Программа кружка "Цветные ладошки"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Хворова Марина Владимировна

 Данная программа напрвлена на развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности, рассчитана на два года обучения (для детей  с 5 до 7 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Малютка»

                                                                                                                                                                                             

iCAPTH9FP

        Программа кружка «Цветные ладошки»

по развитию творческих способностей у детей

в изобразительной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

 

                                                        Руководитель: воспитатель

                                                           Хворова Марина Владимировна      

                                        iCADXERV6                                               

                                                Пояснительная записка.

Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно – образовательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Таким образом, проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом; выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность воспитательно – образовательной деятельности в ДОУ.

  Цель: развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

     Задачи:

  • развивать художественное восприятие жизни;
  • развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
  • закреплять полученные ранее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография;
  • обучать технике рисования «по сырому», гратаж, пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами;
  • помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые  и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.
  • знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
  • развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;

Структура: программа рассчитана на два года обучения (для детей  с 5 до 7 лет), подбор детей осуществляется с учетом индивидуальных способностей.

Количество занятий: 36

Продолжительность занятия: 25-30 мин.

Материально-техническое обеспечение:

  •  бумага для черчения формата А4 и А3;
  • гуашевые, акварельные, акриловые краски;
  • пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь;
  • цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, кисти клеевые;
  • салфетки бумажные и тканевые, папиросная бумага, ватные палочки;
  • соль, мука, клей ПВА;
  • штампы фабричного производства, трафареты  из картона, зубные щётки, трубочки коктейльные, целлофановые пакеты;
  • поролоновые губки, пенопластовые трафареты.

Мониторинг:

Задание «Неоконченный рисунок» построено на основе проявления богатства воображения и предполагает дорисовать незаконченный образ так, чтобы каждый новый вариант не повторял предыдущий (для этого необходим лист бумаги с изображением незаконченного образа, повторяющегося 5—7 раз).

Задание «Волшебники» проводится по аналогии с предыдущим заданием, но в данном случае ребенку необходимо дорисовать две одинаковые фигуры волшебников, превратив одну в доброго,  другую — в злого.

Задание «Цветовая композиция» заключается в рисовании композиции из трех цветов по выбору и придумывании как можно большего количества названий к рисунку.

Цель: изучить оригинальность детского рисунка.

Итоги:

Низкий уровень — стереотипное изображение предметов решается через обедненную схему, нет названия работы.

Средний уровень — изображение с деталями не соответствует данному предмету; стереотипное название или повторение заданной темы.

Высокий уровень — изображение имеет яркие эмоциональные характеристики, художественный образ выразителен, название оригинальное.

                           

                          Календарно-тематический план

   I год обучения

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Сентябрь

«Летний луг»

Восковые мелки+ акварель, печать по трафарету

Закрепить раннее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.

«Украсим вазу для цветов»

Печать (печатками по трафарету) «знакомая форма - новый образ»

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.

Октябрь

«Бабочки, которых я видел летом»

Монотипия, обведение ладошки и кулака

Познакомить детей с техникой «монотипия». Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло,  кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией  (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

«Лесные колючки»

Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями.

Ноябрь

«Осенние листья»

Тиснение

Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение.

«Я шагаю по ковру из осенних листьев»

Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Декабрь

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

«Первый снег»

Монотипия. Рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Январь

«Ёлочка нарядная»

Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки

Учить детей изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками.

«Я слепил снеговика»

Обрывание и скатывание бумаги

Упражнять детей в комбинировании двух различных при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. Развивать воображение, чувство композиции.

Февраль

«Узор на разделочной доске» (городецкая роспись)

Закреплять знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции.

«Узор на тарелочке» (городецкая роспись)

Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите Городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции.

Март

«Открытка для мамы (мамины любимые цветы)»

Печать по трафарету, объёмное изображение с использованием опилок, рисование ватными палочками

Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (смешать клей ПВА и опилки, нанести на трафарет). Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками.

Учить располагать изображение на листе по – разному.

