проект «Волшебные краски» (нетрадиционное рисование для детей 4-7 лет)
проект

Алабугина Оксана Валериевна

Одной из важнейших задач обучения изобразительному искусству является формирование художественно-творческих способностей ребенка в детском саду. Способности имеют удивительное свойство – развиваться. Естественно и легко объяснимо то, что особенно пластичны в этом плане маленькие дети. Чем младше ребенок, тем больше шансов что-либо изменить, поправить, усилить, усовершенствовать.

Одна из психологических особенностей детей дошкольного возраста заключается в том, что большую часть времени они проживают в своей воображаемой реальности. И чтобы выразить свою фантазию, ребенку часто недостаточно привычных, традиционных способов, средств. Именно поэтому нетрадиционные методики так привлекают детей, так как дают больше возможности для выражения собственных фантазий, желаний, для самовыражения в целом.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_netrad.docx222.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 35»  

ПРОЕКТ

 «Волшебные краски» (нетрадиционное рисование для детей 4-7 лет)

Автор проекта: воспитатель 

I квалификационной категории

Алабугина Оксана Валериевна

                                                                

ЗАТО Северск 2017


Содержание

  1. Введение

3

  1. Психологические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

11

  1. Виды нетрадиционных художественных техник и их использование для развития творческих способностей детей

14

  1. Поэтапный план реализации проекта

20

  1. Заключение

26

  1. Список литературы

27

  1. Приложения

28


Введение

…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

В.Л. Сухомлинский

        Актуальность. Одной из важнейших задач обучения изобразительному искусству является формирование художественно-творческих способностей ребенка в детском саду. Способности имеют удивительное свойство – развиваться. Естественно и легко объяснимо то, что особенно пластичны в этом плане маленькие дети. Чем младше ребенок, тем больше шансов что-либо изменить, поправить, усилить, усовершенствовать.

        Одна из психологических особенностей детей дошкольного возраста заключается в том, что большую часть времени они проживают в своей воображаемой реальности. И чтобы выразить свою фантазию, ребенку часто недостаточно привычных, традиционных способов, средств. Именно поэтому нетрадиционные методики так привлекают детей, так как дают больше возможности для выражения собственных фантазий, желаний, для самовыражения в целом.

        Нетрадиционное рисование обогащает эмоциональный опыт детей и раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, доставляет радость.

        Уникальность данной деятельности в том, что она развивает мелкую моторику, а это, как вы понимаете, основная база любого развития ребенка. Эта деятельность развивает речь, мышление, внимание, фантазию, усидчивость; эстетическое восприятие – доброту, сострадание к ближнему, желание сохранить красоту.

В отличие от других программ, в программе «Разноцветные краски» на занятиях ребенку не дается задание «изобрази», а создаются условия для сохранения эмоциональности и непосредственности, создаются условия, когда ребенок сам совершает открытия выразительности. А это означает, что у ребенка развивается устойчивый интерес к творческой деятельности, самостоятельности и инициативе.

        Новизна программы заключается в том, что ее структура определяется последовательностью освоения ребенком художественных средств изобразительного искусства. То, есть, общее направление можно выразить так: от манипулирования материалами и приемами к открытию изобразительности, от нее – к открытию выразительности – и, наконец, к открытию возможности общаться средствами искусства. То есть, создана система проведения занятий от простого к сложному, на которых используется многообразие художественных техник, как классических, так и неклассических. Программа предполагает овладение всеми, доступными для детей, средствами выразительности, а также овладение детьми разнообразными техниками и приемами рисования, и использование различных изобразительных материалов.

        На занятиях используется психологические приемы и методы: психогимнастика для создания положительного настроя на работу, развития эмоционально-чувственного мира ребенка, пальчиковая гимнастика для снятия напряжения с пальцев рук, а также релаксационные упражнения с целью снятия психоэмоционального и физического напряжения. Психологические приемы и методы применяются, исходя из рекомендаций педагога-психолога.

        Язык искусства можно учить разными методами. Но убедительнее всего такой подход: осваивание самого творческого процесса. Как вдохновение и творчество приходит – мы не знаем. Но, тем не менее, приготовление к ним можно разложить на определенные ступеньки, часть из которых ребенку доступна. Постепенное освоение ступенек творческого процесса – это и есть обучения искусству.

Проблемы. Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов. Но проблема изучения и развития детского  воображения средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике конкретно нашего дошкольного учреждения.

Наблюдения за работой детей с изобразительными материалам показали, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании не плохой. Однако, в работах детей — не было фантазии и творчества.

