Январь | ||||
«Зимняя ночь», I занятие | Чёрно – белый граттаж | Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно – белого граттажа. Учит натирать лист бумаги свечой, следить, чтобы весь лист был покрыт стеарином. Учить смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на покрытую стеарином поверхность листа. | ||
«Зимняя ночь», II занятие | Чёрно – белый граттаж | Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих. | ||
Февраль | ||||
«Пингвины на льдинах», I занятие (снег, лёд и полярная ночь) | Печать поролоном | Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа, изображать пористые облака с помощью печати поролоном. | ||
«Пингвины на льдинах», II занятие (пингвины) | Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной краски прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет. | |||
Март | ||||
«Моя мама» | Рисуем жидким тестом, пальчиками | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования (жидкое крашеное тесто). Развивать чувство композиции. | ||
«Рамка для фотографии» | Рисуем клеем ПВА – выпуклые линии, эффект «старого золота» с помощью акриловой краски и крема для обуви | Учить детей украшать узором рамки для фотографий; рисовать тонкие линии клеем по заранее нарисованному рисунку (доходя до конца линии резко отрывать флакон от рисунка, чтобы клей не капал); добавлять в рисунок различные точки, завитушки, линии. Развивать творчество. | ||
Апрель | ||||
«Звёздное небо» | Набрызг, печать поролоном по трафарету | Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | ||
«Старинная картина» | Работа с краской, стекающей с рисунка, сделанного восковыми мелками | Учить детей новой технике – эффект потрескавшегося воска. Учить заполнять рисунком весь лист. Совершенствовать технические навыки при работе в нетрадиционной технике. | ||
Май | ||||
«Как я люблю одуванчики» | Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование | Совершенствовать умение детей в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | ||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение самостоятельно выбирать технику и тему. | ||
Итоговая выставка работ |
Литература:
- Доронова Т.Н. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности»
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники»
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество»
- Шибанова Н.Я. «Развитие художественной самостоятельности и элементов творчества в рисовании у детей младшего дошкольного возраста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет
Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана н...
презентация "Реализация программы "Цветные ладошки" в МДОБУ"
В презентации представлены работы (художественное творчество детей) подготовительной группы...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) 2015-2016гг (ноябрь)
Комплексно тематическое планирование на ноябрь 2015г...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...
Дополнительная программа «Цветные ладошки» ( Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А.)
СОДЕРЖАНИЕПояснительная записка...
Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)
Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...