«Лодочка»

Рисование акварельными мелками по сырому фону

Закрепить умение пользоваться техниками рисования по сырой бумаге. Развивать пространственное мышление, закреплять знания о разнообразной цветовой гамме.

Апрель

«Фантастическая планета»

Пастельные мелки, рисование ватными палочками

Учить детей при помощи пастельных мелков создавать фантастический рисунок необычной планеты. Развивать воображение, творчество.

«Расцвели цветы»

Рисуем контуры цветов по папиросной бумаге фломастером

Упражнять детей в получении новых оттенков цветов путём наложения папиросной бумаги друг на друга. Упражнять в технике обрывания, закреплять навыки работы с клеем.

 

Май

«Краски моря»,  I занятие

Изготовление силуэтов из папиросной бумаги

Совершенствовать умение детей создавать рисунок при помощи папиросной бумаги. Учить детей изготавливать трафарет из образца

«Краски моря»,  II занятие

Использование целлофана, обведение контуров чёрным фломастером

Учить детей доводить начатое дело до конца, видеть результат своей работы, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

Итоговая выставка работ

      II год обучения

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Сентябрь

«Украсим вазу для цветов»

Печать (печатками по трафарету) «знакомая форма - новый образ»

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.

«Ветка рябины» (с натуры)

Рисование пальчиками

Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, приём примакивания  (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие

Октябрь

«Осенний пейзаж»

Тычкование

Учить  вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции.

«Осенний пейзаж»

Тычкование, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции.

Ноябрь

«Моё любимое платье (свитер)

Оттиск печатками, рисование пальчиками

Закрепить умение украшать платье или свитер простым узором, используя в центре крупное одиночное украшение, а по вороту – мелкий узор в полосе.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему.

Декабрь

«Лесной сторож»

(филин)

Тычок мятой бумагой, ватные палочки

Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами.

«Зимний лес»

Печать поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью

Учить детей изображать хвойный лес методом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печатью поролоном, придавать «искристость», приклеивая нарезанный дождик.

Январь

«Зимняя ночь»,

I занятие

Чёрно – белый граттаж

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно – белого граттажа. Учит натирать лист бумаги свечой, следить, чтобы весь лист был покрыт стеарином. Учить смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на покрытую стеарином поверхность листа.

«Зимняя ночь»,

II занятие

Чёрно – белый граттаж

Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих.

Февраль

«Пингвины на льдинах», I занятие (снег, лёд и полярная ночь)

Печать поролоном

Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа, изображать пористые облака с помощью печати поролоном.

«Пингвины на льдинах», II занятие (пингвины)

Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной краски прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу  в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.

Март

«Моя мама»

Рисуем жидким тестом, пальчиками

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования (жидкое крашеное тесто). Развивать чувство композиции.

«Рамка для фотографии»

Рисуем клеем ПВА – выпуклые линии, эффект «старого золота» с помощью акриловой краски и крема для обуви

Учить детей украшать узором рамки для фотографий; рисовать тонкие линии клеем по заранее нарисованному рисунку (доходя до конца линии резко отрывать флакон от рисунка, чтобы клей не капал); добавлять в рисунок различные точки, завитушки, линии. Развивать творчество.

Апрель

«Звёздное небо»

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать  по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

«Старинная картина»

Работа с краской, стекающей с рисунка, сделанного восковыми мелками

Учить детей новой технике – эффект потрескавшегося воска. Учить заполнять рисунком весь лист. Совершенствовать технические навыки при работе в нетрадиционной технике.

Май

«Как я люблю одуванчики»

Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование

Совершенствовать умение детей в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение самостоятельно выбирать технику и тему.

Итоговая выставка работ

             Литература:

  1. Доронова Т.Н. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности»
  2. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники»
  3.  Комарова Т.С. «Детское художественное творчество»
  4. Шибанова Н.Я. «Развитие художественной самостоятельности и элементов творчества в рисовании у детей младшего дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет

Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана н...

презентация "Реализация программы "Цветные ладошки" в МДОБУ"

В презентации представлены работы (художественное творчество детей) подготовительной группы...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы  "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...