Для решения задач художественного творчества в детском саду традиционно отдается приоритет регламентированным формам деятельности с детьми. Отсутствует система в работе по ознакомлению дошкольников с нетрадиционными техниками рисования.

Отмечается высокий уровень педагогической безграмотности родителей по вопросам развития художественного творчества средствами нетрадиционных техник рисования.

Недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ по теме использования нетрадиционных техник рисования.

Для улучшения положения необходим научный подход для исследования творческих способностей детей. Что поможет в дальнейшем выбирать технику рисования для детей разного возраста, тематику, в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка. Один из наиболее эффективных методов развития творчества  проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта позволит задействовать различные виды детской деятельности. Необходимость оптимизации работы по развитию воображения  определила цель проекта.

Цель проекта – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.

  • Направление деятельности воспитателя – раскрытие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе приобщения их к изобразительному виду деятельности.
  • Направление деятельности воспитанника - самореализация в разнообразных серах деятельности для развития своего интеллектуального, творческого и духовного потенциала.

Задачи:

  1. ознакомить детей со средствами художественной выразительности – формой, композицией, цветом;
  2. создавать условия для самовыражения и творчества воспитанников;
  3. развивать личностные качества: наблюдательность, эмпатию, усидчивость, ответственность.

Объект проектной деятельности художественно-творческие способности детей дошкольного возраста

Предмет проектной деятельности влияние изобразительной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Гипотеза проектной деятельности заключается в предположении, что применение средств и способов нетрадиционного рисования развивает не только художественные, но и творческие способности детей дошкольного возраста

Теоретико-методологическое обоснование.

В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (Андреев В.И., Козырева Ю.Л.. и др.). Исследователи (Веретенникова Л.К., Кравчук П.Ф. и др.) рассматривают сущность творчества, как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место.

Ряд авторов (Матюшкин A.M., Харламов И.Ф.) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности. Выражая общепризнанное понимание творчества И.Б.Гутчин пишет: «Творчество – это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением… Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности». Таким образом, творчество – это деятельность, которая порождает качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, имеющее социальное значение.

Предлагаемый проект составлен на основе анализа теоретических и практических исследование отечественных авторов, а также с опорой на  методические пособий авторов: Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой. Проект охватывает три возрастные ступени развития: средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет, старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет, подготовительный дошкольный возраст от 6 до 7 лет.

Методы и приемы работы:

Педагогические:

  • чтение художественной литературы;
  • наблюдательность;
  • беседа;
  • коллективная работа;
  • работа в паре.

Психологические:

  • пальчиковые игры;
  • релаксационные упражнения;
  • психогимнастика.

Структура занятий:

Занятия в средней группе строятся по принципу ознакомления с нетрадиционными методами рисования, с целью привлечения детей к процессу изобразительного творчества и развития у них элементарных навыков владения кистью и другими нетрадиционными предметами.

Занятия в старшей и подготовительной к школе группе содержит:

  • вступительную часть;
  • основную часть;
  • заключительную (итоговую) часть.

Содержание программы.

        Для того чтобы процесс развития творческого потенциала у детей проходил более успешно, необходимо выделить две тенденции.

        Первая заключается в том, что построение системы занятий должно осуществляться в определенной последовательности. Обучение изображению предметов должно предшествовать обучению передачи сюжета. Навыки и умения дети должны осваивать в процессе обучения постепенно, чтобы дети не забывали усвоенные ранее. Уже после второго, третьего задания дети сами рассказывают, как  правильно держать кисточку, пользоваться красками, постепенно запоминают технику смешивания.

        Вторая тенденция заключается в том, что в основе изобразительной деятельности лежит формирование художественно-образного начала. При этом существенное значение имеет отбор художественно-выразительных средств. При таком подходе происходит объединение процесса освоения детьми технических навыков и умений с процессом формирования художественно-образного начала в рисунке. Такой путь обучения более эффективен для художественного развития ребёнка, поскольку дает возможность использовать разные способы изображения, чтобы достичь большей выразительности.

Срок и этапы реализации проекта.

Проект является долгосрочным, включает три этапа:

  • подготовительный,
  • внедренческий,
  • завершающий.

Выделенные этапы позволяют провести предварительную теоретическую исследовательскую работу до начала проекта, разработать содержание внедренческого этапа проектной деятельности, реализовать проект с привлечением специалистов и педагогов  образовательного учреждения, а также подвести итоги проделанной работы с помощью анализа анкет обратное связи, мониторинга динамики изменение в развитии творческих и художественных способностей воспитанников ДОУ  задействованных в реализации проекта.

