Программа культурной практики по нетрадиционному рисованию для детей средней группы "Волшебные краски"
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Галина Ирина Леонидовна

Программа культурной практики по нетрадиционному рисованию для детей средней группы  "Волшебные краски"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_na_3_sait.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Содержание
  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи
  3. Предполагаемый результат
  4. Организация совместной деятельности педагога с детьми
  5. Методы работы
  6. Календарно- тематический планирование
  7. Литература

1. Пояснительная записка

          Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

          Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Волшебные рисунки» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

         Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

        Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”

Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебные рисунки» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

2. Цель и задачи.

Цель: создание условий для формирования у детей 4-5 лет интереса к художественной деятельности  через рисование нетрадиционными техниками.

Задачи:

Образовательные

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов (метод штампа, методом тыка, метод брызг, ватными дисками, ватными палочками, губками, листьями, пипеткой, метод раздувания водой, монография)

 -Расширить и обогатить  художественный опыт детей.

- Формировать  предпосылоки  учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

- Сформируются навыки трудовой деятельности.

 - Учить  детей свободно выражать свой замысел.

Развивающие задачи

 - развивать  мелкую моторику рук; цветовосприятие, воображение, мышление и внимание, творческие способности.

- повышению уровня воображения и самооценки.

 - развивать умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

Развивать  у детей инициативу, самостоятельность.

Воспитательные задачи

-Формировать навыки  трудовой деятельности

 - Воспитывать уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

 - Формировать  у детей художественно-эстетический вкус, умения видеть чувство прекрасного.

 - Воспитывать чувства взаимопомощи, умения работать в команде, доводить начатое дело до конца.

3. Предполагаемый результат:

Посредством данной программы у детей сформируются следующие навыки:

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

-расширение и обогащение художественного опыта.

-формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

 -   формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

  1. Организация совместной деятельности педагога с детьми

Культурная практика  реализуется один раз в неделю  во второй половине дня продолжительностью не более 20 минут.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах  для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

 Для  детей среднего дошкольного возраста:

тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

5. Методы организации деятельности детей:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные (иллюстрации, картинки)

-практические (показ, повторение)

-игровые  (сюрпризные моменты, пальчиковые гимнастики, физ. минутки)

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

6. Календарно- тематическое планирование 

месяц

техника нетрадиционного развития

тема занятия

сентябрь

рисование пальчиками

Цветные пальчики

Ягодки на тарелке

Сшили Тане сарафан

Разноцветные мячики

октябрь

рисование пальчиками

Дождик, дождик пуще...

Листья желтые летят

Подводное царство

Петушок, петушок…

ноябрь

рисование ладошками

Цветные ладошки

Цветик-семицветик

Ёжик

Мишка косолапый

декабрь

рисование ватными палочками

Горошины для петушка

Идет снег

Узор на платочке

В лесу родилась елочка

январь

тычок

Вот зима кругом

Снег идет

Цыплятки

Бусы для Кати

февраль

оттиск (штамп) пенопластом

Кубики для Вани

Мячики

Башни

Гусеница

март

оттиск (штамп) пенопластом

Платье для Катюши

рисование губкой

Спрячь зайку

рисование трафаретом

Веселые животные

рисование по-мокрому

Солнышко

апрель

рисование смятой бумагой

Березки

Одуванчики

Ёжик

монотипия

Воздушные шарики

май

набрызг

Салют

Звездочки на небе

рисование пипеткой

Дождь идет

Мухомор

7. Литература

  1. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционных техник, планирование, конспекты занятий»  под редакцией Р.Г. Казаковой – М.  2007 г.
  2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» - М. 2010 г.
  3. Акуненок Т.С. «Использование В ДОУ приёмов нетрадиционного рисования дошкольного образования»  - 2010.  №18
  4. Шклярова О.В. « Рисуйте в нетрадиционной форме, дошкольное воспитание»  1995  -  №11
  5. Юркова  Н. «Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся плёнке» 1999 - №2

          6. «Успех»  Примерная основная образовательная программа ДО (Москва, Просвещение 2015г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия- путешествия с элементами нетрадиционного рисования для детей средней группы: «Накормим снегирей

Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам рисования, развивать навыки.Учить рисовать ягоды рябины методом тампонирования ватными палочками и методом сминания салфетки и катания шариков Учить ис...

НОД "Мишка и Мышка" (техника нетрадиционного рисования)для детей средней группы

Занятие проведено в целях развития мелкой моторики рук и ознакомления  новым методом рисования - "тычкование поролоном"....

Программа кружка "Веселая палитра" нетрадиционное рисование для детей среднего дошкольного возраста

Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования...

Сценарий развлечения для детей средней группы «Волшебные краски весны»

Сценарий развлечения для детей средней группы....

Презентация работы по программе "Вместо кисточки -рука!" (нетрадиционное рисование), для детей средней группы

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической практики и теории на ...

ООД по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы «Волшебные цветы»

ООД по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы «Волшебные цветы»       Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе рисов...