Продолжительность каждого занятие 15-30 минут (в зависимости от возраста воспитанников).

Таблица 1 - Ресурсы проекта

1.

Материально-технические ресурсы

  • различные предметы для рисования разными техниками (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др.),
  • миски с гуашью, миска с водой,
  • салфетки, бумага разной текстуры и размера.
  • дидактические игры, иллюстрации;
  • предметные уголки в группе;
  • территория с природными объектами вокруг дошкольного учреждения;
  • фонотека музыкальных произведений

2.

Кадровые ресурсы

  • воспитатели,
  • музыкальный руководитель,
  • зам. заведующей по ВМР

3.

Информационные и учебно-методические ресурсы

Для успешной реализации программы имеется специальная литература - учебные и наглядные пособия, разработки занятий по изобразительной деятельности, репродукции картин, иллюстрации детских книг, дидактические игры. К каждому занятию подобран, соответствующий цел занятия и оборудования. При этом формы и методы работы определяются программными задачами и особенностями восприятия ребенком мира. Для ряда занятий разработаны разнообразные творческие задания и игровые упражнения, которые обучают детей цветовому решению абстрактного или реалистического образа, учат детей видеть образ и дорисовывать его, закрепляют у детей знания по цветоведению.художественная литература о творческой деятельности;

  • интернет ресурсы:

http://www.int-edu.ru – Институт новых технологий образования. Сайт представляет различные дидактические и методические пособия.

http://detochka.ru – «Деточка». Справочники. Закаливание младенцев, грудничковое плавание, логические и занимательные игры с детьми, детский лепет, питание и воспитание малыша - мнение специалистов.

4.

Нормативно-правовые

  • Закон об образовании;
  • Устав ДОУ,
  • Основная общеобразовательная программу МБДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой В.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.,
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
  • должностные инструкции,
  • аналитические материалы (планы и отчеты, основная общеобразовательная программа),
  • СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

Ожидаемый результат (конечный продукт проекта)

  • Овладение комплексом технических навыков и умений с изобразительными материалами и инструментами.
  • Самостоятельность при осуществлении творческих композиций и выборе при этом художественных материалов.
  • Умение видеть красоту предмета и его художественные достоинства.
  • Развитие образного мышления и воображения.
  • Овладение выразительными средствами рисунка (цвет, линия, пятно).
  • Умение выражать свое отношение к действительности через цвет в рисунках.
  • Овладение различными техниками изображения (классическими и неклассическими).
  • Быть самостоятельным и оригинальным в выборе решения творческой задачи.
  • Уметь воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности.
  • Возникновение и развитие потребности в творческой деятельности.

В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты: тематические план занятий для трех возрастных групп; программа семинара для педагогов, анкеты  и наглядно-информационный материал для родителей

Мониторинг эффективности

Критерии оценки эффективности реализации проекта. Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:

  • вовлеченность родителей в совместную деятельность по художественному воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения;
  • положительные эмоциональные переживания детей  в ходе творческой художественной деятельности
  • повышение педагогической компетентности сотрудников ДОУ по данному направлению деятельности

Диагностический инструментарий. В качестве диагностических методов в ходе реализации проекта будет применяться:

  • анкетирование и интервьюирование родителей;
  • наблюдение за детьми, беседы;
  • анализ продуктов деятельности (рисунков).

        Результаты наблюдения за художественно-творческим развитием детей и анализ их рисунков в соответствии с качественной и количественной характеристикой показателей отражается в диагностической карте балловой оценкой. На основе среднего балла по трем категориям определяется уровень художественно-эстетического развития ребенка в соответствии с количественными границами.

Показатели уровня развития ребенка 1 года обучения:

  1. Освоение навыков работы изобразительными материалами.
  2. Умение правильно передать форму и строение предметов.
  3. Ознакомление детей с оттенками цветов, умение составлять новый цветовой тон на палитре.
  4. Изображение в одном рисунке нескольких предметов, связанных единым содержание.
  5. Развитие самостоятельности и положительного отношения к оценке своего творчества.

Показатели уровня ребенка 2 года обучения:

  1. Закрепление навыков и приемов работы с изобразительными материалами.
  2. Освоение изобразительных возможностей художественных средств.
  3. Освоение и использование цветовой палитры для создания выразительных образов.
  4. Умение выстраивать композицию.
  5. Умение разрабатывать содержание изображения.
  6. Развитие самостоятельности и положительного отношения к оценке своего творчества.

Показатели уровня развития ребенка 3 года обучения:

  1. Умение применять материалами и инструментами, а также разными способами работы в различных художественных техниках для создания выразительного образа.
  2. Умение самостоятельно экспериментировать с цветом.
  3. В декоративном рисовании – развитие чувства ритма, цвета и активизация абстрагированного творческого мышления.
  4. Изображение с натуры отдельных предметов, передавая их форму, пропорции, расположение частей, цвет.
  5. Самостоятельность и оригинальность замысла.
  6. Умение выражать отношение к создаваемому образу через цвет в рисунке.
  7. Умение правильно передавать пространственное положение предмета и правильно строить композицию предметов на листе.

Определение уровня развития творческих и художественных способностей детей методом анализа их рисунков давно было и остается одним из наиболее продуктивных в психологии и педагогике детства. Анализируя детские рисунки, можно выделить три уровня развитости – низкий, средний и высокий.

Критерии оценки развития детей

Низкий        уровень        1) цветовое решение задания дается не всегда;

                                2) не всегда проявляется творчество в передаче цвета;

                                3) количество цветов не большое;

                                4) техника изображения не всегда правильно применяется;

Средний уровень        1) цветовое решение задания дается не всегда;

                                2) не всегда проявляется творчество в передаче цвета;

                                3) количество цветов не большое;

                                4) техника изображения не всегда правильно применяется;

                                5) использование в рисунках разных оттенков цвета;

Высокий уровень        1) цветовое решение задачи выполняется;

                                2) передача цвета близко к правильным цветам;

                                3)есть правильное состояния цветового решения узора;

                                4) использование разных оттенков цвета;

                                5) техника изображения правильно применяется;

                                6) есть фантазия в цветовом сочетании.

Таблица 2 Бланк фиксации результатов диагностического обследования

Ф.И.

ребенка

Умения и навыки

Знание цветового колорита «Светлое» «Темное»

Оценка своих работ и работ товарищей

Результат

Умение смешивать краски

Использование нетрадиционных техник изображения

Дальнейшее развитие проекта. Данное направление является приоритетным на протяжении нескольких лет. Предмет исследования постепенно смещается с проблемы «адаптации детей» на «формирование художественных, творческих способностей детей». В дальнейшем планируется  рассмотреть ресурсы  художественного воспитания с точки зрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Планируется расширение межведомственного взаимодействия в области художественного  воспитания дошкольников (взаимодействие с учреждениями общего и дополнительного образования).


  1. Психологические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Статистика свидетельствует: если создать для детей надлежащие условия, не менее 30% из них достигают в жизни вершин. Чем активнее учитель включится в проблемы интеллектуальной одаренности, тем быстрее общество получит профессионально ориентированных и психологически устойчивых молодых людей, способных плодотворно трудиться, сумевших реализовать свой творческий потенциал.

Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:

  • Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны воспитателя, его отказ от и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
  • Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
  • Поощрение высказывания оригинальных идей.
  • Обеспечение возможностей для упражнения и практики.
  • Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера.
  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:

  • отсутствие образца регламентированного поведения;
  • наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
  • создание условий для подражания творческому поведению;
  • социальное подкрепление творческого поведения.

Таким образом, по мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды.

Крупнейшие дидакты И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин обратили внимание на то, что, несмотря на данную от природы способность к творчеству, каждый человек может реализовать ее на разном уровне. Только целенаправленное обучение даст возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей.

При этом подчеркивается, что традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять креативные способности. Это зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения. Задачи «закрытого» типа с единственно правильным ответом не формируют таких важных качеств креативного мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить только задачи «открытого» типа, предполагающие полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов.

Исключительно важно для развития креативности возможность многовариантности решения, а не один заданный стереотип ответа и устоявшийся алгоритм решения, пусть даже и самый экономный по мнению воспитателя. Естественно, что смелость детей в предложении разных и оригинальных идей зависит от эмоционального комфорта процесса образовния.

Выводы ученых свидетельствуют о существенных преимуществах демократического типа преподавания по сравнению с авторитарным в отношении проявлений детской любознательности. В условиях демократического типа общения дети больше спрашивают педагога, чем в условиях авторитарного типа, их вопросы отличаются большей содержательностью.

Немаловажно, что создание благоприятного климата для творческих детей приводит к изменению социального статуса как самого ребенка, так и позволяет изменить «ценностную ориентацию» всех детей в группе, повысить престиж творческого мышления, что в свою очередь влияет на развитие творческих способностей всех детей.

Представляется несомненным, что развитие креативности детей в процессе обучения неразрывно связано с содержанием учебного материала.

Следует отметить, что развитие творческой активности детей будет осуществляться более эффективно в сравнении с имеющейся практикой, если выполняется ряд педагогических условий:

  • совершенствование содержания образования осуществляется по многим направлениям, в том числе предполагает включение в учебный план дополнительных занятий, способствующих развитию познавательных потребностей и творческой активности учащихся;
  • реализуются идеи образования посредством вариативных учебных планов, учитывающих познавательные возможности и потребности детей;
  • организовано сотворчество воспитателя и воспитанников путем включения их в познавательно-исследовательскую деятельность.

Однако не любая деятельность развивает творческие способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Познавательная потребность характеризуется чувством удовлетворения от умственной работы. Экспериментально зарегистрировано, что умственная работа, выполняемая потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций.

Итак, на основе анализа работ ряда ученых можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей:

  1. Раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
  2. Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
  3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до вершины своих возможностей и постепенно поднимает эту вершину все выше и выше.
  4. Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
  5. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
  6. Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.


  1. Виды нетрадиционных художественных техник и их использование для развития творческих способностей детей

Наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей, а значит, развивают их творческие способности, являются различные занимательные занятия. Занимательные занятия делятся на два типа: с использованием традиционных художественных техник и нетрадиционных.

Нетрадиционные художественные техники соответствуют одному из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразию и вариативности работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую художественную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Возможность использовать различные материалы и техники развивают творчество дошкольников, обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы в деятельности дети не только применяли усвоенные знания и умения, но и могли искать новые решения и творческие подходы. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность, а также материалы, с которыми работают дети, тем интенсивнее станут развиваться их художественные способности. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Нетрадиционные художественные техники способствуют обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения, окружающем мире, развивают творческий потенциал, воображение, способствуют интеллектуальному развитию, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников, учат мыслить смело и свободно, дают возможность удивиться и порадоваться миру.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник:


Таблица 3 -Техники нетрадиционного рисования для детей 4 -5 лет

Методы и

техники

нетрадиционного

рисования

Краткое описание

Тычок жесткой полусухой кистью.

        

Средства выразительности: фактурность окраски.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо врезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование ватными палочками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы:  Акварель или гуашь, палочки, вода, бумага, карандаш.

Способ получения изображения: Карандашом нанесите рисунок на бумагу. Каждую новую краску берите новой палочкой. Заполните точками сначала контур рисунка. Затем весь рисунок заполните точками. Работы, выполненные ватными палочками, очень похожи на рисунки, сделанные раздельными мазками.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь смывается

Рисунки из ладошки.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: гуашь или акварель, кисть, простой карандаш, ладошка ребенка, любая бумага.

Способ получения изображения: Растопырив пальчики, ребёнок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает  необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.

Способ получения изображения: Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Оттиск печатками из картофеля.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка.

Оттиск пробкой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластмассовая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка их тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

Оттиск поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и поролон.

Оттиск печатками из ластика.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы:  мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Волшебные веревочки.

Средства выразительности: волшебное изображение, силуэт.

Материалы: веревочки различной длины и цвета.

Способ получения изображения: Для начала ребенок учится выкладывать простейшие по форме предметы – цветы, овощи, фрукты и прочее. Постепенно фигуры усложняются, используются несколько веревочек. Любое изображение необходимо начинать выкладывать с головы, следить за формой туловища человека или животного.

Восковые мелки (свеча) + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура

Материалы: восковые мелки (Свеча), плотная белая бумага, акварель, кисти

Способ получения изображения: Ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками (свечой) остается не закрашенным.

Проступающий рисунок

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.

Рисование по мятой бумаге.

Средства выразительности: цвет, фактура, линия.

Материалы: мятая бумага, гуашь, кисть.

Способ получения изображения: ребенок предварительно сминает лист бумаги, затем слегка разглаживает ее и кистью наносит изображение прямо по изгибам. Рисунок получается несколько объемным, как бы выступает.


Таблица 4 - Техники нетрадиционного рисования для детей 5 -6лет

Методы и техники

 нетрадиционного

рисования

Краткое описание

Рисование по мокрой бумаге.

Средства выразительности: пятно, фактурность, цвет.

Материалы: широкая мисочка с водой, бумага, краски акварель, кисть.

Способ получения изображения: ребенок смачивает лист чистой водой, а потом кистью наносит изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.

Рисование восковыми мелками + акварель.

На листе бумаги дети рисуют рисунок восковыми карандашами. Затем с помощью кисти и красок тонирую лист, получается волшебство.

Рисование по-сырому

Дети смачивают лист водой при помощи губки, не давая листу просохнуть, покрывали его краской, основным цветом рисунка. А потом рисовали сам рисунок.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, зубочистка.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и стряхивает ее на бумагу, проводя зубочисткой по щетинкам кисти. Брызги полетят на бумагу. Темы для рисования могут быть следующие: «Салфетка для мамы», «Закружилась осень золотая», «Снегопад», «Звездное небо». Разбрызгивание капель возможно и с помощью зубной щетки и стеки.

Монотипия пейзажная.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Печать по трафарету

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы:  мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифенного картона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает ее на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

На следующем возрастной этапе дети дополняют перечень своих художественных компетенций новыми техниками нетрадиционного рисования.

Таблица 5 -Техники нетрадиционного рисования для детей 6-7лет

Методы и техники

 нетрадиционного

рисования

Краткое описание

Рисование мыльными пузырями

Средства выразительности: цветные круги.

Материалы: шампунь, гуашь, лист бумаги, трубочка для коктейля, тонкая кисточка (фломастеры).

Способ получения изображения: Педагог в баночку с гуашью вливает шампунь, добавляет немного воды, все хорошо размешивает – раствор готов. Вставляет трубочку в стаканчик. Ребенок начинает дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пышная пена. Затем стаканчик с  пеной накрывается листом бумаги – получается изображение. Можно приложить лист к стаканчикам с другими цветами гуаши. Когда изображение подсохнет, педагог предлагает дорисовать недостающие детали.

Воздушные напыление.

Средства выразительности: яркие цвета, набрызг по всему листу.

Материалы: зубная щетка, акварельные или гуашевые краски, стека, силуэты предметов, животных, птиц (а так же можно использовать засушенные листики и травинки); фартук или старая рубашка.

Способ получения изображения: Ребенок  красиво располагает на бумаге любой предмет (главное, чтобы он был не очень большим и имел характерную форму). Обмакивает кисть в какую – нибудь краску и наносит ее на щетку. Стряхивает лишнюю воду, чтобы не было клякс. Чем гуще краска, тем лучше. Проводит стекой по щетинкам, направляя летящие брызги на листок и ровно закрашивает всю картину. Затем убирает предмет. Можно продолжить процесс разбрызгивания, используя другую гуашь, стеку и карандаш.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Рисование песком, крупой, солью, скорлупой.

Средства выразительности: объем.

Материалы: картон, кисти для клея, простой карандаш, клей ПВА, чистый песок (крупа, соль, скорлупа)

Способ получения изображения: Ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно сыпучим веществом, лишнее ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот предмет намазывается клеем несколько раз по поверхности песка.

Граттаж (пер. с франц. «скрести, царапать»)

Средства выразительности: линия, цвет, фактура.

Материалы: лист бумаги, свеча, гуашь, жидкое мыло, черная тушь, палочки для процарапывания (можно использовать спицу для вязания).

Способ получения изображения:

  1. Покрыть весь лист любой цветной гуашью (можно использовать несколько цветов или цветной картон)
  2. Всю поверхность листа натереть свечой.
  3. Покрыть черной тушью, чтобы тушь не сворачивалась на парафине, добавить в нее жидкое мыло (1 капля мыла на столовую ложку туши).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

  1. Поэтапный план реализации проекта

В результате анализа методической литературы различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Доронова  - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» был составлен поэтапный план реализации проекта и тематические планы занятий, направленные на решение следующих задач.

Обучающие задачи:

  • Ознакомить детей со средствами художественной выразительности – формой, композицией, цветом.
  • Научить ориентироваться на листе.
  • Научить снятию психофизического напряжения с помощью релаксационных упражнений.
  • Создать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения.
  • Обучать детей умению варьировать материалами и инструментами для создания выразительного образа.

Развивающие задачи:

  • Создавать условия для самовыражения и творчества воспитанников.
  • Развивать и обогащать эмоциональный мир детей.
  • Развитие художественных способностей:
  • чувство ритма,
  • чувство симметрии,
  • чувство контраста,
  • чувство сюжетно-композиционного центра, новизны.
  • Развивать моторику пальцев руки.
  • Развитие мышление, фантазию, воображение, память.

Воспитательные задачи:

  • Развивать личностные качества: наблюдательность, эмпатию, усидчивость, ответственность.
  • Уметь замечать в неприметном значительное, в неказистом выразительное.
  • Воспитывать любовь к изобразительному искусству.

Таблица 6 - Поэтапный план реализации проекта

Мероприятия

Ожидаемый результат

Сроки

  1. Подготовительный        

1. Изучение концептуальной и методической литературы по теме проектной деятельности. Определение базовых понятий. Формирование методологического аппарата 

2.. Подготовка диагностического инструментария и мониторинг психофизиологических возможностей каждого воспитанника, его способностей и желаний.

3. Индивидуальное консультирование родителей  и привлечение их к сбору разнообразного материала для рисования в нетрадиционной технике.

4. Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

Будет собран необходимый материал для работы над проектом. Определен категориальный аппарат  проекта. Определены цель, задачи, объект и предмет проектной деятельности

Август –

сентябрь 2011г.

  1. Внедренческий

Мероприятия для детей

  1. Разработка конспектов непосредственно образовательной и совместной деятельности по изобразительной деятельности.
  2. Знакомство детей с основными направлениями изобразительного искусства; с произведениями, выполненными с использованием нетрадиционных техник изображения; практикуются в этих техниках (после таблицы представлен подробный тематический план занятий)
  3. Участие в городских, республиканских, российских конкурсах детских рисунков
  4. Составление каталога «Нетрадиционные техники рисования»
  5. Уголок для детей «Мастерская «Умелые ручки».
  6. Диагностика уровня развития творческих, художественных способностей детей ( в привлечением специалистов образовательного учреждения)

Проявится устойчивый интерес детей к изобразительной деятельности, желание экспериментировать разнообразными изобразительными материалами.

Сентябрь 2011г. – май – 2012г.

Мероприятия для родителей

  1. Совместно с родителями будут осуществляться мероприятия «Скоро, скоро Новый год!»,
  2. Фотовыставка «Праздник пап, праздник мам»,
  3. «Путешествие в страну «Рисованию», совместное развлечение родителей и детей, «Путешествие в мир Красок».
  4. Тематические родительские собрания будут проводиться в разных формах: круглый стол, родительская приемная и т.п. Родительские собрания: «Творческие способности дошкольников». Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики».
  5. Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для рисования», «Чем можно заняться летом. Рисование природным материалом» и т.д.
  6. Оформление папки передвижки. Тема: «Как занятие рисованием влияет на развитие творческих способностей детей»
  7. Оформление уголка «Мастерская «Умелые ручки», «Студия «Цветные ладошки».

Повысится педагогическая , родительская компетентность в области художественно-творческого развития детей дошкольтного возраста

Сентябрь 2012г. – май – 2013г.

  1. Завершающий
  1. Оценка эффективности проведенной работы:
  • заполнение динамических карт наблюдения;
  • повторное анкетирование родителей на предмет новообразований у детей за истекший период;
  • открытое мероприятий для педагогов и родителей
  1. Оформление и публикация методических материалов:
  • печатная работа в сборнике научно-практической конференции всероссийского уровня;
  • обновление стенда в группе ДОУ;
  • создание фотогаллереи на сайте ДОУ;
  • оформление выставки детских творческих работ (рисунки, поделки).
  1. Распространение педагогического опыта:
  • проведение на базе МБДОУ «Детский сад №35» мастер - класса для педагогов ДОУ города;
  • представление опыта на городском методическом объединении;
  • Подготовка пакета документов для участия в конкурсе методических разработок

Повышение профессиональной компетентности специалистов и педагогов ДОУ

Распространение опыта.

Июнь – июль 2013 г.

Далее представим подробное описание блока работы с воспитанниками ДОУ

Таблица 7 - Учебно-тематический план. Средняя группа

Техника исполнения

Наименование темы

Кол-во  часов

1

Оттиск печатками из картофеля

«Моя любимая чашка»

«Солнышко лучистое»

«Мои рукавички»

«Цветочек для папы»

«Цветочек радуется

солнышку»

5

2

Рисование пальчиками

                   ладошками

«Веселый мухомор»

«Мой любимый дождик»

«Рябинка»

«Маленькой елочке

холодно зимой»

«Мимоза для мамы»

«Божьи коровки на лужайке»

«Жили у бабуси два веселых гуся»

«Травка»

8

3

Рисование свечой

Волшебный дождик

1

4

Тычок жесткой полусухой кистью

«Мои любимые домашние

животные»

«Елочка пушистая, нарядная»

«Весёлый снеговик»

« Сказочные животные»

4

                   Итого:

18 часов

Таблица 8 - Учебно-тематический план. Старшая группа

Техника  исполнения

Наименование темы

Кол-во часов

1

Оттиск печатками из ластика

Оттиск пробкой

«Осеннее дерево»

«Укрась чашу»

«Мои игрушки»

«Укрась шарфик»

4

2

Рисование пальчиками

                   ладошками

«Укрась платочек»

«Грибы в лукошке»

«Первый снег»

«Зимний лес»

«Открытка для мамы»

«Два петушка ссорятся»

«Весеннее солнышко»

7

3

Тычок жесткой полусухой кистью

«В садах созрели яблоки»

«Мой маленький друг»

«Снежная семья»

«Шишки на ветках»

«Мимоза»

«Укрась свитер»

«Черешня»

7

4

Восковые мелки и акварель

«Мои любимые рыбки»

«Елочные игрушки»

«Кораблик в море»

«Зимушка-зима»

«Одуванчики»

5

5

Комкание бумаги (скатывание)

«Снеговик»

«Цыплята»

2

6

Черно-белый граттаж

«Зимний пейзаж»

«Ракета в космос»

2

Итоговое занятие

Выставка работ

1

                   Итого :

28 часов

Таблица 9 - Учебно-тематический план. Подготовительная группа

Техника исполнения

Наименование темы

Кол-во часов

1

Оттиск печатками из печатками

Оттиск поролоном

«Мое любимое платье»

«Ветка с первыми листьями»

«Обои в моей комнате»

3

2

Рисование пальчиками и ладошками

«Ветка рябины»

«Вишня в цвету»

2

3

Тычок жесткой полусухой кистью

«Осень вновь пришла»

«Лягушка»

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

«Пингвины на льдине»

«Елочка нарядная»

«Снегири на ветках»

«Филин»

«Сова»

«Белые лебеди»

«Подарок для мамы»

«Березы весной»

«Попугай»

12

4

Восковые мелки и акварель

«Летний луг»

«Я в подводном мире»

«Моя мама»(портрет)

«Подснежники»

«Фрукты на блюде»

5

5

Монотипия

«Бабочки»

«Первый снег»

«Чудесный букет»

«Березовая роща»

4

6

Черно-белый граттаж

Цветной

 «Зимняя ночь»

«Звездное небо»

2

7

Нитнография  

«Сказочные цветы»

1

8

Тиснение

«Осенние листья»

«Мы гуляем»

2

9

Набрызг

«Я шагаю по осеннему

ковру»

«Мое любимое дерево»

2

10

Кляксография

«Животное, которое я сам придумал»

1

Итоговое занятие

Выставка работ

1

                   Итого :

  1. асов


5.Заключение

Представленный проект рассчитан на развитие творческого воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.  Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.  Важное условие развития ребенка — не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.  Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлена  на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

В творчестве нет правильного или не правильного пути, есть только свой путь, к чему стоит стремиться.


  1. Список литературы

  1. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры.  – М., 2004.
  2. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008.
  3. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
  4. Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа: комплексные занятия /авт. – сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010.-202 с.
  5. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. - № 2. – 2004.
  6. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. М., 2004. – 128 с.
  7. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008. – 160 с.
  9. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
  10. Комарова Т.С., Размыслова А.В., Цвет в детском изобразительном творчестве. – М. Педагогическое общество России, 2002.
  11. Корпилова С., Романов А. «Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет». – М., Айрис Пресс. 2000.
  12. Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников». – М. Классик стиль, 2004.
  13. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009.
  14. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011.-128 с.
  15. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М.: ИД «Цветной мир», 2012.
  16. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  17. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  18. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
  19. Фопель К. «Релаксационные упражнения». – М., 2004.
  20. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2011.-128 с.
  21. Чистякова И.И. «Психогимнастика». – М., 2004.


Приложение 1

Результаты диагностического обследования уровня развития художественно-творческих способностей

детей дошкольного возраста принявших участие в реализации проекта.


Приложение 2

Фотогаллерея использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Волшебные краски» по освоению нетрадиционных способов рисования

Тип проекта: творческий.Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители. Сроки проведения: март – май.Предполагаемый результат: • Иметь представление   о нетрадиционных ...

Педагогический проект «Волшебные краски» по освоению нетрадиционных способов рисования

Тип проекта: творческий.Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители. Сроки проведения: март – май.Предполагаемый результат: • Иметь представление   о нетрадиционных ...

Проект: «Волшебные краски» (Нетрадиционные методы рисования )

Проект: «Волшебные краски»  (Нетрадиционные методы рисования )...

Рабочая программа кружка "Волшебные краски" нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет

Рабочая программа кружка "Волшебные краски" нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет...

Рабочая программа кружка «Волшебные краски» нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет

Рабочая программа кружка «Волшебные краски» нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет...

Краткосрочный проект «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования)

Работа, проведённая по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью ...

Программа культурной практики по нетрадиционному рисованию для детей средней группы "Волшебные краски"

Программа культурной практики по нетрадиционному рисованию для детей средней группы  "Волшебные краски"...